Научная статья на тему 'Ip-телефония достигла «Совершеннолетия»'

Ip-телефония достигла «Совершеннолетия» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

В течение последнего десятилетия, благодаря появлению широкополосных сетей связи и снижению цен на телекоммуникационный сервис, услуга передачи речи в протоколе IP (VoIP), именуемая также IPили Интернеттелефонией, показывала себя на рынке как агрессивная технология, которая видоизменила телекоммуникационную отрасль и в определенной степени подорвала ее основы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ip-телефония достигла «Совершеннолетия»»

ПРАКТИКА

И ч

ва

ass

sss

ss

s

ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ

В течение последнего десятилетия, благодаря появлению широкополосных сетей связи и снижению цен на телекоммуникационный сервис, услуга передачи речи в протоколе IP (VoIP), именуемая также IP- или Интернет-телефонией, показывала себя на рынке как агрессивная технология, которая видоизменила телекоммуникационную отрасль и в определенной

степени подорвала ее основы

«совершеннолетия»

Услуга VoIP получила широкое распространение и была признана провайдерами услуг, пользователями и бизнесом самой дешевой услугой связи. Вместо использования традиционных услуг наземной сети общего пользования телефонные абоненты осуществляют вызовы через Интернет. Даже сами операторы экономят деньги за счет IP-сетей. Конвергенция и услуга IP-телефонии перераспределили рынки и размыли границы между сетями и контентом. Эти же факторы устранили барьеры для выхода на региональные и национальные рынки альтернативных игроков (поскольку конкурентному бизнесу уже не нужны собственные сети), позволили вовлечь операторов и поставщиков каналов связи в конкурентную борьбу непосредственно с провайдерами услуг,

а также заставили пересмотреть роль регуляторов в данном процессе.

Масштабы и объемы рынка

По целому ряду причин оценить количество абонентов IP-телефонии во всем мире достаточно сложно. Различные методики оценки дают разные результаты подсчета абонентов VoIP в странах мира. Также трудно оценить и разделить между собой пользователей межкомпьютерных коммуникаций и пользователей собственно услуги Интернет-телефонии, включая тех, кто прибегает к таким услугам через службу Skype или в процессе онлайновых компьютерных игр. Поэтому оценки общего количества абонентов VoIP почти всегда представляются в виде диапазона значений. Например, по прогнозам, количество пользователей Интернет-

300

250

200

150

100

50

0

|__| Абоненты служб VoIP (млн)

| | Доля абонентов VoIP от общего количества основных линий (%)

18

16

14

12

10

8

6

4

2

0

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

телефонии в США в 2010 г. должно достичь значений, лежащих в пределах от 12 до 44 млн.

Что касается общемирового числа пользователей VoIP, то в 2008 г. (по оценкам американской аналитической компании Infonetics Research) оно составляло порядка 80 млн. Однако британская компания Point Topic полагает, что данный показатель (в I квартале 2009 г.) достигал 92,2 млн абонентов. Напротив, французская компания IDATE считает, что количество пользователей Интернет-телефонии во всем мире достигло в 2009 г. 175 млн, что эквивалентно 10% от общего числа телефонных абонентов во всем мире. Как видно из рис. 1, к 2012 г. количество абонентов VoIP в мире должно достичь 200 млн. Согласно данным упомянутой выше компании Point Topic, в Западной Европе находится самая большая доля от общемирового количества абонентов VoIP - 38% (данные на март 2009 г. - рис. 2). Однако данный показатель постепенно снижается по мере роста популярности Интернет-телефонии во всем мире. Северная Америка и Азиатско-Тихоокеанский регион являются следующими по уровню развития рынками услуг VoIP. Юго-Восточная Азия, Латинская Америка и Восточная Европа имеют сравнительно небольшие доли мирового рынка услуг VoIP, однако эти регионы демонстрируют быстрое развитие своих рынков Интернет-телефонии. Американская компания Telegeography Research оценивала международный трафик VoIP в 2008 г. в размере 94,8 млн минут. Оценка проведена на основании данных о мировом

Рис. 1. Прирост числа абонентов услуги VoIP во всем мире в период с 2005 по 2011 гг. (общее количество и доля в % от числа основных линий)

международном трафике Интернет-телефонии за первый квартал 2008 г. В настоящее время реальные данные о трафике Интернет-телефонии в 20082009 гг. находятся в стадии обработки в исследовательских группах МСЭ.

Между тем популярность Интернет-телефонии, как весьма перспективного и доходного бизнеса также быстро растет. Компания AMI (США) полагает, что глобальная прибыль от эксплуатации IP-УАТС, шлюзов VoIP, софтсвитчей, прикладных IP-сервисов, IP-телефонов и адаптеров может достичь в 2010 г. 9,7 млрд долл. США.

Главный элемент бизнеса

Услуга VoIP изменила мировую телекоммуникационную отрасль благодаря возникновению новых рынков и привлечению в них игроков, заинтересованных в активном развитии нового бизнеса. Провайдеры широкополосного кабельного и беспроводного доступа сегодня уже конкурируют друг с другом. IP-телефония способствует дальнейшему развитию конкуренции, предоставляя возможность операторам участвовать в новом для себя бизнесе, не требующем предоставления клиентам и пользователям оптового доступа к инфраструктуре.

Признание VoIP конкурентоспособным сервисом было сделано как раз новыми участниками рынка, конкурирующими с поставщиками традиционных услуг связи. Однако в действительности сегодня именно традиционные операторы пользуются оптовым VoIP-сервисом, чтобы передавать международный трафик поверх действующего трафика магистральных сетей. В связи с этим немецкая аналитическая фирма Wik Consult отмечала, что не только крупные и малые операторские компании традиционного профиля, но и альтернативные операторы, активно зани-

а

аа

ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАКТИКА

□ С

а

маются преобразованием своих существующих сетей в сети следующего поколения (NGN), делая ставку на успешную переориентацию своего бизнеса на развитие услуг VoIP.

Сегодня внедрение Интернет-телефонии является основной стратегией ведения бизнеса у многих провайдеров услуг в развитых и развивающихся странах. Традиционные операторы таких стран, как Бангладеш, Фиджи, Гана, Тунис и Судан, уже используют услугу VoIP для передачи международного трафика.

Потенциально затраты на передачу телекоммуникационного трафика при переходе на IP-транспортную инфраструктуру могут быть снижены. В результате стоимость передачи вызова в протоколе IP может составлять почти четверть от стоимости передачи по сети ТфОП, а оперативные затраты могут быть сокращены на 50-60%, поскольку IP-телефония использует всего 10% полосы частот, необходимой для передачи телефонного трафика по сети ТфОП.

Имеются и другие причины, стимулирующие переход телефонии на технологию VoIP. Некоторые операторы указывают на высокие расходы, необходимые для обслуживания существующей инфраструктуры и постоянного обновления программного обеспечения интеллектуальных сетей, базирующихся на современных технологиях. Другие операторы стараются соответствовать национальной и международной конъюнктуре и занять достойное место в мировой телекоммуникационной отрасли. Поскольку операторы стремятся интегрировать телефонные сети с сетями передачи данных, IP-сети могут стать базовой инфраструктурой для многих приложений телекоммуникационного бизнеса. Пользователь службы VoIP может осуществлять доступ к ней с помощью целого набора абонентских устройств. Получаемую при этом гибкость доступа можно считать первым шагом к обеспечению «бесшовных» соединений. Несмотря на это, некоторые традиционные операторы могут весьма неохотно внедрять VoIP, поскольку они уже предоставляют услугу передачи речи по сети ТфОП и не захотят лишить себя успешно действующего высокодоходного международного бизнеса.

Для некоторых операторов передача услуг связи в протоколе IP является первым реальным воплощением широких возможностей сетей NGN. Вероятно, операторы кабельного телевидения имеют преимущества в данной области, поскольку кабельные сети проще адаптировать для передачи VoIP, чем операторам фиксированных сетей организо-

вывать службы передачи данных, видео и доступа в Интернет.

Проблемы регулирования

Провайдеры услуг VoIP, такие как Vonage, Fastweb, Skype, часто имеют различные бизнес-модели и сервисные портфели. Определив VoIP в качестве базового сервиса национальной телекоммуникационной отрасли, каждая страна может сформировать такую регулирующую среду, которая ей необходима и достаточна. Однако в любом случае для организации службы VoIP потребуются широкополосные сети соответствующего масштаба, технологически нейтральные по отношению к передаваемым услугам и конкурентоспособные. Большинство стран

| | Азиатско-Тихоокеанский регион - 26% | | Восточная Европа - 1%

| | Латинская Америка - 3%

I | Северная Америка - 27%

I | Юго-Восточная Азия - 5%

I | Западная Европа - 38%

Рис. 2. Региональное распределение абонентов VoIP на мировом рынке в первом квартале 2009 г.

Международный телефонный трафик технологии VoIP Международный телефонный трафик технологии TDM

450 400 _ 350 1 300 ! 250 f 200 |

150 И

s

1001 50 |

О

0

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Примечание: Трафик услуг VoIP включает все международные вызовы по IP-сетям, которые имели окончание в сетях ТфОП. Трафик между компьютерами и трафик в частных сетях в данном исследовании не учитывался. Данные за 2008 г. являются оценочными.

Рис.З. Рост международного трафика VoIP и телефонного трафика в технологии TDM

мира рассматривают широкополосный доступ в Интернет в качестве перспективного вида коммуникаций. По данным МСЭ, услуги широкополосного доступа в Интернет были доступны в 2008 г. в 182 странах мира. Другие международные регуляторы в качестве мер, способствующих развитию VoIP, предлагают обеспечить такую дополнительную услугу, как «переносимость» номера

№ 2 • 2010 ВеК| КАЧЕСТВА

37

ПРАКТИКА

И ч

SS

□ SS

□ SS SS

в

ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ

100 г 80 60 40 20 0

] Запретительное регулирование ] Частично разрешительное регулирование ] Ограничения, нормативы отсутствуют ] Обеспечивающее регулирование

2004 2005 2006 2007 2008 2009

Примечание: Под термином «частично разрешительное» понимается такой тип регулирования, когда в стране разрешен оптовый сервис VoIP, однако розничное использование услуги VoIP запрещено. К этому же типу регулирования VoIP отнесены те страны, где возможность предоставлять услугу VoIP имеют только традиционные операторы.

Рис.4. Положение в сфере регулирования услуг VoIP в мире в период с 2004 по 2009 гг.

абонента между ТфОП и службой VoIP, а также принять норматив, запрещающий блокировку трафика IP-телефонии.

К 2004 г. услуга VoIP была полностью легализована в 46 странах мира (рис. 1), в основном в Европе, Северной Америке и Азии. В 57 странах VoIP была разрешена частично, тогда как в 80 странах, в основном африканского региона и арабского Ближнего Востока, услуги VoIP были запрещены. По контрасту с данными 2004 г. в 2009 г. уже 92 страны полностью легализовали услуги VoIP, тогда как почти две трети всех стран мира терпимо относятся к их использованию на национальной территории. В этом же году количество стран, запрещающих VoIP, снизилось до 49, то есть до одной четверти общего количества стран, по которым имеются данные.

Быстрое развитие VoIP создает множество проблем для регуляторных структур, предназначенных главным образом для обслуживания мира телефонии общего пользования. К основным вопросам, возникающим в процессе развития рынка VoIP, относятся следующие: может ли IP-телефония регулироваться как услуга, альтернативная телефонии общего пользования, и будут ли услуги VoIP, поступающие от традиционных операторов сетей общего пользования ТфОП, и аналогичные услуги от операторов служб VoIP (включая Интернет-провайдеров) различаться между собой?

Многие развивающиеся страны еще используют устаревшее телекоммуникационное законодательство, разработанное задолго до появления IP-телефонии. Существующие требования и нормативы, которые хорошо работают на сетях ТфОП (а также более поздняя

нормативная база, переработанная для сетей мобильной связи), могут сосуществовать с развивающейся Интернет-телефонией, однако ее трудно использовать непосредственно для поддержки услуг VoIP. Например, осуществить вызов и получить доступ к службам экстренной помощи через службу VoIP сложнее, чем через традиционную телефонную сеть. В связи с этим некоторые операторы доказывают, что требование к их службам VoIP обеспечивать такие же услуги, какие предоставляет обычная телефония, в действительности является препятствием для выхода на рынок инновационных сервисов.

Когда Еврокомиссия в 2004 г. впервые занялась исследованием регуляторных нормативов на VoIP, она выступила в поддержку так называемого «легкого регуляторного подхода». В настоящее время европейские регуляторы приступают к рассмотрению географических зон нумерации для служб VoIP, услуг голосовой почты, технологии определения местоположения вызывающего абонента, а также проблем, связанных с взаимодействием абонентов Интернет-телефонии и с санкционированным перехватом вызовов. В США услуга VoIP значительно лучше отрегулирована, чем в Европе, особенно в отношении информационной безопасности (то есть в каких случаях и как можно осуществлять мониторинг трафика) и обеспечения вызовов к службам экстренной помощи. Регуляторы стран СНГ имеют различные точки зрения на проблемы, связанные с развитием услуг VoIP. Например, Грузия и Казахстан в основном обеспечивают условия для процветания операторов Интернет-телефонии, тогда как Туркмения создала для них строгий лицензионный режим.

Несмотря на то что услуга VoIP может существенно сократить расходы пользователей на связь, традиционные операторы должны учитывать влияние этой услуги на общие доходы операторов от телекоммуникационного бизнеса. В некоторых странах рост использования IP-телефонии повсеместно сопровождался снижением доходов от служб международной связи и одновременно ростом использования таких опционных сервисов, как электронная почта e-mail и международная услуга коротких сообщений SMS. Так, например, доходы от международной связи компании Ghana Telecom снизились с 42 млн долл. в 1998 г. до 14,4 млн долл. в 2002 г. Компания FINTEL, единственный провайдер телекоммуникационных услуг на островах Фиджи, сообщает, что ее доходы упали с 41,27 млн долл. в 2000 г. до 24,91 млн долл. в 2004 г., поскольку

услуги VoIP отрицательно сказались на ее доходах от международного бизнеса.

Эффект от воздействия услуг VoIP на доходы традиционных операторов зависит от структуры трафика на их сетях. Генеральный директор компании Etisalat (Арабские Эмираты) еще в январе 2008 г. высказывался в том смысле, что не ожидает большой выгоды от развертывания в будущем служб Интернет-телефонии, учитывая масштабы развития этой услуги на крупнейших мировых рынках. Однако рост использования услуги VoIP не всегда должен приводить к потерям прибыли национальных операторов от традиционного телекоммуникационного сервиса. Широкие возможности развития бизнеса, которые предоставляют оператору новые технологии, могут компенсировать убытки, особенно в тех случаях, когда государство активно содействует экспансии служб Интернет-телефонии. Например, в Бахрейне за два с половиной года по июль 2008 г. услуга VoIP отняла 60% международной телефонной нагрузки и около 40% прибыли у традиционного национального оператора Bahrain Telecommunications Company (Batelco). Однако в целом рынок услуг связи в Бахрейне вырос по объемам сервиса и количеству участников и, по мнению специалистов, должен сыграть ключевую роль в наращивании доходов национальной телекоммуникационной отрасли. Традиционные операторы сетей ТфОП также могут повысить свои доходы за счет предоставления дополнительных услуг, включая IP-телевидение.

Стратегический аспект проблемы

Переход к сетям, поддерживающим протокол IP, и к услугам на базе IP происходит повсеместно в мировой телекоммуникационной отрасли. Новые бизнес-модели также должны внедряться в практику предприятий связи, чтобы приспосабливаться к новым сервисам, которые не придерживаются традиционных параметров. Ценовые модели расчетов за услуги, базирующиеся на расстоянии, времени и длительности вызова, становятся устаревшими.

Выход на рынок новых провайдеров услуг может привести к появлению новых, более совершенных сервисов и к развитию стимулов для национальных и иностранных инвесторов участвовать в указанных процессах. Единственным непременным условием для этого будет являться наличие регулирующей нормативной базы, адаптированной к происходящим переменам в технологиях и в телекоммуникационном бизнесе. ■ По материалам журнала ITU News

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.