УДК 33
Рахманов Рауф Тофик оглы
генеральный директор «KD floor» [email protected]
ИНВЕСТИЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ
В статье рассмотрены проблемы инвестиционного обеспечения инновационной деятельности. Определены механизмы поддержки инновационной деятельности в регионе, а также условия функционирования этих механизмов.
Ключевые слова: инвестиции, инновации, регион, информационное пространство, инновационная деятельность.
Единое информационное пространство благоприятствует полноценным инвестиционно-инновационным процессам. Следовательно охватываются все три этапа инвестирования: прединвестиционный, инвестиционный, эксплуатационный, учитывая при этом интересы всех субъектов. Движущей силой выступают обеспечивающие подсистемы, которые выполняют организационно-экономическую и нормативно-правовую функцию. К ним относятся следующие подсистемы:
1) подсистема информационного обеспечения;
2) подсистема правового обеспечения;
3) подсистема инфраструктурного обеспечения.
Подсистема информационного обеспечения
позволяет предоставить инвестору весь перечень интересующей его информации.
Под правовым обеспечением следует понимать достаточное количество законодательных актов, регулирующих условия предпринимательской деятельности в регионе и защищающих интересы инвесторов.
В основе инфраструктурного обеспечения должно лежать создание региональной инфраструктуры и механизмов. Подсистема призвана обеспечить реализацию всего технологического цикла привлечения, защиты и финансового сопровождения инвестиций с опорой на общепризнанные правовые и коммерческие отношения между субъектами инвестиционной деятельности. Создаваемая инфраструктура должна объединить в едином финансово-экономическом пространстве региона, на единой технологической основе финансовые операции обращения денег, акций, облигаций, векселей и других активов. Цель формирования подобной инфраструктуры - создание возможностей инвесторам-акционерам вкладывать финансовые средства в стабильно производящую структуру; руководителям пред-
приятий решать проблему привлечения финансовых ресурсов на развитие производственной базы и увеличение оборотных средств; администрациям региона осуществлять эффективный контроль и анализ процессов привлечения инвестиций и акционирования с целью преодоления бюджетного дефицита.
Инновационная деятельность требует высокой степени мобилизации финансовых, материальных, информационных, интеллектуальных и кадровых ресурсов. Это крайне важно для коммерческого использования научных исследований и разработок, эффективного их продвижения на внутренние и внешние рынки. Проблемы взаимоотношений научных организаций с промышленными предприятиями чаще всего возникают в результате отсутствия платежеспособного спроса на научную продукцию, нерешенности вопросов защиты интеллектуальной собственности и многих других причин. На ряде предприятий Владимирской области созданы инновационные структуры. Однако без кооперации с научно-исследовательскими организациями конкурентоспособный продукт создать трудно.
Для перехода к инновационному типу развития необходимы существенные финансовые затраты, как капитальные, так и текущие. В развитых странах сегодня тратится на НИОКР 2-3% ВВП. Таким образом, первым шагом по инновационному пути развития должно стать ежегодное привлечение инвестиций в сферу НИОКР.
Без разработки механизма реализации инновационного процесса, как средства решения проблем структурной перестройки промышленности и привлечения инвестиций, невозможно обеспечить непрерывное обновление технической базы производств, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, выход на мировой рынок товаров и услуг. Организовать этот
© Рахманов Р.Т., 2010
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010
351
процесс - задача для соответствующих структур региональных администраций.
Как одну из проблем можно обозначить наметившийся и увеличивающийся разрыв между высоким уровнем научных достижений, с одной стороны, и крайне примитивным уровнем производственных технологий и оборудования, с другой. В решении таких проблем, стоящих перед регионами, как повышение конкурентоспособности продукции, углубление обработки материалов и сырья, повышение экспортного потенциала, экономическое и научно-техническое обоснование привлечения инвестиций и др., инновационному варианту развития производства нет альтернативы.
Другой проблемой в этой же связи является отсутствие в регионах развитой инфраструктуры, необходимой для развертывания инновационной деятельности.
Потенциал научных организаций используется недостаточно. Основными причинами этого являются следующие: продукты научных разработок редко выступают в качестве конкурентоспособных товаров; разобщенность науки и производства вследствие нарушения ранее действовавших связей научных организаций с предприятиями; субъективные и другие факторы. Названные причины ставят существенные барьеры на пути развития экономики.
Отметим, что механизм - прежде всего совокупность и последовательность состояний, стадий процессов, из которых складывается какое-либо явление. Механизм является результатом целенаправленной деятельности и представляет собой некоторую совокупность институций, норм, правил, обеспечивающих при определенных условиях формирование заданных явлений.
К основным направлениям совершенствования механизмов поддержки инновационной деятельности в регионе можно отнести:
- создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развитие производства, повышение конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
- развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая системы информационного обеспечения, систему экспертизы, сертификации и продвижения разработок, подготовки и переподготовки кадров;
- развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприят-
ных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
- совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов.
Важнейшей частью государственной и региональной научно-технической политики является механизм ее выработки и реализации, в составе которого можно выделить ряд блоков: нормативно-правовой, организационно-управленческий, экономический, рыночный.
Нормативно-правовой блок составляют законы, нормативно-правовые акты, принимаемые Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации.
Организационно-управленческий блок механизма научно-технической политики гарантирует, прежде всего, четкое организационно-управленческое обеспечение деятельности, конкретизирует роль органов государственной власти федерального и регионального уровней.
К элементам экономического блока механизма инновационной политики следует отнести: совокупность налогов субъектов научной и научно-технической деятельности, все экономические формы поддержки инновационного предпринимательства, совокупность льгот для организаций и предприятий, выполняющих научные исследования и разработки, особый таможенный режим для субъектов научно-технической деятельности, систему государственного финансирования научно-технических и инновационных работ, совокупность финансовых форм участия внебюджетных фондов в научном и научно-техническом творчестве, развитие научно-технической активности, государственные льготы и гарантии банкам, финансирующим, кредитующим научно-исследовательские проекты и программы; меры социальной защиты научных работников и др.
Рыночный блок механизма напрямую связан с решением проблемы самоуправления субъектов научной и научно-технической деятельности, отработкой отношений собственности на средства научного производства и результаты творческого труда, с введением в эту специфическую деятельность состязательности, соревнования.
Для работоспособности данного механизма, необходимо:
352
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010
1) создать организационные и экономические механизмы для повышения востребованности инноваций отечественным производством, обеспечения опережающего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;
2) совершенствовать нормативно-правовую базу научной, научно-технической и инновационной деятельности;
3) адаптировать научно-технический комплекс к условиям рыночной экономики, обеспечить взаимодействие государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники;
4) рационально сочетать государственное регулирование и рыночный механизм, меры прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники;
5) совершенствовать взаимодействие государственного и частного капитала для развития науки, техники и технологий;
6) совершенствовать систему подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий;
7) осуществлять поддержку научных исследований и экспериментальных разработок в приоритетных направлениях развития науки, технологий техники с учетом мировых тенденций в этой сфере;
8) укреплять научно-исследовательский сектор Высшей школы;
9) активизировать деятельность по передаче знаний и технологий между оборонным и гражданским секторами экономики, развивать технологии двойного применения и расширение их использования;
10) ускорить реализацию научных и научнотехнических достижений, способствующих предотвращению возникновения военных конфликтов, техногенных и экологических катастроф и снижению ущерба от них;
11) разработать и модернизировать вооружения, военную и специальную технику, содействовать развитию оборонно-промышленного комплекса.
УДК 33
Свиридов Николай Никитович
доктор экономических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ИНСТИТУТ ОТХОДНИЧЕСТВА: ГЕНЕЗИС И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
Автор статьи исследует генезис, трансформацию и развитие института отходничества в общей структуре социально-экономического развития России.
Ключевые слова: трудовая миграция, социально-экономический феномен отходничества.
Вначале XXI века Россия столкнулась с весьма острыми и специфическими проблемами в своем социально-экономическом развитии. Во-первых, переход к рынку психологически не воспринимался значительной частью населения. Это проявлялось в забастовках, разгуле преступности, неинституциональных формах и методах передела собственности, росте потенциала противоречий в обществе. Во-вторых, под воздействием ряда экономических и политических факторов, происходил процесс формирования страт, которые отражали интересы, часто далекие от интересов государства и общества. В результате чего стал невозможным переход человека из бедной части населения в бо-
лее обеспеченную. Государственная служба, под воздействием различных механизмов, стала источником получения административной ренты. В-третьих, в силу низких доходов рабочих и жителей деревни, значительная часть крупных предприятий промышленности и аграрного сектора стали банкротами. Этому способствовали также отсталость технологий, физический и моральный износ фондов и низкая конкурентоспособность продукции. В-четвертых, принимаемые государством меры по экономической и социальной поддержке безработных носят «пожарный характер» и не решают крупных проблем. Безработица стала не только экономической, но и политической проблемой, создавая дискомфорт государствен-
© Свиридов Н.Н., 2010
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010І