Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/104EVN515.pdf DOI: 10.15862/104EVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/104EVN515)
УДК 338.27
Головецкий Николай Яковлевич
ФГБОУ ВО «Финансовый университет»
Россия, Москва1
Профессор кафедры «Финансового менеджмента» Кандидат экономических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=715010
Терехова Анна Ивановна
ФГБОУ ВО «Финансовый университет»
Россия, Москва Магистр
E-mail: [email protected]
Инвестиционная привлекательность аграрного сектора экономики в условиях импортозамещения
1 117042, Россия, г. Москва, ул. Адмирала Лазарева, д. 23, кв. 104
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы инвестиционной привлекательности аграрного сектора в условиях санкций и импортозамещения. Аграрный сектор экономики в текущей экономической ситуации нуждается в притоке инвестиций. На уровне хозяйствующих субъектов возможность привлечения инвестиций является едва ли не определяющим фактором конкурентоспособности. От понимания логики инвестиционных процессов зависит адекватность практических инвестиционных решений, принимаемых на различных его этапах, самым важным из которых является выбор предприятий, в которые будут вложены инвестиционные ресурсы. Существенные коррективы в Государственную программу развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 гг. были внесены в связи с введением агропродовольственной политики, добавился новый пункт. Это ускоренное импортозамещение по мясу, молоку, овощам открытого и закрытого грунта, семенному картофелю и плодово-ягодной продукции. Для реализации поставленной цели к 8 уже существующим подпрограммам с 2015 г. добавлено 5 новых подпрограмм: «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства», «Развитие молочного скотоводства», «Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства», «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания», «Развитие финансово-кредитной системы АПК». Минсельхоз предлагает подкрепить раскрывшееся в связи с введением антисанкций «окно возможностей» для российских поставщиков продовольствия увеличением финансирования Госпрограммы на 8 лет с нынешних 1,5 трлн руб. до 2,1 трлн руб. И хотя ранее правительство намеревалось оптимизировать бюджет Госпрограммы в сторону уменьшения минимум на 20%, этого не случилось, и в принятый бюджет на 2015 г. удалось заложить дополнительные 20 млрд руб. Поддержка агропромышленного комплекса в бюджете на 2016 год будет сохранена на уровне 2015 г. года или чуть выше.
Ключевые слова: инвестиции; инвестиционная привлекательность; импортозамещение; конкурентоспособность; частно-государственное партнерство; государственное регулирование; бюджет; финансирование; санкции; антисанкции.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Головецкий Н.Я., Терехова А.И. Инвестиционная привлекательность аграрного сектора экономики в условиях импортозамещения // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/104EVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/104EVN515
Санкции, антисанкции, падение цен на нефть и последующая девальвация курса рубля изменили экономическую ситуацию в стране, привели к резкому росту цен на импортируемое продовольствие, породили тенденцию к росту цен на отечественное продовольствие.
Существенные коррективы в Государственную программу развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 гг. были внесены в связи с введением антисанкций по поставке продовольствия из ЕС. К пяти традиционным главным целям агропродовольственной политики, а именно:
1) обеспечению продовольственной независимости России в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом президента РФ от 30 января 2010 г. №120;
2) повышению конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России в ВТО;
3) повышению финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса;
4) устойчивому развитию сельских территорий;
5) воспроизводству и повышению эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизации производства, под номером два по значимости, добавился новый пункт. Это ускоренное импортозамещение по мясу, молоку, овощам открытого и закрытого грунта, семенному картофелю и плодово-ягодной продукции. Для реализации поставленной цели к 8 уже существующим подпрограммам с 2015 г. добавлено 5 новых подпрограмм: «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства», «Развитие молочного скотоводства», «Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства», «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания», «Развитие финансово-кредитной системы АПК».
Минсельхоз предлагает подкрепить раскрывшееся в связи с введением антисанкций «окно возможностей» для российских поставщиков продовольствия увеличением финансирования Госпрограммы на 8 лет с нынешних 1,5 трлн руб. до 2,1 трлн руб. И, хотя ранее правительство намеревалось оптимизировать бюджет Госпрограммы в сторону уменьшения минимум на 20%, этого не случилось, и в принятый бюджет на 2015 г. удалось заложить дополнительные 20 млрд руб.2
Поддержка агропромышленного комплекса в бюджете на 2016 год должна быть сохранена на уровне прошлого года или чуть выше, заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на встрече с руководством партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»3.
Важнейшей составляющей рыночного хозяйствования является инвестиционная деятельность. Инвестиции необходимы для укрепления экономики регионов и для развития перспективных производственных направлений, имеющих стратегическое значение для устойчивого развития территорий и повышения качества жизни их населения.
2 Российская экономика в 2014 году. Тенденции и перспективы. / В. Мау и др. - Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2015. С. 273.
3 Поддержка АПК в бюджете-2016 не должна быть меньше, чем в прошлом году .http://www.er-duma.ru/news/podderzhka-apk-Y-byudzhete-2016-ne-dolzhna-byt-menshe-chem-v-proshlom-godu/.
Развитие экономики России в условиях глобализации и интеграции бизнеса, ужесточения конкуренции практически во всех отраслях хозяйствования обуславливает невозможность развития крупных предприятий без значительных инвестиционных вливаний. На сегодняшний день большая часть российских компаний рассматривает банковский кредит как практически единственный источник дополнительного финансирования. В то же время при получении кредитов банков есть существенные ограничения по размерам сумм и условиям получаемых в кредит средств.
Реальный сектор экономики в текущей экономической ситуации нуждается в притоке инвестиций. На уровне хозяйствующих субъектов возможность привлечения инвестиций является едва ли не определяющим фактором конкурентоспособности. От понимания логики инвестиционных процессов зависит адекватность практических инвестиционных решений, принимаемых на различных его этапах, самым важным из которых является выбор предприятия, в которое будут вложены инвестиционные ресурсы. На этот выбор в основном влияет такая категория, как инвестиционная привлекательность предприятия.
Поэтому формирование благоприятной деловой репутации и инвестиционной привлекательности предприятий становится настоятельной потребностью эффективного менеджмента.
Для привлечения дополнительных финансовых ресурсов отрасль должна обладать высоким уровнем инвестиционной привлекательности, достаточным для того, чтобы убедить инвесторов вложить в нее свои деньги. Руководство большинства сельхозорганизаций не осознает значимость инвестиционной привлекательности и целенаправленно не занимается вопросами формирования ее оценки и разработки методик ее анализа, апробацией их на предприятии, изучением факторов, на нее влияющих.
На сегодняшний день единый подход к трактовке категории «инвестиционная привлекательность организации» отсутствует. Это понятие можно рассматривать как с экономической стороны, так и с финансовой.
Экономический смысл инвестиционной привлекательности заключается в трактовке ее как сочетания объективных характеристик, позволяющих организации демонстрировать платежеспособный инвестиционный спрос, то есть инвестиционная привлекательность представляет собой ряд признаков, позволяющих инвестору оценить необходимость и приоритетность вложения средств в предприятие.
Финансовая сторона понятия «инвестиционная привлекательность» для инвестора, прежде всего, означает совокупность характеристик, демонстрирующих качество и эффективность формирования структуры капитала, выбора источников финансирования и управления ликвидностью, платежеспособностью компании, управления рисками, связанными с инвестиционной деятельностью. Этот подход подразумевает расчет финансовых коэффициентов для подтверждения уровня инвестиционной привлекательности организации4.
Экономическая литература изобилует множества работ, посвященных изучению понятия «инвестиционная привлекательность». Наиболее объективными и имеющими широкое применение являются следующие понятия:
• основной критерий инвестирования (сочетание свойств и характеристик обуславливающих инвестиционный спрос);
4 Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие. М.: Дело и Сервис, 2012. С. 51.
• условие успешного развития предприятия (подразумевает обеспечение максимальной прибыли и минимальных рисков компании в сроки, установленные инвестором);
• система финансовых и экономических показателей (производимы расчет финансовых коэффициентов показывает способность компании генерировать прибыль)5.
Важно понимать, что инвестиционный спрос формируется под влиянием количественных и качественных факторов и одновременно сам влияет на конъюнктуру инвестиционного рынка. Для эффективной работы на этом рынке компания должна разработать стратегию инвестирования.
Стоит учесть, что рынок инвестиций склонен к постоянному изменению, так как на него оказывают влияние множество факторов как макроэкономических, так микроэкономических. Поэтому процесс разработки стратегии должен быть непрерывным и при ее разработке важно понимать перспективы развития рынков и представлять несколько вариантов.
Составление инвестиционной стратегии трудоемкий процесс, который происходит в несколько этапов. Сначала изучается непосредственно рынок инвестиций, после этого предприятие должно дать оценку инвестиционной привлекательности региона, в котором она осуществляет деятельность, и на последнем этапе менеджеры дают характеристику внутренней привлекательности компании.
Изучив рынок инвестиций в данной последовательности, инвесторы смогут выбрать предприятие, которое обеспечит желаемую прибыль от вложенных инвестиций при минимальных рисках. Также инвесторами рассматривается степень развитости предприятия в условиях современного рынка и территориальное расположение. Каждый объект рыночных отношений обладает инвестиционной привлекательностью, образуя при этом совокупность объектов рынка инвестиций. Инвестиционное влияние отрасли (региона, государства) отражается на инвестиционной привлекательности предприятия. Совокупность объектов рыночных отношений образует отрасль, определяющую платежеспособный спрос на инвестиции в регионе или стране. Стоит учитывать сильное влияние политической нестабильности, как фактора, значительно ухудшающего потенциальную инвестиционную привлекательность страны6.
Если государство заинтересовано в стабильной и сильной экономике, то оно должно на законодательном и исполнительном уровнях способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата. Поэтому вопрос привлечения инвестиций в сельское хозяйство остается одним из ключевых в развитии экономики. Инвестиции в сельское хозяйство имеют свои особенности. Они проявляются в том, что наряду с вложением капитала в объекты-результаты труда человека, как в других отраслях экономики, в сельском хозяйстве они осуществляются еще и в объекты природы, что при прочих равных условиях делает их деятельность более капиталоемкой с длительным сроком окупаемости и высокими рисками, поскольку природа живет по своим законам, управление которыми сегодня либо невозможно, либо дорого. Для организации привлечения и освоения инвестиционных ресурсов необходимо
5 Крылов Э.Н., Власова В.М., Егорова М.Г., Журавкова И.В. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2013. С. 6.
6 Богатин Ю.В., Швандар В.А. Инвестиционный анализ: учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. С. 78.
применение методов регулирования, направленных на повышение эффективности инвестиционной деятельности, которая должна отвечать соответствующему уровню развития (циклу) национальной экономики. Вопросы регулирования инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве являются ключевыми в реализации национальных целей и интересов Российской Федерации.
В период реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» общий объем инвестиций в сельское хозяйство и АПК в целом в стоимостном выражении существенно возрос. По ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» бюджетом предусмотрено увеличениебюджетных ассигнований в 2015 году на 5,0 млрд рублей, в 2016 году - 7,6 млрд рублей, в 2017 году - 8,3 млрд рублей. Увеличение обусловлено перераспределением бюджетных средств, предусмотренных на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, ведущих к общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, с госпрограммы «Развитие транспортной системы» на ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий».
Необходимо отметить, что цели и задачи Госпрограммы увязаны с приоритетами государственной политики, направленной на обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и устойчивое развитие сельских территорий.
В условиях введения финансовых санкций и ограничения на ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции и сырья особого внимания требует решения вопрос о необходимости наращивания темпов роста сельскохозяйственной продукции с целью ускоренного импортозамещения.
В заключении Счетной палаты Российской Федерации на проект Федерального бюджета 2015 года сделан акцент на необходимость изменения механизма поддержки технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства в рамках подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие», предусмотрев более действенный механизм поддержки не производителя сельскохозяйственной техники, а сельхозтоваропроизводителя, являющегося ее потребителем.
Известно, что в настоящее время коэффициент выбытия техники опережает коэффициент ввода. Для обновления парка техники требуется ежегодно закупать (минимально) тракторов не менее 20 тыс. штук, зерноуборочных комбайнов - примерно 8 тыс. штук и кормоуборочных - 1,8 тыс. штук.
В связи с этим, учитывая необходимость укрепления материально-технической базы АПК, повышения эффективности использования средств, выделяемых из бюджета на развитие сельского хозяйства, достижения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, Комитетом Государственной Думы по аграрным вопросам подготовлен к законопроект, предусматривающий такой механизм поддержки, как субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования (до 35%).
Согласно расчетам Минсельхоза России, меры Правительства РФ согласно которым для реализации мероприятий, направленных на ускоренное импортозамещение, предполагается выделить дополнительные бюджетные ассигнования на 2015-2020 гг. 625,7 млрд рулей, в том числе на 2015 год - 77,5 млрд. рублей, что обеспечит увеличение производства по:
• мясу скота и птицы к 2020 году до 10 млн тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 67,8%;
• молоку к 2020 году до 33,5 млн тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 29,9%;
• плодово-ягодной продукции (без винограда) к 2020 году до 3,8 млн тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 20,0%;
• овощам к 2020 году до 16,5 млн тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 70,3%;
• картофелю к 2020 году до 31 млн тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 100,0%;
• винограду к 2020 году до 0,7 млн тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 54,6%7.
Основным направлением развития сельского хозяйства на ближайшую перспективу, по словам председателя Правительства России Дмитрия Медведева, станет сокращение зависимости внутреннего продовольственного рынка России от импортных поставок мяса, молока и молочной продукции.
Для решения вопроса высокой цены кредитных ресурсов, предложено использовать как традиционные механизмы государственной поддержки (субсидирование инвестиционных кредитов), так и новые - механизм проектного финансирования по наиболее важным проектам.
Поддержка малых форм хозяйствования будет осуществляться как в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства, так и госпрограммы экономического развития и инновационной экономики, в том числе в виде грантов начинающим фермерам и малым предприятиям (адресная поддержка).
Решение проблемы слабой логистической инфраструктуры на селе, возложено на оптово-логистические центры которые будут строиться с государственной поддержкой, не менее важной задачей будет максимально упростить доступ крестьянских хозяйств к услугам таких центров.
Успехи в развитии сельского хозяйства во многом зависят и от внедрения передовых достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства, высокой организации труда. Затянувшийся кризис в АПК может быть преодолен только при условии крупных инвестиций в сельское хозяйство со стороны как государства, так и частных инвесторов.
В рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и Минсельхозом России предусмотрен новый механизм, обеспечивающий реализацию принципов частно-государственного партнерства. Это ведомственные целевые программы, направленные на консолидацию средств федерального, регионального бюджетов и частного капитала с целью создания благоприятных условий развития АПК и решения актуальных задач в отдельных отраслях. Наилучшие перспективы по развитию механизма частно-государственного партнерства в сфере АПК
7 Российская экономика в 2014 году. Тенденции и перспективы. (Вып. 36) / [В. Мау и др.; под ред. Синельникова-Мурылева С.Г. (гл. ред.), Радыгина А.Д.]; Ин-т экон. по-литики им. Е.Т. Гайдара. - М: Изд-во Инта Гайдара, 2015. С. 467.
связаны с использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Средства инвестиционного фонда выделяются на реализацию наиболее привлекательных инвестиционных проектов.
Для финансирования указанных проектов целесообразно установить отраслевую квоту для объектов АПК. На современном этапе вопрос гарантий остается ключевым для инвестиций в сельскохозяйственное производство. Государственные гарантии должны предоставляться только на часть испрашиваемого кредита для приобретения оборудования и последующей передачи его сельскохозяйственным предприятиям. Гарантийные фонды могут выступать в качестве страховщиков, предоставляя гарантии кредиторам лизинговых компаний по возврату им лизинговых платежей, а также гарантии по возврату кредитов, предоставленных по проектному финансированию. В связи с этим считаем необходимым использовать бюджетные средства не столько для финансирования незначительного количества отдельных инвестиционных проектов, сколько для формирования гарантийных фондов, позволяющих привлечь значительно больший объем средств. Государственную поддержку сельских товаропроизводителей за счет централизованных инвестиций следует осуществлять с учетом перехода от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию на возвратной и платной основе8. При этом выделенные средства должны возвращаться государству в ценах того года, по которому производится их возврат. Средства федерального бюджета на безвозвратной основе должны направляться на реализацию программ по подготовке кадров, выполнение крупных природоохранных мероприятий, развитие ветеринарной службы и службы химзащиты и других бюджетных организаций. Участие сельскохозяйственных предприятий в государственных программах, предусматривающих бюджетное финансирование, должно осуществляться на строго конкурсной основе под соответствующие проекты и про граммы. Возвратность государственных инвестиций обязана обеспечиваться обязательствами получателя, которые необходимо фиксировать в договоре, заключаемом по итогам конкурса. Приоритетным направлением инвестиционной политики на ближайшую перспективу должна стать и поддержка инвестиций в малое и среднее предпринимательство. Их сумма в среднесрочной перспективе оценивается в 9% всех вложений в основной капитал9.
Масштабный рост инвестиций возможен тогда, когда у инвесторов появится уверенность в том, что федеральные и региональные власти понимают необходимость разработки целенаправленной инвестиционной политики, увязанной с адекватной правовой базой, и принимают меры, направленные на улучшение инвестиционного климата, а также увеличение притока зарубежных инвестиций в сельское хозяйство с расширением льгот и гарантий. В условиях рыночных отношений государство должно оказывать регулирующее воздействие на инвестиционный процесс путем обеспечения научно обоснованного ценообразования, проведения гибкой кредитной, налоговой и амортизационной политики, увеличения возможностей лизинга, стимулирования предпринимательской деятельности и предоставления льгот инвесторам при приватизации, целевого государственного финансирования, выделения приоритетных направлений инвестирования и других видов финансирования, составления индикативных планов капитальных вложений. В целом новые подходы к решению проблем инвестиционной политики создадут предпосылки для
8 Золотарева, Е.Л. Инвестиционная политика в воспроизводственном процессе сельского хозяйства / Е.Л. Золотарева, М.Е. Проняева, Ю.В. Воронцова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2010. - №3. - С. 60.
9 Дмитриченко, Н. Повышать инвестиционную привлекательность сельского хозяйства / Н. Дмитриченко // Экономика сельского хозяйства России. - 2010. - №2. - С. 72.
стабилизации производственного потенциала сельского хозяйства и дальнейшего развития АПК. Только интенсификация сельхозпроизводства на основе внедрения новой системы машин, прогрессивных технологий позволит повысить объем производства и качество продукции, а следовательно, и увеличить заработную плату, чтобы обеспечить сельскому населению достойный уровень жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Инвестиционный анализ: учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
2. Дмитриченко, Н. Повышать инвестиционную привлекательность сельского хозяйства / Н. Дмитриченко // Экономика сельского хозяйства России. - 2010. -№2.
3. Золотарева, Е.Л. Инвестиционная политика в воспроизводственном процессе сельского хозяйства / Е.Л. Золотарева, М.Е. Проняева, Ю.В. Воронцова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2010. -№3.
4. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие. М.: Дело и Сервис, 2012.
5. Крылов Э.Н., Власова В.М., Егорова М.Г., Журавкова И.В. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2013.
6. Поддержка АПК в бюджете-2016 не должна быть меньше, чем в прошлом году .http://www.er-duma.ru/news/podderzhka-apk-v-byudzhete-2016-ne-dolzhna-byt-menshe-chem-v-proshlom-godu/.
7. Российская экономика в 2014 году. Тенденции и перспективы. / В. Мау и др. -Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2015.
Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.
Goloveckij Nikolaj Jakovlevich
Financial University under the Government of the Russian Federation
Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Terekhova Anna Ivanovna
Financial University under the Government of the Russian Federation
Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Investitsionnaya privlekatel'nost' agrarnogo sektora ekonomiki v usloviyakh importozameshcheniya
Abstract. The problems of investment attractiveness of the agricultural sector in terms of sanctions and import substitution. The agrarian sector of the economy in the current economic situation requires investment. At the level of economic entities the possibility of attracting investment is probably the determining factor of competitiveness. From understanding the logic of investment processes depends on the adequacy of practical investment decisions taken at various stages, the most important of which is the choice of enterprises that will be invested in investment resources. Significant adjustments in the State program of development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food for the 2013 - 2020 biennium. We made in connection with the introduction of antisanktsy of food supply in the EU. The five main objectives of the traditional agricultural and food policy, add a new paragraph. This accelerated import substitution for meat, milk, vegetables and greenhouse, seed potatoes, and fruit production. To achieve this goal to the 8 existing routines from 2015 added 5 new sub-programs: "Development of Horticulture open and protected soil and seed potato", "Development of dairy farming", "Support for breeding, breeding and seed production", "Development of wholesale distribution centers and infrastructure of social power, "" the development of financial and credit system of agriculture ". The Ministry of Agriculture offers bolster disclosed in connection with the introduction antisanktsy "window of opportunity" for the Russian food suppliers increase in funding of the state program for 8 years from the current 1.5 trillion rubles. to 2.1 trillion rubles. Although the previous government intended to optimize the budget of the State program to decrease by at least 20%, it did not happen, and adopted the budget for 2015 has laid an additional 20 billion rubles. Support for agriculture in the budget for 2016 will be maintained at the level of the year 2015 or slightly higher.
Keywords: investments; investment attractiveness; import substitution; competitiveness; public-private partnerships; government regulation; budget; funding; sanctions; antisanktsii.
REFERENCES
1. Bogatin J.V., Shvandar V.A. Investment analysis: a textbook for high schools. - M.: UNITY-DANA 2011.
2. Dmitrichenko, N. increases investment attractiveness of the agricultural / ANDmitrichenko // Economics of Agriculture of Russia. - 2010. - №2.
3. Zolotarev, E. Investment policy in the reproduction process of Agriculture / E.L. Zolotarev, M.E. Pronyaeva, V. Vorontsov // Economics of agricultural and processing enterprises. - 2010. - №3.
4. Kreynin M.N. Financial management: a training manual. M.: Business and Services, 2012.
5. Krylov E.N., Vlasov V.M., Egorov, M.G., Zhuravkova I.V. Analysis of financial condition and investment potential. M.: Finance and Statistics, 2013.
6. Support for agribusiness in the budget-2016 should not be less than last year .http://www.er-duma.ru/news/podderzhka-apk-v-byudzhete-2016-ne-dolzhna-byt-menshe-chem-v-proshlom-godu/.
7. The Russian economy in 2014. Trends and Prospects. / V. Mau and others. - Moscow: Publishing House of the Institute of Gaidar, 2015.