ЮОХ,__ШХг__100ЛГ3
Хх X2 Хг' Х^ ~ь X2 н~ Xз' X^ + X2 Н- X£
Обеспечениетребуемогокачества потребительских товаров начинается при формулировании технического задания на разработку. Уровень качества, планируемый техническим заданием, с одной стороны, должен быть достаточно высоким, чтобы удовлетворить запросы потребителя, а с другой - должен соответствовать технологическому уровню развития производства и быть экономически целесообразным. Таким образом, при формировании технического задания закладываются те параметры, которые будут определять качество изделия в будущем.
Управление качеством товаров на этапе производства является важным звеном в системе управления качеством продукции. Используя результаты анализа, полученные при
оценкеуровня качества сырьевых материалов, технологических процессов, оборудования, а также готовой продукции, можно управлять технологическими процессами, регулировать режим и рецептуру, улучшать качество изделий, выпускаемых в настоящее время.
Примечания:
1. Горностаева Ж.В. Применение метода неполноб-лочного планирования в сфере управления предприятиями легкой промышленности / Ж.В. Горностаева, Ю.С. Чернышева, В.А. Поваляева // KANT. -2016.-№ 4. - С.117-122.
2. Дубров A.M. Многомерные статистические методы : учебное пособие / A.M. Дубров. - М. : Финансы и статистика, 2016. - 352 с.
3. Рудакова О.Ю. Система показателей оценки качества бытовых услуг // Экономические и гуманитарные науки. - 2012. - № 1. - С. 17-23.
4. Экономика и менеджмент: современные детерминанты модернизации и трансформации : коллектив. моногр / Айдинова, А. Т. [и др.]. - М. : Миракль, 2017.-С. 60-78.
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVA ТЕ PARTNERSHIP IN THE HOUSING CONSTRUCTION OF THE ROSTOV REGION
Shvydenko Natalia Viktorovna, PhD of Economics, Assistent, Department of Economics, Management and Logistics in a Construction, Don State Technical University, Rostov-on-Don
in the article prospects of development of public-private partnership (PPP) with reference to the solution of the housing problem are considered. Based on a brief analysis of PPP projects in individual regions for 2000-2017 and taking into account relevant documents, problems and obstacles in the development ofPPPs in housing construction in the Rostov region were identified and the need for PPP integration into public housing programs as an instrument for socio-economic development of the region was justified. The thesis on the need to form the organizational, legal and financial foundations of the PPP mechanism for mass construction of affordable, comfortable and ecological ("green") housing, including integrated development of territories, is consistently put forward in the work. The scientific results of the study include the formulation of strategic tasks to improve PPP in housing construction in the Rostov region, the rationale for establishing a coordination center for supporting PPP projects, the proposed algorithm for selecting PPP projects based on criteria for assessing the effectiveness of green housing projects, including ecological, social and economic indicators.
Keywords: housing construction; public-private partnership; region; integrated development of territories; evaluation of investment projects efficiency.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО- ЧА СТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ЖИЛИЩНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛА СТИ
В статье рассмотрены перспективы развития государственно-частного партнерства (ГЧП) применительно к решению жилищной проблемы. На основе краткого анализа проектов ГЧП отдельных регионов за 2000-2017 годы и с учетом актуальных документов выявлены проблемы и препятствия развития ГЧП в жилищном строительстве Ростовской области и обоснована необходимость интеграции ГЧП в государственные жилищные программы как инструмента социально-экономического развития региона. В работе последовательно выдвигается тезис о необходимости формирования организационных, правовых и финансовых основ механизма ГЧП для массового строительства доступного, комфортного и экологического ("зеленого") жилья, в том числе комплексного освоения территорий. К научным результатам исследования можно отнести формулирование стратегических задач по совершенствованию ГЧП в жилищном строительстве Ростовской области, обоснование создания координационного центра по сопровождению проектов ГЧП, предложенный алгоритм отбора проектов ГЧП на основе системы критериев оценки эффективности проектов
УДК 332.821 ВАК РФ 08.00.05
© Швыденко Н.В., 2017
ШВЫДЕНКО Наталья Викторовна, кандидат экономических наук, ассистент, кафедра Экономики, менеджмента и логистики
в строительстве, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону [email protected]
"зеленого"жилищного строительства, включающей экологические, социальные и экономические показатели.
Ключевые слова: жилищное строительство; государственно-частное партнерство; регион; комплексное освоение территорий; оценка эффективности инвестиционных проектов.
288
Государство планирует решить проблему улучшения жилищных у условий населения за счет целевых жилищных программ на основе
^ наращивания объемов строительства жилья эконом-класса. Одна-
<С ко удовлетворение потребности населения в жилье по-прежнему
Ж остается высокой. Требуется дальнейшее увеличение темпов стро-
111 ительства и соответствующее увеличение инвестиций в отрасль.
^Г Финансовые трудности строительных предприятий из-за убытков
^С по причине кризисных явлений в экономике России, неэффективная
О структура источников финансирования, обуславливают актуальность
У вопроса оценки результативности реализации государством целе-
вых жилищных программ.
Проведенные исследования заставляют усомниться в работос-0 пособности механизмов долевого строительства и ипотечного кре-
дитования. Об этом свидетельствует большое количество "обману-0 тых дольщиков" и "неподъемных" ипотечных кредитов.
^С В современных условиях увеличение масштабов деятельности
СО строительных предприятий негативно сказывается на окружающей
* среде, так как увеличивается потребление ресурсов и происходит
постепенное разрушение экосистемы. На наш взгляд, решение проблемы доступного и комфортного жилья потенциально целесообразно за счет развития жилой экологической ("зеленой") недвижимости [1].
Анализ спроса на рынке жилья свидетельствует о росте потребности со стороны потребителей к повышению социально-экологического комфорта современного жилья, которое кроме решения жилищного вопроса одновременно будет снижать и экологические проблемы городов. В результате возникает необходимость в создании концептуального подхода для экологически устойчивого социально-экономического развития городских территорий.
В настоящее время требуется комплексный подход к решению проблем инвестирования жилищного строительства. Для этого необходимо разработать развернутую систему финансового обеспечения, сформировать систему всевозможных форм, методов и инструментов управления строительством современного жилья.
Особенности градостроительного планирования городских территорий свидетельствуют, что в настоящее время осуществляется переход от "точечной" застройки жилья к освоению все более обширных территорий под строительство комплексной жилой застройки территории. Наиболее актуальным инструментом регионального государственно-частного партнерства (ГЧП) в жилищном строительстве является именно "комплексное освоение территорий", которое представляет собой реализацию на определенной территории местных инвестиционных проектов, в которых отражается совокупность интересов бизнеса и государства и учитывается гарантированное обеспечение данной территории всей необходимой инфраструктурой. В качестве примера может служить реализация проекта комплексного освоения территории "Академический" в Екатеринбурге на 325 тыс. жителей с использованием механизма государственно-частного партнерства.
На основе анализа рассмотренных региональных законодательных актов о ГЧП можно сформулировать следующее определение. Го-су дарственно-частное партнерство-законное взаимовыгодное сотрудничество партнеров-представителей государственного и частного секторов (стороны), нацеленное на реализацию социально значимых проектов и осуществляемое исключительно при условии более эффективной реализации проекта обоими партнерами совместно, либо при невозможности реализации проекта лишь одной из сторон; основанное на соглашении, включающем в себя в полной мере необходимую информацию для реализации проекта, в том числе организационную, правовую и финансовую [2,3].
По данным за период 2000-2014 гг. в 32 субъектах РФ (38% от всех регионов) реализуется 279 проектов ГЧП [4]. При этом область использования инструментов ГЧП не ограничивается только развитием региональной инфраструктуры. Проекты реализуются и в таких сферах, как образование, культура, здравоохранение, туризм и др. В 2016 году на территории России были инициированы или реализовывались 1285 проектов ГЧП.Такое резкое пятикратноеувеличение проектов ГЧП вызвано развитием законодательства о ГЧП и заинтересованностью рыночных субъектов в применении данного механизма для совершенствования инфраструктуры. Также на подобную динамику оказал свое влияние кризис, так как дефицит финансовых ресурсов, возникающий в условиях экономических потрясений, подталкивает к поиску альтернативных инструментов и способов финансирования социальных и инфраструктурных проектов.
Несмотря на принятие Федерального закона о ГЧП от 13.06.2015 №224, регламентирующего такую организационно-правовую форму ГЧП, как "соглашение о государственно-частном партнерстве", преобладающее число среди проектов ГЧП на сегодняшний день по-прежнему соста вля ют кон цессион н ые согла шен ия, они занимают долю в размере 87% от общего количества таких проектов. В данном законе среди объектов ГЧП преобладают объекты инфраструктуры и отсутствует жилищное строительство. Таким образом, по-нашему мнению, принятый федеральный закон является административно-правовым барьером для привлечения частных инвестиций в жилищное строительство.
Основными преимуществами закона следует отметить: возможность залога объекта инфраструктуры для финансирования проекта;
отмена требования об обязательности типовых соглашений, утвержденных правительством РФ; возможность заключения прямых соглашений с инвесторами проектов.
В то же время среди недостатков можно выделить: очень ограниченный спектр предусмотренных законом моделей партнерства; обязанность муниципалитетов согласовывать проекты ГЧП с властями субъекта Российской Федерации; жесткие сроки заключения соглашений о ГЧП; ограниченный спектр случаев, когда на стороне государства выступают несколько публичных субъектов. Механизм частной инициативы ГЧП отражен в законе в ограниченном виде: частный партнер не получает ни преимуществ на конкурсе инвесторов, не предусмотрено возмещение расходов стадии подготовки проекта в случае проигрыша в конкурсе.
Анализ статистических данных проектов ГЧП проектов жилищного строительства за 2008-2017 годы, собранных профильным департаментом в Минэкономразвитии РФ, свидетельствует о весьма небольшом количестве реализованных проектов в рамках ГЧП с участием средств РФ в жилищном строительстве (табл., рис. 1) [4,5].
Однако анализ представленных данных подтверждает высокую заинтересованность бизнеса в участии по реализации проектов строительства жилья на основе ГЧП, что выражается в их выступлении в качестве основного инвестора. По результатам ранее проведенных исследований можно сделать вывод о том, что удельный вес государственных инвестиций в проекты ГЧП в масштабе всей страны составляет примерно 34%, остальные 66% капиталовложений осуществляются частными инвесторами [2]. При этом соотношение государственных и частных инвестиций во многом зависит от отрасли, в которой реализуется тот или иной проект: чем выгоднее вложения в проект, тем выше будет доля частного финансирования, которая может достигать 8487%.
Согласно результатам рейтинга регионов в 2016 году основными направлениями развития качества региональной институциональной среды и нормативно-правовой базы сферы ГЧП стали [4]:
- размещение перечней объектов, реализация которых планируется на основе соглашений о ГЧП и концессионных соглашений (количество регионов с макс, баллом - 20);
- утверждение порядков межведомственного взаимодействия на подготовительном
этапе проектов ГЧП (количество регионов с макс, баллом -13);
- актуализация нормативно-правовых актов муниципального и регионального уровня, которые противоречат федеральному законодательству (количество регионов с макс, баллом - 22);
- определение порядка и основных принципов принятия решений о заключении соглашений о ГЧП, которые превышают срок действия утвержденных лимитов бюджета (количество регионов с макс, баллом - 32).
Несмотря на рост среднего значения уровня развития институциональной среды и нормативно-правовой базы сферы ГЧП в регионах в 2016 году на 33%, среднее значение уровня данного показателя в регионах является недостаточным и составляет менее 50% [4].
Таблица 1 - Проекты строительства жилых объектов на основе государственно-частного партнерства с участием средств РФ (бывшего Инвестиционного фонда)
№ п/п Объект соглашения о ГЧП
1 Строительство пяти жилых домов общей площадью 134 тыс. кв. м в республике Башкортостан (2008-2011 гг)
2 Строительство жилого района малоэтажной застройки «Новолэнд» и социально-культурной инфраструктуры в Красноярском крае (2008-2014гг)
3 Строительство массовой малоэтажной застройки (1 500 домов площадью свыше 130 тыс. кв. м), трех детских садов и торговых центров, культурных, медицинских и спортивных сооружений с инженерными коммуникациями в Калужской области (2008-2017гг)
4 Строительство жилых объектов на территории комплексной застройки в Чувашской республике
5 Ввод в эксплуатацию четырех жилых блок-секций и офисных помещений в Белгородской области (2009-2015гг)
6 Строительство здания завода древесноволокнистых плит и двух 32-квартирных жилых домов в Смоленсокй области
7 Строительство комплекса жилой недвижимости и многопрофильного спортивного комплекса «Автодром» («Симбирское кольцо») в Ульяновской области (2009-2013 гг)
а с
Рисунок 1 - Проекты строительства жилых объектов на основе государственно-частного партнерства с участием средств РФ (бывшего Инвестиционного фонда)
Ростовская область входит в число 12 субъектов РФ, где сложились наиболее привлекательные условия для ведения бизнеса. Высокий уровень развития ГЧП в Ростовской об-
ласти определяется достаточностью развития институциональной среды в сфере проектной реализации ГЧП, наличием успешного опыта реализации проектов ГЧП, а также высокой степенью инвестиционной привлекательности Ростовской области, благоприятного инвестиционного климата и потенциала развития.
В Ростовской области формирование и реализация механизмов ГЧП целенаправленно и последовательно осуществляется с момента создания экономическихусловий и основ правовой регламентации региональных проектов ГЧП, соответствующих стратегическому развитию Ростовской области. С принятием в 2010 году Областного закона от 22.07.2010 № 448-ЗС "Об основах государственно-частного партнерства" и в 2012 году постановления Правительства Ростовской области от 13.12.2012 № 1073 "О порядке участия сторон государственно-частного партнерства в реализации инвестиционных проектов на территории Ростовской области" стало возможным активное внедрение инструментов государственно-частного партнерства в важнейших сферах и отраслях области - жилищно-коммунальном и городском хозяйстве, строительстве и реконструкции социально-значимых объектов и объектов инфраструктуры, обеспечении экологической безопасности.
На реализацию проектов ГЧП в государственной программе Ростовской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" до 2020 года предусмотрено более полумиллиарда рублей ежегодно [6]. В Ростовской области в результате введения перечня "100 Губернаторских инвестиционных проектов" с 2011 по 2016 годы включено 106 инвестиционных проектов, 44 из которых уже введены в эксплуатацию. В 2016 году введены в эксплуатацию 12 проектов с общим объемом инвестиций 61,1 млрд рублей, реализация которых позволила со-
здать в Ростовской области 4629 новых рабочих мест. В настоящее время перечень реализуемых инвестиционных проектов включает более 50 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 469,4 млрд рублей, которые способствуют созданию в Ростовской области более 30,2 тысяч дополнительных рабочих мест.
Однако в 2016 г. Ростовская область ухудшила свои позиции в рейтинге регионов по уровню развития ГЧП, переместившись с 21 на 34 место. Данная негативная тенденция объясняется значительной разницей между итоговым интегральным показателем расчета рейтинга субъекта РФ и установленным значением показателя (17%) [4].
В настоящее время в Ростовской области с использованием модели ГЧП реализуется проект "Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и во-доотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области". Проект нацелен на развитие инфраструктуры водоснабжения и во-доотведения в Ростове-на-Дону и на юго-западе Ростовской области, на повышение качества услуг по водоснабжению и водоотведению, на снижение негативного воздействия на р. Дон, Азовское и Черное моря. Принятая сметная стоимость проекта - 33470,77 млн. руб., в том числе предусмотрено финансирование за счет средств Инвестиционного фонда РФ на сумму 6660,29 млн. руб. Установленный срок реализации проекта-2007-2021 гг[7].
Планируется совместная реализация Группы компаний "КОРТРОС" с Администрацией Ростовской области комплексное освоение территории бывшего аэропорта в восточной части Ростова-на-Дону. В основе данного проекта лежат принципы экологического девелоп-мента.
Анализ инструментов ГЧП в Ростовской области позволил сформулировать стратегические задачи для совершенствования механизмов ГЧП в жилищном строительстве Ростовской области [7]:
- оптимизация нормативно-правовой базы функционирования механизмов ГЧП, приведение ее в соответствие реальным процессам в инвестиционной и предпринимательской сферах;
- формирование модели эффективного взаимодействия органов различныхуровней власти с субъектами регионального предпринимательства, общественными организациями, региональными кластерами и научно-исследовательскими центрами для оптимизации форм и механизмов ГЧП;
- повышение экономической и социальной эффективности реализации проектов государственно-частного партнерства на территории области;
- создание специализированных образовательных структур по повышению квалификации государственныхслужащихв области реализации форм и инструментов государственно-частного партнерства в регионе [8];
- совершенствование институциональной базы, обеспечение государственной поддержки частным инвесторам, привлечение новых инвесторов в индустриальные парки и региональные инвестиционные площадки.
В целях оптимизации механизмов ГЧП в Ростовской области необходимо создание координационного центра развития ГЧП, целевая ориентация которого должна быть направлена на отбор и структурирование перспективных инвестиционных проектов, способствующих долгосрочному развитию Ростовской области, осуществление консалтингового, юридического и организационного сопровождения проектов, подготовку конкурсной документации и проведение конкурсов, а также сопровождение проектов за весь период их реализации.
Для повышения эффективности проектов ГЧП, реализуемых в субъектах РФ, должен осуществляться нетолько экономический анализ на основе статистических данных, но также должны быть реализованы такие направления, как: социально-экономическая оценка результатов реализации проектов; оценка эффективности деятельности региональных органов власти в сфере управления проектами ГЧП; оценка эффективности действующей нормативно-правовой базы, регулирующей отношения, возникающие в рамках государственно-частного партнерства; общественная экспертиза реализации проектов.
Ключевые показатели эффективности должны отражать достижение экономических, социальных и экологических целей, которые были поставлены перед конкретными проектами. Совокупность ключевых показателей эффективности не является универсальной, а определяется для каждого проекта индивидуально. При этом важно ограничить количество применяемых показателей, чтобы оценка эффективности была, с одной стороны, комплексной, а с другой - не слишком трудоемкой и затратной.
В соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области от 14.03.2014 № 175 "О мерах по развитию государственно-частного партнерства в Ростовской области" (в ред.
от 15.05.2014 №349) нами разработан алгоритм экономической эффективности проектов "зе-отбора ГЧП проектов строительства жилья на леного" строительства (рисунок 2) [910]. основе применения оценки социо-эколого-
Рисунок 2 - Алгоритм отбора ГЧП проектов строительства жилья и организация
их финансирования
Отбор ГЧП проектов строительства жилья на основе их ранжирования
Формирование программы ГЧП проектов и утверждение схем их финансирования
Уточнение объемно-планировочных, конструктивных решений и технико-экономических показателей ГЧП проектов
Расчет системы показателей социо-эколого-экономической оценки ГЧП проекта строительства жилья:
1. Показатели коммерческой эффективности ГЧП проекта.
1.1. Система международных показателей экономической эффективности проекта на основе дисконтирования.
1.2. Методика расчета жизненного цикла жилого здания с учетом стоимости совокупных затрат.
1.3. Показатели для анализа инвестиционной ситуации за счет интеграции частных и государственных источников финансирования.
1.4. Показатели оценки социо-эколого-экономического риска как меры соответствия уровню качества жилого объекта.
2. Обеспечена ли эффективность ГЧП проекта?
Учет и контроль реализации программы строительства жилья
Пересмотр исходных данных ГЧП проекта на основе согласованности интересов государства, частных инвесторов и населения
В заключение следует отметить, что необходима интеграция в государственные и муниципальные программы государственно-частного партнерства как инструмента социально-экономического развития Ростовской области. Реализация комплекса организационных, экономических и правовых мер в части учета специфики развития и применения ГЧП в жилищном строительстве позволит сгладить существующие недочеты в инвестиционной стратегии субъектов РФ, что положительно скажется на общей концепции развития ГЧП в стране.
Примечания:
1. Мурзин А.Д., Швыденко Н.В., Филиппова A.B. Анализ зарубежного и российского опыта экологического строительства Современное научное знание, идеи и концепции : сборник научных трудов по материалам I Международного научно-практического форума молодых ученых, 10 мая 2017 г. - Екатеринбург : Профессиональная наука, 2017.
2. Анфимова М.К. Совершенствование финансового механизма государственно-частного партнерства : дис.... канд. экон. н. - М., 2016.
3. Ястребов O.A. Организационно-экономический механизм реализации инвестиционно-строительных проектов на основе государствен но-ча-
стного партнерства : автореф. дис. ... д-ра э. н. -СПб., 2011.
4. Единая информационная система государственно-частного партнерства в РФ [Электронный ресурс]. URL: www.pppi.ru
5. Бузулуцкий М.И. Государственно-частное партнерство как механизм повышения обеспеченности доступным и комфортабельным жильем в Российской Федерации // Бизнес. Образование. Право. Вестник волгоградского института бизнеса.-2017, май.-№2(39).
6. Аверкиева Е.С. Государственно-частное партнерство как институт стимулирования предпринимательской деятельности // Вопросы регулирования экономики. - Т. 8. - 2017. - №1.
7. Иванкина Е.В. Государственно-частное партнерство в жилищной сфере / E.H. Косарева, H.H. Рогожина, Е.В. Иванкина .- М.: Проспект, 2016.
8. Иванова H.H., Морозова O.A. Формирование механизма управления интеллектуальным потенциалом строительной организации // Научное обозрение. - 2014. - №9-3.
9. Иванова H.H., Швыденко Н.В. Формирование системы управления строительством молодежных жилищных комплексов. - Ростов-на-Дону : Рос. гос. строит, ун-т, 2012.
10. Швыденко Н.В., Осад чая H.A., Мурзин А.Д, Мур-зина С.М. Социо-эколого-экономическая оценка энергоэффективного жилищного строительства / / Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2017. - №2 (93).