Научная статья на тему 'Декор оконных наличников в народном жилище Северо-Восточного региона Республики Татарстан'

Декор оконных наличников в народном жилище Северо-Восточного региона Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1153
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ЖИЛИЩЕ / ЭКСТЕРЬЕР / ОКОННЫЙ НАЛИЧНИК / РЕЗНОЙ УЗОР / НАКЛАДНОЙ ДЕКОР / ПРОПИЛЬНАЯ РЕЗЬБА / КОНЕК / ТАТАРСКИЙ ОРНАМЕНТ / WINDOW’S APRON / TRADITIONAL HOUSE / EXTERIOR / CARVED PATTERNS / WOOD CARVING / COMB OF A ROOF / TATAR ORNAMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мингазов И. Э.

Статья посвящена изготовлению и декорированию оконных наличников в народном жилище Северо-Восточного региона Татарстана. Наличники окон занимают особое место в декорировании сельского жилища, в их орнаментации и способах изготовления отразились народные художественные традиции и социально-экономические условия жизни народа. В статье рассматриваются разновидности наличников, приемы их оформления, методы изготовления, техники резьбы, а также влияние технического прогресса на изменение облика. Сравнение старинных и современных наличников позволило сделать вывод: в изделиях народных умельцев сохраняется преемственность традиций с учетом требований заказчика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECORATION OF THE TRADITIONAL HOUSE WINDOWS APRON IN THE NORTH EASTERN DISTRICT OF TATARSTAN

Decoration of rural dwellings is closely linked with the history and socio-economic life, so it develops with the life itself forming new clues and decoration of rural dwellings. From the nineties of the twentieth century, there were great changes in the exterior of buildings in rural areas. In the article, I base on the Tatar villages of Kukmor area and in Kukmor. Before the 1990 's, all the houses were almost the same size and layout. In the 1990 's the image and life style in rural areas changed dramatically and houses became much more spacious. The new houses are richly decorated. Everyone tries to make a decor different, unusual and original, because it’s a matter of prestige. It should be noted that the carved curly jambs are one of the most expensive items in the outer decoration of the House. Volga Tatars used mostly pine wood for making ordinary and shaped plat bands and linden carved plat bands. Modern houses in the second half of the 20th century were mostly built of round logs. With the increase of wealth and the emergence of new building materials the constructions changed. In recent years, in the Kukmor area houses built of red brick with white lime-sand brick.

Текст научной работы на тему «Декор оконных наличников в народном жилище Северо-Восточного региона Республики Татарстан»

УДК 94(47):39

И.Э.Мингазов

ДЕКОР ОКОННЫХ НАЛИЧНИКОВ В НАРОДНОМ ЖИЛИЩЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО РЕГИОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Статья посвящена изготовлению и декорированию оконных наличников в народном жилище СевероВосточного региона Татарстана. Наличники окон занимают особое место в декорировании сельского жилища, в их орнаментации и способах изготовления отразились народные художественные традиции и социально-экономические условия жизни народа. В статье рассматриваются разновидности наличников, приемы их оформления, методы изготовления, техники резьбы, а также влияние технического прогресса на изменение облика. Сравнение старинных и современных наличников позволило сделать вывод: в изделиях народных умельцев сохраняется преемственность традиций с учетом требований заказчика.

Ключевые слова: народное жилище, экстерьер, оконный наличник, резной узор, накладной декор, пропильная резьба, конек, татарский орнамент.

I.Mingazov DECORATION OF THE TRADITIONAL HOUSE WINDOWS APRON IN THE NORTH EASTERN DISTRICT OF TATARSTAN

Decoration of rural dwellings is closely linked with the history and socio-economic life, so it develops with the life itself forming new clues and decoration of rural dwellings.

From the nineties of the twentieth century, there were great changes in the exterior of buildings in rural areas. In the article, I base on the Tatar villages of Kukmor area and in Kukmor. Before the 1990 's, all the houses were almost the same size and layout. In the 1990 's the image and life style in rural areas changed dramatically and houses became much more spacious. The new houses are richly decorated. Everyone tries to make a decor different, unusual and original, because it's a matter of prestige.

It should be noted that the carved curly jambs are one of the most expensive items in the outer decoration of the House. Volga Tatars used mostly pine wood for making ordinary and shaped plat bands and linden carved plat bands.

Modern houses in the second half of the 20th century were mostly built of round logs. With the increase of wealth and the emergence of new building materials the constructions changed. In recent years, in the Kukmor area houses built of red brick with white lime-sand brick.

Key words: Traditional house, exterior, window's apron, carved patterns, wood carving, comb of a roof, Tatar ornament.

Декоративное оформление сельского жилища тесно связано с историей и социально-экономи-ческими условиями жизни народа. В его развитии огромную роль играют национальные традиции. У каждого народа за многие века были выработаны собственные приемы и способы убранства дома. В Северо-Восточном регионе Татарстана издавна совместно живут несколько коренных народов: татары, удмурты, марийцы [9, с.636]. Их взаимный обмен в области строительства и декора жилища привел к общим чертам в развитии материальной и духовной культуры [8, с.76]. Однако какими бы интересными и причудливыми не были архитектурные формы, приемы декора в прошлом, изменения в укладе жизни, в культурных ценностях и в материальных возможностях народов приводят к тому, что со временем традиции отходят на второй план и уступают место новым приметам времени в формах и декоре жилища [Там же, с. 77].

Начиная с девяностых годов ХХ века, произошли большие изменения в экстерьере построек сельской местности. В анализируемых в статье, в основном, татарских деревнях Кукморского района и в самом Кукморе, до 1990-х годов все жилые дома были почти одного размера и планировки. В 1990-е годы резко изменился образ и стиль жизни, в сельских поселениях начался «бум» в строительстве новых жилых домов с улучшенной планировкой и комфортом. Многие жители получили земли под строительство, коммерческие банки стали выдавать для этого кредиты. Архитектурные параметры в домостроительстве стали резко отличаться от старых норм. Если до 1990-х годов, в основном, преобладали дома в виде «пяти-» и «шестистенок», то теперь жилище стало намного просторнее [9, с.635]. В его убранстве появились новые декоративные элементы, изготавливаемые из современных строительных материалов.

В последние десятилетия стали преобладать жилые постройки, резко отличающиеся друг от друга, как по размеру, планировке и объемно-пространственному решению, так и декору [3, с.17]. На это повлияли следующие факторы. Во-первых, повышение материального благополучия сельских жителей. Во-вторых, многие народные умельцы открыли свое частное дело (при доминировании государственной формы собственности оно запрещалось) и активно занялись строительством и декором домов. За последние 20 лет на окраинах поселков в Кукморском

районе выросли целые жилые микрорайоны, которые жители, за их бессистемность в возведении домов и пышность в отделке, в шутку назвали «полем чудес» и «ералаш»[7, с.192].

Новые дома отличаются богатством декоративного убранства. Ему, как элементу социального престижа, новые владельцы придают особое значение. Каждый старается внести во внешний декор жилища что-то свое, необычное и оригинальное. Фасады домов и наличники окон богато украшаются пропильной и накладной резьбой, полихромной раскраской, в используемых узорах преобладают растительные и геометрические мотивы [5, с. 61].

Как и в далеком и недалеком прошлом, основным декоративным элементом убранства фасада дома остаются оконные наличники. С давних времен в народе было принято ассоциировать дом с обликом его хозяина. Если ворота называли «лицом хозяина», а окна -«глазами», то соответствуя логике, оконные наличники можно назвать бровями [6, с.168]. У кого-то они редкие и скромно-застенчивые, а у кого-то густые и вычурные. Узор наличников всегда был показателем того, насколько высок эстетический вкус и материальный достаток хозяина дома. Об этом свидетельствуют наши полевые исследования: если декоративных элементов на наличниках применяется немного, то их, как правило, выделяют контрастным цветом [3, с.14] . Если же наличники богато украшены резьбой, то их красят в неяркие тона, поскольку элементом обогащения декора дома выступает сама резьба, она придает фасаду торжественно-праздничный облик [6, с. 169].

Однако оконные наличники не просто элемент декора, они являются и конструктивной деталью фасада, выполняющей важную функцию [9, с. 643]. Их роль состоит в перекрывании зазора между оконной коробкой и плоскостью стены. Закрытие зазора - важнейшие условие сохранения тепла в доме. Наличники так же защищают дом от попадания влаги и воздействия прямых солнечных лучей [7, с.194].

Если раньше использовали плоские наличники - самый простой и доступный тип наружной отделки окон, то со временем, стали преобладать наличники с объемной фасонной поверхностью и резными рельефными деталями, каннелюрами, пропилами и др., украшающими всю плоскость наличника [4, с. 93]. Изготовление такого наличника требует высокого профессионального мастерства и специального оборудования.

Надо отметить, что резные фигурные наличники - один из самых дорогих элементов в наружном декоре дома. Часто это настоящие произведения искусства, в которых богатая резьба выполняется вручную. Нередко для создания отдельных деталей узора используются токарный станок и другие технические приспособления, однако возможности их ограничены по сравнению с ручной резьбой [6, с. 168]. В руках мастера часто рождаются настоящие шедевры.

В изготовлении простых и фасонных наличников поволжские татары использовали, в основном, сосновую древесину, а для резных наличников - липу [1, с. 81]. Она легко обрабатывается ручным инструментом, но и легко впитывает большое количество влаги, что делает ее недолговечной. В условиях Северо-Восточного региона, когда возможны большие перепады температур, в основном используются береза, редко, дуб. Так, как деревянные наличники обладают повышенной гигроскопичностью и склонностью к усыханию, наружные лаковые покрытия также требуют периодического обновления [4, с.141].

Современные дома, относящиеся ко второй половине ХХ века, в основном возведены из круглого бревна. Их облицовывали обшивочной доской, часто методом «елочки», и узорные наличники приходятся им «к лицу» [6, с.169]. Окна на фронтонах крыш имеют такие же наличники, но в миниатюрном варианте. С повышением материального благосостояния и появлением новых строительных материалов, при строительстве жилых домов стали преобладать крыши мансардного типа. На фронтонах появились большие окна, карнизы домов стали украшать досками с ажурным резным подзором.

В некоторых домах карнизы даже стали декорировать резными деревянными фигурками птиц и узорами цветочного орнамента (мотивы ромашек, тюльпанов и др.), а фронтоны -завершать «коньками» в виде геометрических фигур (треугольники, ромбы), стилизованных изображений птиц и зверей [5, с. 115]. Часто «коньки» заменяют скворечником в форме миниатюрной копии дома, в которой отчетливо проглядываются все элементы убранства его фасада. Кроме того, плоскости стен на фасадах, фронтонах украшают резными узорами, накладками, которые напоминают изображение солнца с расходящимися лучами или цветка с лепестками [5, с.103].

В последние годы в Кукморском районе республики стали появляться дома из местного красного кирпича с применением в кладке белого силикатного. Эту кладку стали использовать для украшения фасадов домов и декорирования оконных проемов, вместо популярных

деревянных наличников. Надо отметить, что кирпичные дома строились в Кукморе и в XIX в. (здание Краеведческого музея, бывший дом купца Володина и др.). Тогда для оформления оконных проемов каменщики использовали приемы кирпичной кладки, применяя элементы различных стилей (неоготика, псевдорусский и др.). Часто убранство фасада дома напоминало узор кружев, сплетенных из красного кирпича [5, с. 85]. Однако, в большинстве случаев, и каменные и традиционные деревянные дома украшались, да и продолжают украшаться, оконными наличниками из дерева. Они имеют различные формы, орнаментацию и способы исполнения [7, с.196].

Если, начиная с середины ХХ века, стены домов обшивали досками и окрашивали, то в насто-ящее время стены обкладывают кирпичом, обшивают сайдингом. По своей фактуре сайдинг и резной узор наличников не всегда удачно сочетаются [7, с.198]. Поэтому, часто деревянные наличники заменяют наличниками из листового железа, также используют цветной профнастил. Умельцы применяют материалы заводского производства, однако вырезанные из них узоры, расцветка наличников разнообразны и зависят от вкуса заказчика

В последние годы, почти в каждой деревне, появились мастера, изготавливающие наличники из листового железа и пластика. Обычно берется готовая, как правило, железная основа, и на нее накладываются резные детали в два-три слоя. Таким способом мастер изготавливает наличник. Его основа обычно окрашивается в тон крыши или обшивки дома. Среди накладных деталей преобладают цветочные узоры, с мотивами бутонов роз, тюльпанов, колокольчиков [7, с.202]. Цвета используются яркие, сочные и радуют глаз умелым сочетанием красочной гаммы.

Из металла стали изготавливать и заборы. Если раньше они играли роль ограждения, то теперь все больше выполняют только декоративную роль. Вместо забора многие предпочитают заказывать металлический штакетник. В мастерских поселка их обычно изготавливают путем сварки железных прутьев. Часто украшают коваными узорами в виде цветов, различных листовидных мотивов, иногда фигурками животных [4, с.105]. Палисадник перед домом постепенно трансформируется в цветник, который оформляют разноцветными красками живой природы. Дополнением к нему часто служат объемные фигурки лебедей, персонажей из известных мультфильмов, что придает им элементы китча [9, с. 637].

Произошедшая в 21 веке модернизация образа жизни выдвигает новые требования к техни-ческому и эстетическому уровню жилища, к созданию новых типов построек, более совершенных и соответствующих требованиям времени. Однако сформировавшийся у народа эстетический вкус и идеал прекрасного помогают ему отличить «истинный бриллиант от подделки». Собранные в экспедиции по селам Кукморского района материалы, свидетельствуют о том, что резные узорные наличники окон в традиционном народном сознании сохраняют свою роль одного из маркирующих элементов жилища. В каком бы состоянии дом не находился, за наличниками его окон следят в первую очередь. Смотришь, избенка покосилась, но наличники-то свежеокрашенные. Более того, узорные наличники окон делают каждый дом не похожим на дом соседей, при этом учитывая, что каждая деревня имела свой узор наличников и хранила в них память нескольких поколений [2, с.24]. Надо бы сохранить эту память и сделать ее родной будущим поколениям.

Литература

1. Айдаров Р.Р. Казанский деревянный дом 19-начала 20 в. в акварели и графике. - Казань, Таткнигоиздат, 2013. - 200 с.

2. Аитов Р.Р. Культурно-исторические традиции применения цвета в татарской сельской архитектуре. Архитектура и градостроительство (отечественный опыт). - М., 1991, № 815. - 36 с.

3. Аитов Р.Р. Особенности полихромии традиционного татарского сельского жилища (на материалах районов Заказанья ТАССР). Архитектура и градостроительство (отечественный опыт). - М., 1991, № 813. - 23 с.

4. Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. - Казань, Таткнигоиздат,1984. - 168 с.

5. Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент. -Казань, Департамент по поддержке малого и

1. Ajdarov R.R. Kazanskij derevjannyj dom 19-nachala 20 v. v akvareli i grafike. - Kazan', Tatknigoizdat, 2013. - 200 s.

2. Aitov R.R. Kul'turno-istoricheskie tradicii primenenija cveta v tatarskoj sel'skoj arhitekture. Arhitektura i gradostroitel'stvo (otechestvennyj opyt). -M., 1991, № 815. - 36 s.

3. Aitov R.R. Osobennosti polihromii tradicionnogo tatarskogo sel'skogo zhilishha (na materialah rajonov Zakazan'ja TASSR). Arhitektura i gradostroitel'stvo (otechestvennyj opyt). - M., 1991, № 813. - 23 s.

4. Valeev F.H. Narodnoe dekorativnoe iskusstvo Tatarstana. - Kazan', Tatknigoizdat,1984. - 168 s.

5. Valeev F.H. Tatarskij narodnyj ornament. - Kazan', Departament po podderzhke malogo i srednego predprinimatel'stva, 2002. - 146 s.

среднего предпринимательства, 2002. - 146 с.

6. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана (1920-е-1980-е гг.). - Казань, Изд. «фэн» , 1995. - 190 с.

7. Валеева-Сулейманова Г. Ф. Новое Надырово.-Казань, Изд. Рухиат, 2010. -203 с.

8. Гайнутдинов И.Г. Национальные черты жилища казанских татар. Архитектурное наследство. - М., 1975, № 23. - 124 с.

9. Мухаметшин Ю.Г., Халиков Н.А. Поселения и жилище. Тартарика. Этнография. - Казань-Москва, 2008. - 308-643 с.

6. Valeeva-Sulejmanova G.F. Dekorativnoe iskusstvo Tatarstana (1920-e-1980-e gg.). - Kazan', Izd. <^эп» , 1995. - 190 s.

7. Valeeva-Sulejmanova G. F. Novoe Nadyrovo.-Kazan', Izd. Ruhiat, 2010. -203 s.

8. Gajnutdinov I.G. Nacional'nye cherty zhilishha kazanskih tatar. Arhitekturnoe nasledstvo. - M., 1975, № 23. - 124 s.

9. Muhametshin Ju.G., Halikov N.A. Poselenija i zhilishhe. Tartarika. Jetnografija. - Kazan'-Moskva, 2008. - 308-643 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.