Научная статья на тему 'Дубовский в честь Вознесения господня женский монастырь - памятник архитектуры конца XIX-начала XX веков (исследование и реконструкция)'

Дубовский в честь Вознесения господня женский монастырь - памятник архитектуры конца XIX-начала XX веков (исследование и реконструкция) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
134
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУБОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ / РЕСТАВРАЦИЯ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ / ВОЗНЕСЕНСКИЙ СОБОР / DUBOVSKY MONASTERY / RESTORATION / RECONSTRUCTION / ARCHITECTURAL AND TOWN PLANNING ENSEMBLE / CATHEDRAL OF THE ASCENSION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Серебряная В. В.

В статье исследуется памятник архитектуры конца XIX-начала XX вв. ансамбль Дубовского Вознесенского женского монастыря в Волгоградской области и рассматриваются предложения по его реконструкции. Основополагающая идея реконструкции архитектурного ансамбля монастыря вернуть его первоначальный облик на начало XX в. (композиционную закономерность планировочной структуры, застройку, воссоздать главные утраченные объекты). В научный оборот вводятся ранее неизвестные источники. Результатом исследований стала разработка дипломного проекта, выполненного под научным руководством автора. Приводятся фрагменты дипломной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dubovskii in honorof the Ascension Nunnery-architectural monument of the late XIX-early XX century (research and reconstruction)

This study represents a scientific reconstruction of an architectural monument of the late 19th-early 20th centuries, namely The Dubovskii Ascension Nunnery in Volgograd region. In 1991 after the restitution of the Nunnery to the Church there started a construction of some additional buildings necessary for a conventual life. A number of the existing objects were also restored. All that work was carried out without ample scientific grounds. That is why it became necessary to develop a project of the nunnery graphic reconstruction. The reconstruction suggests returning the initial look of the ensemble to the beginning of the 20yh century (the composition pattern of planning structure, the building up and reconstruction of the lost units). The discovered archival papers and investigation on location made it possible to implement the complex reconstruction of the ensemble. The reconstruction project was developed considering the values of the whole object. Guided by the archival designs made by architect A.M. Salko during the period from 1894 to 1896 the cupola of the Tikhvin Church is being reconstructed now; the restoration of the Resurrection Cathedral in its original place is also being carried out. The renewal of the survived tower and walls has been offered, too. The restoration of the exact location of the nunnery buildings and premises has been carried out considering characteristic features of the functional and canonical requirements of a conventual economy.

Текст научной работы на тему «Дубовский в честь Вознесения господня женский монастырь - памятник архитектуры конца XIX-начала XX веков (исследование и реконструкция)»

УДК 726.712 (470.45)

Серебряная В.В. - кандидат исторических наук, профессор

E-mail: val38@mail.ru

Волгоградский государственный технический университет

Адрес организации: 400074, Россия, г. Волгоград, ул. Академическая, д. 1

Дубовский в честь Вознесения Господня женский монастырь - памятник архитектуры конца XIX-начала XX веков (исследование и реконструкция)1

Аннотация

В статье исследуется памятник архитектуры конца XIX-начала XX вв. ансамбль Дубовского Вознесенского женского монастыря в Волгоградской области и рассматриваются предложения по его реконструкции. Основополагающая идея реконструкции архитектурного ансамбля монастыря - вернуть его первоначальный облик на начало XX в. (композиционную закономерность планировочной структуры, застройку, воссоздать главные утраченные объекты). В научный оборот вводятся ранее неизвестные источники. Результатом исследований стала разработка дипломного проекта, выполненного под научным руководством автора. Приводятся фрагменты дипломной работы.

Ключевые слова: Дубовский монастырь, реставрация, реконструкция, архитектурно-градостроительный ансамбль, Вознесенский собор.

На территории в современных границах Волгоградской области (часть бывшей Саратовской губернии и второго округа Войска Донского) до революции находилось 9 монастырей, дошло в разной степени сохранности 5, из них наиболее сохранившийся Дубовский Вознесенский женский. Его устройство проходило во второй половине XIX-начале XX вв. в период активного строительства в России женских обителей. Кстати, в регионе было только два казачьих мужских монастыря - Кременской и Усть-Медведицкий, который потом стал женским.

Цель проекта реконструкции Дубовского монастыря заключается в восстановлении и сохранении его исторического и художественного облика.

Исследуется планировочное построение ансамбля, объемно-пространственная композиция, соотношение открытых и застроенных пространств, соподчинения иерархии построек. При реконструкции плана в функциональном отношении интересны вопросы восстановления точных мест расположения различных монастырских построек и служб, особенности этого расположения и соотнесение их с функциональными и каноническими требованиями монастырского хозяйства.

Реконструкцию монастырского ансамбля позволило выполнить комплексное изучение письменных и графических источников, хранящихся в центральных, областных архивах и музеях. Главное место занимают письменные источники, среди них очерк об истории и строительстве монастыря, написанный начальником Дубовской почтово-телеграфной конторы Посохиным П.М. [8]. Посохин П.М. даёт полное описание монастыря, указывает время построек и помещает их фотографии. Это самая достоверная информация, так как Посохин П.М. сам был жителем Дубовки. Основатель монастыря протоиерей Иоанн Покровский выбирает себе в помощники его отца опытного по строительно-хозяйственной части Посохина М.Ф. К тому же, Посохин М.Ф. имел свой кирпичный завод. Автор очерка ещё мальчиком, вместе с отцом бывал на стройке.

Сведения о Вознесенском монастыре имеются в «СЕВ», в книгах: Минха А.Н. [7, с. 95, 97, 458], Денисова Л.И. [1], Зверинского В. [6, с. 137], в справочниках [12, с. 440].

Примером достоверной информации служат подлинные чертежи проекта тёплого Тихвинского храма (1893 г.), выполненные саратовским губернским архитектором Салько А.М. [3] и другие архивные источники [4, 5, 9].

1 Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда и администрации Волгоградской области, проект № 16-14-34003.

Работа по исследованию монастырского ансамбля Дубовского Вознесенского женского монастыря началась в 1990 г. под руководством автора в связи с разработкой научно-учётной документацией на памятники архитектуры Волгоградской области. После возвращения монастыря Церкви в 1991 г. в нём приступили к строительству дополнительных необходимых для монастырской жизни зданий и воссозданию некоторых объектов без достаточных на то научных обоснований. Новые постройки не взаимоувязаны с исторической планировочной структурой, хотя при правильном проведении этих работ они должны не нарушать, а восстанавливать её композиционные принципы. Поэтому появилась необходимость разработки проекта графической реконструкции монастырского ансамбля.

Проект выполнялся на основе, разработанной концепции современных методологических подходов к исследованиям русского церковного зодчества, прежде всего на исследованиях известного специалиста по проблемам теории и истории реставрации памятников архитектуры, реконструкции исторических городов Щенкова А.С. [15]. В проекте решаются комплексные задачи реставрации некоторых объектов и градостроительная реконструкция, что лучше всего подходит для проведения работ на монастырских комплексах.

При разработке проекта проводилось натурное обследование, обмеры, фотофиксация. Исторические и современные фотографии монастырских объектов дали довольно полную информацию о застройке комплекса, деталях, интерьерах.

Ансамбль Вознесенского женского монастыря входит в состав городской черты современной Дубовки и расположен от него в трёх км на правом берегу Волги рядом с крупной транспортной магистралью Волгоград-Саратов. От основной магистрали к Святым воротам монастыря ведёт асфальтированная дорога, которая ответвляется от неё в северном направлении. Монастырь обращен к реке южной стороной. Вид на него лучше всего открывается при подъезде со стороны г. Дубовки.

Рис. 1. Теплая домовая церковь. 1894. Архитектор А.М. Салько. Архивный чертеж. ГАСО

Можно сказать, что начало формированию планировочной структуры будущего монастыря положил протоиерей Иоанн Покровский. Строительство женской общины начиналось на освящённом им месте в конце сентября 1865 г. с деревянной небольшой (9х7 аршин или 6,4х5 м) постройки в пять окон из трех комнат для пяти сестёр. Тогда же протоиерей Иоанн Покровский определил на территории, отведённой для общины места зданий: первого каменного двух этажного келейный корпуса с тёплой церковью, пять деревянных домиков, а так же, на каком расстоянии должна находиться ограда, где следовало развести сад. Наметил он площадь под кладбище, на котором первое захоронение появилось в 1872 г. На обнаруженном историческом чертеже (1894) теплой домовой церкви, дан общий план монастыря [4] (рис. 1). План на этом чертеже лёг в основу выполнения реконструкции территории ансамбля. Этот документ очень важен при реконструкции плана в функциональном отношении, с точки зрения, восстановления точных мест расположения различных монастырских построек и служб. Он помогает выявить особенности этого расположения и соотнесение их с функциональными и каноническими требованиями монастырского хозяйства. На нём хорошо видно место, где находился собор, кельи, хозяйственные постройки, в правом углу с южной стороны отмечено кладбище.

Этот план следует считать первым и единственным на сегодняшний день известным подлинным документом, свидетельствующим о начальном этапе строительства монастырского ансамбля. Судя по нему, можно сказать, что к 1894 г. монастырь представлял сложившуюся определённую архитектурно-пространственную структуру (рис. 2).

Рис. 2. Макет. Фрагмент дипломного проекта М. Шмелёвой

Саратовское Епархиальное Начальство в 1881 г. ходатайствует перед Святейшим Синодом о преобразовании общины в общежительный монастырь. Ходатайство было удовлетворено 9 мая 1881 года. Святейший Синод по императорскому указу и отсутствия препятствий со стороны Министерства Внутренних Дел определил возвести Дубовскую женскую общину в общежительный монастырь с наименованием Вознесенским «с богадельней при оном для престарелых и приютом-училищем для малолетних девочек-сирот» [10, с. 23-24].

В монастыре с 1865 по 1918 гг. произошло два пожара. В 1867 г. горел келейный корпус с тёплой церковью. Выгорела только вся деревянная внутренняя часть. Второй пожар случился 4 мая 1903 г., в котором сгорели все деревянные монастырские службы, каретник с экипажами и утварью.

Ко времени закрытия монастыря в 1922 г. в нём находилось 20 строений: два храма, несколько деревянных и каменных келий, различные хозяйственные постройки, больница, странноприимная и другие. В советский период в них размещались различные государственные учреждения. В результате придания ансамблю новых функций он понёс значительные утраты. Полностью разрушен Вознесенский собор, а в тёплой Тихвинской церкви снята главка и устроен клуб. В 1970-е гг. были почти полностью снесены монастырские стены и Святые ворота, снесена часть построек.

К 1991 г. на территории Дубовского Вознесенского женского монастыря сохранились: домовой зимний храм Тихвинской Божьей Матери с двухэтажным келейным корпусом (1866-1876), двухэтажный корпус келий (1868), дом священника (1885), корпус игуменьи (1888), корпус хозяйственный (1888), который состоит из

ковёрной, хлебной, квасной; детский приют для девочек-сирот (1891), караулка (1891), больничный корпус (1904), просфорная (1909), ледник (1909), странноприимная, построенная в замен небольшой деревянной (1912), обветшавшей к этому времени. Собственно, это были самые важные постройки монастыря.

Территория монастыря имеет форму неправильного прямоугольника и к 1900 г. была ограничена кирпичной стеной высотой более двух метров с круглыми башнями по углам (для их строительства использовался кирпич от рухнувшего завершения Вознесенского собора в 1888 г.). Одна башня и часть стены (1908) дошли в руинах. Главные Святые ворота были устроены в стене и обращены на юг. Появившиеся постройки после 1913 г. уже не играли существенной роли в формировании ансамбля.

Планировка монастыря соответствует принципу иерархии, что является одной из особенностей древнерусского ансамблевого мышления и характерно для большинства русских монастырей. Архитектурный ансамбль выполнен в формах характерных для периода эклектики.

Проект реконструкции разрабатывался с учётом ценностей всего монастырского ансамбля. Главным ядром ансамбля была культовая группа. В неё входили Тихвинский зимний храм с келейным корпусом и летний собор Вознесения. «Роскошный храм Воскресения Господня, стоящий 100000 руб.» располагался в центре обширной площади под углом к Святым воротам [7, с. 104]. Он имел выигрышные видовые точки и господствовал над всеми остальными постройками. В 1922 г. монастырь был закрыт. С утратой монументального объёма собора монастырь лишился главной доминанты и основного силуэта.

Проектом предусмотрено восстановление главы на тёплом храме и реконструкция его интерьера, соответствующего требованиям православной церкви и воссоздание на прежнем месте Воскресенского собора, реставрация, сохранившейся башни и стен.

Первым храмом в монастыре был зимний храм Иоанна Предтечи, расположенный в конце восточной части «в двухсветном зале, в каменном двухэтажном здании, где размещены кельи монахинь» [4]. Место в 1866 г. освятил митрополит Иоанникий. Строительство храма и келейного корпуса велось одновременно. Храм в 1867 г. освятили, и в этот же год росписи выполнил саратовский художник Герасим Иванович Смирницкий. После пожара 1870 г. храм сильно пострадал, восстановлен был только в 1876 г. и освящён Преосвященным Тихоном в честь Тихвинской Богоматери. В 1894 г. принято решение эту церковь расширить. К этому времени уже был построен Вознесенский собор (1888-1891). Строительство тёплого храма по проекту саратовского губернского архитектора А.М. Салько начато в 1894 г. и завершено в 1896 г. В пояснительной записке к проекту расширения церкви Салько А.М. пишет: «Так как теперь домовая церковь очень мала, то монастырём предложено выстроить домовую церковь, обратив последнюю в зало, которое при большом количестве молящихся, могло бы служить добавочным, для них молящихся. Церковь проектирована согласно выстроенной мною, уже давно, по утверждённому Губернским Правлением проекту в г. Хвалынске 22.9.1884 г. Разница находится только в верхнем фонаре над куполом, который в представленном проекте, он предложен в меньших размерах, увеличивая устойчивость здания и без 4-х малых главок... Грунт, где предложено выстроить церковь, прочный, твёрдо-глинистый на большую глубину» [4]. После окончания строительства была пробита стена старого храма Тихвинской Богоматери, и он соединился аркой с новой церковью, которую в 1897 г. освятил Преосвященный Николай во имя собора Пресвятой Богородицы [13].

Зимний храм Пресвятой Богородицы вместе с келейным корпусом составляет единое целое. Объёмная композиция и план храма выполнен в эклектике (подражание классическим портикам, древнерусским и византийским формам). Композиция слагается из крестообразного объёма, завершающегося небольшой главкой на высоком световом барабане, крупной полукруглой апсиды и на половину ниже её, квадратных в плане жертвенника и дьяконника. С трёх сторон (кроме восточной) ризалиты образуют ветви креста. Обработка фасадов связана с русско-византийским стилем. Основным убранством фасадов являются пучки полуколонн с кубоватыми капителями на углах храма и торцах рукавов, аркатура под карнизом фронтонов. Внутри храм перекрыт 8-ми лотковым сводом. Четверик соединён с притворами высокими и широкими арками. В юго-западном углу находилась лестница с выходом на второй этаж старой церкви при келейном корпусе.

Тихвинский храм дошёл в хорошем состоянии, как было сказано выше, отсутствует только главка. Она восстанавливается по подлинным чертежам А.М. Салько [3].

Собор Вознесения возводился дважды. Он был заложен 29 мая 1880 г. в присутствии Преосвященного Тихона. Строительство велось под наблюдением саратовского архитектора Езеровского. Собор строился в течение пяти лет. Однако когда были возведены купола, они рухнули. К новому строительству приступили в 1888 г. по проекту Салько А.М., подрядчик Андреев. В 1891 г. строительство было завершено. Собор расписали, иконостас был выполнен в Казани Тюфилиным, а иконы написал московский художник Виталиев.

В 1891 г. 19 сентября Преосвященный Авраамий освятил главный престол во имя Вознесения Господня. Собор был трехпрестольный. Позже освятили два боковых предела: 19 сентября 1910 г. во имя Тихвинской Божьей Матери, а 20 сентября 1910 г. во имя Св. Великомученика Пантелеимона. Освящён был Преосвященным Епископом Досиоеем.

Сегодня монастырь действующий. Небольшая тёплая Тихвинская церковь не отвечает нынешним потребностям. Поэтому было предусмотрено воссоздание Вознесенского собора.

Его место определено на основе, нанесенного архитектором Салько А.М. на генплан монастыря. Для создания объёмной композиции собора имеется незначительный иконографический источник - фотография 1910-х гг., помещённая в брошюре Посохина П.М. о возникновении монастыря. Больше никаких иконографических данных обнаружить не удалось. На этой низкого качества фотографии точно можно определить, что собор был пятиглавым с высокой шатровой колокольней.

Было принято решение воссоздавать Вознесенский собор по аналогам храмов, сооружённых по проектам Салько А.М. Знакомство с обширным творчеством Салько А.М. в области храмостроения, показало, что он был большим знатоком древнерусского зодчества и предпочитал работать в неорусском стиле. Было решено взять за аналог проект Салько А.М. Михаило-Архангельской церкви (1873) в слободе Красный Яр Камышинского уезда, выполненной в стиле близком с Вознесенским собором, изображенном на известном нам фотоснимке. Ещё одним важным аргументом в пользу этого аналога, являются подробные проектные чертежи (фасады, планы, разрезы) из ГАСО [4] (рис. 3).

Рис. 3. Церковь Михаила Архангела. 1873. Архитектор А.М. Салько. Архивный чертеж. ГАСО. Публикуется впервые

Конечно, воссозданный собор, в отличие от подлинного, не имеет культурной, художественной и исторической ценности (рис. 4-5). Он не являются объектом

культурного наследия. Однако его воссоздание имеет большое значение. Возвращение собора на своё историческое место, позволит восстановить композиционную структуру комплекса, что не только вернет гармоничное, задуманное известным губернским архитектором визуальное восприятие комплекса и собора в монастырском и окружающем его пространстве и со стороны «Святых врат», но являясь доминантой ансамбля, определит главную монастырскую площадь.

Рис. 4. Проект воссоздания Вознесенского собора. План, разрез. Фрагмент дипломного проекта

Рис. 5. Проект воссоздания Вознесенского собора. Восточный и южный фасады. Фрагмент дипломного проекта

Монастырская башня восстанавливается на основе обмеров, проведенных в 1990 г. автором, архитекторами С.И. Хоруном, А.В. Антюфеевым и фотографий 1990 г. С.И. Хоруна и автора 2014 г. (рис. 6).

Образцом для восстановления монастырской стены являются её подлинные фрагменты, сохраняются её габариты и внешний вид. «Святые ворота» возводятся с юго-восточной стороны по историческим фотографиям. При входе в монастырь предусматривается место автостоянки.

Современная ситуация монастыря характеризуется неудачными работами, которые, которые проводились здесь в 2000-е гг. Так, без исследовательских работ, по незнанию и несерьёзному отношению со стороны архитекторов восстановленное завершение у тёплого Тихвинского храма не соответствует проектным чертежам архитектора Салько А.М. (1894 г.).

Возведенные с надвратной колокольней «Святые ворота», не имеют ничего общего с воротами, которые запечатлены на фотографии 1930-х. гг. Проектировщик, вместо того, чтобы следовать иконографическим источникам, придал воротам «благолепие», что не соответствует подлиннику. Такое решение, скорее всего, было связано с желанием вкусов жертвователя.

При реконструкции монастырских ансамблей, самое трудное - это адаптация монастырских строений к сегодняшним потребностями монашеской жизни, и необходимость сохранения подлинности построек (памятников архитектуры).

Предпринятое автором исследование, на основании которого, выполнена графическая реконструкция архитектурного ансамбля Вознесенского женского Дубовского монастыря, может быть использовано для разработки и утверждения его зон охраны, как объекта культурного наследия, для определения и уточнения предметов охраны памятников архитектуры для их реставрации.

Таким образом, проведенная работа является актуальной с точки зрения не только теоретической, но и практической.

Список библиографических ссылок

1. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. - М., 1908. - С. 76.

2. Дубаков В., Серебряная В.В. Дубовский в честь Вознесения господня женский монастырь. (Волгоградская область) // Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007, Т. 16. - С. 308-310.

3. ГАСО. Ф. 407. Оп. 2. Д. 876.

4. ГАСО. Ф. 656. Оп. 1. Д. 26, 405.

5. ГАСО. Ф.135. Оп.1. Д. 285, 333, 3136, 3854, 6060.

6. Зверинский В. Материалы для историко-топографического исследования о монастырях в Российской империи. - Спб., 1890, Т.1. - 137 с.

7. Минх А.Н Историко-географический словарь Саратовской губернии, Т.1, Вып. 2. -Саратов,1898. - С. 95-97.

8. Посохин П.М. Краткий исторический очерк возникновения и развития Вознесенского женского монастыря при посаде Дубовки Царицынского уезда Саратовской губернии. - Саратов, 1915.

9. РГИА. Ф. 835. Оп. 3. Д. 494.

10. Сведения о решении Святейший Синод приводятся по Посохину П.М. Краткий исторический очерк возникновения и развития Вознесенского женского монастыря при посаде Дубовки Царицынского уезда, Саратовской губернии. - Саратов, 1915. -С. 23-24.

11. Серебряная В.В. Культовое зодчество Волгоградской области. - Волгоград, 2002. -С.25-27, 34, 36, 103-108.

12. Справочная книга Саратовской епархии, составленная по распоряжению Преосвященного Алексия, епископа саратовского и царицынского. - Саратов, 1912. - 440 с.

13. СЕВ. № 8. - Саратов, 1885.

14. СЕВ. № № 4, 21. - Саратов, 1897.

15. Щенков А.С. Специфика проблем охраны и реставрации памятников архитектуры в конце XX-начале XXI века. // Архитектурное наследие на рубеже ХХ и ХХ1 веков: Проблемы реставрации и охраны наследия. - М.: КРАСАНД, 2010. - С. 6-17.

Serebryanaya V.V. - candidate of historical sciences, professor

E-mail: val38@mail.ru

Volgograd State Technical University

The organization addres: 400074, Russia, Volgograd, Academicheskaya st., 1

Dubovskii in honor of the Ascension Nunnery-architectural monument of the late XIX-early XX century (research and reconstruction)

Resume

This study represents a scientific reconstruction of an architectural monument of the late 19th-early 20th centuries, namely The Dubovskii Ascension Nunnery in Volgograd region. In 1991 after the restitution of the Nunnery to the Church there started a construction of some additional buildings necessary for a conventual life. A number of the existing objects were also restored. All that work was carried out without ample scientific grounds. That is why it became necessary to develop a project of the nunnery graphic reconstruction. The reconstruction suggests returning the initial look of the ensemble to the beginning of the 20yh century (the composition pattern of planning structure, the building up and reconstruction of the lost units). The discovered archival papers and investigation on location made it possible to implement the complex reconstruction of the ensemble. The reconstruction project was developed considering the values of the whole object. Guided by the archival designs made by architect A.M. Salko during the period from 1894 to 1896 the cupola of the Tikhvin Church is being reconstructed now; the restoration of the Resurrection Cathedral in its original place is also being carried out. The renewal of the survived tower and walls has been offered, too. The restoration of the exact location of the nunnery buildings and premises has been carried out considering characteristic features of the functional and canonical requirements of a conventual economy.

Keywords: Dubovsky monastery, restoration, reconstruction, architectural and town planning ensemble, Cathedral of the ascension.

Reference list

1. Denisov L.I. Orthodox monasteries of the Russian Empire. - M., 1908. - 760 p.

2. Dubakov V., Serebryanaya V.V. Dubovskii in honor of the Ascension Nunnery. (Volgograd region) // Orthodox Encyclopedia. - M.: Tserkovno-nauchnyy tsentr «Pravoslavnaya entsiklopediya», 2007, T. 16. - P. 308-310.

3. GASO. F. 407. Op. 2. D. 876.

4. GASO. F. 656. Op. 1. D. 26, 405.

5. GASO. F. 135. Op. 1. D. 285, 333, 3136, 3854, 6060.

6. Zverinskii V. Materials for the historical and topographical research in the monasteries Russian Empire. T. 1. - Spb., 1890. - P. 137.

7. Minh A.N.Historical and Geographical Dictionary of the Saratov province, T. 1, Vyp. 2. - Saratov, 1898. - P. 95-97.

8. Posokhin P.M. A brief historical sketch of the origin and development of the Ascension nunnery at the tenements Dubovki Tsaritsyno district, Saratov region. - Saratov, 1915.

9. RGIA. F. 835. Op. 3. D. 494.

10. Details of the decision given by the Holy Synod Posokhin P.M. A brief historical sketch of the origin and development. - P. 23-24.

11. Serebryanaya V.V. Religious architecture of the Volgograd region. - Volgograd, 2002. -P. 25-27, 34, 36, 103-108.

12. Handbook of the Saratov diocese, compiled by order of His Grace Alexis, Bishop of Saratov and Tsaritsyn. - Saratov, 1912. - 440 p.

13. SEV. № 8. - Saratov, 1885.

14. SEV. № 4, 21. - Saratov, 1897.

15. Shchenkov A.S. The specificity of problems of protection and restoration of architectural monuments in the end XX-early XXI century // Architectural Heritage at the turn of the end XX-early XXI century: Problems restoration and protection of the heritage. Editedby ShchenkovA.S. - M.: KRASAND, 2010. - P. 6-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.