Научная статья на тему 'ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕТОДА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА'

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕТОДА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
952
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ / ФУНКЦИИ / ЗАДАЧИ / АНАЛИЗ / ЭТАПЫ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / АКТ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусова Елизавета Николаевна, Овчинникова Ольга Александровна

В данной статье рассматривается понятие и сущность инвентаризации как элемента метода бухгалтерского учета, описываются цели, функции и задачи инвентаризации, а также проводится анализ процедуры осуществления инвентаризационных мероприятий на примере предприятия ООО «Псельское»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVENTORY AS AN ELEMENT OF THE ACCOUNTING METHOD

This article discusses the concept and essence of inventory as an element of the accounting method, describes the goals, functions and tasks of inventory, and also analyzes the procedure for conducting inventory activities using the example of the LLC Pselskoye enterprise.

Текст научной работы на тему «ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕТОДА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА»

УДК 330

Белоусова Елизавета Николаевна, студентка 2 курса магистратуры Курского государственного университета e-mail: [email protected]

Овчинникова Ольга Александровна, к.э.н., доцент кафедры экономики и учета Курского государственного университета е-mail: [email protected]

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕТОДА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Аннотация: в данной статье рассматривается понятие и сущность инвентаризации как элемента метода бухгалтерского учета, описываются цели, функции и задачи инвентаризации, а также проводится анализ процедуры осуществления инвентаризационных мероприятий на примере предприятия ООО «Псельское».

Ключевые слова: инвентаризация, функции, задачи, анализ, этапы инвентаризационных мероприятий, бухгалтерский учет, акт инвентаризации.

Belousova Elizaveta Nikolaevna, 2nd year master's student at Kursk State University

e-mail: [email protected]

Olga Ovchinnikova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Accounting, Kursk State University e-mail: [email protected]

INVENTORY AS AN ELEMENT OF THE ACCOUNTING METHOD

Abstract: This article discusses the concept and essence of inventory as an element of the accounting method, describes the goals, functions and tasks of inventory, and also analyzes the procedure for conducting inventory activities using

the example of the LLC Pselskoye enterprise.

Key words: inventory, functions, tasks, analysis, stages of inventory activities, accounting, inventory act.

Инвентаризация - это элемент метода бухгалтерского учета, который включает в себя процедуру периодической проверки и документального отражения наличия средств организации, осуществляемую для подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Инвентаризация - прием, с помощью которого можно получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта. Инвентаризации подлежит имущество организации и его финансовые обязательства. В процессе проведения аудиторской проверки аудиторы могут наблюдать за процессом осуществления инвентаризации. Данное наблюдение способствует правильной оценке надежности системы бухгалтерского учета и действенности системы внутреннего контроля на предприятии.

Вследствие проведения инвентаризационных мероприятий происходит проверка правильного учета материальных и финансовых средств определенного предприятия, выявляются ошибки, допущенные в бухгалтерском учете, принимаются на баланс не учтенные ранее, но обнаруженные в ходе инвентаризации хозяйственные объекты, контролируется сохранность имеющихся средств.

Сущность инвентаризации заключается в ее функциях, которые представлены на следующем рисунке (рис. 1):

Функции инвентаризации

Экономическая (как элемент учета и контроля)

Социальная (как форма участия трудящихся в организации учета и контроля)

Воспитательная (как средство воспитания бережного отношения к имуществу)

Рисунок 1. Функции инвентаризации на предприятии

К основным целям инвентаризационных действий можно отнести следующие:

Определение фактического наличия хозяйственного имущества предприятия;

Проверка достоверности данных, отраженных в бухгалтерском учете организации;

Соотнесение фактического наличия средств предприятия с документальным их отражением.

Инвентаризации осуществляется по отношению ко всему имуществу организации независимо от его местонахождения и всем видам финансовых обязательств.

Задачи инвентаризации заключаются в следующем:

обнаружение фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, принадлежащих определенной организации;

проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и 2 эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;

проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно- л материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, денежных средств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности;

сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс проведения

инвентаризации на предприятии

это важный элемент внутреннего контроля в 3

1

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (37), 2021 организации, который позволяет выявить все имеющиеся активы и способствует устранению возможных ошибок, допущенных в бухгалтерском учете.

Рассмотрим процесс проведения инвентаризации на примере предприятия ООО «Псельское», которое располагается в Курской области в Беловском районе. Инвентаризация осуществляется в несколько этапов:

1. Подготовительный этап. На данном этапе происходит формирование документов, необходимых для правильного проведения инвентаризационных мероприятий. Руководитель организации подписывает приказ о проведении инвентаризации и назначает инвентаризационную комиссию. В приказе также отражены сроки проведения всей процедуры, виды проверяемого имущества.

2. Основной этап. На данном этапе осуществляется процедура взвешивания, измерения, подсчета и фактического выявления имеющихся хозяйственных средств на данном предприятии. После окончания всех проверяемых действий составляется инвентаризационная опись, документ, подтверждающий наличие, количество и стоимость имущества.

3. Заключительный этап. На данном этапе происходит сопоставление данных, полученных в ходе проведения инвентаризации, с отраженной в бухгалтерском учете информацией. Формируются сличительные ведомости, а после оформляются результаты инвентаризационных мероприятий. Данная процедура включает в себя процесс приведения данных бухгалтерского учета в соответствие с полученными результатами инвентаризации.

Рассмотрим конкретный пример проведения инвентаризации на предприятии ООО «Псельское».

ООО «Псельское» включает в себя деятельность магазинов, которые реализуют произведенную в агрохолдинге продукцию. Так, в магазине «Мясная лавка», расположенном в слободе Белая, произошла смена торговых работников. Бригада продавцов несет материальную ответственность за товарно-материальные ценности, которые располагаются в торговом зале и на

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (37), 2021 складе фирменного магазина, а также за денежные средства в кассе торгового зала. В данном случае имеет место быть коллективная материальная ответственность работников.

Инвентаризации подверглись следующие объекты:

1. Товары в торговом зале;

2. Денежные средства в кассе;

3. Товары на складе.

В ООО «Псельское» создана специальная инвентаризационная комиссия. Приказом руководителя предприятия утверждается персональный состав инвентаризационной комиссии, задание, включающее в себя содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризационных мероприятий.

Согласно приказа № 16 от 14 апреля 2020 г., инвентаризационная комиссия обязана провести инвентаризацию товаров в торговом зале и на складе, денежных средств в кассе 15 апреля 2020 г. с 8.00 до 17.00 часов вечера. В состав инвентаризационной комиссии входят: 2 бухгалтера и экономист.

С материально ответственных лиц перед началом инвентаризации берется расписка, в которого работники магазина подтверждают отсутствие неучтенных товаров или денежных средств в кассе.

Перед проведением инвентаризационных действий продавцами магазина были проведены подготовительные мероприятия. Товары рассортированы и разложены по наименованиям и сортам, в торговом зале проверено наличие ценников на всю продукцию, на складе также была произведена сортировка товаров. Были сделаны отчет о движении материальных ценностей (товарный отчет) и отчет о движении денежных средств (кассовый отчет), а также выведен остаток денежных средств на начало проведения инвентаризации (по отчету) и плановый остаток товаров на складе и в торговом зале (по данным бухгалтерии).

Акты инвентаризации составлены в трех экземплярах. Один экземпляр передан в бухгалтерию ООО «Псельское», второй экземпляр - у бригады работников данного магазина, сдавших ценности, третий экземпляр - у

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (37), 2021 бригады материально-ответственных лиц, которые приняли эти ценности.

На время проведения инвентаризации магазин «Мясная лавка» закрывают.

В первую очередь осуществляется инвентаризация денежных средств в кассе. Для данной процедуры используется унифицированная форма ИНВ-15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств».

В процессе проведения инвентаризационных действий наличных денежных средств не допускаются операции по приему и выдаче денег. Также не допускается отсутствие кого-либо из инвентаризационной комиссии. Кроме того, при заполнении акта инвентаризации не допускаются подчистки и помарки любого рода. Исправления обсуждаются и подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами.

Таким образом, в результате проведения инвентаризации наличных денежных средств была выявлена недостача в размере 527 руб. 59 коп. Недостача произошла по вине материально ответственных лиц и была признана работниками данного магазина.

Учет выявленных результатов инвентаризации наличных денежных средств будет выглядеть следующим образом:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - Кредит 50 «Касса» на сумму 527 р. 59 к. - то есть на величину полученной недостачи.

Дебет 73/2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям / расчеты по возмещению материального ущерба» - Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» на сумму 527 руб. 59 коп. - размер недостачи денежных средств в кассе делится на четыре части в соответствии с количеством работников магазина «Мясная лавка».

Существует 2 способа возмещения полученной недостачи: продавцы вносят сумму недостачи в кассу либо сумма ущерба удерживается из их заработной платы.

Следующий этап проведения инвентаризационных действий в данном

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (37), 2021 магазине - это проверка остатков товаров в торговом зале и на складе. Руководство агрохолдинга «Псельское» разработало упрощенную форму акта инвентаризации с целью существенного облегчения процедуры осуществления инвентаризации в отношении торговых работников (понимание требований к заполнению формы).

Акт инвентаризации товаров в торговом зале (также и на складе) включает в себя: название документа, наименование организации и структурного подразделения, дату и номер документа, на основании которого проводится инвентаризация, дату проведения инвентаризации. В форму включена расписка материально ответственных лиц (аналогично форме ИНВ-15).

Нумерация строк ведется сквозная через всю ведомость. Опись товаров осуществляется по порядку нахождения товаров на витринах, полках и так далее. Наименования проверяемых товаров, их количество указывают в ведомости по номенклатуре и в единицах измерения, которые приняты в бухгалтерском учете. На каждой странице ведомости указывают прописью число порядковых номеров товаров и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах) эти товары показаны.

Исправление ошибок производится во всех трех экземплярах ведомости путем зачеркивания неправильных записей и проставления над ними верных записей. Исправления также обсуждаются, согласовываются и подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и работниками данного магазина.

В описи нельзя оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

После составления описи происходит подсчет итоговых сумм по каждой странице и общий итог остатков товаров в торговом зале и на складе.

Акт инвентаризации подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. Вследствие того, что

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (37), 2021 инвентаризация проводится в связи со сменой работников, принявшая бригада продавцов расписывается в получении товаров, а сдавшая бригада - в сдаче товаров.

Выполнив все обязательные требования, инвентаризационная комиссия выявила следующие результаты по инвентаризации товаров в торговом зале и на складе: фактический остаток товаров составил 852968 руб. 00 коп., по плану остаток товаров должен быть 852433 руб. 00 коп. По товарам в магазине обнаружен излишек в размере 535 рублей.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации полученный излишек необходимо оприходовать и списать на финансовые результаты. В бухгалтерском учете будет составлена следующая проводка:

Дебет 41 «Товары» - Кредит 91/1 «Прочие доходы и расходы / прочие доходы» на сумму 535 руб. 00 коп.

Таким образом, можно сделать следующие выводы по завершению инвентаризационных мероприятий:

1. В результате проведения инвентаризации наличных денежных средств в кассе данного магазина обнаружена недостача в размере 527 руб. 59 коп.

2. Вследствие проведения инвентаризационных действий товаров на складе и в торговом зале данного магазина обнаружен излишек, который составляет 535 руб. 00 коп.

3. Одна бригада продавцов магазина «Мясная лавка» сдала товарно-материальные ценности, а другая - их приняла (это товары и денежные средства) на общую сумму 864921 руб. 45 коп.

Проведение инвентаризационных мероприятий на предприятии обеспечивает возможность устранения имеющихся ошибок и недопущения этих искажений в последующем, а это, в свою очередь, избавляет организацию от возможных мер ответственности, возникающих в ходе аудиторской проверки.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (37), 2021 Список используемых источников

1. Хоружий Л.И. Инвентаризация как важный этап подготовительной работы к составлению отчетности организаций/Хоружий Л.И., Гупалова Т.Н., Шакова Ф.М.//Бухучет в сельском хозяйстве. - 2018. - № 8. - С. 26-32.;

2. Шибеко Е.Н. Инвентаризация - 6000 лет без изменений [Текст]/ Е.Н. Шибеко. - Издательство: Белорусский государственный экономический университет (Минск), 2018. - 231 с.;

3. Официальный сайт агрохолдинга ООО «Псельское» http://www.xn--e1aaodqcoc2h.xn--p1ai/ [Электронный ресурс]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.