РАЗВИТИЕ
_ Спецчасть
Надо платить хорошие деньги преподавателям
— Виктор Викторович, вы общаетесь с молодыми учеными, близко наблюдаете то, что происходит в сфере экономического образования. Можно ли сказать, что отношение молодежи к экономической науке сегодня меняется? Что отличает современное поколение молодых учены к-эк он ом исто в, только начинающих научную карьеру, от, например, ученых вашего поколения? Или молодых людей, пришедших в науку в 90-е годы?
— Должен сразу сказать, что в 90-е годы молодые люди в экономическую науку не шли. В те времена к нам, конечно, приходили молодые люди — выпускники университетов, аспиран-
ты и так далее. Некоторые из них вполне искренне хотели заниматься наукой. Но как только у них появлялась семья и дети, они вынуждены были уходить на более высокооплачиваемые рабочие места. Зарплата в науке была тогда совершенно неконкурентоспособной. Академик Юрий Васильевич Яременко в те годы г орько шутил: «В науке остались работать одни ненормальные, потому что все нормальные люди давно ушли в бизнес или во власть, где платят нормальную зарплату».
Первые признаки улучшения ситуации появились в начале 2000-х го-
СПРАВКА «БЮДЖЕТА»
Виктор Викторович ИВАНТЕР
Родился 14 ноября 1935 г, в Москве. В 1958 г, окончил Московский государственный экономический институт, затем аспирантуру Московского института народного хозяйства.
Работал в Институте электронных управляющих машин, Институте экономики РАН и Центральном экономико-матема-ти чес ком институте РАН. Заведовал кафедрами национальной экономики в РЭА им. Г. В. Плеханова, анализа и прогнозирования национальной экономики МФТИ, социально-экономического прогнозирования в Государственном университете управления. С 1997 г. —директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Академик РАН, доктор экономических наук, профессор Московской школы экономики МГУ, председатель экспертного совета ВАК России по экономике.
дов. Отдельные молодые люди снова стали выбирать для себя карьеру в науке. Еще через несколько лет таких людей стало больше. Можно сказать, что это уже превратилось в подобие ручейка. С одной стороны, это были выпускники экономических вузов и факультетов из МГУ, Плехановской академии и других учебных заведений. С другой — к нам пришло несколько талантливых выпускников Московского физико-технического института. Все эти ребята, некоторые из которых уже стали ведущими исследователями, — наша основная надежда на будущее.
При этом я бы не стал говорить, что нынешняя научная молодежь как-то принципиально отличается от научной молодежи прошлых лет. Для них также характерна прежде всего исследовательская любознательность. Им тоже интересно заниматься в первую очередь наукой, общаться с коллегами, получать
Интервью академика В. В. Ивантера журналу «Бюджет» Надо платить хорошие деньги преподавателям
Н№1мЕ1 апрель - 2014
КОРОТКО
Международный конкурс на лучшую работу среди молодых ученых «Евразийская интеграция. Проблемы и перспективы» финишировал 30 января 2014 года. Его организатором выступил Издательский дом «Наука». Конкурс поддержали государственный секретарь Союзного Государства Г, А. Рапота, Ассоциация российски* банков, подкомитет по антикризисному управлению Торгово-промышленной палаты РФ, представители деловой и научной общественности России и Белоруссии, С приветствием к его участникам и лауреатам обратился депутат Госдумы А. 6, Выборный.
новые исследовательские результаты и только во вторую очередь думать о материальных вещах. Мы, естественно, этому очень рады. — Чем вызван нынешний интерес к евразийской интеграции? Какими объективными процессами, происходящими в обществе? Это следствие политических решений или что-то еще?
— В основе стремления к евразийской интеграции лежит все-таки экономика. Все три государства — участника Таможенного союза и Единого экономического пространства нуждаются в новом поле для развития, и но пых рынках сбыта для своей продукции. И экономическая интеграция такую возможность создает — недаром темпы роста взаимной торговли Беларуси, Казахстана и России в целом заметно опережают темпы роста их внешней торговли с третьими странами.
Кроме того, экономическая интеграция ведет к общему снижению издержек в экономиках стран-участниц за счет- снижения или даже обнуления таможенных тарифов, уменьшения расходов времени и денег на пограничные
и прочие бюрократические формальности. Ну и за счет синергии, которая возникает благодаря выстраиванию новых цепочек в рамках технологической кооперации, реализации совместных инвестиционных проектов, согласованной деятельности на рынках третьих ст ран и так далее.
Также способствуют интеграции сохранение старых, еще советского периода, производственных и гуманитарных связей, наличие близких или совпадающих технических нормативов и регламентов, общие подходы к образованию и профессиональной подготовке, единое языковое пространство и многое другое. Политика в данном случае идет за экономикой.
— Хотелось бы услышать вашу оценку международного конкурса для молодых учены* «Евразийская интеграция: проблемы и перспективы». Чего вы ожидаете от него е перспективе
— для России, для ее науки и экономики?
— Во-первых, молодых ученых мы должны поддерживать для того, чтобы научные работники не исчезли как класс. Повторю, что с начала 90-х и примерно до середины 2000-х годов молодежь в науку в наших странах не шла. И чтобы устранить этот разрыв поколений, мы сейчас должны предпринимать очень серьезные усилия. А конкуре — это хороший стимул, который помогает молодым ученым реа-лизовывать их здоровые амбиции.
Во-вторых, от конкурса может быть и содержательная польза. Вы знаете, что сохраняется множество неисследованных проблем в части изучения эффектов интеграции, разработки сценарных прогнозов интеграции, оценки возможных рисков и так далее. При этом текущие объемы финансирования подобных исследований, мягко говоря, не поражают воображения. Поэтому конкурс — отличная возможность подключить к этим исследованиям гораздо более значительные интеллектуальные силы и получить качественные научные результаты.
— Не слишком ли большие надежды возлагают на евразийскую интеграцию здесь,
в России? Другие государства постсоветского пространства четко блюдут прежде всего свои интересы, стараются придерживаться своего пути развития.
— Ну допустим, нынешние события на Украине заставляют усомниться в том, что постсоветские страны всегда четко блюдут свои экономические интересы. Часть тамошних политиков на удивление легко отказалась от заведомо выигрышной для их страны экономической интеграции на постсоветском пространстве в пользу заведомо проигрышной попытки вступить в экономическую ассоциацию с Европой. Европа же фактически потребовала от Украины сдать свои рынки и уполовинить свою социальную сферу. И плюс к тому Украина еще потеряет свои позиции на рынках Таможенного союза, так как введение дополнительных пошлин на ее продукцию в России, Беларуси и Казахстане будет неизбежным. И все это в обмен на общие декларации и обещания, не подкрепленные никакими конкретными экономическими обязательствами со стороны Европы.
Что касается России, то мы не видим никаких особых жертв с ее стороны. Экономическая интеграция не является игрой с нулевой суммой, где кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Наоборот, по нашим подсчетам, от экономической интеграции в рамках ТС и ЕЭГI выигрывают все. И если выигрыш Беларуси и Казахстана будет больше в процентном выражении (соответственно до 15% ВВП и до 4% ВВП к 2030 году), то выигрыш России будет наибольшим в абсолютном выражении (до 600 миллиардов долларов за период 2012-2030 годов)1. — Экономика общественного сектора как предмет мало знакома российским студентам. В то же время в нашей стране госсектор достаточно велик и желающих работать в этой сфере хватает. Как можно исправить ситуацию?
— Я скажу банальную вещь: прежде всего надо платить хорошую зарплату преподавателям. И тогда через какое-то время у нас будет достаточно специалистов, которые будут1 читать качествен-
1 В. В. Ивантер. М. Н. Узяхов, Д. Б. Кувалин, В. М. Геец, А. А. Ши ров, Л. В. Шинка рук и др. Украина и Таможенный соки: комплексная оценка макроэкономического эффекта различных форм глубокого экономического сотрудничества Украины со странами Таможенного союза и Единого экономического прострэнства//Еврэзийский банк развития.
СПб., 201г.
Научно-практический журнал
январь-март 2014
_ Спецчасть
ные курсы по экономике общее!венного сектора и напишут для этих курсов хорошие учебники. Конечно, это произойдет не мгновенно. Но если не платить преподавателям достойные деньги, этого не произойдет никогда. И в этом смысле позиция некоторых чиновников Министерства образования, что, мол, пусть сначала начнут хорошо и много преподавать, а потом мы поднимем зарплату, — абсолютно неконструктивна. Если все пойдет так, как они хотят, талантливая молодежь просто не захочет идти в преподаватели. Кого прельстят нынешние копеечные доходы? Они лучше в бизнес уйдут.
Иными словами, некоторое время нам придется платить высокую зарплату всем — и хорошим, и плохим преподавателям. Это будет естественной и неизбежной расплатой за наши ошибки прошлых лет. Но зато потом ситуация с преподаванием резко улучшится — за счет притока талантливой молодежи.
— Есть ли смысл при обучении студентов-э ко ном и сто в, да и повышении квалификации управленцев опираться на уже имеющийся зарубежный опыт? Или надо искать какой-то свой, особый путь?
— Конечно, надо и зарубежный опыт использовать, и про особенности российской экономики не забывать студентам рассказывать. Беда в том, что и то, и другое у нас преподается не лучшим образом. И дело здесь не только в упомянутой выше низкой зарплате профессоров и преподавателей.
Можно, например, говорить о том, что и во всем мире, и в России студентам-экономистам, как правило, читают макроэкономические курсы, которые весьма приблизительно описывают процессы, происходящие в современной экономике. Это не вина преподавателей, это вина теоретиков гак называемого мейнстрима (англ. mainstream — основное течение. — Прим. ред.) в экономической науке-. При этом влияние на университетские курсы альтерна-
тивных теорий, часть из которых более адекватно описывает реальную экономику, по-прежнему невелико.
Кроме того, меня категорически не устраивает, как в нашей стране устроен процесс приглашения на работу зарубежных профессоров и исследователей. Бюрократические правила в этой сфере безо всяких преувеличений безумны! И если университеты хоть и с огромным трудом, но все-таки могут взять на работу иностранного преподавателя, то мы — исследовательские институты — такой возможности лишены практически полностью. Ну нет у нас административных и финансовых возможностей ежегодно выбивать все эти квоты, лицензии и прочие разрешения и платить за них немалые деньги. При этом нашим иностранным коллегам также весьма непросто получить рабочую визу в Россию. И как в этих условиях принимать во внимание зарубежный опыт?
Подготовил А. В. БОРИСОВ
'См., например, главу Жака Саоира «Двадцать лет переходного периода. Политэкономия системных изменений" е М.. Магистр, 2013.
книге «Российская трансформация: 20 дет спустя».
ПРИГЛАШАЕМ НА СЕМИНАРЫ И КОНФЕРЕНЦИИ!
н I J>J
УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР
W&'
Лицензия № 033525 ОТ 21.03.2D13
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
4 Для сотрудников финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований
Финансовых контролере® 4 Бухгалтеров государственных учреждений Специалистов контрактных служб
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ (ОЧНЫЕ И ДИСТАНЦИОННЫЕ)
Научно-практические конференции Курсы повышения квалификации Семинары
Семинары проводятся при участии представителей Министерства финансов. Министерства экономического развития, Министерства регионального развития, Федерального казначейства, Федеральной антимонопольной службы и других министерств и ведомств
ПОЛУЧИТЕ ОТВЕТЫ НА ВАШИ ВОПРОСЫ!
А
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
+7 (495) 632-23-22, доб. 302; [email protected]