ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ — ОСНОВНОЙ ПРИЕМ ВЫЯВЛЕНИЯ ТОВАРНЫХ ПОТЕРЬ
И. Н. КОСТЮКОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и автоматизированной обработки данных Д. В. ЛУГОВСКОЙ, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и автоматизированной обработки данных Кубанский государственный университет
Одна из задач современного бухгалтерского учета — формирование информации, необходимой для контроля за законностью и целесообразностью хозяйственных операций. Контроль в свою очередь во многом обеспечивается посредством такого учетного методического приема, как инвентаризация.
Инвентаризация (от лат. inventarium — опись имущества, инвентарь) в прямом толковании — составление описи имущества. Сегодня инвентаризация — это методический прием бухгалтерского учета, заключающийся в установлении фактического наличия, состояния и оценки имущества и финансовых обязательств организации. Она направлена на реализацию контрольной функции бухгалтерского учета и проводится в целях обеспечения соответствия учетных и фактических данных. Выявление расхождений между ними служит основанием для внесения корректировок в учет, установления их причин, определения степени материальной ответственности и т. д.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст. 12) организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка [2]. Правила и порядок проведения инвентаризации, а также особенности документального оформления ее результатов регулируются Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств [4].
В ходе инвентаризации, следуя предписаниям данного нормативного документа (п. 1.3), проверке подлежит все имущество организации независимо от местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежит имущество, не принадлежащее организации, но числящееся в бухгалтерском учете (находящееся на ответственном хранении, арендованное, полученное для переработки и др.), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам [4].
Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится в соответствии с Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них [3] и Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении [1] во исполнение Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» [3].
Основными задачами инвентаризации товаров и тары считаются:
• определение фактического наличия товаров и тары;
• сопоставление фактического наличия товаров и тары с данными бухгалтерского учета;
• выявление результатов инвентаризации товаров и тары.
Инвентаризация товаров и тары — это способ проверки соответствия их фактического наличия в натуре данным бухгалтерского учета. Она проводится в целях обеспечения достоверности
показателей бухгалтерского учета и сохранности собственности организации.
При инвентаризации выявляются также изменения в товарных запасах, которые не поддаются количественной и стоимостной оценке и не подлежат документальному оформлению в ходе обычной деятельности (например, естественная убыль, выбытие товаров в результате хищений), товары, частично потерявшие свои первоначальные качества, малоходовые, залежалые и испорченные товары и осуществляется проверка соблюдения правил и условий хранения товаров.
Обязательное проведение инвентаризации товаров и тары предусмотрено Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (п. 2 ст. 12) в следующих случаях:
• при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
• при смене материально ответственных лиц;
• при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
• в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
• при реорганизации или ликвидации организации;
• в других случаях, предусмотренных законодательством РФ [2].
Кроме того, в соответствии с п. 1.6 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств при коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50 % его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады) [7].
Для документального оформления инвентаризации используются типовые унифицированные формы первичной учетной документации [9] (табл. 1).
Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень товаров и тары, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации с учетом обязательных требований.
В зависимости от периодичности проведения различают плановые и внезапные инвентаризации.
Плановые инвентаризации проводятся в сроки, определенные в учетной политике организации. Как правило, плановые инвентаризации проводятся в периоды наименьших остатков то-
Таблица 1
Перечень форм первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации
№ формы Наименование формы
ИНВ-1 Инвентаризационная опись основных средств
ИНВ-1а Инвентаризационная опись нематериальных активов
ИНВ-2 Инвентаризационный ярлык
ИНВ-3 Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей
ИНВ-4 Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей (отгруженных)
ИНВ-5 Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение
ИНВ-6 Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути
ИНВ-8 Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них
ИНВ-8а Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях
ИНВ-9 Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них
ИНВ-10 Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств
ИНВ-11 Акт инвентаризации расходов будущих периодов
ИНВ-15 Акт инвентаризации наличных денежных средств
ИНВ-16 Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности
ИНВ-17 Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами
ИНВ-18 Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств
ИНВ-19 Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей
ИНВ-22 Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации
ИНВ-23 Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации
ИНВ-24 Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей
ИНВ-25 Журнал учета контрольных проверок за правильностью проведения инвентаризаций
ИНВ-26 Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией
варно-материальных ценностей на складах, базах, овощехранилищах и др.
Внезапные инвентаризации проводятся по решению руководителя. Приказ о проведении внезапной инвентаризации подписывается обычно утром того дня, на который назначено ее проведение.
По полноте охвата различают сплошные и выборочные инвентаризации.
Сплошная инвентаризация проводится в предусмотренные учетной политикой сроки, при этом инвентаризируется все имущество организации независимо от местонахождения и все виды финансовых обязательств. Проверке подлежат ценности во всех структурных подразделениях организации.
При выборочной инвентаризации проверяется лишь часть товарных запасов. Например, при переоценке товаров проводится инвентаризация только тех товаров, по которым меняются цены. Выборочные инвентаризации обычно проводят на базах и складах, где ведется натурально-стоимостный учет по отдельным наименованиям товаров. При этом выборка может носить случайный, систематический или комбинированный характер.
Для проведения инвентаризации руководитель организации издает приказ (распоряжение) о проведении инвентаризации, в котором устанавливает время и сроки ее проведения, перечень ценностей, подлежащих инвентаризации, и состав инвентаризационной комиссии (ф. № ИНВ-22).
Инвентаризацию проводит постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации товаров и тары создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.
В состав инвентаризационной комиссии обычно включаются представители администрации, работники бухгалтерской службы и материально ответственные лица. В состав комиссии могут входить и другие специалисты организации (инженеры, экономисты, техники и т. д.).
Приказ (распоряжение) о проведении инвентаризации подписывается руководителем организации и регистрируется в журнале контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (ф. № ИНВ-23), в котором отражаются следующие данные:
• номер распоряжения и дата;
• объект инвентаризации;
• фамилии материально ответственных лиц;
• состав инвентаризационной комиссии;
• расписка в получении приказа (постановления, распоряжения);
• начало инвентаризации, число и часы по приказу и фактически;
• окончание инвентаризации, число и часы по приказу и фактически;
• предварительный результат, дата и сумма недостач и излишков;
• окончательный результат, дата и сумма недостач и излишков;
• дата утверждения результатов;
• дата принятия мер по недостаче, в том числе погашение недостачи и передача дела в следственные органы или суд [9].
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Инвентаризационная комиссия осуществляет профилактическую работу по обеспечению сохранности ценностей, проводит инструктажи членов рабочих комиссий, организует проведение инвентаризаций, снимает фактические остатки товаров и тары.
До начала инвентаризации материально ответственные лица составляют отчеты о движении товаров и тары, денежных средств, которые представляются инвентаризационной комиссии. Председатель инвентаризационной комиссии визирует отчеты и все приложенные к ним приходные и расходные документы, с указанием даты до инвентаризации, что служит бухгалтерии основанием для определения остатков товаров и тары к началу инвентаризации по учетным данным. В розничных торговых организациях, кроме того, проверяют и сумму указанного в отчетах остатка товаров и тары.
Бухгалтерия к началу инвентаризации обязана закончить проверку и обработку документов в структурных подразделениях организации, определить остатки на день инвентаризации по каждому наименованию товаров и тары. В местах хранения товары и тара должны быть уложены по наименованиям, сортам, размерам, ценам в зависимости от применяемого в организации способа хранения. На товары должны быть заранее составлены ярлыки с необходимыми сведениями о количестве, массе, мере.
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы на товары и тару сданы в бухгалтерию или переданы комиссии
вместе с товарным отчетом и все товары и тара, поступившие под их материальную ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение товаров и тары или доверенности на их получение.
Указанные расписки предусмотрены непосредственно в составе унифицированных форм инвентаризационных описей и актов.
Инвентаризация товаров и тары производится последовательно по местам их хранения и материально ответственным лицам. Не допускается суммирование одноименных товаров и тары, хранящихся в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица.
В случаях, когда инвентаризационная комиссия не имеет возможности в течение одного дня произвести подсчет материальных ценностей и записать их в инвентаризационную опись, на пересчитанные товары и тару по месту их хранения заполняют инвентаризационный ярлык (ф. N° ИНВ-2). Ярлык заполняется материально ответственным лицом в одном экземпляре на каждое наименование товара. Он хранится вместе с пересчитанным товаром и тарой [1].
В ярлыках указываются те же данные, что и в инвентаризационной описи (кроме суммы). Комиссия проверяет правильность составленного ярлыка, ставит на нем порядковый номер, регистрирует в контрольной ведомости и передает счетному работнику для записи проверенного товара в инвентаризационную опись. Ярлык подписывают председатель инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо.
В магазинах розничной торговли инвентаризация товаров и тары обычно проводится одновременно с инвентаризацией во всех обособленных подразделениях (палатках, киосках, павильонах и пр.).
Проверка фактического наличия товаров и тары проводится комиссией при участии материально ответственных лиц путем обязательного пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи сведения об остатках товаров по данным, указанным на ярлыках, со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку наличия товаров и тары в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).
Товары и тара, поступившие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Данные товары и тара заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе председатель комиссии (или по его поручению член комиссии) своей подписью подтверждает факт поступления отметкой «после инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.
Отпуск товаров и тары во время инвентаризации запрещен. Однако при длительном проведении инвентаризации с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации такой отпуск производится материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти товары и тара заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации».
В описи указываются дата отпуска, наименование получателя, дата и номер расходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на расходном документе председатель комиссии своей подписью подтверждает факт отпуска отметкой «отпуск во время инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.
Отпуск товаров и тары отражается материально ответственным лицом в товарном отчете, составленном после инвентаризации.
Инвентаризация товаров и тары, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Сведения о фактическом наличии товаров и тары записываются в инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей, которые составляются в двух экземплярах (ф. № ИНВ-3). Один экземпляр заполняет член комиссии, а другой — материально ответственное лицо [1].
При смене материально ответственных лиц и передаче ценностей заполняются три экземпляра инвентаризационной описи.
В инвентаризационную опись записываются следующие данные:
• наименование организации;
• состав комиссии (председатель, работник бухгалтерской службы, материально ответственные лица);
• основание для проведения инвентаризации;
• начало инвентаризации, число, часы;
• перечень товаров с указанием порядкового номера; наименования товаров, сорта; количества мест; единицы измерения; количества единиц товара; цены; суммы;
• при партионном учете указывается также номер партии [1].
Товары заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.). Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т. д.). На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи.
На каждой странице инвентаризационной описи после окончания записей указывают прописью число порядковых номеров товаров и тары и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения эти ценности показаны.
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках товаров, тары и денежных средств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией товаров и тары в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленных в описи ценностей на ответственное хранение. Расписка материально ответственных лиц имеет следующее содержание: «Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи как по количеству, так и по цене, сняты комиссией в моем (нашем) присутствии с натуры правильно, пропусков ценностей нет, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею (не имеем). Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем (нашем) ответственном хранении» [1].
В случае смены материально ответственных лиц при проверке фактического наличия товаров и
тары лицо, принявшее имущество, расписывается в описи в получении, а лицо, сдавшее имущество, — в сдаче этих товаров и тары.
Данные о товарах и таре, хранящихся на складах других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу данных товаров и тары на ответственное хранение. В описях на данные товары и тару указываются их наименование, количество, сорт, стоимость, дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов. На товары и тару, находящиеся на ответственном хранении, полученные для переработки, составляются отдельные описи.
Инвентаризация товаров отгруженных оформляется актом инвентаризации товаров отгруженных (ф. № ИНВ-4). На товарно-материальные ценности отгруженные, срок оплаты которых не наступил, и отгруженные, но не оплаченные покупателями в срок, составляются отдельные акты. Кроме того, по каждой отдельной отгрузке приводится наименование покупателя.
Инвентаризация товаров, принятых на ответственное хранение, оформляется инвентаризационной описью товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (ф. № ИНВ-5). Товары, принятые на ответственное хранение, учитываются на внесистемном (забалансовом) счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» в ценах, указанных в приемо-сдаточных документах, счетах и др.
В описях на ценности, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи в переработку, номера и даты документов.
Инвентаризация товаров в пути оформляется актом инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути (ф. № ИНВ-6).
При проведении инвентаризации товаров и тары в пути, приобретенных, но еще не доставленных в организацию, проверяется соответствие товарных остатков на соответствующих субсчетах и в аналитическом учете по счетам 41 «Товары» или 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (в зависимости от принятой организацией учетной политики) надлежаще оформленным документам (договорам, поступившим в организацию, счетам поставщиков, извещениям о произведенной отгрузке и т. п.).
В описях на товары и тару в пути отражается каждая отправка товаров и тары с указанием следующих данных: дата отгрузки; наименование;
количество и стоимость товаров; перечень и номера документов, на основании которых товары в пути отражены на счетах бухгалтерского учета.
Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой техники, так и ручным способом. При ручном способе описи заполняются чернилами или шариковой ручкой, без помарок и подчисток. Наименования товаров и тары указываются по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над ними правильных значений. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
В описях не допускается оставление незаполненных строк. На последних страницах описей незаполненные строки прочеркиваются.
В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т. п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и при их подтверждении производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.
К моменту завершения инвентаризации бухгалтерия должна выполнить всю подготовительную работу: проверить, обработать и записать в учетные регистры все представленные материально ответственными лицами отчеты, обеспечить сверку данных бухгалтерского натурально-стоимостного учета товаров с натуральным (количественным) складским учетом, оформив ее актом; при оперативно-бухгалтерском (сальдовом) учете товаров обеспечить составление ведомости остатков товаров. Бухгалтерия устанавливает учетные остатки товаров и тары на дату инвентаризации.
В бухгалтерии торговой организации при получении описей от инвентаризационной комиссии их проверяют на предмет правильности составления, цен на товары и тару, таксировки и подсчета итогов. На последней странице описи делается отметка о проверке цен, таксировке и правильности подсчета итогов за подписями лиц, проводивших эти проверки.
Для выявления окончательных результатов инвентаризации в бухгалтерии сопоставляют данные бухгалтерского учета с фактическим наличием товаров и тары по описи.
По товарам и таре, при инвентаризации которых выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости (ф. № ИНВ-19) в двух экземплярах, один из них хранится в бухгалтерии, другой передается материально ответственному лицу. В сличительных ведомостях указываются остатки товаров и тары по каждому наименованию по данным учета и фактические, товарные потери по норме и окончательный результат инвентаризации (недостача или излишек) [9].
Суммы излишков и недостач товаров и тары в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.
Со сличительной ведомостью бухгалтер обязан ознакомить материально ответственное лицо под расписку в ведомости.
Результаты инвентаризации товаров и тары отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием товаров и тары и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
• товары и тара, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию с одновременным признанием прочих доходов в сумме рыночной стоимости таких товаров и тары с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
• недостача товаров в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке, относится по распоряжению руководителя организации к расходам на продажу, а недостача сверх норм естественной убыли — за счет виновного лица. Если таковые не установлены или судом отказано во взыскании с них убытков, то они списываются в прочие расходы организации.
Общая схема отражения расхождений между фактическим наличием и состоянием товаров, выявленным при инвентаризации, и учетными данными представлена на рисунке.
Излишки товаров и тары, выявленные в ходе инвентаризации, относятся на прочие доходы организации (по рыночным ценам): Д-т сч. 41 «Товары» К-т сч. 91-1 «Прочие доходы». Недостача товаров и тары отражается записью: Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К-т сч. 41 «Товары».
Установление причин и виновных лиц
Погашена недостача Погашена (признана)
(удержана недостача
из зарплаты и др.): (претензия):
Д-т сч. 41, 50, 70 Д-т сч. 51, 60, 62
К-т сч. 73, К-т сч. 76
Д-т сч. 98 К-т сч. 91
Если товары учитываются по ценам продажи, то делаются дополнительные записи на величину торговой наценки, относящейся:
• к излишним товарам: Д-т сч. 41 «Товары»
К-т сч. 42 «Торговая наценка»;
• к недостающим товарам:
Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К-т сч. 42 «Торговая наценка» — сторно. Недостача товаров в пределах норм естественной убыли списывается в расходы на продажу торговой организации или за счет ранее начисленного резерва на естественную убыль:
Д-т сч. 44 «Расходы на продажу», 96 «Резервы предстоящих расходов»
Схема учета расхождений, выявленных при инвентаризации
К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Недостача товаров сверх норм естественной убыли подлежит взысканию с виновных лиц в установленном порядке:
Д-т сч. 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Эта запись имеет место лишь в случаях, когда указанная сумма будет взыскиваться с виновных лиц, которые признали вину, либо вина которых установлена судом.
Если с виновного лица взыскивается рыночная стоимость товара, то разница между суммой, подлежащей взысканию с виновного лица, и балан-
совой стоимостью по недостачам товаров и тары отражается записью:
Д-т сч. 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
К-т сч. 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей».
По мере возмещения суммы ущерба (внесения в кассу организации, удержания из заработной платы и др.) в бухгалтерском учете признается доход на разницу между суммой, подлежащей взысканию с виновного лица, и балансовой стоимостью по недостачам товаров и тары:
Д-т сч. 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» К-т сч. 91-1 «Прочие доходы». Недостача товаров сверх норм естественной убыли в размере, не превышающем среднего месячного заработка (ст. 241 Трудового кодекса РФ [1]), по распоряжению руководителя взыскивается путем удержания ее из заработной платы. Сумма ущерба, превышающая средний месячный заработок работника, взыскивается в судебном порядке, если работник отказался погасить ее добровольно.
Сумма недостачи, во взыскании которой отказано судом, списывается:
Д-т сч. 91-2 «Прочие расходы» К-т сч. 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».
При отсутствии виновных лиц недостача сверх норм естественной убыли списывается за счет прочих расходов организации:
Д-т сч. 91-2 «Прочие расходы» К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
В документах, которые представляются в бухгалтерию для списания недостач товаров и тары сверх норм естественной убыли, должны быть:
• решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц или отказ от взыскания ущерба с виновных лиц;
• заключение о факте порчи товаров и тары, полученное от отдела товарных экспертиз или соответствующих специализированных организаций.
В комиссионной торговле недостача товаров, выявленная в результате инвентаризации, отражается в бухгалтерском учете по ценам продажи: К-т сч. 004 «Товары, принятые на комиссию». Сумма задолженности, подлежащая выплате комитенту согласно заключенному договору комиссии, отражается записью:
Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Недостача в комиссионной торговле списывается за счет виновного лица:
Д-т сч. 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
В случае если сумма, подлежащая выплате комитенту, отличается от рыночной стоимости таких товаров, возникающая разница относится на доходы будущих периодов:
Д-т сч. 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
К-т сч. 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей».
Погашение задолженности по недостаче товаров виновным лицом отражается записью:
Д-т сч. 50 «Касса», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
К-т сч. 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».
Одновременно разница между стоимостью товаров, погашенной виновным лицом, и суммой, выплаченной комитенту, относится на прочие доходы организации:
Д-т сч. 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» К-т сч. 91-1 «Прочие доходы». В ходе инвентаризации могут быть выявлены недостача и одновременно излишки товаров одного наименования. Как правило, данная ситуация означает, что произошла пересортица товаров.
Материально ответственные лица должны представить подробные объяснения инвентаризационной комиссии о допущенной пересортице.
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы товаров может быть допущен в виде исключения руководителем организации при выполнении следующих условий:
• проверяемые периоды по этим товарам совпадают;
• товары находятся у одного и того же проверяемого лица;
• товары имеют одно и то же наименование;
• недостача и излишек товаров в количественном выражении тождественны [7].
Зачет по пересортице товаров (оприходованы товары, оказавшиеся в излишке, которыми допус-
кается перекрыть недостачу) отражается на счетах бухгалтерского учета записью:
Д-т сч. 41 «Товары»
К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Разница в ценах, образовавшаяся от пересортицы (вследствие продажи одного сорта товаров за другой, более высокий), подлежит возврату покупателю, а в тех случаях, когда покупателя установить невозможно, относится на прочие доходы организации.
Потери от продажи более дорогого сорта по цене более низкого сорта с учетом допустимого зачета относятся на виновных лиц, и причиненный ущерб взыскивается с них.
Если конкретные виновники пересортицы товаров не установлены, то разница рассматривается как недостача сверх норм естественной убыли и списывается на прочие расходы организации.
На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.
Недостача товаров и тары, образовавшаяся в результате стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, списывается на прочие расходы организации:
Д-т сч. 91-2 «Прочие расходы»
К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Руководство организации может после окончания инвентаризации назначить контрольную проверку правильности проведения инвентаризации. Контрольная проверка проводится с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции, где проводилась инвентаризация.
Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом о контрольной проверке правильности про-
ведения инвентаризации ценностей (ф. № ИНВ-24) и регистрируются в журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации (ф. № ИНВ-25). Итоги проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (ф. № ИНВ-26).
Список литературы
1. Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, обращении: приказ Минфина России от 29.08.2001 № 68н.
2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (в ред. от 03.11.2006).
3. О драгоценных металлах и драгоценных камнях: Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ (в ред. от 24.07.2007).
4. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49.
5. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н (в ред. от 18.09.2006).
6. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01: приказ Минфина России от 09.06.2001 № 44н (в ред. от 26.03.2007).
7. Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности: постановление Правительства РФ от 28.09.2000 № 731.
8. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 17.07.2009).
9. Унифицированные формы первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации: постановление Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 (в ред. от 03.05.2000).
РЕДИТ
ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !
Предлагаемпубликацию годовой и квартальной отчетности.
Стоимость однойпубликации — 8 000рублей (НДСнеоблагается) задве журнальные страницы формата А4.
Тел./факс:(495) 721-85-75 [email protected]