6. Черкасова Т.П., Игнатова Т.В. Бюджетно-налоговый инструментарий реализации механизма инициализации инновационного роста в России //Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2011. № 2. - С. 175-182.
Cherkasova Tatiana Pavlovna, Doctor of Economic Science, Dean of the Faculty of Political Science, Professor of Cathedra of Economic theory and Entrepreneurship; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Mishurina Olga Vladimirovna, a graduate student; ; South-Russia Institute of Management -branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
POLICY INSTRUMENTS RUSSIAN FINANCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT
IN THE CRISIS PERIOD Abstract
The article analyzes the Russian state at the present time and its modernization in the global financial and economic crisis. Particular attention is paid to the search for new tools of development of Russia in the crisis period.
Keywords: crisis, financial crisis, investment climate, economic development.
УДК 338
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СОМИАНР НО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
^¡uiiuj кандидат экономических наук, глава администрации Александр Ленинского района города Ростова-на-Дону Георгиенч (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, Соборный пер., 36).
E-mail: [email protected]
(ои1кая кандидат экономических наук, доцент кафедры «Теории Александра и технологии в менеджменте», Южный федеральный университет ]горе¡на (344007, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный 26).
E-mail: [email protected] Аннота1ия
Важную роль в механизме реализации региональных стратегий играют комплексные программы социально-экономического развития городов. Наряду с позитивными явлениями в формировании региональных стратегий развития, программ социально-экономического развития и федеральных целевых программ развития отдельных городов и регионов, в настоящий период остаются методологически не разработанными и практически не решенными многие ключевые проблемы их формирования и реализации. Весьма важным аспектом является инвестиционная привлекательность территорий в социально-экономическом развития города.
Ключе¡ые сло¡а: инвестиции, инвестиционные приоритеты, социально-экономическое развитие города, стратегия развития.
Ввиду того, что социально-экономические программы разрабатываются на длительный период, происходящие структурные изменения в экономике и смена тенденций развития внешней среды могут вызвать в дальнейшем необходимость внесения соответствующих корректировок в инвестиционные приоритеты Ростова-на-Дону.
Как уже отмечалось, ведущее место в экономике города принадлежит промышленному производству, которое остается основным сектором экономики
для создания материальных благ, товарной и денежной массы, новых рабочих мест и инвестиционных источников. В соответствии с глобальными экономическими процессами перевооружение промышленности должно осуществляться на качественно новом технологическом уровне.
В целях развития научного и промышленного потенциала необходимо проводить единую научно-техническую политику по внедрению современных систем организации и управления производством, прогрессивных технологий. Сегодня привлечение инвестиций и модернизация производства являются приоритетными задачами. И сотрудничество с крупными компаниями благоприятно скажется на социально-экономическом развитии. Это обеспечит и создание новых рабочих мест, и поступления в областной бюджет.
Компании будут оказывать поддержку развитию промышленного и научного потенциала области путем участия в выполнении работ, оказании услуг в ходе реализации инвестиционных проектов организаций, расположенных в регионе на тендерной основе; будут обеспечивать целевое и эффективное использование средств, выделенных на техобслуживание и модернизацию энергетического комплекса в соответствии с согласованными и утвержденными Администрацией инвестиционными программами [1].
Мероприятия, проводимые в инвестиционной сфере города должны быть акцентированы на воплощение таких проектов, которые будут способствовать формированию наибольшего количества рабочих мест, позволят дать толчок к развитию территориально отдаленных районов области, вовлекут новые, неиспользуемые в настоящий момент, материальные ресурсы, а также технологические отходы действующих промышленных предприятий.
Поддержка инвестиционной деятельности Администрацией должна полнее осуществляться через: предоставление льгот по налогам инвесторам, осуществляющим реализацию инвестиционных проектов; содействие во включении в федеральные целевые программы социально значимых и наиболее эффективных инвестиционных проектов; содействие в получении технической и методической помощи, грантов и кредитных ресурсов международных организаций; организацию семинаров, конференций по проблемам осуществления инвестиционной деятельности, ярмарок инвестиционных проектов; информационную поддержку инвестиционной деятельности.
Стратегия в сфере жилищного строительства в ближайшие годы должна быть ориентирована на [2]:
- обеспечение ежегодного роста объемов ввода жилья;
- внедрение механизмов, обеспечивающих строительство и кредитование жилья эконом класса;
- развитие промышленности стройматериалов для обеспечения строительного рынка области эффективной и экологически чистой продукцией;
- поддержку строительства малоэтажного жилья для молодых семей, специалистов и граждан, проживающих в сельской местности, а также в рамках мероприятий по реструктуризации угольной отрасли в шахтерских территориях;
- снижение административных барьеров в строительстве;
- выполнение социальных гарантий по поддержке граждан при приобретении жилья и улучшении жилищных условий.
В рамках образовательной сферы в настоящее время кроме уже реализуемых программ актуально также решение организационных вопросов по следующим направлениям:
- повышение социального статуса учителя, престижа педагогической профессии;
- освоению инновационных технологий по преподаванию;
- привлечение и закрепление в школах молодых педагогов;
- модернизация учебно-производственных и учебно-лабораторных баз;
- расширенное взаимодействие образовательных учреждений с работодателями: заключение договоров на целевое обучение кадров, повышение квалификации, прохождение специализированных стажировок у работодателей; производственной практики обучающихся.
Реализация выше предложенных мероприятий позволит повысить уровень квалификации специалистов, увеличить востребованность выпускников вузов на рынке труда и даст возможность обеспечить молодым специалистам достойный уровень жизни.
В рамках уже существующих программ в сфере здравоохранения следует наибольшее внимание уделить следующим направлениям [5]:
- сохранению и развитию кадрового потенциала,
- повышению квалификационного уровня,
- оптимизации численности и состава работников отрасли.
- установление заработной платы медицинских работников в соответствии с квалификацией и выполняемым объемом работ,
- увеличение оснащенности медицинским оборудованием.
С целью дальнейшего развития и увеличения числа субъектов малого и среднего предпринимательства в области необходима реализация ряда мер:
- обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение предпринимательских кругов к решению вопросов социально-экономического развития области;
- наполнение регионального рынка товарами и услугами малых и средних предприятий, в том числе инновационного характера;
- увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в инновационной сфере;
- увеличение налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса в бюджеты всех уровней;
- повышение инвестиционной активности малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет развития микрофинансовых институтов.
При решении экологических проблем особое внимание следует обратить на следующее:
- реализация ряда мероприятий по мониторингу и контролю качества окружающей среды;
- учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, расположенных на территории Ростовской области;
- увеличение зелёных массивов во всех населённых пунктах области, особенно в городах;
- выведение крупных производственных предприятий за черту города;
- строительство объездных магистралей за чертой городов, способствующих снижению шума и запыленности в жилых районах;
- совершенствование технологии сбора и утилизации твердых отходов;
- изучение возможности повторного использования или переработки материалов: бумаги, стекла, металла;
- разработка программ материального поощрения населения на взаимовыгодных условиях;
- открытие небольших предприятий по переработке органических отходов в недорогие удобрения для сельских хозяйств.
Решение проблем в демографической сфере невозможно без реализации выше предложенных мероприятий и программ в сфере здравоохранения, образования, экологии и других. Так, например, проблемы, связанные с естественной убылью населения, в большей степени будут решены при выполнении программ в области здравоохранения. Показатели занятости населения будут улучшаться по мере осуществления рассмотренных социально-экономических программ, инициированных Администрацией города [3].
В области развития туристского потенциала города следует остановиться на: выявлении и апробирование актуальных и наиболее перспективных направлений, а также оптимальных способов повышения комфортности городской среды и визуализации туристского потенциала города Ростова-на-Дону с точки зрения туристов и местных жителей.
В качестве задач можно выделить следующие:
1. Получить общую оценку комфортности городской среды, в том числе изменений, произошедших в этой сфере, с точки зрения туристов и местных жителей по направлениям:
а) городской транспорт;
б) экологическая ситуация;
в) безопасность в городе;
г) общественное питание;
д) парки, зоны отдыха, пешие маршруты;
е) организация общественного пространства;
ж) городское гостеприимство;
з) свободный поиск респондентами.
2. Получить набор рекомендаций по совершенствованию каждого из перечисленных аспектов комфорта городской среды.
3. Получить общую оценку визуализации туристского потенциала города Ростова-на-Дону, в том числе изменений, произошедших в этой сфере, с точки зрения туристов и местных жителей:
а) информация о планировке города, гостиницах, достопримечательностях;
б) информация об истории города, его героях, жизни;
в) информация об интересных туристских маршрутах, экскурсиях;
г) информация о маршрутах транспорта, вокзалах, остановках;
д) информация о музеях, театрах, галереях;
е) информация о культурных, спортивных и иных событиях;
ж) информация о возможностях для отдыха и развлечений;
4. Получить набор рекомендаций по совершенствованию каждого из аспектов визуализации туристского потенциала города.
5. Провести апробацию и получить рекомендации по развитию различных туристских легенд города Ростова-на-Дону:
а) Ростов-на-Дону - Южная столица России;
б) Ростов-Папа;
в) Ростов - интересный;
г) Ростов - театральный;
д) Ростов - хлебосольный;
е) Ростов - развлекательный;
ж) Ростов - молодежный;
з) Ростов - экологичный;
и) Ростов - купеческий;
к) Ростов - фестивальный;
л) Ростов - спортивный;
м) Ростов - казачий.
6. Провести обсуждение ассоциаций, связанных с городом Ростовом-на-Дону по следующим критериям:
а) цвет
б) мелодия
в) растение
г) животное
7. Предложить и провести обсуждение вариантов логотипа города.
Нами были получены данные об оценке различных аспектов комфортности городской среды, а также об информационном обеспечении туристской деятельности. Распределение приоритетности различных аспектов комфорта городской среды представлено в табл. 1.
При этом самыми слабыми местами городской среды в Ростове-на-Дону были названы гостями: а) транспортная система, б) экологическая обстановка, в) безопасность на улицах; а местные жители к данной тройке добавили еще качество и доступность общественного питания.
Приоритетность различных видов информации, необходимой туристу, оцененная респондентами, представлена в табл. 2.
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «Какие аспекты комфорта городской среды являются самыми главными для туриста?» (в % к числу опрошенных)
Распределение ответов на вопрос «Какие аспекты комфорта городской среды являются самыми главными для туриста?» (в % к числу опрошенных)
Жители Гости
1. Удобство транспорта, в т.ч. возможность аренды 44,1 57,6
2. Доступность общественного питания 37,0 22,7
3. Качество общественного питания 30,0 26,8
4. Экология 13,5 32,3
5. Доступность проживания в гостиницах 41,8 36,4
6. Удобство проживания в гостиницах 14,5 32,8
7. Безопасность на улицах 45,1 29,8
8. Наличие парков, скверов, лавочек, пешеходных зон 39,1 24,7
9. Дружелюбие местных жителей 15,8 11,6
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «Какие виды информации являются самыми главными для туриста?» (в % к числу опрошенных)
Распределение ответов на вопрос «Какие виды информации являются самыми главными для туриста?» (в % к числу опрошенных)
Жители Гости
1. О планировке города, гостиницах, достопримечательностях 63,8 52,8
2. О маршрутах транспорта, вокзалах, остановках 38,6 40,1
3. О культурных, спортивных и иных событиях 26,2 28,4
4. О музеях, театрах, галереях 30,3 40,6
5. Об интересных туристских маршрутах, экскурсиях 60,0 39,6
6. Об истории города, его героях, жизни 38,6 25,4
7. О возможностях для отдыха и развлечений 16,6 26,4
8. Другое 2,8 1,0
Слабыми местами информационной составляющей городской среды гости города посчитали: а) недостаточное количество информации об интересных туристских маршрутах; б) недостаточное количество информации об истории города, его героях, жизни; в) недостаточное количество информации о планировке города, гостиницах, достопримечательностях. Местные жители к данным вариантам ответов также добавили недостаточное количество информации о маршрутах транспорта, вокзалах, остановках и т.п.
На предыдущем этапе исследования был сформирован пул туристских легенд, событийный ряд и набор слоганов, определен примерный туристский профиль города. Полученные данные являются базой для формирования задач по изучению путей совершенствования городской среды.
Перейдем к практическим аспектам развития инвестиционной привлекательности центральной части города Ростов-на-Дону. Ленинский район - центральный район города Ростова-на-Дону один из самых старейших районов и является крупным культурным, торгово-промышленным и историческим центром. Историческая застройка района представлена малоэтажными по современным меркам зданиями «купеческой застройки».
В целях перспективного развития экономики центральной части города Ростова-на-Дону, создания благоприятных условий для привлечения инвестиций, рассмотрим ряд инвестиционных проектов города, формирующих облик центральной части города.
Перечень инвестиционных проектов Ленинского района состоит из 25 проектов и бизнес-предложений на общую сумму 53,8 млрд руб. Из них 17 проектов на общую сумму 46 млрд руб. включены в реестр инвестиционных проектов города Ростова-на-Дону, в том числе:
Раздел «Ростовский АВАНГАРД» («100 Губернаторских инвестиционных проектов) включены следующие проекты:
Строительство второй очереди торгово-развлекательного комплекса «МЕГАМАГ» на сумму 2,5 млрд руб. В результате реализации проекта добавится 1350 новых рабочих мест.
Открытие первой очереди состоялось в декабре 2009 г., общей площадью -43 000 кв. м [4]. В настоящее время ведутся работы по устройству монолитного каркаса 3 этажа (колонны, плиты перекрытия, несущие стены).
Строительство Бизнес-комплекса Sheraton - масштабный девелоперский проект холдинга «Группа Мегаполис». Сумма инвестиционного проекта 5,9 млрд руб. В результате реализации проекта добавится 460 новых рабочих мест. Проект важен и нужен для города - это уникальное многофункциональное рабочее пространство уровня «премиум», расположенное в центре деловой жизни Ростова. Срок ввода в эксплуатацию 4 квартал 2016 г.
Раздел «Инвестиции РОСТова» на сегодняшний день в данную группу включены 9 проектов, находящихся в стадии реализации, на общую сумму 6,4 млрд. рублей, в том числе:
проекты жилой застройки:
- жилой комплекс по пер. Островскому,1а на сумму 697 млн. рублей. Застройщик ООО «Строительная компания 10-го подшипникого завода». В настоящее время проект жилого комплекса на стадии разработки. Ввод в эксплуатацию планируется на 2017 г.
- жилой комплекс по пер. Гвардейский, 13, 1 и 2 очередь на сумму более 3 млрд рублей. Застройщик ООО «Строительная компания 10-го подшипникого завода». По первой очереди проведена государственная экспертиза, получено разрешение
на строительство, ведутся строительно-монтажные работы по возведению 5 этажа. По второй очереди проведена государственная экспертиза, получено разрешение на строительные работы, ведутся строительно-монтажные работы по возведению 1этажа. Ввод в эксплуатацию 2017 г.
В связи с подготовкой к проведению чемпионата мира по футболу 2018 г. и необходимостью обеспечения города средствами размещения гостей и болельщиков направление по инвестированию в строительство объектов гостиничной инфраструктуры является наиболее приоритетным. В перечень включено 2 проекта таких, как:
- гостиница квартирного типа (апарт-отель), «Отель «Доломан», ул. Малюгиной, 119 на сумму 180 млн. рублей - 4 звезды, 83 номера. Застройщик ООО «Строительная инвестиционная копания «Дома Дона» [3].
- минигостиница со встроенной автостоянкой, пер. Братский, 30/20 на сумму 150 млн. рублей - 4 звезды, 42 номера. Застройщик ИП Иванова Татьяна Анатольевна, проведена государственная экспертиза, получено разрешение на строительные работы, выполнены работы по возведению каркаса, наружных стен и перегородок, в настоящее время ведутся строительно-монтажные работы по устройству кровли. Ввод в эксплуатацию - третий квартал 2016 г.
Проекты строительства и реконструкции торговой и деловой активности, включают в себя реконструкцию Центрального рынка и торгово-развлекательного центра «Континенталь». В новом торгово-развлекательном комплексе «Континенталь» на площади 56680 кв. м. разместится большое количество торгово-развлекательных объектов для комфортного отдыха горожан. В настоящее время проект направлен в Федеральный Центр экспертиз, в конце года ожидаем получить заключения экспертов. Стоимость вложений в реализацию проекта оценивается около 1,4 млрд. руб.
Большое внимание уделяется формированию позитивного имиджа ЗАО «Центральный рынок» в рамках подготовки города Ростова-на-Дону к Чемпионату мира по футболу 2018 г. путём привлечения инвестиций предприятия.
Началась реконструкция центральной части рынка, предусматривающая строительство двух уровневой подземной парковки на 290 машиномест и двух новых крытых павильонов на 640 мест. Предприятием планировались вложения на сумму 450 млн. руб., со сроком ввода 2020. Однако в связи с проведение Чемпионата Мира 2018 г. и внесением изменений в проектную документацию (открытие прохода по пер. Соборный) внесены изменения в оценке стоимости проекта до 700 млн. руб. и сроке ввода в эксплуатацию 1 квартал 2018 г [3].
Раздел «Территория РОСТа» включает в себя 5 проектов на общую сумму 9.5 млрд. рублей. Одним из интересных проектов этой группы является ТРЦ «Пушкинский на сумму более 6 млрд руб., инвестор ООО «УК» ТРЦ «Пушкинский» В настоящее время проводится работа по разработке проекта.
Работа по мониторингу инвестиционных проектов в районе проводится ежемесячно и по результатам направляется ходатайство в адрес заместителя главы Администрации города (по вопросам экономики и торговли) о рассмотрении по включению в перечень инвестиционных проектов, с учетом отработанных отраслевыми органами администрации города замечаний. В настоящее время для включения в перечень рассматриваются следующие проекты:
- стоматологическая клиника, пер. Островского,87, на сумму 25 млн рублей, ввод в эксплуатацию - 2016 г., инвестор ИП Тюнин Дмитрий Станиславович. Проведена государственная экспертиза проекта, получено разрешение на реконструкцию, ведется косметический ремонт внутри здания, ведутся работы по покупке оборудования;
- административное здание с рестораном на 50 посадочных мест, ул. Красноармейская, 90, на сумму 60 млн руб., инвестор ООО «Дамель». Проведена государст-
венная экспертиза проекта, получено разрешение на строительство, в настоящее время ведется возведение каркаса здания 2-го этажа. Ввод в эксплуатацию 2016 г.;
- торговый дом "Недвижимость", ул. Обороны, 42 «б», на сумму 130 млн руб., инвестор ООО «ДаГаз». Проведена государственная экспертиза проекта, получено разрешение на строительство, ведутся работы по внутреннему обустройству здания. Ввод в эксплуатацию - 2016 г.;
- жилой дом с подземной автостоянкой на 19 мест, пер. Братский, 60/11 на сумму более 200 млн руб. Инвестор ООО "ДжиЭн-Девелопмент", проведена государственная экспертиза, получено разрешение на строительство, выполнены работы по шпунтовому ряду, выведен «ноль». Это будет элитный жилой комплекс «Greenwich Hall». Начало реализации проекта 2012 г., ввод в эксплуатацию 2017 г. [3];
- многоквартирный 8-ми этажный жилой дом, ул. Курганная, 44/1 на сумму 110 млн руб. Инвестор ООО «Агросантехмонтаж», государственная экспертиза проведена, получено разрешение на строительство. Ведутся работы по возведению каркаса. Начало реализации проекта 2014 г., ввод в эксплуатацию 2016 г.
Реализация этих проектов позволит создать комфортные условия для проживания горожан.
В заключение хочется отметить, что реализация мероприятий инвестиционной стратегии центральной части города Ростова-на-Дону базируется на следующих принципах: комплексности; публичности; компетентности; согласованности, что способствует достижению поставленных целей, улучшению инвестиционного климата города.
Литература
1. Балакирева О.В., Матвеева Л.Г. Управление инновационным потенциалом региона: методологические основы, концепция, инструментарий. Ростов н/Д, изд-во АПСН СКНЦ ВШ, 2010. 314 с.
2. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственно-
го регулирования территориального развития. М.: УРСС, 2014. 431 с.
3. Официальный портал городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону Режим доступа. URL: http://www. http://rostov-gorod.ru .
4. Официальный портал Правительства Ростовской области. Режим доступа. URL: http://www.donland.ru/.
5. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы /
Учебник. Рук. авторск. коллект. Д.С. Львов, А.Г. Поршнев. М.: Экономика, 2013. 317 с.
Novitskiy Alexandr Georgiyevich, Candidate of economic sciences (PhD), Head of Administration of the Leninskiy district of the city of Rostov-on-Don (36, Soborny Lane, Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Novitskaya Alexandra Igorevna, Candidate of economic sciences (PhD), Associate Professor of the Department "Theory and Technology Management"; Southern Federal University (26, Soborny Lane, Rostov-on-Don, 344007, Russian Federation). E-mail: [email protected]
INVESTMENT PRIORITIES SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT ROSTOV-ON-DON
Abstract
An important role in the mechanism of realization of the regional strategies play a comprehensive program of socio-economic development of cities. Along with the positive developments in the formation of regional development strategies, programs of socio-economic development and federal target programs for the development of individual cities and regions at the present time are not methodologically developed and practically solved many of the key problems of their formation and implementation. A very important aspect is the investment attractiveness of the areas in socio-economic development of the city.
Keywords: investments, investment priorities, socio-economic development of the city development strategy.