Научная статья на тему '«Искра» против «Времени»: полемика по поводу «почвы»'

«Искра» против «Времени»: полемика по поводу «почвы» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф.М. Достоевский / М.М. Достоевский / Время / сатирическая журналистика / Искра / почва / литературная критика / полемика / карикатура / пародия / ирония / F.M. Dostoevsky / M.M. Dostoevsky / Vremya / Time / satirical journalism / Iskra / pochva / soil / literary criticism / polemic / caricature / parody / irony

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Захарова Ольга Владимировна

«Почва» как метафорическое название политического и литературного направления журналов «Время» и «Эпоха» была предметом газетно-журнальной полемики во многих изданиях 1860-х гг., в том числе в сатирической и юмористической печати. Одним из непримиримых противников журналов братьев Достоевских был еженедельник «Искра» (1859–1873), публикации которого рассмотрены в данном исследовании. В борьбе с оппонентами авторы «Искры» использовали возможности сатирических жанров: публиковали карикатуры, шаржи, пародии, сатиры, памфлеты, фельетоны, анекдоты на литературные темы, фантастические сцены и драматические фантазии. Особенностью полемических публикаций «Искры» стала резкая критика политической и литературной программы журналов братьев Достоевских, их направления. Неприязнь изданий была взаимной. Ф.М. Достоевский дважды обозвал «Искру» «Головешкой», создал отрицательный образ сотрудника сатирического журнала в рассказе «Скверный анекдот». В ответ на критику братья Достоевские невозмутимо разъясняли «почвеннические» идеи, концепты и концепции своих журналов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Iskra” Versus “Vremya”: Controversy Over “Soil”

Soil” (“pochva”) as a metaphorical name for the political and literary direction of the “Vremya” (“Time”) and “Epokha” (“Epoch”) journals was the subject of newspaper and journal polemics in many periodicals in the 1860s, including the satirical and humorous press. One of the implacable opponents of the Dostoevsky brothers’ magazines was the weekly “Iskra“ (“Spark”) (1859–1873), whose publications are considered in this study. In the fight against opponents, the authors of “Iskra” used the possibilities offered by satirical genres: they published caricatures, cartoons, parodies, satires, pamphlets, feuilletons, jokes on literary topics, fantastic scenes and dramatic fantasies. A feature of the controversy was the sharp criticism of the political and literary program of the Dostoevsky brothers’ magazines and their direction. The periodicals’ hostility was mutual. F. M. Dostoevsky called Iskra “Firebrand” on two occasions and created a negative image of an employee of the satirical magazine in the story “A Bad Joke.” In response to criticism, the Dostoevsky brothers calmly explained the “soil” ideas, notions and concepts of their journals.

Текст научной работы на тему ««Искра» против «Времени»: полемика по поводу «почвы»»

202з;ю(з):89-109 Неизвестный Достоевский / The Unknown Dostoevsky

Научная статья DOI: 10.15393/j10.art.2023.6802 EDN: DDUMQU

«Искра» против «Времени»: полемика по поводу «почвы»

О. В.Захарова

Петрозаводский государственный университет (г. Петрозаводск, Российская Федерация)

e-mail: [email protected]

Аннотация. «Почва» как метафорическое название политического и литературного направления журналов «Время» и «Эпоха» была предметом газетно-журнальной полемики во многих изданиях 1860-х гг., в том числе в сатирической и юмористической печати. Одним из непримиримых противников журналов братьев Достоевских был еженедельник «Искра» (1859-1873), публикации которого рассмотрены в данном исследовании. В борьбе с оппонентами авторы «Искры» использовали возможности сатирических жанров: публиковали карикатуры, шаржи, пародии, сатиры, памфлеты, фельетоны, анекдоты на литературные темы, фантастические сцены и драматические фантазии. Особенностью полемических публикаций «Искры» стала резкая критика политической и литературной программы журналов братьев Достоевских, их направления. Неприязнь изданий была взаимной. Ф. М. Достоевский дважды обозвал «Искру» «Головешкой», создал отрицательный образ сотрудника сатирического журнала в рассказе «Скверный анекдот». В ответ на критику братья Достоевские невозмутимо разъясняли «почвеннические» идеи, концепты и концепции своих журналов.

Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, М. М. Достоевский, Время, сатирическая журналистика, Искра, почва, литературная критика, полемика, карикатура, пародия, ирония Для цитирования: Захарова О. В. «Искра» против «Времени»: полемика по поводу «почвы» // Неизвестный Достоевский. 2023. Т. 10. № 3. С. 89-109. DOI: 10.15393/j10.art.2023.6802. EDN: DDUMQU

Original article

DOI: 10.15393/j10.art.2023.6802 EDN: DDUMQU

"Iskra" Versus "Vremya": Controversy Over "Soil"

Olga V. Zakharova

Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russian Federation)

e-mail: [email protected]

Abstract. Soil" ("pochva") as a metaphorical name for the political and literary direction of the "Vremya" ("Time") and "Epokha" ("Epoch") journals was the subject of newspaper and journal polemics in many periodicals in the 1860s, including the satirical and humorous press. One of the implacable opponents of the Dostoevsky brothers' magazines was the weekly "Iskra" ("Spark") (1859-1873), whose publications are considered in this study. In the fight against opponents, the authors of "Iskra" used the possibilities offered by satirical genres: they published caricatures, cartoons, parodies, satires, pamphlets, feuilletons, jokes on literary topics, fantastic scenes and

© О. В. Захарова, 2023

dramatic fantasies. A feature of the controversy was the sharp criticism of the political and literary program of the Dostoevsky brothers' magazines and their direction. The periodicals' hostility was mutual. F. M. Dostoevsky called Iskra "Firebrand" on two occasions and created a negative image of an employee of the satirical magazine in the story "A Bad Joke." In response to criticism, the Dostoevsky brothers calmly explained the "soil" ideas, notions and concepts of their journals. Keywords: F. M. Dostoevsky, M. M. Dostoevsky, Vremya, Time, satirical journalism, Iskra, pochva, soil, literary criticism, polemic, caricature, parody, irony

For citation: Zakharova O. V. "Iskra" Versus "Vremya": Controversy Over "Soil". In: Neizvestnyy Dostoevskiy [The Unknown Dostoevsky], 2023, vol. 10, no. 3, pp. 89-109. DOI: 10.15393/j 10. art.2023.6802. EDN: DDUMQU (In Russ.)

Одной из форм литературной критики являются сатира и юмор, которые направлены на опровержение суждений оппонента и его осмеяние. Они активно использовались в журнальной борьбе 1840-1870-х гг. Если в 1840-х гг. инициатива была на стороне литературной партии, к которой принадлежал Достоевский1 и которая боролась с Ф. Булгариным и его союзниками, то в 1860-1870-х гг. писателю пришлось самому обороняться от нападок авторов сатирических изданий, которые критиковали программу «Времени» и «Эпохи», пародировали и высмеивали литературную деятельность писателя2.

Юмористические и сатирические издания охотно публиковали фельетоны, шаржи, эпиграммы, сатиры, анекдоты на литературные темы, включались в полемику.

В 1860-1870-х гг. выходили еженедельные сатирические и юмористические издания: «Искра» (1859-1873), «Гудок» (1862-1863), «Заноза» (1863-1865), «Оса» (1863 — май 1865), «Будильник» (1865-1871), «Маляр» (1871-1878) и «Стрекоза» (1875-1918). Многие журналы были чисто юмористическими, их авторы не вмешивались в литературную борьбу.

Одним из изданий, в котором сатира и юмор принимали форму литературной критики, был еженедельник «Искра». Основным предметом полемики журнал избрал почвенничество3, объявленное идейной программой братьев Достоевских в подписке на журнал «Время» на 1861 г., вышедшей в октябре 1860 г. за подписью редактора М. Достоевского. Однако, на основании

1 Здесь необходимо вспомнить планы на участие Ф. М. Достоевского в запрещенном альманахе Н. А. Некрасова «Зубоскал», о выходе которого было объявлено в журнале «Отечественные Записки», а также повесть «Как опасно предаваться честолюбивым снам» в юмористическом альманахе «Первое апреля».

2 Полемика «Времени» с изданиями 1860-х гг. отражена в работах: [Нечаева], [Викторович, Захарова].

3 Почвенничество как идеологема неоднократно становилось предметом анализа. Подробнее см.: [Захаров, 2012].

свидетельства Н. Н. Страхова, объявление атрибутируется Ф. М. Достоевскому начиная с его первого посмертного полного собрания сочинений4.

11 ноября 1860 г. еженедельник «Искра» опубликовал карикатуру на журнал братьев Достоевских (см. Илл. 1). Справедливости ради, следует признать, что в этом номере осмеянию подверглось не только «Время», но и либеральное издание «Век» (1861-1862), невнятные журналы «Искусства» и «Зерно».

На рисунке Н. Степанова бог земледелия Юпитер, олицетворяющий Время, превращается из категории бытия в журнал и поручает Осени рассылку объявлений. Утрируя и пародируя, Юпитер так объясняет от лица «Времени» направление своего журнала: «Я буду косить литературныя знаменитости, установивш1яся идеи и мнп>тя, спекулятивный духъ журналовъ», а также издавать его «изъ глубочайшаго уважемя къ русской литературы. Мое дбло косить, рубить, учить — брр!.. не попадайся никто — разшибу!..»5.

— 470 -

И I ■ Ы I * I Г Н А Л Ь1 III П0001 (В. Стгпаюга.)

— Это что ■■ ■ыга-шсполпт

— Дл* подйвсчвко!* II журамъ аВМъ*

— Т." «О ..

Гря|. П. Куренной.

К а щ| оогодшц%. Это 1-1 № журвиа «Искусства.»

— А шоп овъ? В-Ьдь составят» хорош!! а« послкдиее ■ожуостао.

Кигопгодшиъ. Зтви» всвусствошъ радавтори »пол! о&аадаютъ.

— Зи«п, о*ш рринЪвалв п лЪлу «искуестю для искус-ет*ош, — яу я прекрасно!

4 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: канонические тексты / изд. в авторской орфографии и пунктуации под ред. проф. В. Н. Захарова. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2000. Т. 4. С. 824.

5 Степанов Н. Новые журналы, или Пополнение литературных пробелов // Искра. 1860. № 44 (11 ноября). С. 470-471.

Илл. 1. Рисунок Н. Степанова «Новые журналы, или Пополнение литературных пробелов» («Искра», № 44 от 11 ноября 1860 г. С. 470-471)

Fig. 1. Drawing by N. Stepanov "New Magazines or Filling Literary Gaps" ("Iskra", no. 44 of November 11, 1860, pp. 470-471)

В последнем, 51-м, номере за 1860 г. «Искра» напечатала «трагедию, комедию или фарс, по усмотрению каждого смертного» под названием «1860 год». В фельетонном обозрении «Пр. Знаменский» (псевдоним В. С. Курочкина) привел разговор Сатурна, 1860 г., Гласности, Искусства и публики. Показав смену 1860 и 1861 гг., В. С. Курочкин изобразил «Искру », которая служит Сатурну, освещает и пробуждает публику. Новорожденный 1861 г. появляется со словом прогресс, которое все встречают аплодисментами. В преамбуле пьесы упоминается объявление об издании «Времени». Накануне Нового года на столе в кабинете Сатурна лежат последние номера газет «Times», «Siècles», «Zeit» и объявления об издании журнала «Время» и газеты «Век». В названиях русских периодических изданий обыгрываются заголовки известных

европейских газет: английской «Times» («Времена»), французской «Siècles» («Века»), немецкой «Zeit» («Время»).

В 1861 г. «Искра» избегала упреков в адрес «Времени». В публикациях за этот год встречаются редкие упоминания журнала, его редактора или сотрудников. Так, в стихотворении Б. Н. Алмазова «Московский поэт и петербургский обыватель»6 среди других деятелей печати, с которыми петербургский обыватель водит дружбу, назван М. Достоевский, отпускающий ему в долг папиросы7. В № 44 В. С. Курочкин привел «новость изъ драмати-ческаго мiра», съязвив по поводу низкой оценки «некоторыми ценителями искусства, аматерами» последних сцен комедии «За чем пойдешь, то и найдешь» А. Н. Островского, которая была опубликована во «Времени»8. В фельетоне следующего, 45-го, номера «Газета "День" и Иван Яковлевич Корей-ша» В. С. Курочкин напечатал пародийную балладу на В. И. Аскоченского, в которой издатель «Домашней Беседы» изображен блуждающим в тщетных поисках соседа или друга. Издания встречают «Домашнюю Беседу» равнодушно или с неприязнью. Здесь имеется в виду и «грозное» «Время», которое «шумитъ Косой звенящаго металла»9. В последнем номере за 1861 г. В. С. Курочкин перечислил подарки, которые прошедший год назначает журналам в виде «елочных сюрпризов» на новый 1862 г. — «Время» получает «коллекщю мухъ, пауковъ и всякаго рода насекомыхъ изъ зоопоэти-ческаго кабинета г. Кускова»10.

В 1-м новогоднем номере за 1862 г. «Искра» напечатала карикатуру (см. Илл. 2) на русскую журналистику, на которой изображены спускающиеся в мракобесие «Сын Отечества» и «Домашняя Беседа», идущие к допетровским временам «День», «Русская Беседа», склоняющиеся к английским нравам журнал «Русский Вестник» и к либеральному консерватизму газета «Наше Время», стремящиеся к светлому будущему петербургские издания «Современник», «Время», «Русская Речь», «Русский Инвалид», «Северная Пчела», «Русское Слово», «Отечественные Записки»11.

6 Адамантов <Алмазов Б. Н.> Московский поэт и петербургский обыватель // Искра. 1861. № 15 (28 апреля). С. 226.

7 Намек на табачную торговлю редактора журнала — см.: [Шипова].

8 Пр. Знаменский <Курочкин В. С.> Новости «Искры» // Искра. 1861. № 44 (17 ноября). С. 639-640.

9 Пр. Знаменский <Курочкин В. С.> Газета «День» и Иван Яковлевич Корейша // Искра. 1861. № 45 (24 ноября). С. 657.

10 Пр. Знаменский <Курочкин В. С.> Подарки русским журналам на елке по назначению самого 1861 года // Искра. 1861. № 50 (29 декабря). С. 750.

11 1862 // Искра. 1862. № 1 (5 января). С. 1.

Илл. 2. Рисунок без подписи. «1862» («Искра», № 1 от 5 января 1862 г. С. 1) Fig. 2. Drawing without caption. "1862" ("Iskra", no. 1 of January 5, 1862, p. 1)

Полемика «Искры» и «Времени» по поводу «почвы» началась в 1862 г., когда в № 14 от 20 апреля издание откликнулось на редакционную статью «Н. А. Добролюбов. По поводу первого тома его сочинений», опубликованную в мартовской книжке журнала братьев Достоевских12. «Искра» упрекает «Время», «Отечественные Записки» и «Русское Слово» в предвзятом отношении к Добролюбову, потому что он писал в «Современнике», который «имЪетъ отрицательное направлеше»13. Хроникер «Искры» — Г. З. Елисеев14 — так описывает противоречия «Времени»:

12 <Страхов Н. Н.> Н. А. Добролюбов. По поводу первого тома его сочинений // Время. 1862. № 3. С. 30-54.

13 <Елисеев Г. З.> Хроника прогресса. Апрель // Искра. 1862. № 14 (20 апреля). С. 203.

14 Автором фельетонов «Хроника прогресса» являлся сотрудник журналов «Искра» и «Современник» Г. З. Елисеев. См. об этом: [Западов, Прохоров].

«Преотменный, говоритъ, былъ писатель, въ главе, говоритъ, русской литературы стоялъ, хотя, говоритъ, былъ явлеше и слабое, искаженное, на все смотрелъ на выворотъ, даже отъ мысли человечество отучалъ и т. п.»15.

По мнению автора «Искры», «Современник» публикует значительно больше «хороших» статей, чем все остальные журналы, он «имеетъ идею, каковой въ сказанныхъ журналахъ не предвидится»16. Его раздражает, что «Время» сравнивает «Современник» с «Библиотекой для Чтения». «Искра» защищает «Современник» от «Времени»:

«Развит1е общественнаго сознашя, возбуждеше и развит1е известнаго взгляда въ обществе на общественные вопросы — вотъ его цель. <...> направлен1е "Современника" бьетъ изъ всехъ его статей и оно особенно же сделалось очерченнымъ съ того времени, когда Добролюбовъ для той же цели приспособилъ критику литературныхъ произведенш»17.

По мнению Г. З. Елисеева, Добролюбов основал «Свисток», чтобы «осмеивать все, что противодействуем или не способствуетъ развитш общества и въ литературе и общественномъ быту»18.

Сотрудники «Искры» редко оставляли без внимания полемические статьи «Времени». В девятом (сентябрьском) номере журнала «Время» за 1862 г. было опубликовано «Объявление о подписке на журнал "Время" на 1863 год» за подписью: «Редактор-издатель М. Достоевский»19. Именно это объявление стало объектом многочисленных нападок. На принадлежность объявления Ф. М. Достоевскому указал Н. Н. Страхов, который сообщил, с кем писатель вел полемику:

«Главное содержаше, кроме настоятельнаго повторешя руководящей мысли журнала, состоитъ въ характеристике противниковъ. По терминологш Ап. Григорьева одни изъ нихъ называются теоретиками — это нигилисты; друпе доктринерами — это ортодоксальные либералы, напр., тогдашнш "Русскш Вест-никъ". Почти все объявлеше посвящено именно теоретикамъ и обличителямъ. Есть, однако, и оговорка объ уваженш, такъ же какъ и въ предъидущемъ объяв-ленш на 1862 годъ. Объявлеше на 1863 годъ имело большой успехъ, то есть возбудило литературные толки, большею часпю враждебные. Живописное

15 <Елисеев Г. З.> Хроника прогресса. Апрель. С. 203.

16 Там же. С. 204.

17 Там же.

18 Там же. С. 205.

19 Достоевский М. М. <Достоевский Ф. М.> Объявление о подписке на журнал «Время» на 1863 год // Время. 1862. № 9. С. 1-12.

выражеше объ "кнутике рутиннаго либерализма", было подхвачено мелкими журналами, понявшими, что речь идетъ объ нихъ»20.

Поскольку «Объявление» было подписано М. М. Достоевским, «Искра» адресовала свою полемику именно ему как редактору журнала.

Автор октябрьского выпуска «Хроники прогресса», которая была опубликована в № 41 от 26 октября, писал, иронизируя над почвеннической программой журнала «Время»:

«Беру я объявлеше о выходе въ будущемъ году "Времени", не "Нашего Времени", а просто только "Времени", — мне и тутъ делается такъ хорошо, что я пересказать не умею! Я утопаю въ восторге! "Время" продолжаетъ открывать давно открытую Америку, т. е. необходимость соединешя съ народомъ, и изъ всехъ силъ рвется доказать, что оно первое говоритъ объ этомъ, дошло до этого сво-имъ умомъ. Подите, разубедите его! Никто, говоритъ, кроме насъ, не говорилъ, что нравственно надо соединиться съ народомъ вполне и какъ можно крепче, что надо совершенно слиться съ нимъ и нравственно стать съ нимъ какъ одна единица. Этого — говоритъ, — не только никто доселе не говорилъ, а даже никто не понялъ и тогда, когда мы объясняли. Впрочемъ — прибавляетъ "Время" въ утешеше техъ, которыхъ бы могло подобное извеспе обеспокоить: "за нашу идею мы не боимся". Какое милое: мы пахали!!»21

Г. З. Елисеев саркастически отозвался о программе журнала, исходящей из единения с народом, отрицал, что именно «Время» первым придумало эту идею и т. п.

Свои нападки на направление «Времени» Г. З. Елисеев продолжил в декабрьском выпуске «Хроники прогресса», размещенной в № 47 «Искры» 1862 г.:

«.отчего "Время", трактующее постоянно о томъ, что оно открыло какую-то новую народность, которой прежде не только никто не примечалъ, но которой, будто бы, и теперь никто не можетъ понять, после сделаннаго имъ, "Вре-менемъ", истолковашя, никакъ не можетъ добиться того, чтобы за нимъ признали это открьте? Отчего тоже "Время", также неумолимо внушающее всемъ, что у него есть направлеше никого доселе не можетъ убедить въ этомъ? Твер-дятъ, напротивъ, все въ одинъ голосъ, что это не журналъ, а что-то въ роде собрашя романовъ, куда, по временамъ, попадаютъ и ученыя статьи, также романичесюя, какъ, напримеръ, г. Фукса, или и действительно ученыя, но сильно обезображенныя по недостатку эрудицш въ корректоре»22.

20 Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского: с портретом Ф. М. Достоевского и приложениями. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1883. С. 245-246.

21 <Елисеев Г. З.> Хроника прогресса. Октябрь // Искра. 1862. № 41 (26 октября). С. 542-543.

22 <Елисеев Г. З.> Хроника прогресса. Декабрь // Искра. 1862. № 47 (7 декабря). С. 641.

«Искра» снова уличает «Время» не только в несостоятельности, но и в абсолютной неспособности объяснить свою позицию и доказать убедительность почвенничества.

Под псевдонимом Владимiръ Монументовъ концепт почвы высмеял В. Буренин, который в рубрике «Домашний театр "Искры"» (№ 46 от 30 ноября) опубликовал сатирическую пьесу «Шабаш на Лысой горе, или Журналистика в 1862 году (Драматическая фантазия)». Мефистофель вместе с На-димовым, чиновником при губернаторе, приходят на праздник, толпа веселящихся состоит из представителей отечественной журналистики: москворецких и киевских лягушек, московских и петербургских медведей, кротов-свистунов и т. п. публики. Мефистофель саркастически характеризует толпу «разныхъ лицъ литературнаго и, чортъ знаетъ какого, м1ра»23:

«Тутъ доктринеры изъ Москвы, Поклонники дворянскихъ хартш, Консервативныхъ и, увы! При этомъ либеральныхъ партш! Какъ быть! ужь нынче вЪкъ такой, Что можетъ быть вода сухой!»24

Иронизируя над идеологией «Времени», В. Буренин вкладывает в уста «петербургских медведей» слова, которые показывают превосходство журнала братьев Достоевских над другими изданиями:

«Хоть кричите день и ночь вы, Не удастся ничего вамъ, Оторвались вы отъ почвы ДЪломъ, мыслш и словомъ! Отходите-же всБ прочь вы — Жизнь у насъ, въ ученье новомъ!»25

На этом шабаше среди присутствующих оказывается и «Редактор» М. М. Достоевский, который является перед Мефистофелем:

«Но признаюсь, бродя здЪсь, почвы Боюсь лишиться изъ подъ ногъ! Что за толпа! Что за воззрЪнья! Я слушалъ — разбери поди!.. Ахъ, это что? скользятъ каменья — ЗдЪсь упадешь, того гляди!

23 Монументов Владимир <Буренин В. П.> Домашний театр «Искры». Шабаш на Лысой горе, или Журналистика в 1862 году (Драматическая фантазия) // Искра. 1862. № 46 (30 ноября). С. 627.

24 Там же. С. 628.

25 Там же.

А рухнешь — поминай, какъ звали! Повиснешь въ воздухе и тамъ Выделывай сальто-мортали, Какъ теоретики... Я вамъ Скажу, но только по секрету, — Ведь вы читали мой журналъ? Честней теперь изданья нету, Я много получилъ похвалъ»26.

Согласно насмешкам В. П. Буренина, М. М. Достоевский упивается своим успехом, ставит свое издание выше других. Мефистофель осаждает редактора, упрекая его в низменности стремлений:

«Преинтересныя книжонки, Я соглашусь, почтенный мой, Но не журнальной стороной, А темъ, что вамъ даютъ деньжонки!»27

М. М. Достоевский признается:

«На это я, какъ вы, гляжу: Насчетъ сотрудниковъ небреженъ, За то къ журнальной знати неженъ, И по следамъ за ней хожу!»28

Под конец 1862 г., в № 49 от 21 декабря, «Искра» опубликовала карикатуру, высмеивающую М. М. Достоевского и сотрудников журнала «Время» (см. Илл. 3). На изображении Сатурн держит в руке косу, а М. М. Достоевскому пририсовали косицу, которая отсылает к псевдониму Н. Н. Страхова (Косица), одного из сотрудников «Времени». М. М. Достоевский стоит на пьедестале, на котором написано «На пьедестале собственнаго издел1я». Это явный намек на то, что «Время», по мнению «Искры», всегда возвышает себя над другими изданиями. Текст под карикатурой представляет собой шуточный диалог, в котором автор для усиления комического эффекта использует игру слов:

«—Какая разница между временемъ и журналомъ "Время"?

—У одного — коса, у другаго — Косица»29.

В этом же номере в стихотворении «Ад. Сцена в трех песнях. (Подражание Данте)», подписанном «Обличительным поэтом» (Д. Минаевым), изображены

26 Монументов Владимир <Буренин В. П.> Домашний театр «Искры». С. 632.

27 Там же.

28 Там же.

29 <Карикатура> // Искра. 1862. № 49 (21 декабря). С. 673.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Какая разница между временсиъ и журиаломъ «Время»?

— У одного — коса, а у другаго — Косица. (*) .

О Косица, сотруднивь «Времени

Илл. 3. Рисунок без подписи. Титульный лист («Искра», № 49 от 21 декабря 1862 г. С. 673)

Fig. 3. Drawing without caption. Title page ("Iskra", no. 49 of December 21, 1862, p. 673)

души и тени издателей и редакторов, журналистов и писателей: Ивана Аксакова, А. А. Краевского, С. С. Громеки, В. Д. Скарятина и т. д. В тексте есть строки, в которых утверждается, что сам журнал никак не может найти почву:

«Тамъ подъ собой, исполненный тревогъ, Жрецъ "Времени" все ищетъ почвы прочной, Но только пламя вьется изъ подъ ногъ И пятки жжетъ ему ,.»30.

В последнем, 50-м, номере «Искры» от 30 декабря автор статьи «Литературные размышления в начале второго тысячелетия России» иронизирует, что «Время» объявило себя «единственнымъ во всей Россш журналомъ»31. Фельетонист «Искры» дает ироничные комментарии к публикациям журнала братьев Достоевских:

30 Обличительный поэт <Минаев Д. Д.> Ад. Сцена в трех песнях. (Подражание Данте) // Искра. 1862. № 49 (21 декабря). С. 685.

31 <Курочкин В. С.> Литературные размышления в начале второго тысячелетия России // Искра. 1862. № 50 (30 декабря). С. 700.

«"Намъ труднее — говоритъ оно, — издавать журналъ, чЪмъ кому нибудь (!). Мы вносимъ новую (!) мысль о полнейшей народной нравственной (только то?) самостоятельности, мы отстаиваемъ Русь (это ужь точно Иванъ Сусанинъ!), нашъ корень (это точно Кузьма Прутковъ!), наши начала". "Въ сущности, — говоритъ, — одинъ только нашъ журналъ признаетъ вполне народную (т. е. только нравственную) самостоятельность". "Мы, — говоритъ, — идемъ несравненно дальше и глубже, чемъ наши обличители, мы стоимъ за литературу, мы стоимъ за искусство"»32.

В начале 1863 г. почти каждый номер «Искры» содержал выпады против «Времени». Чаще всего журналисты писали, что «Время» открывает всем Америку, излагает на своих страницах то, что и так уже было сказано до него. Концепция почвы, по мнению «Искры», — это всего лишь пересказ давно известных истин.

В фельетоне «Наша любовь к народу» автор высмеял понятие народность, отношение журналов и их редакторов к народу. В одном ряду со «Временем» оказались такие издания, как «Народная Беседа», «Грамотей», «Домашняя Беседа». Публицист иронично заметил, что в обществе популярна любовь к народу, но журналисты, проповедуя ее, не пытаются понять народ и его нужды:

«У насъ развилась необыкновенно — сильная любовь къ народу; все идутъ за народъ, всё делаютъ во имя народа.

Наша журналистика въ этомъ случай представляетъ самое умилительное зрелище. Посмотрите, какъ горяча, какъ безкорыстна эта любовь во всехъ, начиная съ Виктора Ипатьевича Аскоченскаго и Каткова до Льва Камбека и журнала "Время". Одни гонятъ прогрессъ во имя народа, друпе требуютъ англшскихъ реформъ, уверяя, что народу это угодно и что онъ не послуша-етъ тамъ этихъ, какъ ихъ... третьи пишутъ "Ерунду" или кричатъ: "отъ почвы оторвались, народности держитесь, народности!" Четвертые вдругъ провозглашают^ что народъ требуетъ, чтобъ его секли, пятые ещё что нибудь. Та-кимъ образомъ всё мешается, видна только одна общая любовь къ народу»33.

Полемика о народе продолжилась в фельетоне «Наша любовь к народу», опубликованном в № 9 от 8 марта. Автор иронично спрашивает: «Что такое, в самом деле, народ?», — отвечая за редакцию «Времени»:

«Если же вамъ вздумается обратиться съ этимъ вопросомъ къ журналу "Время", то оно объяснитъ, что "народъ есть почва" и совершенно некстати при-бавитъ, "а не свистуны". Не правда ли, что это вамъ покажется до того разноречивымъ и неудобопонятнымъ, что вы собьетесь съ толку и станете въ тупикъ. Что же это подъ словомъ народъ разумеется? задумаетесь вы»34.

32 <Курочкин В. С.> Литературные размышления в начале второго тысячелетия России. С. 700.

33 Наша любовь к народу // Искра. 1863. № 2 (11 января). С. 24.

34 Наша любовь к народу // Искра. 1863. № 9 (8 марта). С. 130.

На первой странице этого номера располагается большая карикатура, в которой высмеиваются «Современное Слово», «Домашняя Беседа», «Северная Пчела», «Голос», «Русский Листок», «Московские Ведомости» и др. Здесь же упоминается журнал братьев Достоевских. На рисунке рядом с М. М. Достоевским изображен Н. Н. Страхов. Последний запечатлен с длинной косой (отсылка к его псевдониму) (см. Илл. 4). Характерен диалог между изданием и Н. Н. Страховым:

«Время. — Косица, справься съ делами и доложи мне, примутся ли эти растешя на нашей почве.

Косица. — Осмелюсь доложить В. П-ву, что у насъ почва еще не отыскана»35.

Илл. 4. Рисунок без подписи. Титульный лист («Искра», № 9 от 8 марта 1863 г. С. 125)

Fig. 4. Drawing without caption. Title page ("Iskra", no. 9 of March 8, 1863, p. 125)

35 <Карикатура> // Искра. 1863. № 9 (8 марта). С. 125.

После публикации в первом номере «Времени» за 1863 г. статьи Достоевского «Необходимое литературное объяснение, по поводу разных хлебных и нехлебных вопросов»36 в № 7 «Искры» за 1863 г. была напечатана карикатура под названием «Мелкоплавающие и близорукие»37, высмеивающая идейную направленность журнала «Время» (см. Илл. 5).

Илл. 5. Рисунок Н. Степанова «Мелкоплавающие и близорукие» («Искра», № 7 от 22 февраля 1863 г. С. 95)

Fig. 5. Drawing by N. Stepanov "Small-Swimming and Short-Sighted" ("Iskra", no. 7 of February 22, 1863, p. 95)

На рисунке представлены М. М. Достоевский и Н. Н. Страхов, позади них — шкаф с первым номером «Времени» за 1863 г. и стеллаж «Дела» с папками, на которых написаны основные темы, поднимаемые в журнале «Время»: «О народности», «О соединении», «О примирении», «О почве». Диалог гласит:

36 <Достоевский Ф. М.> Необходимое литературное объяснение, по поводу разных хлебных и нехлебных вопросов // Время. 1863. № 1. С. 29-38.

37 Степанов Н. А. Мелкоплавающие и близорукие // Искра. 1863. № 7 (22 февраля). С. 95.

«Время. — Косица! Объяви мелкоплавающимъ свистунамъ, что они надотли публикт, потомъ, въ видт назидатя, напиши что нибудь этакое: эхъ вы!.. Ужь куда вамъ. Серьозно говорить съ нимъ не стоитъ, они портятъ только дело.

Косица. — Да у насъ никакихъ делъ нетъ.

Время. — Какъ! — А въ шкафахъ что?

Косица. — Сами изволите знать: чуж1я мнешя; ну а заголовки точно наши»38.

Автор высмеивает редакционную статью «Необходимое литературное объяснение, по поводу разных хлебных и нехлебных вопросов», которая атрибутирована Ф. М. Достоевскому39.

Название статьи подразумевает постановку «хлебных» вопросов, злободневных и выгодных кому-либо в данный момент, и «нехлебных» — вечных. «Хлебными свистунами» автор называет издателей либеральных печатных органов и относится к ним с пренебрежением, т. к. эти люди продают свое мнение, не имеют принципов и готовы говорить что угодно за деньги. О «нехлебных свистунах» «Время» отзывается мягче. По мнению Ф. М. Достоевского, эти «свистуны» говорят о прогрессе и развитии, но не вникают в суть великих идей Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского, поэтому автор статьи и называет их «мелкоплавателями». Последователи «творцов идей» оказались «народомъ чрезвычайно легкомысленнымъ, спешливымъ и доверчивымъ»40 и не стали просветителями своей страны.

В этом же номере в рубрике «Домашний театр "Искры"» была напечатана сатирическая пьеса «Ванна из "почвы", или Галлюцинации М. М. Достоевского. Фантастическая сцена» под псевдонимом В. С. Курочкина — «Хлебный свистун». В его письме, размещенном на бланке редакции «Искры», устанавливается авторство текста: «.стихотворный фельетон принадлежит перу Буренина», в нем «сделан ряд вставок редактором "Искры" — Курочкиным»41.

В примечании к пьесе приведено письмо автора, который не мог определить адресата критики в журнале «Время» и принял все сказанное на свой счет:

«Нужно же кому нибудь принять ее на свой счетъ, хоть бы для того, чтобы не погибла она въ пучине неизвестности, никемъ не прочитанная и неоцененная по достоинству, хоть бы для того, чтобы доставить удовольстае г-ну Достоевскому темъ, что находятся же темныя личности, которыя отзываются на самыя пустыя, безцельныя и безцветныя статейки его вообще безцветнаго журнальчика»42.

38 Степанов Н. А. Мелкоплавающие и близорукие. С. 95.

39 Подробнее об этом см.: [Захаров, 2004а], [Захарова], [Рогов, Абрамов, Бучнева и др.], [Алексеева, Зинкова, Мехралиева и др.].

40 <Достоевский Ф. М.> Необходимое литературное объяснение, по поводу разных хлебных и нехлебных вопросов. С. 30.

41 Ф. М. Достоевский. Новые материалы и исследования. М.: Наука, 1973. С. 388-389. (Сер.: Литературное наследство; т. 86.)

42 <Буренин В. П., Курочкин В. С.> Домашний театр «Искры». Ванна из «почвы», или Галлюцинации М. М. Достоевского. Фантастическая сцена // Искра. 1863. № 7 (22 февраля). С. 105.

В изображении фельетониста М. М. Достоевский горд и доволен журналом, заявляет о его уникальности и оригинальности, противопоставляя «Время» другим изданиям:

«Третш годъ издаю журналъ — я доволенъ: хорошо, выгодно. <...> на-правлеше какое я далъ журналу благородное, честное, гражданское! Каждая статья почвой, народомъ пахнетъ. Намъ труднее, чемъ кому нибудь, издавать журналъ. Мы вносимъ новую мысль. Не изъ хлеба ведь хлопочемъ, какъ ка-юе нибудь тамъ свистуны и теоретики: мы борцы за убеждешя, за идеалы!»43

Он поет песню, в которой повторяются слова:

«Бьемся мы за почву храбро, Полны чести настоящей. И толпе за хлебъ свистящей Нашъ принципъ — абракадабра!»44

Кроме М. М. Достоевского, в фантастической сцене карикатурно изображены почвенники Косица (Н. Н. Страхов) и Ап. Григорьев, которые состоят в свите редактора «Времени» и готовы всегда ему услужить, выполнить любое его пожелание.

Принимая ванну, наполненную российской почвой, М. М. Достоевский поет еще один комический куплет, ритмически напоминающий песню «Очи черные»:

«Ахъ, "почва" моя, "Почва" жирная, Всероссшская, Пришпахтирная! Новыхъ благъ полна Ты задатками. Я нырну въ тебя Вместе съ пятками! Окунусь, нырну Въ "почву" милую. Выду вновь оттоль Съ свежей силою!»45

Перед М. М. Достоевским, Косицей и Ап. Григорьевым проносятся фантастические видения, заимствованные из статей, опубликованных во «Времени»: «палочка, на которой вышжаютъ свистуны изъ хлтба», «кнутикъ

43 <Буренин В. П., Курочкин В. С.> Домашний театр «Искры». С. 105.

44 Там же.

45 Там же. С. 106.

рутиннаго либерализма, которымъ они подхлестываютъ себя», «мелкопла-ватели», «униженные и оскорбленные "Временемъ"», «дешевые обличители»46 и т. д. В каждом видении высмеивается направление журнала. Например, «кнутик рутинного либерализма» свистит над ухом М. М. Достоевского: «Кнутикъ осторожно / Надо брать, конечно, / Ибо все возможно: / Почва ненадежна, / Время скоротечно!»47. После этих стихов М. М. Достоевский хватается за спину с криком: «Ай! Ай! Караулъ! Почву бьютъ!»48. Сцена завершается тем, что редактор «Времени» в ужасе выскакивает из ванны.

В № 12 «Искры» за 1863 г. В. С. Курочкин создает собирательный образ Сидора Карпыча, «росаянина, толкующаго о делахъ, хлопочущаго, суе-тящагося»49. Автор упрекает Сидора Карпыча, что он так и останется «дитей», поскольку не смотрит «никогда въ корень дела», рассматривает «м1ръ сей черезъ <...> золотыя фантазш, а не черезъ разумъ, искушенный въ горниле житейскаго опыта»50. Если бы Сидор Карпыч читал «Время», то, по мнению Курочкина, увидал бы, что «въ Россш пока существуетъ общая безпочвен-ность, что почва только еще изыскивается нашими учоными и литераторами, что именно съ той целш, чтобы отыскать, во что бы то ни стало, эту почву, "Время" явилось и на светъ Божш...»51.

«Почва» как направление «Времени» была предметом полемики в карикатурах, размещенных в №№ 16 и 29 «Искры». Третий номер «Времени» изображен на двух карикатурах, напечатанных в № 16 от 3 мая (см. Илл. 6). На первой — приведен диалог Косицы с М. М. Достоевским о положении дел в «Головешке». Косица утверждает, что «намъ положительно известно, что редакщя "Головешки" съ открыт1я новой подписки, сидитъ на постномъ маслт>, и получает удивленный ответ:

«Какъ!.. При 7 т. подписчиковъ — Богъ съ вами М-г Косица! Да и это не беда, если только сама редакщя постится, вотъ если сотрудниковъ угоща-ютъ постнымъ масломъ — это ужь больно нехорошо»52.

Рядом находится еще одна карикатура. На ней третий номер «Времени» пугается собственной тени. «Время» в ужасе восклицает:

«Косица! Твои громовыя статьи порождаютъ враговъ. Враги. всюду враги!»

46 <Буренин В. П., Курочкин В. С.> Домашний театр «Искры». С. 106.

47 Там же. С. 107.

48 Там же.

49 <Курочкин В. С.> Хроника прогресса // Искра. 1863. № 12. 7 апреля. С. 165.

50 Там же.

51 Там же.

52 Степанов Н. [Без названия]; «Время», напуганное своею тенью // Искра. 1863. № 16. 3 мая. С. 226.

Косица успокаивает «Время»:

«Успокойтесь мой, благородный другъ?53 Вы пугаетесь своей тени. на-шихъ собственныхъ статей — ведь ихъ никто не боится»54.

Косиц а. — Памъ положительно пзв-Ъст-но, что редакц|'я «ГоловЪшкн» со открыты новой подписки, сидитв на постномв маслгь.

— Какъ!.. Брп 7 т. подппсчнковъ —Богъ съ вамп М-г Коспца! Да п это ие б^да, если только сама редакц!я постится, вотъ если сотрудноковъ угощаютъ постнымъ иасломъ — это ужь больно нехорошо.

Время. — Коспца!Твоп Громовы* статьи порождаютъ враговъ.... Враги. .. всюду враги!

Косиц а. — Успокойтесь мой, благородный другъ? Вы пугаетесь своей т-Ьеи... на-шихъ собственныхъ статей — вЪдь ихъ никто не боится.

Илл. 6. Рисунок Н. Степанова «"Время", напуганное своею тенью» («Искра», № 16 от 3 мая 1863 г. С. 226)

Fig. 6. Drawing by N. Stepanov ""Time", Frightened by Its Shadow" ("Iskra", no. 16 of May 3, 1863, p. 226)

В № 29, опубликованном 2 августа 1863 г., помещены несколько карикатур Н. Степанова под названием «Петербург летом: на суше и на воде, в городе и в окрестностях» (см. Илл. 7). На одной из них изображена книжка журнала «Время», которая готова упасть на железную дорогу. Текст под карикатурой гласит, что «журнальные искатели почвы, окончательно теряютъ ее подъ ногами на петербургскихъ улицахъ»55.

53 В тексте «Искры» допущена опечатка. Правильно: Успокойтесь, мой благородный друг!

54 Степанов Н. [Без названия]; «Время», напуганное своею тенью. С. 226.

55 Степанов Н. Петербург летом: на суше и на воде, в городе и в окрестностях // Искра. 1863. № 29. 2 августа. С. 390.

аетервургъ j t т • ■ Ъ1 ■ т

— Журнальные искатели почвы, окончательно теряютъ ее подъ ногами на не-тербургскичъ уляцахъ.

Илл. 7. Рисунок Н. Степанова «Петербург летом: на суше и на воде, в городе и в окрестностях» («Искра», № 29 от 2 августа 1863 г. С. 390)

Fig. 7. Drawing by N. Stepanov "Petersburg in Summer: on Land and on Water, in the City and in the Surrounding Area" ("Iskra", no. 29 of August 2, 1863, p. 390)

Неприязнь двух изданий была взаимной. «Искра» нападала на журнал братьев Достоевских. М. М. Достоевский был постоянной фигурой газетно-журнальной полемики. Ф. М. Достоевский дважды обозвал «Искру» «Головешкой»: в рассказе «Скверный анекдот» (ноябрь 1862) он создал образ сотрудника сатирического журнала, который является «иронической аллюзией на сатирический журнал "Искра"» [Захаров, 2004b: 719], в статье «Опять "Молодое перо"» (март 1863) автор сравнил молодого поэта с «крас-нощокимъ корнетомъ отечественной словесности (вродЪ "Корнета, играю-щаго на пистонЪ", о которомъ упоминалось какъ-то разъ въ "Головешка")»56.

56 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: канонические тексты. 2004. Т. 5. С. 379.

Сатирический еженедельник «Искра» активно участвовал в литературной борьбе, вел разностороннюю полемику. Его публикации были направлены на критику изданий, которые придерживались противоположных политических и художественно-эстетических позиций. Высок был градус полемики «Искры» с такими изданиями, как «Время», «День», «Отечественные Записки», «Народная Беседа», «Грамотей», «Домашняя Беседа» и др. Используя сатирические жанры (карикатуру, пародию) и приемы поэтики (иронию, сарказм), «Искра» вела непримиримую полемику с идейной и литературной программой журналов «Время» и «Эпоха». Братья Достоевские невозмутимо и достойно отстаивали и разъясняли идеи, концепты и концепции своего направления — почвенничества.

Список литературы

1. Алексеева Л. В., Зинкова В. С., Мехралиева Г. А. и др. Редакционный архив журналов Ф. М. и М. М. Достоевских «Время» и «Эпоха»: коллективная монография. 2021. СПб.: Изд-во РХГА. 560 с.

2. Викторович В. А., Захарова О. В. Ф. М. Достоевский в русской критике. 1845-1881. Коломна: Лига, 2021. 536 с.

3. [Западов А. В., Прохоров Е. П.] Комментарии // Русский фельетон / сост., подгот. текста, вступ. заметки и коммент. А. В. Западова и Е. П. Прохорова. М.: Госполитиздат, 1958 [Электронный ресурс]. URL: http://az.lib.ru/e/eliseew_g_z/text_0020.shtml (10.01.2023)

4. Захаров В. Н. Идеи «Времени», дела «Эпохи» // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: канонические тексты. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2004. Т. 5. С. 697-712. (а)

5. Захаров В. Н. Примечания // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: канонические тексты. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2004. Т. 5. С. 693-925. (b)

6. Захаров В. Н. Почвенничество в русской литературе: метафора как идеологема // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: ПетрГУ, 2012. Вып. 10. С. 14-24 [Электронный ресурс]. URL: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1457946697.pdf (10.01.2023). DOI: 10.15393/j9.art.2012.335

7. Захарова О. В. Атрибуция в зеркале статистики: анонимные статьи в журналах братьев Достоевских «Время» и «Эпоха» // Неизвестный Достоевский. 2021. Т. 8. № 2. С. 81-106 [Электронный ресурс]. URL: https://unknown-dostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1625856515. pdf (10.01.2023). DOI: 10.15393/j10.art.2021.5481

8. Нечаева В. С. Журнал М. М. и Ф. М. Достоевских «Время». 1861-1863. М.: Наука, 1972. 316 с.

9. Рогов А. А., Абрамов Р. В., Бучнева Д. Д. и др. Проблема атрибуции в журналах «Время», «Эпоха» и еженедельнике «Гражданин». Петрозаводск: Острова, 2021. 391 с.

10. Шипова Т. Н. М. М. Достоевский — предприниматель (по материалам русской периодики XIX века) // Неизвестный Достоевский. 2014. № 1. С. 28-34 [Электронный ресурс]. URL: https://unknown-dostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1436957561.pdf. DOI: 10.15393/j10. art.2014.12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Alekseeva L. V., Zinkova V. S., Mekhralieva G. A. i dr. Redaktsionnyy arkhivzhurnalov brat'ev F. M. i M. M. Dostoevskikh "Vremya" i "Epokha" [Editorial Archive of the Brothers F. M. and M. M. Dostoevsky "Vremya" and "Epokha"]. St. Petersburg, The Russian Christian Academy for the Humanities Publ., 2021. 560 p. (In Russ.)

2. Viktorovich V. A., Zakharova O. V. F. M. Dostoevskiy v russkoy kritike. 1845-1881 [F. M. Dos-toevsky in Russian Criticism. 1845-1881]. Kolomna, Liga Publ., 2021. 536 p. (In Russ.)

3. Zapadov A. V., Prokhorov E. P. Comments. In: Russkiy Fel'eton [Russian Feuilleton]. Moscow, 1958. 456 p. (In Russ.)

4. Zakharov V. N. The Ideas of "Vremya", the Deeds of "Epokha". In: Dostoevskiy F. M. Polnoe sobranie sochineniy: kanonicheskie teksty [Dostoevsky F. M. The Complete Works: Canonical Texts]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 2004, vol. 5, pp. 697-712. (In Russ.) (a)

5. Zakharov V. N. Notes. In: Dostoevskiy F. M. Polnoe sobranie sochineniy: kanonicheskie teksty [Dostoevsky F. M. The Complete Works: Canonical Texts]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 2004, vol. 5, pp. 693-925. (In Russ.) (b)

6. Zakharov V. N. Pochvennichestvo in Russian Literature: the Metaphor as Ideologeme. In: Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics]. Petrosavodsk, Petrozavodsk State University Publ., 2012, issue 10, pp. 14-24. Available at: https://poetica.pro/files/redak-tor_pdf/1457946697.pdf (accessed on January 10, 2023). DOI: 10.15393/j9.art.2012.335 (In Russ.)

7. Zakharova O. V. Attribution in the Statistics Mirror Anonymous Articles in the "Vremya" and "Epokha" Journals Published by the Dostoevsky Brothers'. In: Neizvestnyy Dostoevskiy [The Unknown Dostoevsky], 2021, vol. 8, no. 2, pp. 81-106. Available at: https://unknown-dos-toevsky.ru/files/redaktor_pdf/1625856515.pdf (accessed on January 10, 2023). DOI: 10.15393/ j10.art.2021.5481 (In Russ.)

8. Nechaeva V. S. Zhurnal M. M. i F. M. Dostoevskikh "Vremya". 1861-1863 [The Journal of Mikhail and Fyodor Dostoevsky "Vremya". 1861-1863]. Moscow, Nauka Publ., 1972. 316 p. (In Russ.)

9. Rogov A. A., Abramov R. V., Buchneva D. D. i dr. Problema atributsii v zhurnalakh "Vremya", "Epokha" i ezhenedel'nike "Grazhdanin" [The Problem of Attribution in the Journals "Vremya", "Epokha" and the Weekly "Grazhdanin"]. Petrozavodsk, Ostrova Publ., 2021. 391 p. (In Russ.)

10. Shipova T. N. M. M. Dostoevsky as a Businessman (Based on Materials of Russian Periodicals of the 19th Century). In: Neizvestnyy Dostoevskiy [The Unknown Dostoevsky], 2014, no. 1, pp. 28-34. Available at: https://unknown-dostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1436957561.pdf (accessed on January 10, 2023). DOI: 10.15393/j10.art.2014.12 (In Russ.)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Захарова Ольга Владимировна, кандидат Olga V. Zakharova, PhD (Philology), Asso-

филологических наук, доцент кафедры ciate Professor of the Department of Classical

классической филологии, русской литера- Literature, Russian Literature and Journalism

туры и журналистики Института фило- of the Institute of Philology, Petrozavodsk

логии, Петрозаводский государственный State University (Petrozavodsk, 185910, Rus-

университет (г. Петрозаводск, Российская sian Federation); ORCID: https://orcid.

Федерация, 185910); ORCID: https://orcid. org/0000-0003-0426-4145; e-mail: ovzakh05@

org/0000- 0003-0426-4145; e-mail: ovzakh05@ yandex.ru. yandex.ru.

Поступила в редакцию / Received 01.08.2023

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 07.09.2023 Принята к публикации / Accepted 11.09.2023 Дата публикации / Date of publication 12.10.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.