Рецензия
В 2000 году продолжается стабилизация экономики России на той самой нижней точке кризиса падения общественного производства, от которой, казалось бы, нет других альтернатив будущего развития кроме неизбежного подъема. Однако, подобное состояние послекризисной депрессии может продолжаться сколь угодно долго, пока в различных сферах экономики страны не произойдут эффективные структурные преобразования, и не заработают механизмы формирования интересов всех членов общества в налаживании экономического развития. Различие стартовых условий структур экономики в регионах отражается в выборе приоритетов и методов предстоящего развития.
Такими актуальными проблемами развития экономики Республики Дагестан в том числе являются:
1) восстановление значения АПК, поскольку в сельской местности проживает большая часть населения региона;
2) региональные аспекты проведения земельной реформы, поскольку здесь недостаточные земельные ресурсы распределены очень неравномерно;
3) приобретение межрегиональной и международной специализации на основе развития внешнеэкономических связей.
В связи с научно-практической важностью указанных проблем весной этого года в ИСЭИ ДНЦ РАН были проведены круглые столы, в которых приняли участие ведущие специалисты государственных органов, руководители предприятий, ученые-экономисты. Результаты работы круглых столов были отражены в периодической печати, а рекомендации направлены в соответствующие заинтересованные организации.
В настоящий сборник включены научные статьи участников круглого стола, подготовивших обобщенный вариант своих устных сообщений.
Информация и выводы статей представляют практический интерес для производственников, работников науки и государственных органов управления.
Засл. экономист
Республики Дагестан, д.э.н., проф. Цапиева О.К.
I. Материалы круглого стола «Структурные преобразования в АПК региона: итоги и перспективы», 27 апреля 2000 года
Юнусова П.С., Азизова М.М.
Инвестиционная политика в АПК в условиях структурных преобразований
Инвестиционная политика - совокупность государственных подходов и решений, определяющих структуру и масштабы инвестиций, направления использования капитальных вложений в отраслях экономики, источники получения с учетом необходимости воспроизводства фондов как производственной, так и непроизводственной сфер.
Условием формирования современной инвестиционной политики в АПК должно быть выделение последовательных этапов инвестирования, т.е. система приоритетности, которая позволит сконцентрировать капитальные вложения на решающих участках, от чего зависит сбалансированность и эффективность экономики. Приоритетными направлениями инвестиций, несомненно, должны стать отрасли, дающие отдачу в минимально короткие сроки. Это прежде всего птицеводство, свиноводство, овощеводство закрытого грунта, а также отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности.
Вместе с тем, именно пищевая и перерабатывающая отрасли промышленности больше других отраслей пострадали в последнее время от инвестиционного кризиса. Ежегодное обновление основных фондов в пищевой и перерабатывающей промышленности не превышает 3-4%. Это в несколько раз ниже необходимого. Необходимость приоритетного направления инвестиций в пищевую и перерабатывающую отрасли промышленности вызвана еще и тем, что, населению в переработанном виде реализуется лишь 1/3 произведенной продукции, в то время как в развитых странах этот показатель достигает 90%. Только за счет сокращения потерь и углубления переработки сырья можно увеличить производство продуктов на 25-30%.
Отрасли промышленности перерабатывающие, сельскохозяйственное сырье, из-за низкого исходного уровня обеспеченности основными производственными фондами сдерживают развитие всего АПК. По этой причине именно им должны принадлежать приоритетные направления в потоках инвестиций, направляемых в АПК. Данные же свидетельствуют о противоположной направленности инвестиций. В 1999 году удельный вес инвестиций в переработку составила 3,3%, в сельское хозяйство 47,7%. Наблюдаемый ранее разрыв между отраслями АПК в 1999 году сохранился, и более того, углубился. Если в 1998 году инвестиции в сельское хозяйство были в 4,2 раза больше чем в переработку, то в 1999 году этот разрыв составил 14,1 раза, т.е. увеличился более чем в 3 раза. Такой подход к инвестированию таит в себе опасность еще большего усиления диспропорций внутри АПК республики. В целом АПК за последние 9 лет наиболее ощутимо пострадал от сокращения инвестиций. В 1999 году в АПК вложено на 27% меньше, чем в 1998 году и более чем в 5 раз меньше, чем в 1990 году. Это вызвано как снижением финансовых возможностей предприятий и организаций отрасли, так и сокращением бюджетных ассигнований.
Наиболее слабыми звеньями АПК наряду с переработкой являются хранение и транспортировка. Именно здесь происходят основные потери сельскохозяйственной продукции, которые уносят до 20, а по некоторым продуктам и до 30-40% всей производимой на селе продукции. Следовательно и эти звенья АПК являются приоритетным направлением инвестирования.
Однако, следует отметить, что за счет инвестирования отдельных объектов АПК, даже таких как предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья невозможно добиться экономического эффекта. Необходимо инвестирование целых направлений производства по отдельным видами сельскохозяйственной продукции. Вопрос о перевооружении производственных объектов, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, должен рассматриваться в тесной взаимосвязи с другими объектами по всей технологической цепочке. Подобный подход облегчает задачу выбора "ключевых точек" в перевооружении производства, способствует нахождению наиболее эффективных способов его реализации.
Динамика основных показателей, характеризующих эффективность капитальных вложений в АПК, отражает её недостаточный уровень. Фондовооруженность АПК до 1995 года росла более высокими темпами, чем производительность труда. Это говорит о том, что инвестиции в значительной части оказались нерациональными. В инвестиционной политике не были учтены принципы функционирования АПК: комплексность и сбалансированность.
Главной чертой инвестирования АПК в исследуемом периоде было ослабление его структурно образующей роли. Это проявилось в отсутствии позитивных сдвигов в структуре капитальных вложений и, как следствие, в ухудшении общих условий воспроизводства как на уровне всего комплекса, так и на уровне отдельных его отраслей. Статистика свидетельствует о том, что доля средств, направленных в АПК, в общем объеме инвестиций в 1999 году составила 18%, в т.ч. в сельское хозяйство - 9,9%, в пищевую промышленность - 0,5%. Это в 5, ~ 10 и в 35 раз меньше, чем в 1990 году соответственно. Доля инвестиций привлеченных в пищевую промышленность в 1997 году самая низкая в структуре инвестиций производственного назначения.
По сравнению с промышленностью и транспортом в перерабатывающую отрасль было привлечено в 58 и 112 раз меньше инвестиций соответственно. Здесь уже не приходится говорить о приоритетном направлении инвестиций в перерабатывающую отрасль АПК. В целях наращивания производства растениеводческой продукции необходимо обеспечить инвестициями проведение работ по повышению плодородия почв и их продуктивности, которые в последние годы почти не ведутся из-за отсутствия финансовых средств. Ухудшение состояния почв является также результатом бездействия механизма земельного налогообложения и отсутствия его стимулирующего влияния на эффективность землепользования. Программа повышения плодородия почв Дагестана на 1993-1995 гг., утвержденная Постановлением Правительства 14.07.93 г. № 147 практически не выполнена. Согласно Постановления Правительства РФ от 10 сентября 1997 года № 1151 "О неотложных мерах по стабилизации и развитию экономики РД" приоритетными направлениями осуществления целевого финансирования должны стать работы:
- по мелиорации земель за счет средств федерального бюджета (в 1998 г. в объеме 120 млрд. руб.; в 1999 г. - 130 млрд. руб.);
- поддержке овцеводства за счет средств из федерального бюджета;
- развитию плодоовощеводства, виноградарства и рыбного хозяйства за счет средств из федерального бюджета.
Необходимо отметить, что важным условием устойчивого развития перерабатывающей промышленности, как и всей экономики в целом, является политическая стабильность в стране, при которой предприятия могут спокойно вкладывать капитал в проекты с длительным сроком окупаемости. Общая масса прибыли, получаемая в промышленности в этих условиях будет значительно выше прибыли получаемой в торговле и сфере услуг.
Основной слабостью государственной инвестиционной политики была незащищенность расходов бюджета на инвестиционные цели. Финансирование этих расходов в силу ряда причин проводилось по остаточному принципу, следствием чего стала нарастающая из года в год кредиторская задолженность в инвестиционной сфере, а объем реально осуществляемых инвестиций в производство постоянно сокращался.
В Федеральной адресной инвестиционной программе на 1998 г. (август 1997 г.) определены новые подходы и механизмы осуществления государственной инвестиционной политики.
Ведущим механизмом осуществления стратегии структурно-инвестиционного развития национальной экономики, согласно этой программы, станет система среднесрочного перспективного инвестиционного и финансового (бюджетного) планирования страны. Она базируется на разработке среднесрочного прогнозного финансового плана и Федеральной программы до 2000 года (в увязке со среднесрочным и годовыми бюджетами развития). Новый подход позволит:
- существенно повысить результативность реализуемых направлений государственного инвестирования;
- подкрепить на практике задачи среднесрочной стратегии развития страны адекватной системой мер государственной поддержки инвестиционной деятельности;
- обеспечить преемственность и непрерывность финансирования инвестиционных проектов и программ федеральной значимости.
Главным инструментом государственного инвестирования, ориентированным на оживление деловой активности и привлечения дополнительных капиталов в реальный сектор станет Бюджет развития и связанные с ним новые механизмы предоставления гарантий. Консолидация в бюджете развития государственных ресурсов исключительно инвестиционного назначения позволит смягчить негативную практику постоянного недофинансирования инвестиционной части федерального бюджета. При правильной организации управления бюджетом развития возможна дополнительная как минимум десятикратная мобилизация средств частных инвесторов (отечественных и зарубежных) для финансирования приоритетных проектов в реальном секторе экономики.
Ключевым моментом является то, что за Бюджетом развития в законодательном порядке предлагается закрепить определенную возрастающую по годам долю источников финансирования дефицита федерального бюджета. Другой источник доходов бюджета развития - возврат в него с процентами ранее предоставленных средств.
Средства Бюджета развития должны размещаться на срочной и возвратной основе с конкурсным отбором финансируемых проектов для обеспечения максимальной эффективности использования средств.
В Федеральной адресной инвестиционной программе на 2000 г. также предусматривается четкое разграничение государственного финансирования по направлениям. Это, с одной стороны, коммерчески окупаемые, а с другой, - бесприбыльные социально значимые инвестиционные проекты.
Финансирование коммерчески окупаемых (прибыльных) инвестиционных проектов и целевых программ будет осуществляться исключительно через механизм Бюджета развития, поддержка социально направленных (неприбыльных) проектов и программ федеральной значимости (объекты социальной сферы, обеспечение безопасности функционирования технически сложных, в том числе инфраструктурных систем и др.) - по традиционной схеме через механизмы исполнения текущего федерального бюджета.
Изменится принцип реализации федеральных целевых программ, которая будет осуществляться исключительно на конкурсной основе. Также предполагается расширение границ Федеральной инвестиционной программы за счет включения в неё всех источников финансирования (правительственных, частнопредпринимательских и населения).
Ресурсы правительственного сектора ограничены. Удельный вес инвестиций в основной капитал, финансируемых за счет средств федерального и местного бюджетов, в общем объеме инвестиций РД из года в год сокращается. Так в 1999 году он составил 21,3%, в 1996 - 39,1, в 1993 г. - 68,6%. В связи с этим повышается роль внебюджетных финансовых инвестиций (частнопредпринимательского сектора, населения и иностранцев). Собственные средства предприятий и населения республики составили в 1999 году 50%, и в 1,8 раза больше чем в 1993 году.
Внутренними источниками финансирования предприятий являются амортизационные отчисления и прибыль, внешними - эмиссия ценных бумаг и банковские займы.
Амортизационная политика является одним из важных экономических регуляторов инвестиционной деятельности. В 1970-1980 гг. доля амортизационных отчислений в общем объеме капитальных вложений достигала 50%. В последствии она снизилась до 12% (1993 г.). Такое резкое снижение доли амортизационных отчислений в общем объеме капитальных вложений объясняется уменьшением доли амортизационных отчислений в структуре затрат на производство и реализацию продукции промышленных предприятий (до 2%). Снижение объема и доли амортизационных отчислений уменьшило объемы инвестиций в основной капитал за последние пять лет более чем в 3 раза. С 1994 г. начался рост этого показателя и он достиг уровня 22% (в 1999 г.) в промышленности в целом, в пищевой, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности -10,9% и 12,5% соответственно.
В АПК, как и в промышленности в целом, необходимо применять ускоренную амортизацию (как во многих странах мира) основных производственных фондов и постоянную переоценку основных фондов по мере обесценения денежной массы (инфляции).
Большинство предприятий АПК не в состоянии выделять средства на инвестиции. Это связано с тем, что диспаритет цен, при котором цены на продукцию сельского хозяйства возросли в 4-5 раз меньше, чем цены на промышленную продукцию и транспортные услуги, оказывает разрушающее воздействие на инвестиционную сферу. Поэтому в АПК важно создать условия для привлечения средств акционерных компаний, физических и юридических лиц, иностранных инвестиций.
Привлечение инвестиций в АПК может быть стимулировано инвестиционными премиями за сооружение приоритетных объектов, гарантиями на ссуды, страхованием риска, оказанием помощи в приобретении земель под строительные площадки, получением льготных инвестиционных кредитов и т.д.
Повышению инвестиционной активности в экономике АПК со стороны предпринимательских структур может способствовать дальнейшее развитие финансового лизинга, предусматривающего направление на инвестирование временно свободных или привлеченных средств в имущество, передаваемое по договору физическим или юридическим лицам на определенный срок.
Значительные финансовые ресурсы накоплены в такой сфере предпринимательского сектора как коммерческие банковские институты. Однако необходимость поддерживать высокий уровень процентных ставок по существу исключает эту категорию рыночных институтов из процесса финансирования долговременных инвестиций. Проблема может быть решена путем целенаправленного налогового регулирования деятельности частных банковских институтов, создания системы правительственных гарантий и страхования долговременных кредитов частных банков.
Немалыми финансовыми ресурсами, которые могли бы быть привлечены на цели - финансирования капитальных вложений, располагает население республики. Однако, делая подобное заявление, необходимо иметь в виду, что за прошедшие годы кризисного развития экономики и реформ в республике произошел рост уровня экономической дифференциации населения. Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения в 1999 году составило 35,2 % раза, 20% населения республики получало 45 %: всех доходов, а остальные 80% - 55%. Богатая часть населения республики не торопится инвестировать реальный сектор экономики, а вкладывает деньги в недвижимость, ценные бумаги и валюту.
Подобные вложения, часто наиболее выгодные в индивидуальном плане крайне не выгодны для экономики в целом, т.к. означают омертвление накоплений и по сути их откачку из нормального процесса расширенного воспроизводства национального капитала. Для привлечения финансовых средств населения в реальный сектор экономики необходимо создание благоприятного инвестиционного климата, который опирается на формирование ряда факторов:
- ослабление инфляционной напряженности в экономике;
- укрепление национальной валюты и создание привлекательных условий для наращивания масштабов рублевых сбережений;
- снижение высоких конкурентных преимуществ (по уровню прибыльности) финансовых рынков относительно реального сектора экономики, за счет снижения "цены" государственных долговых заимствований и доходности других финансовых инструментов;
- последовательное снижение ставки рефинансирования Центробанка;
- конкретизация прав собственности, особенно на землю;
- снижение налогового порога и стабилизация налоговой системы;
- снижение уровня коррупции и экономической преступности.
Это позволит сократить риск долгосрочных капиталовложений и привлечь дополнительные инвестиции в производство и развитие инфраструктуры.
Экономика республики в её сегодняшней форме пока не представляет интереса для иностранного капитала. Это, в основном, объясняется нежеланием иностранных партнеров подвергать свои капиталы возможному риску. (Наиболее рискованными в РФ считаются вложения в экономику республик Северного Кавказа, в т.ч. и Дагестана. При этом превалируют этнополитический и социальный риски).
При создании политической стабильности и совершенствовании нормативно-правовой базы чему должны способствовать Законы РФ "Об иностранных инвестициях", "О свободных экономических зонах", "О соглашениях о разделе продукции", "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР", "Об иностранных инвестициях в РСФСР" и др. Дагестан будет представлять интерес для иностранных инвестиций. Притягательной силой для иностранцев обладают природно-климатические условия, дешевая рабочая сила, выгодное геополитическое расположение, научный потенциал, высокий уровень износа основных фондов (свыше 60%), повышающий актуальность проблемы их обновления.
Предпочтительной формой иностранных инвестиций в РД является создание акционерного общества совместно с инвестором Министерством экономики республики - зарегистрировано 125 предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ). Большая часть ПИИ среди государств СНГ приходится на Азербайджан (17) и Турцию (20). Уставной фонд ПИИ составляет 30 млн. долларов США и 10 млрд. рублей. (Из общего объема иностранных инвестиций 3% идет на развитие пищевой промышленности. Только 10 ПИИ являются действующими и производят 0,22% (1,7 млрд. руб.) продукции в общем объеме промышленного производства республики, что не оказывает заметного влияния на экономику республики.
Предоставление иностранных инвестиций всегда сопряжено с политическим давлением, с попыткой со стороны инвестора не только вы годно заработать, но и получить долгосрочные экономические и, как правило, политические преимущества. Это полностью подтверждено мировой практикой, в том числе и по отношению к России. Поэтому делать в экономике ставку на иностранные инвестиции - значит заведомо отказаться от самостоятельной внешней политики. В России такой необходимости нет. Это - богатейшая страна мира, имеющая все необходимые ресурсы. Поэтому ставка в экономике должна быть сделана на собственные ресурсы, в том числе и финансовые. (Г. Костин. Программа развития или утопия) // Гудок, 12 февраля 1997 г.). Мы полностью согласны с этим высказыванием проф. Г. Костина и считаем, что желание привлечь иностранные инвестиции не должно превращаться в стремление сделать это любой ценой: они не должны наносить ущерб экономике и суверенитету региона (страны).
Дисперсионный анализ себестоимости продукции животноводства
Для оценки достоверности вариации, обнаруженной методом группировок, можно применять дисперсионный анализ. Мы исследовали группу хозяйств Дагестана по зависимости себестоимости молока от уровня продуктивности коров (таблица 1).
Зависимость себестоимости молока от средней продуктивности коров
Халималов М.М.
Таблица 1.
Группы Средняя Себестоимость 1 ц моло- Число Средняя себе-
хозяйств продук-ть ка, руб. хо- стоимость по
коров, ц/гол зяйств группе, руб.
1 До 17,0 201,4; 231,8; 219,2; 202,4; 213,7; 221,4; 222,4. 7 216,0
2 17,1-20,0 199,8; 193,4; 136,8; 181,9; 140,1; 177,8; 141,7; 159,6; 154,8; 161,4; 173,4. 11 165,5
3 Свыше 20,0 129,9; 123,1; 127,8; 126,3; 131,4. 5 127,7
Итого по группе 23 169,7
В каждую группу вошло небольшое число хозяйств, но нужно определить, чем обусловлена межгрупповая вариация себестоимости: признаком, положенным в основу группировки, т.е. средней продуктивностью коров или другими факторами.
2 2
Для характеристики колеблемости (вариации) себестоимости исчислена общая дисперсия ( 8 общ ), дисперсия групповая (8' гр ) и дисперсия внутригрупповая или
остаточная (82ОСТ ). Чтобы определить дисперсии (средние квадраты), необходимо рассчитать соответствующие суммы квадратов. Для расчета суммы квадратов и дисперсий примем следующие обозначения: х- себестоимость по каждому хозяйству; п- общее число хозяйств в районе;