increase of activity of private entrepreneurship in various segments of industry visibly contribute to steady strengthening of potential of the national business. In particular, these measures have a tangible effect in terms of increase of the volume and range of import substituting and export oriented products, giving a powerful impulse to growth of the number of countries to which a wide range of national raw materials are exported.
The GDP growth for the period under review amounted to 6.2 percent, when in industry this indicator reached 6.3 percent, in trade - 8.9 percent, in agriculture - 5.7 percent. The results of the past six months of 2023 indicated strengthening of macroeconomic stability and economic power of the country, increase of the level of industrialization of the national economy and acceleration of its transition to market economy relations, provision for dynamic growth of key industries and services, active introduction of digital technologies to all sectors, strengthening of the relationship of production and science. The GDP growth accounted for 6.2 percent over the first six months of 2023. The growth of investments, exports, domestic consumption and the development of entrepreneurship remained to be the main driving forces of the economic progress. In April, the international visiting forum on attracting foreign direct investments to the strategic oil and gas industry of Turkmenistan was held in Dubai, United Arab Emirates. The participation of the well-known foreign business structures, financial institutions, authoritative international organizations, leading experts of specialized companies confirmed the attention of the global business community to the huge resource potential and the growing oil and gas market of our country.
The indicators of economic development of Turkmenistan clearly reflect the increase in the volume and degree of structural diversification of the national export, contributing to the growth of the number of trading partners and the expansion of the export range. Thus, the successful implementation of the outlined measures in the foreseeable future should promote sustainable development due to the economic power of our state, and on this basis - the formation of an extensive market infrastructure and active integration into the world economic relations, expansion of foreign trade cooperation, active and widespread introduction of technological innovations in all segments of the national production and confident strengthening of competitiveness of the national producers. Literature:
1. The "Revival of a new epoch of the powerful state: National Program for Socioeconomic Development of Turkmenistan in 2022-2052" - Ashgabat: Turkmen State Publishing Service, 2022 3. https://fineconomic.gov.tm/habar
© TeKaeBa A. A., Opa3Mbipag,OBa H. O., 2024
УДК 338.012
Титаренко Е.А., магистрант 1 курса СВГУ,
г. Магадан, РФ Научный руководитель: Мальцева П.Н.,
Кандидат экономических наук, СВГУ г. Магадан, РФ
ИНВЕСТИЦИИ В ИНФОРМАЦИОННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГИДРОЭНЕРГЕТИКИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
В исследовании рассматриваются основные направления инвестиционной политики гидроэнергетических предприятий Магаданской области по обеспечению информационной безопасности объектов критической информационной инфраструктуры, сформулированы основные проблемы
реализации инвестиционных проектов ПАО «Колымаэнерго» в данной сфере.
Ключевые слова
Гидроэнергетика, Магаданская область, Колымская ГЭС, Усть-Среднеканская ГЭС, ПАО «Колымаэнерго», информационная безопасность, объекты критической информационной инфраструктуры, уязвимость, кибератака, автоматизированная система управления технологическим процессом, инвестиции, инвестиционная программа, инвестиционный проект, энергетическая безопасность.
Указом Президента РФ от 30.03.2022 №166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» введен запрет на использование иностранного программного обеспечения (ПО) на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ) с 1 января 2025 года [2].
В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2017 №187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» под объектами КИИ понимаются информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления субъектов критической информационной инфраструктуры [1]. Кибератаки на них могут привести не только к манипуляциям с физическими активами, но и к их уничтожению.
Сегодня, КИИ стала новым объектом концентрированных ударов в условиях гибридной войны. Сложившаяся в мире политическая и макроэкономическая ситуация обостряет вопрос национальной безопасности и заставляет задуматься о степени защищенности энергетических предприятий в стране.
Информация о взломах крупнейших энергетических и производственных компаний появляется регулярно. В числе наиболее громких событий — атаки на систему энергоснабжения Венесуэлы в 2019 году [8]. Массовые отключения электроэнергии привели к отключению систем поддержания жизни в лечебных учреждениях, возникли проблемы сохранности продовольствия, перестал работать общественный транспорт, интернет и телефония, блокирована работа предприятий, промышленных производств.
В отличие от корпоративных сетей, в которых риску подвергаются данные, в гидроэнергетике наиболее уязвимыми являются автоматизированные системы управления технологическим процессом (АСУТП).
Производство электроэнергии на территории Магаданской области осуществляет ПАО «Колымаэнерго» в составе филиала «Колымская ГЭС имени Фриштера Ю.И.» и АО «Усть-Среднеканская ГЭС им. А.Ф. Дьякова». По результатам 2022 года, основной объём выработки электроэнергии приходится именно на эти предприятия и составляет суммарно более 90% в регионе (рис. 1) [4], в связи с чем, блокирование данных предприятий может привести к остановке деятельности всего региона, отопления и иных форм жизнеобеспечения населения в северных условиях, условиях вечной мерзлоты на длительный промежуток времени.
Усть-Среднеканская ГЭС 18,5%- 535,6 млн.кВгч
Магаданская ТЭЦ 5,2% -152,1 млн.кВг ч
Аркагалинская ГРЭС 0,9% - 25,5 млн.кВг ч
Рисунок 1 - Структура выработки электроэнергии на электростанциях энергосистемы
Магаданской области в 2022 году
АСУТП Колымской ГЭС и Усть-Среднеканской ГЭС имеют иерархических характер и, главным образом, представляют собой двухуровневую распределенную систему с выделением «полевого», «станционного» (верхнего) и «агрегатного» (нижнего) уровней управления, построенных на гармоничном сочетании программируемых логических контроллеров, средств вычислительной техники и сетевых технологий.
Полевой уровень АСУТП предназначен для:
- Контрольных измерений, базирующихся на современной электронной технике, приборах контроля и средствах измерений, исполнительных механизмах.
Станционный (верхний) уровень АСУТП предназначен для:
- Автоматизированного выполнения заданных параметров текущего режима с учетом наиболее полного использования энергии водотока и мощности ГЭС;
- Предоставления оперативному персоналу ГЭС необходимой информации о состоянии технологических процессов и оборудования для выполнения заданных параметров текущего режима;
- Дистанционного управления каждым агрегатом (пуск, останов, перевод режимов работы, регулирование активной и реактивной мощности);
- Контроля состояния и сигнализации выключателей и разъединителей главной электрической схемы, вводными и секционными выключателями общестанционных нужд;
- Оперативно-технологической связи программно-технических комплексов АСУТП ГЭС.
Агрегатный (нижний) уровень АСУТП предназначен для:
- Обеспечения безопасной эксплуатации основного и вспомогательного оборудования гидроагрегата;
- Контроля состояния, защиты оборудования при его неисправности;
- Организации управления гидроагрегатами ГЭС, технологическим процессом производства электроэнергии с минимальным участием оперативного персонала;
- Выполнения требований нормативных документов отрасли в части качества первичного и вторичного регулирования частоты электрического тока.
Ядром АСУТП выступает иностранное программное обеспечение (ПО), которое использует информацию специализированных контроллеров Siemens, датчиков и исполнительных механизмов с применением диспетчеризации управления на основе коммутационных сетей. Особенность этих АСУТП заключается в том, что они выступают не закрытой и изолированной от внешнего воздействия системой, а широко используют общие технологии передачи информации.
Следует отметить, что опасность использования иностранного ПО и иностранного оборудования продемонстрирована мировой практикой. Самый яркий пример — заражение вирусом Stuxnet предприятий другого санкционного государства — Ирана. В 2009 году вирус атаковал модификации контроллеров Siemens и вывел из строя национальные центрифуги для обогащения урана [9].
Таким образом, структура АСУТП Колымской ГЭС и Усть-Среднеканской ГЭС позволяет сделать вывод о том, что данная система обеспечивает централизованное хранение информации и имеет единый пульт управления всей гидроэлектростанцией с иностранным программным обеспечением, в чем и заключается её уязвимость.
В соответствии с п. 23 Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 13.05.2019 г. №216 [3], первоочередной задачей по обеспечению технологической независимости топливно-энергетического комплекса и повышению его конкурентоспособности является планомерное осуществление импортозамещения в критически важных для устойчивого функционирования топливно-энергетического комплекса видах деятельности, в том числе локализация производства иностранного оборудования или создание его отечественных аналогов, разработка технологий (в том числе информационно-телекоммуникационных) и программного обеспечения.
Для обеспечения информационной безопасности технологических процессов региональных гидроэлектростанций, бесперебойности и надежности энергоснабжения Магаданской области, в составе программы технического перевооружения и реконструкции ПАО «Колымаэнерго» запланирована реализация следующих инвестиционных проектов:
- инвестиционные проекты «Модернизация системы контроля и управления ТП верхнего уровня АСУТП, системы обмена технологической информацией с Автоматизированной системой Системного оператора (СОТИ АССО), главного щита управления (ГЩУ) Колымской ГЭС в части перехода на отечественное оборудование и ПО», «Модернизация системы контроля и управления ТП верхнего уровня АСУТП, СОТИ АССО, ГЩУ Усть-Среднеканской ГЭС в части перехода на отечественное оборудование и ПО». Применяемые решения должны быть построены на базе программного обеспечения, включенного в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и оборудования, включенного в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции. Объектом воздействия по инвестиционным проектам должен стать верхний уровень АСУТП, включая серверное оборудование, сетевое оборудование, инженерные системы серверных помещений, систему обеспечения единого времени, экран коллективного пользования, автоматизированные рабочие места (АРМ), системное и специальное программное обеспечение, решения по обеспечению информационной безопасности.
- инвестиционные проекты «Создание программно-технического комплекса системы однонаправленных шлюзов АСУТП Колымской ГЭС», «Создание программно-технического комплекса системы однонаправленных шлюзов АСУТП Усть-Среднеканской ГЭС», целью которых является оптимизация информационных потоков, объединяющих генерирующие объекты, информационную систему поддержки деятельности Ситуационно-аналитического центра ПАО «РусГидро», филиал Системного оператора ЕЭС - Тихоокеанское РДУ, обеспечение взаимодействия АСУТП каждого энергообъекта с внешними информационными системами через единую точку взаимодействия -программно-технический комплекс центральной приемо-передающей станции, размещенный в демилитаризованном сегменте сети и отвечающий всем актуальным требованиям Технической политики Группы РусГидро.
- инвестиционный проект «Модернизация программно-технического комплекса группового регулятора активной мощности (ПТК ГРАМ) Колымской ГЭС с внедрением группового регулирования напряжения и реактивной мощности», целью которого является подключение Колымской ГЭС к Системному оператору ЕЭС в рамках внедрения оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной энергосистеме Магаданской области, выполняющему функции мониторинга энергетической эффективности и распределения мощности между гидроагрегатами в автоматическом режиме. ПТК ГРАМ является неотъемлемой частью верхнего уровня АСУ ТП, в рамках данного инвестиционного проекта будет произведена замена иностранного ПО и оборудования на отечественное.
- инвестиционный проект «Создание комплексной системы управления информационной безопасностью (КСУИБ) Колымской ГЭС с подключением к технической инфраструктуре КЦОПЛ ПАО «РусГидро»» подразумевает создание КСУИБ с использованием отечественного оборудования и ПО с целью повышения защищенности, непрерывности работы корпоративных информационных систем с помощью осуществления круглосуточного мониторинга событий информационной безопасности, управления инцидентами, превентивного обнаружения атак с использованием сетевой инфраструктуры и выполнение требований российского законодательства в области защиты информации, информационного обмена с государственной системой обнаружения, предупреждения
и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации (ГосСОПКА).
Плановые объемы финансирования реализации вышеуказанных проектов в прогнозных ценах (с применением индексов-дефляторов) с учетом НДС приведены в таблице 1.
Таблица 1
Объемы инвестиций ПАО «Колымаэнерго» в проекты информационной безопасности Колымской ГЭС и Усть-Среднеканской ГЭС.
Наименование инвестиционного проекта: План финансирования с учетом НДС, млн. руб. Итоговая стоимость проекта в прогнозных ценах
2023 г. 2024 г. 2025 г. 2026 г. 2027 г. 2028 г. 2029 г. 2030 г. 2031 г.
Модернизация системы контроля и управления ТП верхнего уровня АСУ ТП, СОТИ АССО, ГЩУ Колымской ГЭС в части перехода на отечественное оборудование и ПО 0,87 86,77 46,01 189,01 247,85 570,51
Модернизация системы контроля и управления ТП верхнего уровня АСУ ТП, СОТИ АССО, ГЩУ Усть-Среднеканской ГЭС в части перехода на отечественное оборудование и ПО 18,58 298,63 294,01 611,22
Создание программно-технического комплекса системы однонаправленных шлюзов АСУТП Колымской ГЭС 18,59 5,66 24,24
Создание программно-технического комплекса системы однонаправленных шлюзов АСУТП Усть-Среднеканской ГЭС 17,19 5,03 22,22
Модернизация программно-технического комплекса группового регулятора активной мощности (ПТК ГРАМ) Колымской ГЭС 3,82 35,52 39,34
Создание КСУИБ Колымской ГЭС с подключением к технической инфраструктуре КЦОПЛ ПАО «РусГидро» 3,95 0,72 4,67
Источник: разработано автором по данным ПАО «Колымаэнерго»
Инвестиционные проекты по обеспечению информационной безопасности гидроэнергетических предприятий Магаданской области имеют первостепенное значение, приоритетность которых обусловлена нормативными предписаниями и современными реалиями информационных угроз, однако, их реализации сопутствует достаточное количество проблем:
1) ограниченность источников финансирования инвестиционных программ тарифным регулированием: реализация проектов информационной безопасности за счет амортизационных отчислений (основного источника финансирования инвестиционной программы ПАО «Колымаэнерго») не позволяет в полной мере поддерживать безаварийность эксплуатируемого основного оборудования, износ которого составляет от 34 до 99%;
2) территориальная удаленность от центральных регионов страны (ЦРС), отсутствие железнодорожного сообщения, неудовлетворительное состояние автодорожной сети, суровые климатические условия, ввозимость грузов на территорию области только морским транспортном влечет значительное удорожание услуг из-за транспортных издержек и низкую заинтересованность профильных подрядных организаций ЦРС, поставщиков основного оборудования в договорных отношениях с ПАО «Колымаэнерго»;
3) нехватка квалифицированного персонала из-за отсутствия инфраструктурного развития населенных пунктов мест дислокации Колымской ГЭС и Усть-Среднеканской ГЭС и неконкурентного уровня заработной платы, обусловленных в том числе тарифным сдерживанием и необходимостью направления финансирования на реконструкцию, модернизацию и ремонт основного и вспомогательного оборудования;
4) отсутствие достаточного практического представления о надежности эквивалентного отечественного программного обеспечения и оборудования, из-за несопоставимой разницы инвестиций в их разработку в сравнении с иностранными аналогами.
Для возможности разрешения вышеуказанных проблем, на наш взгляд, необходимо предпринимать следующие меры:
1) источниками финансирования дорогостоящих инвестиционных проектов, обусловленных нормативными предписаниями, с целью непревышения тарифной нагрузки на потребителей электроэнергии, должны выступать государственные субсидии. Амортизационные отчисления должны быть увеличены в рамках переоценки балансовой стоимости имущества и должны использоваться только в целях сокращения износа основного оборудования, а неиспользованные объемы прошлых лет не должны изыматься при финансировании инвестиционной программы нового планового периода. В целом данная проблема имеет весомое значение и создает кризис износа энергопредприятий в России, решение которой должно быть структурно проработано Министерством энергетики России совместно с российскими энергетическими компаниями;
2) по проблеме территориальной удаленности необходимо прорабатывать вопросы улучшения транспортной инфраструктуры региона, качества дорожной сети, стимулированием или привлечением бизнеса по страхованию грузов, стимулированием или привлечением транспортно-логистического бизнеса, в особенности, занимающимся доставкой грузов внутри области, из г. Магадана до областных населенных пунктов. Для повышения заинтересованности субъектов предпринимательства в договорных отношениях с энергетическими предприятиями региона, ослабить нагрузку на участников закупок в части оформительных процедур, предусмотреть налоговые льготы для бизнеса, сотрудничающего с предприятиями Крайнего Севера;
3) привлечение квалифицрованных кадров, узконаправленных специалистов необходимо стимулировать достойным уровнем заработной платы в рамках корпоративных мер, финансированием социальных программ органами местного самоуправления, благоустройством муниципального жилого фонда, обеспечением льготным ипотечным кредитованием молодых специалистов, работающих на объектах КИИ в районах Кранейго Севера;
4) для повышения качества и надежности, совершенствования отечественных производств, в
настоящее время предпринимается достаточное количество мер: различные налоговые льготы, программы импортозамещения, льготное кредитование. При этом, необходимо усилить меры, направленные поддержание заинтересованности квалифицированных специалистов, не только в IT-инфраструктуре, но и в других инженерных областях производства.
Таким образом, реализация инвестиционных проектов по обеспечению информационной безопасности объектов КИИ ПАО «Колымаэнерго» в Магаданской области является одним из приоритетных направлений развития энергосистемы региона, обеспечивает бесперебойность и безаварийность работы гидроэнергетических предприятий. При создании и бурном развитии современных цифровых, информационно-коммуникационных технологий в мире, усиливается давление на информационную безопасность, поддержание которой требует значительных финансовых вложений, высокого уровня развития промышленности отечественных информационных технологий. Для реализации превентивных мер и нейтрализации киберугроз, достаточно сложные и затратные задачи поставлены перед гидроэнергетическими предприятиями Магаданской области, финансирование которых ограничено тарифным регулированием и более остро ставит вопрос о возможности реформирования системы источников инвестиций энергопредприятий.
Список использованной литературы:
1. О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации: Федер. закон [принят Гос. Думой 12. 07.2017] // Собрание законодательства РФ. 31.07.2017. № 31(ч.1). Ст. 4736.
2. О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации: указ Президента РФ от 30.03.2022 № 166 // Собрание законодательства РФ. 04.04.2022. № 14. Ст. 2242.
3. Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 13.05.2019 № 216 // Собрание законодательства РФ. 20.05.2019. № 20. Ст. 2421.
4. Схема и программа развития электроэнергетики Магаданской области на 2023-2027 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minstroy.49gov.ru/common/upload/25/editor/ file/ Sipr_1_tom.pdf?ysclid=ltb0d9itgt744369025, свободный. - (дата обращения: 03.03.2024).
5. Прохорова О. В. Информационная безопасность и защита информации: учебник. Санкт-Петербург: Лань, 2020. 124 с.
6. Сабиров Р.А., Увайсов С.У. Оценка информационной безопасности автоматизированных систем управления технологическими процессами в топливно-энергетическом комплексе // НиКа. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-informatsionnoy-bezopasnosti-avtomatizirovannyh-sistem-upravleniya-tehnologicheskimi-protsessami-v-toplivno (дата обращения: 03.03.2024).
7. Вериго А.А., Цапко Г.П., Каташев А.С. Оценка уязвимостей автоматизированных систем управления технологическими процессами // МНИЖ. 2016. №11-4 (53). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/otsenka-uyazvimostey-avtomatizirovannyh-sistem-upravleniya-tehnologicheskimi-protsessami (дата обращения: 17.02.2024).
8. Новиков Сергей. Почему произошла авария на ГЭС в Венесуэле [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2019/03/10/pochemu-proizoshla-avariia-na-ges-v-venesuele.html, свободный. - (дата обращения: 03.03.2024).
9. Норин Евгений. Вирус страшнее бомбы. Как хакеры уничтожили ядерный завод в Иране [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://life.ru/p/1047800, свободный. - (дата обращения: 03.03.2024).
© Титаренко Е.А., 2024