Научная статья на тему 'Инвестиционный потенциал туристско-рекреационного комплекса на заповедных территориях в условиях развития олимпийской инфраструктуры'

Инвестиционный потенциал туристско-рекреационного комплекса на заповедных территориях в условиях развития олимпийской инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
362
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ОЛИМПИЙСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РАЗВИТИЕ / TOURISTIC-RECREATION COMPLEX / NATURE SPECIALLY PROTECTED AREAS / INVESTMENT PROSPECTS / OLYMPIC INFRASTRUCTURE / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Воскобойникова Нина Николаевна, Пензина Ольга Сергеевна

В статье рассмотрена возможность развития туристско-рекреационных комплексов на особо охраняемых природных территориях на примере создания олимпийской инфраструктуры в Сочинском регионе. Авторами перечислены основные направления повышения инвестиционной привлекательности Сочинского региона и предложена система мер организационного и финансово-экономического характера. По мнению авторов, приобретенный опыт формирования спортивных туристско-рекреационных комплексов на ООПТ может послужить моделью развития особо охраняемых природных территорий в других регионах России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Воскобойникова Нина Николаевна, Пензина Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment Potential of Touristic-Recreation Complexes on Nature Specially Protected Areas under Olympic Infrastructure Deve- lopment

The article studies opportunities for touristic-recreation complexes development in the Nature Specially Protected Areas on the case of Olympic Park in Sochi region. It suggests some key ways for increasing investment prospects in Sochi region. Some organizational and financial steps are offered. In authors opinion, new experience of forming sport and touristic-recreation complexes on the Nature Specially Protected Areas in Sochi can be applied as a model for other Russian regions.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный потенциал туристско-рекреационного комплекса на заповедных территориях в условиях развития олимпийской инфраструктуры»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

УДК 332.14

Н. Н. Воскобойникова, О. С. Пензина

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА НА ЗАПОВЕДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОЛИМПИЙСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Туристско-рекреационные комплексы (ТРК) на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) функционируют практически во всех странах мира. Особенно преуспевающими в развитии туризма и рекреации на этих территориях являются страны Западной Европы, Северной и Южной Америки и ЮАР.

Опыт ряда государств — США, Великобритании, Германии и других стран, добившихся значительных результатов в развитии ТРК на особо охраняемых природных территориях, свидетельствует о том, что государственное управление и регулирование осуществляются на этапе их становления и являются определяющими факторами в создании национального устойчиво развивающегося туристского рынка. Кроме того, в этих странах помимо государственного управления активно задействуется частный капитал в лице наиболее надежных и ответственных партнеров, а также используются стимулирующие меры в виде введения льгот в сфере налогообложения и кредитования.

Развитие предпринимательской деятельности в ТРК на ООПТ осуществляется путем реализации обучающих программ и программы технической помощи и привлечения местного населения к обслуживанию туристов в рамках отдельных совместных проектов [1, р. 82].

Особое значение для повышения инвестиционной привлекательности ТРК на ООПТ многих стран мира имеет развитие спортивного туризма. Это подтверждается повсе-

Нина Николаевна Воскобойникова — канд. геогр. наук, доцент кафедры управления и планирования социально-экономических процессов Экономического факультета СПбГУ. Является членом Российского географического общества, Национальной академии туризма и Международной академии туризма. Сфера научных интересов — экологический менеджмент, экологический туризм и проектирование рекреационных систем. Имеет 250 опубликованных работ.

Ольга Сергеевна Пензина — канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры управления и планирования социально-экономических процессов Экономического факультета СПбГУ. Окончила аспирантуру Экономического факультета СПбГУ и защитила кандидатскую диссертацию в 2009 г. Сфера научных интересов — проблемы экологического менеджмента в России, развитие туристско-рекреационных комплексов в зонах особой охраны природы. Имеет 9 опубликованных работ.

© Н. Н. Воскобойникова, О. С. Пензина, 2011

местным размещением в зарубежных странах на особо охраняемых природных территориях спортивных объектов, начиная от установки простейших горнолыжных баз и заканчивая строительством крупномасштабных олимпийских систем. Так, североамериканский город Солт-Лейк-Сити ранее не был известен мировому туристскому рынку. Город у озера был основан в 1847 г. религиозной группой паломников. Молодой город развивался за счет притока религиозных мигрантов, а также развития горнодобывающей отрасли. Город Соленого озера, как его называют, расположен в границах семи национальных парков штата Юта, располагает большим числом историко-культурных памятников, но мировую известность Солт-Лейк-Сити обрел именно как столица зимней Олимпиады 2002 г. Проведение Олимпийских игр обусловило небывалую для этой территории инвестиционную привлекательность. Щедрые инвестиции позволили расширить дороги, увеличить пропускную способность аэропорта, построить множество рекреационных и тренировочных центров. Олимпиада 2002 г. вошла в историю как одна из самых успешных в мировом олимпийском движении, закрепив за Солт-Лейк-Сити славу гостеприимного города с высочайшим качеством сервиса. Солт-Лейк-Сити сегодня является тренировочной площадкой для многих звезд спорта. Бюджет организации Олимпиады составил почти 2 млрд долл., т. е. около 792 000 долл. на одного участника Олимпиады. Одной из самых значительных статей расходов оказались затраты на обеспечение безопасности спортсменов и туристов — около 370 млн долл., а на строительство и реконструкцию олимпийских объектов, сооружение Олимпийской деревни потрачено не более 150 млн долл. [2, р. 128].

Сегодня развитый на базе олимпийской инфраструктуры туристско-рекреационный комплекс на ООПТ Солт-Лейк-Сити обеспечивает экономическое, экологическое и социальное благополучие целого штата. Так, национальные парки штата Юта не только не терпят бедствия, а наоборот, являются примером развитых эколого-экономических систем для всей мировой системы ООПТ.

Такой успешный опыт функционирования ТРК на особо охраняемых природных территориях в зарубежных странах, безусловно, может являться примером для развития туризма на природных территориях России. В российских условиях для формирования ТРК на ООПТ необходимо развивать в первую очередь инфраструктуру, каждый элемент которой должен создаваться с особым вниманием, в единстве с природой данной ООПТ. Однако необходимым условием формирования ТРК на российских землях является не только осуществление детального планирования специальной природоохранной системы с учетом всех экологических, экономических и социальных факторов, но и развитие туризма, спорта, рекреации и сферы социальных услуг с использованием природных ресурсов самих ООПТ.

В рамках развития хозяйственной системы региона особое место занимают вопросы управления туристско-рекреационным комплексом, обусловленные особенностями его функционирования, сложностью проблем развития и актуальностью их решений. Туристско-рекреационный комплекс создается как часть общего хозяйственного комплекса региона, представляет собой новые формы кооперирования туристских и сопутствующих отраслей, рекреационных предприятий, объединенных тесными производственными и экономическими связями, а также организаций, обеспечивающих создание, продвижение и реализацию уникальных туристских продуктов территории. Формирование туристско-рекреационного комплекса находится под воздействием различных факторов — территориальной дислокации и связанных с ней природных условий, ресурсной базы, состояния инфраструктуры и других факторов, среди которых в качестве базовых императивов управления комплексом выделены: развитие региональной

инфраструктуры и использование туристско-рекреационного потенциала как совокупности ресурсов региона, определяющих специализацию комплекса и его возможности для успешного развития [3].

Сочетание развития региональной инфраструктуры и использование туристско-рекреационного потенциала требуют научного обоснования эффективного управления туристского и рекреационного освоения особо охраняемых природных территорий в российских условиях с учетом оценки следующих факторов:

— сохранения природного разнообразия как фактора устойчивого развития территории;

— соблюдения природоохранных и экологических требований, определяющих особые условия отдыха и спорта на охраняемых территориях;

— развития инфраструктуры с использованием рекреационной емкости территорий для удовлетворения потребности в туризме, спорте и отдыхе.

Туристские, спортивные и коммуникационные объекты должны проектироваться особенно тщательно, учитывая уникальные особенности ООПТ в соответствии с критериями и нормативами управления территорией. Современная инфраструктура должна обеспечивать достойный уровень транспорта, проживания, безопасности, санитарии и питания, которые более всего отвечают запросам туристов при минимуме негативного воздействия на природные комплексы. Достойный уровень сервисного обслуживания стимулирует увеличение спроса на туристские услуги в ТРК. Объекты инфраструктуры должны вписываться в природную среду и создавать комфортные условия туристам, посещающим уникальные места.

Инвестиционная привлекательность связывается с предпочтениями инвесторов в выборе того или иного объекта инвестирования. Наиболее привлекательными для инвесторов являются в первую очередь объекты, обеспечивающие инфраструктурное освоение территории. Таким образом, необходимость создания инфраструктуры в новых условиях формирования ТРК в целом повышает инвестиционную привлекательность всего региона.

В июне 2006 г. город Сочи стал официальным кандидатом на проведение Олимпийских игр 2014 г. В связи с этим была разработана Федеральная целевая программа, призванная создать в Сочи современную транспортную, гостиничную, энергетическую, экологическую и курортную инфраструктуру. Согласно этой Программе, инвестиции будут направлены на строительство системы современных спортивных объектов, наличие которых позволит проводить в Сочи крупнейшие международные соревнования [4].

Всего к 2014 г. в Сочи построят и модернизируют 183 объекта инфраструктуры. В ходе подготовки к Играм город-курорт и в целом юг России получат современные автомобильные и железные дороги, новые транспортные узлы, модернизированную инженерную инфраструктуру, увеличение энергетических мощностей в 2,5 раза, современные отели и благоустроенную береговую линию. Благодаря этому улучшатся экономические показатели всего южного региона страны, а Сочи сможет стать курортом мирового уровня [5].

Подготовка к Олимпийским играм — это не только возведение суперсовременных стадионов и горнолыжных трасс. Непосредственно для Олимпиады необходимо построить 47 объектов. Остальные сооружения нужны для социально-экономического развития всего Краснодарского края. В связи с этим регион становится более привлекательным для въездного туризма, роста показателей рынка недвижимости и организации бизнеса в различных отраслях, что позволяет удовлетворять потребности

местного населения в обеспечении создания новых рабочих мест и повышении доходов.

Развитие туризма на ООПТ обусловливает рост спроса на товары, услуги, инфраструктуру — гостиницы, рестораны и т. п. По мере того, как растет число туристов, увеличивается и потребность в базовых услугах, таких как обеспечение правопорядка, пожарной безопасности, медицинского обслуживания, что приводит к дополнительным расходам и, возможно, к росту местных налогов. Рост численности туристских потоков на ООПТ также означает повышение расходов на управление природными территориями, так как появляется необходимость в увеличении числа сотрудников, в развитии инфраструктуры для обслуживания туристов, поэтому издержки от туризма должны сопоставляться с доходами от него.

Формирование нового Сочинского ТРК в условиях строгого режима охраны природы ООПТ края и повышение его инвестиционной привлекательности предполагают, прежде всего, решение следующих проблем:

— транспортное обслуживание;

— энергетические и коммуникационные задачи;

— обеспечение благоприятной экологической обстановки;

— формирование благоприятного имиджа курорта;

— обеспечение комплексной безопасности туристов;

— повышение качества предоставляемого рекреационного продукта и услуг;

— формирование рекламы;

— проведение различных мероприятий, таких как спортивные соревнования местного и международного уровней, выставок, конференций, форумов, концертов.

В ходе проектирования олимпийских объектов в Сочи детально продумывается использование каждого из них после Игр, что позволяет формировать так называемое материальное наследие Игр. К нему относится строительство всех спортивных сооружений и инфраструктуры, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности, а также развитие туризма и увеличение занятости населения. Нематериальным наследием Олимпийских и Параолимпийских игр в Сочи станут повышение имиджа России в глазах мирового сообщества, культурное развитие страны, значительное улучшение качества жизни в регионе [6].

Объем строительства спортивной олимпийской инфраструктуры в Сочи не имеет аналогов в новейшей истории России. К 2014 г. будут построены: центральный стадион, большая и малая ледовые арены для хоккея, биатлонный комплекс, ледовый дворец для фигурного катания, санно-бобслейная трасса, конькобежный стадион, арена для керлинга, горнолыжный центр, сноуборд-центр. Основные мероприятия Олимпийских игр 2014 пройдут в 25 км от центра города Сочи на территории Имеретинской низменности. Там будут расположены самые важные объекты: главная Олимпийская деревня, Олимпийский стадион, на котором будут проведены церемонии открытия и закрытия игр Олимпиады 2014, главный пресс-центр и гостиницы, а в горном районе курорта «Красная Поляна» пройдут соревнования по горнолыжным дисциплинам [5].

Олимпийский парк находится в десяти минутах езды от аэропорта г. Сочи и в пятидесяти минутах езды до горного Олимпийского комплекса «Красная Поляна», расположенного на высоте 900 м над уровнем моря. Олимпийский парк будет связан с «Красной Поляной» веткой легкого скоростного метро, которое сможет доставлять с побережья в горы 60 тыс. человек в час. Благодаря расположению Олимпийского парка на берегу Черного моря Олимпиада в Сочи станет первой Олимпиадой, на которую можно будет прибыть на яхте или круизном лайнере [5].

Наибольшие затраты в Федеральной целевой программе «Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта» посвящены транспортной инфраструктуре. Эффективное транспортное обеспечение имеет жизненно важное значение для привлечения отдыхающих и тем самым и для развития экономики курорта Сочи. Кроме того, существующий транспортный узел в регионе в последние годы приобрел дополнительное значение как достаточно удобный и близко расположенный пункт переработки грузов, интенсивно поступающих в Россию из ряда зарубежных стран — Турции, Сирии, Египта и др.

Федеральным бюджетом предусмотрено создание олимпийской инфраструктуры в объеме 180 млрд рублей, из которых только на сооружение собственно спортивных объектов потребуется 11,7 млрд рублей. Все остальные средства будут направлены на строительство двух Олимпийских деревень, 200 км новых автомобильных и железных дорог, а также строительство современного терминала аэропорта, способного принять четыре миллиона пассажиров в год. Воздушно-транспортная инфраструктура представлена в регионе аэропортом в Адлерском районе, на реконструкцию которого уйдет от 1,5 до 4 млрд рублей [8, 9]. На природоохранные мероприятия в Программе планируется выделить более 2,7 млрд рублей (100 млн долл.) [4].

Проведение Олимпиады предполагает значительные туристские потоки, а режим особо охраняемых природных территорий, наоборот, ограничивает их посещаемость лимитами рекреационных нагрузок. Сочетание этих противоречащих друг другу процессов является довольно сложной научной и инженерной задачей.

Сочинский ТРК полностью расположен в зоне особо охраняемых природных территорий: Кавказский государственный природный биосферный заповедник, Сочинский национальный парк, Сочинский общереспубликанский государственный природный заказник, Дендропарк в Адлерском районе города Сочи, территория курорта, рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи [7].

Усиление рекреационной нагрузки на землях Сочинского национального парка в районе «Красной Поляны», связанное с принятым снижением природоохранного статуса этих участков и строительством олимпийских объектов, неизбежно самым негативным образом скажется в первую очередь на состоянии сохраненных малонарушенных лесных экосистем, альпийских и субальпийских легкоуязвимых природных комплексов. Территория Сочинского региона неравномерна по степени экологической напряженности. Максимальную техногенную нагрузку испытывают зоны санитарной охраны курорта и Сочинский национальный парк, где ведется строительство олимпийских объектов, для которых в настоящее время характерна быстрая деградация природной среды. Высокая рекреационная нагрузка ведет к потере устойчивости экосистем всех ООПТ. Наиболее ценные природоохранные участки расположены в районах с неустойчивыми природными комплексами, а именно в горных, предгорных и прибрежных районах региона (Кавказский заповедник, Сочинский заказник и Национальный парк).

Так, прибрежная зона подвержена наибольшему техногенному и рекреационному прессу, и именно здесь отмечены наиболее высокие показатели превышения предельно допустимой техногенной нагрузки. Каждая из охранных природных зон Сочи уникальна и несет определенную природоохранную либо эстетическую ценность. Сохранение ООПТ с целью поддержания ценности естественных ландшафтов, генетического разнообразия животных и растений в природе является частью экологической программы России [7]. Для сохранения особо ценных территорий и предотвращения серьезных экологических проблем необходимо заранее рассчитывать пропускной потенциал всех

достопримечательностей и туристских объектов. Подобные расчеты позволяют контролировать доступ туристов на особо охраняемые природные объекты.

Инфраструктура и спортивные объекты, строительство которых планируется в зоне особо охраняемых природных территорий, образуют новейший туристско-рекреационный комплекс, где качественно изменяется не только инфраструктура региона, но и его природная среда. Сочинский национальный парк оказывается под наибольшим воздействием в рамках Программы «Сочи-2014». На территории парка хорошо представлены уязвимые редкие эндемичные экосистемы. Наличие уникальных природных и рекреационных ресурсов, а также исторических объектов на территории Национального парка обусловливает его высокую социально-экономическую значимость для местного населения и экономики региона в целом. По оценкам экспертов, природные объекты Сочинского национального парка характеризуются высокой восприимчивостью к негативным факторам [8].

В условиях проведения Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. нагрузка, оказываемая на прибрежную зону и Сочинский национальный парк, может выйти из-под контроля. Несмотря на недовольство общественности и экологических организаций всего мира, Олимпийские игры «Сочи-2014» являются государственной целевой программой и проведение этого мероприятия неминуемо.

На данном этапе необходимым является разработка такого механизма управления, который будет призван обеспечить развитие всего туристско-рекреационного комплекса региона, не только не причинить вреда экологии края и не усугубить социальноэкономическую ситуацию, а наоборот, улучшить все показатели территории. В условиях недостатка материальных средств и необходимости ранжирования инвестиций во времени важно всестороннее эколого-экономическое обоснование управления ТРК на землях со статусом особо охраняемых территорий. Развитие ТРК на охраняемых природных территориях требует не только создания инфраструктуры, но и детальной разработки организационно-экономического механизма его управления на всех этапах, обеспечивая соблюдение норм контроля экологической ситуации.

Для решения возникающих противоречий взаимодействия новейшей инженерной инфраструктуры и сохранения природных комплексов нового ТРК предложена эколого-экономическая компенсационная модель, основанная на выявлении допустимых показателей рекреационных нагрузок на территории, степени их превышения, а также их экономической оценки с целью перераспределения финансовых средств среди территорий в рамках одной системы ООПТ. Также моделью предусматривается возможность перераспределения антропогенных нагрузок, пересмотра границ и определения буферных зон и зон, нуждающихся в экологической реабилитации.

Все перечисленные возникающие проблемы предлагается решить при помощи осуществления компенсационных выплат между администрациями и дирекциями особо охраняемых природных территорий. Инвесторы, в свою очередь, выплачивают также компенсационные выплаты администрациям, которые зависят от кадастровой стоимости земельных участков, выделенных под застройку. Компенсационные механизмы предусматривают перераспределение финансовых потоков между территориями — загрязнителями и экологическими донорами.

Предлагаемая модель эколого-экономических компенсаций рассматривается для вновь создаваемого ТРК на ООПТ региона Сочи, расположенного на четырех особо охраняемых территориях. В модели учитываются такие элементы, как источники загрязнения, экономическая оценка эколого-экономических ущербов от них и потоки распределения финансирования между ООПТ региона. В качестве потоков финанси-

рования в модели предложено рассматривать средства целевых государственных программ, внебюджетные финансовые поступления независимых фондов и собственные средства ООПТ [7].

Применение предложенной модели для системы ООПТ любого региона может помочь определить относительные величины эколого-экономического дисбаланса между территориями, позволяющие ранжировать их по уровню экологического вклада — от сильно загрязненных, как курортная зона, до самых экологически ценных экосистем, как заповедники и национальные парки; также поможет определить уровень финансирования, требуемого из федерального фонда или бюджета на поддержание экологических видов деятельности и защиту экосистем. Объемы финансирования могли бы распределяться между территориями пропорционально экологическому вкладу каждой — самые экологически ценные получали бы из фондов наибольшую поддержку на их сохранение и функционирование и покрытие издержек от внешних загрязнителей. Модель эколого-экономических компенсаций для ТРК на особо охраняемых природных территориях может быть индивидуальной для каждой региональной системы ООПТ в зависимости от присущих ей физико-географических, экологических и экономикосоциальных особенностей.

Таким образом, применение данной модели позволит сохранить ООПТ в условиях создания нового ТРК Сочинского региона не только в период строительства и проведения Олимпийских игр, но и на постолимпийском этапе функционирования ТРК. Новейшая олимпийская инфраструктура будет способствовать продвижению региона на международный туристский рынок. Приобретенный опыт решения инженерноэкологических противоречивых проблем создания современных инфраструктур в уникальных природных условиях может послужить примером развития особо охраняемых природных территорий путем повышения их инвестиционной привлекательности в других регионах России.

Литература

1. McKercher B. Cultural tourism: the partnership between tourism and cultural heritage management. New York: The Haworth Hospitality Press, 2006.

2. Langholz J. Ecotourism and privately owned protected areas // The Encyclopedia of Ecotourism / ed. by D. Weaver, K. Brandon, J. Langholz. Wallington: CAB International, 2001.

3. Щербаков А. В., Степаницкий А. В. Финансирование национальных парков России в 2004 и 2005 гг. // Основные итоги. Заповедники и национальные парки. Электрон. журн. 2006. №47. С. 10-13. URL: http://www.biodiversity.ru/publications/zpnp/archive/n43/st06.html (дата обращения: 5.12.2010).

4. Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта утверждена: постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. № 991. М., 2007. 38 с.

5. Олимпийские инвестиции «Мега проект “Сочи-2014: инвестиционные возможности”». М., 2008. 66 с.

6. «Наследие Олимпийских игр: использование спортивных олимпийских объектов»: материалы международной конференции, Москва, 24-27 марта 2009 г. // ВВЦ Официальная выставка Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ. М., 2009. 112 с.

7. Пензина О. С. Разработка организационно-экономического механизма управления туристско-рекреационным комплексом на особо охраняемых природных территориях (на примере Сочинского региона): автореф. дис. . . . канд. экон. наук. СПб., 2009. 193 с.

Статья поступила в редакцию 20 января 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.