ИРКУТСКО-ЯКУТСКИЙ ПОЧТОВЫЙ ТРАКТ
(к 270-летию учреждения)
Г-I-
7 - ' ; .. и——, гьжт| I / ¿¡Е^Ь-^
[МН'У 11М1Ч1|'|| II | ......... | |
Павел Левонович Казарян,
доктор исторических наук, академик РАЕН, профессор ЯГУ, внешт атный научный консультант Министерства транспорт а связи и информатизации РС(Я).
С 1629 г., со времени начала присоединения Северо-Востока Сибири к Русскому государству, прошло более 100 лет, пока не установились устойчивые пути сообщения в регионе. Замыкающим в системе путей сообщения региона стал учрежденный 270 лет назад (1738 г) Иркутско-Якутский тракт.
С 40-х годов XVII в. до середины 20-х годов XVIII в. основным путем, по которому осуществлялось снабжение Якутского уезда и этапирование ссыльных, являлся водно-сухопутный путь от Тобольска через Енисейск по рекам Ангара - Илим, волок Илимский (Ленский) и сплав от Усть-Куты по р. Лене до г. Якутска. И все же до конца XVII в. сообщение между Якутском, Москвой и сибирскими городами не было четко организованным и регулярным. Доставку официальных документов и ссыльных в Якутский уезд осуществляли попутно с направляющимися в Якутск казаками и, по мере необходимости, назначали для сопровождения служилых людей.
П. Л. Казарян
Первую попытку установления регулярного почтового сообщения между Москвой и Якутском власти предприняли в 1698 г., когда была «учреждена пересылка писем по государевой почте, которая т рижды лет ом ходила от Москвы в Сибирь до Нерчинска и Якут ска, и обратно ст олько же раз» [1]. Однако устойчивого почтового сообщения в пределах Восточной Сибири так и не было.
26 ноября 1724 г. вышел указ «О расписании Сибирских городов на три провинции и об определении в оных двух вице-губернаторов, Иркутского и Енисейского, подчиненных тобольскому губернатору» [2]. Поэтому в Сибирской губернии Иркутской провинции, в состав которой был включен и Якутский уезд, установилось регулярное сообщение между городами Иркутск и Якутск. Основным путем сообщения стал тракт от Иркутска до верховьев р. Лены и сплав от Качуга по р. Лене до г. Якутска. Этот путь был особенно оживленным ле-том. В межсезонье - весной и
На фото вверху - здание почты и телеграфа г. Якутска. Начало ХХ в. (из фондов ЯГОМИКНС).
осенью - сообщение прерывалось, а зимой, при необходимости, из Иркутска или Якутска отправляли нарочных, путь которых пролегал, в основном, по льду р. Лены.
К середине 20-х годов XVIII в. в пределах Иркутской провинции, от Иркутска до Витима, сложилось круглогодичное сообщение: летом - по Лене, зимой - по учрежденным от Иркутска до Витима селам. Поэтому в Иркут-
Почт овый станок в Олекминском округе. Конец XIX в. (из фондов ЯГОМИКНС).
ской провинции появились предпосылки для быстрого «превращения» приленских сел в почтовые станки (станции).
Благодаря деятельности Первой Камчатской экспедиции на Северо-Востоке Сибири в 1726 - 1729 гг., власти в Санкт-Петербурге имели подробную информацию, в том числе и о путях сообщения в регионе. По возвращении 1 марта 1730 г в столицу руководитель экспедиции, капитан 1-го ранга Витус Иоанессен Беринг представил императрице Анне Иоанновне краткую докладную записку о ходе экспедиции и внес свои предложения по административному обустройству* и улучшению путей сообщения в регионе [3].
Решающее значение в организации и обустройстве путей сообщения на Северо-Востоке Сибири имели две экспедиции: военная - казачьей головы Афанасия Федотовича Шестакова; Вторая Камчатская - Витуса Иоанес-сена Беринга, получившего в 1730 г. звание капитан-командора.
После долгих обсуждений 14 марта 1727 г. Верховный тайный совет, выслушав предложение сибирского губернатора князя Михаила Федоровича Долгорукова
«... о призыве в подданство российского владения немирных иноземцов, которые прилегли к сибирской ст ороне, т акже изменников, бывших в подданстве, и о посылке для т ого призыву иноземцов и сыску новых землиц и прочаго якутского казачья голову Афанасия Шестакова...», разрешил организацию военной экспедиции [4].
Несмотря на то, что 14 марта 1730 г. в первом же сражении с коряками, А.Ф. Шестаков погиб, экспедиция (под руководством капитана Дмитрия Ивановича Павлуцкого), опорным пунктом для которой стал Анадырский острог, продолжала военные действия против чукчей и коряк. Именно потребность бесперебойного обеспечения деятельности этой экспедиции обусловила появление первого тракта на Северо-Востоке Сибири в 1731 г. -Якутско-Охотского [5].
По указу от 17 апреля 1732 г. была организована Вторая Камчатская экспедиция. Среди задач, поставленных перед руководителем экспедиции - капитан-командором В.И. Берингом, в инструкции от 16 марта 1733 г. указывалось: «... будучи тебе в Тобольску, сделать определение, дабы за Тобольским до Енисейска и до Якут -ска по однова в месяц почта отпускалась, и как из Тобольска отправитесь в Якутск, то дорогою велеть расписать и назначить ст аны, от которого до которого места возить летом и зимою; а от Якут ска до Охотска и до Камчатки хотя б в 2 месяца однажды посылки были; а каким образом, о том в Якут ске с т амошними командирами с совет у учинить; дабы через те учреждения из Камчатски и Охотска могли всякие ведомства в Тобольск и в Москву и паки т уда без остановки ходить. А понеже вы в Камчатке уже были и путь до Камчатки вам сведом, т о Губернатору Тобольскому и в Якут ске Воеводе дать вам свое разсуждение, изыскивая безубыт очных и нет рудных способов, дабы где пустыя и нежилыя места, в т аких мест ах нарочно ст анков не учреждать, и людей и лошадей не держать; но перевоз почты, сколько можно, через т ое пустот у от жилого до жилого мест а иметь.» [6].
В ходе экспедиции возникла необходимость устойчивого сообщения между Якутском и Охотским портом. Поэтому по указанию В.И. Беринга начальник Охотского порта Григорий Григорьевич Скорняков-Писарев в 1735 г. учредил новые станции на существующем с 1731 г. Якутско-Охотском тракте. Между Якутском и Охотском было открыто 14 станций. Тракт стал почтовым.
* По Указу от 10 мая 1731 г. Охотский порт получил самостоятельное управление, его начальником был назначен находящийся в ссылке в Жиганске Якутского уезда бывший директор Санкт-Петербургской морской академии, обер-прокурор Сената Григорий Григорьевич Скорняков-Писарев, которому в инструкции от 30 июля предписывалось заниматься обустройством путей сообщения между Якутском и Охотском. - ПСЗРИ. - Собр. I.- СПб., 1830. - Т. 8. - С. 461, 520.
Так как экспедиция нуждалась в круглогодичной связи между Охотском и Иркутском, для обеспечения доставки срочных грузов, рассылки и получения корреспонденции, то в 1638 г. капитан-командор возложил на якутскую воеводскую канцелярию организацию почтового сообщения между Якутском и Витимом. Обеспечение движения почты на этом пути было вменено в обязанность якутских родов Приленского края [7]. Таким образом, в 1738 г. с установления регулярного сообщения между Витимом и Якутском не только началось полноценное функционирование Иркутско-Якут-ского почтового тракта, но и установилась сухопутная почтовая связь между Санкт-Петербургом и Охотским портом.
Политика правительства была направлена на обеспечение почтовым сообщением самых отдаленных уголков державы. По Сенатскому указу от 21 апреля 1733 г. было установлено ординарное, т.е. обыкновенное (простое) почтовое сообщение между Москвой и Тобольском, и было предписано создать почтовое сообщение по разным трактам в Сибири. По указу от 28 октября 1735 г. предписывалось везде вместо практики посылки по делам курьера учредить почтовое сообщение [8].
Обеспечение движения почты от Якутска до Витима было вменено в обязанность якутских обществ и совершалось эстафетой. Подобный порядок замедлял движение почты. Поэтому в 1743 г. по поручению якутской воеводской канцелярии служилый человек Захар Баишев организовал между Ви-тимской слободой и Якутском 28 почтовых станков (станций), возложив их содержание на местное общество.
Местные жители были обязаны перевозить грузы и служилых людей, а также снабжать почтовые станции лошадьми и продовольствием. Однако в 50 - 60-х годах якуты неоднократно просили освободить их от этой повинности. В 1770 г. иркутский губернатор Адам Иванович Бриль внял просьбам якутских, олекминских, вилюй-ских якутов и освободил их от этой повинности, решив заселить тракт русскими переселенцами. Но «за неявкою охотников», т.е. добровольцев, их заменили на «кат оржныхи ссыльных» [9].
О росте числа ссыльных поселенцев на тракте, вместе с членами их семей, могут свидетельствовать следующие данные. На участке тракта от Пеледуя до Олекмин-ска в 1776 г. проживало 295 человек, в 1779 г. - 306. В среднем ежегодно население на тракте увеличивалось всего лишь на 3 - 4 чел. Это был первый опыт заселения трактов в Якутском крае ссыльными. Однако выяснилось, что ссыльные «по изведанной невозможности завести в тех мест ах хлебопашество и скот не т оль-ко не были в силах исправлять гоньбу, но и сами умирали с голоду, то по сей крайности и производимо было им казенное содержание». Ежегодное содержание поселенцев обходилось казне за десятилетие в среднем в 2400 рублей [10].
Найдя обременительным для казны содержание тракта подобным образом, в феврале 1781 г. иркутская губернская канцелярия приняла решение освободить поселенцев от почтовой гоньбы, возложив ее вновь на
якутов учрежденных в 1775 г. Олекминского, Верхне-Вилюйского и Якутского комиссарств, оставив им в помощь только тех поселенцев, которых они согласны были содержать. Остальных ссыльных решили переселить в удобные для хлебопашества места.
Почт овая станция Ат-Дабанская, 1902 г. (из фондов ЯГОМИКНС).
На трактах Якутского уезда переправы существовали только на р. Лене - у Якутска и на р. Алдане - у Охотского тракта. В 1772 г. была учреждена перевозка людей и имущества между Якутском и правым берегом Лены, которую осуществляли «летние пять месяцев определенные из ссылочных (т.е. ссыльных. - П.К.) одиннадцать человек, коим платился из казны каждому по 5 копеек в день» [11 ].
Однако и после 1781 г. основным населением при-трактовых селений и станций между Якутском и Витим-ской слободой оставались ссыльно-поселенцы и переселенцы. Якуты обеспечивали их всем необходимым для справления почтовой гоньбы, а сами старались устраниться от участия в ней. На тракте возникали новые селения и почтовые станции. На месте некоторых станций, ранее представлявших собой лишь одинокую избу, постепенно появлялись селения.
Тракт в пределах учрежденного в 1775 г. Якутской провинции был разделен на два участка: от Витима до Олекминска и от Олекминска до Якутска. Во главе их стояли назначаемые якутской провинциальной канцелярией смотрители. Станционные смотрители следили за состоянием тракта и порядком в почтовой гоньбе, а также за жизнью и бытом причисленных к почтовым станциям ссыльных и переселенцев.
С каждым десятилетием движение на тракте становилось все оживленнее. Это вызывало необходимость основания новых станков (почтовых станций) в Приленском крае. Если в 1743 г. на участке тракта от Якутска до Витима насчитывалось 28 станций, то в начале XIX в.- 38 [12].
А
йа^Г Ч
Ш'куток я и""*7»: . .,■>" * " . , .'-А.' £ ----- ТСАРБОЫе ОЕМНАЧеНИЯ .............
1 = " ' Члтлпет! П. .7
В первой четверти XIX в. произошли коренные изменения в порядке организации почтовой гоньбы. В 1806 г Правительствующий Сенат и Военная коллегия получили предписание о выдаче подорожных билетов и прогонов чиновникам, посылаемым по казенным надобностям в города Якутск и Охотск.
С 1803 по 1815 гг. в Якутском уезде натуральную повинность (перевозка почты и грузов) постепенно стали заменять земскими денежными сборами, со сдачею с торгов на три года содержания почтовых станций. К моменту образования Якутской области, в 1822 г., Иркут-ско-Якутский тракт представлял собой хорошо обжитую заселенную дорогу, связывающую центр области со столицей Восточной Сибири.
Необходимо отметить, что в начале XIX в. центральные власти стали содействовать развитию инфраструктуры Восточной Сибири. Учрежденный 20 ноября 1809 г. в Сибири Десятый округ путей сообщения был призван заниматься управлением водных и сухопутных сообщений. Предпринимались меры по обустройству трактов внутри губерний. Среди рассмотренных в 1821 г. Сибирским комитетом и утвержденных 22 июля 1822 г. Александром I десяти проектов положений и уставов был и «Устав о содержании сухопутных сообщений в Сибири» [13].
Устав был призван регламентировать все вопросы, связанные с содержанием как главного Сибирского (Московского) тракта, так и трактов внутри сибирских губерний. Длина участка Сибирского тракта в Западной Сибири составляла 1916 верст, в Восточной (до Иркутска) -1170 верст. На тракте учреждались отделения, которые
должны были заниматься содержанием дороги в исправном состоянии, строительством и ремонтом мостов, этапных зданий и т.д. Для работ на тракте нужно было привлекать указанных в «Уставе о ссыльных» ссыльных второго разряда. Ведомству сухопутных сообщений предписывалось: «В сей разряд избирают ся самые лучшие, здоровые, крепкие и молодые, преимущественно знающие мастерства. Они именуют ся дорожными работниками» [14].
В дорожных службах Западной Сибири было занято 2156 постоянных работников, в Восточной Сибири -2393. Устав подробнейшим образом регламентировал организационные структуры дорожной службы, порядок оснащения, технические характеристики подлежащих выполнению работ и состав команд. Примечательно, что в 38-й статье «Устава о содержании сухопутных сообщений в Сибири» особо оговаривалось: «...на Якутскую область, Охотский и Камчат ский край настоящий Уст ав не распространяет ся» [15].
Одним из главных предназначений Иркутско-Якутского тракта было обеспечение доставки ссыльных. Порядок содержания дорог и осуществление перевозок, в том числе и во время этапирования ссыльных от г. Иркутска до областного центра г. Якутска и далее по округам Якутской области, регулировалось утвержденным 22 июля 1822 г. «Положением о земских повинностях в сибирских губерниях». По статье 1-й этого документа земские повинности разделялись на два вида: личная работа по очереди и нарядам, а также найм путем денежного сбора. Личные повинности складывались из содержания дорог, мостов и перевозов, препровождения рек-
рутских партий и ссыльных, содержания подвод для земских сообщений. При исполнении земских повинностей (сбор денежных средств для содержания дорог, препровождения ссыльных и т.д.) отменялись личные повинности, кроме повинности поставлять подводы и проводников.
Этот порядок оказался приемлемым для сибирских, в том числе и Иркутской, губерний. Однако учитывая особенности Якутской области (малонаселенность, экономическое состояние обитателей и т.д.), применение здесь этого положения оказалось не исполнимым. Поэтому в статье 4-й Положения особо оговаривалось: «В тех отдаленных и малолюдных мест ах, как-то: по дороге Охотской (имеется в виду тракт Иркутск - Якутск -Охотск. - П.К.) и т ому подобных, где содержание подвод почт овых и для земских разъездов, кроме кочующих т ам инородцев и поселян, принять некому, обязаны сие обыватели беспрекословно содержать ст анции, получая пособие из общего земского сбора» [16].
Для выполнения земских повинностей ежегодно составлялись сметы, исходя из данных последних трех лет как для почтовой повинности, так и для земских сообщений, т.е. разъездов на обывательских подводах по земским и волостным делам чинов полиции. Для исключения злоупотреблений билеты для разъездов подписывал только местный губернатор (в Якутской области до 1 января 1852 г. - областной начальник), а каждое отправление регистрировалось в особом журнале и в конце года представлялось на ревизию губернатору.
По своему экономическому состоянию все население Восточной Сибири разделялось на пять разрядов. При составлении раскладки по Якутской области и ее округам бродячие инородцы (тунгусы, ламуты, юкагиры, чукчи) освобождались от всяких земских повинностей и не включалась в раскладку повинностей.
На Иркут ско-Якут ском тракт е. Начало ХХ в. (из фондов ЯГОМИКНС).
Якутское областное правление (преобразованное 17 марта 1903 г. в Якутское областное управление) распределяло земские повинности по округам (Олекмин-ский, Якутский, Вилюйский). Внутри округов эти повинности делились с учетом имущественного состояния по сословиям, волостям, сельским обществам и инородческим улусам, которые, в свою очередь, распределяли их самостоятельно внутри своих обществ.
Одним из важнейших принципов при распределении земских повинностей, содержащих денежные повинности, например, на содержание почты, являлась их непременная организация через публичные торги на подряды (как правило, на трехлетние).
Согласно пункту 1 статьи 7 указа от 22 июля 1822 г. «О преобразовании сибирских губерний по новому учреждению» предусматривалось: «Платеж за возку почты и эст афет ов производить в сибирских губерниях наравне с другими внутренними губерниями из общих почт овых доходов» [17]. Это означало: не затрагивая порядка организации почтовой гоньбы на территории Якутской области, вместо прежних денежных повинностей, возмещение содержания расходов на почтовую службу за счет казны.
Существенным изменением в указе было то, что в нем предусматривалась, наряду с «платежом за возку почты и эст афет ов», отмена с 1824 г. общего сбора на сухопутные и водные сообщения по 30 копеек с души. Таким образом, с 20-х годов XIX в. содержание Иркутско-Якутского тракта осуществлялось как за счет земских повинностей, так и платы за перевозку почты.
Начавшиеся в 1849 г. поиски золота (есть сведения, что подобные поиски проводились с 1846 г) на территории Олекминского округа Якутской области увенчались успехом. Было открыто много месторождений россыпного золота, и с 1852 г. началась его промышленная добыча. В 1856 г. на Северо-Востоке Сибири, на р. Лене, возник первый центр золотопромышленности в регионе - Мачинская резиденция золотопромышленников**.
Развитие золотопромышленности привело к образованию в Олекминском округе двух систем частных золотых промыслов: Олекминского(центр-с. Мача)и Витимского (центр - с. Витим Киренского округа) [18]. Грузы переправлялись сплавом по р. Лене. В осенне-весенний период движение на участке тракта от Иркутска до Нохтуйской станции (на противоположном берегу р. Лены находилась Мачинская резиденция золотопромышленников), было оживленным (убытие и прибытие рабочих, служебные поездки технического персонала прииска, разъезды чиновников горных ведомств и т.д.).
В 30 - 50-х годах XIX в. на Иркутско-Якутском тракте появлялись новые станции и полустанки. Так, например, к началу 60-х
** Согласно утвержденному Николаем II 18 декабря 1898 г. положению Комитета министров «О перечислении Олекминского золотопромышленного района из Якутской области в Иркутскую губернию», Олекминский и Витимский системы частных золотых промыслов были включены в состав Иркутской губернии. - ПСЗРИ. - Собр. III. - СПб., 1901. - Т. 18, отд. I. - С. 1081 - 1082.
Фактическая передача района началась весной 1899 г. и завершилась в марте 1900 г., с передачей надзора за политическими ссыльными, находящимися на территории вновь образованного Ленского горного округа, из ведения Олекминского окружного полицейского управления властям Иркутской губернии. - См.: Казарян П.Л. Якутия в системе политической ссылки России. 1826 -1917 гг. - С. 345.
Почтовые станции и расстояние между ними на Иркутско-Якутском транше
Ном-вр Расстоя- РаССТОЯ- Номер Расстоя- Расстоя-
по Назеаинв нив НИП! по Название ние
поряд- С1ЛМЦИИ мыЫ), поряд- СЧкЦин Зиыан,
ки _ ВЁрСТЫ верст*! ку йерсты версты
Мииупккая губерния
1. Иркутская городнай 0 0 40. Тирская ГУ иранская] 21 24
2 Хлмутавская (Кубинская) 23 23 41, КраеноярсаекАл 13 16
3. Жедддвмая 21 21 А2. Птялоосщэя 14 1.1? 14 VI
4. Усть-Ордынская (БаПО«1ЧСКЕ|Н} 21 1/2 21 1Я 43. Макаровская {Пачская} 23 25
5. 31 31 И. Ззборсж-ай 17 1Е
& 25 25 45. ьезр^ксеа" 22
7. Хсгшскар 29 29 4« г Киренск 23 17
8. 30 50 47, АЛйкМгеРСкЯи 20 >4
9. Харбатсвская ¡Маламангохха*} 31 1/1? 31 1/2 46. Горбовская 26 28
Ш Куч¥гсная- пгиотвнй» 2А 2Л 1/2 -19. Ввшнякпвскай 25 27
11 г Ввркогенск эч М2 50, Спопошйнская 27 ^
12. Тгамвнцовская 25 25 Ильинская 23 23
13. Коркин^кяв 16 10 Д^ркинскз!» 20 20
14 Пигривская 13 1/2 19 1/2 63. Ичирсная 30 31
19 Панама реванш* 22 22 £4. Мутинскря 22 22
16. ¡Кигэлсеская 21 21 65. Косяиунсшскэи (Иьянуилюкзэя) 25 27
17. Усть-Илг*нскаи 29 1/2 29 1/2 56. Частыкская 25 . ...26. .
1Я Грудноас*ап 25 27 57. ПЬЯНОЙЫКОПСКЯЯ. 16 Т/4 13 1/4
19 Зачамсмс^я 20 20 55: Ду^ривСкая 19 1/2 *0 Ш
2(1 Швмвповофя 19 19 83. Корейская 29 29
21. ГОЛОВСКУЯ 1/2 16 1 -"2 60 Селитруя 21
22 Суровсяая 17 --1 17 1.'4 61. Парижская 19 ■з
23, ДОДННСЯП 1$ 15 еа. Рые^нскэя 23 Н
24 БасоеОия 20 21 63. 23 24
2Ь Орпингская 20 21 64. Р-иыискап 21 22
26. 16 17 Питчщуйска 27 20
27 Схзкинская 22 1/2 2Л 66. Крестовская 27 23
23 Барская 20 20 67. Пс^-щвскан 27 29
29. Очсловвская 22 1/2 24 65. Половинная 25 27 \!2
30 Р'имскяя Тб 1/2 13 №. Хамринская 26 ■50
31 Баниан 17 10 70. Нич ГЦИСЧ^Н 27 2Е
за. Турунскаи 17 13 71. Керешхнскяя 16 1Й
33 УСп»-Кугская 15 16 Мутуйская 30 31
34 НкуАИМСнЯЯ }7 10 . 73. М\рькнсквя (Мугуръяринсная) 25 25
35-, Подымахынсяая (Кдзярки) 27 26 74. БятаиНйсйй 16 20
36 :<икуйикая ||ТигорСкь1я:' 20 22 75. Сшшымшьская 22 24
37 Сучсеская Девяти онксвскэя) 23 2Л те. Нюйская 30
за На^яровскял 26 23 77. ЖерИичскэл 35 зе
30. Мык4равс*ая 21 2В |
Я(гутем» область
та Хаы^нскяя 40 -49 97. Маржнсквя 22 1/2 22 1/2
79 Ж&чайская 23 23 9®. 1Лаеквчан<няя 22 Ш 22 1/2
еи Ь-)^"/^^"ям Мачинскля 30 50 аэ. ийнтикпя 25 1/2 151/2
61 Точильня«- 30 50 1И0 Ёповдна« 2$
52 22 22 101 МиЛЫКУЙСИУЯ 25 1/2 25 1/2
аз. Инняхиая 17 1/3 17 1/2 102 Исцгтская ЭЭ 1/2 39 1/2
84 Д^пьг'ейСкЭя 27. 22 103 Журяис^ч 36 1/2 36 1/2
а&. Ксчегаровр<эя 20 20 104. Ои-Му'эвнска? 2£ 1/2 26 1/2
вб нелейсня«- 21 21 105 Снноян 35 35
а7 Черендейская 32 1/2 32 Ш 196 Батамайскзя 27 Ш 27 3/4
аа БлрЮКСКЯЯ 22 1/2 22 мг ют ^ит-Ари-.-гкап 32 1.Г2 32 1/2
вн БердОн^кйн 25 25 103 Еланская 22 22
за. г. Оле^инск 28 2а 199. Тоан-Армнская 22 22
91 СилнИСкЫЯ 26 25 11Г1 31 1/2 31 1/2
92. Хлрьнлёжкая 22 :1Ч 22 1/4 111 Покровская 23 1:1 23 3/4
эз Начакннекая 24 ¡¡4 11? Улэм-Аисили 1в га 10 1/2
04 Р\сско-Речвнская 26 20 г." Тэоагинская за 30 3/4
яз. Ч-йкурскяя 31 1/2 31 1/2 114 Йк/тская ппратррдп 23 25
эе Хагь1н'Тумулыймя 34 34 1
* В аимнаа время от Заборсюй станции до Клреиска было 26 вврст. Ня это время станция Безрукова закрывалась.
годов XIX в. на тракте функционировало 114 станций, из них 77 - в пределах Иркутской губернии, 37 - Якутской области [1 9].
На участке тракта от г. Иркутска до г. Верхоленска содержались по 12 почтовых лошадей, с Тюменцовской станции до г. Якутска - по 8. Плата за прогоны на одну лошадь с одной версты составляла полторы копейки.
Новые станции на тракте появлялись и в следующие десятилетия. Так, например, если на участке тракта Якутск - Олекминск в начале 60-х годов XIX в. существовало 24 станции, то в 1869 г. - 31 (включая городские станции в Якутске и Олекминске), из них 21 - в пределах Якутского округа, 10 - Олекминского. По данным на 1911 г. на этом же участке тракта существовало 32 станции, расположенные на расстоянии от 15 (между станциями Тоен-Аринской и Еланской) до 28 верст (между станциями Наманинской и Харьялахской). Если расстояние между Олекминском и Якутском в начале 60-х годов XIX в. составляло 665 верст, то в 1911 г., за счет выпрямления тракта, - около 657 верст [20].
Несмотря на летние сплавы, появление с 1862 г. пароходства на р. Лене и учреждение в 1864 г. первой пароходной компании, движение по тракту продолжалось круглый год. По Иркутско-Якутскому тракту от станции Качугской до Якутска и обратно с 1 мая по 1 октября в
1885 г. на почтовых лошадях проехали 417 человек, в
1886 г. - 414, в 1887 г. - 418.
В летнее время почту и людей отправляли из Жига-лово до Якутска на шитиках (крытых лодках). Если сплав до Якутска не вызывал особых сложностей, то на обратном пути лодку тащили на бечеве лошади. Но берега р. Лены (станции на всем пути, за исключением Мачин-ской, находились на левом берегу) во многих местах, особенно в верховьях, были обрывисты. Когда использование конной тяги становилось невозможным, в бечеву впрягались люди, т.е. летом путь из г. Якутска вверх по р. Лене был трудным и занимал много времени.
Уникальность Иркутско-Якутского почтового тракта заключалась и в том, что это был единственный в России внутренний тракт, на котором существовала таможенная застава. После продажи Россией по договору от 30 марта 1867 г. своих североамериканских владений США и сворачивания деятельности в течение года всех своих учреждений, порт Аян, который имел большое значение для снабжения Якутского края, перешел в ведение правительства. Для сохранения возможности завоза сравнительно дешевых заграничных товаров для Якутской области генерал-губер-натор Восточной Сибири Михаил Семенович Корсаков ставил вопрос перед правительством о придании Аяну статуса порта беспошлинного завоза товаров (порто-франко).
М.С. Корсаков нашел поддержку в Министерстве финансов и Государственном совете, и 22 декабря 1869 г. Александр II утвердил положение Государственного совета: «...разрешить беспошлинный ввоз через Аянский и другие порты Охотского моря в Якут скую область всех вообще иностранных произведений (т.е.
товаров. - П.К.), за исключением крепких напитков, хлебного вина и спирта, ...и с тем, чт обы иностранные т овары, в случае их привоза в Иркутск, были оплачиваемы пошлинами по общеевропейскому т арифу» [21].
По распоряжению Министерства финансов в июне 1871 г. Иркутская таможня учредила таможенный пункт в последнем крупном населенном пункте между Якутской областью с Иркутской губернией - в с. Нохтуйске. Так Якутская область до марта 1917 г. превратилась в бестаможенную зону. Ее статус был повышен по решению министра финансов 28 декабря 1912 г. Она получила возможность «на равных с таможнями правах, рас-смот рения и дальнейшего направления дел о контрабанде» [22].
Сроки окончания многих контрактов с содержателями почтовых станций Иркутско-Якутского тракта подходили летом 1894 г. Поэтому власти Иркутского генерал-губернаторства нашли менее обременительным для казны отправку почты и людей в летнее время осуществлять на пароходах.
Однако, несмотря на открытие с навигации 1895 г. регулярного почтово-пассажирского сообщения между Тарасовской почтовой станцией (с навигацией 1897 г. - с Усть-Кутской почтовой станцией) и Якутском, продолжалось обустройство Иркутско-Якутского тракта. Об этом свидетельствует поручение Николая II от 23 мая 1896 г. министру внутренних дел «сделать распоряжение о восстановлении полного комплекта лошадей на почтовых ст анцияхПриленского т ракт а» [23].
На тракте от станции Жигаловской до станции Крес-то вская содержалось 5 пар почтовых лошадей, от станции Песковская до г. Якутска - 4 пары. Всего же содержание 480 пар лошадей с 1 мая по 1 октября от станции Жига-
ловской до Якутска ежегодно обходилось в 643 371 руб., в том числе содержание 180 пар лошадей на 45 станциях Якутской области (24 - в пределах Олекминского; 21, включая Якутскую городскую, - в пределах Якутского округов) - 127 632 руб. [24].
Этапирование ссыльных по Иркут ско-Якут скому тракт у. Конец XIX в. (из фондов Музея революции СССР).
и, V
;: -г,.
: !.| * Х ■.<•. ¿V
■■ -.-Хг.' ; " ■■■■■ V ■■ у .
-■'' ■■■■' ' 11 I" I :о. -.
¡¡йщ-- ■ ¿щ&згл ---------т ..,,
и 1 ' '
Кормовая т етрадь ссыльного.
Самые хлопотные поездки по тракту были связаны с конвоированием ссыльных, и в частности политических, из Александровской центральной пересыльной или Иркутской тюрем до Якутска. При конвоировании ссыльных по тракту число конвоиров и политических ссыльных было одинаковым. Так, например, отправленную из Иркутска в Якутск 1 декабря !887 г. партию политических ссыльных из 20 человек сопровождали 20 конвоиров; 16 февраля 1890 г. 10 ссыльных - 9 нижних чинов и два унтер-офицера под начальством хорунжего и т.д. [25].
С середины 90-х годов XIX в. администрации Иркутского генерал-губернаторства и Якутской области использовали тракт в зимний период, кроме рассылки почты, в основном, для провоза политических ссыльных. В отличие от других категорий ссыльных, большого скопления политических ссыльных в пересыльных тюрьмах и на этапах администрации старались не допускать, поэтому сознательно шли на большие расходы в сравнении с летним провозом и быстро отправляли их на места поселения и жительства. Так, например, 1 января 1898 г. киренский окружной исправник сообщал своему олек-минскому коллеге: «Господин иркутский губернатор телеграммой поручил мне распорядиться загот овле-нием по т ракт у до Киренска 39 и далее 35 обывательских подвод под своз партии политических прест уп-ников, выст упившей из Иркутска 31 декабря» [26].
Получив информацию о сроках и составе партии, олекминский окружной исправник Николай Николаевич Москвин направил 13 января копию полученной из Киренска телеграммы якутскому окружному исправнику Андрею Иннокентьевичу Попову, который, в свою очередь, 23 января 1898 г. отдал распоряжение старосте и крестьянам 20 станций Якутско-Иркутского тракта провести подготовительные работы и оказать содействие в проследовании партии политических ссыльных по тракту.
В начале XX в. между Иркутском с Якутском появилась телеграфная связь. По мере развития пароходства на р. Лене и проводной связи Иркутско-Якутский тракт стал терять свои позиции. Развитию тракта помешали также революции 1917 г. и гражданская война.
С переходом к мирной жизни, утверждением советской власти на юге края изменились приоритеты и в
путях сообщения Якутии. По мере становления золотопромышленности в Алданском регионе ведущим стал Амуро-Якутский путь. Появление новых видов транспорта (автомобильный, авиационный) окончательно свели на нет надобность в Иркутско-Якутском тракте. Только в верховьях р. Лены востребованными оказались отдельные участки районного значения.
Лит ерат ура
1. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. -СПб., 1886. - С. 285.
2. Полное собрание законов Российской империи (в дальнейшем - ПСЗРИ). - Собр. I. - СПб., 1830. - Т. 7. -С. 263 - 265.
3. См.: Беринг В. Краткая реляция о Сибирской экспедиции. - СПб., 1824.
4. Прот околы, журналы и указы Верховного т айно-го совет а. 1726 - 1730. - Т. III (январь - июнь 1727 г.) // Сборник Императорского Русского исторического общества. - СПб., 1888. - Т. 63. - С. 248 - 249.
5. Более подробно см.: Казарян П.Л. Первый т ракт на Северо-Востоке России // Наука и техника в Якутии. - Якут ск, 2006. - № 2 (11). - С. 50 - 57.
6. ПСЗРИ. - Собр. I. - СПб., 1830. - Т. 9. - С. 63 - 64.
7. Описание Иркутского наместничества 1792 года. - Новосибирск, 1988. - С. 162.
8. ПСЗРИ. - Собр. I. - Т. 9. - С. 91 - 92, 594 - 595.
9. Описание Иркутского наместничества 1792 года. - С. 162.
10. Сафронов Ф.Г. Русские на Северо-Востоке Азии вXVII- серединеXIXв. -М., 1978. - С. 117-122.
11. Казарян П.Л. Пути сообщения в Якутии (XVII -начало XX века) // Транспорт России. Анализ. Проблемы. Перспективы. - М., 2005. - С. 388.
12. Указатель дорог в Российской империи. - М., 1803. - Ч. 1. - С. 70 - 72.
13. ПСЗРИ. - Собр. I. - СПб., 1830. - Т. 38. - С. 487-
531.
14. Там же. - С. 444.
15. Там же. - С. 487.
16. Там же. - С. 545- 546.
17. Там же. - С. 344.
18. Казарян П.Л. Олекминская политическая ссылка. 1826 -1917. - Изд. 2-е, доп. - Якут ск, 1996. - С. 17.
19. Памятная книжка Иркутской губернии на 1865 год. Раздел «Почт овые дороги». - Иркутск, 1865. - С. 10 -13.
20. Казарян П.Л. Якутия в системе политической ссылки России. 1826 -1917гг. - Якут ск, 1998. - С. 232-233.
21. ПСЗРИ. - Собр. II. - СПб., 1870. - Т. 44. - С. 395.
22. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1913г. - СПб., 1913. - С. 446-448.
23. ПСЗРИ. - Собр. III. - СПб., 1899. - Т. 16, отд. I. -С. 505.
24. Казарян П.Л. Пути сообщения в Якутии //Дороги Якутии. - С. 25-26.
26. Национальный архив Якутии, ф.20, оп. 4, д. 28, л. 7; д. 9, л. 3 - 4; д. 34, л. 20; д. 41, л. 3.
27. Там же, ф.15, оп. 16, д. 55, л. 10.