УДК 94(47).083:94(567)
И. В. Крючков
ИРАК И АРАВИЯ ВО ВНЕШННЕЙ ТОРГОВЛЕ РОССИИ В КОНЦЕ XIX -НАЧАЛЕ ХХ вв. В ДОНЕСЕНИЯХ РОССИЙСКИХ ДИПЛОМАТОВ
В конце XIX - начале ХХ вв. Россия начинает проявлять интерес к развитию внешнеэкономической деятельности с окраинами Османской империи, в том числе с Ираком и Аравией. Российские дипломаты, работавшие в Турции и Персии, стремились привлечь внимание российских предпринимателей к данному региону и оказывать им посильную помощь. В данной статье проводится анализ донесений сотрудников дипломатических миссий России на Ближнем Востоке, где они выделяли специфику ведения торговли в Ираке и
на Аравийском полуострове, проблемы с которыми столкнулись предприниматели из России и их практические рекомендации. Дипломаты признавали существенные успехи России в развитии торговли с Ираком и Аравией к 1914 г., несмотря на жесткую конкуренцию со стороны других европейских государств и доминирование в российском экспорте керосина.
Ключевые слова: внешняя торговля, Османская империя, Ирак, Аравия, Персидский залив, экспорт, импорт, керосин.
I. V. Kruichkov
IRAQ AND ARABIA IN RUSSIAN FOREIGN TRADE AT THE END OF THE XIX -BEGINNING OF THE XX CENTURIES IN THE REPORTS OF RUSSIAN DIPLOMATS
At the end of XIX - beginning of the XX centuires Russia took interest in the development of foreing economic activity with periphiries of Ottoman Empire, including Iraq and Arabia. In Turkey and Persia, Russian diplomats tried to attract attention of Russian entrepreneurs to this region and help them whith avaible methods. The article deals with reports Russian diplomatic officers from the Middle East. They emphasized the main features of Iraqi and Arabian trade and prob-
lems of Russian entrepreneurs and gave practical recommendations. Despite fierce competition from other European countries and domination of kerosene in Russian export, diplomats recognized significant success of Russian activity in the development of trade with Iraq and Arabia by 1914.
Key words: foreing trade, Ottoman Empire, Iraq, Arabia, the Persian Gulf, export, import, kerosene.
В начале ХХ в. проблема развития экономических связей России с Османской империи вызывала значительный интерес среди деловых кругов страны. Еще раньше необходимость расширения экономического присутствия России в Османской империи осознали российские дипломаты. Они понимали, что без активного экономического проникновения России на Балканы и Ближний Восток, невозможно было вести речь об укреплении военно-политических позиций России в данных регионах. Динамика развития торговли России с Османской империей в целом внушала оптимизм. С 1907 по 1911 гг. российский экспорт в Османскую империю увеличился с 19,3 млн руб. до 33,5 млн руб., в то время как импорт товаров из
Турции в Россию возрос с 7,2 млн руб. до 10,2 млн руб. [10, с. 512-513].
Однако российские дипломаты стремились выявить причины, тормозившие внешнеэкономические связи России с Османской империей. Генеральный консул России в Стамбуле П. По-нафидин главную причину видел в наличии емкого внутреннего рынка в России, поглощавшего значительную часть продукции обрабатывающей промышленности страны. Поэтому российские предприниматели не обращали пристального внимания на развитие внешней торговли [9, с. 120]. Только в неурожайные годы, когда падала покупательная способность населения в России, российская промышленность проявляла интерес к внешним рынкам,
в том числе к Османской империи. Однако при стабилизации внутреннего рынка отечественные промышленники вновь уходили с внешних рынков. В результате они не имели надежных зарубежных партнеров, ориентированных на заключение долгосрочных контрактов и систематическую реализацию продукции из России.
Более того, по мнению консула, только 4 % обращений российских предпринимателей к нему составлялось грамотно, а остальные показывали их неосведомленность в вопросах ведения торговых операций в Османской империи. В частности, большинство запросов не содержало прейскуранта товаров, а там, где он был, цены на товары указывались в рублях, и использовалась российская система мер, непонятные жителям империи Османов. Почти везде отмечался неприемлемый для Османской империи подход в организации торговли, так как россияне требовали оплату товара наличными или получения денег вперед. В Османской империи кредитная система отсутствовала как таковая. Поэтому европейцы предоставляли свои товары местным торговцам под их реализацию или с небольшой предоплатой, а при получении наличных сразу, торговец получал большую скидку. Несвоевременность поставок россиянами товара, или внезапное для торговцев из Османской империи повышение его стоимости, зачастую ставило их на путь разорения [9, с. 122].
Кроме этого П. Понафидин выделял еще несколько, по его мнению, «мелких» причин, препятствующих успеху российской торговли в Османской империи. В России не знали специфику турецкого рынка, и прежде всего, потому, что российские предприниматели не имели торговых агентов в Османской империи. Вместо этого они забрасывали консульства России различными просьбами об оказании помощи и предоставлении необходимой информации, забывая о том, что дипломаты не являлись коммерсантами, и не разбирались во всех тонкостях реализации того или иного товара [9, с. 121].
Одновременно консул отмечал позитивные изменения в отношении российских предпринимателей к рынку Османской империи. Ткани, россияне начали поставлять по качеству и художественному рисунку, соответствующие запросам местного населения, превзойдя многие зарубежные аналоги. Российский сахар по сладости и рафинированию превосходил продукцию большинства европейских конкурентов. Мука из России отличалась высоким качеством, поэтому ее приобретали для добавки в муку низших сортов. Керосин с Кавка-
за устраивал по ценовой категории местных жителей, в результате кавказскому керосину принадлежало более 60% рынка Османской империи. Большое будущее консул видел в перспективах поставок из России в Османскую империю каменного угля и продукции черной металлургии. Первым успешным примером становятся поставки из России рейсов для строительства железной дороги в Хиджазе [9, с. 122]. Для успешного развития взаимной торговли, на взгляд П.Понафидина, требовалось срочное открытие в Османской империи представительств российских банков для упрощения проведения финансовых операций между двумя государствами. В 1909 г. в Стамбуле открывается Отделение «Русского банка по внешней торговле», оно сразу приобретает обширную клиентуру и с 1911 г. начинает работать с прибылью [11, с. 128]. В заключении доклада П.Понафидин довольно оптимистично оценивал перспективы экономических связей между Россией и Османской империй по мере развития российской обрабатывающей промышленности и насыщения его внутреннего рынка.
Значительная часть внешнеэкономических связей Османской империи приходилась на Стамбул и Смирну. Другие порты (Яффа, Бейрут, Триполи (Ливан), Трабзон и др.) имели меньший торговый оборот, но они закрывали потребности в экспортно-импортных операциях многих провинций Османской империи. Российские товары были широко представлены на рынках данных городов, проникая через них в самые отдаленные районы Османской империи. К удаленным окраинам империи Османов с точки зрения реализации российских экономических интересов относились Арабский Ирак (так территорию современного Ирака называли российские дипломаты на рубеже Х1Х-ХХ вв. - И. К.) и западное побережье Аравийского полуострова.
Долгое время зона Персидского залива и Аравийский полуостров не относились к центрам международной торговли. Отсутствие значительных запасов сырья, представлявших интерес для европейской промышленности, низкий уровень жизни населения, не способствовавший распространению в регионе промышленной продукции ведущих государств Европы и США, тормозили развитие экономического сотрудничества Арабского Ирака и Аравии с Европой.
Большой вред развитию торговли в зоне Персидского залива нанесла политическая нестабильность. Португальцы, а затем гол-
ландцы в XVI-XVIII вв. проводили сознательную политику по изоляции зоны Персидского залива, не допуская туда другие европейские государства. Ситуация начинает меняться с конца XVIII в. с утверждением в заливе британцев. Одним из результатов политической нестабильности являлось развитие пиратства в Персидском заливе. В 1805, 1809 и 1819 гг. британский флот вместе со своими союзниками и прежде всего султаном Маската предпринимал рейды против пиратов. В 1853 г. шейхи Омана согласились покончить с пиратством. Таким образом, англичанам удалось победить пиратство и работорговлю в Персидском заливе, сделав его безопасным для плавания европейских торговых судов.
Развитию морской торговли в бассейне Персидского залива и Красного моря, кроме всего, способствовало еще несколько обстоятельств: открытие в 1869 г. Суэцкого канала; успехи российских коммерсантов на севере Персии; строительство Закаспийской железной дороги с последующим активным проникновением российских товаров в северо-восточные районы Персии; закрытие Россией Закавказья для транзита европейских товаров в 1883 г.; снижение тарифов на перевозку грузов и пассажиров ведущими мировыми судоходными компаниями; появление нового типа пароходов, способных быстро и без особых рисков осуществлять перевозки.
На протяжении второй половины XIX в. в развитии внешнеэкономических связей в зоне Персидского залива и Красного моря происходят позитивные изменения. Если в 1841 г. в порты Персидского залива зашли суда общим водоизмещением в 45 тыс. тонн, то в 1897 г. этот показатель превысил 330 тыс. тонн. К началу ХХ в. в торговле в бассейне Персидского залива и Красного моря доминировали Великобритания с Индией, Франция, Германия и Австро-Венгрия.
Одним из крупнейших портов Персидского залива являлась Басра, через которую товары из различных регионов мира поступали в Арабский Ирак, Западную Персию, включая Хамадан и Керманшах, Северо-восточные районы Аравийского полуострова. Практически все ведущие торговые компании имели собственные представительства в Басре. В 1897 г. в порт ввозится товаров на 472,8 тыс. фунтов ст. Главные статьи ввоза составляли хлопчатобумажные ткани (151,7 тыс. фунтов ст.), сахар (107,8 тыс. фунтов ст.), пряности (29 тыс. фунтов ст.) [7, с. 117]. Вывоз товаров из Басры в этом году достиг 1 млн. фунтов, в том числе
шерсти на 357 тыс. фунтов ст., фиников на 307 тыс. фунтов ст., опиума на 116,4 тыс. фунтов [7, с. 117]. Причем Басра и окружающие ее районы экспортировали, только финики и зерновые культуры, а остальные товары шли транзитом из других регионов Арабского Ирака, Западной Персии, Аравии. Сам город не являлся крупным потребителем товаров, поскольку местное арабское население имело низкий уровень доходов. В начале ХХ в. ситуация несколько меняется, когда Басра и южная часть Арабского Ирака стали потреблять до трети всего импорта, завезенного в город [3, с. 52].
Между ведущими европейскими государствами происходила острая конкуренция за доминирование на местных рынках. Первыми на необходимость активного экономического проникновения России в Арабский Ирак и в Аравию обратили внимание российские дипломаты, работавшие в регионе. В 1857 г. в Багдаде создается вице-консульство России, преобразованное в 1881 г. в генеральное консульство, в 1882 г. начинает работу консульство в Мосу-ле, в 1890 г. в Джидде и в 1901 г. в Басре.
На рубеже XIX-XX вв. первые попытки проникновения в Басру предпринимают российские компании. Большим событием становится открытие «Российским обществом пароходства и торговли» регулярных рейсов Одесса-Басра, и назначение им своего торгового агента в городе для организации экономических операций России с портом Басра. Пароход «Корнилов», принадлежавший Обществу с января 1901 г. начинает совершать рейсы в порты Персидского залива, в том числе в Бендер-Аббас, Бушир, Бендер-Ленге и Басру. Первый рейс «Корнилова» окупил себя с трудом, следующие рейса стали приносить прибыль, что во многом было связано с началом поставок керосина из Бату-ма. Большой проблемой становится загрузка «Корнилова» на обратном пути из портов Персидского залива в Европу. Постепенно данная проблема решается за счет погрузки на пароход фиников, хлопка из Персии, шерсти, риса из Арабского Ирака и Омана.
Однако в организации торговли на юге Арабского Ирака и в Аравии россиянам пришлось столкнуться с рядом серьезных препятствий. В России мало знали об Арабском Ираке и Басре, в лучшем случае проводя аналогии с Персией, не учитывая, что организация торговли в южной Персии существенно отличалась от аналогичного процесса на южных окраинах Османской империи. В частности, карантинные правила для судов, приходивших в Басру, устанавливались в Стамбуле, а не регламен-
тировались карантинными правилами, введенными британцами в зоне Персидского залива, персидская таможня, контролируемая бельгийцами, ориентировалась на европейские правовые нормы, а таможня в Басре находилась в ведении османского таможенного законодательства и т.д.
До начала ХХ в. в Басру не приезжали представители российских деловых кругов. Первые пытки направления в город образцов товаров российских предприятий закончились полным провалом. В 1901 г. представитель сахарозаводчиков Киевской губернии и два приказчика одной из лесопромышленных фирм оказались в Басре, но результаты их деятельности выглядели скромно [8, с. 502]. Россияне плохо знали специфику местного рынка, и потребности арабского населения региона. В России хорошо ориентировались в особенностях персидского рынка, полагая, что в Арабском Ираке и в Аравии можно будет распространять товары, сбываемые в Персии. К великому удивлению россиян потребности персов и арабов существенно отличались. Российская мануфактура, привезенная в Басру первым рейсом «Корнилова» не подходила для жаркого климата Арабского Ирака. Принципы ведения торговли у арабов имели собственную специфику в сравнении с персами. Растерянность российских коммерсантов в Басре дополнялось отсутствием в городе торгового представительства России, способного снабжать предпринимателей необходимой коммерческой информацией и содействовать налаживанию их связей с местными купцами. Российские дипломаты, работавшие в генеральном консульстве в Багдаде и в консульстве в Басре, призывали отечественных предпринимателей не отчаиваться и организовывать новые рекламные акции в Басре [8, с. 502].
Еще одной проблемой для развития российской торговли в регионе, как уже отмечалось в докладе П. Понафидина, являлось отсутствие банка способного своевременно производить платежи между российскими и местными предпринимателями. Для россиян это был неприятный сюрприз, так как в соседних портах южной Персии имелись отделения российских банков. Ближайшее отделение Оттоманского банка находилось в Багдаде, но и оно не имело связей с Россией. Российским фирмам приходилось осуществлять платежи с Басрой через лондонские банки и парижский банк «Crédit Lyonnais». По мнению российских дипломатов, опиравшихся на опыт организации британской торговли в Басре, представительство «Российского
общества пароходства и торговли» могло бы взять на себя осуществление ряда платежей.
На Общество дипломаты возлагали еще одну обязанность. По их мнению, России требовалось глубокое исследование экономических возможностей Арабского Ирака и Аравии. Для реализации данной задачи следовало привлекать не случайных людей, коммерсантов, приезжавших на незначительный срок в регион, а опытных сотрудников Общества, которые в силу специфики своей деятельности могли профессионально оценить ситуацию в экономике Арабского Ирака и Аравии. Поэтому предлагалось в порядке исключения наделить агентов Общества дополнительными функциями, позволявшими им, отчасти осуществлять роль торгового представительства России в Басре. В данной связи событием в российской арабистике становится выход в 1912 г. книги А. Л. Адамова [1].
В начале ХХ в. остро стоял вопрос об организации поставок российских товаров в Багдад и в северную часть Арабского Ирака. Общество отказалось учреждать должность торгового представителя в Багдаде из-за дополнительных финансовых расходов, при значительных рисках организации торговли в северной части Арабского Ирака. Дипломаты предложили возложить обязанности торгового агента Общества в Багдаде на представителя местной деловой элиты [8, с. 505]. Для перевозки российских товаров из Басры до Багдада по р. Тигр дипломаты советовали Обществу заключить контракт с местной речной компанией «Оман-Оттоман». Данная компания расширяла собственный парк за счет новых пароходов, обеспечивая быструю перевозку грузов и пассажиров для своих партнеров. Следовательно, при организации регулярного сообщения между Россией и Басрой и оперативной доставки товаров до Багдада, России удалось бы увеличить собственное экономическое влияние в Арабском Ираке, в том числе за счет удешевления товаров, ранее перевозившихся в регион караванами через Персию.
В 1913 г. в порт Басры зашло шесть российских пароходов-рейсов общим водоизмещением в 17,4 тыс. тонн. По данному показателю Россия находилась на третьем месте после Великобритании (163 парохода-рейса) и Германии (20 пароходов-рейсов) [3, с. 53]. Российские суда перевозили не только отечественные товары или продукцию, предназначенную для ввоза в Россию, их услугами охотно пользовались Австро-Венгрия, государства Балканского полуострова и т.д.
В начале ХХ в. самым популярным товаром из России, привозившимся в Басру был керосин. Первая партия керосина из Батума в Басру поступила в 1888 г. по инициативе фирмы Манташева. Практически весь керосин шел через порты Карачи и Бомбея по заказу индийского купца Хаджи Алляна Мемени, который являлся монополистом в поставках керосина в Басру. Пользуясь такой ситуацией, Хаджи Ал-лени Мемени поддерживал цены на керосин довольно на высоком уровне 2,26 руб. - 3,15 руб. за условный ящик (72 фунта). Данный факт тормозил увеличение объемов поставок российского керосина в Басру. Однако даже, несмотря на это обстоятельство, объемы поставок керосина из России в Басру постепенно увеличивались, если в 1890 г. в порт завозится 45 тыс. пудов керосина из России, то в 1897 г. уже 190 тыс. пудов [78, с. 118].
Дипломаты предлагали начать прямые поставки керосина из Батума в Басру на судах «Российского общества пароходства и торговли» без помощи лондонских посредников к услугам, которых приходилось прибегать индийскому купцу. Данный факт привел бы к снижению цены на российский керосин и увеличению объемов его поставок в Басру. В 1901 г. «Товарищество братьев Нобель» попыталось самостоятельно выйти на рынок Басры. Однако эта попытка оказалась неудачной из-за банкротства британского партнера Товарищества. В начале ХХ в. российские производители нарастили экспорт керосина в Басру, но им не удалось вытеснить американских поставщиков, контролировавших почти 75 % поставок керосина в Басру [5, с. 30].
В начале ХХ в. российские предприниматели пробиваются на рынок строевого леса и досок Басры. Лес с Кавказа и других регионов России постепенно находил своего потребителя. В поставках продукции деревообрабатывающей промышленности в Басру вплоть до начала Первой мировой войны доминировала Австро-Венгрия, поставлявшая лес из Буковины и Галиции в Арабский Ирак, в том числе транзитом через Россию. Для перевозки леса в Басру империя Габсбургов охотно прибегала к услугам «Российского общества пароходства и торговли» [2, с. 55].
С конца XIX в. значительную часть экспорта Арабского Ирака составлял вывоз фиников. В Басре с приходом британских судоходных компаний начинается настоящий «финиковый бум». Все участники торговли финиками получали высокие прибыли. В Басре возник большой спрос на деревянные ящики для перевозки
фиников. В год их требовалось от 800 тыс. до 1 млн. штук [13, с. 227]. Основная часть ящиков поставлялась Австро-Венгрией, на Россию на рубеже XIX-XX вв. приходилось около 5 % поставок ящиков. В последующем России удалось несколько увеличить свою долю. Все ведущие судоходные компании приняли участие в перевозке фиников, в том числе «Российское общество пароходства и торговли». Российские дипломаты полагали, что Россия имела все возможности для дальнейшего наращивания поставок ящиков и объемов вывозимых из Басры фиников.
Басра становится один из крупнейших рынков сахара на Ближнем Востоке. В 1900 г. в порт поступило 577,8 тыс. пудов сахара, в том числе 365 тыс. пудов рафинада, общей стоимостью в 1 млн 725 тыс. руб. [2, с. 7]. Более 80 % сахара, ввозившегося в Басру, направлялось в Багдад, а оттуда в Мосул, турецкий Курдистан и в Западную Персию (Керман-шах, Хамадан). Ежегодно около 60 % сахара перевозившегося из Басры в Багдад уходило в Персию [2, с. 9]. Выгодные поставки сахара в Басру между собой поделили Франция, поставлявшая рафинад и австрийская половина империи Габсбургов, контролировавшая ввоз в Басру сахарного песка. Российский дипломат сетовал на нереализованный потенция России, имевшей все возможности для освоения сахарного рынка Арабского Ирака и Западной Персии. Для этого российским производителям необходимо было учесть запросы местных жителей в вопросах качества, расфасовки и упаковки сахара, а также создать материальную базу в Басре для продажи сахара, в том числе назначив специальных торговых агентов, представлявших интересы ведущих производителей сахара России [2, с. 31]. К 1912 г. России удалось добиться определенных успехов в организации поставок сахара в Басру, отвоевав до 10% всего ввоза сахара в порт [4, с. 35].
Итало-турецкая война, Балканские войны и последовавшие за этим беспорядки на Аравийском полуострове, неурожай 1913 г. негативно сказались на развитии экономики Арабского Ирака и его экспорта, который сократился с 30,8 млн руб. в 1912 г. до 18,4 млн руб. в 1913 г. Экспорт зерновых культур из Арабского Ирака практически полностью прекратился. Однако данные события не привели к сокращению импорта товаров в Басру. Город по данным российского консула в Басре буквально оказался заваленным различными европейскими товарами. Если в 1912 г. в порт завозится импортных товаров на 25 млн руб., то в 1913 г.
данный показатель увеличился до 37 млн руб. Выросли объемы поставок российских товаров с 275,5 тыс. руб. в 1912 г. до 337 тыс. руб. в 1913 г. [3, с. 54-55].
С большим трудом российские товары пробивали себе дорогу в портах Аравийского полуострова. На юге Аравии полуострова исключительное место занимал порт Аден. В эпоху средневековья Аден являлся «первым рынком» Аравийского полуострова, он вызывал восхищение у современников своим могуществом и богатством. В 1538 г. османские войска захватили Аден. С этого момента город приходит в полный упадок. В 1839 г. Аден захватили англичане. После открытия Суэцкого канала экономическое значение города вновь возрастает. Через Аден товары шли транзитом в другие регионы Аравийского полуострова, в том числе во владения Османской империи (Йемен, Асир).
В начале ХХ в. в порту Адена доминировала продукция, поступавшая сюда из Великобритании, Германии, Австро-Венгрии, Италии и Франции. С марта 1899 г. по апрель 1900 г. в Аден ввозится товаров из Австро-Венгрии на 828 тыс. франков (хлопчатобумажная пряжа, консервы, конфеты, мука, одежда, строевой лес), из Великобритании на 134,7 тыс. франков (оружие, уголь, продукция химической промышленности, пряжа и др.), Франции на 66,5 тыс. франков (свечи, хлопчатобумажные ткани) [6, с. 506]. Россия за отчетный период добилась неплохого результата, ввоз российских товаров вырос на 136 % и достиг 188,2 тыс. франков. Подавляющая часть российского экспорта в Аден приходилась на керосин. Правда, в Аден поступило из России 30 тыс. пуд. муки, где ей удалось отодвинуть на второй план Францию (15 тыс. пуд. муки) и несколько потеснить позиции Австро-Венгрии (60 тыс. пуд.) [6, с. 506].
Европейская торговля с Хиджазом имела значительную специфику. Для европейских торговых судов были открыты только два порта Джидда и Ямбо. Дальше товары перевозились на караванах, которые нередко становились объектом для нападения местных племен с целью грабежа [12, с. 5-6]. Организация выгрузки грузов с пароходов в портах Хиджаза не выдерживала никакой критики. Современники в этом плане в качестве эталона приводили порт Басры. В Джидде и особенно в Ямбо в деле организации разгрузки судов царил полный хаос, европейцы полностью зависели от местных лодочников, перевозивших товары с пароходов на берег, они работали очень медленно и небрежно, требуя за свои услуги неоправданно высокую цену [12, с. 6-7].
В портах Хиджаза господствовали британские судоходные компании. С марта 1904 по апрель 1905 гг. в Джидду прибыло 236 британских судов общим водоизмещением в 334,8 тыс. тонн. Среди европейцев на втором месте по данному показателю находились голландцы (19 судов с тоннажем в 40,8 тыс. тонн), на третьем месте расположилась Россия (14 судов с тоннажем 22 тыс. тонн) [12, с.8]. Кстати, по порту Ямбо М.Никольский не имел никакой статистики, что показывало полную анархию, царившие в регионе с точки зрения фиксирования прибывавших судов и количества завезенных товаров.
Главными статьями европейского экспорта в Хиджаз являлись керосин, мука, сахар, лес и мануфактура. Из Батума в Хиджаз поступал керосин, его продажу осуществляла группа из шести купцов во главе с греком Г. Чмерис. В среднем в Джидду завозилось от 50 до 60 тыс. ящиков керосина (по 72 фунта). Затем часть продукции перевозилась в турецкий Йемен через порт Ходейда. Некоторое время Россия доминировала на керосиновом рынке Хиджаза. Однако, в начале ХХ в. ей пришлось вступить в конкуренцию с американскими производителями. Керосин из США отличался в лучшую сторону по качеству, при горении он давал больше света и меньше копоти и был более экономичным. В тоже время минимальная стоимость российского керосина составляла 2 руб. 40 коп. за ящик, в то время как американский керосин стоил 2 руб. 96 коп. [12, с. 10]. Пароход из Батума в Джидду доходил за 10 дней, а из Нью-Йорка за 28-30 дней. Российским производителям приходилось внимательно следить за ценой, так как в случае подорожания их продукции, конкуренты из США могли отвоевать значительную часть аравийского рынка керосина. Местное население при покупке керосина ориентировалось не на его качество, а на стоимость, что объяснялось низким уровнем жизни жителей Хиджаза.
Большим спросом в регионе пользовались пшеница и мука. Только в Джидду ежегодно ввозилось от 500 до 600 тыс. мешков пшеницы (8 пудов) и более 40 тыс. мешков муки. Практически вся пшеница в Джидду поступала из Индии (400 тыс. мешков), Басры (100 тыс. мешков), Сирии. В поставках муки также доминировала Индия (около 40 тыс. мешков) [12, с. 10]. Россия в 1905 г. смогла ввезти всего 200 мешков муки для одного греческого торговца, имевшего в Джидде самую крупную пекарню. Он не вступал в контакты с российскими производителями непосредственно, приобретая
муку на пароходе в порту. Российская мука поступала в Джидду из России напрямую или из Бушира, когда после не реализации части продукции в Персии она направлялась в Стамбул.
Российская мука при ее превосходном качестве проигрывала индийской продукции в главном для местного рынка. Мешок (80 кг) российской муки стоил 12 руб. 80 коп., а мешок индийской муки (75-80 кг) стоил от 8 руб. до 9 руб. 60 коп. По сведениям российского консула, в Джидде, в Хиджазе не умели готовить хороший хлеб. Продукция из муки высшего сорта ничем не отличалась от хлеба, приготовленного из муки низших сортов [12, с. 10]. Поэтому все конкурентные преимущества российской муки на местном рынке нивелировались. Тем не менее, М. Никольский полагал, что предпринимателям их России следовало предпринять усилия по налаживанию экспорта в Хиджаз пшеницы, которая в отличии от муки хорошо хранилась и могла выдержать длительную перевозку к удаленным населенным пунктам Аравии.
Большим спросом в Хиджазе пользовался сахар, поступавший в регион из Египта и Индии. Все попытки организации продажи российского сахара в Джидде не увенчались успехов из-за нерасторопности сахарозаводчиков России. В тоже время, «Русское общество пароходства и торговли» контролировала значительную часть перевозок сахара в Хиджаз [12, с. 12]. Россия не смогла наладить поставки в Хиджаз лесоматериалов, отдав этот рынок полностью
на откуп Голландской Индии и Австро-Венгрии. По мнению М. Никольского, Россия вполне могла организовать ввоз в Хиджаз сахара и лесоматериалов, отвоевав часть аравийского рынка для собственной продукции. Тем более ее возможности в торговле с Хиджазом другими товарами были весьма ограниченными. Россия не могла конкурировать с европейскими государствами в поставках в регион текстиля, обуви, изделий из металла, продовольствия. Некоторым исключение стал ввоз из России в Джидду чая. Правда, его в регион завозили паломники, направлявшиеся в Мекку, а не коммерсанты [12, с. 14].
Вывоз товаров из Хиджаза не имел значительных размеров, в виду бедности региона и не развитости его экономики. В небольших объемах из Хиджаза экспортировались кожа и перламутр. Россия практически ничего не вывозила из Хиджаза, за исключением товаров, приобретенных паломниками на местных рынках.
Разрушает внешнеэкономические связи Басры с европейскими государствами и Индией вступление в Первую мировую войну Османской империи. 7-10 ноября 1914 г. город и его окрестности становятся ареной боевых столкновений британской армии с османским гарнизоном. 10 ноября 1914 г. англичане полностью заняли Басру. Такая же участь постигла Западную Аравию, где с 1916 г. развернулись боевые действия между восставшими арабскими племенами и турецкими войсками.
Источники и литература
1. Адамов А. Л. Ирак арабский. Бассорский вилайет в его прошлом и настоящем. СПб.: Типография Главного управления уездов, 1912. 625 с.
2. Вывоз сахара в порты Персидского залива (донесение управляющего генеральным консульством в Бендер-Бу-шире Г. Овсеенко) //Сборник консульских донесений за 1903 г. Вып. I. СПб.: Товарищество Художественной печати, 1903. С. 3-34.
3. Донесение Управляющего Императорского Российского консульства в Бассоре / Донесения Императорских Российских консульских представителей за границей по торгово-промышленным вопросам. Вып. 42. СПб.: Типография В.Ф.Киршбаума, 1914. С. 52-56.
4. Наше обозрение // Торгово-промышленный Юг (Одесса). 1913. № 14. С. 35.
5. Наше обозрение // Торгово-промышленный Юг (Одесса). 1913. №19. С. 30.
6. От французского консула в Адене. Судоходство и торговля в порту Адена (Аравия) за фискальный год с 1 апреля 1899 г. по 31 марта 1900 г. // Вестник финансов, промышленности и торговли. 1901. №9. С. 506.
7. Очерк международной торговли в Персидском заливе (донесение драгомана генерального консульства в Таври-зе П. Понафидина) // Сборник консульских донесений за 1900 г. Вып. II. СПб.: Товарищество Художественной печати 1900. С. 95-124.
8. Русская торговля в Месопотамии (из донесений управляющих: генеральным консульством в Багдаде А.Адамова и консульства в Бассоре А. Савинова) // Сборник консульских донесений за 1903 г. Вып. VI. СПб.: Товарищество Художественной печати 1903. С. 502-509.
9. Русская торговля в Турции (из доклада генерального консула в Константинополе П. Понафидина, читанного на русской торгово-промышленной плавучей выставке) // Сборник консульских донесений за 1910 г. Вып. II. СПб.: Товарищество Художественной печати, 1910. С. 93-123.
10. Статистический ежегодник России за 1913 г. СПб.: Издание Центрального статистического комитета МВД, 1914. 565 с.
11. Сертчелик С. Экспорт России в Турцию в конце XIX - начале ХХ вв. // Вопросы истории. 2005. №4. С. 119-131.
12. Торговля Геджаза (донесение управляющего консульства в Джидде М. Никольского) // Сборник консульских донесений за 1906 г. Вып. I. СПб.: Товарищество Художественной печати 1906. С. 3-17.
13. Финиковый сезон 1902 г. в Басре (донесение из донесений управляющих: генеральным консульством в Багдаде А. Адамова) // Сборник консульских донесений за 1903 г. Вып. III. СПб.: Товарищество Художественной печати 1903. С. 219-230.
References
1. Adamov A. L. Irak arabskii. Bassorskii vilaiet v ego proshlom i nastoyashchem (Iraq Arabic. The Baszer wilayet in its past and present). St.Perersburg: Typography of the General Directorate of Counties, 1912. 625 p. (In Russian).
2. Vyvoz sakhara v porty Persidskogo zaliva (donesenie upravlyayushchego general'nym konsul'stvom v Bender-Bushire G. Ovseenko) (Export of sugar to the ports of the Persian Gulf (report by G. Ovseyenko, manager of the general consulate in Bandar Bashir) // Sbornik konsul'skikh donesenii za 1903 g. Issue I. St.Perersburg: Tovarishchestvo Khudozhestvennoi pechati, 1903. P. 3-34. (In Russian).
3. Donesenie Upravlyayushchego Imperatorskogo Rossiiskogo konsul'stva v Bassore / Doneseniya Imperatorskikh Rossiiskikh konsul'skikh predstavitelei za granitsei po torgovo-promyshlennym voprosam. Issue 42. St. Perersburg: V. F. Kirshbaum's printing office, 1914. P. 52-56. (In Russian).
4. Nashe obozrenie // Torgovo-promyshlennyi Yug (Odessa). 1913. No. 14. P. 35. (In Russian).
5. Nashe obozrenie (Our review) // Torgovo-promyshlennyi Yug (Odessa). 1913. №19. P. 30. (In Russian).
6. Ot frantsuzskogo konsula v Adene. Sudokhodstvo i torgovlya v portu Adena (Araviya) za fiskal'nyi god s 1 aprelya 1899 g. po 31 marta 1900 g. (From the French consul in Aden. Shipping and trade in the port of Aden (Arabia) for the fiscal year from April 1, 1899 till March 31, 1900) // Vestnik finansov, promyshlennosti i torgovli. 1901. No. 9. P. 506. (In Russian).
7. Ocherk mezhdunarodnoi torgovli v Persidskom zalive (donesenie dragomana general'nogo konsul'stva v Tavrize P. Ponafidina) (Outline of International Trade in the Persian Gulf (the report of dragoman of the Consulate General in Tabriz P. Ponafidina) // Sbornik konsul'skikh donesenii za 1900 g. Issue II. St. Perersburg: Tovarishchestvo Khudozhestvennoi pechati 1900. P. 95-124. (In Russian).
8. Russkaya torgovlya v Mesopotamii (iz donesenii upravlyayushchikh: general'nym konsul'stvom v Bagdade A.Adamova i konsul'stva v Bassore A. Savinova) (Russian trade in Mesopotamia (from the reports of the governors: the general consulate in Baghdad, A. Adamov and the consulate in Bassor A. Savinov) // Sbornik konsul'skikh donesenii za 1903 g. Issue VI. St.Perersburg: Tovarishchestvo Khudozhestvennoi pechati 1903. P. 502-509. (In Russian).
9. Russkaya torgovlya v Turtsii (iz doklada general'nogo konsula v Konstantinopole P. Ponafidina, chitannogo na russkoi torgovo-promyshlennoi plavuchei vystavke) (Russian trade in Turkey (from the report of the Consul General in Constantinople P. Ponafidin, read at the Russian commercial and industrial floating exhibition) // Sbornik konsul'skikh donesenii za 1910 g. Vyp. II. St. Perersburg: Tovarishchestvo Khudozhestvennoi pechati, 1910. P.93-123. (In Russian).
10. Statisticheskii ezhegodnik Rossii za 1913 g. (Statistical Yearbook of Russia of 1913). St. Perersburg: Izdanie Tsentral'nogo statisticheskogo komiteta MVD, 1914. 565 p. (In Russian).
11. Sertchelik S. Eksport Rossii v Turtsiyu v kontse XIX - nachale XX vv. (The export of Russia to Turkey in the late XIX -early XX centuries) // Voprosy istorii. 2005. No. 4. P. 119-131. (In Russian).
12. Torgovlya Gedzhaza (donesenie upravlyayushchego konsul'stva v Dzhidde M. Nikol'skogo) (Trade of Gedjaz (the report of the manager of the consulate in Jeddah M. Nikolsky) // Sbornik konsul'skikh donesenii za 1906 g. Issue I. St.Perersburg: Tovarishchestvo Khudozhestvennoi pechati 1906. P. 3-17. (In Russian).
13. Finikovyi sezon 1902 g. v Basre (donesenie iz donesenii upravlyayushchikh: general'nym konsul'stvom v Bagdade A. Adamova) (The date season of 1902 in Basra (report from the reports of the Governors: A. Adamov, General Consulate in Baghdad) // Sbornik konsul'skikh donesenii za 1903 g. Issue III. St.Perersburg: Tovarishchestvo Khudozhestvennoi pechati 1903. P. 219-230. (In Russian).