АЛИЕВ Б.Х.,ГАЗИМАГОМЕДОВ Р.К.,КАДИЕВ Р.К.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РЕГИОНА: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены условия развития и пути улучшения инвестиционного климата региона. Также исследованы вопросы эффективного применения и создания норм для повышения инвестиционного климата и привлечения инвестиций в регионы. Кроме того, подробно раскрыты ключевые моменты участия госкорпораций на основе государственно-частного партнерства в решении задач по улучшению инвестиционного климата и ускорению модернизации экономики страны и регионов.
Ключевые слова: инвестиционный климат, государственно-частное партнёрство, финансовые гарантии госкорпорации, кластерная организация, регион.
АЫЕУ В.КН., GAZIMAGOMEDOV К.К.,KADIEV К.К.
THE INVESTMENT CLIMATE OF THE REGION: THE STATE AND WAYS OF IMPROVEMENT
Abstract. The article discusses the conditions of development and ways of improving the investment climate of the region. The issues of effective use and creation of standards of improving investment climate and attracting investments into regions have also been studied. Besides, the key points of the participation of state corporations based on state and private partnership in solving tasks of improving the investment climate effectively and accelerating the modernization of the economy of the country and regions have been covered in detail.
Keywords: investment climate, state-private partnership, financial guarantees of a state corporation, a cluster organization, a region.
Инвестиционный климат — это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Создание условий для улучшения инвестиционного климата в регионе является одной из основных задач государственных органов как регионального, так и федерального уровня. Различия в стартовых условиях для развития регионов, а также субъектов местного самоуправления (города, районы, поселения) сильно влияют на создание привлекательного инвестиционного климата в регионе. К таковым относятся:
- географическое положение региона, субъекта местного самоуправления (наличие запасов важных полезных ископаемых);
- развитость региональной инфраструктуры (инженерно-коммуникационной, транспортной, социальной);
- наличие у региона интеграционных связей с субъектами РФ и зарубежными партнёрами;
- наличие развитой финансовой инфраструктуры;
- состояние промышленности и других определяющих отраслей народного хозяйства в регионе (их технической уровень и научно-технический потенциал);
- уровень системы высшего и средне-специального образования;
- обеспеченность региона трудовыми ресурсами;
- возможности региона для создания точек и территорий роста (технопарки инновационного типа, промплощадки производственного типа, бизнес-инкубаторы) [1].
И отдельно — наличие в высших органах исполнительной власти региона и местного самоуправления руководителей, отвечающих современным требованиям: высокий профессионализм; владение современными методами и механизмами развития регионов, отраслей и территорий; высокие нравственные качества; патриотизм и др.
По инвестиционному климату регионы Российской Федерации можно разделить на несколько групп:
1. С хорошим инвестиционным климатом:
центральные и северо-западные регионы (Москва, Санкт-Петербург, Московская, Калужская, Липецкая, Ленинградская, Ярославская области);
регионы Поволжья и Урала — Татарстан, Башкирия, Самарская, Нижегородская, Сверд-
Алиев Б.Х., Кадиев Р.К., Газимагомедов Р.К.
_ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РЕГИОНА: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ_
ловская, Челябинская области;
регионы Сибири — Ханты-Мансийский АО, Тюменская область, Красноярский край, Республика Якутия;
регионы юга России — Краснодарский край, Ростовская и Ставропольские области.
2. Регионы, где есть возможности и которые в ближайшем будущем по примеру регионов-соседей смогут улучшить инвестиционный климат благодаря тем стартовым условиям, о которых говорилось выше (центральные области, северо-западный и сибирские регионы).
3. Регионы с плохим инвестиционным климатом, в основном периферийные приграничные, где есть неплохие, а в некоторых очень хорошие условия (Республика Дагестан, Приморский и Хабаровский края). Однако в этих регионах во многом отсутствуют необходимые условия для повышения и улучшения инвестиционного климата: инженерно-коммуникационная и финансовая инфраструктура, система подготовки трудовых ресурсов, наличие квалифицированных кадров. В некоторых регионах остаётся нестабильная общественно-политическая обстановка (Дагестан, Чечня, Ингушетия, КЧР и КБР), в основном навязанная извне, исходя из геостратегических интересов США, Саудовской Аравии, Турции и их союзников.
Надо признать, что на законодательном уровне для улучшения инвестиционного климата в регионах Российской Федерации в основном созданы все условия (это относится и к федеральному, и к региональному законодательству) [2]:
- во-первых, гарантирована безопасность и сохранность инвестиций в регионы и территории;
- во-вторых, предусмотрены налоговые преференции на определённые сроки и объёмы инвестиций;
- в-третьих, предоставляются земельные площади на льготных условиях, с обеспеченной инженерной и транспортной инфраструктурой;
- в-четвёртых, органы исполнительной власти регионов и поселений участвуют на принципах государственно-частного партнёрства в создании новых производств и реализации новых проектов.
В развитых субъектах Российской Федерации созданы и работают «Корпорации развития» регионов, которые являются операторами реализации программ по инвестиционному развитию территорий и улучшения инвестиционного климата регионов.
Как мы видим, все перечисленные выше организационно-управленческие мероприятия, принятие которых не требует особых усилий со стороны местного самоуправления российских регионов, так как в федеральном законодательстве созданы условия для эффективного применения норм и создания норм для повышения инвестиционного климата и привлечения инвестиций в регионы (иностранные и российские инвестиции).
Можно сделать вывод: там, где успешно создаются условия и применяются механизмы и инструменты для улучшения инвестиционного климата, в регионе и на территории есть квалифицированная команда управленцев во главе с руководителем региона. Это главное условие для успешной реализации задач по инвестициям и улучшению инвестиционного климата в регионе. В Республике Дагестан имеется всё необходимое, кроме относительной стабильности общественно-политической обстановки и единой команды для реализации инвестиционных проектов развития [3].
Справедливости ради отметим, что в коэффициенте инвестиционной привлекательности региона и уровне инвестиционного климата доля политической стабильности занимает около 50 %.
Отдельно надо сказать о финансовой инфраструктуре в регионах и возможностях гарантирования прямых инвестиций (финансовых). Не секрет, что во многих регионах, в том числе и в Республике Дагестан, бюджет не позволяет принять на себя финансовые гарантии, как это требуют инвесторы, особенно зарубежные. В то же время преференции, предусмотренные Постановлением Правительства РФ для субъектов СКФО в виде гарантирования Минфином РФ 70 % от объёма инвестиций по инвестиционному проекту (общая сумма в 2013 году составляла 50 млрд рублей), не срабатывают, или же очень сложно пройти весь механизм гарантирования через госбанки (ВЭБ, Сбербанк, Россельхозбанк) — это занимает от года до двух, и есть предложения по упрощению процедуры [4].
Ещё одним проблемным вопросом для инвестиционной активности в регионах является отсутствие крупных частных банков, высокая процентная ставка от 18-25 % годовых и недоступность долгосрочных кредитов от 3-5 лет (это сроки окупаемости инвестиционных проектов объёмом от 100 млн — 1 млрд рублей).
Проблема строительства новой инженерной и коммунальной инфраструктуры территорий и площадок развития регионами в целом решаются неплохо. Но подключение к сетям и обеспечение мощностей от естественных монополий требуют огромных усилий, и часто от этого зависят сроки ввода в эксплуатацию новых производств.
Параллельно с реализацией перспективных для регионов инвестиционных проектов необходимо решать вопросы подготовки квалифицированных кадров, хотя регион может быть трудоизбыточен, то есть обучение или переподготовка инженерных и среднетехнических кадров должны вестись в вузах и колледжах по запросу субъектов экономики регионов [5].
Как уже говорилось, улучшение инвестиционного климата в регионе является одной из приоритетных задач и обязанностей органов исполнительной власти во главе с руководством субъекта. Это отражено в Постановлении Правительства РФ «Об оценке эффективности деятельности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по социально-экономическому развитию региона».
Наряду с действующими федеральными целевыми программами (ФЦП) и программами развития отраслей экономики практически все субъекты приняли стратегии социально-экономического развития регионов до 2020-2030 годов. И одной из главных задач в этих стратегиях является повышение инвестиционной привлекательности и улучшение инвестиционного климата регионов.
Во многих регионах создаются госкорпорации или агентства развития, которые в своей деятельности действуют, с одной стороны, как госзаказчик, а с другой — как бизнес-структура в рыночной экономике. Вышеперечисленные элементы госполитики способствуют повышению инвестиционной привлекательности регионов. Механизмами реализации являются федерально-целевые и отраслевые госпрограммы, программы развития естественных монополий в регионах (Газпром, Россети, РЖД), а также госпрограммы регионов по инфраструктурному, в том числе социальному, развитию территорий.
Успешно применяется кластерная организация отраслей и производств в регионах. За последние несколько лет созданы кластеры в различных отраслях (Калужская область — автомобильная промышленность, Татарстан — нефтехим, Самарская — авиастроение и автомобилестроение, Ленинградская — автомобилестроение, Краснодарский край — АПК и туризм, Санкт-Петербург — транспортно-логистический комплекс, Нижегородская — фармацевтика). Кластерная организация становится важным механизмом в реализации программ экономического развития регионов и инструментом улучшения инвестиционного климата [6].
Госкорпорации и государственно-частное партнёрство — это один из механизмов и инструментов для ускоренной модернизации экономики страны и регионов. Их успешная деятельность во многом может определить технологическое развитие отраслей и территорий. Примеры: «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой», «Объединённая судостроительная корпорация» и другие. Главная задача госкорпораций в регионах — это создание точек роста: промышленных площадок производственного типа, внедренческих технопарков и бизнес-инкубаторов.
Корпорация развития региона должна в начале деятельности разъяснить инвесторам, что главное в их деятельности не управление проектами, а создание условий для успешной реализации инвестиционных проектов на созданных производственных и внедренческих площадках, т. е. частный партнёр должен быть уверен, что его финансово-хозяйственная сфера защищена и государство в неё не вмешивается. Надо заложить в договоры возможность выкупа доли корпорации в проекте частным инвестором. Вырученные при этом средства корпорация вкладывает вместе с частным инвестором в другие проекты, т. е. мы получаем эффективное вложение государственных средств, при этом зарабатывая и увеличивая капитализацию активов (на лицо синергетический эффект вложений). Необходимо чёткое понимание, что корпорация создаёт условия для реализации эффективных проектов и конкурентных производств, а частный инвестор обеспечивает реализацию и получение намечаемых финансовых и других
Алиев Б.Х., Кадиев Р.К., Газимагомедов Р.К.
_ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РЕГИОНА: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ_
результатов проекта. Государство — своего рода опекун для инвестора (партнёра) до его реализации, а после — это уже самостоятельная хозяйственная единица. Корпорация и в дальнейшем продолжает помогать предприятию, т. к. заинтересована в результатах и получении доходов для себя и государства [7].
Государственно-частное партнёрство может развиваться в разных отраслях или при реализации конкурентного крупного проекта (производства), важного для региона и страны. В научно-технической инновационной сфере это участие разработчиков и учёных в инновационном сотрудничестве. Государство (корпорация) создаёт все условия, начиная с идеи выпуска опытного образца, НИОКР и доведения до серийного производства. При этом важно участие учёного-конструктора в конечном распределении прибыли от внедрения нового изделия или технологии (обычно это 5-10 %).
Очень эффективно ГЧП в инфраструктурных проектах, которые довольно быстро могут окупаться и решать важные проблемы региона, территории и даже страны — пример строительства объектов в Сочи («Олимпстрой» и пул крупных частно-государственных и частных компаний). В транспортном строительстве государственные органы совместно с частными организациями ведут строительство платных высокоскоростных магистралей, при этом вложения частных компаний составляют 50-90 %. Энергетическое строительство имеет неплохие перспективы, особенно в возобновляемых источниках энергии (ВИЭ). Здесь частные компании для повышения энергоэффективности применяют оборудование систем для когенерации и тригенерации, эффективность при этом составляет около 100 % или выше. Важна роль государственных органов в создании условий для использования потенциальных возможностей энергетических устройств и систем (например, тепло — для отопления жилых домов и тепличных комплексов, холод — хранилища и кондиционирование). Очень важно, что создаётся среда, где государство решает многие социально экономические задачи региона, при этом зарабатывая, и частный бизнес мотивирован на успешную и долговременную работу в регионе. То есть создаётся благоприятный инвестиционный климат.
Корпорация развития Дагестана, созданная Постановлением Правительства Республики Дагестан, с уставным капиталом 5 млрд руб., планировала создавать новые производства и привлекать инвестиции в регион. В частности, предполагалось использовать свободные площади с существующей инженерной инфраструктурой, принадлежащие промышленным предприятиям республики (примерно 300 000 м2). Корпорация предлагала долю промпредприяти-ям (практически все — частные акционерные общества). Учитывая оценку взносов предприятий в виде земли — промышленных площадей с инфраструктурой, их доля не превышала 2 % от акций госкорпорации, что не устраивало предприятия. Правительству и корпорации было предложено участие предприятий не в корпорации в целом, а в каждом проекте отдельно, при этом такое участие доходило до 20-30 % от стоимости инвестпроекта. В этом случае заинтересованность предприятий была очевидна. Однако государственной региональной корпорации не удалось эффективно применить механизм государственно-частного партнёрства, что привело к ущербу для государства; цели её создания не были достигнуты.
Вывод можно сделать следующий: при желании руководства региона и подборе компетентных, некоррумпированных управленцев в регионах с неспокойной общественно-политической обстановкой можно успешно решать задачи по улучшению инвестиционного климата, эффективно используя механизм государственно-частного партнёрства. Даже в самых развитых странах, где успешно была реализована кластерная организация производств и целых отраслей, государственно-частное партнёрство было ядром развития регионов и отраслей.
Помимо совершенствования процедур привлечения инвестиций, необходимо использовать и другие пути улучшения инвестиционного климата. В российских регионах существуют сложные проблемы. Подход к решению этих проблем должен быть комплексным. При этом на первый план справедливо было бы выдвинуть совершенствование бюджетно-финансовой политики и модернизацию системы межбюджетных отношений.
Литература
1. Алиев Б. Х., Тайсумова Х В. Формирование механизма трансформации сбережений населения в инвестиции для развития экономики на инновационной основе // Финансы и кредит. — 2011. — № 30. — С. 10-13.
2. Алиева Х. Р., Султанов Г. С. Пути повышения инвестиционной привлекательности в сфере туризма
региона // Экономика и предпринимательство. — 2014. — № 1-3. — С. 260-263.
3. Арсланов Ш. Д. Инвестиционный климат как инструмент анализа социально-экономического развития региона // Социально-экономическое развитие современного государства в условиях глобализации: материалы II Межд. науч.-практ. конф. (Саратов, 25 сентября 2012 г.). — Саратов, 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/138082.
4. Официальный сайт партии «Единая Россия» [Электронный ресурс]. URL: http://er.ru/news/2012/1/30/ Putin-rossii-nuzhna-novaya-economica (дата обращения: 13 июля 2012 г.).
5. Гусев С. Н. Государственная инвестиционная политика России: цели, задачи, инструменты регулирования // Экономика и управление. — 2011. — № 10(8). — С. 139.
6. Петросянц В. З., Дохолян С. В. Инвестиционная политика и современные инструментальные средства инвестиционного развития регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2010. — № 3. — С. 136-149.
7. Хейфец Б. Офшорные финансовые сети российского бизнеса // Вопросы экономики. — 2009. — № 1. — С. 57.
References:
1. Aliev BH, Taysumov HW Formation of the mechanism of transformation of savings into investments for the development of innovation-based economy // Finance and Credit. - 2011. - № 30. - S. 10-13.
2. Aliyev H. R. Sultanov GS Ways to increase the investment attractiveness of tourism in the region // Economics and Entrepreneurship. - 2014. - № 1-3. - S. 260-263.
3. Arslanov Sh D. Investment Climate as a tool for the analysis of socio-economic development of the region // Socio-economic development of the modern state in the context of globalization: Materials II Int. scientific and practical. Conf. (Saratov, September 25, 2012). - Saratov, 2012 [electronic resource]. URL: http://www.kavkaz -uzel.ru/articles/138082.
4. Official site of the party "United Russia" [electronic resource]. URL: http://er.ru/news/2012/U30/Putin-rossii-nuzhna-novaya-economica (date accessed: 13 July 2012).
5. Gusev SN State Investment Policy of Russia: goals, objectives, management tools // Economics and Management. - 2011. - № 10 (8). - P. 139.
6. Petrosyants VZ, Dokholyan SV Investment policy and modern tools of investment development of regions // Regional problems of economic transformation. - 2010. - № 3. - S. 136-149.
7. Heifetz B. Offshore Financial Network Russian business // Problems of Economics. - 2009. - № 1. - S. 57.