ВСЕ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА, ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И ДРУГИХ СТАТЕЙ БАЛАНСА*
ЮМ. ПИСКАРЁВА, преподаватель бюджетного учета
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
До начала инвентаризации основных средств необходимо проверить:
• Наличие и состояние регистров учета - инвентарных карточек ф. ОС-6 бюдж. (0504106), ОС-8 (0504108), ОС-9 (0504109), описей инвентарных карточек ф. ОС-10 (0504110), раздельных оборотных ведомостей ф. 326 (0504126) и др.;
• наличие и состояние технических паспортов и другой технической документации;
• наличие документов на основные средства, сданные или принятые учреждением в аренду, на хранение и во временное пользование. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
При обнаружении расхождений и неточностей в бухгалтерском учете или технической документации бухгалтерии необходимо в эти документы внести соответствующие исправления и уточнения.
При инвентаризации комиссия в обязательном порядке производит осмотр объектов в натуре и проверку соответствия технической документации, записывает в описи полное наименование этих объектов и их инвентарные номера. В случае отсутствия технической документации это указывается в описях по графе «Примечание».
Машины, оборудование и другие объекты проверяются по заводским номерам и заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, мощности и т.д.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности учреждения (на праве оперативного управления) или приобретенных за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений. Проверяется также наличие
ж Окончание. Начало в № 19 (91) 2003 г.
документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности учреждения.
Основные средства записываются в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) ф. 401 (0504801) под наименованиями, принятыми в учете. Объект, подвергшийся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию, вследствие чего изменилось основное его назначение, вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Необходимо проверить правильность проведения переоценки основных средств, проводившейся в текущем году.
В случаях, когда произведенные капитальные работы (пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений не отражены в учете, комиссйя должна по соответствующим документам определить сумму увеличения или уменьшения балансовой стоимости объекта и привести в инвентаризационной описи данные о произведенных изменениях. Одновременно с этим комиссия должна установить виновных лиц и причины, по которым конструктивные изменения объектов не получили отражения в учете.
Отдельные описи составляются при инвентаризации различных насаждений.
Рабочий, продуктивный и племенной скот заносится в отдельные описи с указанием инвентарного номера (бирки, тавра), клички животного, возраста, породы и балансовой стоимости.
Объекты основных средств, которые в момент инвентаризации будут находиться вне учреждения, должны быть проинвентаризированы до момента их временного выбытия из учреждения.
При выявлении объектов, не числящихся в учете, а также объектов, по которым в учете отсутствуют данные, характеризующие их, комиссия должна в опись включить недостающие сведения и технические показатели по этим объектам. Так, по зданиям и сооружениям - указать их назначение, материалы, из которых они построены, объем (по
наружному и внутреннему обмеру), площадь, число этажей и другие сведения.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.
Основные средства, непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, в инвентаризационную опись не включаются На эти объекты инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.). Списание таких объектов производится в установленном порядке.
Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.
По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой даются ссылки на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.
Для драгоценных металлов, содержащихся в полуфабрикатах, узлах и деталях оборудования, приборах и иных изделиях, составляются отдельные описи.
В группе основных средств в инвентаризационные описи вносятся драгоценные металлы, содержащиеся в объектах основных средств, находящихся в эксплуатации, в запасе, на консервации, в арендованных объектах. Обследованию подлежат: здания и сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование (силовые, рабочие, средства вычислительной техники, измерительные и регулирующие устройства, лабораторное и медицинское оборудование и др.), транспортные средства, производственный инвентарь (электровибраторы и др.), бытовая телерадиоаппаратура.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:
• наличие документов, подтверждающих права учреждения на их использование;
• правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе;
• правомерно ли относятся к нематериальным активам организационные расходы, связанные с образованием юридического лица;
• применяется ли при учете и списании нематериальных активов установленная бухгалтерская документация.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ МАЛОЦЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ
Малоценные предметы инвентаризируются по месту их нахождения и материально ответственным лицам, на хранении которых они находятся.
Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи малоценные предметы заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.
При инвентаризации этих предметов, выданных в индивидуальное пользование работникам, допускается составление групповых инвентаризационных описей с указанием в них ответственных за эти предметы лиц.
В описях указывается первоначальная стоимость предметов.
Следует обратить внимание на инвентаризацию белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви. Необходимо убедиться, имеются ли на предметах маркировочные штампы: для находящегося на складе инвентаря - штамп наименования учреждения, а для переданных в эксплуатацию предметов - еще и штамп о времени передачи в эксплуатацию (квартал, год).
Необходимо так организовать инвентаризацию белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви, чтобы она проводилась одновременно во всех подразделениях учреждения (в отделениях, кабинетах больничных учреждений и др.).
Предметы спецодежды, белья и постельных принадлежностей, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании накладных или квитанций организаций, осуществляющих эти услуги.
Необходимо также проверить правильность ведения книги регистрации боя посуды ф. 325 (0504325), добивание и выбрасывание посуды после записи ее в данную форму, а также своевременность списания разбитой посуды по акту ф. 443 (0504143) «Акт о списании малоценных предметов».
Особое внимание при инвентаризации необходимо обратить на стоимость малоценных предметов, которые в соответствии с указаниями Минфина России подлежали переоценке по правилам переоценки основных средств, а также правильность проведения этой переоценки.
Следует отметить, что драгоценные металлы, содержащиеся в малоценных предметах (приборах, средствах автоматизации, специнструментах и т.п.), находящихся на складах и в эксплуатации, также подлежат инвентаризации.
Малоценные предметы, пришедшие в негодность и не списанные, в инвентаризационную опись не включаются. На эти предметы составляются отдельные описи с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ, ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ И ДРУГИХ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ
Инвентаризация материалов, продуктов питания, топлива, готовой продукции, изделий и других материальных запасов производится по местам хранения и отдельно по материально ответственным лицам. Материальные запасы при инвентаризации записываются в описи ф. 401 (0504801) по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).
Инвентаризация, как правило, производится в порядке расположения ценностей в данном помещении.
При хранении ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
Комиссия в присутствии материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания.
Не допускается вносить в опись данные об остатках материальных ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
Материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются после инвентаризации. Эти материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В описи указывается, когда, от кого они поступили, дата и номер приходного документа, наименование, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии делается отметка «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.
На больших складах при продолжительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера учреждения в процессе инвентаризации материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.
Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». Оформление описи должно осуществляться по аналогии с до-
кументами на поступившие материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии.
Необходимо проверить, соблюдается ли установленный порядок проведения инвентаризации продуктов питания - один-два раза в квартал. Кроме того, проводятся ли в межинвентаризационный период внезапные инвентаризации продуктов питания (сплошные или выборочные), их результаты и правильность отражения излишков и недостач по бухгалтерскому учету, правильно ли применяется при этом естественная убыль. Взыскание недостачи продуктов питания сверх норм естественной убыли производится с материально ответственных лиц по рыночным ценам.
Проверяется также проведение ежеквартальной инвентаризации спирта по состоянию на 1-е число первого месяца квартала, а также периодических внезапных инвентаризаций спирта. Инвентаризация должна проводиться по всем местам хранения спирта (при этом проверяется правильность определения крепости спирта).
Молодняк крупного рогатого скота и животные на откорме включаются в описи индивидуальное указанием инвентарных номеров, клички, пола, масти, породы и т.п.
Животные на откорме, учитываемые в групповом порядке, включаются в описи по возрастным и половым группам с указанием количества голов и живого веса по каждой группе.
Крупный рогатый скот, рабочий скот, свиньи (матки и хряки) и особо ценные экземпляры овец и других животных (племенное ядро) включаются в описи индивидуально.
Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и тд.). На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи.
Запасные части к машинам и оборудованию инвентаризируются по наименованиям, маркам, заводским номерам, количеству и стоимости. Следует проверить правильность учета двигателей, аккумуляторов, автомобильных шин и покрышек, выданных для замены изношенных и учитываемых на забалансовом счете 12 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных».
На выявленные при инвентаризации негодные или испорченные материальные ценности дополнительно составляются описи, в которых указываются причины, характер и степень порчи материальных ценностей, а также виновные лица, допустившие их порчу.
Описи составляются отдельно на товарно-ма-териальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и
наход ящиеся на складах других организаций. В описи приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.
Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость (поданным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.
В описях на материальные ценности, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость поданным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.
В отдельные инвентаризационные описи вносятся драгоценные металлы, содержащиеся в составе покупных комплектующих изделий, использующихся в ходе проведения научных экспериментальных работ.
По фуппе кинофотоматериалов подлежат инвентаризации кинопленки, фотопленки, аэропленки. ^рентгеновские материалы медицинского и технического назначения, фотобумага и другие сереб-1>осодержащие кинофотоматериалы, не экс пони-|юванные и не прошедшие химико-фотографическую обработку. Содержание серебра в них определяется по паспортным данным или по другим официальным справочным материалам.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ НЕЗАКОНЧЕННЫХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
В бюджетных научно-исследовательских учреждениях и учебных заведениях инвентаризируются незаконченные работы, выполняемые по договорам с организациями. Инвентаризация проводится по темам (договорам), при этом инвентаризационной комиссией выверяется сметная (договорная) стоимость выполненной части каждой темы, а бухгалтерией - фактические расходы.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ НЕЗАВЕРШЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
К незавершенному производству в учреждениях относятся заделы (детали, узлы, агрегаты) и изделия, обработка и сборка которых еще не закончена, готовые изделия, не полностью укомплек-гованные и не сданные на склад.
Перед началом инвентаризации необходимо сдать на склад все не нужные для производства материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а 1акже все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена.
Находящиеся в учреждении заделы незавершенного производства и полуфабрикаты должны быть приведены в порядок, обеспечивающий удобство и правильность подсчета их количества.
Проверка остатков заделов незавершенного производства (деталей, узлов и т.п.) производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания.
Описи составляются отдельно по каждому подразделению с указанием наименований заделов или степени их готовности, количества или объема.
Материалы и покупные полуфабрикаты, находившиеся у рабочих мест и не подвергавшиеся обработке, в описи инвентаризации незавершенного производства не включаются, а инвентаризируются особо и записываются в отдельных описях.
Обнаруженный при инвентаризации брак деталей оформляется составлением акта о браке.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ НЕЗАВЕРШЕННОГО
ПРОИЗВОДСТВА В ПОДСОБНЫХ СЕЛЬСКИХ ХОЗЯЙСТВАХ
В подсобных сельских хозяйствах при учреждениях к незавершенному производству относятся расходы под озимые посевы, на вспашку зяби, подготовку паров, парников и теплиц, а также расходы по садам, ягодникам и виноградникам.
Инвентаризация проводится по каждому виду незаконченных работ, причем инвентаризационной комиссией проверяются натуральные показатели и фактические расходы. Фактические расходы определяются путем выборки из первичных документов и учетных регистров (наряды, требования на семена и материалы, путевые листы и др.).
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ
При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические расходы в ценные бумаги, в уставные капиталы хозяйственных обществ и товариществ на вере, в процентные облигации государственных и местных займов, производимых за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности.
При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливаются:
• правильность оформления ценных бумаг;
• реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;
• сохранность ценных бумаг путем сопоставления фактического наличия с данными учета;
• своевременность отражения в учете полученных доходов по ценным бумагам. Инвентаризация ценных бумаг проводится
одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе.
Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы.
Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ЦЕННОСТЕЙ
И БЛАНКОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.93 № 40 (с последующими изменениями и дополнениями).
При инвентаризации кассы проверяется денежное наличие путем полного полистного пересчета всех денежных знаков и металлической монеты. Одновременно инвентаризируются денежные документы и ценности, лимитированные чековые книжки и бланки строгой отчетности, хранящиеся в кассе. При проверке фактического наличия денежных документов (оплаченные путевки в дома отдыха и санатории, почтовые марки, марки госпошлины и др.) устанавливаются сумма, подлинность каждого документа и правильность его оформления. Бланки строгой отчетности проверяются по видам, номерам и сериям бланков.
Хранение в кассе неоприходованных наличных денег и других ценностей запрещается.
При подсчете фактического наличия денежных средств в кассе принимаются к учету наличные деньги. Никакие документы или расписки в остаток наличности кассы не включаются.
Инвентаризация кассы оформляется актом инвентаризации наличных денежных средств, находящихся по состоянию на «_»_
200_г. по форме № ИНВ-15, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88. В акте указываются: состав комиссии, проводившей инвентаризацию, место нахождения проинвентаризированных наличных денег и других ценностей, остаток в натуре и остаток по данным бухгалтерского учета на день инвентаризации.
Инвентаризация ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности оформляется отдельной инвентаризационной описью. Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма № ИНВ-16) применяется для отражения результатов инвентаризации фактического наличия ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности и выявления количественных расхождений их с учетными данными.
Опись составляется в двух экземплярах, подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии и материально ответственным^) лицом(ами). Один экземпляр описи передается в бухгалтерию организации, второй - остается у материально ответственного(ых) лица (лиц), который(е) принимает(ют) ценные бумаги или бланки документов строгой отчетности на ответственное хранение.
При наличии бланков документов строгой отчетности, нумеруемых одним номером, составляется комплект с указанием количества документов в нем.
До начала инвентаризации от каждого материально ответственного лица или группы лиц, отвечающих за сохранность ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности, берется расписка. Расписка включена в заголовочную часть инвентаризационной описи.
При смене материально ответственных лиц опись составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, принявшему ценные бумаги и бланки документов строгой отчетности; второй экземпляр -материально ответственному лицу, сдавшему ценные бумаги и бланки документов строгой отчетности; третий экземпляр - бухгалтерии.
На последней странице формы перед подписью председателя комиссии даны две свободные строки для записи последних номеров документов в случае движения ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности во время инвентаризации.
При автоматизированной обработке данных по учету результатов инвентаризации форма № ИНВ-16 выдается комиссии на бумажных и машинных носителях информации с заполненными графами с 1 по 10. В описи комиссия заполняет графы 11 и 12 о фактическом наличии ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности.
При обнаружении в кассе недостачи или излишка наличных денег и ценностей в акте указываются суммы недостач или излишков и обстоятельства их возникновения.
Наличные деньги, не оправданные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и подлежат отнесению на увеличение финансирования по бюджетным средствам и на увеличение целевых средств или средств по предпринимательской деятельности.
Инвентаризация денежных средств, находящихся на счетах в кредитных организациях, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии учреждения, с данными выписок кредитных организаций.
Унифицированная форма № ИНВ-15
Утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88
|_
Форма по ОКУД1 по ОКПО
(организация, централизованная бухгалтерия) (структурное подразделение)
0317013
Вид деятельности
Основание для проведения инвентаризации:приказ,постановление.распоряженис Н^МСр
(ненужное зачеркнуть)
дата
Вид операции
АКТ
инвентаризации наличных денежных средств,
находящихся по состоянию на "
| Номер документа Дата составления
РАСПИСКА
К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на денежные средства сданы в бухгалтерию и все денежные средства, разные ценности и документы, поступившие на мою ответственность,оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Материально ответственное лицо:
(должность) (подпись)
Акт составлен комиссией,которая установила следующее:
(расшифровка подписи)
1) наличных денег
2) марок
3) ценных бумаг
4)
5)
руб руб руб руб руб
коп. коп. коп. коп. коп.
Итого фактическое наличие на сумму — — — — (прописью)
(цифрами)
руб.
КОП.
По учетным данным на сумму
(цифрами)
руб. руб.
КОП. КОП.
(прописью)
Результаты инвентаризации: излишек
недостача
руб. руб. руб.
коп. коп. коп.
Последние номера кассовых ордеров: приходного №
расходного №
(должность)
Председатель комиссии Члены комиссии:
(должность) (должность)
(подпись) (подпись)
(должность) теречис
(должность)
(подпись) (подпись)
(расшифровка подписи) (расшифровка подписи) (расшифровка подписи)
(расшифровка подписи)
Подтверждаю,что денежные средства,перечисленные в акте,находятся на моем ответственном хранении. Материально ответственное лицо:
(подпись)
(расшифровка подписи)
Г.
Оборотная сторона формы № ИНВ-15 Объяснение причин излишков или недостач _
Материально ответственное лицо___
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Решение руководителя организации _
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Унифицированная форма № ИНВ-16 Утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88
Код
Форма по ОКУД 0317014
по ОКПО
(учреждение,организация)
(структурное подразделение) Вид деятельности
Основание для проведения инвентаризации: приказ,постановление,распоряжение номер
(ненужное зачеркнуть) дата
Дата начала инвентаризации
Дата окончания инвентаризации
Вид операции
ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ ОПИСЬ
Номер документа Дата составления
ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности
РАСПИСКА
К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на ценные бумаги и бланки документов строгой отчетности сданы в бухгалтерию и все ценные бумаги и бланки документов строгой отчетности, поступившие на мою (нашу) ответственность,оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Материально агветственнос(ые) лицо (а):_ _ _
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
В результате проведения инвентаризации произведен подсчет фактического наличия ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности по состоянию на «__ »__200 г.
При инвентаризации установлено следующее:
Фактическое наличие сумма, руб. коп. сч
коли- 1* р-н 1
номиналь-ная стоимисть, руб. коп. о Итого
серия ОЧ
по номер оо
номер (с номера)
Единица измерения 1 код по ОКЕИ V©
наименование «о
Ценная бумага, бланк строгой отчетности 1 код
Ои , 5 а Э § & 2 т
наименование, вид, категория сч
• о X & § 58 § < 1 &
V©
I
оэ
х я
2
I
сз
« I
зентаризации недостача с (1 '1 ЧО
0 с 1 * ш гч
по номер сч X
номер (с номера) СП сч X
Результаты ин! излишек а с ся гм
количество с^
по номер о гч X
номер (с номера) о\ X
учета сумма, руб. КОП. оо —н
герского коли-честю
о £ 55 £ * х 1 ж о г 4 С \ 8 > а Т-*
Ч 0 8 1 ц ш X
5 о 5 С Т номер! X
номер (с номера) т X
=3 гп по
з:
0 ^
х
1 О
0 ч сг
1
го
"О >
ы >
го
гп о я
4-я страница формы № ИНВ-16
Итого по описи:
а) количество порядковых номеров
б) общее количество единиц фактически
в) на сумму фактически
(прописью)
(прописью)
(прописью)
Все подсчеты итогов по строкам, страницам и в целом по инвентаризационной описи проверены. Председатель комиссии Члены комиссии:
руб.
коп.
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
(до.
(подпись)
(расшифровка подписи)
Все ценные бумаги и бланки документов строгой отчетности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи с №_
по №_, комиссией проверены в натуре в моем (нашем) присутствии, внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею (не имеем). Ценные бумаги и бланки документов строгой отчетности, перечисленные в описи, находятся на моем (нашем) ответственном хранении.
Материально ответсгвенное(ые) лицо(а):
Тоо!
(должность") «
Указанные в настоящей описи данные и расчеты проверил
(подпись) (подпись)
(расшифровка подписи) (расшифровка подписи)
200
г.
(должность) « »
(подпись)
(расшифровка подписи)
200
г.
Объяснение причин излишков или недостач
Материально ответст венное (ые) лицо(а): Решение руководителя организации:_
(должность)
(подпись)
(должность)
(подпись)
(расшифровка подписи) (расшифровка подписи)
5
4
09 ОТ
5
т
2 т О ж х ж
0 и
1
з:
со
ж
X
л
X
(должность)
4
(подпись)
200 г.
(расшифровка подписи)
ГО О
ю го
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ
Инвентаризация расчетов с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами и другими дебиторами и кредиторами заключается в выявлении по документам и записям в регистрах учета и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на соответствующих субсчетах бухгалтерского учета. Комиссия устанавливает сроки возникновения задолженности по этим субсчетам, реальность задолженности и виновных лиц в случае пропуска сроков исковой давности.
Со всеми дебиторами и кредиторами учреждения должны обменяться выписками из лицевых счетов. Выписки посылаются организациями-кредиторами организациям-дебиторам, а последние обязаны в течение 10 дней со дня их получения подтвердить остаток или сообщить свои возражения.
На счетах расчетов с дебиторами и кредиторами должны оставаться только согласованные суммы.
Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:
• тождественность расчетов с кредитными организациями и вышестоящей организацией;
• приняты ли меры по взысканию дебиторской задолженности в установленном порядке;
• задолженность подотчетных сумм, а также задолженность по недостачам и хищениям и меры, принятые ко взысканию этой задолженности;
• суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности, виновных в этом лиц;
• реальность задолженности работникам по оплате труда, по расчетам с работниками по безналичным удержаниям.
Результаты инвентаризации расчетов оформляются актом по форме № ИНВ-17, утвержденным постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88. В нем перечисляются наименования проинвентаризированных субсчетов и указываются суммы выявленной несогласованной дебиторской и кредиторской задолженности, безнадежных долгов, задолженности, по которой истекли сроки исковой давности.
По суммам дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности, в справке по форме, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.98 N2 88, указываются лица, виновные в пропуске этих сроков.
Особо должны быть проверены суммы задолженности, списанные вследствие несостоятельности ответчиков и невозможности обращения взыскания на их имущество, как-то:
• обоснованности списания этой задолженности;
• правильности учета списанной задолженности за балансом на счете 05 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов»;
• наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ НЕЗАВЕРШЕННОГО КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И НЕЗАКОНЧЕННЫХ КАПИТАЛЬНЫХ РЕМОНТОВ
Наличие и объем незавершенного капитального строительства и незаконченных капитальных ремонтов устанавливаются при инвентаризации путем проверки их в натуре. В составляемых актах при этом указываются наименование объекта, описание и объем выполненных работ по каждому объекту и виду работ, сметная и фактическая стоимость.
Инвентаризационная комиссия должна проверить:
• не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом. При выявлении такого оборудования необходимо сделать соответствующие исправления в учете и отчетности;
• состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов. По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основания их консервации. На законченные объекты, почему-либо не введенные в эксплуатацию, составляются отдельные акты.
На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству, подлежащие списанию с баланса, составляются отдельные акты, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости по смете, с указанием причин прекращения строительства.
На незаконченный капитальный ремонт зданий, сооружений, машин, оборудования, энергетических установок и других объектов составляется отдельный акт, в котором указываются названия ремонтируемого объекта, описание и процент выполненных работ, сметная и фактическая стоимость выполненных работ.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ЗАБАЛАНСОВЫХ СТАТЕЙ
Инвентаризация забалансовых статей проводится в порядке, аналогичном установленному для инвентаризации статей баланса.
Унифицированная форма № ИНВ-17 Утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88
Код
Форма по ОКУД 0317015
по ОКПО
(организация, централизованная бухгалтерия)
(структурное подразделение) Вид деятельности
Основание для проведения инвентаризации: приказ, постановление, распоряжение номер
(ненужное зачеркнуть) дата
Вид операции
Номер документа Дата составления
инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами
Акт составлен комиссией о том, что по состоянию на « » г. проведена инвентаризация расчетов
с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. При инвентаризации установлено следующее:
1. По дебиторской задолженности_• _(_
Наименование счета бухгалтерского учета и дебитора Номер счета Сумма по балансу, руб. коп.
всего в том числе задолженность
подтвержденная дебиторами не подтвержденная дебиторами с истекшим сроком исковой давности
1 2 3 4 5 6
*
и тд.
Итого
Оборотная сторона формы № ИНВ-17
2. По кредиторской задолженности
Наименование счета бухгалтерского учета и кредитора Номер счета Сумма по балансу, руб. коп.
всего в том числе задолженность
подтвержденная кредиторами не подтвержденная кредиторами с истекшим сроком исковой давности
1 2 3 4 5 6
Итого
Все подсчеты итогов по строкам, страницам и в целом по акту инвентаризации проверены.
Председатель комиссии ___ _
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Члены комиссии: ___ _
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение к форме № ИНВ-17 Утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88
(организация)
(струггурное подразделение)
СПРАВКА
к акту № _от «_»__г.
инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по состоянию на « » г.
Номер по порядку Наименование, адрес и номер телефона дебитора, кредитора Числится задолженность Сумма задолженности, руб. коп. Документ, подтверждающий задолженность
за что дата начала дебиторская кредиторская наименование номер дата
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Бухгалтер_
(подпись)
(расшифровка подписи)
Печатать с оборотом без заголовочной части. Подпись печатать на обороте
РЕЗУЛЬТАТЫ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
По всем недостачам, излишкам, потерям, связанным с порчей основных средств и других ценностей, а также пропуском сроков исковой давности по взысканию дебиторской задолженности, инвентаризационной комиссией должны быть получены письменные объяснения соответствующих работников.
На основании представленных объяснений и материалов инвентаризационная комиссия устанавливает характер выявленных недостач, потерь, порчи ценностей, а также их излишков и в соответствии с этим вносит предложения по регулированию разниц между данными инвентаризации й данными бухгалтерскою учета.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на соответствующих субсчетах, предусмотренных Инструкцией 107н:
• излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма относится на увеличение: целевых средств на содержание учреждения и другие мероприятия (субсчет 270) -по бюджетной деятельности, а также целевым средствам и безвозмездным поступлениям; доходов отчетного периода (субсчет 400) - по предпринимательской деятельности. Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене имущества должны быть подтверждены документально или экспертным путем;
• недостача материальных запасов в пределах норм естественной убыли относится по балансовой стоимости по дебету субсчетов 140, 141, 220,270 и кредиту субсчетов счетов 04, 05,06, 08;
• недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц по рыночной стоимости по дебету субсчета 170 и кредиту субсчетов 040, 041, 043, 044, 050, 060 -067, 069 (по материальным запасам), 120 (по денежным средствам), 173 (по основным средствам, нематериальным активам и малоценным предметам, приобретенным за счет бюджетных средств), 270 (по основным средствам, нематериальным активам и малоценным предметам, приобретенным за счет целевых средств и безвозмездных поступлений), 401 (по основным средствам, нематериальным активам и малоценным предметам, приобретенным за счет средств от предпринимательской деятельности).
В случае неустановления виновных лиц или отказа судом во взыскании убытка с виновных лиц производятся записи по кредиту субсчета 170 и дебету субсчетов 140, 141, 173, 270, 401.
В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).
Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за балансом в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника (забалансовый счет 05 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов).
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. В том случае, когда при зачете недостач и излишков от пересортицы стоимость недостающих материальных ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, разница в стоимости должна быть отнесена на виновных лиц.
На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.
Данные, полученные по завершении инвентаризации, обобщаются в акте о результатах инвентаризации ф. 835 с приложением к нему ведомости расхождений по результатам инвентаризации ф. 836.
Акт о результатах инвентаризации ф. 835 (0504835), формат А5, бланк.
Ведомость расхождений по результатам инвентаризации ф. 836 (0504836), формат АЗ, бланк.
Норма расхода зависит от количества инвентаризаций, проводимых в течение года, и числа материально ответственных лиц. Возможно также ориентироваться на количество бланков, израсходованное в предыдущие годы.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в бухгалтерском учете того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете. Инвентаризационная комиссия при необходимости может рассмотреть итоги инвентаризации на заседании и свои предложения о причинах недостач, потерь, а также излишков отразить в рекомендуемом протоколе заседания комиссии, примерный текст которого приведен ниже.
Руководитель учреждения
Утверждаю:
(подпись) (расшифровка подписи)
200 г.
АКТ №
о результатах инвентаризации
от
200 г.
Учреждение (централизованная бухгалтерия) Материально ответственное лицо
Форма 835 по ОКУД Дата по ОКПО
КОДЫ
0504835
Комиссия в составе
(должность) (фамилия,имя,отчество)
назначенная приказом (распоряжением) от " и_ 200 г. № составила настоящий акт
в том,что за период с"_"__200 г. по и_" _ 200_ г.
была проведена инвентаризация_
\ (материальные ценности, денежные средства,расчеты)
находящихся на ответственном хранении у_
(должность, фамилия, имя, отчество материально ответственного лица)
На основании Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) №_от "_"_ 200 г.
была составлена Ведомость расхождений и установлено следующее: _
Ведомость расхождений по результатам инвентаризации № _ от "_"_ 200 г. на_листах
прилагается
Председатель _ _ _
комиссии Члены комиссии: (должность) (подпись) (расшифровка подписи)
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
и и (должность) (подпись) 200 г. (расшифровка подписи)
=1 гп тз з; О 1=1 X л X
о
0 ч сг
1
143
"О >
Сд) >
ш
т о я Л
Ведомость расхождений по результатам инвентаризации №
от н г.
Учреждение_
Структурное подразделение Материально ответственное лицо
Форма 836по ОКУД Дата
_ по ОКПО
по КСП
КОЛЫ
0504836
N9 п/п Наименование ценности Инвен- Ецш И ЗМ С{ птца Результаты инвентаризации
)СНИЯ недостача излишки
тарный номер на-име-нова-ние код балансовая стоимость, руб. в пределах норм естественной убыли рыноч- сверх норм естественной убыли разница между рыночной и балансовой стоимостью (+ ,- количество сумма, руб. дебет кредит
кати честно сумма, руб. дебет креди- ная стоимость, руб. количество сумма, руб. дебет крелит количество сумма, р><5. дебет кредит
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
т и
0
4
го
01
5
ж о
г
т 13
х. т
О *
со
£ X я
ж
чО
го о
со го
го
со
крсдш м гч
дебет я
гч
а Я
х 11 м X я Я 1 р о. ё 1 &
СО
1*
и» £
Результаты инвента недостача сверх норм естестве! оюй убьпи 1
ц I 2;
а 5 о. * ¡Ш -
1| х =5 И ® п 1 о
=5 о\
1« оо
¡58 г-
-ног -сд ИИ «о
I | ^ «л
Инвентарной номер
1 § сы
-
ПРОТОКОЛ заседания инвентаризационной комиссии
__от * » _ _года
(наименование учреждения)
Присутствовали: председатель и члены инвентаризационной комиссии: материально ответственные лица, руководители обслуживаемых учреждений и структурных подразделений, всего_человек
ПОВЕСТКА ДНЯ:
об итогах инвентаризации имущества, финансовых обязательств и других статей баланса
(наименование учреждения, централизованной бухгалтерии)
Заслушав доклад председателя комиссии _и рассмотрев материалы
(фамилия, имя, отчество)
инвентаризации, проведенной по состоянию на «_»_ _года, инвентаризационная
комиссия отмечает, что инвентаризация проведена с соблюдением установленных правил.
Следует отметить, что ввиду отдельных нарушений порядка складскою учета некоторыми материально ответственными лицами, несвоевременного оформления и задержки представления в бухгалтерию документов и других нарушений,
(указать конкретно материально ответственных лиц: должность, фамилия, имя, отчество) были установлены расхождения фактического наличия против данных бухгалтерского учета, в частности:
1) по инвентаризационной описи № _ у материально ответственного лица _усганов-
(фамилия, имя, отчество) лены (приводятся наименования предметов и материалов, количество, цена и сумма) Излишки
Недостача
2) и т.д.
Инвентаризационная комиссия считает необходимым:
1. Излишки материальных ценностей по указанным выше описям № _ на сумму _руб.
_коп. оприходовать по бухгалтерскому учету.
2. Недостачу, установленную по инвентаризационной описи №_«_» наименований материалов
на общую сумму руб. _коп. взыскать с материально ответственного лица,
(должность, фамилия, имя, отчество)
3. Считать необходимым просить руководство:
• обязать материально ответственных лиц обеспечить полную сохранность всех ценностей, строю соблюдать порядок хранения их и ведения складского учета, не допускать случаев задержки в оформлении и представлении в бухгалтерию приходных и расходных документов, а также приема и отпуска материальных ценностей без соответствующе оформленных документов;
• обязать регулярно производить сверку складского главного бухгалтера _
(фамилия, имя, отчество)
учета с данными бухгалтерского учета и осуществлять систематический контроль за правильностью ведения учета у материально ответственных лиц, соблюдением порядка хранения и использования материальных ценностей;
• за систематическое нарушение правил оформления и сроков представления документов в бухгалтерию, порядка ведения складского учета, допущения случаев приема и отпуска материальных ценностей без соответствующе оформленных документов, о чем было отмечено ранее в акте ревизии финансово-хозяйственной деятельности, принять административные меры взыскания к материально ответственным лицам_ и потрсбо-
(должность, фамилия, имя, отчество)
вать устранения имеющихся недостатков;
• имея в виду, что наличие на продолжительный период значительного количества пришедшего в негодность инвентаря осложняет проведение инвентаризации, обязать постоянно действующую комиссию в дальнейшем рассматривать вопрос о своевременном списании таких предметов.
Председатель инвентаризационной
комиссии ___
(подпись) (расшифровка подписи)
Секретарь ___
(подпись) (расшифровка подписи)