Москвина Альбина Ренатовна
ИСКУССТВО ГРАФФИТИ В ТАТАРСТАНЕ: К ВОПРОСУ О ТЕРМИНОЛОГИИ, БЫТОВАНИИ И ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ
Данная статья посвящена комплексному исследованию становления и развития искусства граффити в Татарстане. Автором раскрывается основная терминология, рассматриваются виды, функции, задачи и формы бытования нового вида искусства в пространстве современного города. В результате анализа исследователь доказывает, что искусство граффити, пройдя сложный период вандализма и хулиганства, вышло на новый уровень и занимает одно из важных мест в современной художественной системе. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/2/40.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 2(76) C. 144-148. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
государственной библиотеки с одним из крупнейших российских издательств - «Композитор» - по организации фонда электронных нотных партитур. При поддержке Российского фонда фундаментальных исследований был реализован веб-ресурс, содержание которого составляют нотные партитуры в электронном виде. Поисковые фильтры «Электронной нотницы» позволяют оптимизировать поиск и повысить его релевантность.
Таким образом, в сфере музыкального искусства архивы нотных текстов, представленные в электронном виде, являются примером музыкально-информационной системы. С развитием технологий передачи данных и модернизацией принципов доступа к учебным и учебно-методическим пособиям проект «Электронной нотницы», реализованный при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, получает еще одну сферу музыкальной аудитории.
Список литературы
1. Бажанов Н. С. Проектирование информационной системы музыкального вуза // Информационная система вуза: доклады конференции и статьи. Новосибирск, 1998. С. 3-13.
2. Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С. 297-325.
3. Браславский П. И. Методы повышения эффективности поиска научной информации (на материале Internet) [Электронный ресурс]: дисс. ... к.т.н. Екатеринбург, 2000. URL: http://kansas.ru/pb/disser/braslavski.pdf (дата обращения: 14.07.2016).
4. Гребнев А. Н. Научные информационные системы // Вестник Удмуртского государственного университета. Серия: Математика. Механика. Компьютерные науки. Ижевск: Изд-во УдГУ, 2003. Вып. 1. С. 99-106.
5. Дрозд Е. В. Исторические предпосылки формирования фонда электронных нотных партитур // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 11 (61). Ч. 1. С. 58-60.
6. Науменко Т. И. Музыковедение: стиль научного произведения: автореф. дисс. ... д. искусствоведения. М., 2005. 54 с.
7. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. Изд-е 4-е. М.: Советская энциклопедия, 1986. 1600 с.
8. Тараева Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике: в 3-х кн. М.: Классика XXI, 2007. Кн. 1. Стратегии и методики. 128 с.
9. Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. 272 с.
10. Hamilton R., Smith J., Wang G. Social Composition: Musical Data Systems for Expressive Mobile Music // Leonardo Music Journal. 2011. Vol. 21. P. 57-64.
ELECTRONIC MUSICAL LIBRARY AS A TYPE OF MUSICAL INFORMATION SYSTEM
Michkov Pavel Aleksandrovich, Ph. D. in Art Criticism Novosibirsk State Conservatory named after M. I. Glinka michkovpa@mail. ru
The article is devoted to studying features of musical information systems by the example of the "Electronic Musical Library". Relying on the thesis of specialized content of electronic musical score funds the author concludes on specificity of this resource arrangement. In the sphere of musical art electronic musical score archives are an example of the musical information system. As data transfer technology develops and principles of access to educational and educational-methodical materials evolve the "Electronic Musical Library" project acquires more musical audience.
Key words and phrases: musical information systems; musical information; "Electronic Musical Library"; musical composition; music perception.
УДК 7; 18:7.01 Искусствоведение
Данная статья посвящена комплексному исследованию становления и развития искусства граффити в Татарстане. Автором раскрывается основная терминология, рассматриваются виды, функции, задачи и формы бытования нового вида искусства в пространстве современного города. В результате анализа исследователь доказывает, что искусство граффити, пройдя сложный период вандализма и хулиганства, вышло на новый уровень и занимает одно из важных мест в современной художественной системе.
Ключевые слова и фразы: граффити; спрей-арт; бомбинг; таггинг; райтинг; монументальная живопись; терминология.
Москвина Альбина Ренатовна
Институт языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан ismbiteva@rambler. гы
ИСКУССТВО ГРАФФИТИ В ТАТАРСТАНЕ: К ВОПРОСУ О ТЕРМИНОЛОГИИ, БЫТОВАНИИ И ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ
В современном городском ландшафте граффити-композиции играют заметную роль и начинают проникать в сельский ландшафт. На сегодняшний день в России, как и во всем мире, граффити перестало быть просто
уличным искусством, граничащим с актами вандализма и девиантным поведением, а становится универсальным элементом городской коммуникации и современной формой художественного самовыражения.
В искусствоведении под термином «граффити» (итал. graffiti, от graffiare - «царапать») понимаются изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других вертикальных поверхностях [7, с. 121]. В исторической науке данный термин используется для обозначения процарапанных надписей. Если речь заходит о надписях, сделанных краской, то ученые вводят понятие «дипинти» (надписи, сделанные острием или краской). Настенные надписи известны науке еще с глубокой древности, лучшие образцы представлены в виде наскальных изображений и пиктографий.
Граффити в современном его понимании зародилось в США (Манхеттен, Нью-Йорк) в 1960-1970-е гг. и получило развитие в формах бомбинга и теггинга. Дальнейшее активное распространение нового вида искусства происходит по всему миру, включая и Россию (с 1985 г.), чему способствовал период перестройки с его свободой слова и демократизацией всех сфер жизни общества. Также катализатором этого процесса было повсеместное развитие сети Интернет и масс-медиа (ТВ, радио). Интернет на сегодняшний день стал универсальной формой коммуникации между граффити-художниками (возможность просматривать работы ведущих мастеров в данной области, выкладывать собственные композиции, ждать оценки коллег по цеху).
В настоящее время в России основными центрами развития граффити являются Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород и Казань, где данный вид искусства развивается в разных направлениях: появляются признанные мастера, проводятся фестивали и конкурсы. Хотелось бы отметить, что современное искусство граффити в определенном смысле продолжает традиции советской монументальной живописи, будучи тесно связанной с архитектурой (в интерьере), идеологическая составляющая, пронизывающая искусство предшествующей эпохи, в новой художественной традиции присутствует в меньшей степени, также государство стало выступать заказчиком, и граффити-композиции существуют теперь вполне легально. Но в то же время новое искусство стилистически, тематически, композиционно отличается от советской «монументалки».
Актуальность данного исследования объясняется неоднозначным, порой противоречивым отношением к феномену граффити как специалистов, так и простых граждан. Интерес к данному виду искусства усилился со стороны различных научных направлений в начале 2000-х гг., стали появляться социологические [4], философские [3], филологические [5], культурологические [2] исследования, при этом до недавнего времени они оставались за рамками отечественного искусствоведения.
Вместе с тем в последние десятилетия в западном искусствознании появились значительные исследования, посвященные феномену граффити. Канадский исследователь Анна Вацлавек издает книгу "Graffiti and Street Art" [10]. Автор вводит в научный оборот терминологию, рассматривает историю развития граффити в США, но за рамками ее исследования остается искусство граффити в других странах. В западном искусствоведении наметилась тенденция к каталогизации граффити-композиций и анализу творчества ярких граффити-художников, которая берет свое начало с 1960-х гг. с работ Д. Наар, Х. Левитт, Г. Чалфант, А. Факсо, К. Гиббс, Р. Глатц и фотожурналиста Марты Купер [8]. Важно отметить, что музеи современного искусства также обратили свое внимание на новое искусство. В 2009 г. Музей современного искусства Бронкса выпустил каталог одноименной выставки "Street Art, Street Life: From the 1950s to Now" и издание куратора британской галереи TATE Modern Седара Левинсона "Street Art: the Graffiti Revolution" (2008) [9] и др. Последняя работа является одной из лучших теоретических исследований в данной области.
В отечественном искусствоведении очень мало работ, посвященных именно граффити. В кандидатской диссертации Н. А. Цыгиной «Уличное искусство в контексте современной визуальной культуры» [6] впервые анализируется развитие уличного искусства в США, Европе. За рамками исследования автора работы остается творчество российских мастеров и тенденции зарождения и развития нового искусства. В России выходят журналы на соответствующую тематику: "Outline" издается граффити-художником МАКЕ (Москва, 1999), каталог «Улица» (2003), "CODE RED" (Москва, 2005-2010 гг.), "Urban Roots" (Нижний Новгород, специализируется на региональном аспекте) и др.
Целью данной статьи является раскрытие феномена граффити-искусства на примере Татарстана.
Для более глубоко понимания природы нового искусства для России необходимо разобраться с профессиональной терминологией, заимствованной с английского языка. Некоторые термины используют в переводе (raiting - «письмо», stencil - «трафарет»), а в большинстве случаев употребляют транслитерацию английских слов (бомбинг, тэггинг, леттеринг и т.д.).
В современном понимании граффити относится к уличному искусству и представляет собой оформление экстерьерного, а сейчас уже и интерьерного жилого, коммерческого пространств с помощью баллончика, скребка, мела, канцелярского ножа, маркера, вандалайзера (от англ. vandal - «вандал, хулиган», используется для обозначения специального маркера) и других подсобных материалов. Включает в себя спрей-арт (нанесение композиций на поверхности стен с помощью аэрозольной краски), подвидами спрей-арта являются "spray paint art" - создание рисунков с помощью баллончиков на картоне, дереве, специальной плотной бумаге, "scrabbing (scratching)" - изображения наносятся в виде царапин на стекле (применяется в метро, другом общественном транспорте, где есть стекло).
Райтер (от англ. graffiti writer - «писатель граффити») - художник, рисующий современное граффити. Аналогичные наименования: стритрайтер (от англ. street writer - «уличный художник»), граффер, граффити-художник, граффитер. В процентом соотношении большинство райтеров не имеют специального художественного образования. Стритрайтер может работать самостоятельно или входить в группу. Большинство
райтеров начинают свою профессиональную деятельность именно в группе, т.е. в крю (от англ. crew - «команда») - объединение райтеров в группы.
Сами райтеры выделяют следующие виды нанесения шрифтов и композиций на поверхность: райтинг (от англ. writing - «запись») - привычное понимание граффити, сочетает в себе различные стили нанесения (под понятием стиль в данном контексте понимается зрелость и мастерство индивидуального художественного творчества), бомбинг (от англ. bomb - «бомба, взрыв») - экстремальное граффити на транспорте, стенах общественных и частных зданий; таггинг (от англ. tag - «метка») - нанесение подписи автора, наименования объединения, группы на всех возможных поверхностях. Последние два вида граничат с актами вандализма. Но необходимо понимать, что именно с этих форм письма начинается вся история граффити в современном его понимании, все стрит арт-художники проходят путь к совершенствованию своего собственного стиля через бомбинг и таггинг.
Каждый райтер стремиться сделать свой стиль узнаваемым, оттачивая технику шрифта и композиций. Колористическое решение, размер и форма букв, безупречное владение баллончиком и кэпом (от англ. cap -«крышка, верхняя часть баллончика-разбрызгивателя») - вот что отличает мастера от тоя (от англ. toy - «игрушка»). Той - это незрелый граффити-художник, подражающий стилям известных стритрайтеров. Еще их называют «желторотиками».
Любая граффити-композиция состоит из двух форм: кэрэк (от англ. character - «персонаж») или некий сюжет и шрифт, может либо одно, либо другое, либо их сочетание.
Граффити как искусство и способ познания мира выполняет следующие функции:
• рекламная - использование граффити в маркетинге и рекламных акциях (свободные художники привлекаются к раскрутке брэндов, продвижению линий молодежной одежды, аксессуаров, продуктов питания: Toyota, Panasonic, в Казани чаще всего используют трафаретные рекламные композиции в виде шрифтов на асфальте, стенах зданий, заборах);
• протестная - граффити используется для распространения определенных взглядов (политических, расистских), для формирования общественного мнения и призывов (SA WB - русские националисты, символ -Умка). Для объединения характерны следующие надписи: «За Русь! Хватит бухать! Россия, встань с колен!». В Казани в 2013 г. активно работали группы под общим названием «Левые татары», символом объединения стал белый волк. Стикеры с его изображением развешивались по всему городу, также были распространены надписи «1552. Мин хэтерлим!» («1552. Я помню!»);
• коммуникативная - вытекает из предыдущей функции и связана с неким кодированием информации как характерным способом общения посвященных внутри культуры (челнинская группа «ATAS» приехала в Казань, и повсеместно стали появляться характерные бомбы в центре города);
• воспитательная - искусство в данном случае оказывает нравственное и идейное воздействие, тем самым развивая патриотические функции (граффити-композиции с изображением Ю. Гагарина, Г. Тукая и т.д.);
• эстетическая - обретает популярность в последнее десятилетие и связана с духовной потребностью человека в гармонии и красоте (оформление интерьерного пространства частного жилища).
Культура рисования спреем на улицах города Казани появилась в конце 1990-х - начале 2000-х гг. Лавинообразное повсеместное распространение спрей-арта было связано с развитием Интернета и его возможностей. Обмен коммуникациями в виде фоторабот с зарубежными мастерами привел к тому, что новая анде-граундная культура нашла свое воплощение на улицах города. Изначально к граффити относились как к запрещенному асоциальному явлению, так как первые шаги мастеров были именно в виде бомб и тэгов, наносимых на поезда и электрички, изредка появлялись «рисунки» на улицах города. В это время страдало все: стены общественных зданий, общественный транспорт, памятники, припаркованные автомобили, и для этого периода было характерно нераскрытие творческого псевдонима. Именно в это время в Казани работали команды «Aeropop» и «T. G. Band» в составе Павла Тиняева, Юрия Найдышева и Андрея Грифа.
Со временем спрей-арт стал приобретать «человеческий облик». Сегодня городское пространство превращается в зону свободного творчества. От тэггинга и бомбинга за последние 15 лет в Татарстане райтеры перешли к райтингу (рисованию) в виде высокохудожественных композиций, выполняющихся на заказ или просто как акт свободного творчества. Этому способствуют фестивали как одна из наиболее характерных форм, стимулирующих развитие данного вида изобразительного искусства, так как это обмен опытом, знаниями, презентация себя как райтера в «тусовке», где тебя оценивают, критикуют и приглашают в сообщество. В Татарстане на сегодняшний день проводятся фестивали, конкурсы разного уровня: от городских, региональных, всероссийских до международных.
Одним из ярких событий лета 2012 г. стало проведение граффити-фестиваля международного уровня при поддержке мэрии г. Казани, являвшегося крупнейшим по своему формату в Европе. В рамках стрит-арт-марафона райтерам из Италии, Бельгии, Польши, Испании, Болгарии и России были предоставлены фасады многоэтажных домов, стены промышленных зданий, набережных. По всему городу появились замысловатые сюрреалистические персонажи, композиции. Яркий персонаж, созданный питерским граффити-художником Василием Каптыревым (Basil LST), завораживает гостей и жителей столицы Татарстана. В том числе и мэр города назвал эту работой лучшей. Его творчество отличает внимание к деталям, например, реалистичный портрет молодой девушки, устремляющей свой взгляд далеко в небо. Яркое по колориту изображение притягивает взгляд прохожих. Фестиваль вызвал неоднозначную реакцию у жителей, которые разделились на два лагеря. Одни устраивали пикеты, собирали петиции, писали в газеты негативные отзывы и призывы к закрашиванию
всех работ. Другая часть с воодушевлением приняла новые изменения города. В результате ни одна граффити-композиция не была утрачена, и они стали на сегодняшний день новой визитной карточкой города.
Одну из форм привлечения молодежи в «лоно» библиотеки придумали сотрудники ГБУК РТ «Республиканская юношеская библиотека» при поддержке Министерства культуры РТ. В сентябре 2013 г. ГБУК РТ «Республиканская юношеская библиотека» провела уникальный по своему содержанию скетч-конкурс граффити «Пусть всегда будет книга!». Целью конкурса было повысить престиж и культуру чтения у молодежи через оригинальную форму ее художественного самовыражения. В рамках мероприятия дети, подростки и молодежь в возрасте от 14 до 25 лет должны были прислать свои конкурсные работы на адрес библиотеки, лучшие композиции составили основу выставки. Авторские работы ребят выполнялись в различных граффити-стилях: WildStyle, Bubble Letters, ЕХ, 3D, Character, Blockbuster (принятые в литературе общие стили созданий шрифтов и композиций). Первое место единогласно было отдано Дамиру Багутдинову (1996 г.р., Балтасин-ский район, с. Норма) за яркую шрифтовую композицию с использованием усложненного стиля WildStyle. Переплетение букв настолько сильно, что композиция в целом остается нечитаемой благодаря использованию различных по величине стрелок и дополнительных элементов в виде звезд. Свет создает впечатление движения, отчетливо прослеживается гармония частей, целого и ясность ритмического строя.
Подобную форму общения молодежи и религии в лице Духовного правления мусульман РТ предпринял хазрат В. Якупов [1]. В 2011 г. был проведен первый в России фестиваль исламских граффити «Ислам глазами молодежи». В Интернете было размещено положение, в котором вводились некоторые ограничения, например, запрет на изображение живых существ. При этом отбор не проводился по национальному признаку. Все рай-теры в независимости от своего вероисповедания могли принять участие в конкурсе. Организаторы снабдили райтеров баллончиками с краской и фанерными досками, скрепленными друг с другом. Это немного осложнило работу графферов, так как каждая работа должна была переходить одна в другую, и здесь проявлялось большое мастерство владения краской и распылителем. Первое место было отдано команде в составе двух райтеров Игоря IGOU Афанасьева и Дмитрия LIL-DEE Кудинова (Казань). В своей композиции графферы используют гармоничное сочетание арабских букв с геометрическим и растительными орнаментами. Определенная символическая нагрузка принадлежит цвету. В целом райтеры использовали переплетение арабской вязи и татарского орнамента, что обеспечило плавный переход от букв к узорам. Для большинства работ характерно использование вытянутого горизонтального формата. Стилевые каноны арабского письма отступали на второй план, первостепенным было создание художественного образа через личностное восприятие ислама.
Важно отметить, что граффити завоевало и музейное пространство. Летом 2012 г. прошла первая в Казани выставка граффити «MANEGE Art MAUER» в «академическом» пространстве. В выставочном зале «Манеж» Казанского Кремля райтеры оформили холсты в режиме реального времени. В граффити-джеме приняла участие первая волна казанских райтеров: Рустам QB1C Салемгараев, Игорь IGOU Афанасьев, Дмитрий Lil-D Ку-динов, Азат SLY DOG Алеев, Никита Open Fire Маркин (ученик QB7Са), Дамир Dax, Вова Step. Это событие положило начало доброй традиции проведения выставок граффити искусства в Казани, последняя из которых прошла 4 декабря 2016 г. в галерее «Русского искусства» в Институте социальных и гуманитарных знаний, где были представлены фотоработы райтеров и станковые композиции граффферов. Центральное место в экспозиции заняли работы Дамира Bozika, который на сегодняшний день занимает высокую позицию в «тусовке», по выражения других райтеров. Его уникальный для Татарстана стиль создания изображений в виде точек (пуантилизм) напоминает индийские янтры, смотря на которые, ты открываешь для себя все новые высоты.
Культура граффити привлекает все большее внимание архитекторов, дизайнеров, городских властей и продолжает традиции советской монументальной живописи, являясь лучшим эквивалентом в данном виде искусства. Это явление уже неотделимо от города и городского образа жизни. Графферы делают наш мир цветным и заставляют зрителей задумываются о вечных ценностях, мире, войне, проблемах социума. На сегодняшний день это одна из актуальных форм самовыражения и протеста против государства и общества в целом.
Новое искусство в Татарстане продолжает набирать обороты, завоевывает пространство галерей, аукционов, коммерческих интерьеров, райтеры выходят на международную арену. Если рассматривать и анализировать граффити с точки зрения искусствоведения, то мы сталкиваемся с проблемой сложности в понимании терминологии (профессиональный сленг продолжает развиваться), и данный вид искусства сложно классифицировать и привязать к какой-либо устойчивой сложившейся художественной традиции.
На наш взгляд, искусство граффити на сегодняшний день является следующей (актуальной) ступенью монументальной живописи советского периода. С той лишь проблемой, что новые композиции не всегда вписываются в пространство города. Но при должном развитии данный вид искусства закрепится как некий культурный пласт и спустя какое-то время сможет стать классикой для будущих поколений. Граффити будет видоизменяться, но не потеряет своей актуальности.
Список литературы
1. Ислам глазами молодежи: каталог выставки-фестиваля / сост. В. М. Якупов. Казань: Иман, 2012. 22 с.
2. Колосов А. С. Граффити-культура в культуре современной России: дисс. ... к. культурологии. М., 2015. 154 с.
3. Левикова С. И. Феномен молодежной субкультуры (социально-философский аспект): дисс. ... д. филос. н. М., 2002. 358 с.
4. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования. 2002. № 10. С. 79-87.
5. Петраш И. А., Васильева Ю. Г. Об искусстве граффити [Электронный ресурс] // Концепт: научно-методический
электронный журнал. 2015. Т. 13. URL: http://e-koncept.ru/2015/85540.htm (дата обращения: 20.12.2016).
6. Цышна Н. А. Уличное искусство в контексте современной визуальной культуры: автореф. дисс. ... к. искусствоведения. М., 2015. 31 с.
7. Энциклопедия живописи: в 15-ти т. М.: Терра, 2010. Т. 4. 192 с.
8. Cooper M., Chalfant H. Subway Art. L., 1984. 106 p.
9. Lewinsohn С. Street Art: the Graffiti Revolution. Tate Publishing, 2008. 198 p.
10. Waclawek A. Graffiti and Street Art. L.: Thames and Hudson, 2011. 208 p.
GRAFFITI ART IN TATARSTAN: TERMINOLOGY, FUNCTIONING AND DEVELOPMENTAL TENDENCIES
Moskvina Al'bina Renatovna
G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art of the Tatarstan Academy of Sciences
isimbiteva@rambler. ru
The article provides a comprehensive analysis of Tatar graffiti art formation and development. The author clarifies the basic terminology, examines the types, functions, purposes, forms of the new kind of art in modern urban space. The analysis indicates that graffiti art, having endured a difficult period of vandalism and hooliganism, reached a new level and takes an important place in the modern artistic system.
Key words and phrases: graffiti; spray-art; bombing; tagging; writing; monumental painting; terminology.
УДК 1:159.924 Философские науки
В данной статье на основании классического энциклопедического определения гениальности выводятся ее категориальный аппарат, особенности, что позволяет описать творческий процесс вообще. При этом автор исходит из понимания, что именно на уровне гения происходит интеграция выделенных свойств в новое качество. Особое значение, поскольку творческий процесс имеет как сознательную, так и бессознательную сторону, придается медитативной способности гения, что позволяет задействовать особый идеальный пласт в его деятельности.
Ключевые слова и фразы: гений; гениальность; творчество; медитативная способность; идеальный пласт; резонанс.
Нассонов Михаил Сергеевич, к. филос. н.
Пермская государственная фармацевтическая академия Министерства здравоохранения Российской Федерации nasson@mail.ru
КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ГЕНИАЛЬНОСТИ
В настоящее время насчитывается огромное количество дефиниций понятий «гений» и «гениальность». Подобное является следствием попыток раскрыть содержание и тайну этого феномена, начиная еще с античности, когда впервые задумались об интеллектуальных возможностях человека.
«Гениальность» - определение для наивысшего проявления творческих сил и способностей человека. Это предельное понятие, схватывающее природу гения, его сущность, а также отмечающее те особые качества, что позволяют продуцировать идеи, оставляющие значительный след в истории.
Попробуем выстроить иерархию категорий и признаков гениальности по степени их значимости. За основу возьмем общепризнанное определение гениальности, содержащееся в философском словаре: «наивысшая степень проявления творческих сил человека» [5, с. 115].
Соответственно, первыми категориями здесь будут «творчество» и «творческий процесс», что по-особому проявляются в жизни гения.
Творчество традиционно определяется как «специфическая деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью» [3, с. 1314].
Гениальное творчество - это ситуация, когда происходит слияние с фундаментом бытия, вхождение в состояние, близкое к медитации, у художественного гения, кропотливая работа и интуитивные прозрения - у научного, схватывание сущностей и трансцендирование - у философского. Результатом такого творчества является создание чего-то нового, что не укладывается в рамки существующих парадигм, изменяет наши представления о мире, опережает свое время, является целой вехой в развитии культуры и общества.
В определении понятия «творчество» содержатся важные для нас категории: деятельность, качественно (принципиально) новое, неповторимость, оригинальность, уникальность.