13.5. ИНВЕСТИЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Ермоленко О.М., доцент, Южный институт менеджмента
Оганян Т.М., аспирант, Краснодарский университет МВД России
Аннотация. В статье рассмотрены особенности социально-экономического развития Краснодарского края, его роль и место среди субъектов Южного федерального округа, проведен анализ основных индикаторов экономической безопасности. Особое внимание уделено финансовым условиям инвестиционной деятельности, характеризующимся индексом инвестиций в основной капитал, а также индексом инвестиций по иностранным инвесторам. Рассмотрена взаимосвязь индекса потребительских цен и индекса цен производителей, являющихся основными показателями инфляции во всех странах, с формированием благоприятного инвестиционного климата в регионе. Анализ статистической отчетности Краснодарского края, позволил авторам сформулировать вывод о вполне успешном развитии Краснодарского края и при этом обратить внимание на существование определенных угроз экономической безопасности, требующих своевременного прогнозирования и предупреждения в целях обеспечения сбалансированного экономического роста в регионе. Ключевые слова: экономическая безопасность, инвестиции, экономические угрозы, инфляция, индекс потребительских цен.
INVESTMENT COMPONENT IN THE COURSE OF REPRODUCTION OF ECONOMIC SAFETY OF KRASNODAR TERRITORY
Ermolenko O.M., assistent professor, Southern Institute of Management
Oganyan T.M., post-graduate, Krasnodar University of the Russian Interior, Ministry
Annotation: The article describes the features of socioeconomic development of Krasnodar region, its role and place among the regions of the Southern Federal District, the analysis of the main indicators of economic security. Particular attention is paid to the financial conditions of investment activity, characterized by the index of investment in fixed assets, as well as an index of investment for foreign investors. The interrelation of the consumer price index and producer price index, is the main indicator of inflation in all countries, with the formation of favorable investment climate in the region. Analysis of the statistical reporting of Krasnodar region, allowed the authors to formulate a conclusion is quite the successful development of the Krasnodar region and thus draw attention to the existence of certain threats to economic security, requiring the timely prediction and prevention in order to ensure balanced growth in the region.
Keywords: economic security, investment, economic threats, inflation, consumer price index, producer price index.
Развитие экономики под воздействием рыночных механизмов выделило в качестве самостоятельной функцию государства по защите экономической безопасности. Такая необходимость вызвана тем, что рыночные механизмы не способны выполнять данную функцию. Обычно экономические интересы хозяйствующих субъектов не противоречат национальным интересам. Однако такие противоречия часто могут возникать. Например, рыночные механизмы делают выгодным развитие экологически вредных производств, а государство заинтересовано сдерживать их развитие.
Критерий экономической безопасности - оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критерий не может приниматься как прямое руководство к действию. Требуется гибкий подход к его корректировке и реализации в соответствии с периодической перестройкой ресурсно-производственного потенциала, созданием новых хозяйственных рычагов, структур управления [1].
Экономическая безопасность общества находится в прямой зависимости от производственных отношений, т.е. отношений людей складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Люди создают блага в тесном взаимодействии друг с другом. Поэтому они воздействуют не только на природу, но и друг на друга. Между ними устанавливаются определённые хозяйственные связи. Охватывая формы собственности, положение различных социальных групп в производстве, их взаимоотношения, а также формы распределения, производственные отношения не могут в связи с этим не влиять на национальную безопасность в целом.
Авторы придерживается подхода, который базируется на отказе от простого декларирования обеспечения безопасности экономической деятельности на всех стадиях воспроизводственного цикла, а переходе к анализу специфики этих отношений на каждой стадии и выявления движения объектов и поведения субъектов экономической безопасности, что позволяет повысить качество анализа этих отношений. Использование концепции воспроизводства применительно к процессу обеспечения экономической безопасности обосновано тем, что это позволяет раскрыть его специфику, подчеркивает и доказывает непрерывность и единство воспроизводственных этапов, обосновывает целеполагающую роль экономической безопасности и акцентирует внимание на временном аспекте его воспроизводства. Отправной точкой воспроизводственного цикла выступает стадия производства материальных благ, для функционирования которой необходимы соответствующие ресурсы, обеспечиваемые инвестициями. Исходя из этого, попытаемся оценить роль инвестиций в обеспечении экономической безопасности региона.
Поскольку безопасность национальной экономики является результирующей региональных ее составляющих, то на современном этапе развития российской государственности важнейшее значение начинают приобретать региональные аспекты ее безопасности. Каждый регион, испытывая сильное влияние общероссийских социальноэкономических тенденций, все же имеет свои специфические проблемы обеспечения безопасности, которые оп-
ределяются особенностями самого региона, например, его геополитическим положением, климатическими условиями, обеспеченностью природными ресурсами, структурой отраслей экономики, национальным составом населения.
Краснодарский край является одним из регионов-лидеров ЮФО. Объектами экономической безопасности региона выступают территория субъекта Федерации, население и все относящееся к экономике, расположенное на данной территории (участке земной поверхности, имеющем отдельные границы и пространственный базис деятельности, включающий производственные фонды, инфраструктуру, и который рассматривается как среда жизнедеятельности населения, совокупность ресурсов развития).
Краснодарский край занимает 3-е место среди регионов Российской Федерации по числу жителей — после Москвы и Московской области. Удельный вес городского населения составляет 52,5 %, сельского — 47,5 %. Плотность населения — 68,1 чел. / кв. км (данные 2009 года) [2].
Ведущее место в структуре промышленности принадлежит перерабатывающим производствам. Пищевая отрасль обеспечивает 42,8 % общего объёма промышленной продукции; далее идут электроэнергетика (13,4 %), топливная отрасль (10,5 %), машиностроение и металлообработка (9,4 %) и промышленность строительных материалов (7,9 %). На химический и лесной комплексы приходится всего по 3—4 % промышленного производства. Доля легкой отрасли незначительна (1,3 %).
Отличительной чертой промышленной инфраструктуры Краснодарского края является высокая степень концентрации специализированных производств в основных промышленных центрах — Краснодаре (где сосредоточено более трети краевого промышленного потенциала), Армавире и Новороссийске. В Краснодаре и его окрестностях сосредоточено 38 % объема промышленной продукции и 47 % инвестиций в основной капитал, сконцентрировано 16 % населения.
Экономичная безопасность Краснодарского края играет важную роль в стабильности и перспективах его развития. Так же как и другие регионы РФ Краснодарский край имеет специфические особенности развития. В частности это миграционные потоки. В последние годы Краснодарский край также является местом переселения не только людей, мигрирующих ради заработков, но и для приобретающих жильё обеспеченных граждан из окружающих регионов, Крайнего Севера и из других регионов, что требует дальнейшего развития социальной и экономической инфраструктуры. Проведение в городе Сочи Олимпиады 2014 года также требует дополнительного притока инвестиций в инфраструктуру Черноморского побережья Краснодарского края.
Краснодарский край занимает второе место в России по объёмам строящегося жилья. За 10 месяцев 2009 года было введено в эксплуатацию 2 млн 718 тыс. м2 жилья [2].
В отраслевой структуре краевого ВВП выделяются транспорт (16,2 % против 8,2 % для России в целом) и сельское хозяйство (16,0 % против 7,8 %). Удельный вес промышленности по сравнению со среднероссийским показателем в два раза ниже — 16 % (против 33 % по РФ в целом и 23 % для Южного федерального округа).
Учитывая особенности развития Краснодарского края, проанализируем динамику его развития по неко-
торым показателям в составе южного федерального округа, а затем более дифференцировано рассмотрим основные его социально-экономические показатели, характеризующие уровень его экономической безопасности.
Одним из важных показателей экономического потенциала региона является рост его валового регионального продукта (ВРП). Краснодарский край в течение всего исследуемого периода занимает первое место по уровню ВРП в ЮФО. Рост ВРП напрямую зависит от ряда показателей социальноэкономического развития региона. Средством достижения цели макроэкономической стабильности Краснодарского края является формирование модели экономики края, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста реального сектора экономики и обеспечивающей такие темпы ее роста, которые повысят конкурентоспособность края и решат триединую задачу повышения качества государственного управления, бизнеса и «человеческого капитала».
В целом Краснодарский край в сравнении с крупными субъектами ЮФО, развивается достаточно успешно, но не достаточно равномерно, что подтверждают темпы роста валового регионального продукта (табл. 1).
Таблица 1
Индекс роста ВРП по ЮФО, % _____________
2005 2006 2007 2008
ЮФО 123,6 128,3 130,1 127,7
Калмыкия 113,7 132,6 134,6 120,3
Адыгея 136,3 124,1 132,9 132,6
Краснодарский край 118,9 129,8 133,9 124,8
Астраханская область 123,7 121,4 117,9 146,5
Волгоградская область 131,7 124,1 131,6 130,1
Ростовская область 118,9 129,3 132,5 128,0
Республика Дагестан 112,1 137,3 126,4 134,6
Республика Ингушетия 119,5 121,8 186,1 114,2
Кабардино - Балкарская республика 126,8 117,6 112,9 119,9
Карачаево-Черкесская республика 127,4 139,1 118,1 128,3
Республика Северная Осетия -Алания 128,5 139,0 121,8 109,6
Чеченская Республика - 141,2 148,6 136,6
Ставропольский край 119,9 124,0 122,3 123,8
Основные экономические индикаторы Краснодарского края обладают хорошим качеством роста, о чем свидетельствуют следующие данные:
- темпы роста: выполненных строительных работ -125,3% (в крупных субъектах ЮФО уменьшение на 1347%), ввода в действие жилых домов - 128,3% (в других крупных субъектах снижение от 8% до 16%), оборота оптовой торговли организаций оптовой торговли
- 105,4% (в других субъектах ЮФО уменьшение на 1420%), уровня инфляции - 102,9% к декабрю 2009 года (в других регионах от 103% до 104,4%);
- объемы производства: продукции сельского хозяйства (в 1,6 раза больше, чем в Ростовской области, имеющей 2 результат), выполненных работ в строительстве, в том числе жилищном (превосходит объемы строительства Ростовской области, соответственно в 4 и 2,6 раза), оборотов всех секторов потребительского рынка (Ростовская область отстает по розничным продажам - на 14%, по услугам общепита
- на 37%, платным услугам - на 41%), величине финансового результата деятельности организаций (в 2,4 раза больше, чем в Волгоградской области, имеющей 2 результат);
- величина среднемесячной заработной платы (в январе-феврале) - 14,8 тыс. рублей против 14,1 тысяч в Астраханской, 13,5 тысяч в Ростовской и 12,7 тыс. рублей в Волгоградской областях;
- уровень регистрируемой безработицы (1,2% - на
0,6-1,9 процентных пункта меньше, чем в других крупных субъектах ЮФО). При этом край занимает 2 место по наименьшей численности официально зарегистрированных безработных (30,4 тыс.человек) после Астраханской области (14,3 тыс.человек).
Край занимает второе место в ЮФО:
- по темпам роста розничной торговли - 105,4% (в Ростовской области - 110,4%), платных услуг населению - 102,1% (в Ростовской области - 103,7%);
- по темпам роста денежных доходов населения в январе-феврале текущего года, как в номинальном -117% (в Ростовской области - 123,9%), так и в реальном - 108,1% (в Ростовской области - 115,2%) выражении. По величине денежных доходов (11,6 тыс. рублей в месяц) край также занимает второе место в ЮФО, после Ростовской области (12,5 тыс. рублей).
С 2000 г. Краснодарский край занимает лидирующее положение в России по темпам инвестиционного развития и роста основных отраслей экономики: урожайности и объему производства зерновых, вводу жилья, обороту торговли, объемам строительных работ, развитию транспорта, курортов и туризма. При этом ежегодно повышается долгосрочный кредитный рейтинг.
Дальнейшее экономическое развитие потребует привлечения новых инвестиционных ресурсов, предполагающих внедрение инновационных технологий по производству конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости. Поэтому в систему стратегических приоритетов деятельности администрации края на среднесрочную перспективу в качестве основного инструмента развития региональной экономики включена политика поощрения инвестиций.
По привлечению инвестиций ведущими отраслями являются транспорт и связь, агропромышленный, санаторно-курортный и туристский комплексы, определяющие приоритеты региональной экономики.
Финансовые условия инвестиционной деятельности в Краснодарском крае исследованы в табл. 2.
Финансовые условия инвестиционного процесса имеют положительную динамику, поскольку инвестиционная составляющая края постоянно растет, причем наиболее значительный рост за анализируемый период приходится по основному капиталу в форме жилища. Австрия и Турция являются наиболее активными внешними инвесторами Краснодарского края, что объясняется длительными экономическим связями надежного партнерства в бизнесе.
Отметим, что масштабы вложений в основной капитал необходимо постоянно увеличивать, поскольку без
этого невозможно обеспечить устойчивый экономический рост.
Таблица 2
Объем и структура инвестиций в Краснодарском
крае, млн. руб.*
Показа- тель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2009 к 2000гг
Инвестиции в основной капитал (в фактически действующих ценах), всего, млн. руб. 96438 113917 152080 229714 332532 358014 3,71
Индексы инвестиций в основной капитал,% 100 118,12 133,50 151,05 144,76 107,66 -
в том чис-пе, млн. руб.: - жилища 13257 23269 33546 43627 69997 78822 5,95
- здания (кроме жилых) и сооружения 41642 43668 49619 98073 146073 198488 4,77
- машины, оборудование, транспортные средства 35123 39312 62257 78140 104434 66646 1,90
- прочие 6416 7668 6657 9874 12028 14058 2,19
Инвестиции, поступивши от иностранных инвесторов, всего, млн. руб. 275,2 463,9 751,6 714,5 1179,5 579,5 2,11
Индексы инвестиций по иностранным инвесторам, % 100 168,57 162,02 95,06 165,08 49,13 -
в том числе по основным инвесторам, млн. руб.: Кипр 29,7 28,1 110 131,5 525,6 134,3 4,52
Германия 14,9 14,9 55,7 24,4 31,6 114,3 7,67
Швеция - - - 0,7 90,4 114,3
Соединенное Королевство (Великобритания) 8,5 33,9 75,1 141,5 113,5 76,1 8,95
США 6,3 8,1 69,9 129,3 48,1 35,2 5,59
Турция 1 0,8 0,8 1,6 111 19,6 19,60
Беларусь 4,6 8,4 18,6 21,2 14,1 19,4 4,22
Франция 12,5 31,2 36,3 89,4 58,4 15,5 1,24
Австрия 0,7 2,6 4,7 4,9 1 14 20,00
* включая рублевые инвестиции, пересчитанные в млн. долларов США
Индексы инвестиций в основной капитал изменяются неоднозначно, так за период 2004-2006 наблюдается тенденция к стабильному росту, а затем идет постепенный спад инвестиционной составляющей в основной капитал. Объяснение такого коллапса заключается, прежде всего, в развитии мирового финансового кризиса. В данной ситуации значительно сокращаются свободные денежные ресурсы, что и приводит к сокращению вложения свободных денежных средств даже в привлекательные инвестиционные проекты. Аналогичная ситуация просматривается по индексам инвестиций по основным иностранным инвесторам. Крайне нестабильная и непредсказуемая динамика изменений.
Для промышленности, и особенно, для капитального строительства характерно определенное запаздывание, то есть необходим определенный временной лаг, прежде чем эти отрасли отреагируют на кризисную ситуацию. Хотя Краснодарский край и относится к числу наиболее востребованных объектов инвестирования, однако финансовый кризис коснулся и экономики края.
С целью дальнейшего развития инвестиционной деятельности в крае региональное законодательство обеспечивает прозрачность инвестиционного процесса, стабильность правового поля, защиту прав инвестора как собственника и обеспечивает льготные условия функционирования предприятий в период реализации инвестиционного проекта.
Между тем для российской экономики на современном этапе развития характерно некоторое снижение инвестиционного потенциала, и как следствие сокращение инвестиций.
В данной экономической ситуации индекс цен производителей в строительстве на инвестиции в основной капитал изменяется в определенной динамике, поочередно увеличиваясь и уменьшаясь, что подтверждается аналитическими данными, а именно индекс цен составил за период 2004 -2009 года соответствующие индексы цен были равны 118,3%; 115,5%; 121,8%; 120,1%; 97,75 [2].
В частности изменение экономической ситуации активно просматривается в изменении индексов потребительских цен. Индекс потребительских цен и индекс цен производителей являются основными показателями инфляции во всех странах. Индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI) - основной показатель инфляции, который измеряет изменение цен товаров и услуг, входящих в фиксированную потребительскую корзину, охватывающую товары и услуги постоянного спроса (продукты питания, одежда, топливо, транспорт, медицинское обслуживание и т.д.). Основные особенности поведения этого индикатора в бизнес-цикле:
- инфляция в сфере услуг запаздывает от инфляции на товарном рынке примерно на 6 - 9 месяцев;
- инфляция имеет свой собственный цикл, запаздывающий по отношению к общему циклу роста экономики.
ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и используется в целях осуществления государственной финансовой и денежно-кредитной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий населению, решения отдельных правовых споров и т.д.
Отбор городов для наблюдения за ценами в субъектах Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими критериями:
- общее число обследуемых населенных пунктов в субъекте Российской Федерации, как правило, должно находиться в пределах 2-4 городов;
- города, отобранные для наблюдения за ценами, должны отражать географические особенности региона и располагаться в различных его частях;
- в выборку не должны включаться города, расположенные в непосредственной близости друг от друга и от территориального центра, если уровни и динамика цен в этих городах не имеют принципиальных различий;
- отобранные для наблюдения за ценами города должны характеризоваться наличием устойчивого наполнения потребительского рынка товарами и услугами, входящими в перечень, принятый для ежемесячного наблюдения;
- численность населения городов, отобранных для ежемесячного наблюдения за ценами, суммарно должна составлять не менее 35% городского населения субъекта Российской Федерации [3].
Потребительский набор товаров и услуг, на основании которого осуществляется наблюдение за ценами и рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех субъектов Российской Федерации репрезентативную выборку групп товаров и платных услуг, наиболее часто потребляемых населением. Данный набор разрабатывается Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) с учетом предложений территориальных органов государственной статистики и согласовывается с заинтересованными экономическими ведомствами и остается неизменным в течение определенного времени (не менее года).
Потребительская корзина продуктов питания Краснодарского края представлена в табл. 3.
Таблица 3
Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину (для мужчины трудоспособного возраста, руб.)
Сопоставляя данные по России с данными по краснодарскому краю следует, что цены продовольственной корзины несколько ниже, чем по стране в целом. С 2004 года индекс цен на продовольственные товары постоянно опережает индекс цен на непродовольственные товары. Однако в 2009 году наблюдается обратная тенденция, то есть незначительное опереже-
2004 2005 2006 2007 2008 2009
Стоимость набора - всего 1184, 7 1315, 7 1442, 3 166Q, 3 2Q21, 4 2Q8Q, 6
в том числе: хлеб 234,6 237,0 263,6 301,6 396,3 410,9
макаронные изделия, мука, крупа 53,9 52,7 56,2 75,1 102,9 102,2
мясопродук- ты 256,7 309,3 321,1 334,7 439,8 452,2
рыбопродук- ты 64,2 68,5 71,2 70,4 86,1 90,0
молочные продукты 167,4 187,5 211,4 263,6 298,7 354,7
яйца куриные 43,5 36,8 41,4 46,6 59,7 50,9
сахар и кондитерские изделия 37,2 36,7 40,9 41,2 45,5 64,4
жиры 53,3 54,5 53,3 74,2 93,3 87,5
плоды и овощи 222,8 279,0 327,7 376,6 421,2 424,5
прочие 51,1 53,7 55,5 76,3 77,9 43,3
ние индекса цен на непродовольственные товары (на 1,7%).
Помимо индекса потребительских цен важное значение играет индекс цен производителей. (табл. 4).
Индекс потребительских цен за период 2007-2009 гг. свидетельствует о тенденции к снижению инфляции в Краснодарском крае. В отношении сельскохозяйственной продукции в кризисных условиях наблюдается явное снижение цен. Общая динамика снижения индексов цен свидетельствует в 2009 году об определенной экономической ситуации, а именно постепенном, но пока еще незначительном влиянии финансового кризиса на деятельность производителей промышленных товаров.
Таблица 4
Индексы цен в секторах экономики (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)
Отметим, что в регионе существуют определенные угрозы, которые необходимо прогнозировать и предупреждать, обеспечивая сбалансированный экономический рост [4]. Приоритетными задачами развития экономики Краснодарского края определены разработка и последующая реализация краевой среднесрочной программы по стимулированию экспорта, увеличение объемов производства импортозамещающей продукции, вовлечение краевых предприятий в международную кооперацию, участие в крупных международных региональных проектах, создание устойчивого класса предпринимателей.
Список литературы:
1. Денисов А.Ф., Уткин Э.А. Государственное и региональное управление. - М.: Финансы и кредит. - 2009.
2. Социально-экономическое положение Краснодарского
края/Информационно-аналитический доклад //
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по краснодарскому краю. Краснодар, 2009
3. Степанов А.Г. Государственное регулирование
экономики региона. - М.: Финансы и статистика, 2008.
4. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. М.: Дело, 2005.
РЕЦЕНЗИЯ
Представленная статья посвящена рассмотрению очень сложной и актуальной темы — обеспечения экономической безопасности на региональном уровне. Авторы четко и логически последовательно исследуют региональные особенности обеспечения экономической безопасности с точки зрения воспроизводственного подхода, что отличает оригинальность их методологического подхода к решению поставленных задач.
Заслуживает внимания позиция авторов, заключающаяся в отказе от простого декларирования обеспечения безопасности экономической на всех стадиях воспроизводственного цикла, а переходе к анализу специфики этих отношений на каждой стадии и выявления движения объектов и поведения субъектов экономической безопасности, что позволяет повысить качество анализа этих отношений.
Представляется интересным анализ динамики развития Краснодарского края в составе южного федерального округа с применением дифференцированного рассмотрения основных его социальноэкономических показателей, характеризующих уровень его экономической безопасности, позволивший сделать вывод о том, что в целом Краснодарский край в сравнении с крупными субъектами ЮФО, развивается достаточно успешно, но не достаточно равномерно, что подтверждают темпы роста валового регионального продукта.
Приведенные в статье данные свидетельствуют о неоднозначном изменении индексов инвестиций в основной капитал. Так, так в 2004-2006 годах мы видели стабильный рост объемов и качества долгосрочных вложений, но впоследствии наблюдается тенденция постепенного спада инвестиционной составляющей в основной капитал. При этом для обеспечения устойчивого экономического роста масштабы вложений в основной капитал необходимо постоянно увеличивать.
Дальнейшее экономическое развитие потребует привлечения новых инвестиционных ресурсов, предполагающих внедрение инновационных технологий по производству конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости. Поэтому в систему стратегических приоритетов деятельности администрации края на среднесрочную перспективу в качестве основного инструмента развития региональной экономики включена политика поощрения инвестиций.
Оценивая в целом представленную на рецензирование статью считаю возможным рекомендовать ее к опубликованию.
Кубанский государственный технологический
университет, кафедра экономики и управления
производством
профессор, д.э.н. Е.В. Петрова
Индексы цен 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Индекс потреби- тельских цен 118,2 112,2 112,3 109,5 111,3 113,1 109,8
Индекс цен производителей промышленных товаров 131,5 117,5 111,4 111,0 118,4 105,1 105,6
Индекс цен производите-лей сель-скохозяй-ственной продукции 121,5 118,4 102,5 122,0 137,0 96,5 97,7
Сводный индекс цен строительной продукции 130,0 114,5 112,2 117,9 115,2 117,7 99,0