Проблемы экономики и менеджмента
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
УДК 336.6
А.А. Елакова
канд. экон. наук, доцент, кафедра финансов и бухгалтерского учета, Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Л.И. Шаймарданова
студент,
Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ
Аннотация. В статье исследованы особенности исламских финансовых институтов и предлагаемых ими финансовых продуктов на российском рынке. Актуальность данной темы состоит в том, что в России резко возрос интерес к исламским финансам, сложилось понимание того, что эта индустрия может быть полезна отечественной финансовой системе. Данная работа на реальных примерах поможет лучшему пониманию сути и полезности дальнейшего развития исламских финансов в России.
Ключевые слова: исламские финансы, исламский банкинг, исламские финансовые продукты, исламские финансовые институты.
A.A. Elakova, Naberezhnye Chelny Institute (branch) Kazan (Volga region) Federal University
L.I Shaymardanova, Naberezhnye Chelny Institute (branch) Kazan (Volga region) Federal University ISLAMIC FINANCIAL INSTITUTIONS
Abstract. The paper analyses the features of Islamic financial institutions and their financial products on the Russian market. The relevance of this topic is that in Russia has dramatically increased the interest in Islamic Finance, there is an understanding that the industry may be useful domestic financial system. This work on real examples will help to a better understanding of the essence and usefulness of the further development of Islamic Finance in Russia.
Keywords: Islamic Finance, Islamic banking, Islamic products, Islamic financial institutions.
Существующая в мире финансовая система построена таким образом, что происходит постоянное расслоение общества: «богатые богатеют, а бедные беднеют», на тему чего написано сотни книг различными экономистами.
В развитых странах широко применяются различные варианты национальной политики в области корпоративной социальной ответственности, тогда как в России уделяется недостаточно внимания данному вопросу. Корпоративная социальная ответственность - это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы. Это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что орга-
№ 5 (45) - 2015
113
Проблемы экономики и менеджмента
низации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом [1]. В этой связи развитие институтов исламской экономики в России могло бы также оказать положительное влияние, поскольку концепция корпоративной социальной ответственности соответствует принципам социально-экономической справедливости ислама:
1) закят - обязательная ежегодная выплата 2,5% с дохода и имущества, превышающего по стоимости 84,8 г золота, за исключением жизненно необходимых благ, направленная в пользу нуждающихся и иных социальных направлений, определенных Кораном;
2) создание благотворительных фондов (вакф);
3) садака - подаяние и пожертвование;
4) кард аль хасан (беспроцентный заём) - беспроцентная ссуда, выданная из чувств сострадания, благорасположения;
5) запрет на финансирование неэтических видов бизнеса (производство алкоголя, табака, игорный бизнес) и другие [2].
Ислам - духовные империя, которая призывает «молиться и трудиться», накормить голодного и иметь чувство сострадания к ближнему. Потенциальными клиентами проектов, связанных с функционированием исламских финансов в России, могли бы стать не только мусульмане, но и представители других конфессий, что свидетельствует о привлекательности исламских принципов ведения бизнеса вне зависимости от вероисповедания.
Дав в пользование человеку землю с её природными ресурсами, шариат тонко регулирует экономические отношения. Закон Аллаха утверждает частную собственность и способы её приобретения, запрещает ростовщичество, подробно регламентирует торговые сделки и договоры.
«Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество» (сура «Корова», аят 275). Запретив ссудный процент, шариат ведёт экономику по своему особенному исламскому пути. Капитал, согласно исламу, призван не увеличивать денежный оборот, а служить развитию и росту производства. Шариат запрещает выплату вознаграждения за временное пользование деньгами. Пророк сказал: «Обменивайте золото на золото только в равном количестве и серебро на серебро только в равном количестве». Вместо традиционной для обычных банков формулы «Д-Д» кредитные операции, согласно шариату, всегда привязаны к процессу продажи или производства товаров и услуг: Д-Т-Д. Вознаграждением становится работа, участие в рисках и ответственность. Таким образом, прибыль кредитора является результатом операций, создающих реальные товары, из чего следует, что капитал работает исключительно в производственных целях [3].
Корпоративная социальная ответственность лежит в основе функционирования исламских финансовых институтов. Исламские банки финансируют те проекты, которые считаются непопулярными среди обычных банков, но которые имеют большое социальное значение. Исламские банки выдают беспроцентные и безвозвратные ссуды в виде благотворительности. Исламские фонды - это фонды социально ответственных
114
№ 5 (45) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
инвестиций, широко распространенных в развитых странах.
Основными преимуществами развития исламской экономической модели для России являются:
1) ориентация на реальный бизнес и ликвидные активы;
2) большая справедливость в распределении финансовых результатов деятельности;
3) диверсификация: появление исламских экономических институтов позволит вывести на рынок новых игроков и новые финансовые инструменты;
4) возможность привлечения инвестиций из мусульманских стран;
5) содействие в развитии экономики страны (финансовая поддержка субъектов малого и среднего бизнеса, расширения услуг финансового сектора и др.).
Исламское финансирование имеет прямое отношение к реальной экономике, чего мы абсолютно не наблюдаем у традиционного финансового сектора, который основан на рибе (ростовщичестве). Ростовщичество, как говорят исламские эксперты, разделяет людей, отдаляет сердца, потому что оно основано на том, что одни наживаются на горе и проблемах других [4].
В России задачу реализации исламских финансов в значительной степени осложняет отсутствие адаптированного законодательства. Однако, несмотря на это инициатором внедрения исламских методов финансирования в экономику выступают не центральная власть, а регионы с большой долей мусульманского населения. На российском рынке уже действует ряд компаний, оказывающих исламские финансовые услуги (табл. 1).
Одно из главных преимуществ исламского банкинга состоит в том, что процентная ставка не взимается, так как банковский процент несовместим с Шариатом.
Исламские финансовые институты предлагают финансирование на основе участия как инвестора в проектах реального сектора экономики. При этом привлекательной стороной такой модели является духовная чистота бизнеса. В финансовых домах финансирование могут получить многие перспективные проекты даже при отсутствии залога. Однако прежде чем дать кредит, проект тщательно анализируется: насколько он экономически жизнеспособен, какие перспективы развития конъюнктуры в данном сегменте рынка, изучаются деловые качества клиента.
Немаловажный момент: деньги инвестируются только в реальное производство, то есть, если у заемщика уже существует работающая схема, реальные производственные мощности и площади, но не хватает оборотных средств, финансовый дома всегда придут на помощь.
Так же одним из главных преимуществ исламского банкинга в целом, является справедливое распределение рисков между инвестором и заемщиком. Фактически банк работает как партнер проекта, участвуя, как в прибылях, так и в убытках. Соответственно, банк делит с заемщиком и ответственность. Таким образом, в отличие от западной финансовой системы, исламский банкинг не тормозит, а способствует развитию предпринимательства.
№ 5 (45) - 2015
115
Проблемы экономики и менеджмента
Таблица 1 - Исламские финансовые институты в России
Название компании Приоритетные проекты Особенности
Т атарстан-ская международная инвестиционная компания Проекты в сфере энергетики, телекоммуникаций, сельского хозяйства и индустрии халяльных продуктов. Зарегистрированная как нефинансовый институт, в состав учредителей которого входят: Исламский банк развития, Инвестиционно-венчурный фонд РТ, Дирекция внебюджетных программ развития Казани, пять крупных инвестиционных компаний из Ближнего Востока и Малайзии. Иностранным инвесторам принадлежит 80% акций ТМИК, 20% - Татарстану (51.
Товарищество на вере «ЮмартФи-нанс» Представляет населению такие услуги как авторассрочку, жилищное финансирование и товарную рассрочку. Для бизнесменов предлагается инвестиционное партнерство, лизинг, оборотное финансирование. Основные объекты вложений: транспортные средства (до 50% в портфеле компаний), оборудование и техника, бытовые товары для дома, недвижимость.
Название компании Приоритетные проекты Особенности
Финансовый дом «Амаль» Предлагает всю линейку своих инвестиционных продуктов: срочные, накопительные, продукты до востребования, а также специальные условия для людей на пенсии. Статистика доходности по инвестиционным продуктам Финансового дома «Амаль» превышает значения депозитных продуктов обычных банков. Доходность портфеля размещенного по итогам 2013 г. составила 22,74%, а доходность портфеля привлеченного - 21,66%. Средняя фактическая доходность по всем продуктам финансового дома за 4 квартал 2013 г. составила 14% годовых. Доходность инвесторов по итогам 2013 года составила -14,92% [61.
Финансовая компания «ЛяРиба- Финанс» Пассивы компании формируют сделки: мурабаха (85%), муша-рака (10%), иджара (2%) и прочие (3%). «ЛяРиба-Финанс» означает финансы без ростовщичества. Около 80% активов компании формируются за счет собственных средств и по типу контракта «мудараба» [7].
Финансовый Дом «Мас-раф» Виды услуг: купля-продажа товаров в рассрочку; инвестирование в бизнес на условиях разделения прибылей и убытков (партнерства); лизинговые операции (иджара). Финансовый дом «Масраф» и международная исламская консалтинговая компания «al-Maali» (Дубай) договорились о сотрудничестве в сфере обучения и проведении специализированного курса QIB - Qualifiedlslamic Businessmen - Квалифицированный исламский бизнесмен для сотрудников финансового дома «Масраф». Это поднимет профессионализм сотрудников на более высокий уровень в оказании услуг.
Филиал «Восток-Капитал» ОАО КБ «ЭллипсБанк» Частные клиенты могут воспользоваться услугами по расчётно-кассовому обслуживанию, денежными переводами, купить драгоценные металлы и открыть счёт, а также получить автофинансирование по договору иджара. В Уфе и Нижнем Новгороде действует исламский филиал нижегородского банка «Эллипс», «Восток-Капитал». Он имеет отдельный корреспондентский счет, что препятствует использованию денег филиала в запрещённых Исламом финансовых операциях.
116
№ 5 (45) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
Исламские финансовые продукты - это альтернатива сложившимся банковским услугам, которые работают на ссудном проценте. В исламе существуют различные методы финансирования: долевое, когда компания разделяет с банком прибыли и убытки в финансировании бизнеса; финансирование посредством лизинга и посредством товарной рассрочки, которые осуществляются в соответствии с нормами исламского права [8].
В таблице 2 представлены одни из самых популярных исламских финансовых инструментов.
Исламский банкинг специалисты относят к альтернативному или этическому финансированию, набирающему в последние годы популярность на Западе. Акционерам и клиентам таких организаций не всё равно, каким образом компания распорядится их деньгами, поэтому исламские банки не участвуют во вредоносной для людей деятельности, как например производство и продажа алкоголя, табака, продуктов, наносящих вред здоровью или моральному облику человека. Следуя своей собственной модели, исламские банки не дают и не берут денег в долг под проценты: клиенты-вкладчики выступают в качестве партнёров банка, участвуя в его прибылях и убытках. Если клиент хочет привлечь финансирование, банк так же может выступить в качестве его партнёра, профинансировав бизнес на условиях разделения прибылей и убытков или же применив какую-либо из схем торгового финансирования, продавая клиенту необходимый ему товар в рассрочку. Таким образом, исламский банкинг всегда связан с экономикой реального сектора, исключая возможности для получения сверхприбылей от финансовых спекуляций.
Таблица 2 - Исламские финансовые продукты
Предлагаемые продукты Значение Содержание Особенности
Мудара- ба Участие в прибылях и убытках Является аналогом традиционного доверительного управления. Банк отдает свои средства в управление мударибу - предприятию с достаточным опытом и репутацией. Последний занимается инвестированием средств. В случае успешного исхода проекта доходы будут разделены согласно заключенному договору. Но если убытки несет только банк, то мудариб не получит своих комиссионных. Банк не вмешивается в повседневное управление проектом.
Мураба- ха Перепродажа с торговой наценкой Банк принимает на себя обязательство отыскать и купить в соответствии с заявленными клиентом критериями товар, а клиент обязуется выкупить данный товар у банка. В цену продаваемого клиенту товара банк включает стоимость оказанной им клиенту услуги. Стороны заранее согласовывают разницу, которая является вознаграждением банка. Клиент выплачивает требуемую сумму, как правило, постепенно в виде частичных платежей (рассрочки).
Кардуль- Хасан Беспро- центная ссуда Дает возможность клиенту взять некую сумму, которую он обязуется вернуть по истечении определенного срока. При этом банк никогда не потребует проценты по ссуде. Клиент сам заплатит премиальные (Хибу) банку, если захочет. Это особенность взаимоотношений исламских банков со своими клиентами, основанных на дружбе и доверии.
№ 5 (45) - 2015
117
Проблемы экономики и менеджмента
Мушара- ка Парт- нерство Предполагает совместное финансирование банком и клиентом определенного продукта. Доходы и убытки, которые несет проект, делятся сторонами долей финансирования. При этом управление может осуществляться как обеими сторонами на паритетной основе, так и любой из них в отдельности. Преимущество продукта муша-рака заключается в том, что он включает гибкие соглашения, где особенности партнерства, доли при распределении прибылей и формы управления могут быть заранее согласованы сторонами.
Салям Продажа отсроченной поставки по текущей цене Основой сделки салам является продажа отсроченной поставки по текущей цене какого-либо определенного актива Банку. Доходом Банка от данной операции является перепродажа поставленного в будущем актива на рынке по цене, которая устанавливается Банком исходя из конъюнктуры рынка на момент продажи актива. Как правило, одновременно заключается два договора, по которому в одном случае товар поставляется банку, в другом - банком третьему лицу. Основной экономический смысл сделки заключается в предварительной оплате Клиенту (фактически финансирование) по цене ниже рыночной будущей поставки актива.
Истисна Фьючерсы -соглашения на срок Создан для финансирования значительных и продолжительных проектов, таких как создание отраслей хозяйства, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества, строительство капиталоёмких объектов и т.д. Составляется детальный график выполнения работ (срок выполнения, сумма, качество и т. д.) и неукоснительное его осуществление в ходе производства. Расчеты по истине производятся по цене, установленной на дату заключения соглашения. Выплаты производятся в заранее определенные промежутки времени по ходу и окончанию проекта.
Иджара Лизинг Иджара предусматривает соглашение между банком и клиентом, по которому банк покупает, а затем сдает в аренду оборудование по требованию клиента. Продолжительность аренды и размер арендной платы согласуются сторонами. Собственность на оборудование остается у банка. Банк продает право пользования своей собственностью и доходами от нее и без причинения ей ущерба (манифа) своему клиенту для среднесрочных и долгосрочных операций. Данный банковский продукт используется при финансировании производства и строительных работ [9].
Численность мусульманского населения России, составляющего до 20% населения страны, продолжает расти, вместе с этим растет и спрос на исламские финансовые услуги. Для исламских финансов важным является наличие интереса значительного числа регионов России, в том числе Татарстан, Башкортостан, Чеченская Республика, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесская Республика и других регионов, а также системообразующих российских банков, таких как Сбербанк, Внешторгбанк, Россельхозбанк, Газпромбанк. Тем самым исламские финансы могут подвигнуть российские власти к рассмотрению вопроса о содействии исламскому финансированию посредством принятия соответствующих актов законодательного и нормативного характера.
Для развития исламской экономической модели в России может оказаться полезным опыт ряда западных стран, которые столкнулись в течение последнего десяти-
118
№ 5 (45) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
летия с различными трудностями, связанными с разработкой исламских финансовых продуктов, таких как: невысокий потребительский спрос, непонимание особенностей исламских финансовых продуктов; налогообложение (удорожание некоторых продуктов с применением исламских принципов финансирования); нехватка специалистов со знаниями исламских финансов и основ шариата, а также глубоко знающих шариатские аспекты финансовой деятельности и т.д. Тщательное исследование данного рынка позволит России наиболее комплексно подойти к решению данной задачи. Реализуемые ныне исламские экономические проекты могут послужить хорошей базой для изучения конъюнктуры рынка и выступить в качестве пилотных проектов. Развитие институтов исламской экономической модели окажет положительное влияние на многонациональное население страны и ее экономику.
Список литературы:
1. Электронная свободная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс]. -URL.: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 15.01.2015).
2. Мусаев Р., Магомедова Ю. Исламские финансовые институты в мировой экономике // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. - 2013. - № 2.
3. Халифат и капитал // Газета «Черновик». - 2011. - 7 окт. (№ 39).
4. Причины наращивания исламского банкинга // Газета «Медина аль - Ислам».
- 2012. - 23 нояб (№ 134).
5. Официальный сайт Татарстанской международной инвестиционной компании [Электронный ресурс]. - URL: http://tiic.bz/(дата обращения: 03.02.2015).
6. Официальный сайт финансового дома «Амаль» [Электронный ресурс]. -URL: http://finamal.ru/ (дата обращения: 04.02.2015).
7. Официальный сайт финансовой компании «ЛяРиба-Финанс» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.lariba.ru/ (дата обращения: 04.02.2015).
8. Исламское финансирование в России // Общероссийское информационное агентство мусульман «Info-Ислам». - 2012. - 2 июля.
9. Исламский банкинг: основные отличия и инструменты [Электронный ресурс].
- URL: http://islamic-finance.ru/ (дата обращения: 04.02.2015).
№ 5 (45) - 2015
119