i
о g
oa о
GQ
Ü с
Os §
о
CQ
180
cv о «V
Т. В. Заметина,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного права имени профессора Исаака Ефимовича Фарбера Саратовской государственной юридической академии
Е.В. Комбарова,
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права имени профессора Исаака Ефимовича Фарбера Саратовской государственной юридической академии
T.V. Zametina,
Doctor of Law, Professor,
Head of the Department of Constitutional
Law named after Prof. I.E. Farber
of the Saratov State Law Academy
zametina_saratov@mail.ru
E.V. Kombarova,
Candidate of Law, Associate Professor, of the Department of Constitutional Law named after Prof. I.E. Farber of the Saratov State Law Academy kombarova_ev@mail.ru
ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТ
И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ЕГО ВНЕДРЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация: актуальность статьи заключается в исследовании отдельных аспектов внедрения искусственного интеллекта как объективного процесса, оказывающего влияние на разнообразные отношения, существующие в современных реалиях Российской Федерации и ее субъектов. Особое внимание уделено анализу правового регулирования указанной инновационной технологии как на федеральном, так и ре-гиональномуровне. Цель работы заключается в определении направлений правового регулирования и перспектив применения технологии искусственного интеллекта с позиций действующей Конституции Российской Федерации и конституционного права в соотношении с базовыми ценностями конституционного строя и правового статуса личности. Методы: эмпирический метод описания; теоретические методы формальной и диалектической логики. Авторы приходят к выводу, что информационные технологии и системы искусственного интеллекта, которые способны имитировать интеллектуальную человеческую деятельность, не должны девальвировать конституционные ценности демократического государства, признание и уважение интересов личности, общества и государства. Необходимо создавать правовые, организационные и финансовые условия, в которых технологические инновации обеспечивают уважение прав и свобод человека, предоставляют гражданам реальную возможность получать знания и приобретать навыки для успешной адаптации к условиям цифровой экономики. Использование систем искусственного интеллекта должно сопровождаться принятием на законодательном уровне необходимых мер, направленных на защиту охраняемых законом общественных отношений, обеспечение кибербезопасности, а также научным прогнозированием и внедрением механизмов контроля за применением технологий искусственного интеллекта.
Ключевые слова: искусственный интеллект, правовое регулирование, суверенитет Российской Федерации, конституционные основы, экспериментальный правовой режим.
Artificial intelligence and constitutional issues of its implementation in modern Russia
Abstract: the relevance of the article lies in the study of certain aspects of the S
implementation of artificial intelligence as an objective process that affects the various у
relations existing in the modern reality of the Russian Federation and its subjects. Special 3
attention is paid to the analysis of the legal regulation of this innovative technology at both X
the federal and regional levels. The purpose of the work is to determine the directions of J legal regulation and the prospects for the application of artificial intelligence technology
in the framework of the current Constitution of the Russian Federation and constitutional 3
law in relation to the basic values of the constitutional system and the legal status of the §
individual. Methods: empirical description method; theoretical methods of formal and к
dialectical logic. The authors come to the conclusion that information technologies and s
artificial intelligence systems that are able to imitate intellectual human activity should *
not devalue the constitutional values of a democratic state, recognition and respect for the S
interests of the individual, society and the state. It is necessary to create legal, organizational |
andfinancial conditions in which technological innovations ensure respect for human rights уЦ
and freedoms, provide citizens with a real opportunity to acquire knowledge and skills for 0
successful adaptation to the digital economy. At the legislative level the use of artificial J
intelligence systems should be accompanied by the adoption of the necessary measures 5
aimed at safeguarding public relations protected by law, ensuring cybersecurity as well as 0
scientific forecasting and implementation of the mechanisms controlling the use of artificial о
intelligence technologies. J
Keywords: artificial intelligence, legal regulation, sovereignty of the Russian ^
Federation, constitutional foundations, experimental legal regime. °
е
X
Действующая Конституция Российской Федерации, вы- §
страивая иерархию социальных ценностей, на первое место выдвига- в ет человека, его права и свободы. Развитие информационных
логий, технического прогресса, глобальное научное сотрудничество |
в различных сферах, поиск новых путей оптимизации человеческой X
деятельности в целях достижения экономического, социального, эко- 5
логического и информационного эффекта обусловили особое внима- о
ние к искусственному интеллекту (ИИ) - инновационным техноло- | гиям с неисчерпаемым потенциалом для общества и государства [1].
Его внедрение - объективный процесс, основные приоритеты и па- 181
раметры которого закреплены в программно-целевых документах. ^ ^
В Стратегии развития информационного общества в Российской in h
Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ J а
от 9 мая 2017 г. .№ 203, в подп. «в» п. 36 в качестве одного из основных © 3
|
направлений развития российских информационных и коммуникаци- о g
онных технологий указан искусственный интеллект [2]. 10 октября 01 2019 г. Президентом РФ была принята Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г., где в качестве
ключевого признака ИИ указывается на возможность имитации когнитивных функций человека и получение при выполнении конкретных задач результатов, сопоставимых с результатами интеллектуальной деятельности человека (подп. «а» п. 5) [3]. К тому же незаменимость и огромная значимость технологий искусственного интеллекта были доказаны всему миру схваткой с пандемией COVID-19, когда масштабы и скорость распространения биологической угрозы не оставили шансов традиционным методам борьбы [4; 5].
Как отметил В.В. Путин, выступая на международной онлайн-конференции Artificial Intelligence Journey (AI Journey), «Невозможно, безусловно, отвергать, отрицать прогресс... Он необратим. Нужно научиться управлять искусственным интеллектом... Необходимо подчинить себе одну из величайших технологий, когда-либо созданных :0 человечеством, и для этого нам нужно самим быть смелыми, ком-g петентными и смотреть в будущее» [6]. Как отмечают специалисты, ^ технологии искусственного интеллекта в перспективе будут более 0; социальными: агенты, изначально ориентированные на решение § инструментальных задач, станут частью среды (а возможно, и участ-§ никами) человеческих взаимодействий [7].
g Появление и развитие высоких технологий оказало существен-^ ное влияние на научную мысль, в том числе в правовой сфере. Так, ^ в российской юридической среде вопросы технологии искусственного § интеллекта находятся в стадии постановки проблем правового регу-i5 лирования, что привлекает к ним значительное число исследователей § (А.А. Васильев, Д. Шпопер [8; 9], П.М. Морхат [10], И.В. Понкин, g А.И. Редькина [11], Е.П. Сесицкий [12], Ю.С. Харитонова [13], о- О.А. Ястребов [14]).
§ Анализ проблем искусственного интеллекта в контексте основ рос-О сийского конституционного права актуализирует вопросы о степени g и возможности влияния систем ИИ на ценности конституционного С строя страны, необходимости в будущем конституционного регулирования статуса этих систем (или об отсутствии таковой), создания 182 дополнительных гарантий защиты конституционных прав и свобод граждан в связи с внедрением искусственного интеллекта. CV Представляется очевидным, что развитие информационных тех® нологий и систем ИИ не должно девальвировать конституционные ^ гарантии статуса человека и гражданина, подменять идеи построения демократического, социального, правового государства, парадигмой тотального внедрения искусственного интеллекта. Функционирование систем искусственного интеллекта должно быть обусловлено их служебной ролью, подчинено цели создания новых благоприятных усло-
вий повышения доступности информации и вычислительных ресурсов для пользователей, содействия реализации прав и свобод граждан.
Влияние глобализации на развитие цифровых прав граждан, ^
международное сотрудничество в области технологий искусствен- £
ного интеллекта предопределяет необходимость экономического, 8
технологического и цифрового суверенитета страны, обеспечения 2
самостоятельности Российского государства в области ИИ, развития |
и использования отечественных технологий в этой области. Участие
России в международном сотрудничестве в сфере искусственного 3
интеллекта не может снижать уровень самостоятельности и незави- 3
симости нашей страны в принятии решений, связанных с использо- |
ванием технологий ИИ. £
2
В указанных условиях закономерно возникает вопрос о тех вы- 8 зовах, которые могут повлиять на права человека как высшей ценности, на их трансформацию и создать препятствия к реализации | в связи с внедрением искусственного интеллекта. Председатель | Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин всегда обращает внима- 5 ние на «острые углы» соотношения норм Конституции РФ и жизни, § проявляющиеся в юридических конфликтах. Поэтому не случайна § тематика его статьи «Право будущего в эпоху цифр», опубликован- 3 ной в «Российской газете» в апреле 2020 г. Задача права, как считает 5 В.Д. Зорькин, «...создать такие универсальные механизмы, которые 3 ... способствовали бы сохранению мира и человечности, то есть нашей цивилизации права» [15]. Представляется, что право в усло- § виях цифровизации должно выступать регулятором технологических о процессов, «определять социально оправданный коридор вторжения человека в искусственный мир новых технологий» [16, с. 28]. |
Необходимо отметить, что в самой Конституции Российской 2
Федерации, даже с учетом поправок 2020 г., термин «искусственный 5
интеллект» не упоминается, в частности, не конкретизируется, в чьем о
ведении - Федерации или Федерации и ее субъектов - находятся во- | просы «регулирования», «создания условий для развития» ИИ.
Исходя из этого, вопросы регулирования систем искусственного 183
интеллекта, вероятно, охватываются деятельностью государства ^ ^
по установлению основ федеральной политики и федеральных про- ш ш
грамм в области научно-технологического развития Российской ^ ^
Федерации (п. «е» ст. 71 Конституции РФ). Информация, информаци- 18
онные технологии и связь (п. «и» ст. 71 Конституции РФ), обеспечение о §
безопасности личности, общества и государства при применении 01 информационных технологий (п. «м» ст. 71 Конституции РФ) относятся к сфере исключительного ведения Российской Федерации [17].
Тем самым устанавливается приоритет Федерации в решении вопросов использования искусственного интеллекта, условий и процедур его внедрения на территории страны. Такой подход, по нашему мнению, ограничивает возможность использования технологий ИИ в ущерб защищаемым Конституцией РФ ценностям, основам конституционного строя страны. Однако на федеральном уровне, кроме документов программного, стратегического характера, отсутствует специальный комплексный законодательный акт, определяющий основные вопросы использования искусственного интеллекта. Лишь 24 апреля 2020 г. был принят Закон «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных"» [18]. В данном акте ^ используются понятия «искусственный интеллект», «технологии ис-0; кусственного интеллекта», «общее регулирование», «специальное § регулирование», однако в силу своей специфики он не охватывает § всех вопросов правового регулирования ИИ в России. ¡5 Законодательство субъектов Федерации свидетельствует о созда-^ нии на региональном уровне правовых основ внедрения искусственно-^ го интеллекта. Большинство субъектов РФ связывают необходимость § развития систем искусственного интеллекта с инновационными технологиями, что находит отражение в региональных стратегических документах (например, Закон Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 г. ^ № 771-164 «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-о- Петербурга на период до 2035 года» (в ред. от 26 ноября 2020 г.) [19], § Закон Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З № 45-О VI «О Стратегии социально-экономического развития Республики ¡^ Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года» (в ред. С от 18 июня 2020 г.) [20], Постановление Правительства Ростовской области от 26 декабря 2018 г. № 864 «Об утверждении Стратегии 184 социально-экономического развития Ростовской области на период
до 2030 года» (в ред. от 31 августа 2020 г.) [21] и др.). (V В некоторых субъектах Федерации приняты акты, устанавли-® вающие экспериментальный правовой режим в сфере применения ^ технологий искусственного интеллекта (например, Постановление Правительства Москвы от 3 декабря 2020 г. № 2134-ПП «Об утверждении Положения о реализации в городе Москве экспериментального правового режима в сфере применения технологий искусственного интеллекта» [22]). Так, соответствующим законом были введены по-
ложения о проведении «с 1 июля 2020 года в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве эксперимента
по установлению специального регулирования в целях создания необ- ^
ходимых условий для разработки и внедрения технологий искусствен- £
ного интеллекта, а также последующего возможного использования оо8
результатов применения искусственного интеллекта» [18]. Задачами 2
такого экспериментального правового режима, который устанавли- |
вается на пять лет, являются «создание благоприятных правовых ус- |
ловий развития технологий искусственного интеллекта», «апробация 83
технологий искусственного интеллекта и результатов его применения 3
в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения |
Москве», «оценка эффективности и результативности установления *
специального регулирования по результатам установления экспери- о8
ментального правового режима». В рамках реализации указанного ^
эксперимента предусмотрено создание координационного совета, |
деятельность которого будет сосредоточена на формировании стра- |
тегических направлений совершенствования механизмов названного 5
оэ
правового режима, а также его мониторинга. § Дискуссии о необходимости принятия рассматриваемого нор- ° мативно-правового акта продолжаются до сих пор. Например, пред- 3 седатель правления ПАО «Сбербанк России» Г. О. Греф в январе 5 текущего года выступил на заседании Совета Федерации по теме 23 искусственного интеллекта и выразил следующую точку зрения: «Технологии искусственного интеллекта уже меняют традиционные § модели государственного управления. Они позволяют оптимизи- о ровать рутинные задачи, участвовать в судебной системе и охране О правопорядка, прогнозировать и осуществлять мониторинг состояния 5 окружающей среды и предотвращать чрезвычайные ситуации» [23]. 2 Особая актуальность данного выступления обусловлена тем, что 5< в рамках проведения эксперимента в Москве Сбербанк уже активно о вводит технологии искусственного интеллекта во все свои проекты, || сотрудничает с различными компаниями и организациями. В муниципалитетах Самарской области с 2019 г. идет внедрение элементов 185 управления и технологий проекта «Умный город», участники которого ^ ^ после 2022 г. будут располагать центрами обработки данных и си- ш ш туационными центрами, с целью внедрения элементов ИИ в сферу ? ^
5 5
жилищно-коммунального хозяйства, городского транспорта и другие ^ 8
сферы [24]. По Распоряжению Правительства Саратовской области О §
от 2 июля 2019 г. № 151-Пр (в ред. от 14 августа 2019 г.) в регионе а создаются центры цифрового образования детей «1Т-куб», утверждена соответствующая Концепция [25].
Системы искусственного интеллекта рассматриваются как фактор развития региональных кластеров и мегакластеров. Например, в Распоряжении Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2016 г. № 2169-р «Об утверждении стратегий развития кластеров» (в ред. от 14 октября 2020 г.) переход легкой промышленности на инновационную модель развития связывается, в частности, с внедрением технологической индустрии 4.0: облачных технологий (cloud), искусственного интеллекта (IA, RTI), больших данных (Big Data), Интернета вещей (IoT) [26]).
Таким образом, на уровне субъектов вопросы внедрения систем ИИ регулируются либо программно-стратегическими документами, либо нормативными актами органов исполнительной власти. Вместе с тем последствия внедрения систем искусственного интеллекта могут ска-:0 заться на реализации конституционных прав и свобод граждан, создать g не только дополнительные условия, но и возможные препятствия для ^ удовлетворения их индивидуальных и коллективных потребностей. 0; Заслуживает внимания и тот факт, что на уровне регионов репа шаются вопросы кибербезопасности в связи с внедрением систем § искусственного интеллекта. Кибербезопасность рассматривается g как совокупность средств и способов обеспечения безопасности, ^ принципы и подходы к управлению рисками, действия и технологии, ^ которые могут быть использованы для защиты киберсреды, ресурсов § организации и пользователя (например, Постановление Правительства i5 Воронежской области от 26 марта 2014 г. № 245 «Об утверждении прогноза научно-технологического развития Воронежской области § до 2030 года» (в ред. от 5 июня 2014 г.) [27]).
ц- Изложенное позволяет сделать следующий вывод: развитие искусственного интеллекта - объективный процесс, основные при-О оритеты и параметры которого закреплены в программно-целевых g документах российского государства. Данный процесс обладает зна-С чительным потенциалом для экономического развития страны. Однако информационные технологии и системы искусственного интеллекта, 186 которые способны имитировать интеллектуальную человеческую деятельность, не должны девальвировать конституционные ценности CV демократического государства, признание и уважение его интересов, ® а также личности и интересов общества.
^ Дескриптивная модель государства, создающего, развивающего, внедряющего системы ИИ, предполагает не только создание соответствующей информационно-коммуникационной инфраструктуры, но и развитое конституционное и иное законодательство в этой сфере, предоставление гражданам реальной возможности получать знания
I
и приобретать навыки для успешной адаптации к условиям цифровой экономики. Использование систем искусственного интеллекта должно сопровождаться принятием необходимых мер, направленных на защиту охраняемых законом общественных отношений, обеспечение кибербезопасности, а также научным прогнозированием и внедрением
механизмов контроля за применением технологий ИИ. 32
Трудность восприятия в обществе искусственного интеллекта
в осуществлении своей деятельности объясняется, в частности, слож- 1
ностью правового регулирования процесса внедрения и использова- Ц
ния рассматриваемого средства, например, его многоаспектностью, 8
а также разграничением сфер деятельности Российской Федерации 1
и ее субъектов, возможными опасностями, которые могут возникнуть §
в правоприменительной деятельности вследствие несовершенства 8
нормативной базы. ^
с
|
2
Список литературы: |
1. Алтухов, А. В. Платформенное право как драйвер развития инноваций О / А.В. Алтухов, И.В. Ершова, С.Ю. Кашкин // Предпринимательское право. §
- 2020. - № 4. - С. 17-24. §
С1
2. О Стратегии развития информационного общества в Российской 5 Федерации на 2017-2030 годы : указ Президента Российской Федерации § от 9 мая 2017 г. № 203 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2017. о
- № 41, ст. 5700.
3. О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации : 32 указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 (вместе с Национальной 5 стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года) // § Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2019. - № 20, ст. 2901. §
4. Правовое регулирование искусственного интеллекта в условиях пандемии и инфодемии : монография / под общ. ред. В. В. Блажеева, М. А. Егоровой.
I
- М. : Проспект, 2020. - 240 с. о
187
5. Кашкин, С.Ю. Правовое регулирование применения искусственного интеллекта для борьбы с распространением COVID-19: проблемы и перспективы с учетом мирового опыта / С.Ю. Кашкин, С. А. Тищенко, А. В. Алтухов // Lex Russica (Русский закон). - 2020. - Т. 73, № 7. - С. 105-114.
6. Конференция Artificial Intelligence Journey (AI Journey 2020) на тему «Искусственный интеллект - главная технология XXI века». - URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/64545 (дата обращения: 05.12.2020). Ь ia
7. Резаев, А.В. Искусственный интеллект и искусственная социальность: ^ w новые явления и проблемы для развития медицинских наук / А.В. Резаев, з | Н.Д. Трегубова // Эпистемология и философия науки. - 2019. - Т. 56, № 4.
- С. 183-199. I-*
8. Васильев, А. А. Искусственный интеллект: правовые аспекты / А.А. Васильев, Д. Шпопер // Известия Алтайского государственного университета. - 2018. - № 6 (104). - С. 23-26.
i
01
9. Васильев, А. А. Термин «искусственный интеллект» в российском праве: доктринальный анализ / А.А. Васильев, Д. Шпопер, М.Х. Матаева // Юрислингвистика. - 2018. - № 7/8. - С. 35-44.
10. Морхат, П.М. Искусственный интеллект: правовой взгляд : монография / П. М. Морхат ; РОО «Институт государственно-конфессиональных отношений и права». - М. : Буки Веди, 2017. - 257 с.
11. Понкин, И. В. Искусственный интеллект с точки зрения права / И.В. Понкин, А.И. Редькина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - 2018.- Т. 22, № 1. - С. 91-109.
12. Сесицкий, Е.П. Проблемы правовой охраны результатов, создаваемых системами искусственного интеллекта: дис. ... канд. юрид. наук / Е.П. Сесицкий. - М., 2019. - 218 с.
13. Харитонова, Ю.С. Правовой режим результатов деятельности искусственного интеллекта / Ю.С. Харитонова // Современные информационные технологии и право : монография. - М. : Статут, 2019. - 288 с.
14. Ястребов, О.А. Искусственный интеллект в правовом пространстве / ЗС О.А. Ястребов // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. - 2018. - Т. 22, § № 3. - С. 315-328.
15. Зорькин, В.Д. Право будущего в эпоху цифр. Индивидуальная сво-^ бода или сильное государство? / В. Д. Зорькин // Российская газета. - ЦКЬ: щ https://rg.ru/2020/04/15/zorkin-pravo-budushchego-eto-te-zhe-vechnye-cennosti-О svobody-i-spravedlivosti.html (дата обращения: 05.12.2020).
Я 16. Бондарь, Н.С. Информационно-цифровое пространство в консти-
С; туционном измерении: из практики Конституционного Суда Российской 5 Федерации / Н.С. Бондарь // Журнал российского права. - 2019. - № 11. д - С. 25-42.
17. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голо-К сованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 14 марта 2020 г.) // Российская газета.
- 1993. - 25 дек.; Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. - № 11, О ст. 1416.
д. 18. О проведении эксперимента по установлению специального регули-
^ рования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения § технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации Щ - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 5 и 10 Федерального закона «О персональных данных» : федеральный закон ^ от 24 апреля 2020 г. № 123-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. -2020. - № 17, ст. 2701.
188 19. О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга " на период до 2035 года : закон Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 г. ^ № 771-164 (в ред. от 26 ноября 2020 г.) // Официальный сайт Администрации О Санкт-Петербурга. - URL: http://www.gov.spb.ru
20. О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха *» (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года : закон Республики
Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З № 45-У1 // Официальный интернет-портал правовой информации. - 1ЖЬ: http://pravo.gov.spb.ru, 26.12.2018.
21. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года : Постановление Правительства
Ростовской области от 26 декабря 2018 г. № 864 // Официальный портал правовой информации Ростовской области. - URL: http://pravo.donland.ru, 29.12.2018.
22. Об утверждении Положения о реализации в городе Москве экспе- s риментального правового режима в сфере применения технологий искус- £ ственного интеллекта : постановление Правительства Москвы от 3 декабря 8 2020 г. № 2134-ПП // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2020. - № 69. <Ц
23. Президент, Председатель Правления ПАО «Сбербанк России» вы- I ступил в рамках формата «Время эксперта» // Совет Федерации Федерального §< Собрания Российской Федерации. - URL: http://council.gov.ru/events/ ° news/123470/ (дата обращения: 10.02.2021). 5>
24. О Стратегии социально-экономического развития Самарской области | на период до 2030 года : постановление Правительства Самарской области 3 от 12 июля 2017 г. № 44 (в ред. от 17 сентября 2019 г.) // Официальный сайт * Правительства Самарской области. - URL: http://www.pravo.samregion.ru, 8 13.07.2017. 3
25. О создании центров цифрового образования детей «IT-куб» 2 в Саратовской области в период 2020-2022 годов : распоряжение о Правительства Саратовской области от 2 июля 2019 г. № 151-Пр (вместе | с Концепцией создания центров цифрового образования детей «IT-куб» на территории Саратовской области в 2020-2022 годах). - Документ опу-
■I
бликован не был. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». о
26. Об утверждении стратегий развития кластеров : распоряжение Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2016 г. № 2169-р // * Эталонный банка данных правовой информации Губернатора и Правительства о Нижегородской области. S
27. Об утверждении прогноза научно-технологического развития ° Воронежской области до 2030 года : постановление Правительства I Воронежской обл. от 26 марта 2014 г. № 245 (в ред. от 5 июня 2014 г.) // п Информационная система «Портал Воронежской области в сети Интернет». g - URL: http://www.govvrn.ru, 27.03.2014. |
189
ч ®
* З h 1з
i о si