посылке необходимости единства рынка с точки зрения стандартов поведения его участников. Наличие двух и более СРО в одной отрасли оправдано, если оправдано наличие разных стандартов. Но на одном рынке должен быть единый для всех участников стандарт. При условии единства стандартов необходимость в более чем одной СРО отпадает. Требование обязательности проистекает из необходимости распространения стандартов деятельности на всех профессиональных участников, включения их в единую систему контроля и разрешения экономических споров»1.
С другой стороны, по словам председателя ФКЦБ РФ И. Костикова, «Указ Президента России от 16 октября 2000 г., отменяющий обязательное членство профессиональных участников рынка ценных бумаг в саморегулируемых организациях... из-
бавляет СРО от монополизма и позволяет им впредь нормально выполнять свои функции, объединять участников рынка и вырабатывать стандарты работы на нем»2.
В любом случае все требования регулирующих органов должны быть направлены на повышение стабильности деятельности профессиональных участников рынка, защиту интересов их клиентов, возвращение доверия к рынку ценных бумаг в целом.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 http: // www.chelreg.ru/fkcb/other/ fkcm_cf.htm.
2 Снизить риски инвесторов — задача государства / [Интервью с председателем ФКЦБ России Игорем Костиковым] // Рынок ценных бумаг. 2000. № 22. С. 65.
С. А. СМИРНОВА
специалист комитета по фармацевтической деятельности и производству лекарств администрации Иркутской области
ИРКУТСКИИ ПОТРЕБИТЕЛЬ УСЛУГ АПТЕЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ
(данные социологического опроса)
Комитет по фармацевтической деятельности и производству лекарств администрации Иркутской области провел исследование по изучению мнения жителей Приан-гарья о деятельности аптечных учреждений области.
Цель исследования заключалась в определении образа иркутского потребителя лекарственных средств, изучении его потребностей и предпочтений для дальнейшего анализа и координации маркетинговой политики аптечными учреждениями, а также оценки уровня качества лекарственного обслуживания в розничном сегменте области.
Задачи исследования состояли в том, чтобы определить:
— насколько важным для иркутян является использование фармацевтической продукции, прежде всего лекарственных средств;
— какое представление об аптеке сложилось у жителей области в настоящее время;
— какие факторы влияют на выбор посетителями аптечного учреждения;
— устраивает ли посетителей уровень обслуживания в аптеках;
— какие дополнительные услуги хотели бы получать в аптеках жители области;
— какую среднемесячную сумму тратят иркутяне на получение лекарственной помощи, и насколько она удовлетворяет их потребностям.
В опросе приняли участие 400 чел. Опрос производился с помощью сотрудников 35 аптек области всех форм собственности, в том числе городов Иркутска, Ангарска, Байкальска, Братска, Усть-Илимска, Шелехова и др.
При заполнении анкетных листов опрашиваемые в случае развернутых вопросов могли давать два и более ответов, например о критериях выбора аптечного учреждения, поэтому сумма процентов ответа на некоторые вопросы может быть более 100%.
I блок. Значение лекарственной помощи
В ходе опроса было установлено, что большинство посетителей аптек считают использование лекарственных средств важным — 74%, незначительным их использование назвали 15% и затруднились с ответом 11%.
Достаточно высокий процент последних двух групп респондентов можно объяснить, в частности, тем, что эти иркутяне предпочитают пользоваться профилактическими, а не лекарственными средствами, оставаясь при этом посетителями аптеки.
Наиболее часто жители посещают аптеку, чтобы приобрести готовые лекарственные средства — 91%, другие фармацевтические товары — 49%, изделия медицинского назначения — 47%, заказывают изготовление лекарственных средств по рецепту врача 37% опрошенных, приобретают лечебную косметику, белье 9%.
Иркутяне посещают аптеку по мере необходимости — 70%, раз в неделю — 18%, в период эпидемий — 12%.
Приобретать лекарственные средства в аптеке предпочитают 88% опрошенных, в аптечном пункте (киоске) — 25%, 4% опрошенных безразлично, где приобретать лекарственные средства, и 1% предпочитают их приобретать у частных распространителей. Мнение последней группы респондентов можно объяснить тем, что под данным вопросом они поняли приобретение БАД, пищевых добавок, лечебной косметики и т. п.
При выборе лекарственных препаратов определяющее значение имеет консультация врача — 72%, совет аптечного работника— 59% и собственные знания— 23%. Рекламу как фактор выбора назвали 13% опрошенных, и 5% доверяют советам родственников и знакомых.
Таким образом, анализируя результаты, полученные в данном блоке исследования, можно сделать вывод, что большин-
ство иркутян отводят потреблению лекарственных средств значительную роль в своей жизни, причем преимущественно готовых, достаточно часто посещают аптечные учреждения, отдавая предпочтение стационарным аптекам. В выборе лекарственных средств прежде всего руководствуются назначением врача, хотя при безрецептурном отпуске для жителей большое значение имеет совет аптечного работника, собственные знания и реклама.
II блок. Качество обслуживания в аптеках (критерии выбора)
Самыми важными факторами при выборе аптеки опрошенные назвали доступные цены— 69%, широкий ассортимент — 62%, внимательное отношение — 51%, возможность получить консультацию аптечного работника — 47%, быстрое обслуживание — 45% и удобное расположение — 40%.
Наиболее часто посетители аптек задают аптечным работникам вопросы о способе применения лекарственного средства — 51%, о противопоказаниях и побочном действии — 50%, о качестве лекарственного средства — 47%. Интересует покупателей также цена — 39%, 37% опрошенных необходима помощь в выборе из нескольких аналогов, и 32% хотят получить сведения о механизме действия того или иного препарата.
На вопросы посетителей аптечные работники отвечают охотно и подробно — считают 50% опрошенных, везде по-разному — отмечают 44%, 6% недовольны результатами общения с провизором, так как, по их мнению, он уклоняется от общения с ними (1%) или объясняет очень мало (5%).
Профессиональные навыки аптечных работников жители Иркутской области в целом оценивают положительно: 65% — на «хорошо» и 30% — на «отлично», 5% считают уровень знаний «удовлетворительным» или «плохим».
Свою последнюю покупку большинство опрашиваемых посетителей аптек совершили в ближайшей аптеке — 75%, 14% посетителей пришлось обойти несколько аптек и 11% — после обращения в справочное бюро.
Ответы в данном блоке позволяют говорить о том, что, несмотря на ценовой приоритет в выборе аптеки, посетители большое внимание уделяют широте ассортимента, а также внимательному обслуживанию и возможности получить консультацию, т. е. прежде всего вниманию к себе как к личности. Можно отметить повышение грамотности потребителя в отношении своего здоровья и рост в связи с этим уровня требований к лекарственным средствам и информации о них. Таким образом, потребитель выбирает те аптеки, где широкий ассортимент и высокопрофессиональные провизоры.
III блок. Дополнительные услуги
Большинство опрошенных хотели бы осуществлять в аптеке предварительный заказ на отсутствующий товар — 48%, получать информацию по ассортименту и ценам на лекарственные средства в других аптеках — 47%, консультироваться по телефону с провизором-информатором — 29%, пользоваться услугой доставки товара на дом — 28%.
Почти пятая часть опрошенных посетителей аптек (19%) приветствуют создание аптечных супермаркетов, 12% высказали пожелание по организации конфиденциальных бесед «посетитель-провизор», хотели бы приобретать медицинскую литературу 23% посетителей, пользоваться библиотекой такой литературы 10%, выбирать и заказывать медикаменты через Интернет 10%.
Результаты опроса подтверждают отношение жителей к аптеке как к оздоровительному центру, так как 79% опрошенных пользуются или хотели бы пользоваться дополнительно в аптечном учреждении медицинскими услугами, 17% — оздоровительными услугами. Однозначно положительное мнение было высказано посетителями и в отношении участия в различных образовательных мероприятиях: так, 55% опрошенных готовы посещать лекции вра-чей-специалистов, а 35% — презентации предприятий-производителей лекарственных средств.
Недостаточно развита на территории области информационная аптечная служба,
так как только 28% посетителей аптек обращаются к ее услугам регулярно, 57% — редко и 15% — практически никогда, хотя 58% считают, что им было бы удобно получать информацию по телефону аптечной службы, 50% — в справочных пунктах аптек, 7% — в сети Интернет.
Пожелания опрошенных посетителей аптек свидетельствуют о большом потребительском потенциале в сервисных аптечных услугах и неизбалованности ими иркутян, так как большинство респондентов в первую очередь высказались за предварительный заказ по телефону отсутствующего товара и получение конъюнктурной информации, т. е. с организационной точки зрения достаточно простых услуг. Думается, что с ростом грамотности потребителя, с расширением и концентрацией аптечного сегмента рынка именно этот фактор неценовой конкуренции будет определяющим, оставаясь при этом не самым затратным, и предоставит простор для вариаций.
IV блок. Затраты на лекарства
Среднемесячные расходы семьи на приобретение лекарственных средств составляют от 100 до 200 р. — у 51% опрошенных, от 200 до 500 р. — у 37%, от 500 до 1000 р. — у 9%, свыше 1000 р. — у 4%.
При этом 34% посетителей аптек считают, что их бюджет позволяет им приобретать все необходимые препараты, 47% — частично, 19% — не могут позволить себе приобретать требуемые лекарства в полном объеме.
Делая заключение по результатам проведенного исследования, можно отметить, что отношение жителей Иркутской области к деятельности аптечных учреждений и к работе провизоров (фармацевтов) положительное, что именно благодаря образованию и профессиональному опыту аптечных работников люди доверяют им свое здоровье, высоко оценивают их знания и приветствуют начинания аптек по расширению сервисных услуг. Представляется, что якобы сформировавшееся негативное мнение в обществе к провизору (фармацевту), рассматривающее их труд как услуги
продавца, скорее есть результат некорректного освещения прессы, чем закономерные тенденции.
Современные рыночные отношения для успешного развития как отдельного предприятия, так и отрасли в целом обусловливают необходимость определения философии существования той или иной профессии. Фармация, находящаяся на стыке различных наук и отраслей, как, может быть, ни одна другая профессия нуждается в формировании четкого представления о своих общественных задачах и функциях, прежде всего со стороны самих фармацевтических работников и врачей.
В последнее время достаточно много говорится о Концепции фармацевтической помощи, предполагающей новый тип взаимоотношений между врачом, провизором и пациентом — так называемые «терапевтические» взаимоотношения, что вносит новое содержание в роль провизора.
Участие провизора — неотъемлемый компонент обеспечения медицинской помощи. По данным зарубежных источников, более половины обращений к врачу заканчивается выписыванием рецепта. Квалифицированное участие провизора позволяет экономить деньги и время, гарантировать правильность обеспечения медицинской помощью. Его специальные знания в области фармакотерапии позволяют предотвратить появление нежелательных эффектов лекарственной терапии, а именно: недостаточный или избыточный спектр действия; назначение, не адекватное состоянию организма пациента.
Цель исследования, проведенного комитетом по фармацевтической деятельности и производству лекарств администрации Иркутской области среди аптечных работников и врачей, состояла в определении возможностей для самореализации фармацевтических специалистов, повышении мотивации их труда и более тесного сотрудничества с врачами и пациентами.
В исследовании приняли участие 108 аптечных работников из 35 аптечных учреждений области различных форм собственности и 73 врача лечебно-профилактических учреждений города Иркутска.
Задачи исследования заключались в следующем:
— определить отношение к профессии «Фармация» аптечных работников и врачей;
— выявить, насколько представление о профессии совпадает у аптечных работников со смыслом собственного труда;
— изучить оценку врачей и фармацевтических работников относительно базового и постдипломного образования провизоров (фармацевтов), выявить потребности в дополнительном обучении;
— изучить мнение фармацевтических специалистов и врачей в отношении государственного контроля фармацевтической деятельности и факторов, которые должны лежать в ее основе;
— определить влияние провизоров (фармацевтов) на результаты лекарственной терапии.
Результаты опроса представлены в табл.:
Таблица
Сравнительная характеристика мнения фармацевтических работников и врачей о деятельности провизоров (фармацевтов) и их роли в осуществлении лекарственной терапии
№ Параметры сравнения Варианты ответов Врачи Аптечные работники
Удельный вес, %
1. Значение профессии «Фармация» Важная 21,9 53,7
Не важнее любой другой 74,0 46,3
Незначительная 2,7 36,1
2. Смысл профессии «Фармация» Реализация ЛС и ИМН 31,5 36,1
Разработка, производство и реализация ЛС и ИМН 37,0 39,8
Своевременное и качественное обеспечение населения и ЛПУ фармацевтической продукцией 58,9 64,8
Оптимизация качества жизни людей, связанная со здоровьем, путем оказания фарм. помощи 41,1 85,2
Другое 5,5 1,9
Окончание табл.
№ Параметры сравнения Варианты ответов Врачи Аптечные работники
Удельный вес, %
3. Смысл собственного профессионального труда Получение заработной платы и обеспечение жизненных потребностей 67,6
Собственная реализация как специалиста 80,6
Облегчение боли и страданий людей, сознание собственной необходимости для общества 80,6
Возможность карьерного роста 25,9
Другое 0,9
Затруднились с ответом
4. Является ли наличие диплома обязательным в работе провизора (фармацевта) Да 90,4 98,1
Нет 2,7
Затруднились с ответом 6,8 1,9
5. Нужна ли обязательная сертификация каждые 5 лет Да 80,8 83,3
Нет 11,0 13,9
Затруднились с ответом 8,2 2,8
6. Соответствует ли уровень базовой подготовки фармацевтических работников современным требованиям Да 26,0 28,7
Нет 8,2 13,9
В небольшой степени 42,5 54,6
Затруднились с ответом 23,3 2,8
7. Нужна ли специализация в вузе по 3 специальностям: «Фармация», «Контроль качества», «Технолог промышленного производства» Да 61,6 49,1
Нет 5,5 23,1
В небольшой степени 6,8 16,7
Затруднились с ответом 26,0 11,1
8. По каким вопросам аптечным работникам желательно регулярно обучаться дополнительно Новые лекарственные средства 93,2 92,6
Прогрессивные технологии лекарственного обеспечения 47,9 59,3
Эффективные приемы работы 38,4 76,9
Другое 1,4 7,4
9. Какие виды фармацевтической деятельности должно регулировать государство Производство фармацевтической продукции 58,9
Оптовую и розничную реализацию фармацевтической продукции 39,7 48,1
Рекламу 34,2 46,3
Назначение и использование лекарств 19,2 30,6
Цены на лекарства 76,7 57,4
10. Какие факторы должны лежать в основе профессиональной деятельности Профессиональные 93,2 98,1
Экономические 23,3 21,3
Другие 4,1 1,9
11. Существует ли доверие между врачами и аптечными работниками по вопросам фармакотерапии Да 38,4 36,1
Нет 13,7 13,0
В незначительной степени 30,1 47,2
Затруднились с ответом 17,8 3,7
12. Должен ли нести аптечный работник ответственность за лечение вместе с врачом Да 41,1 38,9
Нет 38,4 42,6
В незначительной степени 20,5 18,5
13. Способствует ли аптечный работник обучению пациентов лекарственной терапии Да 58,9 94,4
Нет 27,4 3,7
Затруднились с ответом 13,7 1,9
14. Помогают ли аптечные работники пациентам в понимании правил приема прописанного препарата Да 74,0 98,1
Нет 17,8 0,9
Затруднились с ответом 8,2 0,9
15. Должен ли аптечный работник регистрировать побочное действие лекарственного средства Да 53,4 57,4
Нет 32,9 26,9
Затруднились с ответом 13,7 15,7
16. Должен ли аптечный работник владеть медицинской и фармацевтической информацией о пациенте Да 38,4 63,0
Нет 39,7 20,4
Затруднились с ответом 21,9 15,7
17. Виды вмешательства в назначения врачей Ошибки при прописывании 91,7
Упущения при прописывании 67,6
Несовместимость 63,0
Другое 10,2
Не встречались 1,9
Анализируя результаты данного исследования, можно сделать вывод, что даже у самих медиков и аптечных работников нет единого мнения и отношения к профессии
«Фармация». Можно ли требовать понимания важности профессии в обществе, если практически половина опрошенных провизоров (фармацевтов) и три четверти вра-
чей не считают ее особенной среди других, а 3% работников здравоохранения и вовсе сочли ее незначительной. При этом явно напрашивается вопрос: «А можно ли назвать незначительными или приравнять по значимости торговлю, пошив одежды, ремонт обуви и т. д. к "оптимизации жизни людей, связанной со здоровьем, путем оказания фармацевтической помощи"?». А именно в этом видят смысл «Фармации» более 85,2% аптечных работников и 41% врачей, тем более что смысл собственного профессионального труда для большинства опрошенных провизоров и фармацевтов заключается «в облегчении боли и страданий людей, в осознании необходимости для общества, а также реализации как специалиста» В связи с этим представляется актуальным формирование и активное продвижение имиджа профессии, ее миссии не только для потребителей, но и внутри отрасли.
Исследование подтвердило необходимость, по мнению провизоров и врачей, базового образования и наличия диплома для занятия профессиональной деятельностью в сфере фармацевтических услуг, хотя опять-таки около 3% медиков уверены в обратном. Однако только четверть опрошенных работников здравоохранения и менее трети фармацевтов считают этот уровень соответствующим современным требованиям.
Высказанные респондентами пожелания указывают на потребность в знаниях новых лекарственных средств, прогрессивных методов лекарственного обслуживания, т. е. на необходимость соответствующей корректировки образовательных программ.
Наблюдается практически полное единодушие фармацевтических работников и врачей в том, что в основе «Фармации» должны лежать профессиональные факторы, а государство должно регулировать в первую очередь качество лекарственной продукции.
Настоящий уровень взаимодействия провизоров (фармацевтов) с врачами более высоко оценивают аптечные работники, большинство из них согласны с основными положениями Концепции фармацевтической помощи относительно своей роли в лекарственной терапии.
Интересно, что результаты опроса о видах вмешательства во врачебные назначения иркутских фармацевтических работников практически совпали с результатами подобного исследования в США: ошибки при прописывании, упущения при прописывании, лекарственное взаимодействие. Американцы экономически оценили эффективность такого вмешательства, которая составила при экстраполяции на 12-месячный период 589 дол. на одну аптеку, представляется, что в российских условиях цифра экономии была бы на порядок выше.
М. А. БАБАСКИН
аспирант
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В последние годы в Иркутской области, как и в ряде других регионов Российской Федерации, обострилась продовольственная проблема. Особенно тяжелая ситуация сложилась с производством в регионе молочной продукции. Только за 2001 г. производство молочной продукции в Иркутской области сократилось на 13% по сравнению с предшествующим годом. Большинство предприятий молокоперерабаты-
вающей промышленности региона находится в устойчивом депрессивном состоянии. Из 11 действующих молокоперерабатывающих предприятий только восемь закончили 2001 г. с положительным результатом, остальные работали с убытками. Восемь молокозаводов — нижнеудинский, жигаловский, киренский, балаганский и др. — остановлены и не возобновили свою работу.