Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2015. № 3(19)
УДК 908(571.16):719-055.2 DOI 10.17223/22220836/19/8
М.В. Филиппович
ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ТОМСКЕ КАК КОМПЛЕКС ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
В статье рассматриваются недостаточно изученные вопросы систематизации памятников культурного наследия. Характеризуются памятники, отражающие историю Иоанно-Предтеченского женского монастыря, действовавшего в Томске в 1864-1920-х гг.: памятники градостроительства и архитектуры, памятники духовного наследия (некрополь), документальные памятники, изобразительные памятники. Выясняются степень их сохранности, информационный потенциал, возможность использования в современныхусловиях.
Ключевые слова: культурное наследие, памятники культурного наследия, история Томска, женский монастырь.
Созданный в Томске в середине XIX в. Иоанно-Предтеченский женский монастырь являлся средоточием духовно-просветительной, благотворительной, а также социально-экономической активности городского населения. За годы деятельности в монастыре сложился комплекс памятников материального и духовного мира, несущий в себе богатый культурный опыт. История не оставила томскому монастырю сколько-нибудь продолжительного времени, в 1920 г. монастырь был закрыт, а его территория и здания приспособлены под жилье и другие нужды. Многое созданное в монастыре впоследствии было утрачено. Однако до наших дней сохранилось несколько монастырских построек, которые постановлением главы администрации Томской области от 8 июля 1997 г. были признаны памятниками истории и архитектуры местного значения и приняты на учет [1. С. 79-80]. Акт постановки на учет говорит о том, что сохранившиеся памятники требуют изучения, описания и, возможно, дополнения, т.е., выражаясь современным музееведческим языком, нуждаются в актуализации. Этой задаче и посвящена настоящая статья.
Прежде всего, в силу имеющихся в литературе разногласий необходимо уточнить основные научные понятия. Культурное наследие понимается как совокупность объектов окружающего мира, которые на основе культурного опыта человечества признаются культурными ценностями и требуют сохранения, изучения и передачи из поколения в поколение [2. С. 312]. Академик Д.С. Лихачев так характеризовал сферу культурного наследия: «Вся земля владеет и хранит ценности, сокровища прошлого, это и красивый пейзаж, и красивые города, а в городах свои, собранные многими поколениями памятники искусства. А в селах традиции народного творчества, трудовые навыки. Ценностями являются не только материальные памятники, но и добрые обычаи, представления о добром и красивом, традиции гостеприимства, приветливости, умение ощутить в другом свое, доброе. Ценностями являются
М.В. Филиппович
60
язык, накопленные литературные произведения» [3. С. 5]. Кроме того, Д.С. Лихачев добавлял, что памятниками культурного наследия могут быть и фольклор, и обряды, и обычаи, и топонимы, и кладбища, и объекты природы, и культурный ландшафт [4. С. 543-544]. По его авторитетному мнению, собирание и изучение этих памятников дают «уроки красоты и мудрости, уроки уважения к предками и уроки знания истории» [5. С. 3].
Сфера культурного наследия включает объекты самого разного характера, что затрудняет их систематизацию. Некоторые исследователи предлагают делить объекты / памятники культурного наследия на материальные и духовные, движимые и недвижимые, единичные и комплексные. Используя критерий функциональной принадлежности памятников, их классифицируют как вещественные, изобразительные, словесные, звуковые. По мнению А.Н. Дьячкова, наиболее распространенным является деление памятников на памятники природы и памятники истории и культуры. По материалам Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. он выделяет такие группы памятников, как произведения архитектуры, монументальная скульптура и живопись, памятники археологии, природные памятники, группы элементов, которые представляют универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки [6.
С. 74]. Разработанные в исследовательской литературе классификации памятников культурного наследия позволяют охарактеризовать в данной работе такие объекты, как памятники градостроительства и архитектуры, памятники духовного наследия, или некрополь, документальные памятники, изобразительные памятники.
В группу памятников градостроительства и архитектуры на территории Иоанно-Предтеченского женского монастыря в Томске входили две каменные церкви. Первая из них, Иннокентьевская церковь, построенная в 1865 г., была посвящена святителю и чудотворцу Иннокентию Иркутскому [7. С. 58]. Это была высокая однопрестольная церковь, снаружи побеленная известью в голубоватый цвет, внутри покрыта масляной краской. В церкви был устроен деревянный иконостас, украшенный позолоченной резьбой, в нем - около 50 икон. В алтаре находилась запрестольная икона в киоте и крест-распятие в киоте под серебряной ризой. По стенам алтаря и всего храма были развешаны 20 икон, на стенах, кроме того, были написаны картины с изображением святых [8. Л. 6].
По воспоминаниям томского старожила П.В. Хандорина, в зимнее время службы в церкви проводились только по субботам и воскресеньям, в праздничные и предпраздничные дни. А в летнее время службы чередовались по неделям с Успенской церковью [9. Л. 757-759]. По распоряжению Сибирского краевого административного отдела от 4 мая 1929 г. Иннокентьевская церковь была закрыта. Церковное здание передали «под культурные нужды», и вскоре в нем открыли клуб студентов Сибирского технологического института (совр. ТПУ) [8. Л. 101, 124].
В 1870 г. в женском монастыре была построена Успенская церковь. По своему устройству церковь была соборной и имела три придела: главный - во имя Успения Божией Матери, правый - во имя святителя Алексия, митрополита Московского, левый - во имя святителя Иоанна, архиепископа Новго-
Иоанно-Предтеченский женский монастырь в Томске как комплекс памятников 61
родского [7. С. 58]. Церковь имела высокую паперть (каменное крыльцо), снаружи была побелена известью, внутри - покрашена в светло-голубые тона. Во всех приделах были установлены резные, покрашенные масляной краской иконостасы. В Успенском (центральном) приделе на стене была помещена икона-плащаница, на ней по бархату - шитье золотом. В том же приделе находилась большая икона Спасителя [8. Л. 5]. В церкви была установлена деревянная гробница с плащаницей Божией Матери. Плащаницу вышили жемчугом сами послушницы в монастырской мастерской. По рассказам старого времени, это была единственная гробница Божией Матери в церквах Томска.
Церковные службы в Успенской церкви проводились сравнительно редко, на богослужения созывали звоном восьми колоколов. В престольный праздник, в день Успения Богородицы, 15 августа, в этой церкви ежегодно проводились храмовые празднования, многие женщины приносили цветы к гробнице Божией Матери [9. Л. 753].
В 1920 г., согласно новым советским законам, монастырская Успенская церковь была передана группе верующих, которую возглавляла бывшая настоятельница монастыря А.Г. Некрасова [8. Л. 1]. По данным на 1930 г., Успенская церковь все еще продолжала действовать как приходская. В помещение церкви, которое не оттапливалось и в зимнее время промерзало, был отгорожен коврами небольшой уголок, в котором жили несколько бывших монашенок. Наконец, решением президиума Сибирского крайисполкома от 18 марта 1930 г. Успенскую церковь закрыли, здание ее предлагалось снести [8. Л. 124, 127]. Но исполнение этого решения произошло позже, уже после Великой Отечественной войны.
На заимке женского монастыря на берегу речки Бассандайки, ныне это территория санатория «Ключи», была построена еще одна церковь, в ней находилась особо чтимая икона Божией Матери «Достойно есть». Икона была облачена в золоченую серебряную ризу и украшена драгоценными камнями. Все эти украшения были сняты по постановлению Томской губернской реквизиционной комиссией в феврале 1921 г. и переданы в распоряжение губернского отдела профессионального образования [8. Л. 29-31]. Сама икона осталась тогда в руках монахинь, дальнейшая ее судьба до сих пор неизвестна.
Ни одно из церковных строений Иоанно-Предтеченского монастыря не сохранилось, а другие помещения, которые предназначались для монастырских нужд, с 1920-х гг. использовались под общежития студентов, под жилье горожан. Ныне они приняты на учет как памятники истории, это мастерская ипросфирня (ул. Студгородок, 1), училищный корпус (ул. Студгородок, 2), трапезная (ул. Студгородок, 4), «белый корпус» (ул. Студгородок, 5), дом игуменьи (ул. Студгородок, 7) [1. С. 79-80].
Вторую группу, рассматриваемую в данной статье, составляют памятники духовного наследия, или некрополь. Дело в том, что со времени создания женского монастыря в юго-восточном углу его территории, на пересечении современных улиц Вершинина и Учебной, было устроено небольшое кладбище. Хоронили на нем видных горожан, купцов, священнослужителей, профессоров. Известно, например, что епископ Томский Порфирий (Соколовский), много сделавший для создания женского монастыря, был погребен 7 июля 1865 г. в особом склепе под алтарем Иннокентьевской церкви [10.
М.В. Филиппович
62
С. 25]. В 1897 г. у северной стены Иннокентьевской церкви был погребен местночтимый святой, прозорливый томский старец Федор Краснопевцев, ав 1912 г. над его могилой была возведена каменная часовня во имя Серафима Саровского. Томский митрополит Иаков (Пятницкий), скончавшийся в 1922 или 1923 г., также был похоронен на монастырском кладбище [10. С. 60].
Сбор сведений о провинциальных российских кладбищах, начатый по инициативе великого князя Николая Михайловича (Романова), позволил составить список лиц, погребенных на монастырском кладбище в Томске. Отправленный в Петербург в 1910 г., список не был опубликован и долгое время пролежал в архиве. А сто лет спустя петербургский исследователь Д.Н. Шилов нашел этот список и опубликовал в книге «Томский некрополь» (СПб., 2010). Вышедший несколькими годами раньше другой «Томский некрополь», вкупе с первым, обеспечивает возможность прочитать надгробные надписи, эпитафии и некрологи, посвященные и настоятельницам монастыря Серафиме и Зинаиде, и многим виднейшим томским деятелям, погребенным на монастырском кладбище [11]. Данные «Некрополей» позволяют внести поправки и уточнения в списки на памятных табличках на стенах часовни во имя святой Домны Томской, установленной на территории монастыря в 1996 г.
В ряду памятников культурного наследия особое место занимают документальные, или письменные, памятники. Прежде всего, это документы, связанные с основанием и строительством Иоанно-Предтеченского монастыря. В Государственном архиве Томской области найдено прошение купца А.Л. Еренева о разрешении на строительство женского монастыря в Томске. Это самый ранний из обнаруженных документов о монастыре. Составленный в период с 1851 по 1859 г., он позволяет выяснить дотоле совершенно неизвестные в литературе факты о намерении купцов Ереневых построить монастырь на принадлежавшей им земле. Важно отметить, что после смерти А.Л. Еренева его сын, Иван Еренев, продолжал хлопоты о монастыре, при этом писал, что делает это в память об отце [12. Л. 1]. Документ интересен еще и тем, что содержит подпись самого А.Л. Еренева. Неразборчиво непривычной к перу, но все же достаточно уверенной рукой он написал: «Томский третьей гильдии купецъ Олексей ЛаврентьевъЕреневъ руку приложилъ» [12. Л. 1].
Письменные памятники открывают новые сведения о предыстории, а затем и о деятельности Иоанно-Предтеченского монастыря, о людях, связанных с монастырем, об отношении к женской общине в Томске. Большой интерес представляет обращение игуменьи Серафимы к епископу Томскому Петру (Екатериновскому), подписанное ею самолично 15 января 1881 г. Настоятельница женского монастыря сообщает епархиальному архиерею о пожертвовании купца Я.И. Петрова (Родионова), которое, по ее мнению, нужно было направить на устройство сиротского приюта при монастыре. Следуя сложившимся правилам, игуменья Серафима подписала свое обращение так: «Вашего Преосвященства, милостивейшего архипастыря и отца, нижайшая послушница» [13. Л. 1].
Ценность письменных памятников состоит и в том, что они позволяют уточнить биографии некоторых видных людей, например томского губернатора В.А. Бекмана, поддерживавшего идею создания женского монастыря, и архитектора Р.А. Болбатова, спроектировавшего церковь будущего мона-
Иоанно-Предтеченский женский монастырь в Томске как комплекс памятников 53
стыря по заказу А.Л. Еренева [12. Л. 13]. Их участие в церковно-духовной жизни Томска выявлено впервые, оно не отмечено в книгах о томских губернаторах и архитекторах [14. С. 74-76; 15. С. 99].
Самым объемным из обнаруженных письменных памятников являются уже упоминавшиеся здесь воспоминания П.В. Хандорина, хранящиеся ныне в Государственном архиве Томской области. Наряду с другими случаями своей жизни П.В. Хандорин вспоминал о том, как в раннем детстве вместе с бабушкой не раз бывал в Иоанно-Предтеченском женском монастыре. Эти визиты оставили настолько сильное впечатление, что спустя более 60 лет мемуарист детально описывал внутреннюю планировку монастырских построек, их декоративное убранство. Вспоминал, как их встретила настоятельница монастыря, игуменья Зинаида. Особенно запомнилось угощение сладким чаем, к которому подавались вместо печенья просфоры, а на дорогу мальчику дали «пару простых, но хороших конфет» [9. Л. 744-753, 775-776].
П.В. Хандорин не только подробно описал внешний облик построек монастыря, но и к некоторым из них сделал эскизы по памяти [9. Л. 750, 760, 764]. И эти рисунки сейчас представляют особую ценность, они могут пригодиться и для иллюстраций к исследованиям по истории монастыря, и для музейной работы.
К группе изобразительных памятников можно отнести хорошо прорисованные проекты монастырских построек, выполненные архитекторами и сохранившиеся в архивных фондах. Например, в деле об утверждении проекта на постройку Дома трудолюбия при монастыре находится эскиз будущего здания, подробный план первого и второго этажей [16. Л. 4—11]. К этой группе памятников принадлежат также фотографии монастырских Иннокентьев-ской и Успенской церквей, опубликованные в альбоме «Виды г. Томска на память» (Томск, 1904). В 2004 г. этот альбом был выпущен как репринтное издание [17]. Эти фотографии вместе со словесным описанием храмов могут послужить для подготовки макетов для музейных экспозиций, а в будущем, возможно, и в реставрационных работах в монастыре.
Итак, в процессе жизнедеятельности женского Иоанно-Предтеченского монастыря в Томске были созданы разнообразные памятники материального и духовного свойства, которые до сих пор воспринимаются как культурные ценности, в совокупности формирующие сферу культурного наследия, нуждающиеся в изучении, сохранении и, возможно, в реставрации или виртуальном представлении.
Литература
1. Памятники истории и культуры г. Томска и Томской области, стоящие на государственной охране: справочный материал по состоянию на 01.04.98 г. Томск, 1998. 222 с.
2. Дьячков А.Н. Культурное наследие // Российская музейная энциклопедия: в 2 т. М., 2001. Т.1.С. 312.
3. ЛихачевД.С. Земля родная : книга для учащихся. М. : Просвещение, 1983. 256 с.
4. ЛихачевД.С. Заметки и наблюдения : из записных книжек разных лет. Л. : Сов. писатель, 1989. 608 с.
5. ЛихачевД.С. Память преодолевает время // Наше наследие. 1988. № 1. С. 1-4.
6. Дьячков А.Н. Памятник // Российская музейная энциклопедия : в 2 т. М., 2001. Т. 2. С. 73-74.
7. Справочная книга по Томской епархии / сост. В.А. Карташев. Томск, 1914. VIII, 594, 25, XXI с.
М.В. Филиппович
64
8. ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 32.
9. ГАТО. Ф. Р-1954. Оп 1. Д. 7.
10. Исаков С.А, ДмитриенкоН.М. Томские архиереи : биогр. слов. 1834 - 2002 / науч. ред.
Э.И. Черняк. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2002. 112 с.
11. Томский некрополь: Списки и некрологи погребенных на старых томских кладбищах. 1827-1939 / отв. ред. Н.М. Дмитриенко. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2001.328 с.
12. ГАТО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 868.
13. ГАТО. Ф. 170. Оп. 2. Д. 2599.
14. Яковенко А.В., ГаховВ.Д. Томские губернаторы : биобиблиогр. слов. / науч. ред. Н.М. Дмитриенко. Томск : Ветер, 2012. 224 с.
15. ЗалесовВ.Г. Архитекторы Томска (XIX - начало XX века). Томск, 2004. 170 с.
16. ГАТО. Ф. 3. Оп. 41. Д. 278.
17. Виды города Томска на память : альбом фотографий. [Переиздание]. Томск : Изд. дом D’Print, [2004]. 108 с.
Filippovich Maria V. Tomsk State University (Tomsk, Russia). E-mail: filippo-
vich_mariya@mail.ru. DOI 10.17223/22220836/19/8
TOMSK IOANN-PREDTECHA NUNNERY AS COMPLEX OF CULTURAL HERITAGE MEMORIALS
Key words: cultural heritage, memorials, monuments, Tomsk history, nunnery.
The Ioann-Predtecha Nunnery worked in Tomsk during 1864 -early in the 1920th. It played a prominent role in the life of the city. During the years of Nunnery activity a complex of historical and cultural memorials as a component of cultural heritage was formed. The article describes such memorials as monuments of architecture, memorials of spiritual heritage (necropolis), documentary memorials (writing documents), visual documents.
The first group of memorials includes Innokentyevskaya and Uspenskaya churches, built in 18601870th. There were such rarities as the icon of the Christ-Savior, and the tomb of the Mother of God in those churches. Both of Nunnery churches had been closed at the turn of the 1920-1930th, and later were destroyed. Only some constructions of the Nunnery are survived. Now they are being used to shelters. In 1997 five buildings of the Nunnery were adopted and received the State protection as historical memorials.
The second group of memorials includes obituaries and epitaphs of gravestones on monastery cemetery. They are dedicated to the prominent Tomsk citizens buried in the cemetery. The cemetery of Ioann-Predtecha Nunnery was closed and wrecked in 1930-1950th. And a gravestone inscriptions and obituaries were preserved in the archives and published in Tomsk and St. Petersburg in 2000s. Both of two books are named as “The Tomsk Necropolis".
Documentary memorials, or writing documents, were preserved in the State archives of Tomsk region. They contain rare and previously unknown facts on history of Nunnery. For example, there is the information of Tomsk merchant Alexei Yerenev who tried to build a convent at his own land early in the 1850th. He died before realizing his ideas, and his son, Ivan Yerenev, built a church at the Nunnery in memory of his father. The most valuable documentary memorials are the memories of Tomsk old-resident Peter Khandorin. Being a child he visited the Tomsk convent, and 60 years later described it in details.
A group of visual documents includes the pictures of the Nunnery churches, published in the album “Views of Tomsk for memory”. Architectural projects of Nunnery buildings have been preserved in the archival holdings as well.
A variety of items of tangible and intangible heritage were created during the life of Ioann-Predtecha Nunnery in Tomsk. They are perceived as cultural values now, and have the great signification for the cultural heritage sphere. The convent memorials needed further study, preservation, and possibly restoration or virtual view.
References
1. The Centre for Preservation and Use of Historical and Cultural Monuments. (1998) Pamyatniki istorii i kul'tury g. Tomska i Tomskoy oblasti, stoyashchie na gosudarstvennoy okhrane: spravochnyy material po sostoyaniyu na 01.04.98 g. [Historical and cultural monuments of Tomsk and Tomsk region within the state protection: reference material as of April 1, 1998]. Tomsk.
Иоанно-Предтеченский женский монастырь в Томске как комплекс памятников 55
2. D'yachkov, A.N. (2001) Kul'turnoe nasledie [Cultural heritage]. In: Yanin, V.L. & Sundieva, A.A. (eds) Rossiyskaya muzeynaya entsiklopediya: v 2 t. [The Russian Museum Encyclopaedia: In 2 vols.]. Vol. 1. Moscow: Progress. p. 312.
3. Likhachev, D.S. (1983) Zemlya rodnaya [Native land]. Moscow: Prosveshchenie.
4. Likhachev, D.S. (1989) Zametki i nablyudeniya: iz zapisnykh knizhek raznykh let [Notes and observations: from notebooks of different years]. Leningrad: Sovetskiy pisatel'.
5. Likhachev, D.S. (1988) Pamyat' preodolevaet vremya [Memory overcomes the time]. Nashe nasledie. 1. pp. 1-4.
6. D'yachkov, A.N. (2001) Pamyatnik [The Monument]. In: Yanin, V.L. & Sundieva, A.A. (eds) Rossiyskaya muzeynaya entsiklopediya: v 2 t. [The Russian Museum Encyclopaedia: In 2 vols.]. Vol. 2. Moscow: Progress. pp. 73-74.
7. Kartashev, V.A. (1914) Spravochnaya knigapo Tomskoy eparkhii [A Handbook of Tomsk diocese]. Tomsk.
8. The State Archives of Tomsk Region (GATO). Fund R-430. List 1. File 32. (In Russian).
9. The State Archives of Tomsk Region (GATO). Fund R-1954. List 1. File 7. (In Russian).
10. Isakov, S.A. & Dmitrienko, N.M. (2002) Tomskie arkhierei: biograficheskiy slovar 18342002 [Tomsk bishops: a biographical dictionary 1834-2002]. Tomsk: Tomsk State University.
11. Dmitrienko, N.M. (2001) Tomskiy nekropol': Spiski i nekrologi pogrebennykh na starykh tom-skikh kladbishchakh. 1827-1939 [The Tomsk necropolis: Lists and obituaries of the buried in the old cemetery of Tomsk. 1827-1939]. Tomsk: Tomsk State University.
12. The State Archives of Tomsk Region (GATO). Fund 6. List 1. File 868. (In Russian).
13. The State Archives of Tomsk Region (GATO). Fund 170. List 2. File 2599. (In Russian).
14. Yakovenko, A.V. & Gakhov, V.D. (2012) Tomskie gubernatory: biobibliographicheskiy slovar [Tomsk governors: a bio-bibliographical dictionary]. Tomsk: Veter.
15. Zalesov, V.G. (2004) Arkhitektory Tomska (XIX - nachalo XX veka) [The Tomsk Architects (the 19th - early 20th centuries)]. Tomsk: Tomsk State University of Architecture and Building.
16. The State Archives of Tomsk Region (GATO). Fund 3. List 41. File 278. (In Russian).
17. Anon. (2004) Vidy goroda Tomska na pamyat': al'bom fotografiy [Images of Tomsk in the memory book of photographs]. Tomsk: D’Print.