Виктория
костоева
УОвТОСК-РНОТО/ЯЕиТЕЯв
Пленарное заседание в Ледовом дворце «Большой».
Олимпийский форум
в «Большом»
XII Международный инвестиционный форум «Сочи-2013», прошедший с 26 по 29 сентября в Ледовом дворце «Большой» Олимпийского прибрежного кластера, предваряет зимние Олимпийские игры 2014 года.
Соседство форума с олимпийской стройкой позволило участникам представительного мероприятия оценить степень готовности объектов к проведению Игр.
В XII Международном инвестиционном форуме «Сочи-2013» приняли участие свыше 9 тыс. человек — представители российской власти, отечественного бизнеса из 71 регионов и зарубежного бизнеса из 42 стран. Соседство форума с олимпийской стройкой позволило участникам форума оценить степень готовности объектов к проведению Игр. А она оказалась разной: Ледовый дворец, Дворец зимнего спорта «Айсберг» (для фигурного катания и шорт-трека), конькобежный центр «Адлер-Арена» (с наиболее холодным и твердым льдом) и графитно-серый керлинговый центр «Ледяной куб» почти готовы к соревнованиям, а вот олимпийский стадион «Фишт», расположенный в западной части Главного Кавказского хребта, выше всех сооружений в Олимпийском парке, пока активно достраивается.
Плавные линии изгибов фасадов дворцов спорта и стадиона, огромный белый шатер, под которым расположились выставочные экспозиции участников мероприятия из российских регионов, — таким Сочи увидели
участники форума. Деловая программа форума — по традиции — началась с Делового завтрака Сбербанка, состоявшегося 27 сентября.
Под личную ответственность
Завтрак собрал более ста участников: восемь членов правительства, первых лиц крупнейших российских компаний и экспертное сообщество. На мероприятии присутствовали 44 руководителя российских регионов.
«Мегапроекты: инвестиции или ... ? Где граница?» Так звучала ключевая тема дискуссии, навеянная местом проведения форума — Олимпийским парком, главной частью мегапроекта подготовки к зимним Играм в Сочи.
«Что дают мегапроекты российской и глобальной экономике?» — такой вопрос задал участникам завтрака его модератор Президент, Председатель Правления Сбербанка России Герман Греф. Глава Сбербанка продемонстрировал ролик, из которого следовало, что 65% мегапроектов в мире оказываются несостоятельными, а 90% — сталкиваются с проблемой превышения бюджета. Так, первоначальный бюджет проекта по созданию евротоннеля (под проливом Ла-Манш) был превышен на 80%. А возведение моста длиной в 2400 м через реку Хамбер в Великобритании обошлось налогоплательщикам дороже запланированной суммы на 175%. Министр финансов Антон Силуанов отметил, что превышение оценочной сметы при осуществлении проектов в России не сильно отличается от мировых практик, где 9 из 10 проектов превышают свою первоначальную стоимость.
«В эти проекты инвестировали средства множество частных компаний, которые сегодня не в состоянии выбраться из многомиллионных долгов, — подытожил Герман Греф. — Это прекрасная иллюстрация того, как можно развивать инфраструктуру и в конечном итоге оказаться в сложнейшей экономической ситуации. Превышение расходов в разы — это типичная болезнь всех мегапроектов».
Материал для размышлений дают и результаты исследований министерств транспорта и финансов Великобритании и США. В основе мегапроектов должны лежать стратегии государственного развития и его приоритеты: анализ стратегических преимуществ страны, ее географии, возврата инвестиций, гарантий безопасности, повышение качества жизни, роста числа рабочих мест.
ИТАР-ТАСС
27 сентября ранний Деловой завтрак Сбербанка открыл рабочую программу форума.
Герман Греф между тем сформулировал стратегическую цель большинства мегапроектов как «великую войну за независимость от расстояний» — и добавил, что основатель Microsoft Билл Гейтс назвал мегапроекты «капитализмом без трений».
«Некоторые инфраструктурные мегапроекты действительно представляют собой борьбу с расстояниями, — подтвердил г-н Греф. — Так следует ли России делать ставку на мегапроекты?»
Аудитория проголосовала. Горячих сторонников набралось 27%, ровно столько же посчитали, что благоразумнее такие проекты отложить, а еще 4,5% полагают, что лучше их и вовсе не начинать. Абсолютных противников мегапроектов набралось тоже немало — 16%, чуть меньше — осторожных сторонников, 14%. Оставшиеся 11,5% полагают, что деньги лучше потратить на развитие регионов. «Наверняка это наши уважаемые губернаторы», — предположил Герман Греф и поинтересовался у министра экономического развития: «Насколько хорошо у нас поставлен анализ бизнес-плана и оценка влияния проекта на экономику?»
Глава МЭР Алексей Улюкаев честно признался, что критерии, классификационные требования и правила отбора проектов еще не утверждены: «В известном смысле мы ставим телегу впереди лошади. Даже для олимпийской стройки документация утверждается позже, чем начинается строительство. Так бывает. Главное, чтобы с трамплина хорошо летали лыжники, а нашими усилиями решались энергетические инфраструктурные задачи Сочи. Но каждая проблема при этом должна иметь фамилию, имя и отчество. Например, министр экономического развития, если он одобрил проект, должен лично отвечать за его успех или провал».
Герман Греф переключил внимание аудитории на проекты без явных ограничений по срокам: «Что заставляет нас «гнать» в таком проекте, как скоростная железнодорожная магистраль «Москва — Нижний Новгород — Казань»? Есть ли фамилия ответственного за этот мегапроект?»
Министр транспорта Максим Соколов сообщил, что именно он чувствует свою личную ответственность за подобные проекты: «Гнать телегу впереди лошади приходится лишь потому, что ехать нужно именно сейчас, это необходимо не только с точки зрения самой транспортной ин-
фраструктуры, но и исходя из потребностей экономики. Наша транспортная система имеет серьезные ограничения и практически на пределе справляется с обслуживанием грузопотоков и перевозкой пассажиров».
«Вы уверены, что эти мегапроекты дадут мультипликативный эффект и не попадут в список рекордов по неправильному расчету окупаемости?» — поинтересовался Герман Греф.
«По поводу рекордов покажет время, но в мультипликативности эффекта сомнений нет», — заверил Максим Соколов.
«Нужно ли вообще реализовывать мегапроекты? — такой вопрос задал Антон Силуанов и сам же на него ответил. — Чаще всего мы загораемся некой новой идеей, а ее экономическое обоснование находится на примитивном уровне. Поэтому никто не отвечает за дальнейшее подорожание проектов и за последствия от их реализации. Я — за просчитанные мегапроекты, за персональную ответственность. К примеру, проект строительства высокоскоростной магистрали «Москва — Казань» еще не начал реализовываться, а уже подорожал на 140 млрд рублей!»
В зале оказался руководитель проекта, первый вице-президент РЖД Александр Мишарин, ему и пришлось давать объяснения: «Эта сумма появилась в результате того, что в проект включили строительство вокзала, стоимость изъятия земли и увеличили стоимость подвижного состава в связи с уточнением трафика. В общей сложности мы возводим 800 искусственных сооружений, 117 км эстакады, три крупнейших моста. Однако доля бюджетных средств не только осталась той же, но и сократилась с 70 до 62%».
«А кто этот загадочный инвестор?» — поинтересовался Герман Греф. Однако г-н Мишарин предпочел уклониться от прямого ответа, сообщив, что невозвратных средств в проекте всего 40%, остальные 60% принадлежат Фонду национального благосостояния и являются возвратными.
«На каждом этапе проекта возникают новые амбиции. Имеет ли государство право рисковать деньгами налогоплательщиков? Считаю, что имеет, — подключился к дискуссии заместитель Председателя Правительства России Аркадий Дворкович. — Но риск должен быть обоснованным, ведь деньги могут не вернуться ни в бюджет, ни в Фонд национального благосостояния».
По итогам работы форума делегацией Краснодарского края подписано 243 соглашения на общую сумму 331,6 млрд руб. В частности, подписан договор о купле-продаже акций ЗАО «Геотрансгаз», ООО «Уренгойская газовая компания», ОАО «АЛРОСА-Газ» и ЗАО «Иреляхнефть» между главами компаний «Роснефть» и «АЛРОСА». Заключено соглашение о выборе подрядчика и заключении договора на выполнение проектных работ по строительству завода по сжиженной переработке газа на Дальнем Востоке России между нефтяной компанией «Роснефть» и компанией «Эксон Мобил Раша».
Подписан меморандум о сотрудничестве в ходе реализации регионального инвестиционного проекта «Чистый Дон» между губернатором Ростовской области Василием Голубевым и генеральным директором ОАО «Евразийский», инвестором «АБВК-Эко» Станиславом Светлицким.
Подписано рамочное соглашение о сотрудничестве по развитию инфраструктурных объектов морского порта Тамань для перевалки цветных металлов между министром транспорта Максимом Соколовым, губернатором Краснодарского края А лександром Ткачевым и компанией «РУСАЛ Глобал».
Власти Ингушетии подписали девять соглашений о реализации в республике инвестиционных проектов на общую сумму свыше 5 млрд руб. В частности, речь идет о создании комплекса по выращиванию и глубокой переработке мяса индейки, строительстве тепличного комбината, завода по производству полиэтиленовых труб, сборке корейских автобусов Daewoo, развитии садов интенсивного типа, строительстве завода по производству лакокрасочных материалов и производстве алюминиевых профилей.Реализация инвестиционных проектов позволит создать в республике 1325 рабочих мест.
«Мегапроекты должны решать ме-газадачи, — согласился с коллегой первый заместитель Председателя Правительства России Игорь Шувалов. — Они не только связаны с инвестициями, но и должны обеспечивать новое качество жизни. Общество должно не только критиковать, но и ощутить потребность в мегапро-ектах, обрести понимание справедливости этих трат. Для России мегапро-ект — это основа экономического роста и повышение качества жизни».
«Есть человек в зале, которому завидуют все, — Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, — продолжил Герман Греф. — Тысячелетие Казани, Универсиада, футбольный стадион для чемпионата мира по футбо-Дмитрий лу-2018, теперь — высокоскоростная железнодорожная
Медведев: магистраль. Как вам это удается?»
«Нужно стре- «Наши инвесторы уверены, что ВСМ будет менять нашу
миться сделать страну и повышать ее инвестиционную привлекатель-нашу государ- ность, — ответил Рустам Минниханов. — Запуск ВСМ из-ственную машину менит мобильность граждан, появятся и другие новые воз-компактной, можности. Однако при создании подобных проектов нужно
недорогой закладывать такие технические решения, чтобы в процес-
и по возможности се реализации проекта его стоимость не росла. Например, максимально наш футбольный стадион построен в рамках сметы, он эффективной». не дороже любого своего аналога и отвечает всем требованиям ФИФА. У проекта должен быть человек, который отвечает за выполнение бюджета. Со своей стороны мы обеспечим строительство ВСМ по минимальной цене».
Вице-премьер России по социальным вопросам ольга Голодец перешла к конкретным предложениям: «Первое, что нужно сделать, — принять программу развития России до 2050 года, тогда появится понимание развития действительно долгосрочных мегапроектов, а не в перспективе трех-пяти лет. Второе: мы должны принципиально изменить отношение к мегапроектам. Нельзя относиться к ним, как к расходам, нужно научиться использовать мегапроекты как серьезный импульс к развитию человеческого капитала, росту его квалификации. К примеру, в Татарстане строят жители республики, и это одна из серьезных возможностей развития региона».
Участники дискуссии между тем обратили внимание на то, что большая часть трат на Олимпиаду вызвана недо-инвестированием в инфраструктуру Сочи в последние годы и десятилетия. Из более чем 400 олимпийских объектов только 11 предназначены для соревнований, остальные — это необходимая инфраструктура: новые дороги, развязки, очистные сооружения, энергообъекты, гостиницы и жилые комплексы.
«И все же, насколько оптимальны затраты, насколько выиграет страна от Олимпиады?» — этот интересующий всех вопрос г-н Греф задал Александру Жукову. В ответ первый вице-премьер Правительства России Александр Жуков напомнил, что после проведения Олимпиады в Барселоне число туристов выросло за 10 лет вдвое. «Проект в Сочи — повод для строительства города нового качества, с новой коммунальной, социальной, транспортной инфраструктурой. И это успешный мегапроект: он четко регла-
ментирован и по целям, и по времени, поэтому его нельзя не выполнить в таком комплексном масштабе».
«Насколько нашему разговору удалось поколебать мнение участников? — Герман Греф попросил аудиторию проголосовать. — Спустя минуту выяснилось, что заметно удалось: количество сторонников мегапроектов выросло на 7%, противников стало на 9% меньше.
«Нам нужно научиться брать ответственность на себя и нести ее до конца со всеми позитивными и возможными негативными последствиями для экономики и социальной сферы страны. Очевидно, что без таких мощных двигателей наша страна прожить не сможет. Судьба России определена — мы должны бороться с расстояниями. Это значит, что в ближайшие сто лет мы будем находиться в эпицентре мегапроектов», — заключил Герман Греф в завершение Делового завтрака.
Компактная государственная машина
Центральным событием форума стало Пленарное заседание «Экономическое развитие и качество жизни: вызовы и перспективы». Открывая его, Председатель Правительства России Дмитрий Медведев сообщил, что еще никто в мире, переживающем сложные экономические времена, не нашел простой рецепт устойчивого роста: «Предлагаю не бояться принимать непростые решения и пользоваться имеющимися у России преимуществами, чтобы двигаться дальше к новой модели отечественной экономики».
«В нынешних условиях ключевым фактором замедления роста стала структура российской экономики, а также неблагоприятная конъюнктура на сырьевые товары, которые преобладают в российском экспорте, конечно, за исключением цен на нефть», — сказал Дмитрий Медведев.
Спад вызван и тем, что рост производства происходит только благодаря государственному сектору экономики: государство повышает доходы бюджетников, вкладывает средства в крупные инвестиционные проекты. «Экономическое развитие больше не может базироваться на основе госспроса и бюджетной поддержки. Этот потенциал нашей страной исчерпан», — подытожил г-н Медведев.
Новый путь, способный создать конкурентоспособную экономику и обеспечить экономическое и социальное развитие, было предложено искать в негосударственном секторе. «Нужно стремиться сделать нашу государственную машину компактной, недорогой и по возможности максимально эффективной», — так Дмитрий Медведев сформулировал новый стратегический приоритет.
Чтобы помочь бизнесу осуществить техническое перевооружение, снизить увеличение издержек и стимулировать развитие инновационных процессов, премьер пообещал заморозить с 2014 года тарифы естественных монополий, а два последующих года их рост будет привязан к уровню инфляции. Также премьер объявил о создании агентства по привлечению инвестиций в российские регионы.
Премьер посоветовал населению готовиться к сокращению неэффективных рабочих мест, а работодателям — уйти от политики сохранения занятости населения любой ценой. «Очевидно, что кому-то, и это может быть довольно значительная часть населения, придется менять не только место работы, но и профессию, и место жительства», — подтвердил Дмитрий Медведев.
Спустя сутки эта же тема была поднята и на круглом столе по инвестиционной привлекательности регионов,
Видеостена, демонстрирующая фотохронику ключевых моментов подготовки Сбербанка к зимней Олимпиа-де-2014.
Мобильный офис Сбербанка для олимпийской столицы.
прошедшем 28 сентября. В заседании вновь принял участие Дмитрий Медведев, а также почти все губернаторы и члены правительства, приехавшие на форум. Активно обсуждался и вопрос о большом количестве федеральных чиновников, получающих по всей стране низкую зарплату, с такой же низкой отдачей от работы. Премьер признал, что за 10 лет решить проблему не удалось, и предложил решать ее совместно: «Не могу не поддержать идею о сокращении федеральных чиновников в регионах».
Участники круглого стола попробовали взглянуть на уровень развития деловой среды глазами малого и среднего бизнеса. Чтобы сделать более доступными кредитные ресурсы и расширить прямую финансовую поддержку, создается Федеральный гарантийный фонд, в бюджет которого заложено 70 млрд руб. на поддержку небольших инновационных и производственных компаний.
На встрече с представителями крупного российского бизнеса Дмитрий Медведев пообещал и дальше совершенствовать налоговый режим, ослабляя его давление.
Мегапроекты от регионов
Тему реализации проектов с многомиллиардной стоимостью участники форума продолжили возле Ледового дворца, где расположились выставочные площади.
Дмитрий Медведев, которого ждали на Пленарном заседании, быстро обошел выставочные павильоны. В сопровождении Дмитрия Козака и губернатора Краснодарского края Александра Ткачева премьер-министр посетил экспозицию Краснодарского края. Макет всесе-зонного горноклиматического курорта международного уровня Лагонаки представил синие и красные трассы, обилие горных шале, спортивной и развлекательной инфраструктуры. Общая стоимость проекта — 16 млрд руб. при сроке окупаемости в семь лет. «Это будет вторая Красная Поляна, только более бюджетный курорт», — при всех пообещал премьеру губернатор Краснодарского края Александр ткачев.
Задержался Дмитрий Медведев и у съедобного макета первого тематического парка «Сочи»: все его объекты выполнены из кондитерского теста, орехов, глазури и марципана. Сам парк находится в Имеретинской низменности Адлерского района, и его сказочные, готически вытянутые башни с острыми пинаклями видны с любой точки Олимпийского парка. Здесь планируется возвести 12 групп ат-
тракционов европейского уровня, включая уникальную гравитационную американскую горку «Гигантский бумеранг», скоростную «Катальную гору» и самый высокий в России экстремальный аттракцион «Башня свободного падения». Но самый необычный «аттракцион» будет ожидать посетителей на гастрономическом шоу: обещают поющих и танцующих официантов и взмывающих к потолку барменов... Покупка входного билета на день пребывания в «русском Диснейленде» обойдется в 1,5 тыс. руб. Строительство парка, который заработает в 2014 году, обошлось инвесторам в 9,14 млрд рублей.
В поле зрения премьера оказался и новый экскурсовод по Новороссийску: вращая глазами и водя руками, робот Робби застенчиво поприветствовал Дмитрия Медведева. Воодушевленный приветствием премьер благодушно осмотрел стенд Астраханской области, оформленный в сочных арбузных тонах и представляющий публике 26 проектов на сумму более 150 млрд руб. К радости губернатора Александра Жилкина, Дмитрий Медведев сам вызвался приехать в регион и обсудить развитие его территорий. Больше никому из губернаторов подобная удача не выпала.
На стенде Владимирской области премьера познакомили с проектом строительства единственного аэропорта Владимира — Добрынское, объем инвестиций в который оценивается в 20-25 млрд рублей.
Большего интереса удостоился стенд Ставрополья, рассказывающий о строительстве высокотехнологического комплекса по выпуску биоразлагаемой экологической посуды Ecoposuda Ñamaste. Посуду предполагается производить из кукурузного крахмала, сахарного тростника, бамбука и даже из опавших листьев пальмы арека. Объем инвестиций — 465 млн рублей.
Масштабные проекты привезли на форум Волгоградская область (на сумму почти 100 млрд руб.), Дагестан (190 млрд), но обошла всех Башкирия с 80 инвестиционными проектами на общую сумму более 490 млрд рублей.
олимпийские победы — уже сегодня
«Движение к достижениям» и «Наши Олимпийские игры уже начались» — под такими лозунгами Сбербанк работал все пять лет подготовки к Играм в Сочи. Они и легли в основу концепта павильона Сбербанка на форуме.
Внимание гостей привлекала гигантская инсталляция — видеостена, демонстрирующая фотохронику ключе-
вых моментов подготовки банка к предстоящей Олимпиа-де-2014. Среди них — подписание Соглашения года о сотрудничестве с Оргкомитетом «Сочи 2014» и присвоении статуса Генерального партнера XXII Олимпийских зимних игр 2014 года, проведение уникального спортивного «Зеленого марафона» и музыкального молодежного проекта RED ROCKS, за время которого родился Гимн болельщиков «Сочи 2014», строительство Комплекса трамплинов «Русские горки» и не имеющего аналогов по масштабу и уровню инфраструктуры курорта «Горки Город» в Красной Поляне.
На олимпийских объектах будут работать офисы Сбербанка, а обслуживать клиентов в них будут лучшие сотрудники — победители профессиональных конкурсов из России, Украины, Белоруссии, Казахстана, стран Европы.
По традиции в рамках форума Сбербанк представил новые сервисы — в частности, услугу персонального финансового планирования. Система была внедрена в 2012 году, и за год было составлено более 300 тыс. финансовых планов по всей России. Пока эта услуга ориентирована на VIP-посетителей банка и клиентов с балансом счета от миллио-
на рублей и выше. Но в самом ближайшем будущем услуга станет доступной и для всех клиентов «Сбербанк ОнЛ@йн».
Алгоритм ее следующий: после предоставления личной и финансовой информации (об уровне всех доходов, расходов и объеме свободных средств) озвучивается рекомендация о первичном распределении портфеля. Например, часть средств инвестируется в обезличенные металлические счета, размещается на банковских вкладах, в паевые инвестиционные фонды, а некоторую часть рекомендуется вложить в страховой продукт. Интересно, что часть свободных средств рекомендуется разместить на страховом счете — это своего рода финансовая «подушка безопасности», тем более что на счет начисляются проценты. А также рекомендация — как с максимальной доходностью разместить ту сумму, которая уже сейчас есть у клиента. Так формируется первоначальный портфель. Затем — из всех доходов и средств, остающихся после расходов, — формируется портфель ежеквартальных вложений.
Таким образом, при помощи персонального финансового планирования клиент учится грамотно распоряжаться своими накоплениями и достигать финансовых целей. До запуска услуги было проведено исследование рынков финансового планирования в России. Банки, которые использовали этот инструмент, в России были. Однако их фокус заключался в снижении рисков самого банка при предложении клиентам инвестиционных продуктов. В Сбербанке услуга прижилась совсем иным образом: с внедрением системы существенно вырос уровень лояльности клиентов.
В заключительный день форума, 29 сентября, деловая программа уступила место тренировочным мероприятиям сборной команды России по фигурному катанию. Желающие могли посетить спортивные объекты Олимпийского парка, расположившиеся вдоль черноморского побережья. Завершился форум радостным массовым катанием участников на коньках на Ледовой арене.
Соглашения Сбербанка
• Сбербанк России и ООО «Газпром газомоторное топливо» заключили соглашение о сотрудничестве. Документ подписали Президент Сбербанка России Герман Греф и председатель совета директоров ОАО «Газпром», генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо» Виктор Зубков. Соглашение направлено на расширение и популяризацию использования природного газа на автомобильном транспорте, коммунальной, сельскохозяйственной технике и оборудовании. Объем инвестиций
в проект составит $600 млн.
• Сбербанк России и правительство Иркутской области заключили соглашение о сотрудничестве. Подписи под документом поставили Президент Сбербанка России Герман Греф и губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко. Соглашение предусматривает, в частности,
финансовое участие Сбербанка в строительстве электрометаллургического завода в Братске (ориентировочный общий объем инвестиций в проект — 4-6 млрд руб.), развитии Ярактинского и Марковского нефтегазоконденсатных месторождений (ориентировочный общий объем инвестиций в проект — $650 млн).
• ЗАО «Сбербанк Лизинг» и правительство Калужской области заключили соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности. Документ подписали генеральный директор ЗАО «Сбербанк Лизинг» Дмитрий Ерошок и губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. Соглашением предусматривается объединение усилий, направленных на расширение и популяризацию использования природного газа в качестве моторного топлива для автомобильного транспорта, коммунальной, сельскохо-
зяйственной техники и оборудования. • ЗАО «Сбербанк Лизинг» и ОАО «Кировский завод» подписали соглашение о сотрудничестве. Документ завизировали генеральный директор ОАО «Кировский завод» Георгий Семененко и гендиректор ЗАО «Сбербанк Лизинг» Дмитрий Ерошок. Компании планируют расширять и популяризировать использование природного газа в качестве моторного топлива для автомобильного транспорта, коммунальной, сельскохозяйственной техники и оборудования. Предусмотрено участие компаний в финансировании производства транспортных средств, техники и оборудования, использующих газомоторное топливо; в финансировании строительства или приобретения необходимой инфраструктуры, включая автомобильные газовые наполнительные компрессорные станции.