Научная статья на тему 'Инвестиционная политика в условиях открытой экономики'

Инвестиционная политика в условиях открытой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
502
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прудникова А. А.

В статье анализируются состояние и тенденции развития инвестиционной сферы в России, проблемы привлечения инвестиций в российскую экономику. Рассматриваются задачи инвестиционной политики в условиях открытой экономики и пути ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная политика в условиях открытой экономики»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

А.А. Прудникова

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье анализируются состояние и тенденции развития инвестиционной сферы в России, проблемы привлечения инвестиций в российскую экономику. Рассматриваются задачи инвестиционной политики в условиях открытой экономики и пути ее совершенствования.

Тенденции развития российской экономики в начале нового века убедительно подтверждают тот факт, что только дальнейшая активизация инвестиционных процессов может вывести ее на путь стабильного, долговременного подъема и создать условия для решения задач экономического и социального характера. В последние годы инвестиционная ситуация в экономике страны позитивно изменяется, однако эти улучшения не носят пока устойчивого характера, инвестиционная среда по-прежнему характеризуется значительным кругом проблем отраслевого, регионального, институционального и инструментального характера, которые и призвана решать инвестиционная политика. При формировании инвестиционной политики в условиях открытой экономики идет поиск и анализ альтернативных вариантов инвестиционного развития, обеспечивающих интеграцию страны в мировую хозяйственную систему при оптимальном сочетании степени открытости внутреннего рынка с возможностями успешного участия в глобальной конкуренции.

Эффективное использование инвестиционных ресурсов является, безусловно, одним из главных факторов, определяющих рост экономики в долгосрочной перспективе. В современных условиях высокие и устойчивые темпы экономического роста характерны обычно для стран с высокой нормой сбережения и значительной долей инвестиций в ВВП.

Инвестиции являются наиболее динамичным компонентом ВВП и совокупного спроса. В период спада или непосредственно перед ним доля инвестиций в ВВП и темпы их роста обычно падают. Оживление и подъем в экономике сопровождаются (часто опережающим) ростом инвестиций, прежде всего, инвестиций в основной капитал. Изменения другой, самой крупной составляющей ВВП - конечного потребления - происходят намного медленнее.

Обратимся к тенденциям, сложившимся в инвестиционной сфере. В 1990-е годы инвестиционный спрос находился на самом низком уровне, но начиная с 1999 г. тенденции, сложившиеся в инвестиционном процессе, стали меняться. Сыграло роль существенное расширение производства в отраслях, ориентированных на внутреннее потребление, после резкого падения импорта в 1999 г. В результате за 2000 г. прирост инвестиций в основной капитал был рекордным (около 18%), наибольшим за последние 30 лет. В целом в 1999-2001 гг. валовое накопление возросло на 91%, в том числе инвестиции в основной капитал - на 37,4%. После 2000 г. «провальным» по динамике инвестиций оказался 2002 г., когда вклад валового накопления в прирост ВВП был отрицательным. Замедление темпов расширения инвестиционного спроса было обусловлено, в частности, изменением налогообложения прибыли одновременно с ликвидацией инвестиционной льготы; сказалось здесь

и общее падение нормы прибыли и рентабельности в промышленности (с 25,5 % в 1999 г. до 18,5 в 2001 г. и 14,1% в 2002 г.). Особенно драматичным на фоне устаревшей материальной базы промышленности выглядело падение темпов роста инвестиций в основной капитал в машиностроении, что явилось существенным ограничением расширения инвестиционной активности в экономике [1].

Отличительной чертой 2003 г. стало восстановление опережающих темпов роста инвестиционного спроса относительно динамики ВВП и конечного потребления. Высокую динамику валового накопления обеспечил рост инвестиций в основной капитал, который по итогам 2003 г. составил 12,9%, в то время как расходы на конечное потребление увеличились на 6,1%, а ВВП - на 7,3%.

Ускорение роста инвестиций было обусловлено следующими причинами:

- увеличением национальных ресурсов для валовых накоплений вследствие изменения макроэкономических пропорций и укрепления рубля;

- ростом инвестиций в экспортно-ориентированном секторе. Возросшая инвестиционная активность в отраслях естественных монополий привела к росту производства и инвестиций в отраслях, производящих инвестиционные товары;

- резким усилением конкуренции продукции отраслей, ориентированных на внутренний рынок.

Важной особенностью «инвестиционного бума» 2003 г. стало изменение структуры инвестиций по источникам финансирования. Так, с 1998 г. инвестиции в основной капитал за счет собственных средств неуклонно сокращались, и к концу 2002 г. их доля составила около 45%. В 2003 г. наметилась тенденция роста доли собственных средств и соответственно уменьшения доли заемных средств в финансировании инвестиций. В 2004-2005 гг. рассматриваемая тенденция сохранилась. Однако в целом большая часть инвестиций в основной капитал предприятий осуществлялась за счет привлеченных средств: 54,8% в 2004 г. и 54,6% - в 2005 г. [2]. В последние годы темп прироста инвестиций был достаточно высоким - более 10% в год, при этом объем увеличился с 41,4 млрд. долл. в 2000 г. до 125 млрд. долл. в 2005 г. К 2009 г., по прогнозам правительства, их объем должен составить 266,5 млрд. долл., т. е. удвоиться [3].

Фактически ситуация в российской экономике остается неблагополучной. Существует проблема недостатка инвестиционных средств, определяющая значительный разрыв между тем уровнем инвестиций, который есть в экономике, и тем, который необходим для обеспечения устойчивого экономического роста.

Отраслевое и внутриотраслевое распределение инвестиций отражает общую неудовлетворительную воспроизводственную структуру экономики: в экспортно-

ориентированном секторе наблюдается относительный избыток капитала, тогда как в секторе, ориентированном на внутренний спрос, - его явно недостаточно. В последние годы среди отраслей экономики крупные вложения приходились на топливную промышленность, транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство. По данным Росстата за 2004 г., в эти отрасли было направлено соответственно 13,7, 20,3 и 15,6% общего объема инвестиций. Доля машиностроения и металлообработки составила всего 2,8%, причем наблюдается тенденция снижения инвестиций в эту отрасль [2].

С 2005 г. в структуре инвестиций стали наблюдаться постепенные изменения, начался процесс роста инвестиций в химическое производство (прирост на 37,5% к предыдущему году), металлургию и производство готовых изделий (19,1%). Наблюдался интенсивный рост инвестиций в строительство, в транспорт и связь, в сельское хозяйство [4].

Трансграничный баланс финансовых потоков долгое время был отрицательным для России. Так, в 2002 г. чистый отток частного капитала из России составил

8,1 млрд. долл., в 2003 г. - 1,9 млрд. долл., в 2004 г.- 8,4 млрд. долл. Эта тенденция

была достаточно устойчивой из-за проводимой экономической политики: репатриации прибыли, погашения процентов по кредитам, вкладов на депозиты западных банков и т. д. В 2005 г. наметилась смена направления движения частного капитала: положительное сальдо составило 1,1 млрд. долл., в 2006 г. - 41,6 [5].

Наиболее острой проблемой промышленности, требующей инвестиционных вложений, является изношенность основных фондов. Наибольший износ основных фондов в промышленности наблюдался в 2002 г. (52,9%). В настоящее время, хотя степень износа постепенно снижается, она еще очень высока. Например, в 1990 г. степень износа основных фондов была на уровне 46,4%, в 2004 г. - 50,6% (т. е. более половины всех основных фондов в промышленности страны изношены и требуют замены).

Самые низкие показатели воспроизводства основных фондов относятся к 1999 г.: коэффициент обновления основных фондов в промышленности снизился до 1,1% с 6,9% в 1990 г. Резкое замедление обновления активной части основных фондов привело к тому, что в подавляющем большинстве они функционировали за пределами экономически оправданных сроков службы. В 2005 г. коэффициент обновления основных фондов в промышленности составил 1,8%. В последние годы данный показатель выше среднего уровня имели только экспортно-ориентированные отрасли и пищевая промышленность.

Из-за резкого замедления процесса обновления основных фондов ухудшились возрастные параметры используемого производственного оборудования. В 2004 г. средний возраст машин и оборудования в промышленности увеличился по сравнению с 1990 г. почти вдвое и составил более 21 года, между тем во многих развитых странах мира нормативный срок службы техники составляет менее семи-девяти лет. Доля нового оборудования в возрасте до пяти лет, которое по существу во многом определяет конкурентоспособность производства, сократилась по сравнению с 1990 г. более чем в 5 раз.

Для инвестиционного обновления устаревшей части основных фондов необходимо, по разным оценкам, от 200 до 400 млрд. долл., из которых на обновление машин и оборудования приходится 140-280 млрд. долл. И эта потребность определяется только физическим износом основных фондов. С учетом их морального износа объемы необходимых инвестиций возрастают.

По расчетам ИНП РАН [6], для стабилизации уровня использования производственных мощностей и повышения их качества до конкурентного уровня необходимо увеличить объем инвестиций в основной капитал в 2,3 раза. Чтобы достичь такого объема инвестиций к 2010 г., их годовой прирост должен составлять не менее 8-10%.

Тенденции 1990-х годов, связанные со спадом инвестиционной активности и углублением инвестиционного кризиса, продолжают сохраняться. Хотя необходимость активизации инвестиционного процесса постоянно декларируется в программных документах и законодательных актах, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, существенных результатов добиться тем не менее не удается. В последнее время проблема создания эффективной системы управления инвестиционной деятельностью на разных уровнях экономики (федеральном, региональном, муниципальном) приобрела большую актуальность.

Экономический подъем после 2002 г., обеспечиваемый преимущественно за счет экспорта сырья, не привел к полной реализации насущных структурных реформ. Экспорт машин и оборудования составляет менее 10% общего дохода от экспортных операций, две трети российского экспорта сегодня, как и прежде, составляют природные ресурсы (в лучшем случае - первичной переработки). Сильная зависимость от сырьевого экспорта ведет к ограничению добавленной стоимости и делает торговый баланс страны уязвимым перед неустойчивостью мировых цен.

Поэтому острейшими экономическими проблемами остаются обновление и модернизация современной технологической базы путем освоения новейших достижений науки и техники, совершенствование производственной структуры, использование квалифицированного менеджмента, лизинговых схем, различных видов кредитования и создание венчурных фондов, повышение на этой основе производительности труда и конкурентоспособности продукции.

Качественный прорыв возможен только на базе внедрения высоких технологий и активизации инновационной политики государства. Россия не сможет занять ведущих позиций в мире без решительного изменения структуры экономики в пользу отраслей, основанных на информационных технологиях, биотехнологиях, нанотехнологиях и генной инженерии. По данным аналитиков, инвестиции в инновационные разработки в стране составляют в настоящее время всего около 1% ВВП, в результате доля РФ в мировом выпуске научно-технической продукции ничтожно мала - 0,3%, тогда как доля США - почти 15% [7].

Совершенствование инвестиционной политики должно исходить, во-первых, из признания определяющей роли универсальных инновационных технологий, которые способствовали бы восстановлению вертикальных и горизонтальных производственных связей. Во-вторых, регулирование инвестиционной деятельности должно сочетать в себе методы государственного управления и партнерские, контрактные, коммерческие отношения между предприятиями.

Актуальным вопросом для экономики России является привлечение иностранного капитала. Это связано с тем, что база для наращивания инвестиций за счет собственных средств сокращается. Так, сальдированный финансовый результат предприятий в 2005 г. увеличился относительно предыдущего года на 36,6%, тогда как в 2004 г. прирост составил более 50% [3]. Привлечение внешнего инвестиционного капитала (различных кредитов, займов и т. д.) достаточно сложно по целому ряду причин, например таких, как высокий уровень налогообложения, недостаточно разработанное законодательное поле. Следует отметить, что иностранные инвестиции чаще всего связаны с освоением прогрессивных технологий и таким образом способствуют повышению конкурентоспособности на мировом рынке производимой с их помощью продукции за счет более высокого ее качества. Большую роль в этом процессе играют прямые иностранные инвестиции (ПИИ). О важной роли иностранных инвестиций в экономическом росте говорит опыт стран, осуществивших в последние десятилетия резкий скачок в экономическом развитии (Китай, Тайвань, Сингапур и др.).

В 2007 г. ежегодные потоки иностранных инвестиций в мире, по некоторым оценкам, составят от 0,6 до 1 трлн. долл. В России, хотя и наблюдается рост притока иностранных инвестиций, но он существенно отстает от уровня других стран. Например, в 2000-2003 гг. на долю России приходилось всего 0,3% мирового притока ПИИ, в то время как в Польше этот показатель составил 0,7%, в Китае - 4,9%, в Бразилии - 2,5, в развитых странах - 75,7, в развивающихся странах - 21, 5% [8].

В 2004-2005 гг. произошел значительный прирост ПИИ в российскую экономику, их объем в 2005 г. составил более 13 млрд. долл., т. е. вырос на 38,8% по сравнению с 2004 г. Однако этого недостаточно для обновления основных фондов и инвестиционного развития экономики. В структуре ПИИ особое место занимает лизинг, рост которого в несколько раз больше других элементов. Взносы в капитал в 2005 г. составили более 10 млрд. долл., кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий, -2 млрд. долл., лизинг - 143 млн. долл., прочие прямые инвестиции - 404 млн. долл. (рост по этим показателям составил соответственно 41,8; 27,7%; 6,2 раза; 2,0%).

По отношению накопленных объемов ПИИ к ВВП Россия оказывается на последнем месте среди всех стран с переходной экономикой Центральной и Восточ-

ной Европы и даже позади некоторых стран СНГ, таких, как Украина и Белоруссия. В 2005 и 2006 г., согласно статистике ЦБ РФ, ПИИ составили соответственно

2,2 и 3% ВВП, что несколько выше, чем в предыдущие годы, но отставание от других стран очевидно (приемлемым уровнем считается 5-6%).

Следует отметить, что макроэкономическая и нормативно-правовая среда не способствуют созданию благоприятного инвестиционного климата. Если в последние годы некоторые участки макроэкономического дисбаланса страны стабилизировались, то в области политической среды и в действующей законодательной базе, которым подчиняется деятельность фирм и иностранных инвесторов, сохраняются серьезные недостатки. Наиболее существенными из них являются: отсутствие гарантий возврата капитала в случае каких-либо коллизий экономического характера и необходимость целевого использования кредитов, получение которых связывается с эффективностью вполне конкретного проекта. Действенным механизмом, позволяющим решить одновременно эти две проблемы, является лизинг. В международной практике лизинг считается коммерчески эффективным способом вложений в основные средства, а также одним из методов достижения стабильности в инвестировании жизненно важных отраслей экономики.

Ключевым моментом институциональных преобразований, необходимых для обеспечения экономического роста, является создание института крупных инвестиционных посредников - инвестиционных банков, фондов, лизинговых и иных компаний; выделение из них (с помощью рейтингов, котировок и иных инструментов) группы крупных надежных институтов и их лицензирование.

Развитие в России лизинга как финансового инструмента привело к тому, что в экономической литературе его стали отождествлять с финансовым лизингом. В последнее время в развитых странах лизинг вышел на новую ступень своего развития, большое распространение получил оперативный (операционный) лизинг. Сделки такого рода в России носят пока единичный характер, хотя они и становятся все более востребованными. Данный вид лизинга имеет свою определенную и обширную нишу. Особенно высок спрос на оперативный лизинг транспортных средств и на высокотехнологичное оборудование.

С точки зрения лизингополучателя этот продукт, несмотря на высокую стоимость по сравнению с финансовой арендой может быть более выгоден, так как у лизингополучателя отпадает потребность в монтаже, регистрации и техническом обслуживании оборудования, а в дальнейшем появляется возможность заменить старое оборудование новым без внесения авансового платежа. Для крупного и динамично развивающегося бизнеса оперативный лизинг позволяет всегда использовать новое оборудование, а для среднего бизнеса он актуален тем, что появляется возможность получить не новое, но рабочее оборудование и расплачиваться за него в течение нескольких лет, учитывая лизинговые платежи в себестоимости продукции. По оценкам Ассоциации «Рослизинг», в 2005 г. объем сделок оперативного лизинга с автотранспортом составил не менее 30 млн. долл. (в 2003 г. - только 300 тыс. долл.). В 2003 г. такие сделки заключали всего две компании, в 2005 г. - уже восемь [9].

Основными преимуществами лизинговых отношений являются:

- инвестирование в форме имущества в отличие от денежного кредита снижает риск невозврата средств, так как за лизингодателем сохраняются права собственности на переданное имущество;

- лизинговое имущество не числится у лизингополучателя на балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от уплаты налога на это имущество;

- лизинговые платежи относятся на издержки производства лизингополучателя и соответственно снижают налогооблагаемую прибыль;

- предприятию проще получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве залога;

- лизинг предполагает стопроцентное кредитование и не требует немедленного начала платежей, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество;

- для лизингополучателя уменьшается риск морального и физического износа и устаревания имущества, так как оно приобретается во временное пользование, а не составляет его собственность;

- платежи по лизингу не привязаны к нормам амортизации, по соглашению сторон в договоре лизинга может предусматриваться ускоренная амортизация лизингового имущества;

- лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, так как предоставляет обеим сторонам возможность выработать удобную схему выплат;

- производитель получает дополнительные возможности сбыта продукции.

К концу 2010 г. рынок лизингового бизнеса имеет реальный шанс вырасти в 5-7 раз при условии, что будут решены налоговые и юридические проблемы, препятствующие полноценному развитию рынка. Прежде всего, это проблемы возмещения НДС, определения выкупной стоимости имущества, проработка необходимых юридических и налоговых аспектов, касающихся лизинга недвижимости и возвратного лизинга, признание оперативного лизинга в качестве инвестиционного инструмента. Но если до конца 2008 г. законодательная и налоговая инфраструктура рынка лизинга не улучшится, то к концу 2010 г. итоги будут куда более скромными - этот рынок вырастет всего в 2,5-3 раза [10].

Эффективность лизинга как экономического инструмента связана с законом экономии времени, соблюдение которого оказывает влияние на ход воспроизводства. Изучение эффективности лизинга как инвестиционного инструмента позволяет проанализировать пропорции воспроизводства и сформировать новые параметры материальных факторов воспроизводства. Основными экономическими параметрами, используемыми для определения эффективности лизинга, являются: ставки и порядок расчета и уплаты налога на прибыль; порядок формирования налогооблагаемой базы (вычеты, льготы и т.п.); ставки и условия возврата кредита; виды лизинга, режим амортизации. Измерение экономической эффективности без ее социальной компоненты будет неполным, поскольку между производственной и социальной деятельностью общества существует функциональная взаимосвязь. Так, рост экономической эффективности, связанный с техническим прогрессом, ведет к выравниванию и более гармоничному росту социальной эффективности.

Таким образом, главными задачами инвестиционной политики должны стать:

- кардинальное повышение качества инвестиций за счет усиления инновационной направленности инвестиционной деятельности, а также рост эффективности инвестиционных процессов на основе использования прогрессивных схем привлечения современного оборудования в производство (использование лизинговых схем, венчурного финансирования и т. д.);

- выработка и обоснование системы взаимоувязанных приоритетов, которые определяют направления структурных сдвигов исходя из общемировых тенденций и выгод от участия страны в мировом разделении труда, специфики деформаций и диспропорций в существующей структуре национальной экономики (например, переход от инвестирования в добывающие отрасли к инвестированию в наукоемкие отрасли и сельское хозяйство);

- последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования инвестиционных проектов;

- государственная инвестиционная поддержка отдельных предприятий и отраслей;

- централизованное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе;

- совершенствование нормативно-правовой базы в целях привлечения иностранных инвестиций;

- расширение практики совместного государственного и коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

Ведущую роль при определении приоритетов инвестиционной политики играет установление критериев для отнесения сфер, отраслей и производств к числу наиболее значимых для интеграции России в мировую экономику. На современном этапе необходимо завершить формирование модели конкурентоспособной экономики, опирающейся на имеющиеся в стране преимущества и ресурсы развития.

Литература

1. Лисин В. Инвестиционные процессы в российской экономике // Вопросы экономики. 2004. № 6.

2. Российский статистический ежегодник за 2005 г. М.: Росстат, 2006.

3. Кудрин А. Как ускорить экономический рост в России? // Экономическая политика. 2006. № 2.

4. Стародубровский В. Российская экономика в 2005 году // Экономическая политика. 2006. № 1.

5. Статистическое обозрение за 2006 год. 2006. № 1.

6. Белоусов А.Р. Эффективный экономический рост в 2001-2010 гг.: условия и ограничения // Проблемы

прогнозирования. 2001. № 1.

7. Материалы выездного заседания в Екатеринбурге военно-промышленной комиссии при правительстве РФ.

2007. http//top.rbc.r-u

8. Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ /Под ред. Дэвида Г.

Тарра. М.: Весь Мир, 2006.

9. Кашкин В. Российский рынок лизинга: основные тенденции // Финансовый директор. 2006. № 7-8.

10. Мурзина А. Барьеры на взлетной полосе // Эксперт. 2006. № 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.