единственно верные пути прогресса. В современной России немало ярких ученых и деятелей культуры, но эпоха «фабрика звезд», когда любая смазливая посредственность после нескольких выступлений по центральному телевидению может считать себя звездой. существенно девальвировало это понятие. У нас много искусственно сфабрикованных «звезд», которые уверовали, что им суждено купаться в лучах славы. но ныне практически нет бесспорно признанных лидеров, которые олицетворяют общество, на которых оно может равняться и за которым может следовать. Хочется верить, что история движется вперед, что она породит и успешных менеджеров, и первопроходцев в сфере культуры. Однако сегодня их дефицит очевиден.
Мировой финансовый кризис 20082009 годов нанес существенный ущерб экономике и социальной жизни, он заставил еще
и еще раз вернуться к проблеме эффективности реализации, заложенного в обществе созидательного потенциала. В первую очередь, это относится к культуре, которая интегрирует в себе конструктивные силы социума, стимулирует творчество личности, представляет собой оправдавший себя показатель качества жизни людей, их способность видеть прекрасное и жить по законам красоты. Выход из кризиса предполагает и качественно новый этап функционирования учебных заведений высшего образования, которые, опираясь на рожденные креативно-информационной эпохой новые технологии вовлечения студентов в мир культуры и социально-культурного творчества, могут внести весомый вклад в гуманизацию общественных отношений, в усиление роли культуры во всех сферах жизнедеятельности, в формирование столь необходимой сегодня креативной личности.
Литература
1. Гадамер Х. Г. Истина и метод. - М., 1988. - С. 39-58.
Мир СКД и СКД в мире Интервью
с доктором педагогических наук, профессором кафедры Социально-культурной деятельности Алтайской государственной академии культуры и искусств Светланой Борисовной Брижатовой
SCA World and SCA in the World
Interview
with Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Social and Cultural Activities of Altai State Academy of Culture and Arts Svetlana Borisovna Brizhatova
1. Светлана Борисовна, сейчас проходит альности «Социально-культурная деятель-
итоговая государственная аттестация сту- ность», включающая защиту дипломных
дентов заочной формы обучения по специ- работ. Какие темы и направления научно-
исследовательской работы студентов являются наиболее актуальными?
- Наиболее актуальными направлениями являются темы, направленные на изучение форм, методов и средств совершенствования деятельности учреждений культуры в новых социально-экономических условиях. Следующим важным направлением является социально-культурная инноватика на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Не утрачивает актуальности проблематика разработки и реализации программ социально-культурного развития.
2. В последнее время во многих публикациях говорится о таком уровне профессиональной деятельности, как исследовательский. Более того, говорится даже об исследовательском типе социализации личности. В какой мере, на ваш взгляд, исследовательской является профессиональная социально-культурная деятельность.
- Исследовательский подход занимает все большее место в социально-культурной деятельности. Не только описания, но и исследования в социально-культурной деятельности требуют такие аспекты, как изучение традиционной культуры, культурные потребности и интересы различных групп населения. В современных условиях важно исследовать и различные стороны качества предоставляемых в сфере культуры услуг и управление этим процессом.
3. В связи с этим какие возможности для подготовки профессионалов в области социально-культурной деятельности содержаться в Государственных образовательных стандартах третьего поколения?
- Необходимо учитывать, что наша сфера социальная, культурная развивается в рыночных условиях. Таким образом, специалисты социально-культурной сферы должны учитывать особенности российских рыночных отношений. Несомненно, будут востребова-
ны специалисты информационных технологий, руководители, педагоги художественно-творческой деятельности, специалисты в области управления социально-культурной сферы, специалисты по работе с различными категориями населения (дети, молодежь, пожилые).
4. Какими компетенциями должен обладать бакалавр социально-культурной деятельности для того, чтобы не просто адаптироваться в учреждении культуры, но и быть способным к социокультурному проектированию работы этих учреждений?
- Знать методологию проектирования и программирования, уметь на практике разработать и внедрить социально-значимые проекты.
5. В связи с этим какие темы научноисследовательской работы кафедры и соответственно студенческих работ наиболее востребованы практикой?
- Формирование региональной культуры, политики, культурной среды, сохранение и возрождение народно-художественного творчества, межэтнические отношения, развитие регионального туризма, формирование корпоративной культуры, исследование разнообразных социально-культурных технологий - культуроохраняемых, культуротворческих, этнонаправленных, информационно-просветительских и др.
6. Какое место в настоящее время занимает менеджмент социально-культурной деятельности. Какими управленческими компетенциями должен обладать выпускник вуза по направлению «Социально-культурная деятельность»?
- Это очень важное для социально-культурной деятельности направление, что находит отражение в государственной политике, приоритетам которой должна соответствовать социокультурная составляющая. Я считаю, что следует развивать ресурсную базу
этой составляющей. Естественно, надо использовать все ценное из зарубежного опыта, прежде всего из европейских моделей, но и учитывать особенности России (менталитет, традиции). Это и есть «отправная точка» менеджмента социально-культурной деятельности.
Что касается управленческих компетенций, то краеугольным камнем их формирования являются знания, умения и навыки. В ФГОС третьего поколения уже определены общекультурные и профессиональные компетенции для направления подготовки студентов «социально-культурная деятельность». Но я считаю, что в процессе обучения студентов в рамках этого направления в первую очередь следует думать о духовной составляющей компетентности специалиста в области социально-культурной деятельности.
7. Читателям будет интересно узнать, каковы перспективы развития социальнокультурной деятельности в мире, Российской Федерации и в Сибири?
- Несомненно социально-культурная деятельность будет развиваться, выходить на новые, более высокие уровни своего развития, так как любое общество, государство, отрасль - это сложная система включения базовых ее элементов в систему, которая переживает определенные трудности в своем развитии, на которую влияют как объективные, так и субъективные факторы. От стабилизации объективных факторов напрямую зависит стабилизация развития социальнокультурной деятельности, как и отрасли культуры в целом. Для развития которой необходимо (и давно) достойное государственное финансирование, подъем престижа профессии работника культуры, образования и науки. Естественно развиваться социальнокультурная деятельность в Сибири и в России в целом будет не так активно, как на Западе,
по той простой причине, что разные объемы финансирования сложились еще в системе меценатства и спонсорства: не проработаны законодательно-правовая база по государственной поддержке культуры, чиновники не заинтересованы в поддержке культуры и искусства, устарели формы, методы и стили руководства (кабинетное руководство), часто чиновник от культуры не знает истинное состояние дел в сфере культуры, - данные вопросы обсуждались на многих международных, межрегиональных конференциях и симпозиумах. Но, к большому сожалению, отрасль культуры, социально-культурная деятельность, находятся в кризисном состоянии, так как для России характерно устойчивое кризисное развитие.
8. Расскажите, пожалуйста, об интересном опыте социально-культурной деятельности.
- В учреждениях социально-культурной сферы России накоплен опыт социальнокультурной деятельности на различных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. В последнее время формы и методы реализации социально-культурной деятельности совершенствуются. Она осуществляется в национально-культурных центрах, центрах традиционной культуры, объединениях народно-художественного творчества. Развивается культурно-досуговая деятельность в дошкольных учреждениях посредством организации занятий, игр, использования элементов обрядовой и праздничной культуры. Особо обращаю внимание на преемственность социально-культурной деятельности на дошкольном и школьном этапах образования. Методике использовании фольклора в дошкольных образовательных учреждениях посвящены разработки педагогов и ученых Алтайской государственной академии культуры и искусств.
В практике социально-культурной деятельности складываются новые направления. Во-первых, социально-культурная деятельность неформальных объединений, включая волонтерское движение, благотворительность, студенческие и другие молодежные объединения, например, движение «Поиск». Во-вторых, я бы обратила внимание на развитие услуг на дому в рамках социальнокультурной деятельности. В-третьих, наметилась тенденция взаимодействия классических
университетов культуры и искусств. Также нельзя не отметить развитие методических центров по народному творчеству и досугу, в частности, такие направления их работы, как народное художественное творчество, методическое обеспечение социально-культурной деятельности и подготовка и переподготовка кадров для социально-культурной сферы. Особо отмечаю достижения в этой сфере всех регионов Сибирского федерального округа.
УДК 316
Г. Л. Рукша, Е. Л. Кудрина
МЕГАПОЛИС КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ
В статье рассматриваются современные урбанизационные процессы, связанные со становлением мегаполисов; исследуется специфика культурного пространства мегаполисов: социокультурная гетерогенность, диалогичность городского пространства, интенция на инновацию, преобладание интеллектуального характера духовной жизни в больших городах.
Ключевые слова: урбанизация, урбанизационные процессы, этапы урбанизационного процесса, культурное пространство мегаполисов, социокультурная гетерогенность, диалогичность городского пространства, интенция на инновацию.
G. L. Ruksha, E. L. Kudrina
MEGAPOLIS AS A SOCIO-CULTURAL PHENOMENON
This article reviews current urbanization processes associated with the development of cities; the research is on specific cultural area of a megapolis: socio-cultural heterogeneity, dialogic urban space, intention to innovation, and predominance of intellectual nature of spiritual life in big cities.
Keywords: urbanization, urbanization processes, stages of urbanization processes, megapolitan cultural space, socio-cultural heterogeneity, dialogic urban space, intention to innovation.
Урбанизация стала одной из основных черт современной исторической эпохи. Она охватывает страны с различным строем и уровнем развития, определяя их экономический и культурный потенциал.
Активная деятельность человека по созданию городов формирует урбанизированную среду и новый тип городской социальной жизни. Город создает внутри себя и вокруг особую инфраструктуру, которая включает