личное дело каждого”; “всё равно, как ни веруй, лишь бы только жил честно”.
11. Развитие в детях с первых лет жизни таких духовных качеств, как религиозность, послушание, правдивость, невинность и чистота сердца; преодоление таких пороков, как гордость, любостяжание, зависть, чувственность.
12. Выявление и преодоление главного порока в ребенке как некоего корня, на котором держится и произрастает всё порочное. Епископ Ириней предлагает следующие правила и способы узнавания главного порока:
• родителям предлагается определить собственные главные пороки и употребить все силы к тому, чтобы преодолеть их;
• родителям необходимо быть внимательными к тому, что другие люди говорят об их ребенке, так как чужие люди обыкновенно гораздо лучше видят недостатки в детях, чем родители;
• следует любить детей подлинной родительской, а не животной любовью;
• родителям необходимо наблюдать за своими детьми особенно тогда, когда они не подозревают, что за ними кто-то смотрит, например, в играх, во время которых “...как добрые, так и худые их наклонности скорее всего обнаруживаются” [1, с. 46].
Действительность дает нам печальную картину кризиса семейных отношений. Кризис семьи выражается и в том, что она всё хуже реализует главную свою функцию - воспитание детей. В этих условиях миссия воспитания должна состоять в том, чтобы помочь молодым людям духовно состояться и нравственно устоять перед трудностями и соблазнами легкой жизни, обрести истинные, а не ложные ценности и смыслы жизни. Это позволяет говорить о полезности введения в отечественную педагогическую науку религиозно-педагогических идей епископа Иринея (Орды), несущих в себе значительный духовный потенциал. Мы уверены, что они важны и актуальны, способны обрести достойное место в современной отечественной педагогической науке и принести добрые плоды в деле воспитания современного человека.
Литература
1. Ириней (Орда). Кормчая книга по морю житейскому. Екатеринбург, 1901.
2. Лавринов В. Екатеринбургская епархия. Екатеринбург, 2001.
3. Памяти преосвященного Иринея // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1904. № 10.
ИСЛАМ КАК ОСНОВА НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ МУСУЛЬМАНСКИХ ЭТНОСОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Койчуев
Подъем этнокультурного самосознания, которым в значительной степени характеризуется современное российское общество, актуализирует научное изучение и осмысление богатого культурного наследия народов нашей многонациональной и поликон-фессиональной страны. Как русскую культуру, основанную на православии, невозможно понять без обращения к наследию христианства, так и познание национальных культур и народной педагогики мусульманских этносов России (в
I.А.-Дж.
частности, на Северном Кавказе), предполагает знание и понимание ислама.
Современное состояние народной педагогики северокавказских этносов характеризуется, с одной стороны, значительной потерей своей традиционной функциональности в этнических сообществах в силу таких причин, как изменение традиционного семейного и общественного уклада, проникновение в этническую среду фрагментов иной, нетрадиционной культуры, недостаточное идейно-педагогическое соответствие и един-
© Койчуев А.А.-Дж., 2008 1102
ство взглядов на воспитание в семье, школе и обществе. С другой стороны, народная педагогика продолжает функционировать и понимается большинством представителей северо-кавказских народов как незаменимый культурообразующий компонент, продолжающий обеспечивать сохранение культурной самобытности этноса, особенно в условиях социальной и экономической нестабильности, благодаря чему содержание народной педагогики является объектом изучения многих научных исследований в области общей педагогики, проводящихся сотрудниками образовательных учреждений региона.
Вместе с тем, нескоординирован-ность действий культурных и образовательных институтов современного российского общества в деле духовно-нравственного воспитания создает значительные трудности в формировании у подрастающих поколений национального самосознания, возрождения традиционной культуры и народной педагогики. В данных условиях важное значение в возрождении традиционной культуры и народной педагогики имеет деятельность исламских образовательных учреждений и мечетей, играющих здесь роль центров возрождения духовной культуры мусульманских народов Северного Кавказа, во многом и определяющей возрождение народной педагогики, которая, в свою очередь, является одним из институтов исламизации и реислами-зации в жизни народов региона.
В народной педагогике мусульманских этносов Северного Кавказа нашли широкое отражение следующие основные положения религиозной доктрины:
• концепция жизненной необходимости и богоугодности неустанной работы человека над самосовершенствованием, приобретением знаний, физическим и духовным развитием;
• установления, обязывающие человека и общество к охране окружающей среды, рачительному, бережному природопользованию и активной работе по возможно более полному восстановлению природных ресурсов;
• интернационализм, отсутствие расовой и национальной дискриминации и разделения, достаточно высокая степень
терпимости по отношению к другим религиям, толерантность к другим культурам;
• воспитание в человеке нравственных качеств и соблюдение им моральноэтических норм,наличие которых является необходимой составляющей развитой личности человека;
• социально сплачивающая и солида-ризирующая направленность установлений.
В силу того, что, как отмечает Фатхи Якан,“Ислам - всестороннее учение,содержащее в себе организацию отношения индивидуума к самому себе, к своей семье, обществу” (и экологической среде - А.К.), в нем четко разъясняются “нормы и правила, на которых базируются организационные формы и законы, определяющие движение общества и людей” в соответствии со взглядами данной религии “на мир, человека и жизнь” [1, с. 15].
Благодаря этой всеохватности и целостности, названные религиозные установления имеют определяющее значение в этнопедагогических воззрениях народов Северного Кавказа, а именно, их направленности на интеллектуальное и физическое развитие, на духовно-нравственное, экологическое, трудовое и патриотическое воспитание подрастающих поколений.
Так, экологическое воспитание основывается на понимании жизненно важной необходимости для человечества постоянного поддержания в окружающей среде единой установленной Богом гармонии и порядка [2, с.201].
Одной из основных задач педагогических традиций экологического воспитания у народов Северного Кавказа, основанных на данных установлениях, является воспитание у подрастающих поколений понимания гармонического единства всех звеньев природы, где гибель одного звена приводит к разрушению остальных звеньев, а гибель природы - к гибели человечества. Родители, воспитатели, а то и просто старшие соплеменники, считают своим долгом напомнить ребенку, что все вокруг существует и живет по Воле Всевышнего. Человек является великим творением Господа, ему обещаны в наследство небо и
земля, а дела человека, его свершения -наиболее значительны из дел и занятий других созданий Бога. Это обязывает человека и человечество неуклонно следовать повелениям Всевышнего, одно из них - забота и ответственность человечества за сохранность той экологической среды, которой Всевышний его одарил. Состоятельность или несостоятельность человечества выполнить эту свою священную обязанность перед Богом определена таким образом, что выполнение данной обязанности и благочестия человечества есть жизнь, процветание и прогресс для него. Точно также невыполнение обязанности по охране и сбережению данной человечеству свыше природной среды есть гибель человечества.
Следовательно, согласно исламскому вероучению, у человечества есть единственный путь, ведущий к благоденствию, благочестию и развитию - это путь гармонии и сотрудничества с окружающей средой. Всякое нарушение гармонии, созданной Богом, и каждый конфликт человечества с окружающим миром есть шаг к безбожию и самоубийству.
Принятие нового мировоззрения народами Северного Кавказа значительно обогатило его педагогический потенциал. Это мировоззрение стало сердцевиной народной педагогики, оказало огромное влияние на воспитание и перевоспитание многих северокавказцев.
Современные системы образования в республиках Северного Кавказа во многом ориентированы на изучение народной педагогики и реализацию ее воспитательного потенциала в учебно-воспитательной деятельности светских образовательных учреждений, но игнорирование религии как духовной основы народной педагогики снижает воспитательный эффект ее использования [3, с. 56].
Такое игнорирование является основной причиной имеющего место противоречия, проявляющегося в рассогласовании ценностных основ воспитательных воздействий школы, в которой, по меньшей мере, умалчивается об исламских основах воспитания в народной педагогике, и семьи, где об этом говорится с первых дней жизни ребенка. Усилия современных педагогов по возрождению
традиций народной педагогики и интеграции их в учебно-воспитательный процесс светских образовательных учреждений будут лишены желаемой эффективности без понимания того, что воспитательные возможности этнопедагогики мусульманских народов Северного Кавказа во многом основаны на исламе, педагогический потенциал которого в значительной степени определяет силу воспитательных воздействий народной педагогики.
Этот педагогический потенциал ждет своего применения, например, в таком важном направлении деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, как патриотическое воспитание. Согласно установлениям Корана, выполнение сыновнего долга по отношению к родителям предписано мусульманину даже в случае их неверия (куфра) [2, с. 83].
Конечно же, сын или дочь, заботясь о душе неверующих отца или матери, обязаны в меру возможностей уговаривать родителей понять и принять веру, но и в случае их упорного несогласия обязаны неустанно заботиться о родителях, расходуя для них из своего имущества, жертвуя своим здоровьем, карьерой и так далее. Единственное, чем мусульманин не должен поступаться даже для своих родителей, - это его вера. Любовь к Всевышнему единственно важнее любви к отцу и матери.
Труд и созидание предков, их духовное и материальное наследие - то, что обеспечивает жизнь их потомков. Жизнедеятельность предшествующих поколений, проходившая в условиях определенного географического пространства, ставшего местом компактного проживания представителей одного этноса, местом рождения и воспитания новых поколений, приобщением их к жизни и труду предков, становится для них в такой же степени дорогим, любимым и жизненно необходимым, что и родители, семья, родственники, друзья и соплеменники.
Анализируя обращения к человеку, мы пришли к выводу, что религия воспитывает в человеке, ее принявшем и идущем по ее пути, любовь к Родине, родителям, умме, соплеменникам и человечеству вообще. Каждый верующий обя-
зан свято выполнять свой долг по отношению к ближнему, родителям, семье, Отечеству, защищать их, оберегать и укреплять. Умению и способности человека постоять за близких, выступить на защиту Родины также отводится важное значение.
Религия обладает значительным по силе мобилизирующим и солидаризиру-ющим потенциалом. Сплоченность верующих, предписанная Всевышним, позволила сохранить и пронести веру сквозь множество тяжелейших испытаний. Благотворное влияние религиозной нравственности на горские народы Северного Кавказа, как нами уже отмечалось, состоит еще и в том, что религия, органично влившись в традиционную народную педагогику Северного Кавказа, обусловила и сделала возможными жизненно необходимые для горцев сплоченность и взаимопомощь.
Народная педагогика северокавказских этносов, опираясь на религию, сумела воспитать не одно поколение патриотов, которые вносят значительный вклад в развитие отечественной науки, культуры, образования, этноконфессио-нальное сознание которых никак не препятствует их служению многонациональному и многоконфессиональному обществу Российской Федерации.
Одной из наиболее существенных проблем использования религиозного содержания народной педагогики в современной образовательной практике рассматриваемого региона является отсутствие четко оформленного педагогического сотрудничества данной религии через духовные образовательные учреждения и народную педагогику с учреждениями системы образования республик Северного Кавказа. Для эффективной реализации религиозно-педагогического потенциала в образовательной практике целесообразно как можно скорее решить проблему религиозного образования и просвещения людей, живущих на Северном Кавказе, и сторонников ислама, проживающих на территории Российской Федерации. Это станет средством противодействия экстремизму и антигуманным действиям политических течений, прикрывающихся исламской риторикой.
Вместе с тем, в обществе имеет место процесс стихийного, самостоятельного и слабо управляемого мусульманским духовенством движения молодежи к самовоспитанию, самообразованию и саморазвитию на основе религиозных установлений, когда молодые люди организуют свою жизнь согласно предписаниям Корана и Сунне Пророка Мухаммада. Этот процесс можно только приветствовать, поскольку здесь налицо множество положительных моментов: здоровый образ жизни (отказ от спиртного, табака и обязательные занятия спортом, самообразование и стремление к знаниям, необходимость хорошо выполнять свое дело, учебу, работу); стремление соответствовать высоким идеалам религиозной нравственности, готовность к оказанию помощи. В данном случае необходимо высокопрофессиональное использование средств изучения ислама с тем, чтобы верующая молодежь имела возможность познать именно его истинную гуманистическую суть.
Рассмотрение народной педагогики мусульманских народов Северного Кавказа дает основание утверждать, что ислам является ее духовно-нравственной основой. В то же время педагоги образовательных учреждений в своей воспитательной деятельности не в полной мере опираются на те же религиозно-нравственные основы народной педагогики, что не способствует гармонизации воспитательных воздействий социальных институтов семьи и образования. Педагогический потенциал ислама и его изучение с целью более интенсивного использования во взаимодействии школы и семьи, на наш взгляд, сегодня не является в должной мере объектом научных педагогических исследований.
Литература
1. Мустафа Махмуд. Спор с безбожником. Минск (год не указан, предположительно - 1989-1991).
2. Койчуев А.А.-Дж. Педагогика ислама: основные идеи, история и современность. Карачаевск, 2006.
3. Койчуев А.А.-Дж., Шаповалов В.К. Педагогический потенциал ислама в светских образовательных практиках. Ставрополь, 2008.