•х.
>
< X
14-1
s
iC Q
<
C[ ш
a
42
организации совместных домашних игр, а в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми. Тематические акции - это одна из интерактивных форм работы с родителями, направленная на сотрудничество семьи и детского сада в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей. Основными целями проводимых акций выступают: формирование системы педагогического взаимодействия ДОО и семьи в интересах развития личности ребенка; разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям.
Так как ключевым направлением в решении задач ФГОС ДО является организация целенаправленного и полноценного взаимодействия с родителями воспитанников как одно из условий формирования позитивной социализации детей дошкольного возраста, следовательно, педагогическим работникам предстоит продумать систему психолого-педагогических условий, направленных на совершенствование и развитие гармоничных, продуктивных отношений с семьей, которые обеспечат целостное личностное развитие ребенка дошкольного возраста, а также формирование компетентности родителей по вопросам воспитания дошкольников.
К таким условиям мы относим приоритет равноправных партнерских отношений между родителями, педагогами и ДОО, через организацию личностно-ориентированного взаимодействия. В основу этого союза должны быть положены единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных ре-зул ьтатов.
Таким образом, процессы, происходящие в системе образования, его вариативность, внедрение инновационных программ обусловили необходимость поиска решения современных, интерактивных форм взаимодействия ДОО с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.
Примечания:
1. Воспитателю о работе с семьей : пособие для воспитателей детских садов / Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др. / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2005. - 122 с.
2. Далинина Т.В. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание.- 2014. - №1.- С.41-49.
3. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / под ред. М.М. Ярмолинской. -Минск: Лексис, 2004. - 243 с.
INVOLUTION OF THE FAMILY AS A REFLECTION OF THE PROCESSES OF TRANSFORMATION OF THE RUSSIAN SOCIAL LIFE
Chuprina Angela Anatolievna, PhD of Philosophy, Associate Professor, Chair of Philosophy and Cultural Studies, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol, E-mail: chuprina-aligimail.ru
The work is subject to the problem of understanding the functioning of the family in terms of social life in modern Russia. Represented by an objective order of the factors that contribute to family involution processes. The problem is considered from the standpoint of the dialectical approach to the ontoiogicai component family in the structure of social organization at the level of civiiizationai development. Based on the theoretical research of ontoiogicai and anthropological approaches to domestic and foreign science, the author analyzes the causes of the transformation of the family in modern Russia. As a fundamental philosophical methods used and the complexity of relativity, focuses on the feasibility of an integrative approach to the study of families in the system of social connections and relationships.
Keywords: family; Russia; the sphere of social life; transformation; involution; spiritual and mora! foundation.
УДК 101 л :31 б ИНВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ СЕМЬИ КАК ОТРАЖЕНИЕ
ВАК РФ 13.00.01
ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ РОССИИ
© Чуприна A.A., 2016 В работе подвергается осмыслению проблема функционирования семьи в ус-
ловиях социального бытия современной России. Обозначаются факторы объективного порядка, обусловливающие инволюционные процессы семьи. Проблема рассматривается с позиций диалектического подхода к онтологической составляющей семьи в структуре общественного устройства на уровне его цивилизационного развития. Опираясь на теоретические изыскания онтологического и антропологического подходов в отечественной и зарубежной науке, автором анализируются причины трансформации семьи в условиях
современной России. В качестве основополагающих использованы философские методы комплексности и релятивности, акцентирующие внимание на целесообразности интегративного подхода к исследованию семьи в системе социальных связей и отношений.
Ключевые слова: семья; Россия; сфера социального бытия; трансформация; инволюция; духовно-нравственные основания.
В условиях трансформации социального бытия российского общества особо актуальной становится проблема функционирования семьи в несвойственной для нашей действительности реальности. В большей степени она заключается в самостоятельном поиске способов адаптации семьи к новым условиям бытия России. Основной смысл общей идеи духовного обновления современного российского социума состоит в том, чтобы определить такие образы будущего, которые были бы способны объединить людей на основе фундаментальных метаценностей и базирующегося на них нового мировоззрения [1, С. 203-204].
Целью работы является философское осмысление проблемы инволюции семьи как сферы социального бытия в рамках традиционалистской доктрины.
Трансформационные процессы в России затрагивают онтологические основания человека и общества. Традиционализм как направление философской мысли в центр своего внимания ставит человека, потенциально обладающего неограниченными возможностями самореализации и творчества, что дает возможность предположить, что именно трансформация традиционных для российской менталь-ности духовно-нравственных оснований привела к инволюции семьи и семейных отношений, сводя их все больше к отношениям партнерства, взаимовыгодного сотрудничества, договора и т.п., модифицируя онтологические основания, по выражению В.В. Розанова, "самой аристократичной формы жизни на Земле" [2].
Происходящее разрушение тезауруса разумности и нравственности в сознании современного человека, изменение мотивов его поступков и устремлений, алгоритма социальных взаимодействий во многом обусловливает трансформацию семейных связей и отношений, порождая инволюционные процессы в обществе. В результате этого семья, как и человек, подвергаются непредсказуемым влияниям окружающей действительности, по своим негативным воздействиям граничащим с состоянием небытия.
Осознавая тот факт, что человек поставлен перед множеством нравственных, социальных, политических, экономических альтернатив, задача традиционализма состоит в том, чтобы склонить его к возможно правильному выбору. Развитие человека представляет собой двусторонний процесс: духовного и телесного; эмоционального и рационального; сознания и материи; сознания и подсознания. Изменение этих критериев и социально-личностной направленности человека определяет содержательное наполнение семейных отношений и самой семьи как сферы бытия.
В философии классического, неклассического и неоклассического периодов понимание семьи как категории в её онтологическом статусе отсутствует. Преобладают частнонаучные определения семьи в педагогической науке, психологии, социологии. В то же время, без понимания сущности семьи как сферы жизни людей, как проективной категории различных областей научного знания, невозможно корректно осуществить выход на любую проблему о
ЧУПРИНА Анжела Анатольевна, кандидат философских наук, доцент, кафедра Философии и куль турологии, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь [email protected]
сущности человека, его жизни, общества, культуры. Именно семья обеспечивает жизнь человеку и обществу. Понятие "жизнь" становится исходным смысловым понятием в социально-гуманитарных науках" [3]. Наличие семьи для личности есть условие её целостности и творческой реализации. Отсутствие семьи - есть ограничение целостности человека в его истинной сущностной реализации. Для осмысления онтологического значения семьи как сферы бытия человека и общества, требуется масштабная и комплексная работа в интеграции и взаимопроникновении различных областей научного знания и теоретико-методологических подходов к исследованию обозначенной проблемы.
На уровне обыденного сознания, очевидно, что любой человек живет. Жизнь есть категория философской онтологии. Живут люди, общности, общества, цивилизации. Качественное своеобразие этой жизни, в рамках антроп-рологического подхода в философии, зависит от объективных факторов, положенных в основание базовых ценностей общества, общности, цивилизации: "если говорить о признаках жизни только на Земле, то здесь она самозародилась ("проснулась", развернулась в свои заметные формы) около 3,8 млрд лет назад в результате универсальной эволюции природы - добиологической, биологической и коэволюции. В их длительном ветвистом процессе жизнь развилась до высшей формы своего существования, до жизни человека" [3]. Любая цивилизационная система всегда базировалась на семье. Сегодня семья трансформируется во всех своих связях и отношениях, превращаясь в аморфное образование, которым манипулируют человек и общество. Проблема таких процессов во многом обусловливается тем, что в России не налажены цивилизацион-ные механизмы развития.
Альтернативой радикальной трансформации может стать распад социокультурной целостности России, либо включение её в другие цивилизационные типы. Как известно, циви-лизационный синтез на одном пространстве способен породить качественно новую циви-лизационную модель. В рамках цивилизаци-онного подхода вполне объяснима следующая закономерность: в ситуации исторического и культурного кризиса локальная цивилизация обречена на трансформации во всех сферах бытия, поскольку изменяются системообразующие основания жизни и смыслов людей. Это период, по выражению К. Ясперса, "осевого времени истории", когда меняются фундамен-
тальные ценности, смыслы, установки, алгоритмы поведения, а население включается в процессы, задаваемые неимманентной логикой. Культурная система переживает распад, в результате которого ослабевают связи между её элементами, а их носители не осознают этого. Однако люди переживают и схватывают это обстоятельство на подсознательном уровне, в соответствии с чем и выстраивают свое поведение.
Подобная трансформация требует мобилизации всех экзистенциальных ресурсов человека. Положение усугубляется и происходящими процессами маргинализации, которые приводят к распаду социальных групп, общностей и, прежде всего, - семьи. При этом наблюдается дисбаланс в системе семейных отношений: старшее поколение реализует стратегию доживания; молодые объединяются в формальные и неформальные структуры, противостоящие доминирующей реальности. Исчезает целое, которое давало основания бытия, - семья. С неизбежностью это провоцирует рост индивидуализма, гедонизма и потребительства. Традиционная большая семья обеспечивала социальный и культурно-психологический базис коллективного владения, оказывая противостояние процессам автономизации и индивидуализации. Это сохраняло традиционную базовую ментальность в её устойчивых социально-культурных формах. Переживаемые современной семьей процессы дисфункциональное™ позволяют с полным основанием трактовать это как "инволюцию семьи". В философии термин "инволюция" рассматривается как "последовательное схлопывание, отступление от высших форм жизни к низшим формам, а сам процесс Творения или эволюции представляется как поступательное движение снизу вверх, заключенное между двумя процессами последовательной инволюции сверху вниз [4]. "Инволюция - это то, что предшествует эволюции и следует после её завершения. Ибо "если бы это было не так и инволюции не существовало бы, то и эволюции не могло быть по определению, поскольку было бы только "последовательное появление новых существ, лишенных преемственности по отношению к своим предшественникам, не являющихся их продолжением и следствием, но лишь произвольным или чудесным образом созданных волей необъяснимого Случая или постороннего Творца" [9]. В таком аспекте рассмотрения проблемы трансформация как явление масштабное и всеохватное есть закономерный этап перехода человечества на новый
уровень развития. Семья выступает одним из механизмов данного процесса.
Изменение в представлениях о семье как ценности общества, размывание нормативов родительства, как на уровне бытия, так и на уровне сознания ставит семью в положение отстранённости от общества и личности.
С позиций социальной философии обращает на себя внимание антропологический сдвиг, который переживает современное общество. В самом общем виде это выражается в том, что человек не нуждается в прочных нравственных долгосрочных отношениях, выстраиваемых на принципах базовых духовно-нравственных ценностей. Последствия такого "сдвига" детально и подробно изучены и представлены в работах западноевропейскихученых: 3. Баумана, Э. Гидденса, У. Бека. Ими дан сравнительный анализ ментальности общества "модерна" и "постмодерна", который проявляется в искажении способов конгруэнтности в системе взаимоотношений "личность - семья - общество" [5]. Обратной стороной трансформации семьи выступает многообразие практик родительства и наблюдаемая их артикуляция, что обнаруживает амбивалентность связей в системе социального устройства в отношениях семьи и человека.
Поскольку фундаментальная наука обладает стратегическим приоритетом перед наукой прикладной, то в рамках социально-философского анализа проблемы представляется необходимым выделить основные причины объективного порядка, обусловившие инволюционные процессы семьи: цивилизацион-ный кризис, нусогенный кризис и трансформация как стихийный и неконтролируемый процесс, происходящий в российском обществе.
"Цивилизационный кризис - это системный кризис общества (на уровне власти, военной доктрины, экономики, религии, нравственности), отличительными особенностями которого выступают:
- плюрализм культур, который распространяется на всё: традиции, идеологии, формы жизни;
- постоянно и непредсказуемо происходящие изменения преимущественно негативного разрушительного характера;
- отсутствие каких-либо властных универсалий;
- доминирование средств массовой информации, коммуникации и их продуктов, техно-логизация и интернетизация современного общества;
- отсутствие основной реальности либо подмена её неспецифичными формами и способами жизнедеятельности;
- формирование клипового сознания современного человека, дисгармоничность его взаимодействия с обществом;
- искажение способов конгруэнтности в системе взаимодействия "личность - семья - общество" [6].
По сути, это есть закономерные явления общества постмодерна, которые были описаны 3. Бауманом в его сравнительном анализе ментальное™ обществ "модерна" и "постмодерна": "ментальность постмодерна не направлена на поиск окончательных истин и смыслообразую-щих вопросов бытия; для такого общества характерно стремление к утверждению нового стандарта истины, предполагающего её относительность" [5]. Амбивалентность моральных норм и ценностных установок в условиях такого общества формирует неспецифический тип личности, что закономерно отражается на семье и её качественных характеристиках, оказывая влияние на сознание человека. Свобода выбора стиля жизни реализуется в канве глобальной взаимозависимости индивидуалистических и планетарных трансформаций. Э. Гид-денс рассматривает "трансформацию интимности" в условиях постмодернистского общества как "наиболее радикальное последствие глубоких социокультурных изменений стремительно универсально объединяющегося мира" [5].
"Нусогенный кризис - это кризис смысла существования человечества в жестко заданных парадигмах деструктивной реальности, "кризис осмысления бытия всего человечества и каждого человека в отдельности, который затрагивает фундаментальные основы жизни человека и общества" [7]. В качестве основных сфер формализации и объективизации нусо-генного кризиса выделяются следующие:
- инволюция идей мира;
- перспективы постчеловеческого будущего;
- искусственное поддержание высокого уровня невежества у атомизированных масс;
- ноополитика как сфера осознанной дезориентации поведения человека и трансформации сознания личности;
- виртуализация политической сферы;
- феномен нерентабельного человека и нерентабельного человечества;
- вхождение человечества в неуправляемую фазу процесса глобализации;
- становление деперсонализированной эрзац-культуры;
- кризис науки;
- демонстративное поощрение зла;
- убогость естественно-исторической перспективы: мировое правительство и глобальная мегатолпа;
-тотальная исчерпанность мира XX века [7].
Таким образом, современная семья оказывается перед дилеммой: благоустроенный усовершенствованный быт (материальные условия, интернетизация и компьютеризация всех сфер жизни общества со всеми благами научно-технического прогресса и т.д.) и суровость, непредсказуемость, тревожность социального бытия в сочетании с ослаблением, а в некоторых случаях и полным выхолащиванием духовно-нравственных оснований в структуре личности. Всё это обусловливает дисфункцио-нальность семьи и её инволюцию.
Что касается третьего фактора, вскрывающим причины проблем семьи в социальном бытии современной России, следует указать трансформацию всех сторон и сфер жизни общества. Философской наукой трансформация понимается как стихийный процесс, не контролируемый со стороны властных структур. Происходящие процессы характеризуются обратно пропорциональными результатами и последствиями, всё более способствуя отчуждению человека и семьи друг от друга и от своей истинной сущности.
Вместе с тем, инволюция обусловливает изменения социального бытия, которое трансформируется в процессе обратного движения, то есть, всё более приближая человека и семью к состоянию небытия. Семья переживает трансформацию, отягощенную объективными социальными проблемами и противоречиями, которые в последние годы все больше приобретают глобализационный характер. В данной связи определенный интерес представляет теория интегрального традиционализма в историософии, которая за историческими фактами усматривает действие метафизических причин объективного характера. Вот как описывает признаки инволюционного исторического процесса Р. Генон: "Инволюционный исторический процесс предполагает поэтапное искажение или разрушение принципов традиционной социальной организации, знания и деятельности" [9]. Понимая традицию как обозначение вневременных сверхчеловеческих принципов космического порядка, представленных в метафизических и религиозных доктринах, философ утверждает, что "история начинается с нормальных традиционных форм, поэтапно приходит к искажениям, которые могут сопровождаться периодами восстановления и заканчивается антитрадиционным или
"перевернутым" состоянием. В антитрадиционном мире материальное господствует над духовным, к власти приходят низшие касты, подлинное знание подменяется "информацией", а человек деградирует до ничтожного состояния" [9].
Таким образом, инволюционные процессы семьи выступают следствием трансформации социального бытия России. Семья подвергается непредсказуемым воздействиям, результаты которых могут иметь свои последствия на стратегическом уровне общественного развития. Что же касается проблемы её функциональной реализации, то сегодня семья в России выполняет неспецифичные для неё функции в ущерб традиционным и основополагающим.
Примечания:
1. Бокачев И.А. Духовность в контексте социально-философского анализа. - М. : Академия социальных наук, 2001. - 300 с.
2. Розанов В.В. Семейный вопрос в России. Интернет-ресурс: http://dugward.ru/library/rozanov/ rozanov_sem_vop1.html. Дата обращения: 14 июля 2015.
3. Меньчиков Г.П. Неоклассическая философия: сущность, содержание, значение // Учен. зап. Казанского ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2013. - Т. 155, КН.1.-С. 105-116.
4. См.: Интернет-ресурс: http://asiarussia.ru/articles/ 6281./. Дата обращения: 8 апреля 2016.
5. См.: Бауман 3. Индивидуализированное общество. Интернет-ресурс: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Sociolog/baum/01 .php; Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации. - 2-е изд. - М. : Академический проект, 2005. - 528 с. Дата обращения: 25 февраля 2016.
6. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории. - М., 2004. Интернет ресурс: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/ nasaretjan_civilisacionnie/OO.aspx. Дата обращения: 17 февраля 2016.
7. Маслов О.Ю. Нусогенный кризис. Интернет-ресурс: http://edgeways.tmweb.ru/forums/read.php? 15,247978. Дата обращения: 04 февраля 2016.
8. См.: Даниленко В.П. Что такое инволюция? Интернет-ресурс: http://www.za-nauku.ru/index.php? option=com_content&task=view&id=607. Дата обращения: 7 марта 2016.
9. Цит. по: Филиппович A.B. Историософия интегрального традиционализма / A.B. Филиппович. Антро. 2014. - № 2. - С. 51-62. Интернет-ресурс: http://rep.bntu.by/handle/data/6771. Дата обращения: 4 февраля 2016.
10. См.: Степин B.C. Цивилизационный выбор и сценарии мирового развития / Интернет-ресурс: http://www.ecolife.rU/jornal/echo/1998-2-1.shtml. Дата обращения: 25 апреля 2016.; Парсонс Т. Некоторые проблемы общей теории в социологии // Современная западная теоретическая социология: сборник научных статей. Вып. 2. - М. : Академический проект, 1994. - С. 79-103.