О.О. Булаев
Ислам в политике ливийского лидера Муаммара Каддафи (1970-1980-е гг.)
О -О гм - О.
О
Революция 1969 г. в Ливии породила политический режим, чьи действия вну- ^ три страны и на международной арене базировались на концепции «исламского социализма». Эта идеология была продуктом политических взглядов Муаммара Каддафи, человека, руководившего страной в течение 42 лет. В ранние годы своего режима Каддафи претендовал на роль фундаментального преобразователя основных сторон общественной жизни в Ливии: экономики, политики и культуры. Религиозный исламский аспект занимал не последнюю роль в планах ливийского руководства. Каддафи рассматривал ислам двойственно: одновременно как традиционный элемент, структурирующий общественные отношения, и как духовную силу, способную придать новый импульс революционным движениям, преобразовывать историю и реальность. Такое восприятие ислама получило весомое отражение во внутренней и внешней политике ливийского лидера. Ключевые слова: Ливия, Муаммар Каддафи, ислам, исламский социализм, политика Муаммара Каддафи, история Ливии.
1 сентября 1969 г. в Ливии группа армейских офицеров, именуемая «Организация свободных офицеров юнионистов-социалистов», успешно осуществила свержение режима короля Идриса I в ходе одной из наиболее бескровных революций в современной истории. Революция провозглашала идеалы доминировавшей тогда во многих странах Ближнего Востока идеологии арабского национализма, а одному из непосредственных руководителей восстания, офицеру Муаммару Каддафи, предстояло стать человеком, чье политическое видение будет определять путь развития страны в последующие 42 года.
Амбиции лидера ливийской революции 1969 г. не ограничивались общей повесткой панарабской идеологии и внешнеполитической независимости. В ранние годы своего режима Каддафи претендовал на роль фундаментального преобразователя основных сторон общественной жизни в Ливии: экономики, политики и культуры. Религиозный исламский аспект занимал не последнюю роль в планах ливийского руководства. Еще в первом коммюнике временного правительства (Совета революционного командования) декларировалось: «СРК глубоко убежден в свободе религии, в моральных ценностях, содержащихся в Коране, и обещает защищать их» [1]. Значимость этого фактора Каддафи также подтвердил в «Зеленой книге», своем основном политическом труде:
о. «...Каждый народ должен иметь свою религию... тогда общественный 5 фактор придет в соответствие с религиозным фактором и будет восстановлена гармония» [2]. На протяжении всего времени правления Кадда-Л фи ислам имел важное значение как идеологическая компонента во вну-8 тренней и внешней политике страны.
03 В представлении Каддафи ислам должен был стать неотъемлемой
частью общественной жизни, всеобщим моральным законом. В области законодательства это выразилось в ряде официальных запретов, введенных в ранние годы после захвата власти: на алкоголь, азартные игры, использование латинского алфавита, изучение иностранных языков в начальных и средних школах [9]. Кроме того, в 1971 г. в рядах вооруженных сил Ливии был образован т.н. «Исламский легион», в составе которого проходили службу представители Сахеля [10]. В 1973 г., во время речи Каддафи в г. Себха, было провозглашено начало ливийской культурной революции, которая, среди прочего, закрепляла значение религии в новой Ливии. Провозглашались следующие пять мероприятий по преобразованию общественных отношений:
1) отмена всех существующих законов и замена их законами, основанными на шариате;
2) подавление коммунистов, консерваторов, атеистов, «Братьев-мусульман», сторонников капитализма;
3) вооружение народа;
4) административная реформа и чистка органов власти;
5) продвижение исламской мысли и отказ от любых неисламских идей, пришедших из других стран и культур [11].
Окончательно как основа ливийского законодательства шариат был закреплен в 1979 г. [3]. В целом, во внутренней политике режима Каддафи в его ранние годы мотивы социализма, антиимпериалистической борьбы и радикальной демократии оказались теснейшим образом переплетены с исламом как идеологической базой общественных отношений.
В то же время, внутренняя исламская оппозиция довольно жестко подавлялась режимом, что наглядно демонстрирует ранняя история двух ныне влиятельных в Ливии политических сил - движения «Братья-мусульмане» и Ливийской исламской группы.
Для ливийских «Братьев-мусульман» революция 1969 г. ознаменовала начало серьезных трудностей в легальной деятельности. Каддафи занимал жесткую позицию в отношении любых политических конкурентов и начал официальные преследования активистов движения в 1972 г. В ходе «культурной революции» происходили аресты и заключения в тюрьмы симпатизирующих движению студентов, представителей интеллигенции и активистов. В связи с этим, организация была вынуждена выживать в подполье и в эмигрантских кругах. Однако даже
о' -о ^
уход в подполье не стал спасением для ливийских «Братьев-мусульман». ¡2 5 ^ В 1989 г. спецслужбы страны раскрыли тайную ячейку, 150 членов кото- ^ | г-с рой были подвергнуты аресту [8]. Следует также упомянуть, что в 1970- ^ з ° 1980-е гг. появляются две организации, выделившиеся из ливийской ^ ячейки «Братьев-мусульман», но не сыгравшие заметной роли в полити- § е^ ке страны: «Национальный фронт спасения Ливии» и «Хизб ут-Тахрир». ^ *
Более воинственный фланг исламской оппозиции режиму, Ливий- о ское исламское движение, было основано в 1995 г. ветеранами войны ^ в Афганистане под именем Ливийская исламская сражающаяся группа (ЛИСГ). Большинство членов ЛИСГ также заявляли в прошлом о своей приверженности целям и идеалам этой организации, а с 2007 г. ЛИСГ являлась официальным подразделением Аль-Каиды в странах Исламского Магриба, в т.ч. и в Ливии. Помимо Аль-Каиды, по утверждениям представителей американских спецслужб [6], ЛИСГ имела и, возможно, имеет до сих пор, организационные связи с британской разведкой М16, совместно с которой в 1996 г. члены организации проводили подготовку неудавшегося покушения на Каддафи. После провала покушения членов организации активно преследовали ливийские спецслужбы. В 2000-е гг. ЛИСГ столкнулась с осложнениями в области снабжения и финансирования в связи с официальным признанием ее террористической организацией со стороны США1 и ООН с 2010 г. [5]
Эти два случая наглядно демонстрируют, что, апеллируя к исламу, режим был жесток в отношении любых оппонентов, пытавшихся выступать с исламских идеологических позиций.
Во внешней политике режима в 1970-1980-е гг. религиозный аспект также играл не последнюю роль. Ливийский режим поддерживал деньгами, оружием и предоставлением тренировочных лагерей национально-освободительные и революционные движения по всему миру. Идеология многих из них была тесно переплетена с исламом. Среди таковых: «Исламский освободительный фронт моро», действовавший на южных Филиппинах [14], Канакское мусульманское движение Малайзии, Нация Ислама и движение черных мусульман (США) [4], Фронт освобождения Эритреи. Кроме того, в 1980 г. Ливия вступила в прямой военный конфликт с режимом Чада, выступая с идеологических позиций ислама и панафриканизма [12]. Определенное международное влияние имела и политическая концепция Каддафи. Например, согласно утверждению американского исследователя Рэймонда Гэстила, под влиянием идеологии «исламского социализма» Каддафи находился «Объединенный революционный фронт» государства Сьерра-Леоне [7]. Нельзя не отметить
1 С 2004 г. разведка США также объявила об официальной охоте на основателя ЛИСГ -Абу Латиха аль-Либи [13].
о. и сотрудничество Ливии с одиозным режимом диктатора Иди Амина 5 в Уганде [5], для которого ислам также выступал своеобразным идеологическим элементом национально-освободительной борьбы, несмотря на тот Л факт, что мусульмане являлись религиозным меньшинством в стране. ° Подавляя радикальных (ЛИСГ) и умеренных («Братья-мусульмане»)
03 политических исламистов в Ливии, режим Муаммара Каддафи опирался на собственное видение ислама как идеологической базы внутренней политики Ливии и ее действий на международной арене. В политических взглядах ливийского вождя начала левой идеологии и исламской религии получили своеобразный синтез, оказавший противоречивое, но заметное влияние как на историю второй половины ХХ в., так и на современную радикальную политику.
Библиографический список
1. Егорин А.З. История Ливии. XX век. М., 1999.
2. Каддафи М. Зеленая книга. Ч. 3. Общественный аспект Третьей Всемирной Теории. URL: http://kaddafi.ru/zelknig3.html (дата обращения: 25.04.2017).
3. Малашенко А.В. Место и роль ислама в политическом устройстве современной Ливии // Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. Сборник статей / Отв. ред. Ю.В. Ганковский. М., 1986. С. 70-78.
4. Arnold G. The Maverick State: Gaddafi and the New World Order. NY., 1998.
5. Foreign Terrorist Organizations // US Department of State. Bureau of Counter-terrorism. URL: http://www.state.gov/j/ct/rls/o1:her/des/123085.h1m(дата обращения: 25.04.2017).
6. Gambill G. The Libyan Islamic Fighting Group (LIFG) // The Jamestown Foundation. 23.03.2005. Archived. URL: http://web.archive.org/web/20060718051648/ http://www.jamestown.org/publications_details.php?volume_id=411&issue_ id=3275&article_id=2369477(дата обращения: 25.04.2017).
7. Gastil R.D. Freedom in the World: The Annual Survey of Political Rights & Civil Liberties 1996-1997 // Freedom House Survey Team. Collection / Eds R. Kaplan, G. Szamuely. NY, 1997.
8. Islamist Movements in Libya: Chances and Challenges of Political Power. Freid-rich Ebert Foundation. URL: http://www.fes.org.ma/common/pdf/FES%20 Libya%20English%20DEF.pdf(дата обращения: 25.04.2017).
9. Krasno J., La Pides S. Personality, Political Leadership, and Decision Making: A Global Perspective. Santa-Barbara, CA, 2015.
10. Nolutshungu S.C. Limits of Anarchy: Intervention and State Formation in Chad. Virginia, 1996.
11. Obeidi Amal S.M. Political Culture in Libya. Routledge, 2002.
12. Pollack K.M. Arabs at War: Military Effectiveness, 1948-1991. University of Nebraska Press, 2002.
13. Proscribed Terrorist Organisations // UK Government. Home Office. 7.04.2014. URL: https://www.gov.uk/government/publications/proscribed-terror-groups-or-organisations--2 (дата обращения: 25.04.2017).
14. Simons G.S. Libya: The struggle for survival. NY, 1993.
15. The Qaddafi, I know. URL: foreignpolicy.com/2011/03/24/the-qaddafi-i-know-2/ (датаобращения: 25.04.2017).