pISSN 2071-4688 Инвестиционная деятельность
eISSN 2311-8709
ИНВЕСТИЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ*
Сергей Вячеславович ЗАЙЦЕВ3, Ирина Алексеевна НАДЕИНА^
я кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, Астраханский государственный технический университет, Астрахань, Российская Федерация voland_home@mail .ш ORCID: отсутствует SPIN-код: отсутствует
ь студентка группы ДФЭАб-41, Астраханский государственный технический университет,
Астрахань, Российская Федерация
nadeina_irene@mail.ru
ORCID: отсутствует
SPIN-код: отсутствует
• Ответственный автор
История статьи: Аннотация
Получена 07.02.2018 Предмет. Сегодня для преодоления нестабильных и кризисных ситуаций во всех
Получена в доработанном странах мира и в России остро стоит вопрос изучения экономической безопасности, виде 21.02.2018 который затрагивает не только государство в целом, но и каждого человека в
Одобрена 12.03.2018 отдельности. Проведено исследование экономической безопасности в сфере
Доступна онлайн 27.04.2018 здравоохранения, рассмотрены инвестиции и инновации в данном секторе.
Цели. Изучение влияния инвестиций и инноваций на экономическую безопасность в УДК 330.322.3 здравоохранении. Определение основных направлений укрепления экономической
JEL: E22, }28, L15, О11, безопасности функционирования и развития здравоохранения. О35 Методология. Использовались методы логического, статистического анализа.
Результаты. Предложена методика количественной оценки инвестиционной безопасности, на основании которой определены направления укрепления и развития здравоохранения. По многим параметрам инвестиционная привлекательность изучаемого сектора экономики падает: снижаются основные показатели в России, в ЮФО и в его регионах.
Выводы. Основными угрозами, которые в настоящее время препятствуют развитию сферы здравоохранения, являются ограничение на ввоз импортных товаров, медикаментов, комплектующих; низкая степень доступа к инновационным Ключевые слова: технологиям; ухудшение инвестиционного климата. Однако инвестиции, как
экономическая безопасность, правило, осуществляют в успешные регионы и отрасли, в инновации, которые инвестиции, инновации, направлены на реализацию научно-исследовательских работ. С помощью здравоохранение финансирования можно обеспечить устойчивость системы здравоохранения.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018
Для цитирования: Зайцев С.В., Надеина И.А. Инвестиции как элемент оценки экономической безопасности в сфере здравоохранения // Финансы и кредит. — 2018. — Т. 24, № 4. — С. 798 — 816. https://doi.org/10.24891/fc.24.4.798
В современной России важнейшим элементом стабильного состояния и будущего развития
* Авторы выражают благодарность и глубокую признательность кандидату экономических наук, доценту, директору Института экономики Астраханского государственного технического университета Татьяне Владимировне КОТОВОЙ и кандидату экономических наук, доценту кафедры экономической безопасности Анне Владимировне ТАРАСКИНОЙ за советы и ценные замечания при работе над данной статьей.
любой экономической системы является ее экономическая безопасность. От этого фактора зависят суверенитет Российской Федерации, устойчивое функционирование ее экономики, повышение уровня жизни граждан и благосостояния общества, социальная защищенность и многое другое.
Впервые термин «экономическая безопасность» был употреблен 32-м президентом США Франклином Рузвельтом, который возглавлял США во время мирового экономического кризиса в 1930-х гг. и искал пути выхода из него. В Российской Федерации к вопросам экономической безопасности обратились намного позже, но за короткий срок появилось много научных трудов по этому вопросу. Среди них работы таких российских экономистов, как Л.И. Абалкин, В.К. Сенчагов, С.Ю. Глазьев, Е.А. Олейников.
Академик Л.И. Абалкин был первым среди отечественных ученых, кто ввел проблему экономической безопасности, определив это явление как совокупность условий и факторов, позволяющих обеспечить независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики.
Ученый В.К. Сенчагов подтолкнул в конце XX в. российских ученых к разработке теории экономической безопасности. В его трудах актуальность исследования обсуждаемых проблем состоит в изучении социально-экономического порядка вне и внутри страны, оказывающих влияние на процессы, происходящие в связи с переходом России к рыночной экономике [1].
Исследователь С.Ю. Глазьев определил экономическую безопасность как состояние экономики и производительных сил общества, которое позволяет самостоятельно
обеспечивать не только устойчивое социально-экономическое развитие и поддержание уровня национальной безопасности, но и сохранение должного уровня конкурентоспособности в условиях глобальной конкуренции [2].
По мнению Е.А. Олейникова, экономическая безопасность страны — это защищенность экономических отношений, обеспечивающая высокий уровень благосостояния общества и социальных групп и определяющая прогрессивное развитие потенциала страны. Все эти факторы позволяют развить реакцию страны на внешние или внутренние опасности и угрозы [3].
На основании систематизации изученной теории можно сказать, что под экономической безопасностью государства, региона, предприятия или личности, а также отдельной сферы жизнедеятельности общества понимается такое состояние объекта, при котором возможно осуществление
хозяйственной деятельности в стандартном режиме и противостояние неблагоприятным внешним и внутренним воздействиям.
Инвестиции — наиболее часто встречающееся понятие в экономике, оно происходит от латинского invest — «вкладывать» и подразумевает долгосрочное вложение капитала. Часто можно встретить такое определение инвестиций: вложение какого-либо капитала в предпринимательскую и другую деятельность в целях получения прибыли. Стоит отметить, что инновационный процесс, как правило, невозможен без инвестиций. Его динамичное развитие позволяет создать основу устойчивого экономического роста. Предпосылки выявления взаимосвязи инноваций и инвестиций относятся к началу XX в. Они связаны с определением украинского экономиста М.И. Туган-Барановского,
установившего решающую роль колебаний размеров инвестиций в различных фазах промышленного цикла.
Американский экономист Р. Солоу доказал в своем труде «Инвестиции и технический прогресс», что экономика США претерпевала на протяжении 40 лет после Второй мировой войны технический прогресс, реализуемый в инновациях, благодаря инвестициям в основной капитал.
Инвестиции без инноваций бессмысленны, более того, даже вредны, поскольку консервируют технологическую отсталость. В свою очередь инновации без инвестиций не могут быть реализованы.
Сегодня экономика России находится в обострившейся внешнеполитической ситуации, так как основной проблемой для нашей страны в условиях санкций является ее зависимость от инвестиционных потоков.
Единственным преимуществом для России выступает тот факт, что она как объект вложений развивается по своим законам во многом независимо от других стран.
В развитых зарубежных странах сейчас идет интенсивное развитие нового витка научно-технической революции, основанного на информационных технологиях. На первый план экономического развития выходит соответствующий ряд отраслей и производств, а также научных исследований.
В то же время некоторые отрасли, ранее считавшиеся наиболее важными, сейчас постепенно утрачивают свое главенствующее значение для национальных экономик развитых стран и поэтому переносятся в менее развитые страны для организации производства в обычном режиме. Именно этим переносом и объясняется значительная часть иностранных инвестиций, направленных в российское производство и науку. В отчете за 2016 г. Национального исследовательского института Высшей школы экономики (Центра развития) представлена информация о производстве полиэтилена в Российской Федерации. Так, например, в Китае с 2008 г. запрещено производить, продавать и использовать любую полиэтиленовую упаковку и пакеты. Инвестируя в российское производство, Китай получает почти 100% поставок полиэтилена высокого давления. Другим, не менее красочным примером, может послужить факт ухода вузов стран Европы от болонской системы.
При этом, как правило, никто не инвестирует во внедрение в России действительно прогрессивных технологий, а только тех, которые обеспечивают приемлемый уровень доходности, захват российских рынков и гарантируют отсутствие создания в будущем полноценных российских конкурентов.
Указанные тенденции создают угрозу национальной безопасности на федеральном, региональном, муниципальном, личном и др. уровнях общественной жизни. В рамках этого вопроса необходимо принимать меры по сбору и обработке информации о состоянии экономики России под влиянием иностранных
инвестиций, об их воздействии на осуществление деятельности, а также контролировать исполнение принятых решений и мероприятия.
Решение названных задач может благоприятно сказаться на экономике страны и, как следствие, укрепит национальную безопасность.
Отсутствие в России такого звена, как инвестиции в инновации связано прежде всего со степенью участия государства в данной проблеме. Сейчас в России наблюдается переход к одной лишь инвестиционной стадии, которая характеризуется денежными вложениями не в повышение конкурентоспособности отдельных отраслей общественной жизни, а в их воспроизводство.
В рамках изучения определения экономической безопасности страны можно условно выделить экономическую
безопасность государства, региона, общества, экономики макро-, микро-, мезоуровней и т.д. Лишь единичные работы посвящены безопасности отдельной отрасли
общественной жизни.
Здравоохранения коснулась масштабная реформа, проведенная в России в 2014 г. Основу для проведения реформы составлял проект, разработанный Правительством РФ. Он затрагивает не только интересы участников процесса оказания медицинской помощи, но и обеспечение мероприятий в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), финансирование медицинских организаций. Данный проект был разработан на долгосрочный период с 2015 по 2030 г.
Условия и факторы обеспечения экономической безопасности в сфере здравоохранения могут быть сгруппированы по различным классификационным признакам. В рамках этого вопроса стоит выделить сопутствующие опасности и угрозы. Они возникают либо без участия людей (научные открытия, форс-мажорные обстоятельства), либо порождены действиями умышленного или неумышленного характера для воздействия на субъекты экономических отношений.
Можно сформировать ряд основных групп угроз экономической безопасности здравоохранения.
1. Несоответствие доступности бесплатной медицинской помощи потребностям населения, а также неравномерность нагрузки на медицинский персонал, территориальная недоступность отдельных специалистов или медицинских учреждений (кардиологические центры, онкологические диспансеры, военные госпитали, лечебно-реабилитационные научные центры, центры восстановительной медицины и др.).
2. Отсутствие условий и возможностей для внедрения инновационной деятельности в медицинские учреждения различного вида.
3. Отсутствие постоянных потоков денежных средств для обновления изношенных основных фондов организаций здравоохранения, финансирования программных мероприятий, отсутствие реальной конкуренции между медицинскими организациями в системе государственно-частного партнерства.
Важнейшей проблемой характеристики экономической безопасности отрасли является определение ее основных критериев — таких признаков состояния экономических отношений, по которым производится ее оценка. Отрасль здравоохранения является специфичной и предъявляет особые требования к оценке экономической безопасности, отличные от общих показателей для социальной сферы в целом. Но несмотря на высокую значимость, существуют недоработки в методических подходах к оценке экономической безопасности отрасли. Эффективность системы здравоохранения отражает совокупность взаимосвязей между затратами экономических ресурсов и удовлетворением общественных потребностей. Социальная эффективность измеряется предотвращенным социальным ущербом (предупреждением преждевременной смертности, инвалидности и снижением заболеваемости), а предотвращение данного ущерба приводит к положительным экономическим последствиям: к повышению качества трудового потенциала
и, как следствие, к росту производства и потребления [3]. По нашему мнению, эффективность системы здравоохранения должна складываться не из медицинских услуг, носящих платный характер, а из медицинской помощи, оказываемой безвозмездно.
В рамках паритетного национального проекта «Здоровье», стартовавшего в 2006 г. для повышения качества медицинской помощи, было заменено огромное количество медицинского оборудования, внедрены высокие технологии. Закупка производилась из-за границы. В настоящее время стоит вопрос об обслуживании основных фондов, ремонте и поддержании в рабочем состоянии, поскольку качество медицинской помощи зависит от технической оснащенности медицинских учреждений. Такая прямая зависимость от инвестиций предполагает проведение анализа уровня безопасности отрасли здравоохранения, рассчет показателей инвестиционной безопасности в названной сфере (табл. 1).
Существуют различные индикаторы, позволяющие определить на микро-, макро- и мезоуровне безопасность той или иной отрасли экономики, в которых также учитывается роль инвестиций.
Одним из показателей является отношение темпа роста инвестиций в сектор экономики по отношению к темпу роста ВВП. Данный индикатор позволяет оценить заинтересованность государства в развитии конкретного сектора экономики.
Темпы роста инвестиций в сектор экономики Темпы роста ВВП
Данный индикатор имеет пороговое значение равное 0. Значение, которое больше 0, свидетельствует об экономическом росте в данном секторе.
Другим показателем инвестиционной безопасности является отношение инвестиционного обновления основного капитала по отношению к инвестициям в списание (выбытие, уменьшение стоимости долгосрочных инвестиций).
Инвестиционное обновление капитала Инвестиции в списание
Данный индикатор имеет пороговое значение равное 1. Если значение показателя больше, то основной капитал обновляется, если меньше, то обновления не происходит.
Реформа в рамках национального проекта «Здоровье» была проведена, но не решила в полном объеме проблемы, существующие в отрасли: недостаток высококомпетентного персонала, редкое использование медицинских разработок и инноваций на практике, большое количество пациентов с онкологическими, кардиологическими и другими видами заболеваний, рост числа пациентов с диабетом. Инновации в здравоохранении могут увеличить эффективность внедренных новшеств в данный сектор экономики. Это возможно при развитии следующей паритетной триады: идея — технология — практическое применение.
В Российской Федерации для успешного развития инновационной инфраструктуры, позволяющей достигать эффективности в здравоохранении за счет объединения и координации деятельности различных элементов, создают союзы и ассоциации муниципальных образований. Для их развития необходимо иное перераспределение бюджетных средств.
В ближайшие три года правительство планирует создать опережающий научно-технологический задел для разработки новых материалов, технологий, формирующихся на стыке различных предметных областей, а в дальнейшем осуществить их применение не только в традиционных сферах, таких как промышленность, связь, оборона и безопасность, но и на уровне домашних хозяйств, здравоохранения, образования, государственного управления. Основными конвергентными технологиями в
здравоохранении являются нанобиотехнологии (на их базе возможно создание точечной диагностики и доставки лекарств к пораженным органам).
Для обеспечения надежной экономической защиты системы экономической безопасности
в сфере здравоохранения необходимо провести комплексный анализ. Для этого стоит провести SWOT-анализ, в котором будут отражены оценка сильных и слабых сторон, возможности и угрозы На основании данной матрицы определить стратегии развития сферы здравоохранения (рис. 1).
Стратегия импортозамещения, реализуемая в рамках проекта «Здоровье», в сфере здравоохранения является наиболее важной стратегией развития для изучаемой отрасли. После замены большого количества медицинского оборудования государство спустя некоторое время столкнулось с проблемой его ремонта. Для этого потребовались комплектующие, которых не оказалось на российском рынке, были затрачены денежные средства для их закупки из-за рубежа. Данная стратегия импортозамещения подразумевает повышение производственного потенциала отрасли, ориентированного на потребительский спрос: разработку, создание и реализацию необходимых деталей для работы медицинского оборудования. Для ее осуществления необходимо учитывать не только тот ресурсный, производственный и финансовый потенциал, который имеется у страны, но и нехватку финансовых ресурсов для функционирования и развития отрасли в целом.
Из SWOT-анализа видно, что приоритетным направлением в развитии здравоохранения является стратегия импортозамещения. Основным источником для финансирования этого направления в сфере здравоохранения являются инвестиции из федеральных источников или источников субъектов РФ, направленные на реализацию инновационных разработок.
В своих трудах экономисты используют различные методики оценки угроз экономической безопасности. В данной главе представлен анализ статистических данных о состоянии инвестиций в сферу здравоохранения для определения ее индикаторов и рисков. Для устаноления индикаторов инвестиционной безопасности в
здравоохранении необходимо изучить динамику инвестиций в изучаемый сектор экономики и ВВП (табл. 2).
В Российской Федерации гарантом защиты прав и интересов граждан в сфере охраны здоровья является государство, которое несет расходы по оказанию бесплатной медицинской помощи. В условиях кризиса в экономике РФ происходит сокращение расходов бюджетных средств. По данным Росстата, в 2015 г. только 80% общих медицинских расходов было компенсировано за счет бюджетных средств. Динамика инвестиций в сферу здравоохранения, представленная в табл. 2, имеет тренд к снижению. Также доля инвестиций в сферу здравоохранения в общей сумме ВВП уменьшается, если в 2013 г. они составляли 0,38% от ВВП, то в 2017 г. в два раза меньше — 0,19%. Подобное снижение будет препятствовать осуществлению в полном объеме таких целей, как:
- возобновление и ремонт основных фондов для поддержания достигнутого объема и качества предоставляемых медицинских услуг;
- модернизация основных фондов для увеличения объема и качества предоставляемых медицинских услуг;
- переход на инновационные технологии оказания медицинских услуг и применения их на практике.
В табл. 2 можно также увидеть, что инвестиции на исследования и разработки имеют положительную динамику. Данный показатель в 2017 г. составлял 167 млрд руб.
Сегодня перед правительством стоит ряд и других целей, затрагивающих здравоохранение: необходимо увеличить продолжительность жизни и улучшить здоровье граждан, предоставлять высокотехнологичную помощь, пересматривать стандарты лечения. Все эти меры позволят предотвратить ряд угроз здоровью граждан: снизить долю людей с ВИЧ-инфекцией, наркоманией, острыми респираторными заболеваниями, туберкулезом.
Для достижения поставленных целей нужно решить некоторые задачи по увеличению темпов прироста инвестиций в отрасль здравоохранения:
- стабилизировать финансовое положение организаций, входящих в изучаемый сектор экономики;
- уменьшить ставку рефинансирования для удешевления стоимости инвестиционных ресурсов;
- осуществить перенос частных инвестиций с финансовых рынков в сектор здравоохранения;
- создать условия и возможности для предотвращения утечки умов за рубеж.
Привлечение инвестиций в отрасль поможет снизить расходы, связанные с финансированием основных фондов. Поскольку здравоохранение — ресурсоемкая отрасль, для обеспечения качественной медицинской помощи необходимо
приобретение специального дорогостоящего оборудования с последующим его обслуживанием и ремонтом. Проанализируем динамику инвестиций в здравоохранение в Южном федеральном округе.
Наблюдается динамика к росту инвестиционных поступлений в ЮФО из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, но с 2013 по 2016 г. инвестиционная привлекательность резко снизилась. Это связано с геополитической напряженностью, а также валютным кризисом, с которым Россия столкнулась в 2014—2015 гг. В 2017 г. ситуация начинает стабилизироваться. В 2011 г. было заключено Соглашение взаимодействия субъектов для обеспечения модернизации и технологического обновления производственной сферы ЮФО, а также перехода к новой конкурентоспособной и инновационной экономике, ускорения темпов реализации направленных на эти цели региональных и федеральных программ обеспечения роста его благосостояния на основе увеличения инвестиций в человеческий капитал. Результатами можно
было бы считать преодоление негативных последствий кризисных явлений в экономике, обеспечение устойчивости экономического развития, повышения конкурентоспособности, стимулирования инновационной активности и инвестиций в человеческий капитал.
Однако на практике улучшения не столь заметны, как это ожидалось. Недофинансирование здравоохранения отражается на состоянии здоровья населения и негативным образом влияет на социально-экономические процессы. Рост инвестиций в здравоохранении (в пять раз) наблюдается только в Республике Адыгея, это связано с работой программы Республики Адыгея «Развитие здравоохранения» на 2014—2020 гг. В 2015 г. ситуация немного изменилась в регионах ЮФО, произошел рост инвестиций в Волгоградской области на 28% (табл. 3).
П р о в е д е м р а с ч е т и н д и к ат о р о в инвестиционной безопасности в сфере здравоохранения РФ [4]. Полученные расчеты представим в виде таблицы (табл. 4).
Анализ табл. 4 показывает, что за исследуемый период резко снизился коэффициент обновления основных фондов, что означает уменьшение стоимости основных фондов за пять лет. Коэффициент обновления снизился на 3,2 п.п. Степень износа остается по-прежнему на высоком уровне — более 50%, и данный показатель очень близок к пороговому значению. Это происходит вследствие морального старения
дорогостоящего медицинского оборудования, требующего регулярного обновления за счет инвестиций. Доля инвестиций в здравоохранение в ВВП снижается: за исследуемые пять лет она снизилась в два раза по сравнению с 2013 г.
Индикатор отношения роста инвестиций в здравоохранение к темпу роста ВВП своего максимума достигал в 2013 г., потом наблюдается снижение, а затем, к 2017 г., опять повышение. Это свидетельствует об экономическом росте в данном секторе экономики.
Инвестиции, как правило, вкладывают в устойчивые, растущие производства и
развивающиеся экономически успешные регионы или отрасли. Чем больше инвестиций вкладывается в определенную сферу экономики или субъект РФ, тем они надежнее и стабильнее. Отсюда следует и другая зависимость: чем больше инвестиций вкладывается в определенную сферу, тем больше будет ее рост и отдача в будущем.
В период рыночных преобразований, с которым Россия столкнулась в 1992 г. и который продолжался вплоть до 2002 г., значительно сократились ассигнования на инновации: из разработанных 146 разработок только 1/3 была профинансирована для дальнейшего практического применения [5]. В здравоохранении причины крылись в следующем:
- в отсутствии и сокращении до 2016 г. государственной помощи в финансировании здравоохранения, что привело к снижению инновационного потенциала Российской Федерации в этом секторе экономики (табл. 2);
- в присутствии барьеров на импорт продукции развитых стран (согласно опубликованному 02.12.2015 на сайте Правительства постановлению № 12891, подписанного Д.А. Медведевым, в госзакупки не смогут попадать иностранные лекарства, у которых есть хотя бы два российских аналога);
- в несовершенстве законодательной базы в сфере здравоохранения (Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержит в себе ряд существенных недостатков, не позволяющих создать современную и эффективную систему российского здравоохранения, обеспечить надлежащую защиту прав пациентов и решить множество имеющихся в настоящее время в сфере здравоохранения проблем).
1 Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Инновационная деятельность в здравоохранении направлена на реализацию всех видов научно-исследовательских работ (изучение закономерностей и базовых принципов, узконаправленное изучение фундаментальных областей, внедрение в практику опытно-конструкторских разработок и др.). Это можно осуществить только при соответствующем инвестировании в сферу охраны здоровья. С помощью необходимого финансирования есть возможность не только наладить НИР, но и увеличить объем оказания медицинских услуг, произвести обновление основных фондов для поддержания или повышения качества, осуществить переход на более инновационные технологии в данной сфере, сократить государственные расходы путем делегирования рисков частным компаниям, модернизировать материально-техническую базу. Лишь при таком системном подходе можно обеспечить устойчивость системы здравоохранения [6].
В настоящее время отсутствует законодательно закрепленная методика оценки экономической безопасности любой отрасли, что не позволяет принимать экономически обоснованные управленческие решения в данной сфере [7].
Предлагается рассчитать интегральный показатель оценки уровня экономической безопасности в здравоохранении. Для его расчета используются такие индикаторы, как степень износа основных фондов в здравоохранении (Х1), коэффициент обновления основных фондов в здравоохранении (Х2), коэффициент выбытия основных фондов в здравоохранении (Х3), доля инвестиций в здравоохранение в ВВП (Х4), отношение темпа роста инвестиций в сектор по отношению к темпу роста ВВП (Х5), объем инвестиций в здравоохранение (Х6). В настоящей работе показатели исследуются в Российской Федерации, в Южном Федеральном округе и в Астраханской области за 2015 — 2017 гг.
Как было изложено ранее, в силу разрозненности измерения показателей экономической безопасности отрасли здравоохранения предлагается использование
нормированных показателей, позволяющих ограничить размах измерения обобщенного индекса в пределах единицы.
Механизм развития интегрального индикатора в отрасли за 2015 — 2017 гг. представлен в табл. 5.
Особенностью исходного массива данных являются несопоставимость по единицам измерения и разнонаправленность их влияния на уровень экономической безопасности. Данные недостатки можно элиминировать различными способами. Чтобы уйти от разных единиц измерения, проводится процедура стандартизации либо нормирования показателей:
Норм. "п
xH =
x ¡¡-m I njxh
x
Норм. _
maxjx ¡j — mi njx ¡j
maxjxj — Xj maxjx ¡j — minjx ¡j
(1) (2)
где х
Норм.
нормированное значение у-го
показателя, которым обладает муниципальное образование i.
Формула (1) применяется при положительной динамике показателя, формула (2) применяется при отрицательной динамике показателя.
Далее производим расчет многомерной средней, который позволяет совершить переход от многомерного пространства признаков к одномерному по следующей формуле:
1 к £ хН
к 1=1
где к — число признаков (показателей в блоке).
Многомерная средняя выступает в качестве интегрального индикатора конкретного фактора экономической безопасности. Нормирование показателей позволит ограничить размах изменения обобщенного индекса в пределах от 0 до 1 (табл. 6).
Далее на основе многомерных средних рассчитывается сводный интегральный
показатель, характеризующий общую эффективность деятельности учреждения и его экономическую безопасность.
3
^ Рт 1
г Эконом.безопасн._т = 1
I '
т
где т - число блоков показателей.
Расчетное значение сравнивается со шкалой значений обобщенного индекса для определения уровня экономической безопасности муниципального образования (табл. 7, рис. 2).
Результаты расчетов по данной методике говорят о следующем: в Российской Федерации и в Астраханской области уровень экономической безопасности является средним, но в Южном федеральном округе он находится на низком уровне. По значению обобщенного индекса результат, который характерен для Российской Федерации в целом, очень близок к высокому уровню экономической безопасности.
В целях обеспечения экономической безопасности и устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации проводится государственная политика, приоритетом которой является сохранение и укрепление здоровья населения [8].
Приведенные показатели говорят о том, что увеличение коэффициента износа, снижение степени обновления основных фондов, рост коэффициента их выбытия — это результат существующих угроз в сфере экономической безопасности в здравоохранении. А критически низкая доля инвестиций в здравоохранение в ВВП Российской Федерации в конечном счете приведет к еще большему обострению ситуации со здравоохранением в экономике страны.
Для исправления положения необходимо реализовать следующие меры.
Для снижения степени износа основных фондов и их выбытия, а также увеличения обновления основных фондов необходимо изменить структуру бюджета государства и его
субъектов и увеличить финансирование здравоохранения минимум в девять раз (на основании данных, приведенных World Health Organization: National Health Account Statistics [9]). В этих целях можно использовать часть денег государственных корпораций.
Для увеличения доли инвестиций в здравоохранении необходимо отличное от существующего в Российской Федерации перераспределение налогов. Денежные средства, аккумулированные в субъектах Федерации (например, в Астраханской области), нужно оставлять в регионах и вкладывать в здравоохранение.
Все указанные факторы в силу своей связанности являются взаимоопределяющими, позволяют способствовать гармоничному развитю элементов системы здравоохранения.
Правительством разработана концепция развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. в соответствии в Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными актами, нормами
международного права. Она представляет собой анализ состояния здравоохранения, который свою очередь позволяет определить основные цели, задачи и способы его совершенствования на основе применения системного подхода с учетом отечественного и зарубежного опыта.
Стратегию 2020 г. отличает от предшествующих ее понимание сложного положения российской экономики, которая нарастающими темпами теряет внутренний потенциал самостоятельного развития. Ключевыми аспектами выступают
инвестирование в человеческий капитал, развитие новых конкурентоспособных, высокотехнологических знаний в области здравоохранения, расширение социальной инфраструктуры. Для осуществления указанных мероприятий необходимо избавиться от нехватки потенциала и ресурсов здравоохранения. Для этого помимо политики импортозамещения необходимо внедрять политику привлечения инвестиций в инновации.
На данном этапе развития (2016 — 2020 гг.) происходит постепенный переход к саморегулируемой системе организации медицинских услуг с учетом созданного кадрового потенциала, внедренных новых технологий, приоритетов инновационного развития. К 2020 г. ожидается обеспечение здорового образа жизни населения РФ, доступность качественной медицинской помощи на основе единых подходов с учетом достижения НТП. Это позволит обеспечить устойчивую социально-экономическую
обстановку РФ в долгосрочной перспективе.
Для того чтобы в Российской Федерации реализовать стратегию импортозамещения, необходимо развивать собственное производство2. Политика по созданию высокотехнологичных проектов в области медицинской техники позволит открывать заводы и цеха по производству медицинского оборудования, что снизит зависимость от импорта как самого оборудования из-за рубежа, так и запчастей для его ремонта. Например, импортозамещение в области рентгеновской техники после реализации проектов государства увеличило долю отечественной продукции до 80%. Некоторые разработки техники для проведения анализов считаются единственными в мире.
Что же касается фармацевтической промышленности необходимо на уровне университетов России проводить научно-исследовательские конкурсы по разработке новейших лекарственных препаратов. На сегодняшний момент доля отечественных лекарственных средств составляет порядка 63%, необходимо достичь 90%. Российская Федерация не может полностью перейти только на отечественную продукцию, у многих препаратов не истек срок патентной защиты, а также существуют препараты для лечения редких заболеваний, которые стране выгодней закупать, а не производить.
2 Надеина И.А. Генезис ГЧП в сфере здравоохранения // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях. Уфа: Аэтерна, 2017. С. 39—41.
На территории Российской Федерации также необходимо проводить переобучение м е д и ц и н с ко г о п е р с о н а л а , е г о переквалификацию без отрыва от работы и осуществлять прием работников с должным медицинским образованием — образование должно соответствовать занимаемой должности.
В свою очередь немаловажной составляющей устойчивости финансово-бюджетной системы региона играет бюджетная безопасность, ко т о р а я о п р е д е л я е т с я у р о в н е м перераспределения валового регионального продукта через бюджет и эффективностью бюджетного процесса [10]. Так, для решения проблем модернизации в здравоохранении целесообразным было бы проводить кластерные стратегии на уровне регионов. В силу того что кластер обычно формируется на базе крупных медицинских учреждений с развитой научно-технологической базой, в Астрахани основу мог бы составлять Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии. В медицинский кластер Астраханской области мог бы входить онкологический диспансер, ГБУ Астраханской области «Управление по материально-техническому обслуживанию медицинских организаций», учебные заведения, такие как Астраханский государственный медицинский университет, Астраханский государственный технический университет, Астраханский государственный университет, Астраханский базовый медицинский колледж и другие учебные заведения, готовящие медицинских специалистов. Для его образования требуются инвестиции, а для реализации мер импортозамещения — инновации. Так, инвестиции в инновации в здравоохранении и взаимодействие данного кластера с другими (или их объединение), например, с медико-фармацевтическим кластером Санкт-Петербурга, на первоначальном этапе позволит России поддерживать медицинское обслуживание на должном уровне, несмотря на санкции со стороны других государств. После реализации указанных предложений рычагов давления на страну станет меньше.
Таблица 1
Система индикаторов инвестиционной безопасности в здравоохранении
Table 1
An indicator system of investment safety in public health services
Показатель Пороговое значение
Степень износа основных фондов в здравоохранении, % ^60%
Коэффициент обновления основных фондов (в сопоставимых ценах), % max
Коэффициент выбытия основных фондов (в сопоставимых ценах), % min
Доля инвестиций в здравоохранение в ВВП, % 25%
Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной >15%
капитал, %
Источник: Кунцман М.В. Экономическая безопасность: учебное пособие. М.: МАДИ, 2016. 152 с.
Source: Kuntsman M.V. Ekonomicheskaya bezopasnost': uchebnoe posobie [Economic security: a manual]. Moscow, MADI Publ., 2016, 152 p.
Таблица 2
Динамика инвестиций и общеэкономических показателей России в 2013 — 2017 гг. в сфере здравоохранения
Table 2
The changes in the investment and general economic indicators of the healthcare of Russia in 2013-2017
Показатель 2013 2014 2015 2016 2017
ВВП в текущих ценах, млрд руб. 66 926,9 71 016,7 79 199,7 83 232,6 86 043,6
ВВП, % к уровню предыдущего года 103,5 101,3 100,7 97,2 99,8
Инвестиции в сферу здравоохранения, млрд руб. 255,8 222,5 197,8 182 165,33
Инвестиции в сферу здравоохранения, % по 113 84 84,7 79 91,6
отношению к предыдущему году
Инвестиции на исследования и разработки, млрд руб. 94 133,8 137,3 184,5 167
Инвестиции на исследования и разработки, % по 104,8 125,7 98,8 116,9 94,7
отношению к предыдущему году
Инвестиции на исследования и разработки (удельный вес), % к ВВП 1,05 1,06 1,07 1,1 1,05
Источник: авторская разработка
Source: Authoring
Таблица 3
Динамика инвестиций в ЮФО в здравоохранение в 2013—2017 гг., млн руб.
Table 3
The changes in the investment in health care of the Southern Federal District in 2013-2017, million RUB
Инвестиции в ЮФО в здравоохранение 2013 2014 2015 2016 2017
Объем инвестиций, всего 125 495,8 150 603,4 135 382,7 129 620 181 786
Здравоохранение, всего 33 556,9 28 478,1 19 624,9 11 907,2 20 176,8
Республика Адыгея 138,6 110,7 824,2 307 413,3
Республика Калмыкия 312,3 501 184 446,6 117,8
Краснодарский край 22 172,2 20 457 13 346,7 6 125,9 6 915,5
Астраханская область 1 544,9 1 341,4 747 404,2 328,8
Волгоградская область 2 664,3 2 223,7 1 379,9 1 778,9 2 091,3
Ростовская область 6 724,5 3 844,3 3 143,1 2 844,6 3 416
Источник: авторская разработка
Source: Authoring Таблица 4
Индикаторы инвестиционной безопасности в здравоохранении (2013 — 2017 гг.)
Table 4
The indicators of investment security in the healthcare sphere (2013-2017)
Показатель, % 2013 2014 2015 2016 2017
Степень износа основных фондов в 52,7 54,9 54,7 55,2 53,9
здравоохранении
Коэффициент обновления основных фондов 6,1 5,8 4,7 3,8 2,9
Коэффициент выбытия основных фондов 1,2 1,7 1,7 1,1 1,1
Доля инвестиций в здравоохранение в ВВП 0,38 0,31 0,25 0,22 0,19
Отношение темпа роста инвестиций в сектор 1,09 0,83 0,84 0,81 0,92
экономики к темпу роста ВВП
Источник: авторская разработка
Source: Authoring
Таблица 5
Исходные показатели для расчета интегрального индикатора экономической безопасности в Российской Федерации, в ЮФО и в Астраханской области в 2015 — 2017 гг.
Table 5
The initial indicators for calculating the integrated indicator of economic security of the Russian Federation, Southern Federal District, and the Astrakhan oblast in 2015-2017
Показатель и регион Характер влияния ( «+» — положительное, «-» —
отрицательное)_
- + - + + +
Х Х2 Х3 Х4 Х5 Х6
2015
Российская Федерация 55,2 3,8 1,1 0,25 0,84 195,3848
ЮФО 49,2 1,8 1,1 0,23 0,656 19,6249
Астраханская область 42,4 1,3 0,9 0,0089 0,53 0,747
min 42,4 1,3 0,9 0,0089 0,53 0,747
max 55,2 3,8 1,1 0,25 0,84 195,3848
2016
Российская Федерация 53,9 2,9 1,1 0,22 0,917 165,33
ЮФО 47,4 0,5 1,1 0,000138 0,607 11,9072
Астраханская область 45,3 1,7 0,9 0,000469 0,542 0,4042
min 45,3 0,5 0,9 0,000138 0,542 0,4042
max 53,9 2,9 1,1 0,22 0,917 165,33
2017
Российская Федерация 56,9 2,5 0,8 1,95 0,92 181,786
ЮФО 52,1 1,1 0,8 0,22 1,568 20,1768
Астраханская область 49,1 1,2 0,6 0,008 0,752 0,3288
min 49,1 1,1 0,6 0,008 0,752 0,3288
max 56,9 2,5 0,8 1,95 1,568 181,786
Источник: авторская разработка
Source: Authoring
Таблица 6
Нормированные показатели и расчет интегрального индикатора в Российской Федерации, в ЮФО и в Астраханской области в 2015 — 2017 гг.
Table 6
The norm-based score and calculation of the integrated indicator of the Russian Federation, Southern Federal District, and the Astrakhan oblast in 2015-2017
Субъект Характер влияния ( «+» — положительное, «-» — Рi
отрицательное)
- + - + + +
^1Норм. ^2Норм. ^ЗНорм. ^5Норм. ^бНорм.
2015
Российская Федерация 0 1 0 1 1 1 0,667
ЮФО 0,469 0,2 0 0,917 0,406 0,097 0,348
Астраханская область 1 0 1 0 0 0 0,333
2016
Российская Федерация 0 1 0 1 1 1 0,667
ЮФО 0,756 0 0 0 0,173 0,07 0,166
Астраханская область 1 0,5 1 0,0015 0 0 0,417
2017
Российская Федерация 0 1 0 1 0,205 1 0,534
ЮФО 0,615 0 0 0,109 1 0,109 0,306
Астраханская область 1 0,0714 1 0 0 0 0,345
Источник: авторская разработка
Source: Authoring Таблица 7
Годовые индикаторы и обобщенный индекс экономической безопасности сферы здравоохранения в Российской Федерации, в Южном федеральном округе и в Астраханской области в 2015—2017 гг.
Table 7
Annual indicators and the generalized index of economic security in the healthcare sphere of the Russian Federation, Southern Federal District, and the Astrakhan oblast in 2015-2017
Субъект 2015 2016 2017 Обобщенный индекс экономической безопасности
Российская Федерация 0,667 0,667 0,534 0,622
ЮФО 0,348 0,166 0,306 0,273
Астраханская область 0,333 0,417 0,345 0,365
Источник: авторская разработка
Source: Authoring
Рисунок 1
Матрица SWOT в сфере здравоохранения Figure 1
A SWOT matrix in the healthcare sphere
В OSMOIEHO сти (О) Угрозы (Т)
р _ 00 s ! s з g . S g & з о ° s & 5 я i II Й g P, a g oo P U 4 s: — ш и S И Pu T S 0 s s II s S s - s & s = £ s s £ 6 s S I a a — С- — E fc — p = S. S c S a 1 S s « 1 S S « и и H 1 S H g 3 s s 1 H S M cd o.. 1 к Ë Xi S-L, n H-! О Sî ® ^ ÎD о ® С S a и t О | п С О G р" — с н & = й ^ _ _ р с ^ н - I 1 В & 3 Ё [= =- с нон Ё & & 5 2 с Ё к Е ^ О СЗ V С Е 5 Н - к з I н а а й р с " = ^ 3 = к Е- к 5 й 5 р- а Н Е н - о = К = = ао о оо А Ы Д К н п = И оо Н оо Е — ~ !Г ^ и оо 5 В Ч N а & @ ± 6 I а и О Гг т — Г-0
Сильные стороны (В) Поле СИВ Поле СИУ
1. Восприимчивость к инновациям. позволяющим организациям развиваться в данной сфере. И. Постоянное обучение пер с она л а. 3. Бесплатное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан. Страт егия поддержания стабильной развивающейся отрасли Стратегия по использова нию человеческого капитала для привлечения инвестиций в отрасль
Слабые стороны (ТЛ7) Поле СЛВ Поле СЛУ
1. Большая зависимо сть от лекар ств, оборудования, комплектующих. д о ст авляемых из-за гр а ницы. 2. Ослаблен контроль за исполнением обязанностей по оказанию ряда медицинских услуг. 3. Нед остаточная материально-техническая б аза медицинских организаций Стратегия проведения маркетинговой политики для приЕЛ еч ения инвестиций в отрасль Стратегия импортозамещения в сфере здравоохранения
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 2
Шкала значений изменения обобщенного индекса для определения уровня экономической безопасности муниципального образования
Figure 2
A scale of values of the change in the generalized index for determining the level of economic security of a municipal formation
Низкий Средний Высокий
о 0,333 0,667 1
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Список литературы
1. Сенчагов В. Новые угрозы экономической безопасности и защита национальных интересов России // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 10. С. 8 — 18.
2. Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития (академическая версия доклада) // Российский экономический журнал. 2015. № 5. С. 3 — 62.
3. Садовой М.А., Кан В.В., Казаков Р.А. и др. Современные аспекты инновационной деятельности в здравоохранении // Медицина и образование в Сибири. 2013. № 4. С. 82. URL: https://readera.ru/14299326
4. Кустов О.М. Экономическая безопасность системы государственного здравоохранения: структура ресурсного потенциала // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 4. С. 155 — 158.
URL: https://cyberleninka.ru/artide/v/ekonomicheskaya-bezopasnost-sistemy-gosudarstvennogo-zdravoohraneniya-struktura-resursnogo-potentsiala
5. Буркальцева Д. Система обеспечения экономической безопасности государства: необходимость формирования и структурные составляющие // Наука и инновации. 2013. № 5. С. 29 — 33. URL: https://cyberleninka.ru/artide/v/sistema-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-gosudarstva-neobhodimost-formirovaniya-i-strukturnye-sostavlyayuschie
6. Коростышевская Е.М. Инновационная составляющая экономической безопасности России // Инновации. 2014. № 6. C. 34—38.
7. Тараскина А.В., Зурнаджьянц Ю.А. Внутренняя отчетность в системе анализа эффективности деятельности государственных учреждений здравоохранения. // Международный бухгалтерский учет. 2016. № 3. С. 18 — 36.
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/vnutrennyaya-otchetnost-v-sisteme-analiza-effektivnosti-deyatelnosti-gosudarstvennyh-uchrezhdeniy-zdravoohraneniya
8. Тараскина А.В., Зурнаджьянц Ю.А. Особенности организации внутреннего контроля в учреждениях здравоохранения // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2008. № 4. С. 129 — 135.
URL: http://vestnik.astu.org/content/userimages/file/gen_2008_4_45/23.pdf
9. Couffinhal A., Habicht T. Health System Financing in Estonia: Situation and Challenges in 2005. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe.
URL: https://pdfs.semanticscholar.org/1890/6c7e7d5dff947a6ef7a380d84839640025ba.pdf
10. Чирикова И.В. Внутренний финансовый контроль участников бюджетного процесса как элемент бюджетной безопасности региона // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. Т. 3. № 12. C. 210-216.
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
pISSN 2071-4688 Investing
elSSN 2311-8709
INVESTMENT AS AN ELEMENT OF ECONOMIC SECURITY ASSESSMENT IN THE HEALTH SECTOR
Sergei V. ZAITSEV a, Irina A. NADEINAV
a Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russian Federation voland_home@mail .ru ORCID: not available
b Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russian Federation
nadeina_irene@mail.ru
ORCID: not available
• Corresponding author
Article history: Abstract
Received 7 February 2018 Importance This article examines the economic security in the sphere of healthcare and Received in revised form investment and innovation in this sector of economy.
21 February 2018 Objectives In this paper, we aim to study the impact of investment and innovation on
Accepted 12 March 2018 economic security in the healthcare sector and determine the main directions of Available online strengthening the economic safety of functioning and development of health care.
27 April 2018 Methods The research uses the methods of logical and statistical analyses.
Results The article proposes a method of quantitative estimation of investment security on JEL classification: E22, J28, the basis of which it is possible to define directions of strengthening and development of L15, O11, O35 health care.
Conclusions The main threats that currently hamper the development of the health sector Keywords: economic security, are the restrictions on import of goods, medicines and components, a low level of access to investment, innovation, innovative technologies, reduction of the investment climate. The sustainability of the
healthcare health system can be ensured through the necessary funding.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018
Please cite this article as: Zaitsev S.V., Nadeina I.A. Investment as an Element of Economic Security Assessment in the Health Sector. Finance and Credit, 2018, vol. 24, iss. 4, pp. 798-816. https://doi.org/10.24891/fc.24.4.798
Acknowledgments
We are profoundly grateful to Tat'yana V. KOTOVA, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Director of the Institute of Economics of the Astrakhan State Technical University, and Anna V. TARASKINA, Ph.D. in Economics, Associate Professor of Department of Economic Security, for advice and valuable comments on this article.
References
1. Senchagov V. [New threats to economic security and defense of Russia's national interests]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Theoretical and Practical Aspects of Management, 2013, no. 10, pp. 8-18. (In Russ.)
2. Glaz'ev S.Yu. [Concerning urgent measures for strengthening the economic security of Russia and placing Russia's economy in rapid development trajectory (academic version of the presentation)]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal = Russian Economic Journal, 2015, no. 5, pp. 3-62. (In Russ.)
3. Sadovoi M.A., Kan V.V., Kazakov R.A. et al. [Modern aspects of innovative activity in health care]. Meditsina i obrazovanie v Sibiri = Journal of Siberian Medical Sciences, 2013, no. 4, p. 82. URL: https://readera.ru/14299326 (In Russ.)
4. Kustov O.M. [Economic security of public health care: the structure of resource potential]. Izvestia Sankt-Peterburgskogo Gosudarstvennogo Ekonomiceskogo Universiteta, 2016, no. 4,
pp. 155-158. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ekonomicheskaya-bezopasnost-sistemy-gosudarstvennogo-zdravoohraneniya-struktura-resursnogo-potentsiala (In Russ.)
5. Burkal'tseva D. [System of the economic security of the state: necessity of formation and structural elements]. Nauka i innovatsii = Engineering Journal: Science and Innovation, 2013, no. 5,
pp. 29-33. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sistema-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-gosudarstva-neobhodimost-formirovaniya-i-strukturnye-sostavlyayuschie (In Russ.)
6. Korostyshevskaya E.M. [Innovative component of economic security in Russia]. Innovatsii, 2014, no. 6, pp. 34-38. (In Russ.)
7. Taraskina A.V., Zurnadzh'yants Yu.A. [Internal reporting in the system of public health facilities' performance analysis]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2016, no. 3, pp. 18-36. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/vnutrennyaya-otchetnost-v-sisteme-analiza-effektivnosti-deyatelnosti-gosudarstvennyh-uchrezhdeniy-zdravoohraneniya (In Russ.)
8. Taraskina A.V., Zurnadzh'yants Yu.A. [Organization characteristics of the internal control in health protection institutions]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Vestnik of Astrakhan State Technical University, 2008, no. 4, pp. 129-135.
URL: http://vestnik.astu.org/content/userimages/file/gen_2008_4_45/23.pdf (In Russ.)
9. Couffinhal A., Habicht T. Health System Financing in Estonia: Situation and Challenges in 2005. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe.
URL: https://pdfs.semanticscholar.org/1890/6c7e7d5dff947a6ef7a380d84839640025ba.pdf
10. Chirikova I.V. [Internal financial control of the budgetary process as an element of fiscal security of the region]. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya, 2015, vol. 3, iss. 12, pp. 210-216. (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.