Научная статья на тему 'ИРАНСКАЯ КАЛЛИГРАФИЯ'

ИРАНСКАЯ КАЛЛИГРАФИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
иранская каллиграфия / персидское письмо / исламское искусство / каллиграфия как искусство / стили каллиграфии

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Джораева Дж, Гутлыева М.

Иранская каллиграфия, или персидская каллиграфия, является важнейшим аспектом культуры Ирана и представляется не только как форма художественного письма, но и как мощное средство самовыражения и религиозного и культурного воздействия. Это искусство развивалось на протяжении тысячелетий и продолжает оставаться одним из самых значимых в исламской цивилизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИРАНСКАЯ КАЛЛИГРАФИЯ»

УДК 37

Джораева Дж.,

преподаватель, Гутлыева М.,

студентка,

Туркменский государственный университет имени Махтумкули,

Ашхабад, Туркменистан

ИРАНСКАЯ КАЛЛИГРАФИЯ Аннотация

Иранская каллиграфия, или персидская каллиграфия, является важнейшим аспектом культуры Ирана и представляется не только как форма художественного письма, но и как мощное средство самовыражения и религиозного и культурного воздействия. Это искусство развивалось на протяжении тысячелетий и продолжает оставаться одним из самых значимых в исламской цивилизации.

Ключевые слова:

иранская каллиграфия, персидское письмо, исламское искусство, каллиграфия как искусство, стили каллиграфии.

Иранская каллиграфия представляет собой синтез искусства и культуры, являясь важной частью персидского искусства, развивающегося в контексте исламской цивилизации. Эта форма искусства возникла на основе арабского письма и претерпела множество изменений, вобрав в себя элементы иранской и исламской культур. Каллиграфия в Иране стала не только способом письменного общения, но и эстетической практикой, имеющей глубокое философское и религиозное значение.

История развития иранской каллиграфии

Иранская каллиграфия зародилась в VII веке, после того как арабы завоевали Персию. Письмо, использующее арабский алфавит, стало основным средством передачи знаний, а каллиграфия — важным элементом культурной практики. В отличие от арабской каллиграфии, иранская каллиграфия начала развиваться с учётом особенностей персидского языка, что привело к возникновению оригинальных стилей и традиций.

В разные исторические эпохи, начиная с арабского завоевания и до наших дней, каллиграфия играла важную роль в политической, религиозной и культурной жизни Ирана. В период правления династии Сефевидов (XVI-XVШ века) был сформирован ряд классовых стилей, которые продолжали развиваться и в более поздние века.

Основные стили иранской каллиграфии

Иранская каллиграфия имеет богатое наследие и включает в себя несколько ключевых стилей, каждый из которых имеет уникальные особенности и историческое значение.

Настьалик — один из самых популярных и изысканных стилей. Этот стиль развился в Иране в XIII веке и быстро стал основным стилем для записи литературных произведений, таких как поэзия, философские трактаты и религиозные тексты. Настьалик отличается плавностью, грациозностью и округлостью форм, что придаёт ему лёгкость и гармонию. Он используется для создания красивых манускриптов и часто применяется в декоративной живописи и миниатюрах.

Тулут — один из более официальных стилей, который использовался в документах и

государственных актах. Этот стиль также был популярным в период правления династии Сефевидов. Тулут отличается большими, чёткими буквами с широкими и прямыми линиями, что придает тексту величественный вид. Этот стиль используется в основном для церемониальных текстов и архитектурных украшений.

Шикасте — более поздний стиль, возникший в XVII веке, известен своей свободной формой. В отличие от традиционных стилей, шикасте выделяется сложностью и фрагментированностью письма, что позволяет создать выразительные и динамичные композиции. Этот стиль использовался в художественных произведениях, таких как каллиграфические картины и декоративные элементы в архитектуре.

Рука (или Мехрабан) — этот стиль является своего рода адаптацией арабской каллиграфии и часто используется для декоративных надписей в архитектурных комплексах, таких как мечети, дворцы и мавзолеи. Отличается чёткостью и симметрией.

Насх — стиль, популярный в исламском мире в целом, но имеющий важное значение и в Иране. Это более угловатая форма письма, используемая для официальных документов и текстов.

Роль каллиграфии в культуре Ирана

Каллиграфия в Иране — это не только способ письма, но и форма искусства, глубоко связанная с религиозной, социальной и культурной жизнью. В исламской культуре запрещено изображение людей и животных, поэтому каллиграфия стала важным методом художественного самовыражения. Она использовалась для создания священных текстов, таких как Коран, а также для украшения мечетей, мавзолеев, дворцов и частных домов.

Каллиграфия также играет важную роль в литературе Ирана. Многие произведения великих поэтов, таких как Хафиз, Саади, Руми и других, сохранялись в каллиграфических манускриптах, которые становились важным наследием. Письмо в персидской каллиграфии было не только способом передачи информации, но и способом духовного выражения и медитации, что придавало каждому произведению особое значение.

Иранская каллиграфия в архитектуре и декоративном искусстве

Одним из наиболее ярких аспектов иранской каллиграфии является её применение в архитектуре. Каллиграфические надписи можно найти на стенах мечетей, медресе, дворцов, а также на коврах и керамике. Каллиграфия часто служила украшением в качестве цитат из Корана или стихов поэтов, символизируя гармонию между духовным и материальным мирами.

Декоративные элементы, такие как орнаменты и надписи, стали неотъемлемой частью иранской архитектуры, особенно в период Сефевидов, когда каллиграфия достигла своего расцвета в сочетании с миниатюрой и архитектурным дизайном.

Иранская каллиграфия является неотъемлемой частью культурного и духовного наследия Ирана и всего исламского мира. Это искусство не только служит способом передачи знаний и религиозных истин, но и выражает философскую, эстетическую и духовную глубину иранской культуры. С развитием новых форм и технологий иранская каллиграфия продолжает оставаться живым искусством, сохраняющим свои исторические традиции и актуальное значение в современном мире.

Список использованной литературы:

1. Grabar, O. (1973). The Mediation of Beauty: Islamic Art and Architecture. Princeton University Press.

2. Nasr, S. H. (2003). Islamic Art and Spirituality. State University of New York Press.

3. Keshavarz, M. (2005). The Persian Calligraphy. The Iranian Society of Calligraphy.

4. Rypka, J. (1968). History of Iranian Literature. D. Reidel Publishing Company.

© Джораева Дж., Гутлыева М., 2025

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.