УДК 658.26:339.727.22 (470.620)
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Колесникова А. А. - ст. преподаватель Кубанский государственный аграрный университет
С принятием нового юридического пакета законов в России в данное время происходит реформирование электроэнергетики как отрасли в целом. Одним из главных финансовых вопросов является привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику для вывода из кризиса энергетической отрасли.
В настоящее время реформирование электроэнергетики осуществляется во многих странах. Этот процесс начался и в России. Ограниченный опыт работы в рыночных условиях не позволяет предвидеть в полной мере последствия этих реформ для экономики и населения. Каждый регион, край ищет свой путь реформирования электроэнергетики и остается открытым вопрос: какой из них является оптимальным и как наилучшим образом организовать рыночное пространство?
При организации конкурентных рынков электроэнергии не решен пока ряд ключевых проблем, в том числе вопрос о привлечении инвестиций и обеспечение сбалансированного развития объектов электроэнергетики. Образование новой рыночной структуры в России и реформирование электроэнергетики привели к коренным изменениям в структуре управления электроэнергетикой и в Краснодарском крае. Созданные механизмы управления оказались менее эффективными по сравнению с теми, которые были до распада СССР. Произошло ухудшение технико-экономических показателей производства электроэнергии,
выросли расходы на транспортировку электроэнергии и собственные нужды электростанций, произошло резкое снижение объемов инвестиций в развитие электроэнергетики и эффективности их использования, почти в 10 раз сократились ежегодные вводы новых и замещающих генерирующих мощностей и основных электрических сетей. В связи с принятием новых правовых актов по электроэнергетике необходимо четко определить правила работы для независимых производителей электроэнергии, стимулирующих широкое развитие и введение системы ценообразования на основе концепции предельных затрат. Для условий России и края в частности, это может быть достигнуто организацией работы на федеральном и региональных рынках электрической энергии и мощности по схеме единственного покупателя. При этом обязанности по обеспечению устойчивого развития, надежному и эффективному функционированию ЕЭС России в целом возлагаются на РАО "ЕЭС России", а обязанности региональных энергосистем в крае в частности, -на АО "Кубаньэнерго". С принятием новых юридических актов в России создается нормативно-правовая база электроэнергетики, определяющая ответственность всех участников регулирования и самого процесса производства, транспорта и распределения электрической энергии. Эта нормативная база обеспечивает также работу энергосистем при наименьших затратах.
Сегодня топливно-энергетический комплекс Кубани, производящий четверть промышленной продукции и дающий почти пятую часть налоговых поступлений в консолидированный бюджет края, находится в сложном финансовом и материальном положении. Край является дефицитным по всем видам топливно-энергетических ресурсов. Уровень собственной добычи нефти не обеспечивает потребности края в нефтепродуктах. Не хватает на внутреннее потребление и собственного
газа. Выработка собственной электроэнергии в крае не покрывает и половины потребностей.
На поиск, разведку и освоение новых месторождений нужны немалые средства, особенно на морском шельфе. Освоение большой энергетики, строительство крупных электростанций в условиях действующей тарифной политики, основанной на затратном механизме, весьма затруднительно из-за существующей кредиторской задолженности основной энергоснабжающей организации - ОА "Кубаньэнерго". Сложность выполнения "Энергетической стратегии Кубани на период 2002-2012 годы" заключается в том, что прежние подходы, пригодные для условий с централизованно управляемой экономикой, в настоящее время неприемлемы.
Кроме того, современные условия характеризуются:
- наличием предприятий разных форм собственности - частной, коллективной, государственной, смешанной, с преобладанием в топливноэнергетическом комплексе края предприятий смешанной формы;
- ограниченными возможностями влияния федеральных и краевых органов власти на номенклатуру, объемы и качество производимой в крае продукции;
- возможностью применять методы, близкие к директивному управлению, только к предприятиям государственной, муниципальной форм собственности и смешанных форм собственности с преобладанием в суммарном капитале доли государства;
- необходимостью только экономического воздействия на предприятия частной, коллективной, смешанной (с преобладанием в суммарном капитале частной доли) форм собственности.
Важнейшим направлением деятельности, способным обеспечить динамичное развитие экономики региона, в сложившейся ситуации администрация края считает создание благоприятного инвестиционного
климата. Эффективность избранной стратегии подтвердила практика и возросшие рейтинговые оценки. За 1998-2001 годы объем инвестиций в основной капитал в регионе вырос в 2,5 раза и составил в 2001 году 6,3 млрд. рублей. В 2001 г. Краснодарский край занимал в РФ десятое место по инвестиционному потенциалу и седьмое - по инвестиционному риску. По объемам и темпам инвестиций Кубань занимает лидирующее положение среди регионов Южного округа.
Наибольшая активизация инвестиционной деятельности наблюдалась в 1999-2000 гг., что в значительной степени было обусловлено реализацией на территории региона крупных международных проектов общероссийской значимости - строительством Каспийского трубопровода по перекачке нефти от Тенгизского месторождения в Казахстане до Новороссийска и газопровода "Россия - Турция". Их доля в общем, объеме инвестиций составляла в 1999 году 21 %, в 2000 году - 40 %, в 2001 году -42 %. Но и без названных проектов вложения в основной капитал за этот период увеличились в 1,5 раза. Оживление инвестиционной активности наметилось в нефтедобывающей промышленности. Основным источником инвестиционных ресурсов являются собственные средства предприятий (прибыль, амортизация, иностранные инвестиции). Рассмотрим
инвестиции в основной капитал Краснодарского края в разрезе отраслей в 2000-2001 годах.
Таблица 1 - Вложение инвестиций в основной капитал Краснодарского края (млн. руб.)
Наименование 2001 г. 2000 г. 2001 г. в % к 2000г.
Всего по полному кругу 58782,1 54843,0 107,2
В том числе: промышленность 5694,9 4616,0 123,4
Из нее:
энергетика 271,5 299,5 90,7
топливная 2512,7 2183,7 115,7
нефтедобывающая 1610,8 1083,6 148,7
нефтеперерабатывающая 271,6 352,7 77,0
газовая 628,9 747,4 84,1
Как видно из таблицы, вложения в энергетику снизились, темп их роста составляет только 90,7 %.
Отраслевая структура инвестиций в основной капитал Краснодарского края в 1999-2001 годах представлена в следующей таблице:
Таблица 2 - Вложение инвестиций по отраслям в основной капитал
Краснодарского края (млн. руб.)
Показатели Отчет 2001 г. в % к 2000 г.
1999 2000 2001
Инвестиции (всего по краю) 19287,1 30243,2 35500,0 117,4
В том числе: промышленность 3425,4 4750,0 5900,0 124,2
Из нее: электроэнергетика 486,8 310,2 310,0 100,0
топливная 878,8 183,7 2380,0 109,0
Проводимая реформа электроэнергетики, как в стране, так и в крае предусматривает изменение сложившейся за многие годы структуры управления электроэнергетической отраслью, основу которой составляли региональные энергосистемы. Для новой структуры управления электроэнергетикой России необходимо будет разработать принципы и механизмы управления функционированием, вливанием инвестиций, а
также развитием электроэнергетики. Предлагается разработать координирующие структуры управления, поскольку одни рыночные механизмы не могут гарантировать решения всего комплекса задач по обеспечению надежного и экономичного электроснабжения потребителей, а также устойчивого развития электроэнергетики страны и края в частности. Следует также определить цену реформ и выгоды, которые получат от их проведения потребители страны, края, а также наиболее целесообразное для условий России рыночное пространство в электроэнергетике. Особое внимание должно быть уделено развитию малой энергетики, как в России, так и в крае. Главная особенность всей проводимой работы в электроэнергетике состоит в принятии новой нормативно-правовой базы. Нормативно-правовая база должна содержать также механизмы рынка, субъекты хозяйствования в электроэнергетике, особенно в части привлечения инвестиций.
Список литературы:
1. Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2020 года. М: ГУ ИЭС, 2001.
2. Алейников В.Н. Развитие малой энергетики - основной путь повышения надежности энергоснабжения хозяйственного комплекса края / В.Н. Алейников, В.Г. Ушаков, А.М. Гапоненко // Сборник научных трудов КубГТУ. Том IV. -Краснодар, 2002.
3. Волков Э.П. Управление развитием и функционированием электроэнергетики в условиях формирования рыночных отношений / Э.П. Волков, В.А. Баринов // Известия Академии наук (Энергетика), 2002. - №5.
4. Джангиров В.А. Рыночные отношения и системы управления в электроэнергетике / В.А. Джангиров, В.А. Баринов // Электрические станции, 2001. - №6.