Научная статья на тему 'Инвестиционное обеспечение Стратегии инновационного развития туризма в регионе (на примере Приволжского федерального округа)'

Инвестиционное обеспечение Стратегии инновационного развития туризма в регионе (на примере Приволжского федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
440
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ В ТУРИЗМЕ / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА / ИНФРАСТРУКТУРА ТУРИЗМА / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КЛАСТЕРНОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИЗМА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ / INNOVATIONS AND INVESTMENT IN TOURISM / DEVELOPMENT STRATEGY FOR TOURISM AND RECREATIONAL COMPLEX / INFRASTRUCTURE OF TOURISM / PROGRAM-PURPOSE MANAGEMENT / CLUSTER DEVELOPMENT / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / STATE REGULATION OF TOURISM ON THE REGIONAL LEVEL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Никоноров Сергей Михайлович, Белов Георгий Леонидович

В статье проанализированы формы инвестиционного обеспечения стратегии инновационного развития туризма в регионах ПФО: программно-целевое управление, кластерное развитие, государственно-частное партнёрство, государственное регулирование туризма на региональном уровне на примере Чувашской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Никоноров Сергей Михайлович, Белов Георгий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment strategy for innovative development of tourism in the region (Volga Federal district case)

The article analyzes methods of the investment strategy for innovative development of tourism in the regions of the VFD: program-purpose management, cluster development, state-private partnership, and state regulation of tourism at the regional level on the example of Chuvash Republic.

Текст научной работы на тему «Инвестиционное обеспечение Стратегии инновационного развития туризма в регионе (на примере Приволжского федерального округа)»

С.М. НИКОНОРОВ

к.э.н., зам. директора по научной работе и инновациям Филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, г. Чебоксары

Г.Л. БЕЛОВ

к.э.н., начальник научно-исследовательского центра Филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, г. Чебоксары

ИНВЕСТИЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ

(НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

Туризм в Приволжском федеральном округе (ПФО) является для многих регионов приоритетным направлением развития. В округе складывается туристская индустрия, представляющая собой совокупность гостиниц и иных средств размещения, предприятий транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организации, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность, а также предоставляющих экскурсионные услуги.

Туроператоров по международному и внутреннему туризму зарегистрировано больше всего в Республике Татарстан и Самарской области -по 13, в Нижегородской области - 12, что составляет 21% и 19% соответственно [9].

С учётом характера туристских ресурсов регионов ПФО, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта, особый интерес для развития въездного туризма могут представлять следующие виды туризма: культурно-познавательный, деловой, а также специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе, в перспективе - экстремальный, этнический, учебный, научный и др.).

В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 г. по уровню туристского предложения регионы ПФО отнесены к категории «со средним уровнем развития туристского продукта» [1].

Имея такой туристский ресурс мирового значения как река Волга, многие регионы ПФО в стратегической перспективе видят в нём «точку роста». Поэтому важнейшей составляющей ту-ристско-рекреационного комплекса является его инновационное развитие и инвестиционное обеспечение.

Инвестиционная и инновационная активность в сфере туризма определяются множеством явных и неявных факторов, наиболее важные из которых - экономические, такие как рентабельность вложений, потенциальная ёмкость рынка и др. Сложность и комплексность процесса создания среды для инвестиционной и инновационной активности требует чёткого представления о содержании решаемых проблем.

По мнению Новикова В.С., инновационная активность проявляется через целенаправленную деятельность по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, технологических и организационно-управленческих новшеств [5]. Процессный подход к оп-

Методы поддержки инвестиционной и инновационной активности в сфере туризма

Рис 1. Концептуальная схема поддержки инвестиционной и инновационной активности в сфере туризма

ределению инновационной активности позволяет выделить его основные элементы: нововведения; инновационную деятельность; государственную инновационную политику; инновационный потенциал; инновационную сферу; инновационную инфраструктуру и инновационные программы.

Инновационный процесс невозможен без инвестиционной деятельности, которая включает: маркетинговые исследования; вложение средств с целью сохранения и увеличения капитала; проектирование, строительство, пуск или приобретение готового объекта, получение прибыли [7].

Таким образом, формирование инвестиционной и инновационной активности в сфере туризма можно рассматривать на уровне макро- и микроэкономики (рис. 1.). Макроэкономический подход - одна из функций государственного регулирования туризма. На микроэкономическом уровне инвестиционная и инновационная активность в сфере туризма определяется нормой прибыли на капитал.

Инновационная система туризма включает совокупность организаций частного и государственного сектора, которые, взаимодействуя, обеспечивают постоянную инновационную и инвестиционную деятельность. Формирование такой системы предусматривает создание благоприятной эконо-

мической и правовой среды; построение инновационной инфраструктуры; совершенствование механизма государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок [7].

Сценарий инновационного развития туризма в регионе предполагает существенное увеличение доли туризма в структуре экономики с осуществлением ряда крупных инвестиционных проектов, направленных на развитие туристской инфраструктуры, диверсификацию туристского бизнеса в регионе с разработкой новых туристских продуктов, конкурентоспособных на мировом рынке, активный брендинг региона [10].

В трёх регионах ПФО приняты законы «О туризме и туристской деятельности», 11 регионов из 14 имеют целевые программы развития туризма.

В пяти регионах на сайтах представлены муниципальные программы развития туризма.

В зависимости от масштабов задач, решаемых посредством туристской деятельности, в субъектах Федерации в составе правительства (администрации) могут быть министерства (в 22-х регионах), агентства (в 6-ти регионах), профильные комитеты (в 19-ти регионах) или структурные подразделения в составе многопрофильного органа, например, управление или департамент (в 9-ти регионах).

В любом случае структура органа исполнительной власти субъекта Федерации в сфере туризма должна оптимально соответствовать объёму и характеру решаемых этим органом задач [8].

Опыт различных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой.

Современный туристский бизнес формируется на основе разносторонних аспектов обслуживания туриста в дестинации. Множество внешних факторов, включая экономические, политические, технологические, социально-культурные, экологические и другие, определяют уровень развития туризма в регионе. Важнейшим комплексным показателем, характеризующим различные внешние и внутренние условия процесса предоставления туристского продукта в туристско-рекреацион-ном комплексе, является базовая инфраструктура территории.

В системе туристско-рекреационного комплекса региона развитие инфраструктуры является наиболее ресурсозатратным и долгосрочным процессом. Наиболее эффективным механизмом управления инфраструктурой туризма является программно-целевой подход, позволяющий объединить усилия федеральных и региональных государственных органов власти, муниципального самоуправления и предпринимательских структур [3].

Администрирование туризма в субъектах Российской Федерации осуществляется региональными структурами по туризму при поддержке региональных властей. Наиболее крупные бюджеты имеют туристские администрации Москвы, Краснодарского края, Татарстана. В Москве, например, ежегодное финансирование туристской деятельности превышает 1 млрд руб. В среднем региональные бюджеты выделяют на поддержку туризма и продвижение регионального туристского продукта 5-7 млн руб. Эти незначительные суммы тратятся на проведение маркетинговых исследований, рекламно-информационной деятельности, организацию туристских выставок, ярмарок, семинаров [6].

В регионах Приволжского федерального округа регулирование развития туризма осуществляется в рамках отделов должностными лицами в Министерствах и комитетах по физической культуре, спорту и туризму или в экономических министерствах (табл.).

Государственное регулирование туризма во многих регионах Приволжского федерального округа основано на программно-целевом подходе. Рассмотрим проблемы совершенствования регу-

лирования туризма на региональном уровне на примере Чувашской Республики.

Опыт разработки, принятия и реализации мероприятий Программы развития туризма в Чувашской Республике на 2005-2010 гг. предопределил новые подходы к решению задач планирования и управления [2].

В соответствии с системным подходом развитие туризма в Чувашской Республике основано на планировании и реализации конкретных мероприятий, разработанных в рамках ряда региональных стратегических документов.

1. Закон Чувашской Республики «О туризме» от 13.10.1997 г. № 16.

2. Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 г., где направление «Отдых, туризм, рекреация» выделено как приоритетное для нашего региона.

3. Республиканская программа развития туризма в Чувашской Республике на 2005-2010 гг.

4. Муниципальные программы развития туризма на 2005-2010 гг.

На муниципальном уровне разработаны Программы развития туризма в городах Чебоксары, Шумерля, Алатырь и Мариинско-Посадском, Чебоксарском, Ибресинском, Козловском, Ядринс-ком, Порецком районах [13].

В стратегическом плане туризм для социально-экономического развития Чувашской Республики, во-первых, имеет большой потенциал для экономики и бизнеса, а во-вторых, является важным инструментом социальной политики.

Основными проблемами развития туризма, на решение которых обычно направлен программно-целевой подход, являются:

- неразвитость инфраструктуры;

- неопределённость в системе управления туризмом;

- ведомственная разобщённость объектов туризма, децентрализация управления объектами (предприятиями туризма).

В индустрии туризма задачи диверсификации туристского продукта должны решаться через инвестиционную поддержку инновационных проектов, включая создание условий для развития внутреннего и въездного туризма на особо охраняемых природных территориях и культурных объектах, в том числе в национальных парках, природных парках и музеях-заповедниках.

В современных российских условиях всё ещё существуют серьёзные проблемы, связанные с созданием необходимых институциональных и законодательно-правовых условий осуществления инновационной деятельности, механизма стимулирования, защиты интеллектуальной собственности, сертификации инновационной продукции,

Рис. 2. Структура программно-целевого управления развитием туризма в Чувашской Республике

Таблица

Государственное регулирование туризма в регионах ПФО

№ п/п Регион ПФО Исполнительный орган, ответственный за туризм Специализированный отдел или должностное лицо по туризму

1. Республика Башкортостан Министерство молодёжной политики, спорта и туризма: отдел туризма и туристской индустрии Отдел туризма: 3 чел. в штате

2. Республика Марий Эл Министерство физической культуры, спорта и туризма Специалист министерства

3. Республика Мордовия Министерство физической культуры, спорта и туризма Специалист министерства

4. Республика Татарстан Министерство по делам молодёжи, спорта и туризма Зам. министра по туризму; 2 отдела, в том числе по развитию туриндустрии

5. Удмуртская Республика Министерство по физической культуре, спорту и туризму Отдел туризма

6. Чувашская Республика Министерство по физической культуре, спорту и туризму Специалист по туризму отдела организационно-массовой работы и туризма

7. Пермский край Министерство развития предпринимательства и торговли Отдел туризма

8. Кировская область Министерство по физической культуре, спорту и туризму Специалист министерства

9. Нижегородская область Министерство развития предпринимательства и торговли Отдел развития туризма и народных художественных промыслов. Сектор туризма Заведующий сектором

10. Оренбургская область Министерство молодёжной политики, спорта и туризма: отдел туризма Специалист министерства

11. Пензенская область Управление инвестиционного развития, предпринимательства и туризма Отдел туризма

12. Самарская область Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Департамент развития туризма ГУ «Туристский информационный центр»

13. Саратовская область Министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма Специалист министерства

14. Ульяновская область Департамент развития предпринимательства Ульяновской области Отдел туризма

образования соответствующего инвестиционного механизма, страхования рисков и подготовки инновационной инфраструктуры [12].

Определённой институциональной формой государственной поддержки предпринимательской деятельности в индустрии туризма может стать государственно-частное партнёрство.

Суть государственно-частного партнёрства как прямой экономической формы государственной поддержки предпринимательской деятельности заключается в участии государства в финансировании определённой социально значимой деятельности субъектов предпринимательства, а также, например, в предоставлении во владение и пользование объектов недвижимости, находящейся в государственной собственности [11].

При формировании системы поддержки инновационной и инвестиционной активности в сфере туризма нужно учитывать, что ведущие вузы России, готовящие специалистов в сфере туризма,

становятся не только образовательными, но и консалтинговыми учреждениями. Работая в тесной связке с динамично развивающимся бизнесом, они стараются давать студентам опережающие знания, прогнозируя развитие ситуации. С другой стороны, они участвуют и в консультировании самих предпринимателей, разрабатывая инновационные бизнес-модели.

Решение задачи повышения конкурентоспособности российского туристского продукта, инвестиционной привлекательности туристической сферы не может быть выполнено без активного участия региональных и муниципальных органов власти: это и участие региональных и муниципальных бюджетов в софинансировании федеральных мероприятий в рамках ОЭЗ и ФЦП, создание собственных целевых программ развития туризма, содействие продвижению регионального туристского продукта на рынках России и зарубежья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года.

2. Указ Президента Чувашской Республики от 16 декабря 2004 г. № 137 «О республиканской целевой программе «Развитие туризма в Чувашской Республике на 2005-2010 гг.».

3. Галенко В.П. Вопросы управления инфраструктурой в организациях сферы услуг // Вестник ИНЖЭ-КОНА, 2007. Вып. 3. СПб.: СПбГИЭУ. - 156 с.

4. Каширин А.И. В поисках бизнес-ангелов. Российский опыт привлечения стартовых инвестиций. - М.: Вершина, 2008. - 384 с.

5. Новиков В.С. Инновации в туризме. М.: ИЦ «Академия», 2008. - 208 с.

6. Овчаров А.О. Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 280 с.

7. Семенова Т.Ю. Инновационная политика в системе функционирования и развития региона: монография / Т.Ю. Семёнова. СПб.: СПбГИЭУ, 2008. - 207 с.

8. Сирченко А.А. Государственное регулирование развития внутреннего туризма в Российской Федерации / Материалы конференции «Развитие внутреннего туризма в России и за рубежом: наука и практика» 21 июня 2009 г. Чебоксары: филиал СПбГИЭУ в г. Чебоксары, 2009.

9. Социально-экономическое положение Приволжского федерального округа в 2008 г./ Стат. сб. - М.: Росстат, 2008. - 80 с.

10. Управление развитием туризма в регионе. Опыт реализации Стратегии Республики Карелия / Институт экономики КарНЦ РАН, под общей ред. Ю.В. Савельева, О.В. Толстогузова. Петрозаводск: Изд-во Карельского научного центра РАН, 2008. - 227 с.

11. Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект / С.Н. Шишкин. - М.: Вотерс Клувер, 2007. - 256 с.

12. Экономика: учебник / под ред. Д.С. Львова, В.И. Видяпина: В 2 кн. Кн. 2. - М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г.А. Плеханова», 2008. - 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.