Научная статья на тему 'Исследование инвестиционной привлекательности социально-экономической системы Краснодарского края'

Исследование инвестиционной привлекательности социально-экономической системы Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
464
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков В. С., Шершунова Н. В.

В статье рассматриваются условия и факторы формирования положительного инвестиционного климата социально-экономической системы региона. Структура инвестирования авторами представлена в двух направлениях: финансовые инвестиции и интеллектуальные инвестиции в региональную социально-экономическую систему Краснодарского края. По мнению авторов, развитие конгрессно-выставочной деятельности будет являться существенным фактором привлечения инвестиций в социально-экономическую систему региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Новиков В. С., Шершунова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование инвестиционной привлекательности социально-экономической системы Краснодарского края»

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

УДК 336.11

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

В. С. НОВИКОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства Б-таИ: vs. поу'коуфтаИ. ги

Н. В. Ш ЕРШУ НОВА, студентка факультета экономики, управления и права Е-таИ: scoгpion_laz@гambleг. ги Южный институт менеджмента, г. Краснодар

В статье рассматриваются условия и факторы формирования положительного инвестиционного климата социально-экономической системы региона. Структура инвестирования авторами представлена в двух направлениях: финансовые инвестиции и интеллектуальные инвестиции в региональную социально-экономическую систему Краснодарского края. По мнению авторов, развитие конгрессно-выставочной деятельности будет являться существенным фактором привлечения инвестиций в социально-экономическую систему региона.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, интенсификация, инвестиционный климат, экономическая система региона.

Несмотря на последовательные и веские призывы руководства страны к переходу на инновационный курс развития, Российская Федерация продолжает далеко отставать от развитых стран, более того - этот разрыв растет. По данным Всемирного банка по суммарному показателю конкурентоспо-

собности экономики (380 показателей, включая уровень развития НИОКР) РФ занимала в 1994 г. место в четвертой десятке из 180 стран мира. За десять прошедших лет (2004 г.) наша страна переместилась во вторую сотню.

В СССР в 1991 г. было подано 190 тыс. заявок на изобретения. В настоящее время эта цифра сократилась до 22 тыс. в год. По данным ЦИСН, только 5-6 % российских промышленных компаний ведут разработку и внедрение технологических инноваций. В конце 1980-х гг. таких компаний было 60-70 %.

Инновационная продукция в общем объеме произведенного продукта в Российской Федерации сегодня не набирает и 1 %. В Финляндии этот показатель - более 30 %, в Италии, Португалии, Испании -от 10 до 20 %. Доля России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией уже в течение ряда лет не превышает 0,3-0,5 %. Для сравнения: доля данного продукта в США - 36 %, в Японии - 30, в Германии - 17, в Китае - 6 % [6, 8].

Интенсификация темпов положительной инвестиционной динамики на современном этапе экономического развития российских регионов является одной из приоритетных задач государственной политики. Степень инвестиционной привлекательности является определяющим условием активной инвестиционной деятельности и эффективного социально-экономического развития регионального пространства. Для формирования благоприятного инвестиционного климата необходимо создавать условия, мотивирующие приток инвестиций в регион, в частности меры налоговой, таможенной и кредитной политики.

Для усиления процессов интенсификации существенное значение приобретает прямое государственное инвестирование в инновационные проекты [1]. Следует отметить, что меры государственного стимулирования формирования положительного инвестиционного климата также необходимы для обеспечения социально-экономического развития регионального пространства. Благоприятный инвестиционный климат стимулирует формирование условий, при которых экономика становится открытой для инвестиций, и у экономических субъектов появляется возможность обновления производственного потенциала.

инвестиционный потенциал региона в своей основе является количественной характеристикой, которая включает основные макроэкономические показатели, отражающие конкурентные возможности для привлечения потенциальных инвесторов. Инвестиционный потенциал региона отражает влияние дифференциации объективных территориальных различий на устойчивое развитие и представляет собой восемь частных потенциалов: потребительский, трудовой, технический, финансовый, институциональный, инновационный, инфраструктурный, интеллектуальный [1].

Степень инвестиционной привлекательности является определяющим условием активной инвестиционной деятельности, а, следовательно, и эффективного социально-экономического развития регионального пространства.

Необходимо структурировать инвестиционную платформу Краснодарского края в двух направлениях: финансовом и интеллектуальном.

1. Финансовое направление. Удачное природно-климатическое и географическое положение Краснодарского края, наличие портового хозяйства в г. Новороссийске, развитой транспортной сис-

темы во многом способствовали международному выбору для проведения зимней Олимпиады в г. Сочи, «российского» чемпионата мира по футболу, «российской» Формулы 1. Все эти будущие спортивные мероприятия - уже сложившиеся стимулы финансовой приоритетности, самые весомые акценты привлекательного инвестиционного климата в региональную социально-экономическую систему Краснодарского края и Черноморского побережья.

2. Интеллектуальное направление. Оно «ощущается» в виде сформированной учебно-научно-инновационной платформы вузов и исследовательских центров Краснодарского края. Интеллектуальные инвестиции - нематериальные. Это целевое вложение денег на покупку патентов, лицензий, ноу-хау, в подготовку и переподготовку персонала, в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, в рекламу [5]. В авторском подходе к рассмотрению интеллектуальных инвестиций определено их содержание как вложение в будущее не только индивидуально каждого человека, но и отдельной социально-экономической системы региона, страны в целом. Не секрет, что инвестирование в интеллектуальный капитал (интеллектуальные инвестиции) само по себе очень затратное «мероприятие», особенно по своему обеспечению. Например, в процессе обучения сотрудников, повышения уровня их квалификации на протяжении 3-5 лет, зато отдача в виде полученных компетенций и приложение их на благо той или иной компании будут видны долгое время (см. рисунок).

Левая часть рисунка дает представление о том, какие итоги появляются вследствие реализации финансовых инвестиций. Такой процесс реализации, по мнению авторов, представлен двумя укрупненными блоками. Первый блок - «соглашение, правила по реализации финансовых инвестиций» (верхний левый угол). Второй блок - «компания, система и инфраструктура реализации финансовых инвестиций» (нижний, правый угол). Итогом первых двух блоков является третий блок - «единовременные результаты финансовых инвестиций».

В исследовании сделан акцент на единовремен-ности финансовых инвестиций, так как результат таких инвестиций кратковременен, например в виде какого-либо строящегося объекта. В свою очередь, напротив, правая часть рисунка, его третий блок -«емкие, распределенные во времени результаты финансовых ресурсов» - отличает тот факт, что

Соглашение, правила по реализации финансовых инвестиций

Единовременные результаты финансовых инвестиций

Компания, система и инфраструктура реализации финансовых инвестиций .

Отсутствует

четкое

соглашение

по реализации

интеллектуальных

инвестиций

1, 2, 3.

Г

Емкие, распределенные во времени результаты

Система реализации интеллектуальных инвестиций

Источник: составлено авторами.

Различия в результатах финансовых и интеллектуальных инвестиций

результаты интеллектуальных инвестиций очень многокомпоненты по своему конечному содержанию. К тому же они растянуты во времени: от получения сотрудником высшего профессионального образования и до работы в группе этого сотрудника, формирования и развития им успешного производственного проекта, доведения плана по предприятию до максимального уровня вследствие оптимального и рационального решения.

В процессе формирования предпринимательства и рыночных хозяйственных отношений не последнюю роль по своей значимости приобретают инвестиции, направляемые на внедрение инноваций, то есть инвестиции, носящие, по сути дела, инновационный характер. Это так называемые интеллектуальные инвестиции. Чтобы образовывать новшества и затем использовать их в производственном процессе, необходимы вложения средств в научные разработки, в подготовку и непрерывное повышение квалификации специалистов, предпринимателей, менеджеров, работников, занятых в процессе воспроизводства.

Суть интеллектуальных инвестиций состоит в долгосрочных вложениях для поддержания и развития научного потенциала, специалистов и других участников процесса, в передаче опыта, в лицензиях, инженерно-консультативных услугах и прочих мероприятиях, обеспечивающих инновационное воспроизводство капитала. Интеллектуальные инвестиции предоставляют возможности для обогащения опыта и знаний технического, экономического, административного, финансового характера, которые вносят в дальнейшем весомый

вклад в развитие на всех уровнях - региона, фирмы или отдельного предпринимателя.

Одним из объектов для выгодного вложения интеллектуальных инвестиций являются университеты. Однако для этого российские университеты должны реформироваться и стать более привлекательными для интеллектуальных инвестиций. В настоящее время университеты не имеют достаточных интеллектуальных инвестиций. их основным инвестором пока остается государство, хотя можно было бы значительно увеличить объемы инвестиций за счет привлечения частных инвесторов. Рисковый характер интеллектуальных инвестиций обусловлен тем, что не все разработки, методики, проекты могут обладать высоким качеством, найти спрос у покупателей, быть в конечном счете внедренными в производство.

Несмотря на рисковый характер, интеллектуальные инвестиции могут дать наибольший доход и социальный эффект, когда в результате их реализации создаются новые технологии, новый продукт, разрабатываются новые способы организации производства, труда, маркетинговой деятельности, возникают ноу-хау и др.

интеллектуальные инвестиции дают возможность обогатить опыт и знания технического, экономического, административного, финансового характера, востребованность которых в свою очередь обеспечивает значительные преимущества на всех уровнях - страны, региона, фирмы, предпринимателя. экономическая сущность интеллектуальных инвестиций заключается в их способности осуществлять «прорывы» в сфере воспроизводства капитала

с минимальными затратами и быстрой отдачей вложенных средств. Понимание роли венчурного капитала в преобразовании экономики на научно-технической основе привело управленческие структуры в развитых странах к необходимости содействия формированию «венчурной индустрии», позволяющей наиболее рационально и с максимально возможным эффектом использовать венчурные инвестиции при создании национальных инновационных систем. В этом процессе инновационные университеты могут сыграть одну из ключевых ролей.

Не стоит забывать и про интернет-технологии, ресурсы, которые позволяют в последнее время активизировать работу во всех областях деятельности. Интернет-ресурсы можно рассматривать в качестве материального актива (например по расходам на создание и обновление), а также в качестве нематериального актива - рыночной стоимости, которая есть функция качества, востребованности, потребности в исследовании данного продукта, спроса на его создание, развитие и обновление. С учетом этого рассчитываются два индикатора - рейтинг интернет-ресурсов в «англоязычном» и рейтинг в «русскоязычном» информационном пространстве. Рейтинги оцениваются по разработанным методикам с помощью поисковых систем Google (англоязычное пространство) и Yandex (русскоязычное пространство). Анализ динамики индикаторов позволяет судить о характере и о качестве управления интеллектуальным капиталом, развития ключевого продукта учреждений образования, международных организаций, европейской и российской сетей инновационных центров, транснациональных корпораций [2].

В рамках данного исследования авторы считают необходимым представить направления финансовой привлекательности, которые существуют на территории Краснодарского края.

Следует отметить, что одной из задач, стоящих перед современным обществом, является создание необходимых благоприятных условий для интенсификации экономического роста, повышения качества жизни населения. Достижение данной цели возможно путем привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Объемы и темпы роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона. Государственное стимулирование инвестиционной деятельности включает в себя следующие условия:

• разработку и реализацию эффективной модели государственного стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности на базе доступных инструментов экономической политики;

• подготовку и осуществление комплекса административно-экономических мероприятий распорядительного характера, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата в регионах Российской Федерации;

• разработку и принятие совокупности юридических мер, призванных способствовать активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов, опирающейся на инструменты государственно-частного партнерства [10];

• содействие формированию устойчивых деловых контактов между отечественным бизнес-сообществом и зарубежными партнерами, в частности финансовыми институтами, в целях привлечения в экономику активов всех видов;

• разработку концептуальных основ, принципов и направлений формирования системы государственного регулирования инновационной сферы экономики;

• оказание всестороннего содействия процессам ускоренного развития полноценной инновационной инфраструктуры;

• стимулирование инновационной деятельности действующих предприятий, содействие созданию новых инновационных компаний;

• повышение спроса на инновационную продукцию, поддержку инновационной направленности сектора науки и образования;

• усовершенствование корпоративного, налогового, экспортно-импортного законодательства на уровне отдельно взятого региона [9]. Инвестиционное законодательство Краснодарского края - одно из самых прогрессивных в стране. Законодательная база защищает и гарантирует права инвесторов. В крае действуют законы, обеспечивающие предоставление инвесторам господдержки на региональном уровне. Краснодарская краевая администрация инициирует факторы формирования и развития инвестиционного климата, который определяется следующими важными достижениями на территории края. Здесь действуют юридически грамотные законы, внедрены добросовестная конкуренция, простая и прозрачная система нало-

гообложения, созданы благоприятные условия для развития малого бизнеса, существует качественная антимонопольная среда и открытость глобальным рынкам.

В числе основных условий, благоприятных для привлечения крупных инвестиций в Краснодарский край, можно назвать следующие:

- освобождение от уплаты налога на имущество организаций на срок окупаемости проекта, но не более 3 лет фактического использования льгот. Предоставляется организациям, реализующим инвестиционные проекты, одобренные администрацией Краснодарского края, кредитным организациям, предоставляющим кредиты на срок свыше одного года для реализации инвестиционных и лизинговых проектов, лизинговым организациям, предоставляющим предметы лизинга для реализации инвестиционных проектов;

- снижение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций (налоговая ставка в размере 13,5 % на срок до 5 лет) [4]. Предоставляется организациям-резидентам особых экономических зон (ОЭЗ), организациям, основной вид деятельности которых - добыча сырой нефти, производство нефтепродуктов или производство цемента на территории региона;

- освобождение от уплаты транспортного налога (на срок до 5 лет). Предоставляется резидентам ОЭЗ, созданной на территории Краснодарского края, по транспортным средствам, используемым для осуществления своей деятельности;

- предоставление инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и региональным налогам в части, поступающей в краевой бюджет, на срок окупаемости проекта, но не более 3 лет [3]. Предоставляется при наличии хотя бы одного из следующих оснований: проведение организацией НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию края или предоставление ею особо важных услуг населению, выполнение организацией государственного оборонного заказа, осуществление организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергоэффективности, реализация инвестором инвестиционного проекта, одобренного высшим исполнительным органом власти Краснодарского края с установленной фор-

мой государственной поддержки в виде инвестиционного налогового кредита;

- размер ставки арендной платы от кадастровой стоимости земли на период проектно-изыска-тельских работ и строительства, но не более 3 лет. Предоставляется организациям, реализующим инвестпроекты, одобренные администрацией края, по земельным участкам, находящимся в государственной собственности региона;

- субсидирование из краевого бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным инвесторами в кредитных организациях (3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ) на срок окупаемости проекта, но не более 3 лет. Предоставляется организациям, реализующим инвестпроекты, одобренные краевой администрацией, лизинговым организациям, поставляющим машины, оборудование и транспортные средства для реализации проектов, одобренных администрацией края;

- субсидирование из краевого бюджета части затрат на уплату купонов по выпущенным корпоративным облигационным займам (1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ). Предоставляется организациям, реализующим инвестиционные проекты, одобренные администрацией края;

- субсидирование части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам и займам в российских кредитных организациях. Предоставляется по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями АПК независимо от их организационно-правовой формы, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами;

- государственные гарантии. Предоставляются на конкурсной основе;

- бюджетные инвестиции для финансирования инвестпроектов в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством РФ;

- сопровождение инвестиционных проектов на срок окупаемости проекта, но не более 3 лет. Сопровождению подлежит инвестиционный проект, который реализуется на территории Краснодарского края, и решение о сопровождении которого принято комиссией по рассмотрению вопросов сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых на территории края.

Краснодарский край развивается ускоренными темпами и имеет устойчивую репутацию одного из наиболее инвестиционно привлекательных

регионов России. Рейтинг края в мировом бизнес-сообществе весьма высок. В крае действует целый ряд законов и нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность. Среди них законы «О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Краснодарского края», «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае», «О предоставлении государственных гарантий Краснодарского края и размещении средств краевого бюджета для финансирования инвестиционных проектов», «Об инвестиционном налоговом кредите», «О государственной поддержке лизинговой деятельности в Краснодарском крае». Также важную роль в этом направлении сыграли постановления администрации Краснодарского края «О преодолении административных барьеров и упрощении согласительных процедур при осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности», «Об утверждении порядка государственной поддержки субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих системы качества на основе требований международных стандартов, посредством частичного возмещения затрат на их разработку и внедрение» [12].

В регионе действует служба «одного окна», которая осуществляет работу по согласованию инвестиционных проектов с муниципальными, краевыми и федеральными органами и техническими службами от момента подачи инвестором декларации о намерении строительства объекта до предоставления земельного участка и начала строительства. В целях привлечения иностранных инвестиций, развития и укрепления благоприятного инвестиционного климата, обеспечения информационного обмена и взаимовыгодного сотрудничества между администрацией края и иностранными инвесторами действует консультативный совет по иностранным инвестициям при главе администрации Краснодарского края.

Под интенсификацией формирования благоприятного инвестиционного климата социально-экономического регионального пространства следует понимать процесс в развитии народного хозяйства за счет применения более эффективных инструментов создания инвестиционного климата и его организации, в частности в осуществленном анализе авторами акцентируется внимание на кон-грессно-выставочной деятельности.

Многочисленные исследования, проводимые в России, подтверждают, что конгрессно-выставочная

деятельность является уникальным инструментом маркетинга, который направлен на формирование благоприятного инвестиционного климата и является отличным каналом бизнес-коммуникации. Для развития региона выставочная деятельность является одним из наиболее эффективных инструментов, способствующих повышению конкурентоспособности и росту регионального бизнеса, развитию инфраструктуры, созданию новых рабочих мест, внедрению инноваций и привлечению инвестиций, что в свою очередь ведет к увеличению налоговых отчислений и, как следствие, увеличению объема валового регионального продукта.

Конгрессно-выставочная деятельность как элемент формирования благоприятного инвестиционного климата должна способствовать становлению и укреплению инвестиционной привлекательности экономической системы для иностранных инвесторов. В последнее время большинство выставок и конференций, которые проходят в России, поддерживаются на государственном уровне министерствами и ведомствами, Советом Федерации и Государственной Думой, Правительством РФ, региональными органами законодательной и исполнительной власти [4].

Конгрессно-выставочная деятельность Краснодарского края призвана содействовать развитию экономики путем создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в регион. Отличительной чертой конгрессно-выставочной деятельности в Краснодарском крае является тот факт, что администрация региона не только принимает участие в выставочных мероприятиях, но и выступает организатором международных выставок и экономических форумов как в России, так и за пределами страны.

За последние годы конгрессно-выставочная деятельность внесла существенный вклад в развитие внешнеэкономических связей. В краевых выставках активно участвуют Германия, Италия, Япония, Франция, США, Турция, Кипр, Сингапур, Австрия, Югославия, Польша, Венгрия и другие страны. Так, в 2011 г. в Краснодарском крае были проведены следующие крупные мероприятия:

- 17-я международная туристская выставка «Курорты и туризм - 2011»;

- международная агропромышленная выставка «Зеленая неделя - 2011»;

- южный архитектурно-строительный форум;

- международная выставка коммерческой недвижимости «М1Р1М - 2011»;

- Петербургский международный экономический форум;

- 12-я специализированная выставка медицинского оборудования, технологий и фармпрепаратов для современной медицины и здравоохранения «Медицина - сегодня и завтра»;

- 10-й международный инвестиционный форум «Сочи - 2011»;

- 5-я юбилейная международная выставка ювелирных изделий и fashion-индустрии «Золотой сезон - 2011»;

- международная промышленная выставка «Развитие инфраструктуры Юга России»;

- 17-я специализированная выставка «Риэлтор -инвестиции - недвижимость - 2011»;

- 18-й международный агропромышленный форум «ЮГАГРО» [3].

Самыми крупными выставочными компаниями Краснодарского края являются «КраснодарЭКСПО» и «СОУД - Сочинские выставки».

Для инвестора важнейшими составляющими бизнеса являются стабильность и динамичность развития региона. По мнению авторов, Краснодарский край соответствует данным требованиям. Власти региона стремятся обеспечить российским и зарубежным инвесторам всестороннее содействие в продвижении инвестиционных проектов.

В настоящее время в крае создано свыше 900 предприятий с участием партнеров более чем из 70 стран, среди которых Франция, Германия, США, Швеция, Турция, Нидерланды и другие страны [3].

Результатом конгрессно-выставочной деятельности в регионе стала успешная реализация инвестиционных проектов с участием иностранных партнеров. Вот несколько примеров:

• компания «Бондюэль» (Франция) построила в Краснодарском крае завод по производству овощных консервов;

• компания ООО «КЛААС» (Германия) построила в Краснодаре завод по производству сельхозтехники стоимостью 20 млн евро. С октября 2003 г. были возведены все запланированные объекты, центральным из которых является сборочный цех площадью 5 тыс. м2 [3];

• компания «Нестле» (Швейцария) поэтапно развивает свою производственную деятельность на территории края. Фабрика «Нестле Кубань» была запущена в ноябре 2005 г. и стала первой в России фабрикой полного цикла по производству растворимого кофе;

• компания CECAB Group (Франция) - один из европейских лидеров по производству и переработке консервированных и замороженных овощей - построила в Тимашевске завод по производству и переработке консервированных овощей ООО «Кубанские консервы»;

• компанией «Анадолу Джам» (Турция) в Крымском районе введена в эксплуатацию первая очередь завода по производству стеклотары. За последние три года в экономику региона

было привлечено более 1 трлн руб. инвестиций. Только в 2010 г. в Краснодарский край привлечено порядка 493 млрд руб. инвестиций с темпом роста свыше 118 % [4].

По итогам инвестиционного форума администрация Краснодарского края подписала 43 соглашения на сумму около 147,5 млрд руб. Главы муниципальных образований совместно с органами исполнительной власти края подписали 252 соглашения на общую сумму около 282 млрд руб. Всего Краснодарский край заключил 295 соглашений на 429,5 млрд. руб. Это на 38 соглашений и 47,7 млрд руб. больше, чем в 2010 г. [4]. Среди муниципалитетов лидируют города Краснодар и Новороссийск, Крымский район.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инвестиционные лидеры Кубани на форуме «Сочи - 2011»: г. Краснодар - 125,5 млрд руб., г. Новороссийск - 45,4 млрд руб., Крымский район -42,8 млрд руб., г. Сочи - 36,4 млрд руб., Лабинский район - 20,8 млрд руб., г. Туапсе - 18,2 млрд руб., Абинский район - 13,5 млрд руб., Тимашевский район - 13,3 млрд руб., г. Армавир - 7,3 млрд руб., Красноармейский район - 6,8 млрд руб. [3].

По данным рейтингового агентства «эксперт РА», Краснодарскому краю был присвоен высший рейтинг - (1А) «Максимальный потенциал - минимальный риск». Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России, публикуемый уже 16 лет агентством «эксперт РА», является наиболее авторитетной независимой оценкой деятельности региональных властей по созданию благоприятных условий для инвестирования. На результаты данного рейтинга во многом ориентируются российские и зарубежные инвесторы.

В заключение отметим, что высокую инвестиционную привлекательность Краснодарского края обусловили не только удачные климатические условия и выгодное географическое расположение, но и проведенная большая работа руководства края и всего населения по обеспечению эффективного

социально-экономического развития регионального пространства. За последние три года в экономику Краснодарского края, по официальным данным, поступило более 1 трлн руб. инвестиций. В 2010 г. в регион было привлечено порядка 493 млрд руб. инвестиций с темпом роста более 118 %, что на 12 % выше среднего показателя по России.

В нынешнем году высокие темпы роста освоения инвестиций в Краснодарском крае сохраняются. Только за первое полугодие 2011 г. в экономику края поступило 240,9 млрд руб. инвестиций с темпом роста 122,8 % при среднем показателе по России 102,7 %. Инвестиционную привлекательность региона еще раз весомо продемонстрировал 10-й юбилейный международный форум «Сочи - 2011».

Таким образом, авторский подход к оценке привлекаемых инвестиций определен их общим делением на финансовые и интеллектуальные. Особый акцент в работе сделан на интеллектуальных инвестициях, ведь их результат самый непредсказуемый и растянут по времени. Зачастую он не поддается оценке и сравнению. В свою очередь, напротив, оценка финансовых инвестиций существует, выраженная множеством аналитических расчетов.

Список литературы

1. Бочаров В. В. Инвестиции: теория и практика. СПб: Питер, 2010.

2. Ваганян Г. Интеллектуальный капитал: инвестиции в будущее. URL: http://www. cnews. ru/reviews/free/national2006/articles/intell2.

3. Департамент инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края. URL: http:// www. investkuban. ru.

4. Инвестиционный портал г. Краснодара. URL: http://www. investment. krd. ru.

5. Интеллектуальные инвестиции.

6. Междисциплинарные проблемы средового подхода к инновационному развитию / под ред. В. Е. Лепского. М.: Когито-Центр, 2011. С. 7-8.

7. Методологические аспекты инновационного развития России / Проектно-аналитическая записка по итогам работы КИР за 2009 г. М., 2009.

8. Национальные инновационные системы в России и ЕС. М.: ЦИПРАН РАН, 2006.

9. Нешитой А. С. Финансы и инвестиции. М.: Дашков и Ко, 2007.

10. Новиков В. С. Государственно-частное партнерство как механизм трансформации сферы образовательных услуг в РФ. Ростов н/Д, 2009.

11. Новиков В. С., Ткачева Е. Н. Виртуальное экономическое пространство в глобализирующейся системе региональной экономики // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 7. С. 53-60.

12. Ткачева Е. Н. , Кузнецова А. С. Информационный портал для виртуальных организаций Краснодарского края // Российское предпринимательство. 2011. № 5. С. 45-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.