Научная статья на тему 'Инвестиции в развитие минерально-сырьевого комплекса Якутии: Проблемы и пути решения'

Инвестиции в развитие минерально-сырьевого комплекса Якутии: Проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
340
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батугина Н. С., Гаврилов В. Л.

Рассматриваются основные аспекты, влияющие на привлечение инвестиций в минерально-сырьевой комплекс Республики Саха (Якутия). Представлены результаты анализа стратегий, концепций и программ развития республики. Сделан вывод о том, что «локомотивами», определяющими интенсивность социально-экономического развития Якутии, наряду с инфраструктурными объектами, являются инвестиционные проекты по освоению крупных месторождений полезных ископаемых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиции в развитие минерально-сырьевого комплекса Якутии: Проблемы и пути решения»

25 (160) - 2010

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

ИНВЕСТИЦИИ В РАЗВИТИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСАЯКУТИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Н. С. БАТУГИНА, кандидат технических наук, старший научный сотрудник E-mail: [email protected]

В. Л. ГАВРИЛОВ,

кандидат технических наук, старший научный сотрудник

E-mail: [email protected] Институтгорногодела Севера им. Н. В. Черского СО РАН

Рассматриваются основные аспекты, влияющие на привлечение инвестиций в минерально-сырьевой комплекс Республики Саха (Якутия). Представлены результаты анализа стратегий, концепций и программ развития республики. Сделан вывод о том, что «локомотивами», определяющими интенсивность социально-экономического развития Якутии, наряду с инфраструктурными объектами, являются инвестиционные проекты по освоению крупных месторождений полезных ископаемых.

Ключевые слова: инвестиции, природные ресурсы, стратегия развития региона, реализация проектов, инвестиционная деятельность.

Республика Саха (Якутия) — РС (Я) — была и остается регионом, в котором горнодобывающая промышленность в решающей степени сформировала производственную инфраструктуру и

определяет доходную часть бюджета. Уровень производства ВРП надушу населения в республике в последние годы имеет тенденцию к росту и пре-вышаетсредний по России показатель (табл. 1).

В структуре ВРП республики наибольшую долю имеет промышленность. Поданным Госкомстата РС (Я), в 2008 г. она составляла 42,3 % (рис. 1). Доля добывающих отраслей в общем объеме промышленного производства составляет более 80%. Наибольшая доля приходится на алмазодобывающий комплекс (более 75%), угольную (11%), золотодобывающую промышленности (7%) [7]. Производительность труда в горнодобывающей промышленности (ГДП) РС (Я) составляет в среднем ЗОтыс. долл. на одного занятого. Такая, относительно высокая, выработка имела место во многом за счет высокой производительности труда в алмазодобывающей промышленности.

Таблица 1

Производство ВРП и ВВП на душу населения в Республике Саха (Якутия) и России за 2002—2008гг. [4, 7, 10,11]

Регион ВВП и ВРП, млрд руб. ВВПи ВРП на душу населения, тыс. руб.

2002 г. 2004 г. 2006 г. 2008 г. 2002 г. 2004 г. 2006 г. 2008 г.

ВВП России 8 741 13 964 22 492 34 320 60,6 97,86 157,85 241,7

ВРП Республики 115,1 153,5 206,8 (1%) 242,7 (1%) 121,2 161,6 217,7 320,8

Саха (Якутия) (1,32%)* (1,1%) * * * (200%) ** (165,1%) ** (137,9%) ** (130,4%) **

* Доля ВРП республики относительно ВВП России. ** То же, в пересчете на душу населения.

Сельское

_ 4%

Другие отрасли,

23,5%

Торговля,

8,5%

Транспорт и связь, 7,7%

Промышленность,

43,2%

Строительство, 13,7%

Рис. 1. Структура ВРП Республики Саха (Якутия) в 2008 г.1 [11]

Однако если оценить текущее финансовое состояние РС (Я) по уровню бюджетной обеспеченности (БО) первоочередных расходов собственными налоговыми доходами, то республика остается высоко дотационным регионом [5]. В 2007 г. доля налоговых поступлений в бюджете РС (Я) составила 65 % в структуре всех доходов, в 2008 г. — 62 % [11, с. 62]. Несмотря на увеличение ВРП РС (Я) в 2001—2008 гг. более чем в 2 раза, регион при оценке по принятой Минфином России методике остается дотационным.

В то же время, как показывает мировой опыт, на современном этапе в регионах с экстремальными природно-климатическими условиями, подобных Якутии, трудно найти другие отрасли и формы деятельности столь же эффективные, как некоторые отрасли горнодобывающей промышленности. Поэтому минерально-сырьевой комплекс (МСК) играл и будет играть определяющую роль в экономике региона, являясь основным фактором, обеспечивающим ее устойчивое состояние. При реконструкции и развитии МСК может дать необходимую экономическую основу для инфраструктурных преобразований и широкой эффективной диверсификации экономики республики в целом с последующим выходом ее на бездотационное развитие.

Нормальное функционирование минерально-сырьевого комплекса Якутии, повышение его стабильности и дальнейшее устойчивое развитие, реализация крупномасштабных проектов по освоению месторождений углеводородов, угля, железа, урана, алмазов и других видов полезных иско-

1 Промышленность включает в себя добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и передачу электроэнергии.

паемых невозможны без привлечения огромных инвестиций, в том числе иностранных.

В Южной Якутии на принципах государственно-частного партнерства будет создан новый крупный промышленный район на основе 4 кластеров промышленных производств — энергетического, химического, атомного и угольно-металлургического. При этом речь идет как о добыче полезных ископаемых (особенно на начальных этапах реализации программы развития), так и о создании и развитии перерабатывающих производств с высокой добавленной стоимостью. Развитие западного региона республики связано с переходом на подземную разработку алмазных месторождений, промышленным освоением нефтегазовых месторождений для загрузки нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», проработкой вопроса строительства параллельно ему газопроводов для наращивания экспортного потенциала углеводородов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, строительством объектов энергетики в рамках создания единой энергетической системы Востока России. Особое место в этом ряду отводится разработке месторождений нефти и газа, масштабная разработка которых сегодня находится, можно сказать, на старте. Развитие северных и восточных районов республики связано с освоением золоторудных месторождений Нежданинское и Кючус, Томторского месторождения ниобия и редких земель, расширением производства триоксида сурьмы из руд месторождений Сарылах и Сентачан, стабилизацией добычи олова на месторождениях Депутатской группы и др.

Реализация практически каждого из этих проектов предполагает вовлечение в сферу взаимного влияния как граничащих с Якутией субъектов Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, так и субъектов, имеющих выходы к морским портам и железнодорожным переходам в Китай, Корею и Монголию.

Повышение инвестиционной привлекательности территорий и привлечение реальных инвестиций — одна из центральных и наиболее сложных задач развивающейся экономики. Как известно, благоприятная динамика цен на мировых сырьевых рынках в 2001—2008 гг. привела к увеличению стоимости нефти более чем в 5 раз, золота в 2,5—3 раза, металлов — в 2—3 раза. Однако из-за ряда объективных и в первую очередь субъективных причин адекватного увеличения объемов реальных инвестиций, несмотря на острую необходимость коренной реконструкции и технического перевоо-

ружения большинства предприятий горнопромышленного и связанного с ним перерабатывающего комплексов, не произошло. Игра в повышение стоимости компаний на фондовых рынках в большинстве случаев, как показали события второй половины 2008 г., имела спекулятивный характер. И только значительная правительственная финансовая помощь за счет накопленной в различных фондах горной ренты позволила частично сгладить негативное влияние мирового кризиса и сохранить ряд ведущихдобывающих компаний.

Ценовой фактор не улучшил и другие возможности прироста минерально-сырьевой базы (МСБ) за счет вовлечения в разработку низкорентабельных или забалансовых запасов, повышения коэффициента извлечения, комплексного использования сырья [5]. Вместе с тем «...высокорисковое горнодобывающее производство тем и привлекательно, что в нем при сочетании благоприятных факторов сохраняется возможность обеспечить более высокую рентабельность в качестве компенсации за риск неподтверждения запасов в недрах, за резкие колебания цен на мировых рынках и т. д.» [5, с. 240].

Известно, что сырьевой сектор экономики в 1,5—2 раза увеличивает темп роста ВВП страны. Учитывая высокую капиталоемкость горных проектов и пионерность освоения территорий РС (Я), необходимо привлечение огромных инвестиций в хозяйственный комплекс РС (Я), в первую очередь в рамках государственно-частного партнерства с участием российских и иностранных инвесторов. При этом на начальном этапе будет ускоренное развитие и освоение минерально-сырьевой базы республики с соответствующим увеличением экспорта продукции и получением валютных средств, а далее (по возможности — и в настоящее время) — структурная перестройка экономики в пользу наукоемких производств и высоких технологий.

Многие развитые и развивающиеся горнодобывающие страны мира (США, Канада, Австралия, Бразилия, ЮАР, Чили, Венесуэла, страны Персидского заливаи др.) имеют длительный опыт управления привлечением инвестиций в развитие МСК за счет изменений норм горного и налогового законодательств, а также количественной и качественной оценки МСБ в условиях рыночной экономики или ее становления. Длительный опыт бывшего СССР по освоению минеральных ресурсов, ксожалению, в данном исследовании и решении данного вопроса вряд ли может быть использован.

Анализ структуры распределенного в последние годы и нераспределенного фондов месторождений

твердых полезных ископаемых в РС (Я) показывает следующее. Распределенный фонд можно условно разделить на две части: реально отрабатываемые или предполагаемые к освоению месторождения и те, которые предназначены в первую очередь для использования в различного рода финансовых схемах. Понятно, что четкую границу между ними провести сложно, и месторождения в зависимости от конъюнктуры рынка могут переходить из одной части в другую.

Низкорентабельные или инвестиционно непривлекательные месторождения используются предприятиями — владельцами лицензий для увеличения общего количества запасов, находящихся на их балансе и предназначены для игры на рынках ценных бумаг, слияний и поглощений. Речи о реальной их масштабной разработке, несмотря на широкое и настойчивое освещение этого в средствах массовой информации, подчас вообще не идет. В качестве наглядного примера можно привести такие масштабные анонсированные проекты: освоение Депутатского (олово), Нежданинского (золото), Эльгинского (уголь) месторождений, по которым работа или свернута, или находится длительное время в стадии опытно-промышленной эксплуатации, или сроки начала строительства неоднократно переносились.

Преобладающая часть нераспределенного фонда месторождений твердых полезных ископаемых в РС (Я) обусловлена как недостаточной инвестиционной привлекательностью освоения ранее выявленных месторождений, так и общей низкой ликвидностью отдельных залежей полезных ископаемых [8].

Несмотря на это, в рамках существующей «сырьевой» промышленной политики в стране и начала нового витка интереса к Дальнему Востоку и Байкальскому региону со стороны федерального центра объем инвестиций в основной капитал в РС (Я) за последние годы вырос более чем в три раза (рис. 2).

При этом в 2001 г. за счет средств компании «АЛРОСА» осуществлялось более 55 % инвестиций, но в 2008 г. ее доля уменьшилась до 20 %. Замещение источников капиталовложений произошло в первую очередь за счет поступления средств из федерального бюджета и от нефтяных компаний. За четыре последних года общий объем инвестиций составил более 150 млрд руб. Изменение приоритетов развития страны и улучшение инвестиционного климата в республике предполагают дальнейшее увеличение капиталовложений в течение следую-

350

338,5

302,2

300

250

200

148

150

100

50

151^/

139.6

100

100,4

21,9

^29;5-3%5-

34,4

49

56,5

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Инвестиции в основной капитал, млрд руб.

-Щ- Рост в сопоставимых ценах к 2001 г., %

Рис. 2. Динамика инвестиций в основной капитал за 2002—2008 гг. [9, с. 7]

щих 5—15 лет. Реально все сводится к реализации ограниченного числа масштабных инвестиционных проектов, связанных в основном с внешнеполитическими интересами (строительство нефтепровода ВСТО и освоение нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и Якутии), обустройством подземных рудников по добыче алмазов компании АК «Ал-роса», строительством железнодорожной линии Беркакит—Томмот—Якутск, началом реализации программы комплексного развития Южной Якутии и Яно-Колымского района.

С переходом к рыночной экономике в нашей стране большие надежды на технический прогресс в горнодобывающих отраслях связывали с привлечением частного капитала, в том числе и иностранного. Это привело к определенному самоустранению государства, особенно на первом этапе, от проблем развития горнодобывающих отраслей. Оказавшись в частной собственности, промышленность попала в сферу новых экономических и социальных отношений [6] и в основном оказалась не готовой к ним. В современных условиях реализация инвестиционной политики должна рассматриваться в двух направлениях: привлечение иностранных инвестиций и обеспечение максимальной эффективности инвестирования бюджетныхсредств [2].

За 2001—2007 гг. объем иностранных инвестиций в республику увеличился в 4,6 раза и составил более 150 млрд руб. В 2007 г. по этому показателю PC (Я) занимала 2-е место в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), однако темпы роста иностранных инвестиций в 2007 г. по отношению

к предыдущему периоду (80,2 %) были значительно ниже как средних по России (132,4%), так и средних по регионам ДФО (117%). При этом в структуре иностранных инвестиций доминируют средства европейских инвесторов. Потенциал же мощных, рядом расположенных азиатских экономик остается практически не задействованным (рис. 3) уже на протяжении достаточно большого промежутка времени. Заключаемые рамочные соглашения часто дальше не развиваются.

Масштабы привлечения инвестиций в МСК РС (Я) зависят кроме политических и экономических условий в мировом сообществе и от многих других факторов [1]:

• количественные и качественные показатели минерально-сырьевой базы РС (Я);

• нормы горного законодательства и налогового законодательства;

• политические и правовые нормы;

• возможные достижимые высокие уровни эффективности горных предприятий. Совместный анализ отраслевой структуры

ВРП и инвестиций в 2007—2008 гг. показывает, что при сохранении доли промышленности в общем ВРП происходят значительное уменьшение ее доли в общем объеме инвестиций и увеличение доли транспорта и связи (рис. 4). Это обусловлено реализацией широкомасштабных проектов строительства 1-й очереди нефтепровода ВСТО, сооружением железной дороги до Якутска и ряда автомобильных дорог федерального и республиканского значения.

Рассмотрение государственных, региональных, отраслевых стратегий, концепций и программ по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона (ДВиБР), в том числе РС (Я) и ее отдельных терри-

66,1

ш

- 25,5

■ 8,4 .11.

Европа Америка Азия

Рис. 3. Географическая структура иностранных инвестиций в РС (Я) в 2007г., % [11]

12,34 4,77

20,48

12,04

6,62

26,76

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

□ Добыча полезных ископаемых, кроме топливно- энергетических

□ Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

Рис. 4. Динамика и структура инвестиций в основной капитал в РС (Я) за2005-2008гг., млрдруб. [7]

дении региона качество ниже или сопоставимо со средним качеством запасов подобного сырья в мире (в табл. 2 приведены сведения о содержании золота по ряду стран и регионов). А сложные природно-климатические и горногеологические условия объективно обусловливают и значительно более высокий уровень издержек при добыче и переработке.

Использование традиционных техники,

торий [3,12—14идр.], показывает, что практически во всех субъектах «локомотивами», определяющими интенсивность их социально-экономического развития, наряду с инфраструктурными объектами, определены инвестиционные проекты по освоению крупных месторождений полезных ископаемых. Отработку большинства из них усложняют специфические горно-геологические условия, высокая структурная изменчивость продуктивных толщ, технологические и экологические ограничения при добыче, обогащении, переработке и т.д. Для горнодобывающих компаний при привлечении инвестиций в освоение того или иного месторождения важное значение имеет качество сырьевой базы, которое определяется по совокупности показателей продуктивности, технологичности, сбалансированности и т. д. Для большинства действующих и перспективных к освоению месторож-

технологий добычи и обогащения полезных ископаемых, способов организации и управления предприятиями и инвестиционными проектами на основной части месторождений в сочетании с влиянием удорожающих факторов (неразвитая инфраструктура, суровые природно-климатические условия) не позволяет обеспечить выпуск конкурентоспособной на внутреннем и особенно на внешнем рынке продукции при одновременной устойчивой работе предприятий. А ситуация, когда многие отечественные компании уступают передовым зарубежным аналогам по уровню организации и управления, конечным результатам производственной деятельности, усугубляет положение.

В данном положении для повышения эффективности освоения месторождений необходимы поиск, разработка и реализация комплекса мер технического, технологического, организаци-

Таблица 2

Качество запасов — среднее содержание золота в месторождениях, г/т [15, с. 19]

Рудники и карьеры:

Страны, регионы без выщелачивания руд с выщелачиванием руд

Действующие Проектируемые Действующие Проектируемые

Австралия 2,67 - 2,0 1,5

Бразилия 5,0 - - -

Канада 7,14 - 1-4 0,5-5

США 2,04 - 0,5-3 0,3-2,5

Франция 10 - - -

ЮАР 9,12 - - -

Магаданская область - Кубака 12,0 - -

- Эвенкское 20,0 - -

Республика Саха (Якутия) 6,0 «Кючус» 8,5 Россыпи:

Нежданинское Дражный 0,1 Дражный 0,1

8,3 Гидравлический 0,15 -

Открытый 0,5 Открытый 0,5—1,0

Подземный 2,0 Подземный 2,0

^игфл.шн:

Ш„3

■100.0

-150,0

Индии;

Ю.Кп рея т-58,4 ТШяпк -4 И

Лнииия; - 124,6

Рис. 5. Экспорт-импорт угля основными странами — участницами угольного рынка Азиатско-Тихоокеанского регионав 1985—2007 гг. [16]

онного, экономического, правового характера. При этом речь идет не только об используемых на передовых российских и зарубежных предприятиях резервах, но и об инновационных мерах, в том числе адаптированных к условиям реальных объектов. Помимо поиска новых, конкурентоспособных месторождений весьма значительна роль предприятий горнопромышленного комплекса в расширении доли активных запасов уже разведанных месторождений за счет разработки и внедрения новых техники и технологий опробования и оценки запасов, добычи и переработки сырья, в том числе в режиме непрерывного, сквозного управления его квалиметрическими характеристиками.

Необходимость повышения качества выпускаемой предприятиями горнопромышленного комплекса ДВиБР продукции и доведение ее до мирового уровня, а лучше — выше, вытекают из динамичного во времени, но всегда высокого уровня конкуренции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, особенно в наиболее емком и устойчиво развивающемся рынке стран Северо-Восточной Азии (Япония, Южная Корея, Китай и др.), приоритетном для Востока России (рис. 5).

Изучение динамики потребления угля, железной руды, золота, олова, ряда других видов минерального сырья за последние 30—40 лет (продолжительность «жизненного цикла» проектов в минерально-сырьевом секторе) показывает, что предложение, как правило, практически всегда превышает спрос из-за широкой географии и доступ-

ности более качественных или аналогичных ресурсов в странах-конкурентах, таких как Австралия, Бразилия, Индия, Канада и др. Емкость внутри российского рынка минерального сырья, особенно регионального, имеет достаточно ограниченный характер.

Без реального изменения промышленной политики в стране расширения внутреннего суммарного потребления полезных ископаемых, на которых Дальний Восток и Байкальский регион специализируются, насреднесрочную перспективу ожидать не следует. А за счет изменения структуры потребления может произойти, а в ряде случаев — уже происходит, замещение одних видов сырья другими. Например, угля на нефть или газ, олова на искусственные полимеры.

Следует помнить и о том, что реализация продукции высокоценных и малотоннажных на выходе производств (алмазы, золото, серебро, уран) при благоприятной конъюнктуре рынка возможна как в центре страны, так и в любом регионе мира. Для массовых полезных ископаемых с высокой транспортной составляющей в цене (нефть, газ, уголь, руды черных и некоторых цветных металлов, апатиты), которые получают или планируют к получению на вновь вводимых месторождениях, единственным реальным рынком сбыта может быть только СевероВосточная Азия при условии обеспечения приемлемого для потребителей уровня соотношения цены и качества минерального сырья.

К числу других специфических черт при реализации инвестиционных проектов освоения новых месторождений в регионе следует отнести следующие:

• высокая инерционность всех проектов, связанных с освоением минеральных ресурсов — период влияния принимаемых решений — 25—50 и более лет;

• неразвитость инфраструктуры или ее полное отсутствие;

• сезонность в логистике: необходимость накопления и поддержания больших складских запасов, многократная перевалка и перетарка;

• отсутствие квалифицированных или низкий уровень подготовки местных кадров при более высоких затратах на оплату труда;

• недостаточный для управления уровень знаний о базовой для любого инвестиционного проекта в горнопромышленном комплексе составляющей — георесурсе;

• необходимость постоянного преодоления противоречий между более высокой, чем на месторождениях традиционных районов вариативностью исходных горно-геологических и природных условий, параметров сырья и потребностями поддержания высокой конкурентоспособности готовой продукции.

В Южной Якутии различными региональными и отраслевыми программами позиционируется формирование новых экономических кластеров, основой которых должна стать минерально-сырьевая база региона. Так уж исторически сложилось, что на Дальнем Востоке Южная Якутия оказалась одной из самых привлекательных территорий с точки зрения возможности практической реализации широкомасштабных инвестиционных проектов, возникшей на базе:

• наличия больших запасов угля, урана, железа, золота, апатитов, прошедших государственную экспертизу по высоким категориям разведан-ности, выполненной, правда, по действовавшим в доперестроечное время критериям, оценки;

• советских проработок по созданию ЮжноЯкутского территориально-промышленного комплекса как одного из основных в зоне БАМа;

• объективной необходимости развития ДВиБР из-за нарастающих геополитических и экономических рисков потери их для страны;

• усилий по диверсификации рынков сбыта российских углеводородов с выходом в Азиатско-Тихоокеанский регион с его постоянно возрастающим потреблением;

• настойчивой и продуктивной инициативы руководства РС (Я).

В новой экономической ситуации прямое использование результатов разведки горно-геологической информации (запасы, кондиции, средние и бортовые содержания и др.) без соответствующей переоценки по новым рыночным критериям в достаточно большом числе случаев неправомерно. Так, по различным оценкам в РС (Я) на долю низкокачественных запасов приходится 80 % запасов нефти, 60 % запасов золота. Это снижает возмож-

ный эффект освоения месторождения, делая их в ряде случаев нерентабельными при существующей конъюнктуре рынка.

Для преодоления или снижения негативного влияния низкого уровня качества минерально-сырьевой базы необходимы [15]:

• реализация нормативного документа Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Министерства природных ресурсов РФ об использовании недропользователями при разработке динамических во времени и дифференцированных в пространстве месторождений эксплуатационных кондиций, которая в настоящее время затрудняется и даже сдерживается;

• реализация комплекса мер по совершенствованию системы опережающего и эксплуатационного опробования с целью выявления и оконтуривания кондиционных (в соответствии с дифференцированными эксплуатационными кондициями) выемочных участков (кластеров);

• внедрение прогрессивных технологий добычи, подготовки и переработки различных видов минерального сырья с учетом допустимых соотношений между приростом производительности труда и изменением затрат;

• принятие и реализация концепции сквозной (а не попроцессной) оптимизации горного производства — от разведки запасов через обогащение минерального сырья до получения из него готовой продукции по критерию необходимой и достаточной производительности труда по конечному продукту с пониманием объективной необходимости ее кратного повышения, улучшения качества выпускаемой продукции и конкурентоспособности предприятий. Продолжая отработку месторождений и начиная освоение ряда новых в рамках реализации мегапроектов комплексного развития РС (Я), следует постоянно помнить о том, что вопросы непрерывного и всестороннего повышения конкурентоспособности продукции, выпускаемой горнопромышленным комплексом, самого комплекса и достижение им эффективного, устойчивого во времени функционирования должны быть главными. А использование внутренних резервов предприятий, в том числе обозначенных выше, будет способствовать решению части стоящих проблем повышения инвестиционной привлекательности месторождений, предприятий, территории навесь жизненный цикл реализации проектов.

Минерально-сырьевой потенциал PC (Я) остается достаточно высоким и при гармоничном развитии может обеспечить потребности экономики страны многими видами полезных ископаемых при всех негативных тенденциях.

Список литературы

1. Беневолъский Б. И., Пономарев А. Ю. Факторы инвестиционной привлекательности ресурсо-несущих стран // Руды и металлы. 2007. № 4. С. 10-15.

2. Движение регионов России к инновационной экономике / под ред. А. Г. Гранберга, С. Д. Ва-лентея; Ин-т экономики РАН. М.: Наука, 2006. 402 с.

3. Инвестиционный проект «Комплексное разви -тие Южной Якутии» / М.: Ин-т региональной политики.2007.

4. Национальные счета России в 2000—2007гг.: стат. сб. / Росстат. М., 2008. 213 с.

5. Орлов В. П. Проблемы недропользования (2000—2006) / Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Российское геологическое общество. М.: ООО «Геоинфор-ммарк», 2007. 464 с.

6. Особенности социально-экономического развития золотодобывающих регионов России в современных условиях / С. Б. Полонский,

B. В. Мартынихин, Н.В. Головных, В. Л. Шадрин // Цветная металлургия. 2007. № 1.

C. 24—31.

7. Официальный сайт Госкомстата PC (Я). URL: http://sakha.gks.ru/statrep.

8. Проблемы освоения месторождений твердых полезных ископаемых в районах добычи и транспортировки углеводородов Восточ-

ной Сибири / М.А. Ягольницер, A.A. Герт, Р. Т. Мамахатова, H.A. Супрунчик, О. В. Голиков // Минеральные ресурсы. Экономика и управление. 2009. № 2. С. 67-77.

9. Путеводитель по инвестициям «Республика Саха — территория уникальных возможностей». Министерство экономического развития PC (Я), ОАО «Медиа-холдинг Якутия», 2008. 183 с.

10. Российский статистический ежегодник. 2008: стат. сб. / Росстат. М., 2008. 826 с.

И. Статистический ежегодник PC (Я): стат. сб. / Федер. служба гос. статистики, Территор. орган федер. службы гос. статистики по Республике Саха (Якутия) / ред. кол. Т. А. Торговкина и др. Якутск: Якутский край, 2009. 676 с.

12. Стратегия развития Дальнего Востока и Байкальского региона: концепция / Министерство регионального развития Российской Федерации. М., 2006. 128 с.

13. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года. М., 2009. 329 с.

14. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020г. Сводный том. Утверждена Постановлением Правительства PC (Я) от 06.09.2006 №411. Москва-Якутск, 2006. 280 с.

15. Ткач С. М. Методологические и геотехнологические аспекты повышения эффективности освоения рудных и россыпных месторождений Якутии. Якутск: Изд-во Института мерзлотоведения СО РАН, 2006. 284 с.

16. BP Statistical Review ofWorld Energy. June 2008// URL: http://www.bp.com/statisticalreview.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.