Научная статья на тему 'Инвестиционный климат и иностранные инвестиции во Вьетнаме'

Инвестиционный климат и иностранные инвестиции во Вьетнаме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1010
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный климат и иностранные инвестиции во Вьетнаме»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Нгуен Тхи Кам Тхо

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ВО ВЬЕТНАМЕ

В статье рассматриваются особенности развития инвестиционных процессов во Вьетнаме в период реформы. Основное внимание уделяется показателям динамики отраслевой и территориальной структуры иностранных инвестиций, инвестиционным отношениям Вьетнама, главным образом, со странами Юго-Восточной Азии и сравнению с этими странами по уровню инвестиционной привлекательности. При этом речь идет о прямых иностранных инвестициях, поскольку портфельные иностранные инвестиции из-за недостаточного уровня развития фондового рынка во Вьетнаме практически отсутствуют. Дается характеристика факторов, определяющих инвестиционный климат в стране, и рекомендации по его улучшению.

Формы и динамика привлечения иностранного капитала. Во Вьетнаме в период реформы в развитии инвестиционных процессов можно выделить два различных по содержанию этапа.

Первый этап - с начала 1990-х годов до начала валютного финансового кризиса 1997 г. Доля инвестиций в основной капитал в ВВП быстро увеличилась с 17,6% в 1992 г. до 31% к 1997 г. К середине 1990-х годов 30% капиталовложений в экономику обеспечивались поступлениями от иностранных инвесторов. Доля частного сектора сократилась до 30%, доля государственной собственности составляла 40% общих инвестиций в основной капитал [1]. Такая картина характерна для многих восточноазиатских стран и считается одним из недостатков модели развития, оценивается как институциональная незрелость. Эту модель отличают чрезмерные государственные гарантии госсектору, слабость и зарегулированность финансовых систем, неналаженный аудит, олигархические тенденции и широкое распространение коррупции. Как показывает практика, вьетнамское руководство со временем осознало, что такая модель, являясь мобилизационной, в значительной мере исчерпала себя в условиях влияния глобализации на реализацию курса на развитие многоукладной экономики.

Второй этап - конец 1990-х годов - 2006 г. После заметного падения доли инвестиций в основной капитал в ВВП (26% в 1998-1999 гг.), которое было связано как с последствиями регионального кризиса и снижением уровня освоения прямых иностранных инвестиций (ПИИ), так и с некоторым сокращением темпов роста экономики, наступил подъем. Эта доля достигла в 2004 г. 36-37% [1]. Структура формирования инвестиций претерпела изменения, связанные с тем, что основной прирост их происходил за счет внутренних источников финансирования капиталовложений, хотя при этом инвестиционные возможности государственного сектора выросли незначительно.

Как показывает опыт Вьетнама, инвестиции, осуществляемые за счет различных источников, имеют свои сферы использования: основная часть государственных инвестиций, поступающих по линии официальной помощи развитию (ОПР), направляется в социально-экономическую инфраструктуру, т. е. в те отрасли экономики, где реальная отдача и вклад в рост ВВП происходят не столь быстро. Планируемый рост внутренних капиталовложений в кратко- и среднесрочной перспективе, видимо, не сможет в полной мере обеспечить эффект ускорения экономического роста, в то время как иностранные инвестиции будут играть главную роль и могут остаться основным источником инвестирования.

Вьетнамское руководство избирательно подходит к тому, на каких условиях и в каких формах привлекать иностранный капитал. Вьетнам практически почти ничего не заимствует на международном рынке ссудных капиталов, так как эти займы отличаются гораздо менее выгодными условиями, чем прямая международная экономическая помощь. Непреложной установкой на современном этапе является также использование более выгодных долгосрочных и низкопроцентных кредитов по линии ОПР.

Характерной особенностью Вьетнама является отсутствие в стране практики привлечения иностранных кредитов отечественными компаниями. Редкие случаи кредитования проектов с участием иностранных инвесторов рассматриваются как форма вклада в бизнес со стороны иностранного партнера. Таким образом, негосударственный внешний долг в СРВ пока не формируется.

Когда мы говорим об иностранных инвестициях во Вьетнаме, имеются в виду главным образом ПИИ, портфельные инвестиции практически отсутствуют. По оценкам специалистов, в начале XXI столетия объем портфельных инвестиций оценивался менее чем в 1% по отношению к объему ПИИ [2]. Портфельные инвестиции, объем которых не превышает нескольких десятков миллионов долларов США, осуществляются только через несколько инвестиционных фондов с участием иностранного капитала.

Крайне малый объем портфельных инвестиций напрямую связан, прежде всего, с недостаточным уровнем развития фондового рынка. Пока вьетнамский фондовый рынок делает только первые шаги в своем развитии и является, скорее, «испытательной площадкой», чем реальным инструментом современных рыночных отношений. В качестве других причин неразвитости портфельного инвестирования во Вьетнаме называется отсутствие государственной политики по развитию эффективного механизма хеджирования рисков, системы внутренних кредитных рейтингов, а также непрозрачность многих компаний-эмитентов и существующие строгие ограничения на валютные операции.

В соответствии с Законом об иностранных инвестициях, принятым в 1997 г. и постоянно дополняемым в пользу расширения прав иностранных инвесторов, во Вьетнаме установлены три основные формы ПИИ: совместное предприятие, предприятие со 100-процентным участием иностранного капитала и деловое сотрудничество на основе договора1. В 1988-2005 гг. предприятия со 100-процентным иностранным капиталом занимали первое место как по удельному весу в общем коли-

1 Совместное предприятие — это предприятие, созданное двумя или несколькими участниками с вьетнамской и зарубежной стороны по типу общества с ограниченной ответственностью (ООО) и являющееся юридическим лицом СРВ. Его уставный фонд должен быть не менее 30% зарегистрированного инвестиционного капитала. Вклад иностранного партнера должен быть не менее уставного фонда, в особых случаях — не ниже 20% зарегистрированного капитала. Это долгосрочные капиталовложения — сроком до 50 лет, в отдельных случаях — до 70 лет. Иностранные инвесторы предпочитают эту форму вложений по следующим причинам: в отличие от предприятия со 100-процентным участием иностранного капитала совместные предприятия пользуются всесторонней поддержкой вьетнамских партнеров на всех этапах создания и реализации проекта. Сфера деятельности совместных предприятий шире, чем предприятия со 100-процентным участием иностранного капитала.

Предприятия со 100-процентным иностранным капиталом по праву собственности принадлежат инвестору, который самостоятельно ведет управление, организует производственно-коммерческую деятельность по типу товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО) и является юридическим лицом СРВ. В процессе деятельности компании не имеют права снижать уставный фонд, а для его повышения требуется специальное разрешение вьетнамского правительства.

Договор о деловом сотрудничестве (ДСД) заключается между двумя или более сторонами для развертывания инвестиционной деятельности и распределения результатов и ответственности в производственно-коммерческой деятельности без необходимости регистрации юридического лица. Эта форма инвестирования получила наибольшее распространение в сфере разведки и добычи нефти и газа, а также в отраслях связи и телекоммуникаций. Их доля в общем числе ДСД не превышает 30% и составляет 90% всех капиталовложений. Оставшаяся часть средств, используемых в договорной форме, приходится главным образом на выполнение заказов на давальческой основе и оказание услуг. Показатель освоения капитала составляет 88%, что выгодно отличает эту форму ПИИ от двух предыдущих.

честве проектов (74,42%), так и по объему инвестиций (50,65%); совместные предприятия - второе место (22,24 и 37,96% соответственно).

К формам привлечения иностранных инвестиций также относятся договоры о строительстве - эксплуатации - передаче (СЭП), строительстве - передаче - эксплуатации (СПЭ), строительстве - передаче (СП), а также проекты по строительству и развитию экспортно-производственных зон (ЭПЗ) и промышленных зон (ПЗ). Первые три вида проектов обычно применяются в области строительства объектов инфраструктуры. Во Вьетнаме эта форма инвестиций нашла применение в сооружении ряда крупных объектов в энергетике. Сейчас они находятся в стадии начальной реализации, поскольку строительство только начинается, поэтому показатель освоения капитала здесь самый низкий - всего 16% (табл. 1) [3].

Таблица 1

Структура ПИИ в 1998-2005 гг., %

Форма инвестирования Число проектов Капитал

суммар- ный зарегистри- рованный реализо- ванный

Предприятия со 100% иностранным капиталом 74,42 50,65 48,70 36,60

Совместное предприятие 22,24 37,96 33,05 41,32

Договор о деловом сотрудничестве 3,09 8,26 15,99 18,79

Договор о строительстве - эксплуатации - передаче 0,10 2,71 1,83 2,69

Прочие 0,15 0,42 0,43 0,60

Итого 100 100 100 100

К настоящему времени сложились необходимые предпосылки для дальнейшего расширения форм хозяйственной деятельности иностранных инвесторов. Так, в апреле 2003 г. было принято правительственное постановление (.№ 38/2003/ЫБ-СР), в соответствии с которым компании независимо от формы инвестирования, но при условии, что доля иностранного участника составляет не менее 30% уставного капитала, получили право участвовать в акционировании госпредприятий. Их привлекает ряд преимуществ, которые имеют отечественные предприятия - более низкие налоговые ставки, меньшее число обязательств при найме рабочей силы. Вновь создаваемые акционерные компании получили возможность выпустить свои акции в обращение на местном фондовом рынке и, следовательно, в перспективе получить дополнительный источник для наращивания капиталов. Выгоду от участия в акционировании иностранных инвесторов могут получить преимущественно малые и средние предприятия, которые испытывают наибольшую потребность в капиталах. Аналитики считают, что акции совместных компаний должны стать весьма привлекательными. Портфельным инвесторам будет проще принимать по ним решения в силу того, что большинство компаний с участием ПИИ имеют четкую и полную финансовую отчетность, предоставляют результаты регулярных аудиторских проверок и по сравнению с отечественными предприятиями выглядят более надежными и прозрачными [4].

По данным Министерства планирования и инвестиций Вьетнама, стране за 20 лет удалось привлечь иностранный капитал в объеме 65 648 млн. долл. для реализации около 7 тыс. проектов (табл. 2) [3].

Анализируя распределение иностранных инвестиций по сферам приложения, можно сделать вывод о том, что оно все более соответствует происходящим структурным преобразованиям в экономике. Если в первые годы осуществления реформы (конец 1980-х - начало 1990-х годов) иностранные инвестиции направлялись в основном в нефтяную промышленность, недвижимость и в сферу услуг, то с сере-

дины 1990-х годов стал постепенно увеличиваться их приток в промышленность. В 1996-2000 гг. объем ПИИ в сферу недвижимости сократился на 25% по сравнению с первой половиной 1990-х годов, в то время как инвестиции в модернизацию инфраструктуры увеличились в 1,4 раза.

Таблица 2

Прямые иностранные инвестиции в экономику Вьетнама за период 1988-2005 гг., млн. долл.

Годы Число проектов Объем капитала

суммарного зарегистриро- ванного реинвестиро- ванного реализованного

1988-1990 214 1582,0 1579,0 3,0 —

1991-1996 1784 28813 25894 2919 9232

1991 151 1291,5 1282,5 9,0 328,8

1992 197 2208,5 2158,5 50,0 574,9

1993 274 3347,2 3107,2 240,0 1017,5

1994 367 4534,6 4014,6 520,0 2040,6

1995 408 7695,8 6375,8 1320,0 2556,0

1996 387 9735,3 8955,3 780,0 2714,0

1997-1999 954 13197 10517 2680 7817

1997 358 6055,3 4885,3 1170,0 3115,0

1998 285 4877,0 3997,0 880,0 2367,4

1999 311 2264,3 1634,3 630,0 2334,9

2000-2003 2489 12034 9004 3030 10105

2000 389 2695,7 2265,7 430,0 2413,5

2001 550 3230,0 2650,0 580,0 2450,5

2002 802 2963,0 2043,0 920,0 2591,0

2003 748 3145,5 2045,5 1100,0 2650,0

2004-2005 1494 10022,2 6453,9 3100,0 6152,4

2004 723 4222,2 2453,9 1300,0 2852,4

2005 771 5800,0 4000,0 1800,0 3300,0

Итого 6935 65648 53448 11732 33307

Следует признать, что в настоящее время отраслевая структура ПИИ в целом соответствует экономической политике государства, ориентированной на индустриализацию и модернизацию. В 1988-2005 гг. структура ПИИ была представлена следующим образом: промышленность и строительство - 60%, сельское хозяйство, лесная и рыбная промышленность - 8%, услуги - 32%. Причем более высокие показатели освоения иностранного капитала имели промышленность и сельское хозяйство [3]. В тяжелую промышленность2 были направлены 25,35% ПИИ, в легкую - 16,5%. В таких ключевых экспортных отраслях, как обувная и текстильная промышленность, а также производство продукции электроники, компьютеров и их комплектующих, доля сектора с участием иностранного капитала неизменно увеличивалась и составила в 2004 г. 42, 43 и 84% соответственно. Вся добыча нефти и газа ведется с участием иностранных компаний, на предприятиях с привлечением ПИИ производятся все автомобили, около 50% мотоциклов и 85% велосипедов, более половины металлопроката. Если в легкой промышленности Вьетнама наибольшую активность проявляют китайские инвесторы (прежде всего из Тайваня, Сингапура и Гонконга), создавая многочисленные предприятия небольших и средних размеров, то в сфере современных технологий превалируют крупные японские, корейские и западные компании, проекты которых отличаются гораздо большими масштабами. Этот сектор, по мнению автора, и в дальнейшем будет оставаться безусловным лидером по объему привлекаемых иностранных инвестиций.

2 Во Вьетнаме термин «тяжелая промышленность», под которым традиционно понимается производство средств производства, сохраняется.

Роль сферы услуг в привлечении иностранного капитала во Вьетнаме значительно меньше по сравнению с другими развивающимися странами региона. В сфере гостиничного и ресторанного бизнеса, в меньшей степени туризма это связано в первую очередь с заполненностью имеющихся «ниш» и даже «перенасыщением» данного сектора рынка. В сфере торговли и обслуживания у отечественных, в основном частных, компаний достаточно собственного потенциала для развития. Однако в последние годы доля сферы услуг в отраслевой структуре ПИИ начала увеличиваться, что свидетельствует о постепенном приближении структуры экономики страны к модели более развитых стран.

Следует отметить наметившийся с 2003 г. перелом негативной тенденции, согласно которой доля иностранных инвестиций, направляемых в целом в сельское, лесное и рыбное хозяйство, не только не росла, но даже временами снижалась. В этих отраслях, по-видимому, единственной сферой приложения иностранных капиталов, где наблюдаются высокие темпы роста как привлекаемых инвестиций, так и полученной прибыли, является переработка морепродуктов на экспорт. В целом, несмотря на усилия вьетнамского руководства по привлечению иностранных инвестиций в сельское, лесное и рыбное хозяйство, ПИИ пока не играют здесь сколько-нибудь значимой роли. Основными причинами слабой привлекательности данного направления для притока иностранных инвестиций являются экономическая отсталость этих отраслей, отсутствие необходимой инфраструктуры и их низкая рентабельность.

В территориальном распределении иностранных инвестиций в последнее время наблюдаются следующие тенденции. Согласно данным Министерства планирования и инвестиций Вьетнама, иностранные инвестиции поступили в 65 городов и провинций Вьетнама. Однако их распределение по территории страны неравномерно, основная часть (более 70% суммарного объема инвестиций) сосредоточена в двух основных районах (Ханой и Южный ключевой экономический район (ЮКЭР), который включает Хошимин, провинции Донг Най, Бинь Зыонг и Бариа Вунгтау).

Помимо относительно более высокого уровня экономического развития Хошимина и прилегающих к нему территорий, основными преимуществами ЮКЭР перед другими регионами страны являются значительно более развитая инфраструктура (в том числе в многочисленных промышленных и экспортно-производственных зонах), а также активность местных властей и отлаженный административный механизм при принятии всех решений, связанных с иностранными инвестиционными проектами. Ряд экспертов также отмечает такой фактор, как наличие на Юге Вьетнама (прежде всего в Хошимине) большого количества вьетнамцев, сохраняющих связи с «вьеткиеу»3, проживающими в западных странах, а также наличие в стране многочисленной китайской диаспоры, члены которой привлекают капиталы своих зарубежных родственников.

За весь период 1988-2005 гг. на долю ЮКЭР приходилось 62,61% общего количества проектов и 54,6% общего объема зарегистрированных ПИИ в экономику Вьетнама. На протяжении последних лет ЮКЭР продолжает все больше увеличивать свой отрыв от других территорий. За 2001-2003 гг. его доля по указанным показателям достигла рекордных значений: 70-75 и 70-80% соответственно. Эта тенденция, по мнению автора, сохранится и в дальнейшем.

В Ханое с конца 1990-х годов был зафиксирован резкий спад притока ПИИ, однако в последние годы наблюдается оживление за счет появления нескольких крупных инвестиционных проектов в промышленности и жилищном строительстве. Тем не менее до сих пор вьетнамская столица не смогла достичь уровня

3 Вьеткиеу — это этнические вьетнамцы, проживающие за рубежом. Большинство из них эмигрировали из Южного Вьетнама после падения сайгонского режима в 1975 г.

ЮКЭР; на Ханой приходится всего лишь 10,92% общего количества проектов и 17,58% общего объема зарегистрированных ПИИ. Уровень конкурентоспособно -сти и привлекательности Ханоя для иностранных инвесторов остается значительно ниже ЮКЭР.

Северовьетнамский портовый город Хайфон вплотную приближается к тер-риториям-лидерам по привлечению ПИИ благодаря нескольким крупным проектам в тяжелой промышленности, ориентированным на импортозамещение. В окрестностях города уже начали действовать несколько металлопрокатных и цементных заводов, а также судоверфь, построенные при участии японских и южнокорейских инвесторов.

Что касается других провинций севера, то в них зафиксировано несколько десятков проектов с иностранными инвестициями, которые не играют сколько-нибудь значимой роли в их экономическом развитии в силу того, что абсолютные объемы их незначительны, и они не влияют сколько-нибудь существенным образом на общую картину регионального распределения ПИИ.

В целом северный район отличается тем, что здесь крупные предприятия с ПИИ специализируются на импортозамещающем производстве продукции с высокой добавленной стоимостью (например, металлопрокат, цемент, суда, автомобили и др.). На юге, наоборот, основной объем промышленной продукции, выпускаемой с привлечением ПИИ, приходится на трудоемкие экспортно-ориентированные предприятия легкой промышленности с относительно невысокой производительностью. Поэтому в северном экономическом районе показатель прибыли на одного рабочего составляет 157 тыс. донгов., что вдвое выше, чем на Юге.

Центральная часть Вьетнама в экономическом отношении самая отсталая. Она привлекает пока меньше иностранных инвестиций, чем другие районы. Однако, по мнению автора, в начале ХХ1 в. именно в этой части страны, располагающей удобными портами и аэропортами, богатыми сырьевыми ресурсами, а также прекрасными культурными достопримечательностями и пляжами, могут быть созданы как новые предприятия нефтеперерабатывающей, нефтехимической, легкой промышленности, так и привлекательные туристические центры.

В годы проведения реформы и политики открытой экономики Вьетнам привлек к себе внимание инвесторов из многих стран мира. Если в 1988 г. восемь стран решились вложить свой капитал в экономику Вьетнама, то в 1991 г. их число достигло 23. В настоящее время уже 800 компаний из 74 стран вкладывают свои капиталы в экономику Вьетнама, что свидетельствует об определенных успехах страны в жесткой конкуренции за иностранный капитал на региональном рынке.

Ведущими инвесторами, осуществляющими вложения в экономику Вьетнама, стали азиатские компании из Тайваня, Сингапура, Японии и Южной Кореи. В определенной мере это связано с диверсификацией внешнеэкономических связей страны и с вступлением СРВ в региональную группировку АСЕАН. Эти страны вкладывают свои капиталы в больших масштабах в широкий спектр отраслей -с добычи нефти и газа, производства цемента, металлургии, электронной промышленности, строительства объектов инфраструктуры и гостиниц до производства продуктов питания и выпуска товаров народного потребления.

Важное место в инвестициях стран - членов АСЕАН в экономике Вьетнама обусловлено многими причинами. В их числе богатые природно-минеральные ресурсы, включая нефть и газ, более дешевые, чем в других странах АСЕАН трудовые ресурсы. Вместе с тем страны АСЕАН располагают нужными Вьетнаму технологиями, огромными финансовыми ресурсами. Важное значение имеет территориальная близость Вьетнама и стран Юго-Восточной Азии. Выгодное географическое положение Вьетнама создает благоприятные условия для транспортировки товаров, прежде всего,

морским транспортом. Развитию экономического сотрудничества Вьетнама со странами АСЕАН способствует также близость культурных и национальных традиций.

Судя по тенденции развития деятельности крупнейших компаний и финансовых группировок стран Восточной Азии, они в ближайшем будущем будут преобладать в инвестициях во вьетнамскую экономику. Например, японских инвесторов интересуют разнообразные области предпринимательской деятельности, но предпочтение они отдают нефте- и газодобывающим отраслям, производству строительных материалов, металлургии, сборке автомашин, строительству гостиниц и офисов для последующей сдачи в аренду. К настоящему времени 12 японских банков открыли свои филиалы или представительства во Вьетнаме. Японские инвестиционные проекты отличаются высоким качеством, но японские инвесторы действуют осторожно. Поэтому по сравнению с огромным потенциалом и потребностью японских инвесторов в вывозе капитала за границу масштаб японских инвестиций в экономику Вьетнама можно оценить как весьма скромный.

В развитии инвестиционных отношений СРВ с США важное значение имели отмена эмбарго и восстановление дипломатических отношений, устранившие многие проблемы между двумя странами. В 1992 г. правительство США разрешило американским компаниям открыть свои филиалы во Вьетнаме без заключения коммерческих сделок. В 1995 г. после отмены эмбарго американские инвестиции возросли до 220 млн. долл. В настоящее время США занимают 10-е место среди основных стран-инвесторов, осуществляющих вложения в экономику Вьетнама. Главная форма вложения американского капитала - совместные предприятия, на которые приходится до 72% общего числа проектов. Вьетнам заинтересован в американских инвестициях, особенно в поставках современной американской техники и технологий.

Большие надежды Вьетнам возлагает на развитые европейские страны, прежде всего на Францию и Великобританию как крупнейших инвесторов. Отличительная особенность европейских инвесторов - крайняя осторожность. Они, как и японские инвесторы, тщательно изучают рынки Вьетнама, прежде чем направлять сюда крупные капиталы. Впрочем, эта особенность характерна для этих инвесторов по отношению не только к Вьетнаму, но и к другим странам Азии. Другая особенность состоит в том, что инвестирование осуществляется этими странами в значительной степени их филиалами или совместными предприятиями, работающими в других странах Азии.

СРВ продолжает поддерживать и развивать экономические связи со своими бывшими партнерами, странами - членами СЭВ, особенно с Россией. Однако длительный экономический кризис в России привел к значительному сокращению ее экономического потенциала и соответственно возможностей экспорта прямых инвестиций за границу. Включая СП «Вьетсопетро» по разведке и добыче нефти, Россия занимает 9-е место в числе крупнейших инвесторов, осуществляющих вложения в экономику Вьетнама.

Факторы инвестиционной привлекательности Вьетнама как страны-реципиента иностранного капитала. Возросшие объемы ПИИ, перспектива вступления в ВТО, возможности развития туризма на более высоком уровне и широкий спектр программ развития инфраструктуры инициируют устойчивый длительный рост. Рост покупательной способности и емкости внутреннего рынка делают Вьетнам привлекательным для иностранных инвесторов. Доля внутренних накоплений в ВВП постепенно увеличивается; темпы инфляции не превышают 10%. В совокупности это сможет обеспечить стабильность и эффективность использования как собственных, так и иностранных капитальных вложений. Дешевая рабочая сила, наличие высококвалифицированных рабочих и технических работников также являются важными факторами, привлекающими иностранных инве-

сторов во Вьетнам. Таким образом, экономика Вьетнама может быть охарактеризована как стабильная и инвестиционно-привлекательная, что является благоприятной предпосылкой для увеличения масштабов привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.

Несмотря на положительное отношение иностранных инвесторов к Вьетнаму, существует немало препятствий для привлечения иностранных вложений. «Вьетнам - еще слабый конкурент» - к такому выводу пришли специалисты Всемирного экономического форума [5]. Для того, чтобы показать, насколько успешно страна привлекает ПИИ, а также какой потенциальной привлекательностью для инвесторов она обладает, в мировой экономической литературе применяется ряд удельных показателей. Наиболее известными из них являются рассчитываемые ЮНКТАД индекс привлеченных ПИИ - FDI Performance Index (условно И1) и индекс потенциальной привлекательности страны для ПИИ - FDI Potential Index (условно И2).

Согласно опубликованной в World Investment Report 2003 методологии [6], индекс привлеченных ПИИ (И1) ранжирует страны по объемам привлеченных ПИИ, отнесенным к размерам ВВП страны. Для расчета этого индекса обычно пользуются следующей формулой:

И! = (ПИИа/ПИИм) / (ВВПа/ВВПм),

где ПИИА - приток ПИИ в страну А; ПИИМ - общемировой объем ПИИ; ВВПА -размер ВВП страны А; ВВПМ - общемировой ВВП.

Если значение И1 > 1, это означает, что страна получает больше ПИИ, чем она могла бы рассчитывать, исходя из своей доли в производстве мирового ВВП. Если И1 < 1, то соответственно - недополучает ПИИ. Отрицательный индекс означает, что иностранные инвесторы выводят свои капиталы из страны.

Второй индекс (И2) используется для характеристики инвестиционной привлекательности страны для ПИИ. При этом экспертами ЮНКТАД учитывается целый ряд показателей, которые включают:

- ВВП на душу населения;

- прирост ВВП за последние 10 лет;

- долю экспорта в ВВП;

- количество телефонов на 1000 жителей;

- потребление электроэнергии на душу населения;

- долю затрат на НИОКР в ВВП;

- долю студентов вузов в населении;

- общестрановой риск;

- долю в мировом экспорте природных ресурсов;

- долю в мировом импорте автозапчастей и электроники;

- долю в мировом экспорте услуг;

- долю в мировом объеме накопленных ПИИ.

Таким образом, при расчете индекса И2 для той или иной страны берется среднее арифметическое из этих оценок (V), находящихся в диапазоне от 0 до 1, рассчитываемых по следующей формуле:

V = (Vi - Vmin) / (Vmax - Vmn),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где V - значение показателя по стране i; Vmax и Vmn - соответственно максимальное и минимальное значения показателя для стран, по которым осуществляется расчет индекса И2.

На основе приведенных оценок можно сделать следующие выводы.

Во-первых, индекс привлеченных во Вьетнам инвестиций (И1) больше единицы за весь период 1998-2004 гг., что свидетельствует о том, что страна привлекает от-

носительно больший объем ПИИ, чем тот, на который она могла бы рассчитывать. В 1993-1995 гг. Вьетнам занимал третье место в мире, значение индекса достигало 9,3 балла. В настоящее время Вьетнам сместился на 50-е место в списке, но все еще находится выше, чем многие развитые страны Восточной Азии и страны АСЕАН (уступая лишь Сингапуру, Гонконгу и Китаю).

Во-вторых, по индексу потенциальной инвестиционной привлекательности страны прослеживаются и другие тенденции. Из 140 стран, по которым рассчитывается данный индекс, Вьетнам находится в группе «аутсайдеров»: в 1993-1995 гг., находясь на третьем месте по Иь Вьетнам занимал 100-е место по индексу И2. Однако в последние годы Вьетнам начал поступательно продвигаться вверх по списку, достигнув максимума в 2000-2002 гг. и передвинувшись на 67-е место. Тем не менее, несмотря на имеющуюся положительную тенденцию, Вьетнам продолжает по этому показателю значительно отставать от развитых стран Восточной Азии и стран АСЕАН (за исключением Индонезии) (табл. 3).

Важным показателем конкурентоспособности является индекс экономической свободы, подготовленный американским фондом Наследие (Heritage) совместно с газетой «Wall Street Journal». Индекс экономической свободы рассчитывается для 161 страны мира и дает оценку по 10 факторам: торговой политике, фискальной нагрузке, вмешательству государства в экономику, денежной политике, движению капитала и иностранным инвестициям, развитости банковского и финансового сектора, контролю над заработной платой и ценами, защите права собственности, государственному регулированию и теневой экономике. Все эти 10 показателей (оцениваются по шкале от 1 до 5) имеют равный вес при оценке индекса экономической свободы определенной страны. Каждый из факторов сопровождается описанием «лучше», «хуже» или «стабильно», характеризующих динамику показателя по отношению к предыдущему году. Считается, что чем больше балл по конкретному фактору, тем выше уровень вмешательства государства в экономику и соответственно тем меньше уровень экономической свободы.

Экономики стран оцениваются по четырем категориям: свободные - с общим индексом ниже 1,95, в основном свободные - 2-2,95, в основном несвободные - 3-3,95 и репрессивные экономики - с индексом выше 4,0. Выводы этого исследования -чем лучше индекс экономической свободы, тем выше перспективы для долгосрочного экономического роста страны.

По этому показателю Вьетнам был отнесен к группе стран с «низким уровнем свободы». В течение 12 лет (1995-2006 гг.) Вьетнам оставался в группе стран с несвободной экономикой. С 1995 по 2001 г. экономика страны даже относилась к репрессивной. Однако нельзя не заметить того положительного факта, что в последние годы наблюдалось улучшение данного показателя. В 2005 г. Вьетнам получил самый лучший результат -3,83 балла. По сравнению со странами Юго-Восточного региона, это на 9 п. ниже, чем соответствующий показатель по Индонезии, и на 31 п. ниже, чем у Китая.

К слабым сторонам экономики Вьетнама можно отнести: высокий уровень государственного регулирования и низкий уровень защиты права собственности. Эти показатели получили самые худшие оценки (5 баллов). Они обусловлены слабой степенью защиты частной собственности, некомпетентностью судебных органов в экономических вопросах, коррумпированностью судов и ограниченной возможностью защиты интересов иностранных граждан. В сфере торговли Вьетнам считается страной с высоким уровнем протекционизма и таможенных тарифов и большим количеством нетарифных барьеров. Относительно хорошие оценки при расчете получили показатели денежной политики, контроля заработной платы и цен со стороны государства (табл. 4 и 5) [7].

Табл. 3

Таблица 4

Индекс экономической свободы Вьетнама: динамика и тенденции в 1995-2006 гг.

Год Балл Категория экономики Год Балл Категория экономики

1995 4,6 Репрессивная 2001 4,24 Репрессивная

1996 4,5 Репрессивная 2002 3,98 В основном несвободная

1997 4,46 Репрессивная 2003 3,90 В основном несвободная

1998 4,33 Репрессивная 2004 3,93 В основном несвободная

1999 4,48 Репрессивная 2005 3,83 В основном несвободная

2000 4,49 Репрессивная 2006 3,89 В основном несвободная

Таблица 5

Индекс экономической свободы Вьетнама в 2006 г. и его составляющие

Показатель Балл Оценка

Торговая политика 4,5 Лучше

Фискальная нагрузка 3,9 Хуже

Вмешательство государства в экономику 3,5 Стабильно

Денежная политика 2,0 Хуже

Движение капитала и иностранные инвестиции 4,5 Стабильно

Банковская и финансовая политика 4,0 Стабильно

Контроль над заработной платой и ценами 3,0 Стабильно

Права собственности 5,0 Стабильно

Государственное регулирование 5,0 Стабильно

Теневая экономика 4,0 Стабильно

Некоторые рекомендации для активизации привлечения ПИИ в экономику Вьетнама в предстоящий период. Вьетнамская экономика в настоящее время одна из самых быстроразвивающихся в регионе Юго-Восточной Азии - темп прироста ее ВВП свыше 7%. Для обеспечения требуемых темпов экономического роста необходимо активизировать процесс привлечения иностранных капиталовложений и добиться достижения максимального эффекта их использования. При этом необходимо иметь в виду, что инвестор, принимающий решение о вложении средств в определенный проект, учитывает не только экономическую эффективность самого проекта, но и целый комплекс других факторов, которые в конечном счете представляют собой интегральную совокупность для оценки инвестиционного климата страны.

Речь идет, прежде всего, о необходимости ускорить совершенствование законодательной базы, регулирующей иностранные инвестиции, поскольку до последнего времени сохранялись противоречащие друг другу положения различных нормативных документов. Принятие тех или иных давно назревших решений может затягиваться на очень длительный срок. Например, решение об акционировании предприятий с участием ПИИ принималось почти три года. Кроме того, положения ряда документов, регулирующих эту сферу и принятых еще несколько лет назад, до сих пор не выполняются должным образом. Видимо, необходимо сведение огромного количества подзаконных актов, регулирующих иностранные инвестиции, в единый закон. Это уменьшит возможность их неправильного толкования государственными и местными органами, упростит процедуры получения разрешений на реализацию инвестиционных проектов иностранными инвесторами.

Вьетнам проводит курс на постепенное ограничение вмешательства государства в экономические дела предприятий, проводя политику либерализации экономической деятельности. Но осуществление полной либерализации требует длительного времени и предполагает разработку более совершенной системы экономического

законодательства. В определенной мере нерешенность этих проблем ограничивает привлечение иностранных инвестиций во вьетнамскую экономику. Негативную роль в настоящее время играет и система административного управления, характеризующаяся громоздкостью, сложностью и высокой степенью бюрократизации. Комплексная реформа сверху донизу, сокращение количества министерств и ведомств, регулирующих привлечение и использование иностранного капитала в стране, улучшение качества их работы позволит более рационально координировать рассмотрение и выдачу лицензий иностранным инвесторам, на практике применяя принцип «одного окна». Для отдельных групп проектов право решения вопросов инвестирования должно пре-

4 л __

доставляться местным органам власти . В связи с недостатком соответствующих кадров на местах децентрализация управления иностранными инвестициями должна проводиться постепенно. В начале это могут быть крупные города и провинции, где реализуется основная часть инвестиционных проектов с крупным размером капиталовложений. Со временем, по мере накопления опыта и подготовки кадров круг городов и провинций, которым могут быть делегированы полномочия по управлению иностранными инвестициями, будет расширяться. Крупные инвестиционные проекты, имеющие общегосударственное значение, целесообразно оставить в ведении правительства и министерства планирования и инвестиций Вьетнама.

Одной из важнейших задач административной реформы является пресечение и борьба с коррупцией и взяточничеством. От успешного ее решения зависит реальное обновление экономики страны. Однако интересно отметить, что во Вьетнаме жалобы на взяточничество и коррупцию в основном идут от западных бизнесменов, которым весьма нелегко приспособиться к «нормам поведения» и менталитету вьетнамских чиновников.

В стратегии развития, утвержденной на правительственном уровне, слабо обозначены проблемы развития финансово-кредитной и денежной системы. В настоящее время она не отвечает требованиям развития рыночной экономики и сдерживает привлечение иностранных инвесторов. Иностранные кредиты регистрирует только Госбанк, иностранные инвесторы сталкиваются со многими трудностями в получении кредитов у вьетнамских банков, им не разрешен выпуск акций или векселей. Совместные банки не имеют право ипотеки.

Неконвертируемость вьетнамской валюты (донга) также является фактором, сдерживающим привлечение иностранных инвестиций. Проблема конвертируемости не может быть решена в течение короткого времени. Для преодоления слабости национальной валюты государство, с одной стороны, должно поощрять предприятия в развитии экспортного производства, сбалансировать валютные операции, а с другой -принимать меры по контролю за валютными операциями в целях обеспечения необходимых валютных ресурсов для капитальных вложений в строительство объектов инфраструктуры, а также в развитие импортозамещающих отраслей и производств. Необходимо развивать рынок иностранных валют между хозяйственными организациями через систему коммерческих банков. Требуется отменить ограничения на валютные операции, которые введены на сроки оборота валютных средств. Совместные предприятия обязаны продавать 50% иностранной валюты Госбанку в течение 15 дней с даты ее поступления, им разрешено иметь только один валютный счет. Компании обязаны продавать кредитным организациям всю экспортную выручку после покрытия расходов. При необходимости разрешается приобретать иностранную валюту в объемах, равных проданной, в течение шести месяцев после продажи, при условии соблюдения правил продажи и получения разрешения Государственного банка Вьетнама, что ограничивает объемы прибыли, получаемой иностранными инвесторами.

4 В частности, решения по средним и малым проектам (т. е. до 4 млн. долл.) могут приниматься на местном уровне без согласования в центре.

Требуется более льготный преференциальный режим для инвесторов, вложивших свой капитал в развитие социальной и производственной инфраструктур путем поощрения их деятельности на основе льготного налогообложения, сроков налоговых каникул и льгот при переводе и обмене валюты и прибыли после срока окупаемости. В целях поощрения рефинансирования прибылей на капитальное строительство целесообразно поощрять практику возврата уплаченного налога на прибыль, если затем эти средства идут на расширение приоритетных видов производства.

Для более активного привлечения иностранных инвесторов необходимо также упростить процедуру выдачи инвестиционных лицензий. В частности, целесообразно децентрализовать этот процесс, делегируя местным органам право на рассмотрение и выдачу инвестиционных лицензий. По мнению автора, установленный размер иностранных инвестиций для средних и малых проектов (4 млн. долл.) может быть существенно увеличен при условии соблюдения государственной концепции развития промышленности и местного хозяйства.

Правительство страны в своей инвестиционной политике, видимо, может учесть следующие просчеты и недостатки. Во Вьетнаме, единственной стране среди всех стран АСЕАН, до сих пор продолжает существовать практика «двойных цен». Из-за того, что цены за электричество, водоснабжение и другие коммунальные услуги для предприятий с иностранным капиталом выше, чем для отечественных предприятий, величина налоговых льгот и прочих преференций зачастую нивелируется и зарубежные инвесторы фактически оказываются в менее выгодных условиях.

В СРВ налог для лиц с высокими доходами (к которым прежде всего относятся иностранцы), является самым высоким по сравнению с другими странами АСЕАН. По-прежнему остаются сложности, связанные с несовершенством юридической базы и, прежде всего, с трудовым законодательством Вьетнама, которое, по мнению иностранных бизнесменов, излишне жестко регулирует отношения между местными работниками и работодателями. Так, в соответствии с новым Трудовым кодексом СРВ, который вступил в силу с января 2003 г., подписание трудовых контрактов с каждым работником на предприятиях с иностранными инвестициями теперь возможно не более двух раз. Хотя власти заявили, что новый Трудовой Кодекс ограничил вмешательство в отношения между работодателем и работником, но тем не менее прежние сдерживающие обстоятельства сохраняются. Так, например, минимальная заработная плата, установленная государством для работников предприятий с иностранными инвестициями, по вьетнамским меркам достаточно высока.

Анализируя ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Юго-Восточной Азии в последние годы, нельзя не отметить перераспределения в этом регионе потоков ПИИ, все большую часть которых «притягивает» Китай. В этой связи перед Вьетнамом стоит непростая задача: найти свою нишу, прежде всего устранив существующие организационные недостатки, влияющие на инвестиционный климат, и четко обозначив сравнительные преимущества в серьезной конкурентной борьбе за иностранный капитал. Это необходимо сделать в кратчайшие сроки, иначе СРВ окажется перед угрозой остаться вне основных инвестиционных потоков в Восточной Азии.

Литература

1. Государственное управление статистики Вьетнама — http://www.gso.gov.vn

2. Отчет «Понимание Азии». Корпорации Меррилл Линч (Merrill Lynch) от 02 февраля 2006.

3. Департамент иностранных инвестиций, Министерство инвестиций и планирования СРВ - http://mpi.gov.vn

4. Правительственное постановление № 38/2003/ND-CP «об акционировании госпредприятий».

5. The Global Competitiveness Report 2005, World Economic Forum, 2005.

6. World Investment Report 2003: FDI Policies for Development: National and International Perspectives. UNCTAD, New York and Geneva: United Nations, 2003.

7. Index of Economic Freedom. The Heritage Foundation. http://www.heritage.org

Таблица 3

Индекс привлеченных ПИИ и потенциальной привлекательности страны*

Год Показатель Вьетнам Россия Страны АСЕАН Страны Восточной Азии

Индонезия Малайзия Филиппины Сингапур Таиланд Китай Гонконг Япония Южная Корея

FDI Performance Index

1988-1990 Место 47 56 4 30 1 17 46 3 105 81

Балл 1,020 0,794 4,355 1,689 13,599 2,562 1,033 5,292 0,002 0,369

1993-1995 Место 3 109 58 6 43 2 73 11 13 129 118

Балл 9,280 0,376 1,543 6,867 2,224 11,506 1,174 5,780 5,288 0,008 0,199

1995-1997 Место 8 104 53 12 65 3 76 20 15 133 114

Балл 6,396 0,593 1,742 4,951 1,375 9,416 1,220 3,678 4,460 0,018 0,345

1998-2000 Место 36 105 137 49 87 7 44 51 2 130 91

Балл 1,488 0,346 (-) 0,570 1,248 0,641 3,737 1,375 1,198 6,033 0,053 0,587

2000-2002 Место 51 111 139 70 90 6 80 50 2 131 107

Балл 1,327 0,317 (-) 0,528 0,923 0,618 4,755 0,753 1,331 6,508 0,062 0,330

2002-2004 Место 50 88 136 56 100 8 106 45 7 134 109

Балл 2,004 0,938 0,049 1,803 0,592 6,079 0,506 2,134 6,531 0,100 0,474

FDI Potential Index

1988-1990 Место 86 42 38 76 13 40 45 17 12 20

Балл 0,098 0,177 0,205 0,110 0,402 0,182 0,176 0,355 0,403 0,312

1993-1995 Место 100 34 60 31 68 4 41 55 13 8 17

Балл 0,155 0,274 0,207 0,284 0,193 0,477 0,236 0,212 0,422 0,454 0,375

1995-1997 Место 84 36 72 32 58 3 49 41 13 7 17

Балл 0,166 0,262 0,184 0,277 0,201 0,498 0,219 0,238 0,424 0,455 0,385

1998-2000 Место 75 35 85 32 69 2 53 42 13 11 17

Балл 0,184 0,291 0,161 0,302 0,193 0,500 0,225 0,255 0,426 0,439 0,410

2000-2002 Место 67 33 82 32 57 4 54 39 12 16 18

Балл 0,184 0,291 0,163 0,292 0,212 0,465 0,215 0,273 0,413 0,389 0,387

2002-2004 Место 68 27 91 35 58 5 55 38 15 16 20

Балл 0,181 0,320 0,147 0,277 0,204 0,448 0,212 0,269 0,399 0,387 0,381

* UNCTAD, World Investment Report [6] за соответствующие годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.