ИНВЕСТИЦИОННО-СТРУКТУРНЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗБИТИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
М.Б. КЕТЕНЧИЕВ
Проанализированы основные направления инвестиционного развития Кабардино-Балкарской республики, наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций которой составят вложения в производство и распределение электроэнергии, газа и волы; транспорт и связь; государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение и образование.
Ключевые слова: региональная инвестиционная ситуация; государственная поддержка; приоритетные отрасли; научно-технический потенциал; инвестиционный проект
Коды классификатора JEL: G11, G18, R51
Территориальные различия инвестиционной и общехозяйственной ситуации в столь обширной стране, как Россия, весьма значительны, что надо учитывать частным инвесторам.
Анализ показывает, что России удалось в основном сохранить единое инвестиционное пространство с более или менее свободным межрегиональным переливом ресурсов. Существенные различия наблюдаются между крупными экономическими районами. При сходности основных тенденций в области капиталовложений в стране в целом и экономических районах темпы происходящих изменений далеко не одинаковы.
Большую роль в формировании региональной инвестиционной ситуации играют структурные факторы. Общей тенденцией для страны в целом и экономических районов в частности выступает повышение доли капиталовложений в непроизводственную сферу.
Большое значение для частных вкладчиков капитала имеет секторальная организация инвестиционной деятельности в регионах. В качестве признака такой ориентации принято считать превышение регионального показателя доли капиталовложений в тот или иной сектор экономики над среднероссийским. За годы реформ произошли существенные сдвиги.
Результирующим показателем инвестиционной ситуации в регионах выступает эффективность капиталовложений, определяемая индексом соотношения ввода в действие основных фондов и объема капиталовложений на региональном уровне в сравнении со среднероссийским. Разброс между регионами оказался не столь велик (в пределах ± 1520% от среднероссийского уровня), что свидетельствует о появлении тенденции к определенному выравниванию ситуации.
Большое влияние на инвестиционную ситуацию в регионах оказывают проводимые в стране преобразования. Общей тенденцией явилось сокращение доли бюджетных источников их финансирования. Это касается бюджетов всех уровней. Сужающиеся ресурсы распределяются между регионами крайне неравномерно. Наиболее высока доля бюджетного финансирования инвестиций на территории Северо-Кавказского региона, за ним следуют Центральный и Северо-Западный районы.
Средства из фонда государственной поддержки приоритетных отраслей играют наиболее заметную роль в Северо-Кавказском районе. Чем больше приток ресурсов из федерального бюджета и централизованных фондов для финансирования капиталовложений на территории, где развертывают свою деятельность частные инвесторы, тем шире их возможности подключаться к перспективным проектам на долевых началах, в том числе на конкурсной основе. Именно таким путем должна распределяться основная часть ресурсов из федерального бюджета, предназначенная на инвестиционные цели. Совместное государственно-коммерческое финансирование быстро окупающихся проектов не может не заинтересовать частный капитал при условии надежного обеспечения интересов обеих сторон.
© Кетенчиев М.Б., 2009
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2
Именно поэтому приоритеты государственной региональной политики должны служить для частных вкладчиков капитала ориентиром при определении территориальной сферы их деятельности.
На инвестиционный процесс оказывают влияние такие, как выравнивание уровня социально-экономического развития субъектов РФ, осуществление специальных программ по обеспечению занятости в трудоизбыточных районах, проведение мер по подъему депрессивных районов (в первую очередь на Северном Кавказе), сохранение и развитие государственных систем телекоммуникаций и информации в целях совершенствования единого экономического, информационного, культурно-образовательного пространства. Для достижения этих целей требуется не только увеличение государственных инвестиций, но и подключение частного капитала.
К более конкретным структурно-инвестиционным приоритетам относятся стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом, являющихся локомотивами и «точками роста» экономики; государственная поддержка районов экономического бедствия с высокой безработицей, демографическими и миграционными проблемами; разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, где можно ожидать первоочередной приток государственных инвестиций и активное стимулирование частных капиталовложений.
Учету регионального аспекта уделяется особое внимание при разработке общероссийских прогнозов и программ, выработке и проведении политики структурной перестройки экономики, что повысит роль региональных органов власти в инвестиционном процессе и значимость взаимодействия с ними для частных вкладчиков капитала (в частности, малого бизнеса).
Жизнь заставляет регионы активизировать меры по стимулированию частных капиталовложений, без которых нельзя рассчитывать на преодоление инвестиционного спада. Многие регионы до сих пор финансируют капиталовложения из своего бюджета по остаточному принципу. И дело тут не только в недостатке средств, но и в глубоко укоренившихся иждивенческих настроениях, подогреваемых нередко патерналистскими жестами федерального центра в виде решений об оказании поддержки отдельным регионам. В мировой практике подобные решения на высшем уровне носят эксклюзивный характер и принимаются, как правило, при крупных стихийных бедствиях.
Состояние инвестиционного климата является одним из важнейших индикаторов общеэкономической ситуации и перспектив развития региона. Благоприятный инвестиционный климат стимулирует рост объемов инвестиций из различных источников: государственных, частных, иностранных. Решение этой проблемы особенно актуально на современном этапе экономического развития республики.
Основной целью политики Правительства республики по развитию инвестиционного процесса является поощрение вложения отечественного и иностранного капитала в приоритетные отрасли экономики республики за счет предоставления налоговых льгот, гарантий по наиболее эффективным инвестиционным проектам, совершенствования системы правового регулирования, обеспечения гарантий безопасности инвестору при работе на республиканском рынке.
Важнейшая задача Программы — обеспечить за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций дополнительные источники финансирования:
— прогрессивных структурных преобразований в экономике республики;
— развития экспортного потенциала;
— повышения технического и качественного уровня производства;
— ликвидации существующих диспропорций и дефицитов на республиканском рынке.
Благоприятные условия должны быть созданы для инвестиционной деятельности, направленной на решение актуальных проблем республики.
Инвестиционный потенциал включает в себя семь составляющих:
1. Ресурсно-сырьевой потенциал (обеспеченность балансовыми запасами основных видов ресурсов). По этой составляющей КБР занимает 47-е (из 89) место в рейтинге, а по топливно-сырьевому — последнее 89-е место;
2. Производственный потенциал (совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе). КБР на 70-м месте.
3. Потребительский потенциал (совокупная покупательная способность населения). КБР — 68,5 место.
4. Инфраструктурный потенциал (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность). У КБР довольно высокое 25-е место.
5. Интеллектуальный потенциал (образовательный уровень населения). У КБР 23-е место.
6. Институциональный потенциал (степень развития ведущих институтов рыночной экономики). КБР на 66,5 месте.
7. Инновационный потенциал (уровень внедрения научно-технического прогресса в регионе). КБР на 89-м месте.
Используя высокий инфраструктурный, интеллектуальный, социальный и экономический потенциал, республика имеет все возможности для повышение своего интегрального рейтинга и, следовательно, для привлечения как иностранных, так и российских инвестиций в значительно более широких масштабах.
Анализ ситуации в инвестиционной сфере Кабардино-Балкарской Республики показывает, что обостряется проблема технологической отсталости и конкурентоспособности, особенно в промышленности республики. В то же время современная ситуация в экономике республики и потребности структурной перестройки, повышение ее эффективности требуют увеличения инвестиций.
Наращивания оборотных средств и улучшения использования имеющихся мощностей в большинстве случаев недостаточно из-за неприспособленности этих мощностей к требованиям рынка. Эта проблема не может быть решена путем увеличения государственных инвестиций в силу ограниченности бюджетных средств.
Отсюда следует, что задача повышения инвестиционной активности не может быть решена посредством усиления прямого вмешательства государства. Необходимо сформировать благоприятный инвестиционный климат для частных инвесторов, что должно способствовать росту реальных сбережений и ускорению эффективной трансформации накоплений в инвестиции.
Программа направлена на достижение ряда целей, в своей совокупности создающих благоприятную среду для расширения внебюджетных источников финансирования капитальных вложений и привлечения частных (отечественных и иностранных) инвестиций в экономику республики.
Не менее важным направлением расширения финансовой базы инвестиционной деятельности в республике является активизация деятельности администрации по использованию новых государственных организационных структур, возникающих в сфере инвестиционной деятельности. В числе такого рода формирований заслуживают внимания:
— Российская финансовая государственная корпорация, обладающая определенными полномочиями по предоставлению государственных инвестиций. Целесообразно было бы предложить данной корпорации некоторые инвестиционные проекты. Кроме того, одно из направлений деятельности корпорации — привлечение капиталов негосударственного сектора. Поэтому контакты с ней представляют интерес и с точки зрения заимствования опыта в этой области;
— Государственная инвестиционная корпорация, основная функция которой — привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику. Корпорация наделена правительством значительными материальными ценностями для обеспечения гарантий иностранным инвесторам;
— Гарантийный фонд поддержки региональных программ. Кредитные линии открываются фондом непосредственно регионам, которые получают собственные корреспондентские счета;
— Минэкономики РФ. Комиссия по инвестиционным конкурсам, созданная при Минэкономики РФ, занимается отбором наиболее эффективных инвестиционных проектов в целях оказания государственной поддержки за счет средств федерального бюджета;
— Федеральный Фонд поддержки мало предпринимательства, основная функция которого — финансирование мероприятий по развитию предпринимательства, конкуренции и ограничению монополистической деятельности.
В плане использования возможностей новых организационных структур предусматривается:
— организация работы по продвижению конкретных инвестиционных проектов в инвестиционные финансовые организации;
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2
— оформление экспозиции инвестиционных проектов и коммерческих предложений, используя возможности различных финансовых институтов и заинтересованных предприятий;
— оказание методической и практической помощи предприятиям по составлению материалов на участие в конкурсном распределении централизованных инвестиционных ресурсов.
Наиболее высокими темпами растут инвестиции в отраслях, позволяющих достигать быстрой отдачи по вложенным средствам — финансовой, банковской, страховой деятельности, коммерческой деятельности по обслуживанию рынка.
В республике создана законодательная база, позволяющая регулировать внешнеэкономическую и инвестиционную деятельности. Госкомимуществом КБР с целью поддержки приватизированных предприятий были разработаны и прошли экспертизу на уровне международных стандартов ЮНИДО более 54 бизнес-планов на общую сумму 498 млн дол. США, возможных к привлечению инвестиций в Республику.
Мингосимуществом в развитие инвестиционной деятельности при разработке Программы реализации концепции по основным направлениям развития и совершенствования управления государственной собственностью за последние 10 лет были реализованы мероприятия по созданию условий для развития инвестиционной деятельности в Республике.
Для обеспечения гарантий иностранным инвесторам была проведена инвентаризация залогово-страхового фонда, определен порядок регистрации залоговых операций, ведется реестр выдаваемых свидетельств по регистрации залога, разработана схема управления по комплексу туризма и альпинизма. В развитие инвестиционной деятельности с 1998 г. созданы условия для развития банковской, риэлтерской, оценочной, аудиторской, страховой и лизинговой деятельности, введен учет средств залогово-страхового фонда КБР.
В 1997 г. на развитие экономики и социальной сферы за счет всех источников финансирования освоено 882, 7 млн руб. капиталовложений, в 2006 г. — 6 847,45 млн руб., а в 2007 г. — уже 9 812,4 млн руб., в том числе государственные инвестиции — 3000 млн руб., инвестиции на строительство жилья индивидуальными застройщиками — 3 288,4 млн руб. и прочие внебюджетные инвестиции — 3 524 млн руб.
В 2010 г. объем инвестиций в основной капитал по первому варианту составит 24 270 млн руб., по второму варианту — 20 700 млн руб., что в 2 раза и в 1,7 раза соответственно больше уровня 2007 г. в сопоставимых ценах.
Наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций составят вложения в производство и распределение электроэнергии, газа и воды; транспорт и связь; государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение и образование.
В структуре источников финансирования сохранится степень участия средств федерального и республиканского бюджетов, которые будут направлены на реализацию федеральных и республиканских целевых программ. Прогнозируемый объем инвестиций в основной капитал на период 2008-2010 гг. из внебюджетных источников составит 15 257,2 млн руб.
Инвестиции в основной капитал будут осуществлены в таких направлениях, как развитие курортно-рекреационного комплекса; освоение гидроэнергетического потенциала рек Кабардино-Балкарской Республики; развитие АПК; развитие промышленности строительных материалов; модернизация транспортной инфраструктуры и др.
По оценочным данным в 2007 году объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» составил 6872,1 млн руб., или 186,9% в сопоставимых ценах к уровню 2006 года.
В 2010 году объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» по первому варианту составит — 15 532,8 млн руб., по второму варианту — 13 000 млн руб., что в 2 раза и в 1,7 раза соответственно больше уровня 2007 года в сопоставимых ценах.
В Послании Президента страны Федеральному Собранию и в Послании Президента Кабардино-Балкарской Республики Парламенту Кабардино-Балкарской Республики отмечалось, что к 2010 году ввод жилья необходимо довести до 800-850 тыс. кв. м в год. В связи с чем, доля инвестиций на строительство жилья индивидуальными застройщиками в общем объеме инвестиций в 2008-2010 гг. составит от 33,2 до 46,8 %.
В 2007 году по оценочным данным ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования составит — 235,4 тыс. кв. м, в том числе индивидуальными застройщиками — 212,9 тыс. кв. м.
В 2010 году ввод в эксплуатацию жилых домов по первому варианту составит — 849,5 тыс. кв. м, по второму варианту — 773 тыс. кв. м, что в 3,6 раза и в 3,3 раза соответственно больше уровня 2007 г. в действующих ценах.
В коммунальной сфере будут продолжены работы по замене ветхих инженерных сетей и сооружений, особенно в сельской местности, а также газификация новых микрорайонов населенных пунктов республики.
В основном за счет государственных средств будет продолжено строительство объектов социально-культурной сферы. Ввод общеобразовательных школ, дошкольных учреждений, больниц будет обеспечен за счет объектов высокой строительной готовности и по отдельным показателям превысит уровень предыдущих лет. Таким образом, к концу 2010 года будет введено: школ на 10771 мест, больниц на 2130 коек, дошкольных учреждений на 2500 мест, объектов культуры на 3065 мест.
По строительству новой инженерной инфраструктуры в республике к концу 2010 года предполагается ввести: водопроводных сетей — 592 км; электрических сетей — 153 км; газовых сетей —463 км; канализационных сетей — 78 км, тепловых сетей — 73 км.
ТЕ131}А ЕС01\ЮМ!С118 (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2