среда обитания чужие уроки
V
уже научились отливать чемоданы из полимерных волокон и добиваться жесткости и прочности, близкой к самсонайтовским. С другой стороны, дизайн оригинального Samsonite явно уступает моднейшим итальянским и французским разработкам (чего стоит один Louis Vuitton!).
Однако неопределенность позиции конкурентов вынуждает первых (китайцев) грубо демпинговать, а вторых (европейцев), наоборот, выводить цены на заоблачные высоты. Как следствие, и те и другие добровольно самоустраняются с наиболее доходного рынка багажных аксессуаров — верхнего среднего класса! Самая путешествующая в мире публика никогда не купит китайский чемодан за 20 долларов, равно как не купит и чудо европейской дизайнерской мысли за умопомрачительные 900 долларов. Она купит Samsonite — золотую середину между легендарным качеством и ценами.
Остается предположить, что магия Samsonite заключена не в бухгалтерии Карла Менгера и Людвига фон Мизеса. Да и вообще — она за пределами экономической науки. Полагаю, что успех бренда кроется в его... имени! Не в наборе букв, разумеется, а в коннотации, установленной на уровне коллективного бессознательного между Самсоном и представлениями о
сверхъестественной силе и крепости. Самсон играючи разрывал льва аки козленка, а одной ослиной челюстью клал в чистом поле тысячу филистимлян.
Йоси Швейдер со своим отцом и братьями исколесил всю Америку, рекламируя свои чудо-чемоданы, и при каждом удобном случае проталкивал именно самсонианские его достоинства: Швейдеры укладывали на чемодан доску и впятером взбирались на него, держась дружно за руки. Картинку эту со временем превратили в рекламный фла-ер и, сопроводив надписью Streng Enough To Stand On2, рассылали почтой по всей Америке.
Эффект превзошел ожидания: к 1917 году Швейдеры уже выручали за свои чемоданы 76 тысяч долларов. Флагманский экземпляр по цене 4 доллара 95 центов украсил витрину самого Macy's — культового универмага, эксплуатируя все ту же парадигму: могучий «Самсон» нес на своих плечах мешок с полутонной сахара!
Теперь становится понятно, почему Samsonite с такой легкостью абсорбировал «гориллу» American Tourister: сверхъестественная крепость изделия идеально соответствовала мифологической природе чемоданов Швейдеров.
Нам остается разобраться с «ядущим из ядомого» — загадкой,
ЩЩ Чемоданы Samsonite уверенно завоевывали сердца представителей верхнего среднего класса, ценящих не только дизайн, но и практичность
которой Самсон мучил несчастных филистимлян семь дней, пока длился его свадебный пир: «И пошел Самсон с отцом своим и с матерью своею в Фимнафу, и когда подходили к виноградникам Фим-нафским, вот, молодой лев рыкая идет навстречу ему. И сошел на него Дух Господень, и он растерзал льва как козленка; а в руке у него ничего не было. И не сказал отцу своему и матери своей, что он сделал. И пришел и поговорил с женщиною, и она понравилась Самсону. Спустя несколько дней опять пошел он, чтобы взять ее, и зашел посмотреть труп льва, и вот, рой пчел в трупе львином и мед. Он взял его в руки свои и пошел, и ел дорогою; и когда пришел к отцу своему и матери своей, дал и им, и они ели; но не сказал им, что из львиного трупа взял мед сей».
Вот и гадай теперь, откуда взялось безразличие Samsomte к судьбе своих родителей!
Неужели... всё от меда?! ■
2
Здесь игра слов — «достаточно сильный, чтобы на нем стоять» либо «достаточно сильный, чтобы выдержать».
среда обитания послесловия
Ответ на публикацию «Искусство чистого созерцания»
Искусство созерцать очевидное
Бизнесу ЧОПов мешают развиваться законодательный вакуум и неравная конкуренция с госструктурами.
Мотивом к написанию письма в редакцию послужила статья «Искусство чистого созерцания» в «Бизнес-журнале» № 5, где в фельетонном стиле ставилась под сомнение сама целесообразность существования охранной деятельности.
Для начала — о том, что чаще всего бросается в глаза обывателю. То есть — о внешней атрибутике охранного дела.
Конечно, приятно представить себе картину, когда при входе в супермаркет вас встречают только улыбчивые продавцы, а у руководства не болит голова от воровства добропорядочных посетителей и самого персонала, на долю которого,
ЯЩ МВД обладает возможностями
пролоббировать очередную законодательную инициативу, ущемляющую права частных охранных предприятий
по разным оценкам, приходится от 40 до 70% потерь торговых центров. Но если нафаршировать торговый центр одними камерами наблюдения (на чем подчас сильно экономят), останется только любоваться профессионализмом воришек. Ведь камера не побежит за вором. А наряд милиции подоспеет лишь к повторному сеансу просмотра силуэта, убегающего с маленьким, но дорогим «подарком». Не случайно процент раскрываемости таких правонарушений ничтожно мал.
Некоторых потенциальных воришек удерживает от совершения кражи именно присутствие сотрудника охраны. Я уже не говорю о более сложных схемах хищения. Таких, как сговор кассира с «покупателем», воровство менеджеров и персонала магазина. Все это я пишу для того, чтобы объяснить наличие «недружелюбных», на чей-то взгляд, мужчин в униформе в торговых залах.
Теперь о работе офисных охранников. Их функции в немалой степени зависят от клиента. Проще говоря, основным принципом работы офисной охраны является лояльность к заказчику. Руководить такой охраной сложнее всего, поскольку начальник все время балансирует между соответствием охранной службы законодательству и требованиями (а порой и капризами) того, кто оплачивает эти услуги. Не скрою: в качестве приоритетной задачи офисной охраны заказчик иногда ставит действия по предупреждению проникновения и недопущению на свою вотчину различных проверяющих и надзорных структур. За это он готов хорошо платить. Поэтому охранник может получить всего лишь выговор, если из бизнес-центра вынесли ноутбук, но рискует расстаться с работой, если в какой-то из офисов беспрепятственно проникли люди с красной книжицей и устроили там нечто, предусмотренное УПК.
К обычным посетителям офиса такие охранники относятся равнодушно, а если с ними проводится работа по соблюдению корпоративной этики, могут еще и вежливо пояснить впервые пришедшему визитеру, где находится кабинет главбуха.
В целом, если руководитель охраняемой компании относительно чист перед законом и кредиторами, охранник на вахте исполняет роль технического работника, своего рода администратора, координатора и передатчика информации. Что вполне оправдывает финансовые затраты на его присутствие в офисе.
Личная охрана — отдельная песня. В большинстве случаев это имиджевый аксессуар под вывеской ЧОПа, представляющий собой зародыш института телохранителей, так и не сумевшего в нашей стране опереться на устойчивую законодательную базу. Исключение составляют подразделения личной охраны, которые созданы выходцами из спецслужб, имеющими тесные контакты с сослуживцами и строящими схемы охраны первого лица по лекалам ФСО, со своей разведкой и контрразведкой. Таких — единицы. Впрочем, как и подобных заказчиков. Ведь стоимость такого рода услуг в разы отличается от сходных сервисов, предлагаемых на рынке почти каждым ЧОПом.
Ну и, наконец, физическая охрана крупных предприятий, строительных площадок, удаленных промышленных объектов, складов и терминалов с большим объемом материальных ценностей. В экономическом отношении это, пожалуй, самый целесообразный вид физической охраны. Если она на таком объекте организована грамотно, люди подобраны соответствующие, а работа их оплачивается так, что не вынуждает искать способов получения дополнительных бонусов, не одобряемых уголовным кодексом, альтернативу такой охране подобрать трудно.
110
бизнес-журнал август #7-8 2010
среда обитания послесловия
V
Теперь немного о том, из кого же формируется основной состав сотрудников охранных предприятий; это отчасти станет ответом на повисший в воздухе вопрос-недоумение автора журнальной публикации о стонущих компаниях, где не хватает здоровых, крепких сотрудников, которые ушли в охрану. Никто никуда не ушел. Все на своих местах.
В нашей стране до недавних реформ существовал огромный штат вооруженных сил, милиции и прочих правоохранителей. С разными мотивами эти люди поступили в свое время на службу, но на финише почти всех их ждала одна и та же ленточка — маленькая пенсия в относительно работоспособном возрасте. Если служивые пенсионеры и имеют высшее образование, то оно, как правило, узкоспециализированное (военный или правоохранительный вуз), малоприменимое в гражданской жизни. А переучиваться, когда тебе за 40, не многим дано и доступно.
Проводя реформы по сокращению силовых структур, руководство страны совершенно не заботится о том, как вчерашнему человеку в погонах адаптироваться к гражданской жизни, где ему применить свои специфические навыки. Понятно, что стать успешным менеджером, даже без приставки «топ», ему вряд ли уже удастся. Невозможно из человека, более 20 лет отдавшего армии, сделать грамотного управленца в бизнесе. Дайте ему роту солдат — он покажет себя, это — его. Но в бизнесе или гражданских госструктурах такие подходы себя не оправдают.
А что такое частное охранное предприятие? Если задуматься, это единственно возможная гражданская модель того, чему человек в погонах служил не один десяток лет. Структура, организация и деятельность охранного предприятия во многом перекликаются с большей частью жизни служивого. Возможно, именно по этой причине как внешне, так и всем своим поведением большинство охранников настораживает обывателей своим неопределенным статусом. Вроде и не милиционер, а лишний раз обратиться не хочется, быстрее бы пройти мимо. Тут уже трудно что-то поделать. Профессиональная деформация — это как про-
каза, практически не лечится. Даже если прописать в трудовом договоре обязанность улыбаться в течение всей смены. И долю справедливых упреков по этому поводу я принимаю. Не случайно одна из последних кадровых тенденций в охранных структурах — профессионализация молодых сотрудников. Постепенно идет создание если не новых, то улучшенных версий служб охраны с «человеческим лицом». Но для этого необходим ряд условий, в том числе достаточное финансирование и устойчивость ЧОПов на рынке охранных услуг.
Что мешает развиваться частному охранному бизнесу? Прежде всего сильные государственные конкуренты: Департамент государственной защиты имущества МВД России (вневедомственная охрана) и ФГУП «Охрана» МВД России (учредители — Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и МВД России). Чем сильны конкуренты — очевидно. Но в двух словах все же поясню. МВД было и остается влиятельной силовой структурой благодаря возможности пролоббировать очередную законодательную инициативу, ущемляющую права «частников», а также использованию инструментов административного воздействия на любое охранное предприятие. Забавно, но надзорные функции за деятельностью ЧОПов находятся в ведении того же МВД. Ситуация, думаю, понятна. И когда у потенциального заказчика охранных услуг встает вопрос, кому доверить свою безопасность, открывается следующая картина: вневедомственная охрана, размахивающая, как козырным тузом, «Законом о милиции», ФГУП «Охрана» МВД России (младший брат, кивающий на старшего, прибежище для отставных ОВОшников) и ЧОП, имеющий тот же набор услуг, но прикрывающийся куцым «Законом о частной детективной и охранной деятельности в РФ», который в последней его версии (ФЗ № 272) покромсали так, что (следуя тенденции) скоро из всех прав у охранника останется одно — находиться на объекте. А для того, чтобы получить статус частного охранника в соответствии с 272-ФЗ, надо пройти такие процедуры, что... легче уж стать прокурором.
ЩЩ Сокращая силовые структуры,
руководство страны не заботится о том, как вчерашнему человеку в погонах адаптироваться к гражданской жизни
Почему большинство заказчиков все-таки выбирает «частников»? У МВД неконкурентоспособные цены на услуги. Структура, находящаяся на гособеспечении, может позволить себе такие капризы. А частным охранным предприятиям приходится подстраиваться под цену вопроса, а не диктовать ее. Отсюда и глаза усталых охранников вместо беспристрастного объектива дорогой камеры.
Оборудовать объект бизнеса видеонаблюдением и сопутствующей охранной техникой — вложение в долгосрочную перспективу. Но на что в наше время можно рассчитывать долгосрочно? Вдруг бизнес завтра лопнет? Охранника можно прогнать в любой день, а технические средства охраны и безопасности в одночасье не продашь. И, уходя, в карман не положишь. Да и где гарантия, что они еще пригодятся? Очень многое в модели охраны каждого отдельного объекта зависит от бюджета, выделяемого заказчиком. И обычно все сводится к минимуму.
Подготовка настоящих профессионалов требует вложений. А работа профессионалов — адекватной законодательной базы. Потому так трудно говорить и о перспективах развития частного охранного бизнеса — в условиях, когда выбирать «частники» в основном должны между плохим и ужасным качеством оказываемых услуг.
В результате получаем весьма несовершенный образ охранных сервисов, который режет глаз стороннему наблюдателю. Тем не менее актуальность частных охранных структур сохраняется. Пока распространено воровство (а это явление в стране возникло не вчера и исчезнет не завтра), останутся и охранники. В том или ином виде. Хорошие и плохие, доброжелательные и недружелюбные, профессионалы и дилетанты. Разные, как и все люди. ■
Об авторе
Роман Никитин
Начальник службы охраны ТРЦ «Полсинаут», Рязань.