Научная статья на тему 'Фармацевтическое консультирование. Мнение потребителей лекарственных средств о роли аптек'

Фармацевтическое консультирование. Мнение потребителей лекарственных средств о роли аптек Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
9219
958
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / САМОЛЕЧЕНИЕ / БЕЗРЕЦЕПТУРНЫЕ ПРЕПАРАТЫ / ПОТРЕБИТЕЛИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Антропова Галина Александровна, Иванова Марина Александровна

Рассмотрены теоретические аспекты фармацевтического консультирования в аптечной организации и подбора безрецептурных препаратов. Проведено анкетирование посетителей крупной аптечной сети Великого Новгорода, определено мнение потребителей об ассортименте продукции и фармацевтических работниках аптечной сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Антропова Галина Александровна, Иванова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фармацевтическое консультирование. Мнение потребителей лекарственных средств о роли аптек»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 615.1+659.22:366.1

Антропова Галина Александровна

канд. фарм. наук, доцент НовГУ, г. Великий Новгород, РФ E-mail: [email protected] Иванова Марина Александровна интерн НовГУ E-mail: [email protected]

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.

МНЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ О РОЛИ АПТЕК

Аннотация

Рассмотрены теоретические аспекты фармацевтического консультирования в аптечной организации и подбора безрецептурных препаратов. Проведено анкетирование посетителей крупной аптечной сети Великого Новгорода, определено мнение потребителей об ассортименте продукции и фармацевтических работниках аптечной сети.

Ключевые слова

Фармацевтическое консультирование, самолечение, безрецептурные препараты, потребители лекарственных средств.

Фармацевтический рынок России является одним из быстрорастущих в мире. В настоящее время значительно увеличилось число аптечных учреждений, ассортимент продаваемых товаров существенно расширился, причем во многом за счет введения в ассортиментный перечень препаратов-синонимов различных фирм-производителей. Всё это привело к тому, что предложение в настоящее время опережает спрос. Аптекам приходится прилагать значительные усилия по привлечению клиентов, чтобы поддерживать конкурентоспособность и достигать максимальной прибыли. Меняются требования и к провизору, возрастает значение консультационной деятельности. Фармацевтические работники теперь являются консультантами на трех уровнях: для больных, врачей и населения по участию в санитарно-гигиеническом просвещении общественности и формированию здорового образа жизни. Но нормативно-правовая база практически не регламентирует таковую деятельность провизора, придавая большее значение изготовлению и контролю качества лекарственных средств (ЛС). Таким образом, в настоящее время очень актуальна проблема совершенствования фармацевтической помощи, - как нормативно-правовой базы, так и практики ее применения, направленной на профилактику или выявление и разрешение проблем, связанных с применением ЛС или состоянием здоровья пациента.

Проведенный ранее анализ факторов, влияющих на процесс приобретения товаров аптечного ассортимента показал, что основной причиной посещения аптеки для 40% респондентов является плановое приобретение ЛС, 33% опрошенных обращаются в аптеку для приобретения профилактических препаратов и 27% для приобретения препаратов для срочного лечения, при этом люди чаще обращаются к аптечным работникам, чем к врачу [1, с.151].

Целью исследования было изучение теоретических аспектов фармацевтического консультирования в аптечной организации и подбора безрецептурных препаратов, выяснение мнения посетителей крупной аптечной сети об ассортименте продукции и фармацевтических работниках.

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) разработаны правила надлежащей аптечной практики (GPP), регламентирующие следующие направления деятельности: изготовление и реализация ЛС населению; обеспечение ответственного самолечения; содействие надлежащему применению ЛС;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

пропаганда здорового образа жизни; профилактика заболеваний. Одно из направлений деятельности по осуществлению GPP является предоставление пациенту консультаций и рекомендаций по выбору ЛС в случаях не требующих вмешательства врача.

Самолечение, по определению ВОЗ, это разумное применение пациентом ЛС, находящихся в свободной продаже, с целью профилактики или лечения легких расстройств здоровья до оказания врачебной помощи. Одна из проблем самолечения - низкая грамотность и безответственность населения за свое здоровье, слабое понимание риска самостоятельного приема рецептурных препаратов. По данным ВЦИОМ, 33,0% граждан Российской Федерации предпочитают использовать самолечение, а по сообщениям фонда «Общественное мнение» - 46%, то есть почти половина населения.

Задача фармацевтического специалиста состоит в том, чтобы влиять на культуру самолечения посредством информационной и консультативной деятельности. Именно работник первого стола формирует имидж аптеки и лояльность покупателей, при этом товарооборот и прибыль аптеки зависят в большей степени от работы «первостольника». Менее значимую роль играют цены и ассортимент. Таким образом, грамотная фармацевтическая консультация оказывает положительный эффект на разные стороны деятельности аптеки.

Фармацевтическое консультирование - оказание помощи покупателю в подборе препарата безрецептурного отпуска с предоставлением информации, ориентированной на персональные потребности покупателя [2]. В условиях безрецептурного отпуска ответственность за результаты лечения или профилактику того или иного заболевания перекладывается на пациента и работника аптеки. Препараты безрецептурного отпуска (ОТС-препараты — от англ. over the counter) — весомая группа ЛС, которые пациент может самостоятельно приобрести для самолечения в аптеке без рецепта врача.

Большое влияние на выбор препаратов посетителем аптеки оказывает провизор. По этой причине у провизора появляются следующие обязанности:

• подробное информирование клиента о выбранном препарате безрецептурного отпуска (оптимальная разовая, суточная дозы, курс лечения, возможные побочные эффекты, способы и сроки хранения);

• на основании жалоб пациента на недомогание, компетентно определить проблему и предложить клиенту правильный выбор ЛС, либо отговорить от лекарственной терапии, посоветовать немедикаментозное лечение и направить к врачу;

• настоятельно убедить посетителя посетить врача специалиста.

Многие посетители аптек не осознают потребности в профессиональной консультации фармацевтических специалистов при выборе препаратов безрецептурного отпуска. Влияние на пациента оказывают качество обслуживания, доступность ЛС, цена, информация о ЛС. В связи с этим было изучено мнение посетителей крупной аптечной сети Великого Новгорода об ассортименте продукции и фармацевтических работниках.

Проведен опрос (анкетирование) среди посетителей аптек, в результате которого выяснилось их мнение о провизорах и фармацевтах сети ООО «МДЦ». Было изучено распределение респондентов по возрасту и гендерный состав (таблица 1), а также их социальное положение (рисунок 1).

Таблица 1

Распределение респондентов по возрасту

Возраст (лет) Всего респондентов, принявших участие в опросе В том числе

абс. % женщин мужчин

От 18 до 30 212 21,2 123 89

31-40 187 18,7 103 84

41-50 192 19,2 111 81

51-60 196 19,6 109 87

60 и старше 213 21,3 122 91

всего 1000 100 568 432

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 2410-700Х

Рисунок 1 - Данные о социальном положении респондентов (в процентах).

Мнение посетителей аптек сети ООО «МДЦ» о фармацевтических специалистах представлено в таблице 2. Большинство опрошенных (87,7%) считают, что фармацевтические работники являются высококвалифицированными специалистами, им доверяют более 80% респондентов.

Работу специалистов фармацевтического профиля 19% респондентов считают интересной, 18% -важной, а 12% - доходной. 83% респондентов считают, что фармацевтический работник должен быть добросовестным, 81% - ответственным, 76% - должен иметь хорошие знания, 67% - должен быть готовым прийти на помощь.

Большинство опрошенных согласны с утверждением, что фармацевтические работники ООО «МДЦ» - высоко квалифицированные работники и при этом должны быть компетентными, небезразличными, сопереживающими (96%).

Таблица 2

Мнение населения о фармацевтических специалистах сети ООО «МДЦ»

Респонденты согласны с утверждениями, что: Всего респондентов В том числе

абс. % абс. %

Фармацевтические работники имеют высокую квалификацию 877 87,7 685 192

Советы провизора (фармацевта) вызывают доверие 840 84,0 573 267

Получение дополнительной информации в аптеке необходимо 862 86,2 647 215

Специалист обязан объяснить условия хранения ЛС в домашних условиях 585 58,5 370 215

Фармацевтический работник обязан пропагандировать здоровый образ жизни 690 6,9 609 81

Специалист обязан знакомить пациента с действием ЛС на организм человека, их дозами, аналогами 842 84,2 792 50

Образ фарм. работника ассоциируется с честностью и порядочностью 892 89,2 598 294

Провизор (фармацевт) должен быть компетентным, профессиональным, небезразличным, сопереживать и качественно исполнять свои обязанности 960 96,0 675 285

Было установлено, что 78% респондентов предпочитают приобретать ЛС в крупных аптеках, таких как «Здоровье», «Григорово», Аптека № 70, Аптека «На Щусева», «Восточная», при этом большей степенью

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

предпочтение к какой - либо определенной аптеке обусловлено расположением. 22% - предпочитают посещать аптеки, которые посещают их родители и близкие родственники. При этом 74% опрошенных говорили о своей аптеке, как о родном доме, где фармацевтические работники их знают, о них заботятся, где они могут всегда найти поддержку, где их выслушают, посочувствуют, помогут выбрать лекарственное средство.

Мнение респондентов об ассортименте аптечной сети представлено в таблице 3.

Таблица 3

Мнение населения об ассортименте лекарственных средств сети ООО «МДЦ»

Респонденты согласны с утверждением, что: Всего респондентов В том числе

абс. % женщины мужчины

ЛС - это особый продукт 942 94,2 716 226

В аптеках должны продаваться предметы личной гигиены и санитарии, детское питание, минеральные воды, средства лечебной косметики 825 82,5 562 263

Потребителям ЛС необходима информация о воздействии ЛС: На ЖКТ 523 52,3 326 197

Сердечно-сосудистую систему 421 42,1 239 182

ЛС, действующие на органы чувств 412 41,2 203 209

Печень 282 28,2 140 142

Поджелудочную железу 160 16,0 91 69

Мочеполовую систему 175 17,5 111 64

Респонденты (82,5%) согласны с утверждением, что в аптеках должны продаваться предметы личной гигиены и санитарии, детское питание, минеральные воды, средства лечебной косметики. Практически все покупатели считают необходимым, чтобы провизор (фармацевт) их консультировали по препаратам, особенно пациентов интересуют препараты, применяемые при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (52,3%), сердечно-сосудистой системы (42,1%), ЛС, действующие на органы чувств (41,2%) и другие системы организма.

Результаты проведенного анкетирования позволили изучить предпочтения и мнения покупателей -учесть их в дальнейшей работе всей сети. Тем самым получить положительные отзывы постоянных покупателей и привлечь новых. Следует формировать терапевтическое взаимоотношение между пациентом, врачом и провизором, что может помочь уменьшению числа врачебных и фармацевтических ошибок, снижению побочных эффектов.

Фармацевтическое консультирование должно способствовать фармацевтической грамотности населения, для чего необходимо проводить консультационные дни по препаратам безрецептурного отпуска, фитотерапии, гомеопатии, условиях хранения препаратов, а для врачей - ознакомление с новой фармацевтической продукцией. В повседневной практике деятельности аптечной сети необходимо уделять особое внимание профессиональному консультированию как одной из основных функций (и, в то же время, услуг) аптечного предприятия.

Список использованной литературы

1. Антропова Г.А., Оконенко Л.Б. Формирование ассортимента аптек в зависимости от потребительских предпочтений. Вестник Российского университета дружбы народов, серия «Медицина». Научный журнал, 2010, №4, с.150-153.

2. Фармацевтическое консультирование / Дмитриева Е.Г.: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://clinicalpharmacia.ru/pag27/

© Антропова Г.А., Иванова М.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.