Научная статья на тему 'Инвестиционная политика и инвестиционный климат в экономике Республики Татарстан'

Инвестиционная политика и инвестиционный климат в экономике Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
760
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ЗАКОНОПРОЕКТ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕМОРАНДУМ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН. / THE INVESTMENT MEMORANDUM OF TATARSTAN REPUBLIC. / INVESTMENTS / INVESTMENT POLICY / AN INVESTMENT CLIMATE / BILL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хазиахметов А. З.

В данной статье основное внимание уделено изучению современных тенденций развития инвестиционных процессов в Российской Федерации, раскрытию основных факторов, влияющих на состояние инвестиционного климата в Республике Татарстан, а также рассмотрению правовых аспектов обеспечения инвестиционных процессов в развитии региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment Policy and Investment Climate in the Economics of Tatarstan Republic

The article under examination focuses the attention on examining of development trends in the sphere of investment process in the Russian Federation, revealing the main factors that influence the state of investment climate in Tatarstan Republic and analyzing the legal aspects of the provision of investment process in regional economics.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная политика и инвестиционный климат в экономике Республики Татарстан»

‘Вестник экономики, права и социологии”, № 1, 2009 г.

Экономика

УДК 338.23

Инвестиционная политика и инвестиционный климат в экономике Республики Татарстан

Хазиахметов А.З.

Аспирант кафедры инженерного менеджмента Института экономики и социальных отношений Казанского государственного энергетического университета

В данной статье основное внимание уделено изучению современных тенденций развития инвестиционных процессов в Российской Федера-

ции, раскрытию основных факторов, влияющих на состояние инвестиционного климата в Рес-

публике Татарстан, а также рассмотрению правовых аспектов обеспечения инвестиционных

процессов в развитии региональной экономики.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, инвестиционный климат, законопроект, инвестиционный меморандум Республики Татарстан.

Стоит ли говорить о том, что важнейшей частью экономической политики любой страны, будь она экономически развитой или развивающейся, и уж тем более страны с отстающим экономическим развитием является инвестиционный поток. Что есть инвестиции, и какую роль они играют в жизни конкретно нашей страны и региона?

Инвестиции (капитальные вложения) представляют собой совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Инвестиции относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «валовые капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину «капитальные вложения», и «финансовые» (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие

ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства, по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство.

Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научнотехнической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в

38

‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 1, 2009 г.

Экономика

виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.

Экономический рост в российской экономике, происходящий с начала 2000-х годов, во многом опирается на усиление инвестиционной активности регионов и компаний.

Однако, в региональном разрезе экономический и инвестиционный рост происходит весьма неравномерно.

Неравномерное распределение инвестиций в основной капитал между регионами России отражает исторические реалии советского периода и тенденции постсоветского развития. Субъекты Федерации значительно различаются по отраслевой и воспроизводственной структуре инвестиций, видам инвестируемых основных фондов, источникам инвестиций и т.д.

Среди субъектов России по инвестиционной активности заметно выделяется небольшая ведущая группа регионов, в которых сконцентрировано более 60 % всех инвестиций в основной капитал России; они лидируют также по величине капиталовложений на душу населения. Данный кластер финансово сильных регионов с крупной промышленностью, взявших курс на формирование экономических реформ, характеризуется также высокими показателями затрат на технологические инновации.

Реализация государственной политики в области регулирования инвестиционного процесса в первую очередь связана с принятием важнейших нормативных документов.

В Республике Татарстан принят ряд законодательных и иных правовых актов, регулирующих отдельные отношения в сфере инвестиционной деятельности. Среди наиболее важных можно выделить следующие республиканские законы:

- закон РТ от 18.06.2005 г. №85-ЗРТ «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан»;

- закон РТ от 22.01.2008 г. №6-ЗРТ «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан»;

- закон РТ от 4.07.2002 г. №7-ЗРТ «О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора».

Первостепенное значение в регулировании инвестиционного процесса имеет Закон РТ от

18.06.2005 г. «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан» [1]. Этот закон определяет правовые, экономические условия инвестиционной деятельности на территории Республики Татарстан. В нем также определены формы государственного регулирования инвестиционной деятельности, которая «:...обес-печивается органами государственной власти и управления в пределах их компетенции путем проведения инвестиционной политики».

В соответствии с этим законом инвестиционная политика республики предусматривает государственные контроль, экспертизу, а также поддержку инвестиционной деятельности на территории Республики Татарстан, осуществляемой в форме:

- инвестиций из государственных источников финансирования;

- предоставления налоговых льгот участникам инвестиционной деятельности;

- предоставления государственных гарантий участникам инвестиционной деятельности;

- предоставления кредитов на развитие отдельных территорий республики, отраслей и производств.

Указанные здесь формы государственной поддержки предоставляются для осуществления целевых программ и отдельных инвестиционных проектов, включенных в Республиканскую инвестиционную программу.

Республиканская инвестиционная программа определяется в законе как «совокупность целевых программ и инвестиционных проектов, намеченных к финансированию из республиканского бюджета или предполагающих другие виды государственной поддержки». Республиканская инвестиционная программа формируется Кабинетом министров Республики Татарстан одновременно с проектом бюджета на предстоящий бюджетный год и является его составной частью.

Поскольку необходимым элементом инвестиционной политики в промышленности региона является прогнозирование и стратегическое планирование развития регионального промышленного комплекса, нацеленное на выбор приоритетных отраслей и производств, большой интерес представляет анализ механизма формирования стратегии развития

39

‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 1, 2009 г.

Экономика

промышленности региона и Республиканской инвестиционной программы как инструмента ее реализации, а также критерии определения приоритетных инвестиционных проектов, по отношению к которым применяются меры государственной поддержки.

В целях повышения эффективности деятельности органов государственного управления республики 15 января 2000 года Кабинет министров Республики Татарстан принял Постановление № 22 «О мерах по совершенствованию деятельности органов государственного управления Республики Татарстан». Важность значения этого постановления состоит в том, что здесь впервые в качестве основного метода государственного регулирования экономикой Республики Татарстан провозглашается метод индикативного управления.

Здесь же определены индикаторы оценки уровня жизни населения, социально-экономического положения Республики Татарстан, городов, районов, предприятий.

Во исполнение этого постановления и в целях дальнейшего повышения эффективности использования средств республиканского бюджета Кабинетом министров Республики Татарстан было принято Постановление «О мерах по реализации системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан», содержащее «Регламент системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан», в котором определены исполнители, состав и последовательность действий, сроки исполнения и конечные результаты действий органов государственного управления Республики Татарстан по реализации индикативного управления экономикой [2].

В последние годы Республика Татарстан реализует государственную инвестиционную политику, нацеленную на создание условий для динамично развивающегося реального сектора экономики. В республике реализован комплекс мер законодательного, организационного и исполнительного характера по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования, активизации инвестиционной и инновационной деятельности в целях подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных задач. Все эти факторы способствовали созданию благопри-40

ятных предпосылок для привлечения инвестиций в экономику республики.

В целях повышения эффективности взаимодействия участников инвестиционной деятельности в республике разработан Инвестиционный меморандум Республики Татарстан, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.03.2007 г. № 77. Меморандум устанавливает основные приоритеты развития инвестиционной деятельности Республики Татарстан и является основой при разработке и утверждении планов инвестиционной деятельности внешних инвесторов, предприятий, банков, инвестиционных фондов, в том числе инвестиционных фондов развития муниципальных образований, научно-исследовательских и проектных организаций, органов государственной власти, муниципальных образований.

В настоящее время в республике реализуется более 200 инвестиционных проектов, среди них следующие крупные приоритетные проекты:

- «Модернизация производства полиэтилена низкого давления и организация производства поликарбонатов» (ОАО «Казаньоргсинтез), реализация которого позволит на ОАО «Казаньоргсинтез» организовать единственное в России производство сверхдефицитных пластмасс в виде поликарбонатов, на базе сырьевых потоков «бисфенола-А» собственного производства и окиси этилена, стоимость проекта 21555 млн. рублей;

- «Организация производства автомобилей марок SSANG YONG и FIAT на ОАО «ЗМА», реализуемый компанией «Северсталь-авто» стоимость проекта 3750 млн.рублей, проектом планируется довести выпуск легковых автомобилей по итогам 2010 года до 185-190 тысяч штук.

В Татарстане на практике реализована государственная поддержка инвесторов в виде предоставления налоговых льгот на реализацию приоритетных инвестиционных проектов. В соответствии с положениями законов Республики Татарстан «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан», «О налоге на имущество организаций» и «О бюджете Республики Татарстан на очередной финансовый год» инвесторам, реализующим инвестиционные про-

‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 1, 2009 г.

Экономика

екты, предусмотрено снижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Республики Татарстан до 13,5 %, и снижение налоговой ставки до 0,1 % на имущество, вновь созданное или приобретенное организацией для реализации проекта. Данные льготы субъектам инвестиционной деятельности предоставляются на срок окупаемости проектов, но не могут превышать 7 лет, а в отрасли машиностроения налоговые льготы могут предоставляться на срок до 13 лет с момента начала инвестиций.

Таким образом, можно сделать вывод, что перспектива развития инвестиционной политики будет способствовать росту и укреплению конкурентных позиций Республики Татарстан, как на общественном, так и на международном уровне.

Литература:

1. Закон Республики Татарстан «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан» от 18 июня 2005 г. № 85-ЗРТ.

2. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 декабря 2006 г. № 589 «О мерах по реализации системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан».

3. Сборник «Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан». Подготовлено Министерством экономики РТ. - Казань, 2008. - С. 111.

Investment Policy and Investment Climate in the Economics of Tatarstan Republic

The article under examination focuses the attention on examining of development trends in the sphere of investment process in the Russian Federation, revealing the main factors that influence the state of investment climate in Tatarstan Republic and analyzing the legal aspects of the provision of investment process in regional economics.

Key words: investments, the investment policy, an investment climate, the bill, the investment memorandum of Tatarstan Republic.

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.