УДК 902 ББК 85
С.Г. Батырева1, ГантулгаД.2
1Калмыцкий научный центр РАН 2Хоедскийуниеерситет, Монголия
ОРНАМЕНТ В СИСТЕМЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ
Статья подготовлена при финансовой поддержкеРФФИ, проект 19-512-44002
«Народное декоративно-прикладное искусство ойратовМонголии и калмыков России: общее и особенное в сравнительно-сопоставительном анализе»
Прикладное творчество монгольских народов несет в произведениях ритм кочевого бытия, уходящего корнями в архаику мироощущения номадов. Единение с окружающей природой выражено в образной полноте форм и разновидностей орнаментального декора. Человек приобщается к миру, дополняя и украшая его результатами своего творчества в создании бытовой среды. Декор конструирует, отображая мир в параметрах центрированной и симметричной композиции, традиционной символики цвета. Выразительными средствами гармонизируется воспроизводимая орнаментом вселенная номадов. Художественно осмысленную систему нанесения декора правомерно рассматривать моделью освоенного, то есть окультуренного пространства бытия на материале народного декоративно-прикладного искусства монгольских народов.
Ключевые слова: культурное наследие, декоративно-прикладное искусство, номады, ойраты, калмыки, орнамент.
S.G. Batyreva1, Gantulga D.2
1 Kalmyk Scientific Centre ofthe Russian Academy ofSciences 2Khovd University, Mongolia
ORNAMENT IN APPLIED ARTS OF MONGOLIAN PEOPLES
The article was written withfinancial support ofRFBR, research projectNo. 19-512-44002 "Folklore Arts and Crafts ofOiratsfromMongolia andKalmyksfrom Russia: Common Features and Peculiarities in Comparative Analysis"
The article deals withfolklore arts and crafts ofMongolian peoples. This kind of art contains the rhythm of nomadic existence rooted in the archaic attitude of nomads. Unity with the surrounding nature is expressed in the figurative completeness of the forms and varieties of ornamental decor. A man joins the world complementing and decorating it with the results of his work in creating a domestic environment. The decor is constructed by displaying the -world in the parameters ofa centered and symmetrical composition, the traditional symbolism of color. Expressive means harmonize the universe of nomads reproduced by ornament. It is legitimate to consider an artistically meaningful system of applying decor as a model of the mastered, that is, cultivated space of being based on the material of thefolk decorative and applied art oftheMongolianpeoples.
Key words: cultural heritage, arts and crafts, nomads, Oirats, Kalmyks, ornament.
Пространство бытового предмета, заполненное знаками и символами традиционной культуры, выступает в качестве оберега, несущего удачу в упорядоченной системе изображения. Орнамент призван аккумулировать жизненные силы человека, защитить
от негатива окружающей среды. Его многообразный пластический язык показывает наличие общего для монгольских народов символического мышления, объемлющего такие понятия философского и этического характера, как вечность, счастье, благополучие и богатство, пожелание добра.
Продолжая линию знаковой выразительности орнаментального декора предметов, выделяем принцип бинарной оппозиции явлений миропорядка: «день-ночь», «свет-тьма», «земля-небо», «правое-левое», «мужское-женское». В пространстве символического декора элементы изображения могут сочетать, например, мужское начало в проецировании фаллического культа и женское, связанное с культом плодородия [7, с. 79]. Исходные и взаимообусловленные понятия отображают жизнеутверждающие архетипы сознания, необходимые в творческой деятельности. Они составляют основы мировидения, впоследствии развитого в философии буддизма монгольских народов.
Применяемая в декоре симметрия выступает знаково-пространственной системой выражения ритма, сопрягаемой с идеей порядка и стабильности. Оппозиция левого и правого архетипична и универсальна в передаче дуального (бинарного) строения мира. Воплощение этой культурной универсалии связано с психо-физическими особенностями мировосприятия человека. Также и асимметрия как продолжение и утверждение чувственно насыщенного принципа симметрии. Симметричные орнаментальные композиции в народном искусстве воплощают «форму-образ-смысл» изображения [7, с. 81]. В полной мере это свойственно пространственной композиции войлочных ковров. При этом необходимо учитывать, что зеркальная симметрия подразумевает не равнозначность, а полное противопоставление в оппозиции жизни и смерти. Взаимодополняющее, точнее, взаимообусловленное бытие составляет философскую суть мировоззрения монгольских народов.
Декоративная суть прикладного искусства состоит в знаковом наполнении пространства предмета, где орнамент выступает историко-культурным источником, составляя единый блок ценностной информации, переданной посредством традиционной формы, соответствующей народной эстетике. Междисциплинарный подход в изучении декора, образуемого системой универсальных знаков и символов орнаментики, позволяет выявить творческий диалог времен в границах развития единой художественной традиции.
Примером древнего архетипа в изобразительном искусстве номадов выступает спираль как динамически развернутая в пространстве схема взаимодополняемости вселенной в развитии. Идею движения, его космическую суть несет свастика, связанная с мотивом спирали, круга, розетки, рога, звезды. Такова семантика декоративного искусства, выстроенная в применении принципов противопоставления и единства мира [7; 8]. Орнамент монгольских народов, рассматриваемый исследователем А. Митировым в качестве историко-этнографического источника [11, с. 153], необходимо видеть в призме мировидения. Мировоззренческий подход дает необходимую глубину в осмыслении культурного наследия, его мифопоэтической основы, каковым является народный орнамент калмыков и ойратов Монголии.
Не случайно геометрический узор, наиболее архаичный в происхождении, представлен конусообразными, сферическими, цилиндрическими и биконическими формами, символами структуры вселенной. Исследователь Л. Батчулуун подчеркивает изначальную функцию древних знаков стихий космогонического характера (солнце, луна, вода), приносящих благо человеку. Орнаментальный мотив в смысловом и эстетическом содержании декора варьируется в развитии художественной традиции, неся ритмическую соразмерность элементов декора и его цветовой гармонии [3, с. 34].
Орнамент, аккумулируя социокультурный опыт народа, формирует эстетическую выразительность произведения прикладного искусства, транслируемую из поколения в поколение. В процессе коммуникации происходит поиск и приращение культурных смыслов, общего и специфичного, воспроизводимых в декоре. Орнамент в контексте метаморфоз художественной традиции, рефлексирующей на изменения среды, рассматриваем инструментом адаптации и саморегуляции этнической культуры [Путеводитель, 2016, с.93-99] в разнообразных формах ее материального воплощения.
Исторически сложившийся многообразный мир орнамента показывает наличие общего для монгольских народов символического мышления, объемлющего понятия философского и этического плана. В образной структуре декора реализуется познание мира от частного к общему, от конкретного к абстрактному. Не случайно орнамент называют «художественной письменностью» ойратов и калмыков, выступающей достоверным историко-культурным источником информации. Моделируя в исследовании знаковую ситуацию в орнаментике, исходим из понимания тождества макрокосмоса среды, окружающей человека, и микрополя традиционной культуры, его отображения.
Наглядным примером в этом плане выступает плоскость войлочного полотна - основа в построении пространства традиционными приемами изображения. Геометрия стеганого узора калмыков составлена из параллельных линий, образующих во взаимосвязях квадратные, треугольные и круглые формы. Сформированный в призме художественного вкуса народа орнамент строго линеен, обозначен контуром рисунка с акцентированным центром изображения. Лаконизм архаики геометрического узора составляет особенность традиционной культуры. Культурный смысл орнамента несет общее и специфичное в знаковой призме художественного мировидения [5].
Характеризуя калмыцкую орнаментику в целом, можно утверждать, что декоративно-прикладное искусство народа, сложившееся в русле взаимовлияний традиций, не только сохранило формы и мотивы, общие для монголоязычных этносов, но и нашло в развитии, исключающем прямое заимствование, самобытные художественные решения. Магия обобщенного контура узора на предмете из войлока, кожи или дерева у калмыков впоследствии трансформируется в детализированную полихромию вышитого орнамента одежды. Линейная выразительность узора «зег» в консервации и дальнейшем творческом осмыслении древнего пласта традиции на ткани несет этноинтегрирующие функции народного искусства [6]. Являя собой самобытное художественное явление в истории традиционной культуры монгольских народов, оно воплощает идеи о культурном подобии макро- и микрокосмоса, что позволяет признать декоративно-прикладное искусство выразителем эстетики тождества формы, содержания и функции [4, с. 85-91].
Орнаментальное искусство древних предков монголов запечатлено в наскальных и пещерных рисунках, погребениях Ноин-Улы (Монголия), Ордоса, Пазырыка. Скифо-алтайский звериный стиль прикладного искусства подтверждает общность номадической цивилизации, сформировавшей впоследствии культуру монголов и тюрков [2, с. 477]. Как свидетельство непрерываемой древней традиции автор приводит разновидности стеганых войлоков: круглых тойрулга и дугалуур, прямоугольных ширдэг, подстилок олбог, толог, бытующих по сегодняшний день у современных монголов. «Монгольское стеганое искусство» - так звучит в переводе обширный материал художественно оформленного войлока, представляющего собой наиболее древний пласт культурного наследия номадов.
Искусство, возникшее на стыке разных цивилизаций, впитало и сформировало многие самобытные традиции построения художественного декора. Образную систему мировидения древних представляет орнаментальная трехчастная композиция, состоящая из центрального медальона «ор хээ», окруженного по периметру узорами «онцог булан», «зайд булан», «буйд булангийн хээ» и в завершении каймой «хово озах хээ». В декоре используются решетчато-криволинейные узоры, сплетения «шургуулга», кайма из одинарного меандра «даналх» ибинарного меандра «давхаралх», представляющего собой молоточный узор, сплетения ленточного меандра «туузаналх» символизируют такие понятия, как движение, труд и вечность жизни.
В целом для изделий прикладного искусства монголов характерно многообразие мотивов, прослеживаемое от несложного линейного орнамента к компиляционному в структуре композиций «тумэн насан» (десять тысяч лет счастья) и «найман тахил» (буддийские восемь сокровищ). Каждый из них предназначен для декора того или иного конкретного предмета бытовой среды. Вместе с тем орнамент привносится не только как украшение. Явлен формообразующий фактор декора, генерирующий тектонику и конструкцию, художественную форму изделий. Ритм определяет соразмерность мотивов, повторяемость элементов и симметрию композиции, ее цветовую гармонию. Важно подчеркнуть, многочисленные вариации монгольской орнаментики выражают идею «движения в развитии» в семантике и символике мотивов изображения. И это характерно для мобильной культуры кочевников.
Приводим систематику монгольского орнамента, дифференцируемого Л. Батчу-лууном на следующие тематические группы в авторском изложении. Виды геометрического орнамента «алхаан хээ», «тумэн насан», «зоосон хээ» включены в изображения на монетах, зооморфный «амтан хээ» состоит из вариаций «эвэр угалз» (рогообразный), «хамар угалз» (пальметки), «дорвон хучтэн»(четыре сильных животных). Растительный орнамент «ургамалжин хээ» представлен листьями, цветами, древом жизни «хуй мод». Пейзажный орнамент «байгалийн дурст хээ» обозначает ландшафт, «саран хээ» - луну, «уулын хээ» - облака, «долгио хээ» - волны. Геральдический орнамент представляют сочетанием элементов «соембо», «восемь сокровищ», «усгэн хээ» (буквенный) [2, с.479].
Автор отмечает общее в декоре прикладного искусства Казахстана и Средней Азии (киргизов, каракалпаков), а также якутов, тувинцев, алтайцев и народов Амура без уточнения деталей в объяснении обширного материала. В качестве примера указывается декоративное оформление круглых войлочных изделий «тойруулга» и «дугалуур», разновидностей постилочного войлока, бытующих в результате давних этнокультурных контактов. Войлочный декор монголов в своих древних истоках выражает специфический тип художественного мышления, передающего «структурную первооснову предметов и явлений мира»,- отмечает исследователь, сопроводивший свой труд обширным иллюстративным рядом [2, с. 482].
Своеобразие искусства, как нельзя более ёмко, выражает орнамент, выявляющий и подчёркивающий самобытные формы материально-художественной культуры народов. В этом суть узора, неотъемлемого элемента декоративно-прикладного искусства, системно организованного в ритмической структуре декора. В прикладном искусстве монголов выделяют четыре вида орнамента: растительный, геометрический, зооморфный и астральный. В качестве зооморфного выступает распространенный «овр угалз» - бараний рог, геометрические - плетенка «улз» означает благоденствие, меандр «алханзег» олицетворяет вечное движение, жизнь. Последний узор,
по мнению Н.Пальмова, исследователя калмыцкой культуры, пришел из Пенджаба, входившего в пределы греко-бактрийского мира и испытавшего влияние греческой и иранской культур в дальнейшем развитии, к сожалению, не поясняемом автором на конкретном материале [14, с. 6-14].
Продолжением геометрического ряда узора рассматривается «жиргл намч» -сложное переплетение крестообразного орнамента монголов, символизирующее долголетие; «хан бугуйвч» - соединенные между собой ромбы обозначают верность, дружбу, силу; «хатан суйх»представляют собой переплетенную пару кругов, символизирующих динамику и неутомимость движения. Специально для войлока существуют «ширдэгийн хээ» - полукруги, соединенные по горизонтальной линии и символизирующие волны океана [2, с. 34], который, заметим, можно отнести как к геометрическому, так и астральному орнаменту.
Линейный, треугольный, ромбовидный, зигзагообразный узоры, г- и т-образный меандры, бегущая спираль - все это составляет в вариациях многообразие геометрического орнамента монгольских народов. Сочетание их с растительным в крестовидной форме четырехлепесткового цветка можно видеть в декоре войлока ойратов Западной Монголии из фондов Музея имени Зая-пандиты КалмНЦ РАН. Каждому орнаменту свойственна семантическая нагрузка. В образной памяти калмыков, наследников центральноазиатских традиций, сохраняются узел счастья «елз», означающий благоденствие и пожелание счастья, орнамент «евр зег» в символике процветания и умножения скота как основы жизнедеятельности народа. Заметим, народный орнамент всегда позитивен в своем содержании. К этому выводу приходишь, анализируя сведения, полученные от мастеров-прикладников, посетивших в качестве гостей Музей КалмНЦ РАН. Гээлгийн Хонграа, захчин 1950 г.р., и Баярсайхан Халгаа, урянха 1961 г.р. - ойраты из Ховдского аймака Западной Монголии - нарисовали, обозначив некоторые узоры обширного орнаментального ряда. Авторы подчеркнули, что геометрический, растительный и зооморфный орнаменты представляют узоры: дан алх, гулз, нургулг, усан хээ, ундусни, булан угалз, зурхэн хээ, улан хээ, ханан хээ, хас хээ в общем описании мастеров [ПМА 2018, 15 мая].
Ими указана магическая роль орнамента как оберега от злых духов. Так, меандр «алханзег» обозначает нить счастья в бордюре войлочных изделий, имеющем благожелательную и охранительную значимость. В зависимости от направленности г-образного меандра различают мужской меандр (движение вправо) и женский, устремленный влево, взаимообусловленные в народной философии. Т-образный орнамент выступает символом единства семьи, супружеского долголетия и благополучия. Эти орнаменты и распространенная в декоре «сетка» со спиралевидными мотивами в стеганых узорах ковров хуннов, представляют раннекочевнический историко-генетический слой культуры монгольских народов, - по мнению бурятского исследователя [1,с. 117-119].
В типологической характеристике народного орнамента номадов ограничимся выделением основных историко-культурных комплексов. Преобладающими типами орнамента монгольских народов по С. Иванову являются восточно-азиатский, саяно-алтайский, южно-сибирский, а также элементы северо-сибирского и северо-азиатского типов [10, с. 374-375]. Отметим: у каждого из монгольских народов "своя" комбинация указанных типов орнамента с преобладанием характерных для исторического процесса этногенеза. Прикладному искусству ойратов и калмыков свойственно превалирование саяно-алтайского и южно-сибирского типов орнамента, получающих
дальнейшее развитие в этнической культуре калмыков. Общее типологическое ядро орнамента западных монголов трансформируется, обрастая инокультурными наслоениями послеойратской истории калмыков России.
Полевые материала автора, 2018. Записи 15 мая. 6 с.
Список литературы
1. Бадмаев A.A. Ремесла агинских бурят (к проблеме этнокультурных контактов). Отв. ред., д.и.н. П.А. Алексеев. Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1997.160 с. http://www.philosophy.nsc.ru/journals/humscience/3_98/17_BADM.HTM
2. Батчулуун Л. Монгол эсгий ширмэлийн урлаг. Улаанбаатар хот: Интерпресс, 1999. - 499 с.
3. Батчулуун Л. Значение войлока в жизни монголов и его символика II Отражение символики традиционной культуры в искусстве народов Байкальского региона и Центральной Азии: Материалы Международного круглого стола. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001.
4. Батырева С.Г. Народное декоративно-прикладное искусство калмыков XIX - начала XX вв. - Элиста: АОр "НПП "Джангар", 2006. - 160 е.: илл.
5. Батырева С.Г. Войлок в калмыцком быту, художественная обработка II Искусство войлока в тюркском мире: история и современность. Материалы Международного симпозиума «Искусство войлока в тюркском мире: история и современность» (Казань, 29-30 января 2009 года) / Авт.-сост. P.P. Султанова. - Казань: Изд-во «Заман», 2013.-С.102-103.
6. Батырева С.Г. Калмыцкий народный орнамент / Калмыцкий народный орнамент. - Элиста: ГУ «Калмыцкое книжное издательство, Издательский дом «Герел», 2010. - 216 е., илл.
7. Гамзатова П.Р. Архаические традиции в народном декоративно-прикладном искусстве. К проблеме культурного архетипа. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 144 с.
8. Гантулга Д. Художественная выразительность в орнаменте войлочных ковров// Искусство Евразии. 2017. № 6. Евразийское наследие, https://readymag.com/ U50070366/ 821476/6/.
9. Гантулга Д. Цветовая, числовая и образная символика монголов в контексте учения аргабилиг II Мир науки, культуры и образования. 2011, № 4(29). - С. 375-376.
10. Иванов C.B. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX - начала XX вв.) / Народы Сибири и Дальнего Востока. - М. - Л.: АН СССР. Труды Института этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. Новая серия, т. 81. - М. -Л.: Наука, 1963.-С.374-375.
11. Митиров А.Г. Орнамент монгольских народов в качестве историко-этнографиче-ского источника//ВестникНИИЯЛИ. -Элиста, 1974, вып. 10. - С. 153.
12. Митиров А.Г. О цветовой семантике орнамента монгольских народов II Этнография и фольклор монгольских народов. - Элиста, 1981. - С. 90-100.
13. Музей калмыцкой традиционной культуры имени Зая-пандиты. Путеводитель. Батырева С.Г., Батырева К.П., Манхадыкова E.H./ ФГБУН Калмыцкий институт гуманитарных исследований Российской академии наук. - Элиста, 2016. - 108 с.
14. Пальмов H.H. Несколько слов по вопросу о культурно-художественных влияниях, каким мог подвергаться калмыцкий народ в продолжении своей исторической жизни// К открытию Областного Калмыцкого историко-этнографического музея. - Астрахань, 1921.-С.6-14.
15. Пальмов H.H. О калмыцких ремеслах II Калмыцкая степь. - Астрахань, 1929. № 4-6. - С.64-75.