УДК 7/5527/74
EDN VJEVTH
Р.Р. Султанова
ИСКУССТВО ВОЙЛОКА В АСПЕКТЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЮРКСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)
В статье рассматриваются различные аспекты изучения искусства войлоковаляния, получившего в настоящее время широкое распространение в различных видах творчества. Особое внимание уделяется анализу основных исследований, выявляющих закономерности развития этого вида искусства, а на этой основе - особенности художественного мышления тюркских народов.
Ключевые слова: культура, искусство войлока, тюркские народы, архетип, орнамент, симпозиум
Для цитирования: Султанова Р.Р Искусство войлока в аспекте изучения тюркского художественного мышления (постановка проблемы) // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4. С.103-108. EDN VJEVTH.
Rauza R. Sultanova FELT ART IN THE ASPECT OF STUDYING TURKIC ARTISTIC THINKING (STATEMENT OF THE PROBLEM)
The article examines various aspects of studying the art of felting, which is currently widely used in various types of creativity. Particular attention is paid to the analysis of the main studies that reveal the patterns of development of this type of art, and on this basis - the features of the artistic thinking of the Turkic peoples.
Keywords: culture, felt art, Turkic peoples, archetype, ornament, symposium
For citation: Sultanova R.R. Felt art in the aspect of studying Turkic artistic thinking (statement of the problem) // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 4. С.103-108. EDN VJEVTH.
Введение
В последнее время традиционное и очень древнее искусство создания изделий из войлока снова приобретает актуальность. Осмыслить этот феномен, имеющий несомненные признаки декоративно-прикладного искусства, пытаются историки, этнографы, искусствоведы, культурологи, художники, педагоги, разрабатывая различные подходы к данной проблеме.
Методы исследования
В трудах Л.Л. Барковой и Н.В. Полосьмак в историческом и этнографическом аспектах рассматривается древнеалтайский войлок из «замёрзших» погребений пазырыкской культуры, породивший традиции, которые и сегодня живы у многих народов Центральной Азии и Казахстана [8, 9]. А.Г. Янбухтина в книге «Декоративное искусство Башкортостана. XX век: от тамги до авангарда» положила в основу изучения башкирского войлока метод пластического анализа, объединив его с комплексным видением предметно-бытового мира этноса [17]. Концепция С.Н. Шитовой базируется на сравнительно-историческом методе [16]. Р. Каримова также сравнивает уйгурский войлок с казахскими, киргизскими, туркменскими, выделяя отличительные моменты не только в использовании инструментов, но и в технологии, в орнаментике [6].
Литературный обзор
Сравнение декоративных признаков войлочных изделий казахов с традициями других народов позволило исследователю из Алматы
Б.Е. Асановой выявить сходство и различие в композиционных построениях, в трактовке орнаментальных мотивов [1]. И.Б. Мусакаев из Карачаевска, рассматривая войлочные ковры ногайцев в историческом развитии, выделяет инвариантные формы в композиционном построении и орнаментации [9]. В учебно-методических пособиях, вышедших в Башкортостане [8], Казахстане [15], Татарстане [2], не только содержатся сведения по истории древнего, традиционного войлока, но и раскрываются разнообразные технологии изготовления, большое внимание уделяется описанию современных технических приемов, обобщается опыт работы мастеров, педагогов, художников из разных регионов.
Практическая значимость
Такой научный интерес к традиционному искусству войлока сегодня не случаен. Сама эпоха постмодерна, когда происходит взаимопроникновение культур, обостряет интерес к далёким по духу культурам. Очень наглядный пример: опыт московской школы № 1321 «Ковчег» [7], во дворе которой находится юрта, а в ней - музей кочевой культуры, где представлено развитие искусства войлока. Швейцарская центральноазиатская горная программа САМР в поддержку горных районов регулярно проводила семинары для жителей Киргизии, Таджикистана и Казахстана. Венгерские художники Иштван Видак и Мари Наги, пионеры в деле возвращения войлока в современное искусство, в 2005 г. создали в Германии Международную Академию войло-
ка, а годом позже в Голландии был организован её филиал. Конечно же, основополагающим здесь является бережное и внимательное отношение к войлоку в тех странах, где веками существовали и развивались традиции его производства (Азербайджан, Киргизия, Казахстан, Турция). В контексте традиционного искусства возросший интерес к войлоку — это одна из попыток самоидентификации. Туркмены и сегодня изготавливают кошмы точно так же, как это делалось в древности. В Бурятии существует традиция изготовления одноцветных войлоков. С 2002 года в Абзелиловском районе Башкортостана, в котором по сей день культивируется традиционное войлочное ремесло, проводится республиканский праздник шежере и башкирского войлока «Ступая на белый войлок» [7]. В селе Бурангул построено специальное здание для кошмоделия — Дом войлока, в котором можно научиться технологии изготовления старинного материала.
Особенно велик интерес к историческим традициям в современной моде. В 2008 году в Шымкенте (Южно-Казахстанская область) прошёл I Международный конкурс молодых дизайнеров и модельеров «Наш авангард», который стал настоящим праздником моды. Он объединил представителей Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Турции [7]. Подобный конкурс сегодня получил огромный размах во многих регионах и в нашей стране (в Туве, Республике Алтай и др.).
И наконец, в Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург) в рамках 10-й международной научной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии» была выделена в самостоятельный раздел тема «Войлок в культуре и интерьере» (с одноимённой выставкой), рассказавшая о традициях этого материала и современном его применении у народов Поволжья и При-уралья, Центральной Азии, а также в других странах (Албания, Болгария) [6].
Искусство войлока фокусирует в себе целый комплекс научных проблем: отражение ментальности народа, изучение форм художественного мышления (особенно орнаментального), развитие промыслов на современном этапе, влияние традиций на современное искусство, освоение технологии и сбор информации с целью массового производства.
Обсуждение
Всё это разнообразие научных и практических проблем, связанных с изготовлением изделий из войлока, было также в центре вни-
мания Международного симпозиума «Искусство войлока в тюркском мире: история и современность», организованного в 2009 году в Институте языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан по инициативе автора статьи [5].
При подготовке к этому форуму все усилия были направлены на то, чтобы раскрыть разные аспекты изучения этого искусства: исторический, искусствоведческий, лингвистический и педагогический. Исходя из этого, программа симпозиума включала общетеоретические и методологические проблемы, локальные аспекты изучения, современное состояние этого ремесла; особое внимание уделялось проблемам художественного образования. Мы рассматривали этот симпозиум как продолжение тех теоретических и методологических вопросов, что были сформулированы на международной конференции «Истоки и эволюция художественной культуры тюркских народов», проведенной ранее (2008). В ходе этой конференции была сформулирована интересная идея: различные формы тюркского искусства имеют единый инвариант, который, в свою очередь, связан с архетипи-ческими структурами мышления тюрков. Поэтому, планируя симпозиум об искусстве войлока, мы стремились найти пути к решению этой сложной и многогранной проблемы. Изучение искусства войлока открывает новые перспективы в данном направлении. Эта разновидность декоративно-прикладного искусства - одна из древнейших в тюркском мире. Следовательно, она позволяет судить об исходных формах организации пространства, способах присутствия в нем форм мыслительной и жестовой активности человека. Изучение различных аспектов этого искусства позволит выявить повторяющиеся черты, обнаружить те самые универсалии и закономерности, которые характерны именно для художественного мышления тюркских народов, для его первоистоков.
Такого рода исследования характерны для современной науки. Например, труды Пати-мат Гамзатовой, которая изучает архаические художественные традиции в народном декоративно-прикладном искусстве с точки зрения проявления в них важнейших архетипов человеческого сознания, универсальных ментальных схем и принципов мироощущения [3].
Некоторые западные учёные тоже интересуются этой темой. Например, Джон Томпсон
в книге «Ковры из юрт, домов и мастерских Азии» [18] рассматривает художественные особенности восточных ковров в зависимости от социально-культурных аспектов их бытования и производства (более архаическое домашнее ремесло, надомное производство, искусство городских цехов и высокопрофессиональная работа придворных мастерских).
Специфика казанского форума заключалась в том, что проблема архетипов тюркского художественного мира и тюркского художественного мышления никогда раньше не обсуждалась в таком широком масштабе. Наш симпозиум стал второй попыткой на более конкретном материале рассмотреть специфические универсалии тюркского художественного мышления (такие попытки предпринимались нами несколько лет назад и по итогам театрального фестиваля «Науруз») [13].
Поиск универсалий художественного мышления тюркского мира не должен заслонять, по нашему мнению, и проблемы, связанные с самобытностью искусства войлока у разных народов. Традиции изготовления изделий из войлока существуют у многих тюркских народов, имеют многовековую историю и отражают специфические черты каждого.
Именно в таком ключе ведёт свои научные исследования доктор искусствоведения Гюль Э.Ф. из Ташкента. Исследуя материалы Бай-сунской экспедиции (юг Узбекистана), она выделила традиционную «кочевническую» орнаментику: крестообразные и рогообраз-ные мотивы, квадраты и ромбы, полосы и цепочки треугольников, представленные в различных вариантах. «Мотив тугдона занимает особое место в искусстве кочевого мира - это своего рода матрица, архетип всей ковровой орнаментики, поскольку именно его рисунок, известный еще по войлочным коврам Пазы-рыка (V в. до н.э.)... Это емкий символ кочевой культуры, вбирающий в себя важнейшие понятия, определяющие жизнь степных народов, - понятия солнца (крест), потенции и продолжения жизни (рога), плодородия (ромб)». Его семантика со временем забыта, однако в народной памяти сохранилось отношение к нему как к важнейшему знаку, и поэтому не случайно элемент получил новое название «тугдона» (железное дерево, горное растение, из которого до сих пор изготавливают обереги), в какой-то степени адекватное старому [5, с. 57]. При этом Гюль Э.Ф. акцентировала свое внимание на узорах, характерных только для войлочных ковров (меандро-вые мотивы, вихревые свастики, ромбы), а
также на устойчивых изобразительных традициях («курбака» — «лягушка»).
Доктор искусствоведения Алиева К.М., анализируя изделия из Келбеджарского района и из Ширванского региона, относящиеся к 60-м гг. ХХ в., отмечает сходство в технике изготовления войлока в Азербайджане с техникой изготовления войлока в Средней Азии. Она также отмечает в них использование традиционных древних мотивов азербайджанских ковров - ромба и треугольника, а также рогов барана [5, с. 68]. Асадова Х.В. особое внимание обращает на сохранение и развитие традиций войлочного ремесла в ХХ столетии в Карабахе, Нахичеване и Газахе, в частности художественному своеобразию композиций с сочетанием архаичного и современного, с использованием орнамента «бута» (символа огня), а также других узоров растительного происхождения [5, с. 72-73].
Неудивительна схожесть орнаментальных мотивов в изобразительном искусстве тюркских и монгольских народов, заложенная в общий исторический период их происхождения и дальнейшего развития. Вместе с тем, есть существенные различия в трактовке и содержании орнамента, обусловленные приобщением монголов и тюрков к мировым религиям: буддизму и исламу. Батырева С.Г. из Элисты, рассматривая войлок в калмыцкой культуре, подчеркивает: «В орнаментальной композиции четко прослеживается «смысловой» центр, ритм и подчеркнутая симметрия, выражающие в конечном итоге особенности мироощущения <...>. Особенностью изобразительной системы монгольских народов является выделение частного из общего, способствующие формированию орнаментальной композиции, где тематический рисунок, как правило, активнее фона <...>. Иные композиционные приемы демонстрирует орнамент казахов и киргизов, тяготеющий к более декоративной, но не смысловой структуре. Так, для орнамента тюркских народов характерна равная активность фона и тематического рисунка, своеобразное их тождество. Такая потребность в общем решении фона и интерьера привела к появлению и развитию плоскостной, т. е. вместе с фоном, композиции орнамента. Рисунок с фоном сливаются, как бы перетекая один в другой и обратно, не вычле-няясь формой в пространстве изображения, декоративного в своей основе [5, с. 102-103].
Симпозиум в Казани доказал также перспективность проблем традиционных художественных форм и современного дизайна,
обогащение дизайнерской мысли находками традиционной культуры. Различным аспектам этой проблемы посвящены исследования коллег из Киргизии. В частности, ученые Киргизского государственного технического университета им. И. Раззакова Таштобаева Б. Э., Маслянова Ф. И. поднимают вопросы совершенствования основных показателей качества войлока для швейного производства [5, с. 133-135].
Не менее актуальны проблемы художественного воспитания. Этот целый комплекс вопросов, связанных с восприятием, этнокультурной идентичностью, формированием навыков художественного мышления, в центре внимания исследований из Башкортостана.
Чрезвычайно интересным оказался опыт работы Центра художественного войлока Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (Уфа, с 2007 г.) под руководством известного художника-графика Талгата Масалимова, где успешно решается задача «соединения ремесла и творчества, сочетания работы по возрождению традиций старинного ремесла с созданием уникальных художественных произведений» [5, с. 28]. В Центре проводятся интересные эксперименты с фактурой войлока, что привело к созданию новых направлений в работе с этим материалом. Например, здесь сочетают войлок с деревом, стеклом, металлом и текстилем. Изделия из войлока создаются и как выставочные экспонаты, и как элементы интерьера: таким образом функциональное назначение войлока становится более разнообразным. Объемная пластика из войлока - одно из новых и достаточно перспективных направлений в работе Центра -находит широкое бытование и в европейских странах. Так, арт-объекты Лэззи Майрль из Австрии, костюмы и аксессуары Михали Вет-ро из Венгрии экспонируются на различных выставках и фестивалях, получая всё большую популярность в мире.
Опыт показывает, что диалог с богатым культурным наследием на основе современных философских и художественных концепций является перспективным направлением, позволяющим каждой культуре занять особое место в условиях усиливающейся глобализации. Этот аспект проблематики рассматривается в трудах доктора искусствоведения Ах-
медовой Н.Р. из Узбекистана. В частности, она анализирует войлок в актуальном искусстве, в творчестве современных художников (Ж. Усманова, В. Ахунова и др.), которые в поисках оригинального языка по-своему адаптируют традиционную систему художественных форм к постмодернистской ситуации, что «проявляет себя в главной особенности современного искусства региона - символизме и метафоричности» [5, с. 138].
Большой интерес вызывают исследования, посвященные раскрытию секретов мастерства и технологий. Особенно практическую ценность представляет опыт работы мастера и педагога из Шымкента (Казахстан) Бейсе-новой Ж. А. по использованию натуральных красителей в современном искусстве войлока [5, с. 130-132].
Важным аспектом изучения войлока является передача традиционного ремесла молодому поколению. Целый ряд проблем связан с бытованием искусства войлока в современной социальной среде. Большой резонанс у общественности вызывают мастер-классы педагогов-художников Верховской М.А. (Москва), Колчиной Е.В., Губайдуллиной Э.Ш. (С.-Петербург) и др., убедительно демонстрирующие огромную роль занятий по войлоко-валянию в процессе социально-творческой реабилитации детей и молодежи [5, с. 127, 189-194]. В Казани сегодня активно работают в этом направлении Казанский институт культуры (Смирнова О.В.), в ООО «Киез нур» под руководством искусствоведа Шкляевой Л.М.
Заключение
Таким образом, анализ традиционного войлока как памятника народного искусства, богатейшего источника материальной культуры народов связан с рассмотрением многих явлений современного искусства, культуры и индивидуального творчества. Интерес к древнему искусству в разных уголках мира с годами не ослабевает. Это подтверждается успешным проведением осенью этого года Международного семинара «Три ковра», вызвавшего огромный интерес со стороны исследователей и художников, мастеров из разных регионов. Пришло осознание, что этот древний вид искусства в эпоху глобализации является одним из факторов сохранения национальной идентичности.
Литература
1. Асанова Б.Е. Взаимосвязи в искусстве войлока казахов и народов Центральной Азии // Мода и дизайн: Исторический опыт, новые технологии: Материалы 11-й международной научной конференции. С.-Петербург. 23-25 июня 2007 г. - СПб., 2008. - С. 154-160.
2. Войлок: вчера, сегодня, завтра. Из опыта работы (CD-диск) / автор проекта, сост. Р.Р. Султанова. - Казань, 2009.
3. Гамзатова П. Р. Архаические традиции в народном декоративно-прикладном искусстве (К проблеме культурного архетипа). - М.: Едиториал УРСС, 2004.
4. Дармачева Н., Петрова-Цвяткова М. Традиционное изготовление войлочных ковров в Болгарии // Мода и дизайн: Исторический опыт, новые технологии: Материалы 19-й международной научной конференции. С-Петербург, 26-28 июня 2007 г. - СПб., 2007. - С. 195-198.
5. Искусство войлока в тюркском мире: история и современность. Материалы международного симпозиума «Искусство войлока в тюркском мире: история и современность» (Казань, 29-30 января 2009 года) / Авт.-сост. Р. Р. Султанова. - Казань: Изд-во «Заман», 2013. - 248 c.
6. Каримова Р.У. Традиционные художественные ремёсла и промыслы уйгуров. - Алматы: Дайк-Пресс, 2005.
7. Куклин К. Юрта: мир за войлочными стенами / / Надёжный источник. - 2006. - № 4.
8. Масалимов Т. X., Ахадуллин В. Ф. Xудожественный войлок. - Уфа: Китап, 2007.
9. Мусакаев И. Б. Орнаментация ногайских войлочных ковров // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Труды международной конференции: в 3 т. 9—13 июня 1992 г., Казань. - М.: Инсан, 1997. - С. 228-230.
10. Ниязов А. Виздин авангард // Шымкент. - 2008. - № 1. - С. 34-35. (на казах. яз.).
11. Полосьмак Н. В. Всадники у Кока. - Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2001;
12. Полосьмак Н. В., Баркова Л. Л. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (ГУ-Швв. до н.э.). - Новосибирск: ИНФОЛИО, 2005. - 232 с.
13. Султанова Р.Р. «Науруз» - праздник тюркских театров // Сцена. - 2006. №4. - С.34-46.
14. Ткаченко И.Д. Войлок в конском снаряжении у кочевников Центральной Азии (по материалам РЭМ) // Мода и дизайн: Исторический опыт, новые технологии: Материалы 19-й международной научной конференции. С-Петербург, 26-28 июня 2007 г. - СПб., 2007. - С. 210-216.
15. Тохтабаева Ш., Беккулова А., Ахмирова А., Асанова Б. Войлок казахов: вчера, сегодня. Пособие для ремесленников. - Алматы, 2008.
16. Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (этнографические очерки). - Уфа: Китап, 2006. - С. 17-45.
17. Янбухтина А. Г. Декоративное искусство Башкортостана. XX век: от тамги до авангарда. - Уфа: Китап, 2006. - С. 103-105.
18. Thompson J. Carpets from tents, Cottages and Workshops of Asia. London: Barrie and Jenkins 1988 (Томпсон Дж. Ковры из юрт, домов и мастерских Азии).
References
1. Asanova B.E. Vzaimosvyazi v iskusstve vojloka kazahov i narodov Central'noj Azii // Moda i dizajn: Is-toricheskij opyt, novye tekhnologii: Materialy 11-j mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. S.-Peterburg. 23-25 iyunya 2007 g. - SPb., 2008. - S. 154-160.
2. Vojlok: vchera, segodnya, zavtra. Iz opyta raboty (CD-disk) / avtor proekta, sost. R.R. Sultanova. -Kazan', 2009.
3. Gamzatova P. R. Arhaicheskie tradicii v narodnom dekorativno-prikladnom iskusstve (K probleme kul'turnogo arhetipa). - M.: Editorial URSS, 2004.
4. Darmacheva N., Petrova-Cvyatkova M. Tradicionnoe izgotovlenie vojlochnyh kovrov v Bolgarii / / Moda i dizajn: Istoricheskij opyt, novye tekhnologii: Materialy 19-j mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. S-Peterburg, 26-28 iyunya 2007 g. - SPb., 2007. - S. 195-198.
5. Iskusstvo vojloka v tyurkskom mire: istoriya i sovremennost'. Materialy mezhdunarodnogo simpoziuma «Iskusstvo vojloka v tyurkskom mire: istoriya i sovremennost'» (Kazan', 29-30 yanvarya 2009 goda) / Avt.-sost. R. R. Sultanova. - Kazan': Izd-vo «Zaman», 2013. - 248 c.
6. Karimova R.U. Tradicionnye hudozhestvennye remyosla i promysly ujgurov. - Almaty: Dajk-Press, 2005.
7. Kuklin K. YUrta: mir za vojlochnymi stenami // Nadyozhnyj istochnik. - 200б. - № 4.
8. Masalimov T. H., Ahadullin V. F. Hudozhestvennyj vojlok. - Ufa: Kitap, 2007.
9. Musakaev I. B. Ornamentaciya nogajskih vojlochnyh kovrov // YAzyki, duhovnaya kul'tura i istoriya tyurkov: tradicii i sovremennost'. Trudy mezhdunarodnoj konferencii: v 3 t. 9—13 iyunya 1992 g., Kazan'. - M.: Insan, 1997. - S. 228-230.
10. Niyazov A. Vizdin avangard // SHymkent. - 2008. - № 1. - S. 34-35. (na kazah. yaz.).
11. Polos'mak N. V. Vsadniki u Koka. - Novosibirsk: INFOLIO-press, 2001;
12. Polos'mak N. V., Barkova L. L. Kostyum i tekstil' pazyrykcev Altaya (GU-SHvv. do n.e.). - Novosibirsk: INFOLIO, 2005. - 232 s.
13. Sultanova R.R. «Nauruz» - prazdnik tyurkskih teatrov // Seena. - 2006. №4. - S.34-46.
14. Tkachenko I.D. Vojlok v konskom snaryazhenii u koehevnikov Central'noj Azii (po materialam REM) / / Moda i dizajn: Istorieheskij opyt, novye tekhnologii: Materialy 19-j mezhdunarodnoj nauehnoj konfereneii. S-Peterburg, 26-28 iyunya 2007 g. - SPb., 2007. - S. 210-216.
15. Tohtabaeva SH., Bekkulova A., Ahmirova A., Asanova B. Vojlok kazahov: vehera, segodnya. Posobie dlya remeslennikov. - Almaty, 2008.
16. SHitova S.N. Narodnoe iskusstvo: vojloki, kovry i tkani u yuzhnyh bashkir (etnografieheskie oeherki). -Ufa: Kitap, 2006. - S. 17-45.
17. YAnbuhtina A. G. Dekorativnoe iskusstvo Bashkortostana. XX vek: ot tamgi do avangarda. - Ufa: Kitap, 2006. - S. 103-105.
18. Thompson J. Carpets from tents, Cottages and Workshops of Asia. London: Barrie and Jenkins 1988 (Tompson Dzh. Kovry iz yurt, domov i masterskih Azii).
УДК 712 EDN GDLQQL
И.В. Портнова
СТИЛЕВАЯ АРХИТЕКТОНИКА СОВРЕМЕННОГО САДА: ОТ РЕТРОСТИЛЕЙ К НОВЫМ РЕШЕНИЯМ
В статье рассматривается образ сада прошлого и современности в соответствующей стилевой архитектонике. Отмечается, что «ретросад» наделен чертами философского романтизма. Он представляет собой образ мечты как воспоминание о райском саде и представляет четко выраженную стилевую структуру ландшафтной организации, складывающуюся по принципам красоты. Современный сад с множественными вариациями архитектурно-природных решений также требует продуманной композиции каждой архитектурной и растительной формы. Целью статьи является структурный анализ сада прошлого и настоящего с акцентом на архитектурно-природную гармонию как важного компонента зрительной визуализации и эмоционального настроя. В статье обозначены перспективные стилевые предпочтения, тяготеющие к формам биотека, которые успешно могут быть реализованы в композиции ландшафтной архитектуры, отражая всеобщую концепцию «природы».
Ключевые слова: цветы, сад, архитектура, композиция, стиль, концепция, ландшафт
Для цитирования: Портнова И.В. Стилевая архитектоника современного сада: от ретро-стилей к новым решениям // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4. С.108-115. EDN GDLQQL.
Irina V. Portnova STYLISTIC ARCHITECTURE OF A MODERN GARDEN: FROM RETRO STYLES TO NEW SOLUTIONS
The article examines the image of a garden of the past and present in the corresponding stylistic architectonics. It is noted that the "retro garden" is endowed with features of philosophical romanticism. It is an image of a dream as a memory of the Garden of Eden and represents a clearly expressed stylistic structure of landscape organization, formed according to the principles of beauty. A modern garden with multiple variations of architectural and natural solutions also requires a well-thought-out composition of each architectural and plant form. The purpose of the article is a structural analysis of the garden of the past and present with an emphasis on architectural and natural harmony as an important component of visual visualization and emotional mood. The article outlines promising stylistic preferences, gravitating towards biotech forms, which can be successfully implemented in the composition of landscape architecture, reflecting the general concept of "nature".
Keywords: flowers, garden, architecture, composition, style, concept, landscape
For citation: Portnova I.V. Stylistic architecture of a modern garden: from retro styles to new solutions // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 4. С.108-115. EDN gdlqql.
Введение
В последнее время все более возрастает интерес к садово-парковому искусству. Сад из узконаправленной сферы переходит в сферу широкого общественного интереса, выступает эстетическим звеном городской среды. Об этом пишут многие авторы, отмечая значимость ландшафтного окружения. Справедливо утверждение Н.А.Нехуженко, полагающей, что без «знания принципов и приемов формирования пейзажа чрезвычайно трудно ре-
шить многие проблемы, на первый взгляд, не имеющие к ландшафтной архитектуре прямого отношения. К примеру, вопросы рекультивации земель и организации отдыха горожан» [6, с. 7]. З.Н. Хайрутдинов считает, что в современных условиях утрачена единая градостроительная политика ландшафтного формирования городской среды и, как следствие, единая система озеленения городов, охраны исторических и эстетически ценных территорий... Вместе с тем увеличилась потребность в