ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО И ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА НА АЗС
Р. Ю. Поляков С. А. Бокадаров, к. т. н.
Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Автозаправочная станция является взрывопожароопасным объектом -предприятием с технологическим процессом, в котором обращаются пожаров-зрывоопасные вещества. Опасными участками на АЗС являются: ТРК, резервуары для хранения топлива с дыхательными клапанами, площадка для слива нефтепродуктов из автоцистерны.
Зоны в радиусе 3 м по горизонтали и вертикали над ТРК, над дыхательными клапанами резервуаров относятся к взрывоопасным установкам класса В-1Г.
Опасными веществами, обращаемыми на АЗС, являются бензин и дизельное топливо. На АЗС предусматривается хранение бензинов А-76, АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива в резервуарах емкостью по 40 м каждый.
Прогноз зон поражающих факторов при аварии на АЗС проведен в соответствии с ГОСТ Р 12.3.047-98 «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля».
В качестве поражающих факторов рассматривались: воздушная ударная волна (волна давления), образующаяся в результате взрывных превращений облаков топливовоздушных смесей (ТВС), воздействие «огненного шара», воздействие теплового излучения горящих разлитий.
В качестве показателей последствий взрывных явлений и пожара приняты: воздействие тепловых потоков на людей (расстояния, на котором возможно поражение); характер разрушения окружающей застройки (полное, 50 %-ное, среднее, умеренное, малое повреждения); воздействие тепловых потоков на здания и сооружения (возможность воспламенения горючих материалов).
Внешние воздействия природного характера маловероятны в виду отсутствия сейсмичности, спокойного рельефа, умеренного климата.
При расчете значений параметров воздействия поражающих факторов при аварии на АЗС в качестве расчетного принимали наиболее неблагоприятный вариант развития аварии (в период слива топлива из автоцистерны в емкости для хранения) использовалась программа «Факел 2.0». В результате: при аварии с разливом бензина из автомобильной цистерны в период слива топлива в емкости для хранения возможны разрушения и повреждения сооружений проектируемой АЗС. Для предотвращения возможных последствий аварии необходимо укомплектовать АЗС необходимыми системами предупреждения о пожаре, тушения пожара и строгого соблюдения мер пожарной безопасности.
В случае аварии на АЗС с учетом режима работы объекта, численность персонала и посетителей на проектируемой станции, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов варьируется в пределах 12-13 человек.
Прием топлива осуществляется через сливные фильтры с быстроразъемны-ми герметическими муфтами, установленными в сливном колодце. Выдача топлива производится ТРК, установленными на островке, приподнятом над дорожном полотном на 30 см. ТРК снабжены приемными клапанами, поддерживающими постоянный уровень топлива в трубопроводах. Для обеспечения автоматической блокировки подачи топлива при номинальном заполнении бака автомобиля применяются заправочные пистолеты АКТ-20. Для поддержания вакуума или давления в резервуарах до определенного значения при больших и малых давлениях установлены дыхательные устройства, состоящие из совмещенных дыхательных клапанов с огневыми предохранителями и трубопроводов.
Для предотвращения перелива топлива при сливе его из автоцистерны в резервуар устанавливаются поплавковые приборы уровнемеры ПМП-011-02, которые предотвращают перелив топлива при 90 % наполнении резервуаров путем подачи сигналов для включения звуковой и световой сигнализации.
Трубопроводы приема топлива и раздаточные трубопроводы укладываются в железобетонные лотки, которые засыпаются песком и перекрываются плитами в целях обеспечения герметичности при наезде автомобиля. В качестве антикоррозионной изоляции трубопроводов используется битумно-резиновое покрытие согласно ГОСТ 9.602-89.
Для защиты резервуаров от подземной коррозии в соответствии с ГОСТ 9015-74 применять битумно-минеральное покрытие после соответствующей подготовки. Окраска внутренних поверхностей резервуаров выполнить эмалью ХС-5132 после соответствующей подготовки.
Испытания резервуаров производится согласно СНиП 3.05.05-84 гидравлическим и пневматическим способом.
Систем контроля радиационной и химической обстановки на проектируемой АЗС не предусматривается.
Системы обнаружения взрывоопасных концентраций на проектируемой АЗС не предусматриваются.
На АЗС предусматриваются следующие системы контроля, направленные на предотвращение аварийных ситуаций: контроль подачи топлива в резервуары при сливе его из автоцистерны с помощью уровнемеров ПМП-011-02 путем подачи сигналов для включения звуковой и световой сигнализации при 90 % наполнении резервуара и отключении подачи топлива в резервуар при 95 % наполнении с помощью поплавкового клапана отсечки ОН-80, установленного на приемном трубопроводе; контроль за возникновением пожара в помещении операторной с использованием четырех дымовых извещателей ИП212-26 и ручного извещателя ИПР и прибора приемно-контрольного охранно-пожарного «Нота 1.00» одношлейфового; контроль за количеством выданного в баки в ходе заправки автомобилей топлива через дистанционный пульт управления ТРК.
В помещении АЗС предусматривается автоматическая пожарная сигнализация согласно НПБ 110-03 и НПБ 111-98. Пожарная сигнализация выполняется с использованием дымовых ИП212-26 и ручных ИПР извещателей. Для приема и контроля сигналов тревожных сообщений (пожар, неисправность) использу-
ется прибор приемно-контрольный охранно-пожарный «Нота 1.00» одношлей-фовый. Сигнал оповещения о пожаре выводится на сирену, устанавливаемую непосредственно с прибором.
Защита от прямых ударов молнии осуществляется: ТРК - путем присоединения металлической кровли навеса к наружному контуру заземления, в качестве молниеотводов используются металлические колонны навеса; дыхательных труб очистных сооружений, резервуаров и резервуаров сбора проливов -двумя стержневыми молниеотводами из круглой стали 0 24 мм длинной 4 м на металлических опорах по заводскому чертежу; операторной - путем наложения на кровлю молниеприемной сетки, присоединенной к контуру заземления опусками из стали 8 мм.
Операторная расположена на расстоянии 50 м от опасных участков АЗС, что позволяет максимально снизить воздействие на помещение поражающих факторов при возможной аварии на АЗС.
В случае возникновения аварии на АЗС отпуск топлива с ТРК прекращается до ликвидации последствий аварии и устранения возникших неисправностей. Управление производственным процессом производится из здания операторной, имеющего II степень огнестойкости. Здание оборудовано телефонной связью. Предотвращение постороннего вмешательства в деятельность АЗС обеспечивается круглосуточным нахождением на АЗС дежурного оператора.
Оповещение о чрезвычайных ситуациях на предприятиях организуется администрацией района сигналом «Внимание всем» путем доведения информации о ЧС по техническим средствам массовой и по телефону.
Эвакуацию людей и техники с территории АЗС при возможной аварии, а также персонала из помещения операторной, проводить согласно плану эвакуации. При технологической аварии и пожаре на объекте оператор при помощи громкоговорителя доводит до людей, находящихся на территории объекта, порядок их действий, принимает все меры по освобождению территории от посетителей и транспортных средств и выводу их за пределы опасной зоны.
Аварийно-спасательные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций на проектируемой АЗС проводятся силами и средствами районного звена предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с привлечением сил и средств области.
В первую очередь для локализации и ликвидации ЧС на объекте будут привлекаться силы и средства пожарной части по охране района в составе имеющейся техники и боевых расчетов.
Список использованных источников
1. ФЗ «О защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
2. ФЗ «О гражданской обороне».
3. СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны», М., 1990г.
4. СП 11-107-98 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства», М., МЧС России, 2008 г.
5. Методические рекомендации по составлению раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства предприятий, зданий и сооружений» (на примере строительства АЗС), М., МЧС России, 2011 г.
ПЛАНИРОВАНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ОСОБО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ
Р. Ю. Поляков С. А. Бокадаров, к. т. н.
Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
С целью уменьшения воздействия поражающих факторов ЧС на производственный персонал и население на химически опасном предприятии заблаговременно осуществляется планирование аварийно-спасательных и других неотложных работ, выполняемых как в режимах повседневной и повышенной готовности, так и с возникновением ЧС.
Основной задачей планирования является установление такой последовательности и организации проведения мероприятий по ликвидации ЧС, которые в кратчайшие сроки и с привлечением минимально достаточных сил и средств обеспечивают выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Планирование аварийно-спасательных и других неотложных работ базируется на прогнозах обстановки, которая может сложиться в результате чрезвычайной ситуации, на всестороннем анализе людских и материальных ресурсов.
Превентивные мероприятия в цехе нефтепродуктов и ингибиторов проводятся на всех режимах его функционирования.
В режиме повседневной деятельности:
- прогнозирование зон возможного распространения ударной волны с использованием компьютерных технологий и действующих методик;
- прогнозирование возможного количества пораженных, объема сил и средств для ликвидации аварии;
- планирование эвакуации из опасных районов: отработка планов проведения эвакуации, распределение населения по сборным эвакопунктам.
- выделение материально-технических и финансовых ресурсов для ликвидации последствий ЧС.
В режиме повышенной готовности, что и в режиме повседневной деятельности, а также:
- приведение в готовность систем оповещения и информирования населения о взрыве резервуара;