Научная статья на тему 'Инвестиционный потенциал страхования в республике Хакасия'

Инвестиционный потенциал страхования в республике Хакасия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
432
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТРАХОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТРАХОВОЙ РЫНОК / СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ / ДОБРОВОЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ГЛУБИНА СТРАХОВОГО РЫНКА / ПЛОТНОСТЬ СТРАХОВАНИЯ / ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РИСК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокопьева Е. Л.

В статье исследована сущность инвестиционного потенциала страхования и его составляющие в регионе страховой потенциал и инвестиционный потенциал экономики. Проведен анализ уровня развития страхового рынка в республике Хакасия: структура и динамика видов страхования, в частности, страхования жизни, особенности функционирования страховщиков. Исследована взаимосвязь факторов экономического развития региона и инвестиционных возможностей страховых компаний. Выявлены проблемы, ограничивающие инвестиционную активность страховщиков, предложены пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный потенциал страхования в республике Хакасия»

инвестиционный потенциал страхования

в республике Хакасия

В статье исследована сущность инвестиционного потенциала страхования и его составляющие в регионе -страховой потенциал и инвестиционный потенциал экономики. Проведен анализ уровня развития страхового рынка в Республике Хакасия: структура и динамика видов страхования, в частности страхования жизни, особенности функционирования страховщиков. Исследована взаимосвязь факторов экономического развития региона и инвестиционных возможностей страховых компаний. Выявлены проблемы, ограничивающие инвестиционную активность страховщиков, предложены пути решения.

Ключевые слова: инвестиционный потенциал, страховой потенциал, страховой рынок, страхование жизни, добровольное страхование, обязательное страхование, глубина страхового рынка, плотность страхования, финансовый потенциал региона, инвестиционный климат, инвестиционный риск.

Цель данной статьи — исследовать сущность и различные аспекты формирования и реализации инвестиционного потенциала страхового сектора на примере одного из наименее экономически развитых регионов России — Республики Хакасия. В настоящее время данная проблема актуальна как для страны в целом, так и для ее регионов, в особенности сырьевых и удаленных от центра. Страховые компании могли бы в определенной мере активизировать инвестиционные процессы при соответствующей государственной и региональной политике в этой области.

Инвестиционный потенциал страхового сектора на уровне региональной экономики представляет собой комплексный показатель, формирующийся под влиянием различных факторов экономического, политического, социально-демографического характера и многих других1. Инвестиционный

1 Более подробно сущность и содержание инвестиционного потенциала страхового сектора исследованы в монографии Инвестиционный потенциал страховых организаций / Е. Л. Про-копьева. Абакан: Изд-во ХГУ им. Катанова, 2008. 156 с.

Е. Л. ПРОКОПЬЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected] Хакасский государственный университет

им. Н. Ф. Катанова

потенциал региона обычно считается основной характеристикой его инвестиционной привлекательности, наряду с региональным инвестиционным риском и некоторыми другими показателями.

В результате обобщения имеющейся научной литературы по данной проблеме составляющие инвестиционного потенциала страхования в регионе объединены автором в три группы.

1. Общие факторы внешней среды:

— правовая база;

— макроэкономические факторы;

— степень жесткости государственного регулирования основной и инвестиционной деятельности страховщиков;

— демографическая обстановка и др.

2. Региональные факторы страхового потенциала:

— состав участников регионального страхового рынка (соотношение местных и иногородных страховщиков, развитость страховой инфраструктуры, состав реальных и потенциальных страхователей);

—структура страхового рынка по отраслям и формам, удельный вес в общероссийских показателях;

— тарифная политика страховщиков;

— капитализация страхового рынка;

— показатели страховых премий и выплат (доля страховой премии в ВРП; размер страховой премии на душу населения; уровень страховых выплат).

3. Региональные факторы инвестиционного потенциала:

— наличие и эффективность регионального инвестиционного законодательства;

— производственный потенциал ВРП, отраслевая структура экономики и др.;

— финансовый потенциал (инвестиции в основной капитал, показатели бюджета региона и др.);

— степень развития финансового рынка (фондовый рынок, кредитно-финансовые институты);

— демографическая структура населения;

— уровень жизни и социальная обеспеченность (структура занятости, доходов и расходов населения и др.).

Безусловно, приведенный перечень не является исчерпывающим. В соответствии с данной классификацией, охарактеризуем инвестиционный потенциал страхового сектора на примере Республики Хакасия.

Одной из основных характеристик регионального страхового рынка является состав субъектов, представляющих его, прежде всего страховщиков.

Республика Хакасия относится к субъектам Сибирского федерального округа (СФО), не имеющим собственного страхового рынка, наряду с Алтайским краем, Читинской областью, Республиками Бурятия, Алтай, Тыва. Страховой рынок Хакасии представлен исключительно филиалами страховщиков из других регионов. Местные компании действовали здесь до 2004 г. и прекратили свое существование в связи с ужесточением законодательных требований к страховой деятельности.

Страховые компании, занимающие существенную долю рынка Республики Хакасия, представлены в табл. 1.

На основании приведенных данных можно сделать следующие выводы. На протяжении последних 5—6 лет первые позиции в рейтинге стабильно занимают компании ВСК и Ингосстрах, за ними следуют Рострах, Росно, Согласие, Стандарт-резерв и другие, более мелкие компании. Это свидетельствует о высокой степени концентрации и неэффективной конкуренции регионального страхового рынка, который, по сути, разделен между несколькими страховщиками. То же самое характерно и для других регионов, удаленных от центра России.

В соответствии со сложившейся моделью страхового рынка, низкий уровень развития страховой

Таблица 1

страховые компании, занимающие значительную долю

страхового рынка республики Хакасия в 2008 г., %*

название страховой доля на страховом

организации рынке

Ингосстрах 18,95

Военно-страховая компания 11,99

Российская национальная СК 7,71

Росно 3,91

Согласие 3,03

Стандарт-резерв 1,8

Гута-страхование 1,64

Ресо-гарантия 1,44

Согаз 0,91

Арка-страхование 0,79

* Без учета обязательного медицинского страхования (URL: http://www.insur-info.ru).

инфраструктуры можно считать закономерным. Если рассматривать состав страховых посредников в регионе, то они представлены в основном страховыми агентами. Страховщики прибегают к их услугам как наиболее дешевому и эффективному способу активного продвижения страховых услуг к массовым клиентам.

Отсутствие собственного страхового рынка является фактором, отрицательно сказывающимся на инвестиционных возможностях действующих в регионе страховщиков. Это обусловлено, прежде всего, тем, что инвестиционная политика страховой организации разрабатывается на уровне головной компании, поэтому инвестиционные ресурсы, по большей части, уходят из региона, нежели приходят в него. По этой же причине не представляется возможным провести анализ структуры инвестиционных операций страховых компаний, действующих в Республике Хакасия. Тем не менее определенное представление об инвестиционных возможностях страхового сектора можно получить в результате анализа структуры собственно страховой деятельности в республике. В частности, целесообразно проанализировать долю страхового рынка СФО в общероссийской структуре страхования, а также удельный вес страхового рынка Республики Хакасия в структуре СФО.

Оценивая соотношение добровольного и обязательного страхования в Хакасии, нужно отметить одну важную особенность. Дело в том, что обязательное страхование занимает большую часть рынка. В 2005 г. совокупная премия по добровольным видам страхования составляла 22 %, соответственно 78 % — по обязательному страхованию. В последующие годы отмечается все большее увеличение доли обязательного страхования и сокращения добровольного. Так в 2008 г. удельный вес добровольного страхования в регионе составило 15,1 %, обязательного — 84,9 %.

В целом по стране доля обязательного страхования тоже значительна. Тем не менее две трети рынка представлены добровольным страхованием. Отсюда следует вывод: страховой рынок региона развивается преимущественно за счет обязательного страхования ответственности автовладельцев и медицинского страхования. При этом прослеживается тенденция увеличения доли этих видов страхования.

При оценке инвестиционных возможностей страховых компаний наибольший интерес представляет добровольная форма страхования, так как именно за счет нее формируются ресурсы, в большей степени свободные для инвестиций (рис. 1)2.

2иИЬ: http://www.fssn.ru.

Республика Бурятия, 1%

Читинская область, 3%

Республика Алтай, 0%

Республика Тыва,

Республика Хакасия, 0%

Томская область, 8%

Алтайский край, 13%

Красноярский край, 12%

Омская область, 11%

Новосибирская область, 24%

Иркутская область 13%

Кемеровская область 15%

рис. 1. Структура рынка добровольного страхования в СФО по регионам в 2008 г.

Республика Бурятия, 5%

Читинская область, 2%

Томская область, 5%

Республика Алтай, 1%

Республика Хакасия, 2%

Красноярский край,

Омская область, 19%

Иркутская область, 19%

Новосибирская область. 14%

рис. 2. Структура премий по страхованию жизни в СФО по регионам в 2008 г.

Нужно заметить, что доля СФО на рынке добровольного страхования в 2008 г. составляет менее 7 %. Доля Республики Хакасия в объеме добровольного страхования СФО в 2008 г. составляет менее 1 %, причем в динамике она сокращается. По сравнению с аналогичными показателями 2006 г. ситуация в регионе существенно не изменилась. В общероссийском объеме добровольного страхования удельный вес Республики Хакасия в 2008 г., таким образом, составляет около 0,01 % (в 2007 г. — 0,06 %). Данные показатели позволяют говорить о крайне низком уровне развития страхования в республике с преобладанием негативных тенденций, которые проявляются в снижении спроса на страховые услуги.

В составе премий по добровольному страхованию для настоящего исследования наиболее важно выделить премию по страхованию жизни. Чтобы проанализировать объемы данного вида страхования в Республике Хакасия, рассмотрим структуру страхования жизни в СФО (рис. 2).

Доля рынка страхования жизни Республики Хакасия в 2008 г. составила около 2 % в объеме данного вида страхования в СФО. При этом по сравнению с предыдущими периодами данный показатель существенно не изменился. Безусловно, объемы страхования жизни являются низкими по сравнению с другими регионами СФО, такими, к примеру, как Кемеровская, Иркутская, Омская области. По данному показателю Хакасия опережает только Алтай и Тыву. Доля региона в общероссийском объеме страхования жизни также ничтожно мала— порядка 0,1—0,2 %.

Таким образом, анализируя изменение сравнительных показателей страхования в регионе, можно сделать вывод, что по темпам развития страховой рынок в целом и рынок страхования жизни, в частности, существенно отстают от аналогичных показателей по стране.

Рассмотрим динамику объема страховых выплат в регионе по видам страхования (рис. 3).

Показано, что в 2008 г. наблюдается существенное увеличение страховых премий — в наибольшей степени возросли объемы обязательного страхования. Также можно отметить незначительный рост остальных видов страхования, за исключением страхования жизни, объем премий, по которому сократился на 13 % по сравнению с 2007 г. Следует вывод, что финансовый кризис, начавшийся в 2008 г., в значительной мере не отразился на платежеспособности населения региона, однако способствовал сокращению его сбережений.

Удельный вес страхования жизни в республике представлен на рис. 4.

В соответствии с данными статистики, наибольший удельный вес в структуре страховой

Кемеровская область, 19%

2 000 000

600 000

200 000

000 000

600 000

200 000

2008 г.

2007 г.

Обязательное страхование

2006 г.

Страхование имущества и ответственности

Личное страхование (не жизни)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страхование жизни

Рис. 3. Объемы страховых премий по видам страхования в Республике Хакасия, руб.

Личное страхование, 5%

Страхование жизни, 1%

Страхование имущества и финансовых рисков,

Страхование ответственности, 0%

ОМС, 74%

Рис. 4. Структура страхового рынка Республики Хакасия по видам страхования в 2008 г.

премии в регионе составляют обязательные виды страхования — ОМС и ОСАГО. Добровольное страхование в Хакасии составляет около 15 %, из которых наиболее значительными сегментами являются добровольное имущественное страхование (9 %) и рисковые виды личного страхования (5 %). Объем взносов по страхованию жизни составляет около 1 % в совокупной страховой премии по региону (в 2007 г. - около 2 %).

Рассмотрев некоторые показатели развития страхования в регионе, автор пришел к выводу, что страховой рынок республики имеет относительно низкий уровень развития, потенциал его роста при этом прослеживается слабо. Сама по себе доля страхового рынка по объемам премий в достаточной степени не может характеризовать его состояния и уровня развития. Это обусловлено территориальны-

ми, демографическими, экономическими и другими особенностями регионов. Поэтому в качестве наиболее адекватных показателей состояния регионального страхового рынка можно рассматривать долю страховой премии в ВРП и размер страховой премии на душу населения (табл. 2).

По данным, представленным в табл. 2, видно, что доля страховой премии в ВРП составляет менее 3 % в год, при этом никакой определенной тенденции не прослеживается. То же самое можно сказать и об аналогичном показателе в среднем по России.

При оценке уровня развития страхования в регионе можно рассчитать также плотность страхования (величину страховой премии на душу населения). Данный показатель в Хакасии с 2005 по 2008 г. увеличился в 2,5 раза, в то время как по стране в целом - менее чем в 2 раза. Поэтому страховой рынок региона можно охарактеризовать как относительно быстрорастущий. К тому же в динамике можно проследить сокращение разрыва в величине премии на душу населения в регионе и в среднем по России. В 2005 г соответствующий показатель по стране превышал аналогичный показатель в регионе более чем в 2 раза, а в 2008 г. — уже в 1,59 раза. Это также можно рассматривать как положительный фактор развития страхового рынка в Хакасии.

Таким образом, автор проанализировал некоторые показатели страхового потенциала из перечня, приведенного ранее. Однако не все факторы, выделенные в качестве основных, представляется возможным исследовать. К примеру, капитализацию страхового рынка и показатели эффективности страховой и инвестиционной деятельности невозможно оценить ввиду отсутствия собственного страхового рынка в Хакасии.

Обязательное страхование (кроме ОСАГО и ОМС), 0%

ОСАГО, 11%

0

Таблица 2

Показатели страхования

Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Республика Хакасия

Совокупная страховая премия, тыс. руб. * 90 7835 1 400437 1 484 088 2 261 573

ВРП, млн руб. ** 41 727 53 689 64 029

Доля страховой премии в ВРП (глубина рынка), % 2,18 2,74 2,52

Численность постоянного населения, тыс. чел. ** 539,6 537,4 536,9 537,7

Величина страховой премии на душу населения (плотность страхования), руб. 1 682,4 2 605,9 2 764,2 4 206,0

Российская Федерация

Совокупная страховая премия, млн. руб. * 490 584,7 602 114,9 763 614,5 946 180,0

ВВП, млрд руб. *** 21 625,4 26 903,5 33 111,4 41 668,0

Доля страховой премии в ВВП (глубина рынка), % 2,27 2,24 2,31 2,27

Численность постоянного населения, млн чел. *** 143,5 142,8 142,0 141,9

Величина страховой премии на душу населения (плотность страхования), руб. 3 418,7 4 216,5 5 377,6 6 667,9

* Основные показатели социально-экономического развития Республики Хакасия за 1995—2008 гг.: Стат. сборник / Хакасстат,

Абакан, 2009. 99 с.

** URL: http://www.insur-info.ru.

*** URL: http://www.gks.ru.

Большая часть страховых компаний, работающих в Хакасии, имеют головные офисы в Москве, остальные — в других регионах. Соответственно, анализ эффективности деятельности этих страховщиков проводится на уровне головной компании. На региональном уровне регулирование страхования практически не осуществляется. Таким образом, в Хакасии отсутствует подразделение надзорного органа и саморегулирующие организации страхового рынка. Безусловно, это негативный фактор развития страхования в регионах.

В нашей стране принята система регулирования и надзора за страховой деятельностью по федеральным округам. Соответственно и статистическая информация по страховому рынку Хакасии обобщается и анализируется только на уровне СФО в разрезе регионов. Отсюда возникает проблема информационного обеспечения. Сами страховые компании сетуют на то, что не имеют полной информации о страховом рынке в республике, получая лишь отдельные фрагменты статистических данных, формируемых в рамках СФО. Отсутствует информационное обеспечение массовых потенциальных клиентов. Автор считает эту проблему существенным препятствием, тормозящим развитие регионального рынка страхования. Причина заключается в том, что граждане в условиях отсутствия финансовой информации о деятельности страховой компании испытывают недоверие к страховым продуктам, в особенности к долгосрочным. Поэтому при наличии альтернативы вложения капитала, к примеру в виде банковского депозита, владельцы сбережений скорее выберут

последний как традиционный и более надежный способ хранения средств.

Наиболее приемлемый, на взгляд автора, выход из данной ситуации — это создание саморегулируемой организации страхового рынка, которая бы занималась анализом и координацией деятельности страховщиков на уровне региона, а также поддерживала связь с головными компаниями действующих филиалов. И, конечно, одной из основных функций данной структуры должно быть предоставление информации заинтересованным пользователям — самим страховщикам и клиентам как потенциальным инвесторам.

Для комплексного представления роли страховых компаний в инвестиционном процессе необходимо также охарактеризовать факторы инвестиционной привлекательности региона.

Одним из наиболее существенных показателей инвестиционной активности в регионе считается наличие инвестиционного законодательства и его эффективность. В Хакасии оно представлено законом Республики Хакасия «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Хакасия», который был принят в 2004 г. Закон направлен на стимулирование инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов на территории республики и определяет формы государственной поддержки инвесторов, реализующих инвестиционные проекты: налоговые льготы; инвестиционные налоговые кредиты; субсидии; государственные гарантии; бюджетные кредиты; бюджетные инвестиции; льготные ставки арендной платы и другие формы [3].

Автор считает вполне возможным вовлечение страховщиков в инвестиционный процесс в законодательном порядке, например через предоставление им льгот налогового характера. Возможно, страховые компании на уровне регионального управления не рассматриваются как участники инвестиционного процесса по той причине, что прямое финансирование ими инвестиционных проектов, по законодательству, не допускается. Однако страховщики вполне могут финансировать долгосрочную деятельность предприятий через долговые обязательства (корпоративные или субфедеральные). Подобные меры необходимы в целях развития не только рынка капиталов, но также страхового регионального рынка.

Таким образом, возникает необходимость рассмотреть влияние и других факторов инвестиционного потенциала страхования, которые препятствуют или, напротив, способствуют его развитию.

Одним из наиболее существенных показателей является ВРП. Его темп прироста в Хакасии несколько отстает от темпов прироста ВВП и составляет около 3—4 % в год в сопоставимых ценах, тогда как прирост ВВП за последние годы стабильно находится на уровне 6—8 % в год3. В структуре ВВП с 2005 по 2007 г. доля ВРП Республики Хакасия составила около 0,2 %, причем в динамике отмечается ее некоторое снижение4.

Особенность развития Хакасии заключается в преобладании сырьевых отраслей экономики. Структура экономики региона, характеризующая ее производственный потенциал, является существенным фактором инвестиционного потенциала страховых компаний. По статистике, преобладание добывающих отраслей промышленности не способствует развитию страхования. Это обусловлено сравнительно низким уровнем валового регионального продукта, создаваемого этой экономикой, а также и соответствующего уровня доходов населения. Принимая во внимание баланс сбережений и инвестиций, можно сделать вывод, что население будет не склонно сберегать, а для страховых компаний и прочих инвесторов вложения в данные сферы производства могут быть недостаточно привлекательными.

Оценивая динамику производства в регионе, можно отметить положительную тенденцию. За последние пять лет в Хакасии отмечается ежегодное увеличение ВРП в среднем на 3—4 % в сопостави-

3 URL: http://www.gks.ru.

4 Основные показатели социально-экономического развития Республики Хакасия за 1995—2008 гг.: Стат. сборник / Хакасстат, Абакан, 2009. С. 7.

мых ценах. Та же тенденция заметна и по производству промышленной продукции при ежегодном темпе прироста в среднем на 5—6 % (некоторый спад произошел только в 2007 г.) 5.

Рассматривая финансовый потенциал региона, необходимо проанализировать объемы инвестиций в основной капитал. С 2002 г. данный показатель увеличивался значительными темпами. Так, в 2005 г. темп его прироста составил 46,6 %, в 2006 г. — 65,2 %. Но уже с 2007 г. отмечается спад объема инвестиций в основной капитал, который составил 75,6 % к предыдущему году, а в 2008 г. — 47,1 % по отношению к 2007 г. В целом по Российской Федерации темпы прироста аналогичного показателя за последние несколько лет находятся на уровне 10—13 %, в 2007 г. — более 20 %, в 2008 г. — 9 %6. Таким образом, если рассматривать объемы инвестиций в Хакасии по сравнению с общероссийскими, нужно отметить достаточно низкий их уровень и ярко выраженные негативные тенденции последних лет.

В качестве показателей финансового потенциала региона необходимо также учитывать параметры регионального бюджета, в особенности соотношение доходов и расходов. Необходимо отметить, что определенной тенденции здесь нет, при этом в 2000 и в 2002 гг. бюджет Хакасии был дефицитным, но в последующие годы он исполняется с профицитом. В 2008 г. в связи с ухудшением экономической ситуации бюджет стал дефицитным — то же планируется и на 2009 и 2010 гг.

Другой показатель, характеризующий инвестиционный потенциал региона, — сальдированный финансовый результат предприятий, который на протяжении последних восьми последних лет являлся положительным, однако в 2008 г. данный показатель сократился в 3 раза по сравнению с предыдущим периодом.

В общем, можно сделать вывод, что в финансово-экономической сфере региона имеют место как позитивные, так и негативные тенденции. С учетом этих факторов можно утверждать, что на данный момент необходимые условия для развития в Хакасии долгосрочного страхования не созданы.

Что касается развития рыночных институтов в Хакасии, нужно отметить крайне слабый уровень развития регионального фондового рынка, а также отсутствие организаторов торговли в регионах. Инвестиционная деятельность страховых компаний в

5 Основные показатели социально-экономического развития Республики Хакасия за 1995—2008 гг.: Стат. сборник / Хакасстат, Абакан, 2009. С. 17.

6 URL: http://www.gks.ru.

регионе не может быть достаточно эффективной в отсутствие основного финансового механизма—рынка ценных бумаг. В качестве финансовых посредников в республике выступают, в основном, коммерческие банки.

Безусловно, подобное положение вещей отрицательно сказывается на проведении инвестиционной политики страховыми компаниями. Если они и оставляют часть страхового резерва в регионе, то эти средства находятся на банковских счетах и предназначены для обеспечения ликвидности, которые не стоит рассматривать в качестве инвестиций в реальную экономику.

И наиболее важными, по мнению автора, факторами реализации инвестиционного потенциала страхования в регионе являются демографическая ситуация и уровень жизни населения. Как упоминалось ранее, уровень жизни в регионе сравнительно низкий, что оказывает негативное влияние на возможности привлечения долгосрочных ресурсов страховыми организациями. Это обусловлено, отчасти, структурой экономики, отчасти — возрастной структурой населения. В Хакасии проживает существенная доля населения пенсионного возраста, которая составляет порядка 25 %. При этом не только отрицательной, но и опасной тенденцией является естественная убыль населения — с конца 1990-х гг. она составляла около 3 000 чел. в год, но с 2007 г. отмечается прирост населения, хотя и незначительный7.

Относительно уровня доходов населения в Хакасии необходимо отметить следующее. Среднемесячная начисленная заработная плата на одного работника в 2005 г. составляла 7 770,8 руб., в 2006 г. она возросла до 9 443,1 руб., в 2007 г. составила 11 251,2 руб., а в 2008 г. - 14 484,3 руб. В среднем по России аналогичный показатель составил в 2005 г. 8 554,9 руб., в 2006 г. - 10 633,9 руб., в 2007 г. -13 527,4 руб. 8 Сопоставив эти показатели в динамике, становится очевидным, что разрыв в величине начисленной заработной платы по Хакасии и в среднем по России увеличивается: в 2005 г. заработная плата в регионе составляла 90,8 %, в 2006 г. — 88,8 %, а в 2007 г. — уже 82,8 % от среднероссийского уровня, что, безусловно, является отрицательным фактором для развития страхования в регионе.

Большинство рассмотренных показателей свидетельствует о довольно ограниченном потен-

7 Основные показатели социально-экономического развития Республики Хакасия за 1995—2008 гг.: Стат. сборник / Хакасстат, Абакан, 2009. С. 79.

8 URL: http://www.gks.ru.

циале страховых организаций по привлечению страховых ресурсов долгосрочного характера от населения. Этот вывод подтверждается данными анализа инвестиционного климата регионов России, который проводится ежегодно рейтинговым агентством Эксперт-РА9. По основным характеристикам инвестиционного климата, используемым рейтинговым агентством Эксперт-РА, c 2005 по 2008 гг. Республика Хакасия относилась к группе регионов, обладающих незначительным инвестиционным потенциалом при умеренном уровне инвестиционного риска в 2006—2007 гг. и высоком его уровне в 2007—2008 гг. Основные количественные параметры, отражающие соотношение регионального инвестиционного риска и потенциала, приведены в табл. 3.

Исходя из приведенных данных, можно сделать следующие выводы. По уровню инвестиционного риска в 2006—2007 гг. регион имел 17-й ранг, что в сравнении с 29-м рангом в 2005—2006 гг. отражает положительную динамику данного показателя. Это же показывает и средневзвешенный индекс риска, который в 2005—2006 гг. составлял 1,049, а в 2006-2007 гг. - 0,904 (в среднем по России - 1). Однако в 2008 г. ситуация значительно изменилась. Скорее всего это связано с радикальным изменением состава республиканского правительства. Интегральный уровень риска складывается из нескольких составляющих, представленных в табл. 3. Так, по Хакасии отмечается снижение экономического и криминального рисков с одновременным увеличением законодательного, социального и управленческого рисков.

Таким образом, на фоне повышающегося инвестиционного риска и его частных показателей ранг инвестиционного потенциала Хакасии в 2008 г. практически не изменился, все частные показатели инвестиционного потенциала в 2007-2008 гг. остались на уровне 2005-2006 гг. или даже немного ухудшились.

По мнению автора, не все показатели, приведенные в табл. 3, являются существенными при оценке инвестиционного потенциала страхования. Однако они позволяют представить общую картину, характеризующую возможности страховых компаний на рынке капиталов данного региона и подтверждают результаты проведенного анализа факторов инвестиционного потенциала страхования.

Оценивая приведенные показатели, автор приходит к выводу, что при подобном уровне инвестиционного потенциала в Хакасии (74-й ранг

9 URL: http://www.raexpert.ru.

Таблица 3

Показатели инвестиционного климата в Республике Хакасия в 2005—2008 гг.

Показатели 2005- 2006- 2007-

2006 2007 2008

Ранг инвестиционного риска 29 17 43

В том числе:

— законодательного 8 9 28

— экономического 35 37 33

— финансового 42 33 40

— социального 31 24 63

— криминального 53 43 23

— экологического 47 47 53

— управленческого 44 38 69

Средневзвешенный индекс риска 1,049 0,904 1,076

Ранг инвестиционного потенциала 73 73 74

В том числе:

— трудового 72 74 69

— потребительского 71 71 71

— производственного 67 65 68

— финансового 71 71 71

— институционального 70 71 70

— инновационного 72 72 73

— инфраструктурного 66 66 65

— природно-ресурсного 26 25 29

— туристического 75 74 74

Доля в общероссийском потен- 0,31 0,32 0,32

циале, %

из 85 регионов), даже при существующем уровне риска (приближенном к среднероссийскому), вряд ли можно ожидать увеличения инвестиционной активности. Особенно это касается страховых организаций, которые на сегодняшний день не имеют реальных оснований для осуществления инвестиционной деятельности в интересах развития региона. Поэтому необходимо стремиться к достижению баланса интересов региональных органов управления и работающих здесь страховщиков. Первые шаги в этом направлении, безусловно, должны быть сделаны со стороны органов власти, так как страховщики не будут осуществлять инвестиционную политику, ориентируясь на развитие региональной экономики, если это противоречит принципам инвестирования — надежности и доходности.

Безусловно, в настоящее время уже назрела необходимость принятия региональной Программы (Концепции) развития страхования в республике с ориентацией на развитие его инвестиционной составляющей, по аналогии с Программами, реализуемыми в других регионах и в рамках общероссийской Концепции развития страхового рынка. Прежде всего, она должна учитывать сильные и слабые стороны страхового сектора региона и его инвестиционного климата, которые были исследованы в данной работе.

Таким образом, автор всесторонне рассмотрел составляющие категории «инвестиционный потенциал страхования» на региональном уровне, в результате чего следует отметить, что в настоящее время инвестиционным потенциалом страховой сектор Хакасии практически не обладает. То же с уверенностью можно утверждать и по отношению к другим регионам России с аналогичным уровнем развития экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблемой страхования в Республике Хакасия является отсутствие местных страховых компаний, что отрицательно сказывается на возможности реализации инвестиционной политики страховщиков, совершенно не заинтересованных в содействии развитию данного региона. В республике действует законодательство, направленное на поддержку инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов, но страховые компании в качестве таковых не рассматриваются. Необходимо использовать методы стимулирования их инвестиционной активности в целях развития как страхового рынка, так и рынка капиталов.

Следует отметить проблему отсутствия государственного регулирования и саморегулирования на региональном уровне управления и, соответственно, недостаточного информационного обеспечения участников рынка — страхователей и страховщиков. Оптимальным вариантом ее решения было бы создание саморегулируемой организации страхового рынка.

Очевидно одно страховые компании смогут привлекать долгосрочные страховые ресурсы в массовых объемах только по мере роста благосостояния региона. А инвестировать их в экономику они будут только при активном содействии региональных органов власти, преследующих свои интересы, и учитывающих интересы страховщиков. И, конечно, необходимым условием эффективного перераспределения капиталов является наличие развитого фондового рынка.

Список литературы

1. Концепция развития страхования в Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 25.09.2002 № 13-61р.

2. Никулина Н. Н, Березина С. В. Концепция баланса интересов региональных органов власти, страховых организаций и предприятий в инвестиционной политике // Страховое дело. 2006. № 6. С. 29—33.

3. О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Хакасия: закон Республики Хакасия от 30.06.2004 № 38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.