________________ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА___________________________________
№ 345 Апрель 2011
УДК 332.1; 330.322.1; 330.322.2
Ф.Э. Аксаев, В.В. Казаков
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА В ПЕРИОД МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Управление государственными инвестиционными проектами в условиях экономического кризиса является серьезной проблемой. Количество инвестиционных проектов велико. В условиях свертывания инвестиционной деятельности должна быть сформирована новая четкая система приоритетов, в рамках которой предпочтение отдается наиболее эффективным проектам, что позволяет экономить средства главным образом за счет свертывания проектов неэффективных.
Ключевые слова: инвестиции; конкурентоспособность; кризис.
Текущий мировой финансово-экономический кризис дал понять, что посткризисное восстановление российской экономики должно зависеть не столько от динамики мировых цен на нефть, сколько от перехода ее на инновационный путь развития.
Решающим условием для обеспечения такого перехода должен стать инвестиционный прорыв. Он приведет к значительному росту общего объема инвестиций в основной капитал, увеличению доли инвестиций, направляемых в сектора, способные обеспечить технологическую конкурентоспособность российской продукции, повышению инновационного наполнения инвестиций. Конечной целью инвестиционной политики в перспективе является создание производственного аппарата, способного обеспечить экономическое развитие Российской Федерации.
Инвестиции - это путь развития экономики любой страны. Главная цель привлечения инвестиций - это не смена собственника, а перестройка и совершенствование производства, которые выведут его на более высокий уровень.
При этом необходимо учитывать региональный аспект создания и укрепления инвестиционной платформы реализации программы обеспечения результатов роста. Речь идет о региональной инвестиционной политике на мезоуровне. Успешная интеграция в глобальный рынок (как свидетельствует зарубежный опыт) все чаще происходит не на уровне национальных государств, а на уровне отдельных регионов, или, по крайней мере, этот процесс начинается с регионального уровня.
С переходом к рыночным отношениям все большую роль в инвестиционной и инновационной деятельности стали играть отдельные субъекты Российской Федерации в связи с перераспределением финансовых потоков в пользу последних. Таким образом, существенно повышается роль инвестиционной политики и на микроуровне.
Региональная инвестиционная политика - это система мер, проводимая на уровне региона, способствующих стабилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.
Целью региональной инвестиционной политики является подъем экономики, повышение ее эффективности, конкурентоспособности и обеспечение самофинансирования развития региона. Региональная инвестиционная политика решает задачи создания инфраструктуры инвестиционного рынка, определения при-
оритетных направлений инвестирования, поддержки инвестиций со стороны местных властей, обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка в общеэкономический, создания условий для притока инвестиционных ресурсов в регионы, формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов, их инвестиционного имиджа. Особенности региональной инвестиционной политики определяются спецификой экономической и социальной политикой, проводимой в регионе, уровнем производственного потенциала, природными и климатическими факторами, географическим положением, привлекательностью для инвесторов (в том числе и для иностранных) и др. [1. С. 398].
Несмотря на существенные различия между регионами, можно выделить общие основные цели региональной инвестиционной политики. Они являются в то же время приоритетами, т.е. обладают первенством по времени в осуществлении. К ним относятся: повышение качества жизни населения, обеспечение жизнедеятельности хозяйственных субъектов, экономическое развитие регионов, создание технологически современной конкурентоспособной экономики. Поскольку инвестиционная политика является составной частью общей региональной экономической политики, их приоритетные цели во многом совпадают. В то же время можно выделить и специфические цели региональной инвестиционной политики. К главной из них относится активизация инвестиционной деятельности субъектов Российской Федерации, исходя из их правовой организационной и экономической деятельности, определяемой Конституцией и гражданским законодательством России.
В кризисных условиях необходимо определить конкретные региональные инвестиционные приоритеты; проводить постоянный мониторинг финансового положения регионов для уточнения реальных возможностей регионального самофинансирования; обеспечить сочетание отраслевого и регионального подходов при распределении средств федерального бюджета; проводить более полный учет региональных особенностей, оказывающих влияние на инвестиционный процесс; осуществлять мероприятия по созданию равных для всех регионов условий формирования и использования местных финансовых ресурсов на цели инвестирования.
Конкурентоспособность региона находится в прямой зависимости от возможности привлечения отечественных и иностранных инвесторов для осуществления программы социально-экономического развития, от степени благоприятности инвестиционного климата.
Инвестиционный климат представляет собой сложную, агрегированную категорию, которая включает в себя совокупность политических, экономических, социальных, бытовых и других факторов, предопределяющую обоснованность осуществления капиталовложений при наличии соответствующей степени риска и возможность их эффективного использования.
Несмотря на то что инвестиционный климат зависит от макроэкономической ситуации в стране в целом, есть ряд факторов, ориентирующих инвестиционную привлекательность конкретного региона. Последняя зависит от деятельности его администрации и входит в сферу его компетенции. К таким факторам относятся: отсутствие политической конфронтации с центром, место региона в государственном геополитическом пространстве, состояние регионального законодательства, обоснованность инвестиционных приоритетов, наличие рыночных институтов и инвестиционная инфраструктура, активность преобразований в бюджетной и финансовой системах, финансовый потенциал региона и т.д.
Показателен в данном формате опыт Краснодарского края, относящегося к типу агропромышленных регионов. Краснодарский край - один из регионов России, обладающих высоким инвестиционным потенциалом и, по оценке экспертов, занимает в рейтинге российских регионов место в первой десятке. В ходе исследования проблемы мобилизации и формирования регионального инвестиционного потенциала края выявлены следующие меры воздействия местной администрации:
1) создание необходимой нормативно-правовой базы для функционирования рынка инвестиций;
2) выбор и создание органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
3) выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;
4) создание благоприятных условий для привлечения инвестиций;
5) создание инвестиционного имиджа края.
Одним из важных условий стабилизации экономики
и ее роста являются иностранные инвестиции, возможные объемы привлечения этих инвестиций обусловлены уровнем доверия зарубежных инвесторов, имиджем нашей страны на мировых рынках капитала, состоянием инвестиционного климата, мерами стимулирования иностранного капитала и степенью соблюдения общепризнанных межправительственных соглашений и международных финансовых институтов, а также от различных частных организаций и предпринимателей. Климат для иностранного инвестирования в российскую экономику в последние годы несколько улучшился, что связано, прежде всего, с созданием законодательной базы, в целом уже соответствующей нормам международного инвестиционного сотрудничества
Инвестиционный климат следует рассматривать как объект региональной инвестиционной политики. Критерием его состоянием является объем привлекаемых в экономику региона инвестиционных ресурсов. Инвестиционным климатом принято считать ту среду, в которой протекают инвестиционные процессы. Это весьма объемное многомерное и сложное понятие. Как правило, под инвестиционным климатом понимают обоб-
щающую характеристику совокупности экономических, социальных, организационных правовых, политических и других условий, определяющих целесообразность и привлекательность инвестирования в экономику страны и регионов.
Состояние инвестиционного климата в первую очередь зависит от прибыльности вложенного капитала. В условиях рыночной экономики инвестиционный климат является самым общим критерием для размещения инвестиционных ресурсов. Можно выделить объективные факторы, влияющие на инвестиционный климат. К ним относятся географическое местонахождение региона, наличие энергосырьевых ресурсов, природноклиматические условия, демографическая ситуация и целый ряд других. Субъективные факторы напрямую связаны с управленческой деятельностью, проводимой в регионе как федеральными властями, так и органами управления данного субъекта РФ. Немаловажное влияние на инвестиционный климат региона оказывают и органы местного самоуправления муниципальных образований, находящихся на его территории. Решение проблемы улучшения инвестиционного климата станет более успешным при обеспечении целенаправленных постоянных усилий региональных властей по решению наиболее острых и актуальных для региона задач.
При обосновании инвестиций как направления формирования конкурентоспособности региона необходимо учитывать следующие аспекты:
1. Инвестиционный климат (привлекательность) региона рассматривать не с позиции абстрактного инвестора, стремящегося получить максимальную прибыль от вложенного капитала, а как инвестора в определенный капитал: промышленный, торговый, ссудный, акционерный и др. При этом цели инвесторов разные.
2. Инвестиционный климат должен быть стабильным в течение длительного времени и в то же время достаточно гибким, учитывающим перемены в отношении факторов - ресурсов в воспроизводственном процессе. Одновременно он должен быть нацелен на формирование факторов - ресурсов народного хозяйства.
3. В экономике вообще, а в кризисные и посткри-зисные периоды особенно, существует объективная необходимость в инновационной «наполненности» привлекательных в регионе инвестиций.
4. Инвестирование должно быть связано с социальной динамикой в регионе, т.е. обеспечением занятости, ростом квалификации работников во всех сферах регионально-экономической деятельности, повышением жизненного уровня населения региона.
5. Инвестиционный климат не должен нарушать комплексные свойства экономической устойчивости региона: это обусловливает необходимость оптимизации существующей структуры экономики региона и прежде всего его базовых производств.
6. Интересы и инвестируемых, и инвесторов требуют комплексной оценки благоприятности инвестиционного климата и эффективности использования привлекаемых инвестиций.
Необходимо отметить, что важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности региона является формирование его инвестиционной привлекательности.
Неоспорима инвестиционная привлекательность Краснодарского края по его объективным факторам: геополитическое положение; прямой выход к международным морским путям через 8 портов на южных рубежах страны; 3 международных аэропорта; плодородные сельскохозяйственные угодья; богатейшая сырьевая база для перерабатывающей промышленности; благоприятные природные и климатические условия.
Большую роль в создании инвестиционного климата играют и субъективные факторы: администрация края создает благоприятную инвестиционную обстановку разработкой нормативно-правовой базы, финансовыми потоками в международные выставки, организацией экономических форумов, обменом делегациями с другими регионами и зарубежными странами и т.д.
Важную роль в привлечении внешних инвестиций, в том числе и зарубежных инвесторов, играет создание инвестиционного имиджа края. Цель - показать привлекательные для потенциальных инвесторов стороны предприятий и условия осуществления инвестиционной деятельности, представить Краснодарский край как перспективного партнера, обладающего значительным экономическим потенциалом. Основными мероприятиями по созданию инвестиционного имиджа являются:
- обеспечение информационной открытости региона;
- распространение информации о конкурентных преимуществах края, инвестиционном законодательстве, инвестиционных проектах, объектах инвестиционной инфраструктуры посредством использования различных информационных средств;
- расширение контактов и совершенствование форм сотрудничества администрации края с иностранными представительствами и зарубежными организациями;
- участие в инвестиционных семинарах, подключение к электронным базам данных, содержащих информацию о потенциальных зарубежных инвесторах.
Партнерские отношения связывают предприятия края со 120 странами мира: продукция экспортируется в 100 стран, импортируется из 97 государств. Наибольшую активность из стран дальнего зарубежья проявляют инвесторы из Турции - с их участием на территории края зарегистрировано 147 предприятий; с участниками из США и Германии создано 73 и 69 филиалов соответственно; из Кипра - 54; из Великобритании - 35; из Италии - 32. Среди иностранных партнеров такие известные компании, как «Филипп-Моррис», «Пепси-Кола», «Шеврон-Тэкмо», «Кнауф» и др. Известно, что совместное предприятие является механизмом модернизации, повышения производительности и конкурентоспособности, и как следствие - способствует преодолению кризисных ситуаций.
Краснодарский край - один из немногих российских регионов, который в поисках инвесторов самостоятельно выходит на международный уровень. Ку-
бань сегодня - самый активный участник международного инвестиционного рынка. В 2008 г. в Краснодарский край объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, увеличенных по сравнению с
2007 г. в 1,7 раза, составил 1,2 млрд долл.
В условиях мирового кризиса Кубани удалось провести Инвестиционный форум «Сочи - 2009» (восьмой по счету). Несмотря на сложные экономические условия, на форуме подписано 238 соглашений на 481,8 млрд руб., из них 177 соглашений на сумму 351 млрд руб. подписал Краснодарский край. Инвестиции пойдут в топливно-энергетический комплекс края, на развитие портовой зоны Азово-Черноморского побережья, на строительство в крае сети предприятий по глубокой переработке древесины, в сферу АПК и сельскохозяйственные разработки, строительство комфортабельного доступного жилья, в рекреационнооздоровительные комплексы, в сферу малого и среднего бизнеса ну и, конечно, в строительство Олимпийского комплекса «Сочи - 2014». Положительным моментом для регионов РФ (присутствовали на форуме 39 регионов) было то, что почти все муниципальные образования края представили свои проекты, макеты, которые практически готовы к освоению.
Краснодарский край по оценке экспертов занимает в рейтинге российских регионов место в первой десятке. Если говорить на языке профессионалов, то в
2008 г. международные аналитики рейтингового агентства «Standard & Poor's» пришли к выводу: финансовая система Кубани надежна и прозрачна для инвесторов, иметь дело с регионом выгодно, в связи с чем повысили международный кредитный рейтинг с «В+» до «ВВ» (прогноз стабильности).
По оценкам экспертов, Краснодарский край привлекает:
- политической стабильностью;
- понятными законами;
- качественной антимонопольной средой;
- эффективной системой противодействия коррупции;
- благоприятными условиями для развития малого бизнеса;
- открытостью глобального рынка.
Присвоение рейтинга «Standard & Poor's» позволяет
инвесторам принять правильное решение при выборе объекта инвестирования, а это, в свою очередь, позволит модернизировать многие производства, расширить ассортимент выпускаемой продукции, увеличить доходы краевой казны. Присвоение рейтинга - это оценка работы администрации Краснодарского края, направленной на устойчивое развитие экономики региона и ее конкурентоспособность. Можно сказать, что развитие экономики края в ближайшие годы будет обеспечено и за счет инвестиционной составляющей как основного направления повышения конкурентоспособности и перехода ее на инновационный путь развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Комаров М.А., Романов А.Н. Ресурсный потенциал экономического роста. М.: Путь России; Экономическая литература, 2002. Статья представлена научной редакцией «Экономика» 1 марта 2011 г.