Научная статья на тему 'Интервью с кулягиным И. В. : эффективность профилактической работы зависит от уровня координации усилий всех без исключения субъектов этой деятельности'

Интервью с кулягиным И. В. : эффективность профилактической работы зависит от уровня координации усилий всех без исключения субъектов этой деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
122
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Быкадорова Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интервью с кулягиным И. В. : эффективность профилактической работы зависит от уровня координации усилий всех без исключения субъектов этой деятельности»

Интервью:

Эффективность профилактической работы зависит от уровня координации усилий всех без исключения субъектов этой деятельности

Гость рубрики «Интервью» - Кулягин Игорь Валерьевич, первый заместитель руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета, г. Москва

Беседовала Быкадорова Александра Сергеевна - заместитель директора по аналитической работе Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, г. Ростов-на-Дону

- Игорь Валерьевич, какова роль Национального антитеррористического комитета в противодействии терроризму?

В начале XXI века в ответ на усиление глобальной угрозы международного терроризма в Российской Федерации была создана общегосударственная система противодействия терроризму, предусматривающая комплексную реализацию мер, направленных на борьбу с терроризмом, его профилактику, а также минимизацию и ликвидацию его последствий.

В результате согласованной работы государственных органов по борьбе с терроризмом удалось подавить активность действовавших на территории Северного Кавказа банд, связанных с международными террористическими организациями, привлечь к суду или нейтрализовать их основных главарей и

наиболее активных участников. Как следствие, существенно, в сотни раз, сократилось число преступлений террористической направленности. Значительное их количество предотвращено на стадии подготовки.

С учетом достигнутых результатов в направлении борьбы с терроризмом все большее значение приобретают меры по предупреждению (профилактике) террористических угроз. Практика показала, что эффективность профилактической работы в значительной степени зависит от уровня координации усилий всех без исключения субъектов этой деятельности: федеральных министерств, администраций регионов и муниципальных образований, институтов гражданского общества.

Организация и координация профилактической работы возложена на Национальный анти-

террористический комитет, в состав которого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации вошли руководители ряда министерств и ведомств, а также заместители секретаря Совета Безопасности, руководителя администрации Президента и председателей палат парламента.

На региональном уровне координация субъектов профилактики терроризма осуществляется созданными во всех российских регионах при председательстве глав субъектов антитеррористическими комиссиями.

- Одной из задач аппарата НАК является контроль за исполнением Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы. Сейчас действует третий такой документ. Насколько он отличается от предыдущих?

Комплексный план на 2019 -2023 годы по своему содержанию является последовательным продолжением и развитием работы, проделанной в рамках предыдущих документов. Естественно, с учетом достигнутых за предыдущие периоды положительных результатов, а также принимая во внимание изменившуюся обстановку, в нем были скорректированы цель и задачи деятельности по противодействию идеологии терроризма.

Так, перед исполнителями мероприятий Плана Президентом Российской Федерации поставлена цель: защита населения нашей страны от пропагандистского (идеологического) воздействия международных

террористических организаций, сообществ и отдельных лиц.

В рамках достижения указанной цели приоритетными задачами являются: повышение эффективности профилактической работы с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма или уже подпавшими под ее влияние; реализация мер по формированию у населения Российской Федерации антитеррористического сознания; совершенствование мер информационно-пропагандистского характера и защиты информационного пространства Российской Федерации от идеологии терроризма; развитие организационных и иных мер, направленных на повышение результативности деятельности субъектов противодействия терроризму.

Особенностью действующего плана является то, что существенно возросла роль в противодействии идеологии терроризма органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что Комплексный план предусматривает и необходимость привлечения к данной работе представителей гражданского общества: общественных и религиозных организаций, лидеров общественного мнения, журналистов, спортсменов, блогеров и т. п.

- В марте 2020 года на брифинге в МИА «Россия сегодня» Вы говорили о большом значении адресной профилактики террористических угроз. Насколько в стране развиты формы адресной профилактики?

Говоря об адресных мероприятиях, важно учитывать, что

формы и методы профилактической работы, а также ее содержание во многом определяются особенностями обстановки в конкретном регионе. Наиболее комплексно и активно меры адресного характера осуществляются в Северо-Кавказском и Приволжском федеральных округах. Именно здесь активно развивается практика психологической реабилитации и ресоциали-зации возвращенных из стран с повышенной террористической активностью членов семей нейтрализованных боевиков, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание за совершение преступлений террористической направленности, применяются другие меры адресной социальной и экономической поддержки людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Им оказывается помощь в трудоустройстве, восстановлении документов и нарушенных социальных связей, получении образования, разъяснении местных особенностей религиозной жизни и по другим вопросам, актуальным для каждого конкретного человека.

Накопленный опыт говорит о том, что в вопросе противодействия распространению идеологии терроризма хорошо зарекомендовали себя мероприятия адресного профилактического воздействия, проводимые региональными органами исполнительной власти в форме индивидуальных или групповых бесед с привлечением религиозно-духовных авторитетов, деятелей культуры, специалистов в сфере социальных наук и психоло-

гов, учитывающие социальные, национальные, психологические, возрастные и иные особенности тех категорий лиц, в отношении которых осуществляется предупредительное воздействие. Кроме того, доказали свою эффективность меры по социальной и культурной адаптации мигрантов, а также воспитательной работы среди молодежи.

В положительном аспекте необходимо отметить практику создания комиссий по адаптации к мирной жизни лиц, решивших прекратить террористическую деятельность. Специалистами этих комиссий помимо кропотливой работы с ними, в том числе по целенаправленной организации трудовой деятельности этих граждан, также проводятся индивидуальные беседы и поддерживаются контакты с родственниками и близкими осужденных за террористическую и экстремистскую деятельность, а также выехавших в зоны вооруженных конфликтов.

На всех направлениях адресной профилактики осуществляется отработка методик своевременного выявления лиц, подверженных воздействию идеологии терроризма или подпавших под ее влияние, а также оказания им соответствующей психологической помощи.

- Интернет стал неотъемлемой частью жизни, с чем сложно поспорить, и распространение идеологии терроризма приобрело совершенно другие масштабы. Можно ли говорить об использовании Интернета для профилактики распространения идеологии террориз-

ма, есть ли успешные примеры в России?

Деятельность по противодействию идеологии терроризма с использованием сети Интернет осуществляется субъектами профилактики как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Основная цель этих мероприятий - не только заблокировать противоправную информацию, запрещенную к распространению законом, но и наполнить информационное пространство позитивным контентом, а также сформировать у аудитории внутреннее неприятие насилия как средства достижения справедливости, самореализации и свободы вероисповедания.

Положительная практика наработана в рамках проведения Дня солидарности в борьбе с терроризмом. Например, Росмо-лодежью создается единая информационная повестка в сети Интернет путем опубликования постов с соответствующими хе-штегами. Изготавливаются и размещаются в сети Интернет ролики с привлечением сотрудников специальных подразделений, участвовавших в освобождении школы в г. Беслане (2004).

Значительный объем работы на направлении использования сети Интернет для совершенствования профилактической работы осуществляется на региональном уровне: в информационной работе происходит переход от пассивного информирования населения о проведенной работе к активной работе с аудиторией посредством размещения тематического контента в популярных социальных

сетях; организуются интерактивные акции, посвященные популяризации героев, внесших вклад в борьбу с терроризмом, создаются медиатеки с материалами антитеррористического содержания, реализуются другие мероприятия.

При этом нужно отметить, что работа на данном направлении имеет огромный потенциал для дальнейшего совершенствования как с точки зрения её содержания, так и в части форм работы с различными целевыми группами.

- Какую роль в сфере профилактики, по Вашему мнению, играет Министерство науки и высшего образования Российской Федерации?

В соответствии с российским законодательством Ми-нобрнауки России разрабатывает и обеспечивает реализацию комплекса мер, направленных на противодействие идеологии терроризма в сфере высшего образования и научной деятельности,

а также организует исполнение Комплексного плана в подведомственных образовательных организациях.

Существенная работа проделана министерством в части формирования системы подготовки кадров. Для обучения специалистов, непосредственно участвующих в противодействии терроризму, созданы соответствующие учебно-методические центры, разработаны программы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, а также педагогических работников. В настоящее время завершается подготовка учебно-методических материалов для обеспечения занятий по указанным программам.

Особое место ведомство занимает в определении государственной политики в области противодействия терроризму в сфере образования по отношению к образовательным организациям, подведомственным другим министерствам. Для выработки согласованных подходов к реализации профилактических мер создан Координационный совет по вопросам повышения эффективности формирования у молодежи гражданской позиции, противодействия идеологии терроризма и экстремизма, включающий в свой состав должностных лиц заинтересованных министерств и ведомств. На заседаниях совета рассматриваются актуальные вопросы профилактической работы с молодежью,

что помогает сфокусироваться на ее проблемах и вырабатывать меры по их предотвращению в сфере образования.

Для учета региональной специфики при осуществлении профилактики терроризма в студенческой среде Министерством организовано информационное взаимодействие подведомственных образовательных организаций и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и молодежной политики.

Кроме того, представители Минобрнауки принимают активное участие в форумных кампаниях, проводимых под эгидой НАК. В рамках указанных мероприятий до представителей региональных органов исполнительной власти и вузов доводятся установки, касающиеся выполнения Комплексного плана, а также распространяется передовой опыт организации и проведения мероприятий по его исполнению.

Важное значение имеет также деятельность министерства по продвижению доступной для понимания молодежи информации о позиции научного сообщества в отношении антитеррористической деятельности государства. Для достижения этой цели целесообразно развивать и совершенствовать портал «Наука и образование против террора», а также имеющиеся интернет-ресурсы образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.