УДК 796:338.2
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: ПРОГРАММАХХП ОЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР
Кандидат экономических наук, доцентЛ. А. Гремина,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
В статье представлены результаты исследования, характеризующие инвестиционную привлекательность Краснодарского края, рассмотрены положительные стороны и недостатки проведения программы зимней Олимпиады в Сочи, проанализирована инвестиционная политика и сделаны предварительные оценки, выводы. Решающими факторами активизации инвестиционной деятельности являются: кардинальное улучшение инвестиционного климата, стабильность и предсказуемость условий хозяйствования инвесторов, восстановление их доверия и мотивации к вложению средств в реальный сектор экономики.
Ключевые слова: бюджет; затраты; Олимпиада; инвестиции; олимпийское строительство; эксперты.
Актуальность темы исследования обусловлена значением для социально-экономического развития региона и построения новой национальной модели физкультурно-спортивного воспитания населения, а также тем, что на инвестициях в РФ можно нажить «большущее состояние». Это связано с тем, что сегодня Краснодарский край входит в число самых перспективных Российских регионов по привлекательности инвестиций. После того как было принято решение о проведении в 2014 году XXII Олимпийских зимних игр в Сочи, интерес инвесторов к столице будущей зимней Олимпиады заметно вырос. Подготовка к большому спортивному событию - это не только строительство самых современных спортивных объектов, но это ещё и многомиллиардные вложения государства в инфраструктуру региона. Таким образом, в крае имеется мощный потенциал опережающего развития, определяющий возможности роста его вклада в реализацию целей Правительства Российской Федерации.
Объектом исследования являются XXII Олимпийские зимние игры 2014 г.
Предмет исследования - перспективы развития экономики в ходе подготовки к XXII Олимпийским зимним играм в Сочи.
Нет ничего благороднее солнца, дающего столько света и тепла. Так и люди прославляют те состязания,
величественнее которых нет ничего - Олимпийские игры
Пиндар
Краснодарский край - один из наиболее значимых регионов России. Выгодное географическое положение, климатические и природные условия определяют исключительную привлекательность региона.
Традиционный российский курорт Сочи возродится как всесезонный современный курорт мирового класса, как мощная база для развития спорта высших достижений.
То, что мы называем спортом, приобрело знакомые нам формы на рубеже Х!Х-ХХ веков. Его появление связано с развитием городской культуры. На спорт расходуют и на спорте зарабатывают сотни миллионов долларов. Во главе спортивных программ стоят высшие должностные лица государств. Любительский спорт отодвинут на второй план. Теоретики спорта стали называть его базовым, резервным, народным, спортом для всех. Цель данного спорта - укрепление здоровья народа, воспитание положительных нравственных качеств, организация здорового образа жизни, укрепление семьи как важнейшей ячейки общества и еще решение многих социальных задач [1].
Современный спорт переживает кризис, и довольно глубокий. Но в кризисном состоянии находятся вся современная культура и цивилизация. Кризис спорта не есть его разрушение, а лишь несоответствие представ-
лений о сущности и роли спорта новым социальным структурам, новому спектру общественных и индивидуальных потребностей, новым стандартам жизни.
Россия - великая страна, а сейчас, только начиная «входить во вкус» удачно развивающейся экономики, когда мозги еще полны инициативы и рвения сделать что-то правильно, олимпиада - отличный правильный ход. Мы отнеслись к ее подготовке очень серьезно и заслуживаем проведения этого зимнего соревнования в нашей стране. Летняя Олимпиада 1980 гг. - незабываемое зрелище до сих пор, а зимняя Олимпиада 2014 г. с нашим нынешним потенциалом останется во времени навсегда [2].
Проведение XXII Олимпийских зимних игр в нашей стране даст мощный экономический импульс для развития не только Сочи, но и всего юга России. Сочи будет иметь огромное значение для жителей региона и всей России. Этот проект даст столь необходимый импульс для развития не только спортивной, но и туристской инфраструктуры, превратив Сочи в уникальный спортивно-рекреационный центр международного уровня. Краснодарский край обладает огромным инвестиционным потенциалом и значительными конкурентными преимуществами.
Вот лишь некоторые цифры, характеризующие инвестиционную привлекательность Краснодарского края: более 750 предприятий с иностранным капиталом успешно осуществляют свою деятельность в крае; предприятия созданы с зарубежными участниками более чем из семидесяти стран мира.
В рамках реализации программы подготовки и проведения зимней Олимпиады в Сочи, а также развития Сочи как горноклиматического курорта планируются весьма масштабные затраты и масштабные работы: строительство и реконструкция олимпийских объектов, строительство более 367 км автомобильных мостов и дорог, более 480 км газопроводов, более 201 км железнодорожного полотна, более 550 км высоковольтных ЛЭП, 690 км инженерных сетей, электростанций общей мощностью в 1,2 ГВт [6].
Так как на момент начала олимпийской стройки практически вся инфраструктура Сочи, созданная еще при СССР, уже была существенно изношенной, 60 % всех вкладываемых в олимпийское строительство денег направлено на сооружение новой инфраструктуры. На строительство непосредственно олимпийских объектов направляется 20% средств. В 2010 году на объектах олимпийского строительства было задействовано 43 806 тысяч человек, в том числе на объектах Корпорации - 5 551 тысяча человек, причем в основном приезжие из других регионов и более 30 стран ближнего и дальнего зарубежья [5].
Среди плюсов программы проведения XXII Олимпийских зимних игр в Сочи можно выделить следующие:
- повышение престижа России;
- повышение спортивного интереса у населения, обеспечение спортивными мощностями;
- развитие инфраструктуры города Сочи, его курортного и туристического потенциала;
- создание рабочих мест.
Среди недостатков и основных проблем отмечаются:
- самой серьезной проблемой является востребованность олимпийских объектов после Олимпиады. Учитывая полумиллионную численность населения Сочи и сезонно-курортное значение региона, высоки риски неокупаемости объектов;
- существенная проблема качества строительства, принципиальный риск заключается в том, что основные спортивные сооружения строятся в Имеретинской низменности, т. е., по сути, на болоте, в илистой пойме;
- сами Сочи мало что приобретают от ажиотажного олимпийского строительства, которое идет в основном в треугольнике Адлер - Красная Поляна - Имеретинская низменность;
- неразвитая инфраструктура, плохая экология, грязные пляжи и прибрежные воды дополнительно будут способствовать снижению интереса к Сочи после окончания Олимпиады, усиливая проблему невостребованности сооружаемых объектов;
- загрязнение окружающей среды. Так, в конце лета 2012 года Счетная палата представила доклад, придя к выводу, что Сочи превращается в гигантскую свалку.
На данный момент Оргкомитетом на подготовку XXII Олимпийских зимних игр в Сочи бюджетных средств потрачено незначительно, продолжается привлечение спонсорских средств - более 1200 млрд. долл. Как считает первый заместитель председателя ГД РФ, экономический эффект от ОИ-2014 в российской экономике уже ощущается, а инвестиции могут дать до 0,3% прироста ВВП [7].
Рисунок. Программа финансирования олимпийских объектов
Общий объем финансирования Программы поначалу составлял 313,9 млрд. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 185,8 млрд. рублей, за счет средств бюджета Краснодарского края и бюджета г. Сочи - 9,2 млрд. рублей, за счет средств внебюджетных источников -118,8 млрд. рублей. Социально-экономический эффект от реализации Программы оценивается в 341 млрд. рублей (в ценах 2005 года). Согласно Программе, в 2006 году из Федерального бюджета выделяется 4,9 млрд. рублей, в 2007 году - 15,9 млрд. рублей, в 2008 году - 31,6 млрд. рублей, в 2009 году - 27,3 млрд. рублей, в 2010 году - 22,2 млрд. ру-
блей, в 2011 году - 27,1 млрд. рублей, в 2012 году - 26,3 млрд. рублей, в 2013 году - 22,1 млрд. рублей, в 2014 году - 8,4 млрд. рублей.
Направления расходования средств следующие:
- 31,6 млрд. руб. - строительство и реконструкция 15 олимпийских объектов общей вместимостью 191 тыс.чел.,
- 115,8 млрд. руб. - транспортная инфраструктура, в первую очередь автомобильно-железнодорожная ветка Адлер - Красная Поляна, стоимостью около 91 млрд. руб.,
- 9,8 млрд. руб. - инженерная инфраструктура,
- 15,1 млрд. руб. - инфраструктура связи,
- 48,8 млрд. руб. - строительство энергетических мощностей,
- 2,6 млрд. руб. - природоохранная деятельность,
- 50,8 млрд. руб. - строительство и реконструкция туристических объектов,
- 40,2 млрд. руб. - мероприятия, связанные с реализацией Программы, пподготовкой и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр 2014 года (в т. ч. за счет Федерального бюджета: субсидии в бюджет оргкомитета XXII Олимпийских зимних игр - 9,1 млрд.руб, расходы на содержание дирекции Программы - 4,5 млрд.руб., имущественный взнос в ГК «Олимпстрой» - 0,5 млрд. руб.).
Если же проводить группировку объектов и мероприятий по кластерам (стоимость объекта исчисляется в этом случае с учетом стоимости, необходимой для функционирования инфраструктуры), что будет более точно, то структура расходов будет следующая (табл.):
Таблица
Расходы на объекты и мероприятия олимпийской стройки, сгруппированные в кластеры
Объект млн. руб., 2012 г. %
Общие расходы 313,888 100,0%
1. Спортивные объекты 78,043 24,9%
Биатлон, лыжные гонки, лыжное двоеборье 5,994 1,9%
Горнолыжный центр «Роза Хутор» 16,469 5,2%
Санно-бобслейный комплекс 8,452 2,7%
Большая ледовая арена для хоккея с шайбой 6,756 2,2%
Малая ледовая арена для хоккея 1,033 0,3%
Ледовый дворец спорта 2,376 0,8%
Крытый конькобежный центр 1,100 0,4%
Центральный стадион 8,922 2,8%
Керлинг 1,487 0,5%
Основная Олимпийская деревня 26,099 8,3%
Горная Олимпийская деревня 3,190 1,0%
Трамплины 1,258 0,4%
Сноуборд 1,233 0,4%
Фристайл 0,429 0,1%
2. Реализация Программы, расходы на подготовку и проведение XXII зимних Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2014 года 38,260 12,2%
Условно расходы на Олимпиаду (1+2) 123,058 39,2%
3. Трасса «Адлер - Красная Поляна» 91,32 29,1%
4. Аэропорт 5,669 1,8%
5.Туристический 58,102 18,5%
6. Энергетика общего назначения 26,266 8,4%
7. Территориальное планирование, проектирование, оценка воздействия на окружающую среду 3,331 1,1%
8.Региональная связь 3,686 1,2%
9. Утилизация отходов 2,183 0,7%
10. Водоснабжение общего назначения 0,326 0,1%
На февраль 2013 г. расходы на подготовку и проведение Олимпиады достигли 1,5 трлн. рублей, однако бюджетные средства составляют только 700 млрд. руб. [8].
По заявлениям правительственных чиновников, смета на Олимпиаду никогда не пересматривалась, однако увеличение расходов связано с тем, что авторы соответствующей программы, подготовленной в 2006 году, не рассчитывали на то, что Россия выиграет конкурс на ее проведение.
Ранее ряд западных экспертов и СМИ писали о том, что Олимпиада в Сочи станет самой дорогой в истории олимпийского движения. XXII Олимпийские зимние игры пройдут в Сочи с 7 по 23 февраля 2014 года. XI Па-ралимпийские зимние игры состоятся в Сочи с 7 по 16 марта 2014 года [7].
Крупный российский бизнес не уверен в том, что средства, вложенные в XXII Олимпийские зимние игры 2014 г., вернутся. О прибыли речь уже не идет - компании не уверены даже в том, что удастся окупить вложенные миллиарды. В этой связи глава Сбербанка надеется, что правительство России создаст специальные условия для возврата инвестиций частных компаний в организацию и проведение XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в Сочи. Между тем угроза новой волны кризиса пока не миновала, и олимпийская нагрузка может оказаться для компаний-спонсоров непосильной.
Иностранные инвесторы очень надеются, что правительство примет какие-либо специальные меры для инвесторов, которые помогут им окупить инвестиции. Сбербанк несколько месяцев назад вошел в проект развития горнолыжного кластера в качестве со-инвестора с помощью кредита Внешэкономбанка. Кроме того, Сбербанк является генеральным партнером сочинских Игр и со-инвестором развития горного кластера. К примеру, для Сбербанка, в конечном счете, олимпийские объекты стоили вместо 1,2 млрд. рублей целых 8 млрд. Что примечательно, иностранные инвесторы в Сочи средства не вкладывали. Естественно, вероятность возвращения потраченных на Олимпиаду средств минимальна. Поэтому статус-кво сохранен: государство по-прежнему основной инвестор, а госбюджет - двигатель развития.
«Перед нами стоит суперзадача - построить 600 тысяч квадратных метров в горах чуть более чем за год. Это, конечно, очень амбициозный план», - признал глава Сбербанка. По его словам, данные инвестиции так же непросто будет вернуть [12].
Считаем необходимым провести предварительные расчеты XXII Олимпийских зимних игр, и уже за год до
мероприятия определить, во что обойдется России один из самых громких мегапроектов последнего десятилетия.
Несмотря на распространенное мнение, что десять лет стабильности «отбили» интерес у россиян к общественному контролю над целенаправленностью бюджетных трат, власти предпочли не озвучивать на российском телевидении сумму, равную 51 млрд. долларов. Бюджет XXII Олимпийских зимних игр в Сочи не только превзошел ожидания правительства и лично президента России, став самой дорогой Олимпиадой в истории, но и побил рекорд летних Игр в Пекине, которые обошлись Китаю в 42 млрд. долларов. В Пекине тоже с самого начала просчитались, заложив 20 млрд. долларов на строительство. Но улучшение инфраструктуры и модернизация транспортной системы в два раза превысили первоначальный бюджетный план.
Пресс-секретарь президента России сравнил подготовку к XXII Олимпийским зимним играм в Сочи с восстановлением городов и сел после Великой Отечественной войны. Город Сочи с населением в 360 тысяч и агломерация с еще 60 тысячами жителей действительно походят сегодня на театр военных действий. Ежедневно в Сочи случаются перебои подачи электроэнергии, не выдерживает нагрузку ветхая канализация, на перегруженных дорогах привычными стали транспортные коллапсы, вокруг города идет активная вырубка лесов, уничтожается фауна, образуются мусорные свалки, без компенсаций выселяются местные жители. Все это сейчас выглядит как «гипертрофированный детский конструктор». И чтобы его собрать, остается неполный год, после чего общественность увидит курорт мирового уровня.
Но уложиться в план даже с дополнительными тратами, сравнимыми с Олимпиадой в Афинах, которая, по одной из версий, подвела Грецию к экономическому кризису и дефолту, тоже непросто.
Необходимо отметить, что ответственность, возложенная на инвестора и генподрядчиков за строительство того или иного объекта, автоматически переносится на Россию в виде ответственности перед Международным олимпийским комитетом (МОК). Всего в Сочи ведется строительство 800 объектов, и на эти нужды выделяются бюджетные, внебюджетные и частные инвестиции [10].
Для развития региона необходимы транспортные магистрали, очистные сооружения и объекты инфраструктуры. В общей сложности автомобильная и железная дорога на Красную Поляну - место проведения зимних Игр, обошлась в 220 млрд. рублей. Еще 90 млрд. руб. стоил дублер Курортного проспекта города Сочи, а объездная дорога - 28 млрд. руб. По оценкам специалистов, связанных со строительством, было бы дешевле во время Олимпиады перевозить людей на вертолетах. Но, по мнению вице-премьера Д. Козака, большие инвестиции составляют предмет гордости. На самом же деле на все это тратятся деньги налогоплательщиков.
В Сочи проявляются все типично российские болез-
ни: откаты, тендеры с заведомо известными победителями и завышенные цены подрядчиков.
Россия вопреки трудному положению на Северном Кавказе, перерасходу бюджетных средств, без оглядки на рентабельность и возврат инвестиций, несмотря на субтропический климат и равнодушие жителей к зимним видам спорта, срыв сроков и кардинальную перестройку курортного города, намерена провести XXII Олимпийские зимние игры в Сочи.
Пока трудно прогнозировать, как будут загружены курорты после Олимпиады, как будет продаваться недвижимость, но очевидно, что потребуется значительный период времени на окупаемость инвестиций.
Между тем, после окончания Олимпийских игр в Лондоне, инвесторы стали задумываться об экономических перспективах XXII Олимпийских зимних игр в Сочи, которые по затраченным средствам уже сейчас стали безусловным мировым рекордсменом.
Анализ экспертов показывает, что расходы на Олимпиаду более чем в 10 раз превысили бюджеты прошедших зимних Олимпиад в итальянском Турине, американском Солт-Лейк-Сити и канадском Ванкувере. Не исключено, что зимние Игры в Сочи повторят ценовой рекорд летних Игр в Пекине. Власти Китая тоже не только строили спортивные объекты, но и развивали инфраструктуру. В итоге, по экспертным оценкам, общая подготовка к Олимпиаде обошлась Китаю более чем в 44 млрд. долл. По мнению опрошенных экспертов, проблема возврата вложенных средств в олимпийское строительство может оказаться практически нерешаемой.
Руководитель отдела инвестиционного анализа считает, что вернуть вложенные инвестиции будет невозможно. Главная проблема заключается в том, что многим компаниям - крупным спонсорам и инвесторам - было сделано со стороны государства предложение, от которого они просто не могли отказаться. «Когда говорят «надо» - например, инвестировать в масштабный государственный проект, - компании отвечают «есть», - говорит эксперт.
В настоящее время очевидно, что мировая, а за ней и российская экономика, уверенно погружаются во вторую волну кризиса. И как раз к сочинской Олимпиаде ситуация обострится. Так что обращение к властям вполне оправданны и своевременны. А своевременны, потому что через год-полтора просить государство о помощи будет уже поздно: так как власти будут заняты проблемой исполнения взятых на себя социальных обязательств.
Поиск механизмов для смягчения потерь могут быть разными. Например: субординированные кредиты, предоставляемые по линии Центробанка по льготным ставкам, или программа государственных гарантий. Вариантов много, но какие использует государство в ухудшающихся условиях, пока не ясно.
Таким образом, несмотря на достаточное количество недостатков, подготовка к Играм и их проведение станут катализатором позитивных перемен в отноше-
нии понимания уровня экологической ответственности не только в регионе их проведения, но и в России в целом, создадут благоприятные условия для реализации ряда масштабных и крайне необходимых региону экологических программ.
Традиционный российский курорт Сочи возродится как всесезонный современный курорт мирового класса, станет мощной базой развития спорта высших достижений. Это будут инновационные Игры, они станут для нашей страны еще одним шагом на пути внедрения в практику технически современных, экологически ответственных решений. Опыт внедрения новейших технологий и экологических стандартов станет примером для других городов России. Сочи 2014 станет высокотехнологичной оправой для уникальной природы Кавказского Причерноморья, бережно поддерживающей экологическую гармонию региона и открывающей доступ к его природным богатствам для всего мира.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахметов, С. М. Основные научные направления деятельности коллектива Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма / С. М. Ахметов, Г. Д. Алексанянц, Ю. К. Чернышенко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2011.
2. Барвинский, В. С. Рождено Олимпиадой / Барвинский, В. С., Вилинский А. Ю. - М.: Физкультура и спорт, 2010.
3. Вакалова, Л. Г. - На пути к XXII Олимпийским и XI Па-
ралимпийским зимним играм / Л. Г. Вакалова, Е. П. Гетман. -. Краснодар: КГУФКСТ, 2008.
4. Бурыгин,С. A. Сочи. Олимпийская Ривьера России / С. A. Бурыгин. - М., 2011.
5. Гаврилов, И. А. Оценка уровня партнерских связей как одного из факторов конкурентоспособности организации / И. А. Гаврилов, Н. С. Иващенко // Маркетинг в России и за рубежом, 2009.
6. Ермаков, Б. А. Сочи - курорт / Б. А. Ермаков. - Сочи: Наука, 2009. - 365 с.
7. Стратегия развития физической культуры и спорта в Краснодарском крае [Электронный ресурс]. - Министерство физической культуры и спорта Краснодарского края. - Режим доступа: http:// www.admkrai.kuban.ru
8. Основные показатели социально-экономического развития Краснодарского края [Электронный ресурс]. - Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru
9. Интернет, официальный сайт - «Сочи 2014. Город - столица предстоящей зимней Олимпиады». Размещено на http:// www.allbest.ru/ Литература.
10. Интернет ресурсы, «РИА Новости» http://ria.ru/ sport/20130207/921396776
11. Спортивный вестник департамента по физической культуре и спорту Краснодарского края. Итоги 2011 года [Электронный ресурс]. - Министерство физической культуры и спорта Краснодарского края. - Режим доступа: http:// http:// www.kubansport.ru
12. История Олимпийских игр [электронный ресурс] К новому пониманию человека в истории: Очерки развития современной исторической мысли / под. ред. Б. Г. Могильниц-кого. - Томск: Изд-во Том ун-та, 2010. - 226 с.
INVESTITIONAL ATTRACTIVENESS OF KRASNODAR REGION: XXII OLYMPIC WINTER GAMES PROGRAMME
L. Gremina, Candidate of Economics, Associate Professor,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161.
The research results characterizing investitional attractiveness of Krasnodar region are presented in the paper. Positive sides and lacks of holding Winter Olympiad programme in Sochi have been examined by the author, and preliminary evaluations and summaries have been done. The decisive factors of the investitional policy activization are: cardinal improvement of the investitional
climate, stability and prognostication of conditions of investors' management, restoration their confidence and motivation to making investments into the real sector of the economy.
Key words: budget, expenses, olympiad, investments, Olympic building, experts.