Научная статья на тему 'Инвестиционное проектирование как элемент инвестиционного менеджмента на промышленных предприятиях'

Инвестиционное проектирование как элемент инвестиционного менеджмента на промышленных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
920
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СВОЙСТВА ИНВЕСТИЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бахтияров Р. С.

В статье рассматривается механизм инвестиционного проектирования как элемент инвестиционного менеджмента на промышленных предприятиях, исследуются такие их свойства как этапность, последовательность, системность рассматриваемой тематики; анализируются актуальность, тенденции инвестиционного менеджмента на современном этапе; рассматривается взаимосвязь успешности развития организаций с развитием системы инвестиционного менеджмента на промышленных предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the mechanism of investment projecting as an element of investment management of industrial enterprises, and such qualities as stage-by-stage structure, consistency and coherence of the topic under study. The author analyzes its relevance and modern tendencies of investment management; studies the interrelation of successful development of the organization and investment management of industrial enterprises.

Текст научной работы на тему «Инвестиционное проектирование как элемент инвестиционного менеджмента на промышленных предприятиях»

‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 5 2008 г.

Экономика

Инвестиционное проектирование как элемент инвестиционного менеджмента на промышленных предприятиях

Бахтияров Р. С.

Старший экономист отдела Управления экспертизы проектов ООО «АК БАРС Девелопмент»

В статье рассматривается механизм инвестиционного проектирования как элемент инвестиционного менеджмента на промышленных предприятиях, исследуются такие их свойства как этапность, последовательность, системность рассматриваемой тематики; анализируются актуальность, тенденции инвестиционного менеджмента на современном этапе; рассматривается взаимосвязь успешности развития организаций с развитием системы инвестиционного менеджмента на промышленных предприятиях.

Субъекты экономической активности в Российской Федерации всех отраслей сталкиваются с возрастающей конкуренцией. Чтобы полноценно функционировать, уже недостаточно просто снижать издержки и цены продукции. На сегодняшний день огромное значение имеет формирование долгосрочных конкурентных преимуществ, направленных на завоевание и укрепление рыночных позиций в долгосрочной перспективе. Одним из таких преимуществ является разработка, организация и реализация инвестиционных проектов, которая, в свою очередь, является инструментом инвестиционного менеджмента. Эффективная деятельность предприятий в долгосрочной перспективе и обеспечение высоких темпов развития конкурентоспособности в значительной степени определяются на сегодняшний день уровнем инвестиционной активности и диапазоном инвестиционной деятельности.

Комплекс вопросов, связанных с реализацией инвестиционной деятельности предприятия, требует достаточно глубоких знаний теории и практических навыков принятия управленческих решений в области обоснования инвестиционной стратегии, выбора эффективных направлений и

форм разработки целенаправленной программы реального инвестирования и формирования сбалансированного портфеля финансовых инвестиций. Поэтому данный комплекс вопросов является предметом специализированного направления на предприятии, и отвечает за него «инвестиционный менеджмент». Инвестиционный менеджмент - мощный инструмент планирования, прогноза, анализа, реализации и контроля процессов профильной и непрофильной инвестиционной деятельности компаний, вложения ею ресурсов для повышения конкурентоспособности, обеспечения инновационной замены оборудования, техники и технологии, развития человеческого капитала, создания новых продуктов и приобретения собственности в целях получения дополнительных доходов [1, с. 57].

На промышленном предприятии инвестиционный менеджмент включает в себя четыре стадии:

- исследование, планирование и разработка проекта;

- реализация проекта;

- текущий контроль и регулирование в ходе реализации проекта;

- оценка и анализ достигнутых результатов.

17

‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 5 2008 г.

Экономика

Инвестиционный проект - это планируемый и осуществляемый комплекс мероприятий по вложению капитала в различные отрасли и сферы экономики с целью его увеличения.

Первым шагом в системе инвестиционного менеджмента является разработка инвестиционного проекта. А она, в свою очередь, должна начинаться с зарождения инвестиционной идеи. В основном, инвестиционные идеи зарождаются и возникают в различных подразделениях и концентрируются в аналитическом отделе во главе с высококвалифицированными сотрудниками различного профиля. В данном отделе происходит анализ, а при несоответствии инвестиционным целям отказ от предложенных идей.

Первый этап формирования процесса инвестиционного проекта - составление программы маркетинга, которая должна дать характеристику продукта, предлагаемого рынку и востребованного им; определить рынок сбыта продукта; составить прогноз объемов продаж и оценить обеспечение его необходимыми ресурсами.

Необходимо отметить, что разработка и реализация маркетинговых программ включает целый комплекс мероприятий: разработку товарной и ценовой политики, определение методов стимулирования рынка и, самое главное, выбор каналов распределения товаров. Также на стадии формирования инвестиционного проекта определяются основные направления использования, объем и структуры инвестиций, анализируются и выбираются альтернативные варианты реализации инвестиционного проекта.

На втором этапе формирования инвестиционного проекта определяют основные направления использования, структуру и объем инвестиций компании. При этом оценивают внешние и внутренние возможности предприятия, формулируют желаемое состояние компании, определяют альтернативные направления инвестиций, выбирают среди них оптимальное и уточняют структуру и объем в соответствии с выбранным направлением.

На третьем этапе уточняются и анализируются важные потоки поступающих и возвращаемых инвестиций. На данном этапе большое значение необходимо уделить формированию потоков инвестиций. В частности, к ним можно отнести:

18

- определение объема собственных источников инвестиций;

- определение параметров (стоимость, срок привлечения) привлекаемых средств;

- выбор инструмента привлечения средств, исходя из возможностей компании и необходимых параметров привлекаемых средств (кредит банка, инвестиционное кредитование, вексельная программа, размещение акций на российском фондовом рынке, размещение акций на международном фондовом рынке);

- установление возможности привлечения целевого финансирования и поступлений;

- определение параметров возвращаемых кредитных средств (объем, срок возвращения);

- формулировка принципов выплаты процентов и дивидендов.

На четвертом этапе разрабатывается непосредственно бизнес-план. Результатом создания бизнес-плана должно стать управленческое решение по выбору и утверждению конкретного варианта из возможных альтернативных проектов.

На пятом этапе на основе бизнес-плана принимаются решения относительно практического воплощения этого бизнес-плана.

При реализации бизнес-плана в силу непредвиденных обстоятельств во внешней и внутренней среде может возникнуть необходимость изменения сформированного плана и даже целей компании.

Вторым шагом в системе инвестиционного менеджмента должен стать процесс реализации принятого на предприятии инвестиционного проекта. Так как на сегодняшний день большую актуальность принимают проекты реального инвестирования, приведенные ниже процедуры описывают этапность процессов реализации реального инвестирования на промышленных предприятиях.

Процесс реализации любого инвестиционного проекта, связанного с приобретением технологического оборудования, можно разделить на следующие этапы:

- сбор и обработка информации о потенциальных поставщиках (производителях) технологического оборудования;

- проведение конкурса (тендера) на поставку оборудования и выбор поставщика (производителя);

‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 5 2008 г.

Экономика

- заключение договора с поставщиком (производителем) и организация поставок;

- монтаж, пуско-наладочные работы и обучение обслуживающего персонала.

Особенностью реализации производственного инвестиционного проекта является разработка группой разработчиков ТЭО, в котором описываются технические характеристики производства, предполагаемый ассортимент продукции, комплектность требующегося оборудования и виды работ по проекту.

Как правило, подбор потенциальных постав-щиков-производителей оборудования осуществляется на основе следующих критериев проектирования производственного процесса:

- производственная мощность;

- экономическая эффективность;

- производительность;

- надежность;

- ремонтопригодность.

После определения конкретных требований к нужному комплексу технологического оборудования производится предварительный отбор его потенциальных поставщиков (производителей).

Предварительные контакты с поставщиками осуществляются с целью выработки спецификаций к оборудованию и применяемым технологиям и не сопровождаются подписанием каких-либо официальных документов.

В случае получения принципиального согласия потенциальных поставщиков (производителей) на участие в конкурсе на поставку комплекса технологического оборудования каждому из них направляется официальное письмо. После этого производители формулируют свои предложения, в которых отражаются следующие позиции: перечень оборудования, решающего поставленные задачи; стоимость комплекса оборудования; условия финансирования и поставки; вид гарантии и пр.

В дальнейшем группа разработчиков ТЭО оценивает предложения нескольких ведущих производителей оборудования.

Реализация любого инвестиционного проекта, связанного с приобретением нового технологического оборудования, повышает требования к качеству трудовых ресурсов. Поэтому сразу после подписания контракта необходимо переобучить работников и направить на стажировку

к поставщику оборудования либо на специальные курсы. Повышение квалификации продолжается и при осуществлении пусконаладочных работ, в ходе которых представители поставщика обучают операторов производственного оборудования и обслуживающий персонал работе с новой техникой.

Третьим шагом в системе инвестиционного менеджмента является контроль за ходом проведения инвестиционного проекта.

В зависимости от объекта контроля и стадии выполнения инвестиционного проекта используются различные методы и способы. К примеру, предварительный контроль включает составление бюджета капиталовложений, составление отчетов о состоянии дел, бухгалтерского учета. Последующий контроль предполагает осуществление специальных исследований и отчетов по контролю за инвестициями. Основным назначением контроля является сравнение заложенных в план и действительных показателей, установление расхождения между ними и оперативное принятие мер по его сокращению.

Эффективная работа на каждом этапе разработки и осуществления инвестиционного проекта в системе инвестиционного менеджмента, в особенности объективная оценка его эффективности являются необходимыми условиями успешной реализации инвестиционного проекта предприятия, что, в свою очередь, оказывает стимулирующее влияние на развитие производства как на уровне отдельного хозяйствующего субъекта, так и в экономике в целом.

Последним шагом в системе инвестиционного менеджмента должен стать анализ достигнутых результатов.

Хотелось бы отметить, что в российской практике недостаточно уделяют внимание инвестиционному менеджменту. Так, в современных условиях применяют упрощенные расчеты, которые приводят к выбору неэффективных вариантов из имеющихся немногочисленных альтернатив. Во многих организациях крупные инвестиционные проекты в рамках инвестиционного менеджмента на покупку оборудования или реконструкцию часто реализуются вслепую, наугад, с расчетами по устаревшим методикам, которые дают ложный ответ о реальной отдаче и эффективности капиталовложений.

19

‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 5 2008 г.

Экономика

Актуальность изучения и развития инвестиционного менеджмента можно проанализировать по статистическим данным за последнее десятилетие.

Спад инвестиционной активности в 1990-е гг. нарушил воспроизводительные процессы. Износ основных фондов в целом в экономике в 2005 г. составил 45,1 % (табл. 1), в промышленности - 50,6 % (износ машин и оборудования в 2005 г. - 57,3 %).

Но, несмотря на затруднительные моменты современности, хотелось бы отметить и положительные тенденции.

В 2007 г. объектом инвестиционного менеджмента на промышленных предприятиях стали инвестиционные проекты по обновлению основных фондов, их осуществляли 92 % организаций (в 2006 г. - 92 %, в 2000 г. - 84 %), в том числе 95 % крупных и средних (в 2006 г. - 94%) и только 44 % субъекты малого предпринима-

Таблица 1

Износ основных фондов в промышленных предприятиях(в %) 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Все основные фонды 38,6 42,4 45,8 47,9 49,5 43,7 45,1

Промышленность: 46,2 52,4 51,5 52,9 52,9 51,4 50,6

здания 28,7 32,7 32,4 32,7 32,0 30,3 29,7

сооружения 46,7 53,9 53,9 55,5 56,5 56,0 55,1

машины и оборудование 62,9 66,5 62,7 61,9 60,8 58,6 57,3

транспортные средства 46,8 51,8 49,0 49,4 51,3 51,6 51,7

Сельское хозяйство: 37,6 50,4 50,8 50,4 49,0 46,5 45,1

здания 34,7 45,4 46,5 47,3 47,5 44,9 45,1

сооружения 37,6 51,9 53,5 55,0 55,7 56,7 57,0

машины и оборудование 51,2 67,9 66,4 62,1 56,0 51,0 46,5

транспортные средства 47,3 64,7 64,5 63,2 60,4 58,0 53,8

Строительство: 37,0 44,6 44,7 43,9 43,9 37,2 39,9

здания 29,3 34,4 34,8 33,7 32,4 25,7 27,2

сооружения 25,9 32,4 34,9 41,1 41,1 30,9 35,7

машины и оборудование 60,8 62,1 57,0 50,5 50,1 48,0 47,9

транспортные средства 51,3 56,3 52,2 50,7 50,6 47,4 48,0

Транспорт: 40,1 47,8 51,7 54,1 57,8 20,0 21,4

здания 33,0 36,9 36,5 40,3 41,3 14,4 14,6

сооружения 33,4 44,4 48,6 50,8 54,0 15,6 16,3

машины и оборудование 60,7 62,4 56,5 54,3 55,0 34,4 36,5

транспортные средства 42,3 59,2 62,4 64,5 70,3 27,7 30,5

Вторым немаловажным показателем, характеризующим спад инвестиционной активности, является коэффициент обновления основных фондов (отношение основных фондов, введенных в действие в течение года, к их наличию на конец года по полной учетной стоимости, в процентах). Данный показатель отражает удельный вес новых основных фондов в их общем объеме (табл. 2). Перед началом экономических реформ в 1990 г. он составлял 5,8 %. При этом в отраслях, производящих товары, процесс обновления основных фондов происходил более интенсивно - коэффициент обновления равнялся 6,7 %.

тельства (их доля не изменилась по сравнению с 2006 г.).

Высокая активность наблюдалась в республиках Дагестан, Калмыкия, Удмуртской Республике, Вологодской, Псковской, Тюменской областях и в Санкт-Петербурге, где свыше 95 % организаций осуществляли реализацию инвестиционных проектов в системе инвестиционного менеджмента в основной капитал. Среди субъектов Российской Федерации с низкой инвестиционной активностью - Республика Тыва, где деятельность зафиксирована у 35 % организаций, Республика Алтай (68 %), Сахалинская (62 %), Ивановская (87 %) области.

20

‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 5 2008 г.

Экономика

Таблица 2

Обновление основных фондов в промышленных предприятиях(в %) 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004

Все основные фонды 5,8 1,6 1,4 1,5 1,7 1,8 2

Основные фонды отраслей, производящих товары: 6,7 1,2 1,2 1,4 1,4 1,5 1,6

промышленность 6,0 1,3 1,3 1,5 1,5 1,5 1,7

сельское хозяйство 7,0 0,6 0,5 0,6 0,7 0,7 0,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лесное хозяйство 9,7 0,6 1 0,9 0,8 0,9 0,9

строительство 11,8 1,8 1,4 1,7 1,9 2,1 2,2

Основные фонды отраслей, оказывающих услуги: 5,0 1,8 1,5 1,7 2 2,1 2,4

транспорт 5,1 1,1 1 1,1 1 1,1 1,2

связь 5,6 2 2,1 3 4 5,3 7,1

торговля и общественное питание 6,2 1,7 2,4 3 5 5,7 6,2

жилищное хозяйство 4,3 2,5 2,1 2,1 2,5 2,5 2,7

коммунальное хозяйство 3,2 1,1 0,9 0,9 0,9 1 0,8

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение: 5,7 1,5 0,9 0,9 0,9 1,1 1,2

образование 6,4 1,3 0,8 1 1,1 1,2 1,3

культура и искусство 5,6 2,7 1,1 1,4 1,7 2,5 3,6

наука и научное обслуживание 7,5 0,8 0,4 0,6 0,9 1,1 1,3

финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 1,5 8,3 6,2 4,7 6,2 7,2 8,2

управление 1,5 3,4 2 2 2,9 3,8 4,4

Анализ статистических показателей Госкомстата промышленных организаций различных видов экономической деятельности показывают, что объектом инвестиционного менеджмента остаются в 2007 г., как и в предыдущие годы, замена изношенной техники и оборудования, на это указали 73 % организаций (в 2006 г. - 72 %, в 2000 г. - 56 %). Повышение эффективности производства (автоматизация или механизация существующего производственного процесса, внедрение новых производственных технологий, снижение себестоимости продукции, экономия энергоресурсов) осуществляли 44-53 % организаций; цели, связанные с увеличением производственных мощностей при расширении номенклатуры выпускаемой продукции преследовали 39 % организаций, а с неизменной номенклатурой продукции - 27 %.

Хотелось бы отметить, что в 2007 году 90 % удельного веса объектов инвестиционного менеджмента на промышленных предприятиях приходилось на приобретение машин и оборудования, 61 % - на приобретение транспортных средств, 53 % - на строительство зданий и со-

оружений; 62 % организаций в 2007 г. осуществили модернизацию основных средств.

В обследованных организациях доля машин и оборудования в возрасте до 10 лет составляет 34 %, в возрасте от 10 до 20 лет - 44 %, от 20 до 30 лет - 14 % от их наличия. Аналогичная ситуация складывается в крупных и средних организациях. Иная картина в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства, где 47 % составляют машины и оборудование в возрасте до 10 лет, и только 7 % - в возрасте свыше 20 лет. Средний возраст машин и оборудования в организациях, осуществляющих деятельность в сфере добычи прочих полезных ископаемых, производства кокса и нефтепродуктов, химического производства, производства целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них, производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования, превышает средний уровень по всем обследованным организациям.

Более подробная структура объектов инвестиционного менеджмента на промышленных предприятиях представлена на рис. 1.

21

“Вестник экономики, права и социологии’’, № 5 2008 г.

Экономика

Стабилизация экономической обстановки промышленным предприятиям более эффек-в стране после кризиса 90-х годов позволила тивно использовать свои свободные средства

и развивать инвести-- ционный менеджмент.

Именно благодаря институализации инвестиционного менеджмента уже в 2007 г. руководители 95 % организаций оценили свою экономическую ситуацию как “благоприятную” и “удовлетворительную”, как это видно по рис. 2.

В заключение хотелось бы отметить, что система инвестиционного менеджмента находится на стадии развития, и от качества разработанного и поставленного на службу инвестиционного менеджмента на промышленном предприятии будут зависеть конкурентные преимущества и долгосрочное развитие экономического субъекта в целом.

Рис. 1. Объекты инвестиционного менеджмента в промышленных предприятий (в процентах от общего числа организаций различных видов деятельности)

1 - Добыча каменного угля, бурого угля и торфа

2 - Добыча сырой нефти и природного газа; предоставление услуг в этих областях

3 - Добыча металлических руд

4 - Добыча прочих полезных ископаемых

5 - Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

6 - Текстильное и швейное производство; производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

7 - Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели

8 - Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них

9 - Издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации

10 - Производство кокса и нефтепродуктов

11 - Химическое производство

12 - Производство резиновых и пластмассовых изделий

13 - Металлургическое производство

14 - Производство машин и оборудования

15 - Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

16 - Производство транспортных средств и оборудования

17 - Другие обрабатывающие производства

18 - Производство и распределение электроэнергии,

газа и воды.__________________________________

Рис. 2. Распределение организаций отдельных видов экономической деятельности, оценивающих экономическую ситуацию в организации как «благоприятную» и «удовлетворительную» в 2007 году (в % к общему числу организаций по виду деятельности).

22

‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 5 2008 г.

Экономика

Литература:

1. Маленков Ю.А. Новые методы инвестиционного менеджмента. - СПб.: Издат. дом «Бизнес-пресса», 2002.

2. Берлин А., Арзямов А. Механизм инвестиционных решений на промышленном предприятии // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - № 1.

3. Николаем В.М. Условия инвестиционного воспроизводства // Экономист. - 2002. - № 3.

4. Глисин Ф., Китратр Л. Инвестиционная активность промышленных организаций // Инвестиции в России. - 2006. - № 4.

5. Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации в 2007 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.gks.ru/ bgd/regl/b08_04/IssWWW.exe/Stg/05/1-inv.htm

6. Инвестиционный менеджмент [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. pifovik.ru/node/3764

Investment Projecting as an Element of Investment Management

of Industrial Enterprises

The article examines the mechanism of investment projecting as an element of investment management of industrial enterprises, and such qualities as stage-by-stage structure, consistency and coherence of the topic under study. The author analyzes its relevance and modern tendencies of investment management; studies the interrelation of successful development of the organization and investment management of industrial enterprises.

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.