УДК 94(612)
DOI 10.18522/0321 -3056-2016-2-61 -65
АРАБСКИЙ СОЦИАЛИЗМ ЛИДЕРА ЛИВИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. ФЕНОМЕН МУАММАРА КАДДАФИ
© 2016 г. О.Н. Попенков
Попенков Олег Николаевич -почетный академик Европейской академии естественных наук, помощник ректора, Воронежский государственный университет, Университетская площадь, 1, г. Воронеж, 394018. E-mail: fnagrada@list. ru
Popenkov Oleg Nikolaevich -Honorary Academician of the European Academy of Natural Sciences, Assistant Rector, Voronezh State University,
Universitetskaya Sq., 1, Voronezh, 394018, Russia. E-mail: fnagrada@list. ru
Рассматриваются вопросы государственного строительства в Ливии в период после свержения королевского режима на принципах «арабского социализма» ливийского лидера М. Каддафи, известных как «Третья мировая теория». Анализируется феномен политического лидерства на Востоке, в исламском мире, яркие представители которого сегодня становятся ключевыми игроками в новой формирующейся структуре мира. В деятельности М. Каддафи заключена целая эпоха в жизни арабского региона, без ее понимания невозможен научный прогноз развития кризисной ситуации как в самой Ливии, так и в Ираке, Сирии, Йемене и других странах региона.
Ключевые слова: феномен Муаммара Каддафи, арабский социализм, панарабизм, суфийский орден сенуситов, национализм, ислам, сунниты, суфии, ваххабиты, исламисты, офицеры-юнионисты, революция аль- Фатех, «третья мировая теория».
The article analyses the issue of state building in Libya in the period after the overthrow of the Royal regime on the principals of "Arab socialism " of Libyan leader Muammar al-Gaddafi, known as the "Third world theory ". The analysis of the political leadership phenomenon on East in the Islam world is the purpose of this work, as leaders of the Islam world have become key players in the new formed structure of the modern world. In activity of the Lybian leader a whole epoch is celled in life of the Arabic region, the scientific prognosis of development of crisis situation is impossible without the analysis of it, both in Lybia and Iraq, Syria, Yemen and other countries of the region.
Keywords: the phenomenon of Muammar Gaddafi, Arab socialism, panarabism,Sufi order of sinusits, nationalism, Islam, the Sunnits, the Sufists, the Vakhabists, the Islamists, officers - unionists, the revolution of al-Fatech, "Third world theory".
Арабский Восток в настоящее время напоминает бурлящий котёл. После арабской весны, уничтожившей устоявшиеся за долгие годы режимы, ситуация остаётся взрывоопасной. На политической арене не без помощи Запада активно действуют исламистские силы, ранее удерживаемые в рамках сильных режимов некогда суверенных арабских государств: Ирака, Ливии, Сирии. Конфликты на Ближнем Востоке множатся, угрожая не только региону, но и миру в целом. Здесь сошлись интересы главных геополитических игроков, а также ряда региональных стран, стремящихся к лидерству в этом районе мира.
Каков возможный сценарий дальнейшего развития ситуации?
Ответ на этот вопрос крайне важен. Он даёт возможность наметить пути вероятного разрешения ближневосточных конфликтов. А также смоделировать общее направление будущего мирового противостояния.
В данной статье рассматривается личность одного из величайших представителей ливийского
народа Муаммара Каддафи, его революционные искания, победы и просчёты. В деятельности «полковника» заключена целая эпоха в жизни ливийского народа, без анализа которой невозможен научный прогноз развития кризисной ситуации как в самой Ливии, так и в арабском регионе в целом.
С падением колониализма к власти в ряде арабских стран, таких как Египет, Ирак, Алжир, Сирия, Тунис, Ливия, Южный Йемен, пришли лидеры, сделавшие свой выбор в сторону строительства светских государств, оставляя для ислама лишь духовную сферу. Это не означало, что они были неверующими мусульманами. Совсем наоборот.
Если говорить о Муаммаре Каддафи, то он, еще будучи бедуинским мальчиком, получил классическое исламское образование, обучаясь в медресе при одной из мечетей своего родного города Сирта. Знал Сунну и священную для всех мусульман книгу Коран наизусть.
Вместе с тем он, как и его египетский коллега Га-маль Абдель Насер, которого молодой Каддафи счи-
тал своим старшим другом и учителем, кому он всячески подражал и с кого брал пример (во всяком случае, в первые годы своей революционной карьеры), объявил войну исламистам, стремившимся построить государство по типу исламского халифата.
Подобную же войну против исламистской группировки «Братья-мусульмане» в 70-80-х гг. прошлого века вели сирийский президент Хафез Асад и президент Ирака Саддам Хуссейн.
Это противостояние, по меткому выражению академика Е.М. Примакова, представляло собой «не простое соперничество, а противостояние двух одномастных сил...» [1, с. 18].
Феномен М. Каддафи в Ливии заключался прежде всего в том, что он сознательно отрицал исламскую модель построения государства и общества, оставаясь правоверным мусульманином. Одновременно он не мог игнорировать религиозность населения своей страны.
Ислам был принципиальной связующей силой ливийцев, и основатель ордена сенуситов и его преемники, сумевшие объединить на религиозной основе племенной социум Ливии, неуклонно противопоставляли свою веру колониальному вторжению. Суфийский орден сенуситов стоял у истоков ливийского возрождения, вобрав в себя традиционный ислам, элементы мистики (суфизм) и аравийский ваххабизм.
Открытие ас-Сенуси начальных коранических школ и первого ливийского университета в оазисе Джагбуб стало «первыми шагами по созданию организованной системы образования, просуществовавшей вплоть до наших дней (60-70-е гг.)», - пишет английский исследователь Т. Бланс [2, р. 106].
Во время своего правления предшественник М. Каддафи король Идрис сохранял суфийскую суть сенусизма, традиции бедуинов, права кланов, свободу племён. Король создал модель государственности и национальной стратегии на сенуситском толковании ислама, что дало возможность сплотиться в борьбе с колонизаторами. Он добился независимости Ливии (1951 г.). А в 1963 г. Ливия стала унитарным государством: функции провинциальных правительств были переданы союзному правительству.
Всё это стало возможным на общеисламской базе. «Со стороны простых ливийцев к режиму короля Идриса не было претензий», - полагает востоковед и специалист по Ливии А.З. Егорин, - король пользовался всеобщим уважением» [3, с. 322].
Однако независимость Ливии с первых дней являлась формальной. Западное экономическое и военное присутствие США и Англии, которое якобы
«гарантировало» устойчивость королевской власти, на самом деле закрепляло победу колониального Запада над страной.
В 1948 г. в Ливии англичанами была обнаружена первая нефть, которая в корне изменила судьбу страны. Всего 11 месторождений по всей стране. Неудивительно, что основными нефтедобывающими компаниями стали компании США и Великобритании, которые присваивали себе большую часть доходов от добычи нефти.
В 1968 г. была создана ливийская национальная нефтяная компания, которая облегчила борьбу с засильем иностранных нефтяных гигантов. Ливия стала одной из первых нефтедобывающих стран, начавших борьбу с Западом за контроль над своими природными богатствами.
Как считает английский специалист по Ливии Дж. Райт, начал эту борьбу не М. Каддафи, как это полагают многие, а король Идрис, за что и поплатился троном [4, с. 37].
Можно согласиться с подобным утверждением английского учёного хотя бы потому, что в момент революционного переворота Запад занял выжидательную позицию, предпочтя не вмешиваться в ситуацию. Однако у крушения монархического режима были и иные обстоятельства.
Охвативший страну нефтяной бум и свалившееся богатство ввели страну в состояние полной противоположности традиционному укладу её жизни. Предложенная королём ещё до открытия нефти в стране ливийская модель экономического развития явно отставала от тех возможностей, которые давала добыча нефти.
Новый исторический поворот в жизни Ливии -условия неожиданного богатства, требовали новых методов, путей и подходов для решения проблем. Их разработка была необходима для того, чтобы справиться с новыми внутренними и внешними задачами ливийского общества. Сама история выдвигала нового лидера, человека нового поколения. Им стал Муаммар Каддафи.
Появление офицеров-юнианистов в Ливии было связано прежде всего с общей обстановкой на Ближнем Востоке - формированием в 50-60-х гг. ХХ в. обществ «свободных офицеров» в Египте, Ливии и Йемене; свержением в этих странах монархических режимов. Лозунги египетского президента Насера «Свобода, социализм, единство» увлекли и ливийскую молодёжь.
Два события, связанные с Египтом, подготовили почву для революционного переворота в Ливии: Суэцкий кризис 1956 г. и шестидневная война против Израиля летом 1967 г. В обоих случаях короля
Идриса ас-Сенуси обвинили в предательстве интересов арабского мира, так как на территории Ливии находились иностранные военные базы.
В 1959 г. было положено начало нелегальному в стране молодёжному движению, которое следовало идеям партии Арабского Социалистического Возрождения, в арабской транскрипции - БААС. Это движение, которое основывалось на вооружённых методах борьбы, возглавили в Ливии семнадцатилетний М. Каддафи и его сподвижник Мухаммед Халиль.
Отметим, что ливийское общество значительно отличалось от других арабских обществ того времени. В основном оно состояло из бедуинских племён, кочевавших по пустыне, и только небольшая часть населения была экономически активной, но политически неорганизованной.
Королевский режим опирался на силовые структуры, где и родилось оппозиционное движение. Это произошло не случайно. В условиях полной зависимости монархии от Запада, когда в стране отсутствовали собственные сильные политические образования, только в армии могла зародиться сила, выступившая впоследствии против режима.
Организация ОСОЮС - офицеров-юнианистов в Ливии представляла собой узкую группу офицеров-оппозиционеров режиму короля. Каддафи в своей «Истории революции», изданной в 1977 г., пишет, что руководимая им ОСОЮС «являлась узко заговорщицкой организацией, которая ждала момента для военного переворота» [5, с. 191].
Переворот, названный впоследствии революцией аль-Фатех, произошёл 1 сентября 1969 г. и практически бескровно. Наследный принц отказался от всех прав и призвал народ присоединиться к революционному режиму.
Ко времени революции в Ливии назрела необходимость появления новой идеологии, способной не только объединить ливийцев, подобно религиозному сенусизму, который опирался на патриархальное и религиозное сознание некоторых слоёв населения, но не охватывал его в целом. Молодому образованному поколению ливийцев было тесно в рамках сенусизма, поэтому на смену ему пришли идеи арабского единства.
На старте революционных преобразований Каддафи подтвердил изначальную приверженность «свободных офицеров» идеям насеризма и разъяснил свою интерпретацию лозунгов «Свобода, социализм, единство».
«Под свободой мы понимаем такую индивидуальную и национальную независимость, которая исключает нищету, колониализм и присутствие на нашей земле иностранных войск и военных баз.
Под единством мы понимаем объединение всех арабских народов либо под руководством одного арабского правительства, либо на основе федерации малых правительств. Под социализмом мы понимаем исламский социализм. Мы следуем догмам Корана, принципам частной собственности и наследства. Национальный капитал не только останется в руках тех, кто им владеет, но будет даже поощряться с целью стимулирования развития страны» [6, с. 1].
Уже 16 октября 1969 г. на митинге в Триполи Каддафи заявил о полной эвакуации иностранных баз, наличие которых являлось главной опасностью для нового режима. А в 1970 г. английская и американская базы покинули страну.
В период с 1969 по 1974 г. в Ливии сформировалась своеобразная «военная хунта», по словам исследователя А.З. Егорина, взявшая на себя многие функции государственного управления.
Эта «хунта» обеспечивала боеспособность армии, поддерживала стабильность в стране и была опорой верхушки во главе с Каддафи, который к 1974 г. смог прийти фактически к единоличной власти.
К этому же временному периоду в Ливии исчерпала себя насеровская модель построения общества, а также панарабизм как идея общеарабского национализма. Каддафи, совершив несколько попыток объединения с другими арабскими странами (Египтом, Сирией, Алжиром), убедился в их тщетности.
Ещё в первые годы революции М. Каддафи занял жёсткую антикоммунистическую позицию. Но и западные модели демократии его не привлекали. Придя к власти, ливийский лидер начал формулировать свой «третий путь» развития, отличный от капитализма и коммунизма, свою концепцию «исламского социализма», используя некоторые идеи сенусизма.
Впоследствии теоретические взгляды М. Каддафи стали называться «третьей мировой теорией» развития, основанной на священных принципах ислама, национализма и «ливийского социализма». Эта модель развития, по мнению самого его создателя, служила «альтернативой капиталистическому материализму и коммунистическому атеизму» [7, р. 5].
В своих воззрениях Каддафи соединил специфику Ливии - ислам как социальную структуру общества и национализм, консолидирующий общество.
После Второй мировой войны в мире вырос авторитет Советского Союза, а идеи социализма овладели умами руководителей многих стран, проникли на Ближний Восток. Однако лидеры арабских государств весьма специфически понимали социализм,
придавая ему характер национализма, направленный на национальное возрождение против засилья колонизаторов. Этого требовала реальная политика.
Лучшее определение этому явлению дал основоположник баасизма Мишель Афляк: «Социализм -это инструмент, приспособленный для наших (арабских. - Е. Примаков) национальных условий и потребностей. Он не может рассматриваться в качестве основной философии или свода нормативных актов. Это только ветвь дерева, именуемого национализмом» [8, р. 92, 93].
Начав строить такой арабский социализм по ливийскому образцу, Каддафи стремился обосновать его в своём труде под названием «Зелёная книга». Разрабатывая в ней «третью мировую теорию», М. Каддафи пишет о национализме: «Одной из причин, приводящей к развязыванию войн одной нации против другой, является численное превосходство, могущество, тирания и угнетение» [7, р. 25].
Обратим внимание на слова ливийского лидера о национализме как стремлении к освобождению и равенству. Очевидно, Каддафи имел в виду право разных наций на равные возможности. Если мы рассматриваем народ в основе нации, то, по мнению Н.А. Бердяева, «народы различаются между собой своей культурой, своим творчеством и это несмотря на то, что культура имеет универсальные основы» [9, с. 238].
Делаем отсюда вывод, что равенство нации на уровне культуры невозможно. Все народы, как и отдельные личности, имеют свои собственные задачи, функции и ограниченные возможности в силу своих талантов. Если же мы имеем в виду нацию как социальную общность в рамках определённого государства, то «все национализмы походят друг на друга, всё более обезличиваются и вместе с тем ненавидят друг друга и хотели бы истребить друг друга» [9, с. 238].
Соглашаясь с выводами Н.А. Бердяева, приходим к заключению, что межнациональный мир возможен, но при определённых условиях, а между нациями всегда действует тот же закон, что и между людьми, о котором говорил и сам М. Каддафи - «право сильного».
Каддафи изложил и «свою» трактовку социализма. В это понятие он включил: достижение социальной справедливости, ликвидацию эксплуатации человека человеком, представление одинаковых возможностей для личности в обществе, социальную безопасность и мирную ликвидацию социальных различий.
Социализм (от лат. socialis, т.е. «общественный»), как явствует уже из самого названия, есть политико-экономический порядок, основанный на преобладании общества. Возьмём за основу понимание социализма русским философом Н.А. Бердяевым, который полагал иерархию ценностей социализма отличной от иерархии ценностей национализма.
«Социализм основан на духовном принципе -достоинстве каждого человека, справедливости, не допускающей эксплуатации человека». В социализме «верховной ценностью является сам человек, его право на реализацию полноты его жизненных возможностей. Человек есть ценность более высшая, чем нация и государство» [9, с. 232].
И далее: «Социализм обращён к ценностям самого человека, а не к историческим общностям, обращающим человека в средство. Социализм по своей идее персоналистичен [9, с. 232].
«Речь идёт о том, суббота ли для человека или человек для субботы.
Это христианская идея, что человек выше субботы, и её должен положить в свою основу персо-налистический социализм, свободный от всякого идолотворения. Эта вечная истина не допускает превращения общества или коллектива в идола, которому приносятся в жертву живые люди» [9, с. 235].
Ливийский лидер пытался «примирить» ислам с социализмом. Согласиться с рассуждением Каддафи, что между социализмом и исламом нет противоречий, - трудно. Однако здесь есть и нечто общее, что позволяет им на практике близко взаимодействовать. Противоречие внутри социализма заключено в разногласии теории и практики. Социализм провозглашает человека главным звеном, для кого устанавливаются законы. На деле же происходит служение самому закону в лице той же нации или иной общности. В рамках социализма и личность, и государство рассматриваются как нечто подчинённое, призванное выражать лишь волю коллектива.
В жизни мусульманской уммы главное - это коллектив, жизнь общественная. И в этом виде теория социализма вполне соответствовала потребностям исламского общества. Несмотря на то, что понятия «ислам», «социализм» и «национализм», которые мы пытаемся сравнивать, являются разноуровневыми, в них есть и нечто общее, что притягивает их друг к другу. Ислам, национализм и социализм заявляют о строительстве рая на земле во имя человека, хотя и по-разному трактуя сам процесс.
Каддафи рассматривал «исламский социализм» как идеальную систему для преобразования мира, как выход из «человеческой трагедии, которую переживают народы под гнётом капитализма и коммунизма» [7, р. 26].
Английский исследователь Х.Блюшот заметил, что вся новизна теории состоит в «персональной интерпретации основ ислама» ливийским лидером [10, р. 164], а не в решении накопившихся социальных противоречий.
И всё же ливийский лидер, проявив политический прагматизм, выделил в своей «теории» главное, подчинив его нуждам своего народа: в национализме - стимул к объединению, в социализме -социальную справедливость, в религии - мораль.
За период правления полковника при всех теоретических ошибках в социально-политической сфере его режима он смог сплотить свой народ и добиться для него небывалого в истории Ливии благосостояния и национальной независимости. Достижения режима сопровождал и демографический взрыв. За время правления М. Каддафи население Ливии увеличилось в пять раз. При этом полковник на практике доказал, что в условиях традиционно исламского Востока вполне возможно достичь прогресса, используя светскую модель государственного развития, удерживая исламистские силы в стране от их разрушительного наступления.
Литература
1. Примаков Е.М. Ближний Восток. М., 2016.
2. Blunsum T. Libya: the Country & its People. Bristol, 1968.
3. Егорин А.З., Миронова Г.В. Сенуситы в истории Ливии (1843-1969). М., 2006.
4. Wright J. Libya: A Modern History. London; Canberra, 1981.
5. ЕгоринА.З. История Ливии ХХ век. М., 1999.
6. Ар-Раид. 1969. 17 окт.
7. The Fundamentals of the Third International Theory. Tripoly, 1974.
8. Renaissance du Mond Arabe. Gembiex, 1972.
9. Бердяев Н.А. О современном национализме // Русские заметки. Ч. 3. Шанхай, 1938.
10. Bleuchot H. The Green Book: its context and meaning. L., 1982.
References
1. Primakov E.M. Blizhnii Vostok [The Middle East]. Moscow, 2016.
2. Blunsum T. Libya: the Country & its People. Bristol, 1968.
3. Egorin A.Z., Mironova G.V. Senusity v istorii Livii (1843-1969) [Sinusites in the History of Libya (1843-1969]. Moscow, 2006.
4. Wright J. Libya: A Modern History. London; Canberra, 1981.
5. Egorin A.Z. Istoriya Livii ХХ vek [Libya the History of the Twentieth Century]. Moscow, 1999.
6. Ar-Raid, 1969, 17 Oct.
7. The Fundamentals of the Third International Theory. Tripoly, 1974.
8. Renaissance du Mond Arabe. Gembiex, 1972.
9. Berdyaev N.A. O sovremennom natsionalizme [About Modern Nationalism]. Russkie zametki, 3p. Shanghai, 1938.
10. Bleuchot H. The Green Book: its context and meaning. London, 1982.
Поступила в редакцию
21 апреля 2016 г.
УДК 93/94(470.6)
DOI 10.18522/0321-3056-2016-2-65-70
ПОХОДЫ МОНГОЛОВ НА СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ В 20-30-Х ГОДАХ XIII ВЕКА
© 2016 г. Х.-М.А. Сабанчиев
Сабанчиев Хаджи-Мурат Алексеевич -доктор исторических наук, профессор, кафедра культурологии, этнологии и истории народов КБР, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, ул. Чернышевского, 173, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, 360004. E-mail: [email protected]
Sabanchiev Khadzhi-Murat Alekseevich -Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of Cultural Studies, Ethnology and History of the Peoples of the KBR, Berbekov Kabardino-Balkarian State University, Chernyshevskogo St., 173, Nalchik, Kabardino-Balkar Republic, 360004, Russia. E-mail: sabanchievkh-m@mail. ru